Это не так просто осознать, но в мае 2020 года исполнилось ровно 20 лет с тех пор, как корпорация Intel, чье 50-летие мы отмечали совсем недавно (а на самом деле – два года назад) официально открыла свой сайт для разработки и исследования в России. А точнее – в Нижнем Новгороде. Еще точнее – на ул. Тургенева, 30. Дальше уточнять бессмысленно – начав жизнь с одной арендованной комнаты, сайт Intel разросся до собственного 10-этажного здания и продолжает расти дальше, являясь одним из важнейших мировых центров разработки Intel.
И ему есть, что вспомнить! В честь памятной даты мы решили рассказать о двадцати самых интересных проектах Intel – длинных и коротких, больших и маленьких, действующих и завершенных, но непременно «made in Russia».
И первый рассказ – о самом необычном проекте, длящемся уже 20 лет, и вовлекающем почти все подразделения нижегородской Intel – Летней школе для студентов и аспирантов.
Со стороны Школа выглядит так: каждое лето около трех десятков талантливых молодых людей заполняют офис компании Intel, слушают лекции и работают над решением реальных задач, включая задачу съедения всей продукции офисной столовой.
Студенты Летней школы в числе празднующих 35-летие Intel, 2003 год
Для причастных к Школе сотрудников Intel здесь всё гораздо сложнее, работа начинается еще зимой – выбирается и тщательно формулируется подходящая для «летнего школьника» задача, подается отборочной комиссии. Весной, в случае если задача проходит конкурсный отбор, среди подавших на нее заявки кандидатов в «школьники» после череды интервью выбирается самый достойный. Лето уходит на присмотр за выбранным «летним школьником», а точнее — полноправным летним интерном компании Intel, а осенью пожинаются и по возможности используются плоды его работы.
Фестиваль КВН, 2003 год
А для самых причастных – организаторов Школы – работы на порядок больше. Это и выбор учебной программы для «летних школьников», и распространение информации о Школе внутри и снаружи Intel (и Хабр тут тоже причастен – об этом в завершении поста) и конкурсный отбор задач для Школы и, наконец, решение различных организационных вопросов в количестве вагона и маленькой тележки.
Летняя школа появилась одновременно с первым российским офисом Intel в Нижнем Новгороде и как бы параллельно с ним. И то, и другое возникло на базе компании NSTL (Nizhny Novgorod Software Technologies Lab) – ее штат стал первыми сотрудниками Intel в Нижнем, а образовательный проект NSTL, проводившийся в Научном парке МГУ под кураторством Валерия Фёдоровича Курякина – собственно, интернатурой Intel для студентов.
Усилиями сыгравшей важную роль для всего нижегородского офиса Intel Людмилы Всеволодовны Нестеренко и ставшей впоследствии вице-президентом Intel Марины Алексеевой Школа стала частью академической программы Intel – и сразу же попала в умелые и заботливые руки Ларисы Михайловны Фадиной, которая в течение 20 последующих лет непосредственно занималась ее организацией.
Лариса Михайловна Фадина (с теми самыми руками), выездной семинар Летней школы, 2013 год
Изначально в Школу старались брать в основном нижегородских студентов – чтобы в дальнейшем они стройными рядами шли устраиваться в Intel интернами. Однако со временем пришло понимание, что во время обучения «школьники» тоже приносят компании пользу. Кроме того, расширяя географию приема, Школа (а вместе с ней и компания) делала себе всероссийскую рекламу: бывшие участники программы приводили будущих. За счет большего охвата удалось удерживать стабильно высоким и уровень прошедших отбор.
Тренинг по работе в команде, 2019 год
Чтобы организовать заочный процесс приема, организаторы стали заранее публиковать задачи на сайте компании до начала набора, чтобы студенты могли ознакомиться с ними и подать заявку на наиболее интересную и подходящую по уровню знаний и умений. Таким образом, студент шел на конкретную задачу, сам ее выбрав, оценив свои силы и предварительно подготовившись.
Появление иногородних во весь рост поставило перед Intel проблему их проживания. Заселять в гостиницы на два месяца было слишком дорого и хлопотно, поэтому находили общежития учебных заведений, которые пустовали в летнее время. Однако общага есть общага – условия жизни в ней резко отличались от условий работы в офисе Intel.
Стажеры относились к бытовым проблемам с пониманием. Организаторы контролировали условия проживания, и не только они – родители постоянно звонили и справлялись о том, как поживают их чада. А одна не в меру тревожная мама как-то приехала с проверкой лично – и осталась довольна.
По правилам в Школу брали студентов старших курсов, в основном 3-4-курсников. Был случай, когда «летний школьник» обманул всех и приписал себе 1 курс. Когда приехал с документами, отступать было поздно, его взяли на стажировку. Это было в те времена, когда студентам верили на слово. Был первокурсник, которого взяли, зная, что он первокурсник. Он сказал, что обязательно будет работать в Intel, когда «вырастет» — правда, неизвестно, сдержал ли он слово.
Попадались и еще более хитрые люди. В одну из последних Школ пришел учиться товарищ, вообще не проходивший отбора. Один из студентов посещал другие курсы Intel и решил, что в Летнюю школу также можно «зачислиться» явочным порядком. Охрана настолько не ожидала такого поворота, что сразу отправила его фотографироваться на пропуск, только там разобрались, в чем дело, не найдя его фамилии в списке стажеров.
Людмила Всеволодовна Нестеренко на семинаре Летней школы, 2013 год
Неожиданности порой случаются и с уже зачисленными студентами в процессе обучения. Так, однажды, один такой пропал средь бела дня. Его не было на рабочем месте, он не отвечал на письма, на сотовый, никто из его товарищей по Летней школе не знал где он. Все стали переживать. Может что случилось? Стали узнавать не вернулся ли он в общежитие, но и там его не было. Время к вечеру, напряжение нарастало… И тут его случайно замечают сидящем в столовой. Оказалось, он просто решил посидеть в столовой и поработать – понравилась ему там обстановка, видите ли. Все вздохнули с облегчением.
Какие же цели преследовала компания, создавая свою Летнюю школу? Их, конечно, сразу много. Это и создание имиджа Intel среди пользователей различных решений компании посредством «сарафанного радио». И создание центров «дружбы с Intel», где ВУЗы целенаправленно готовили студентов к поступлению в Летнюю школу. И прокачка навыков и умений тех сотрудников компании, кто становился менторами, кто проводил лекции и тренинги, и кто просто помогал школьникам стать частью нашей дружной компании. И, конечно, привлечение и подбор молодых и талантливых сотрудников. Скажем, за последние несколько лет в среднем 70% «школьников» становятся сотрудниками Intel в течение года — думаю, это вполне показывает, насколько успешно Школа справлялась с возложенными на неё ожиданиями.
Открытие Летней школы, 2016 год
Была от интернов и прямая, непосредственная польза – они, не побоимся этих слов, работали на благо компании. «Школьники» на практике доказали, что они могут свернуть горы. Иногда, менторы были просто в шоке (в хорошем смысле) от того, сколько ребята были способны сделать за срок меньше, чем два месяца. «Школьникам» обычно поручали задачи из серии «хорошо бы сделать это, только когда?». Причем, задачи интересные, не рутинные, просто ни один проект в мире не может объять необъятное. Это и экспериментальные, потенциально перспективные разработки, и обкатка новых процессов и разработка демо для программных продуктов. И в подавляющем большинстве случаев менторы оценивали объём работы, выполненной студентами, в 100% от поставленной.
Как уже говорилось, задачи студентам вытекали из текущей деятельности компании, ее проектов. В нашем распоряжении имеется перечень тематик для школы 2002 года — можно сказать, имеющий историческую ценность документ. Давайте посмотрим, чем занимались «школьники» тогда:
Все как сейчас: коммуникации, распознавание, кодирование медиа… С небольшой поправкой на 20 лет развития технологий.
Шло время, в России открывались новые офисы Intel, а вместе с ними и новые Летние школы. Их формат в разных местах немного отличался, где-то обучение проводилось в офисах и в университетах в одно время. Кто не смог пройти конкурс в стажеры, стажировались в университетах. На пике «школьной экспансии» занятия шли, помимо Нижнего Новгорода, в Санкт-Петербурге, Сарове, Москве, Новосибирске. Потом количество Школ начало сокращаться, осталась одна всероссийская школа в Нижнем. Впрочем, в этом году снова добавился один московский проект.
Учебные занятия в Школе, 2003 год
Но всегда – и раньше, и сейчас – все университеты городов, где имеются лаборатории Intel, работали как партнеры Школ – привлекали претендентов, участвовали в подготовке учебной программы школы, проводили лекции и семинары. Университеты российских городов, где не было офисов, тоже были заинтересованы в партнерских отношениях с летней школой. Более всего в этом деле преуспели Волгоград (ВолГТУ), Архангельск (САФУ), Ростов-на-Дону, Самара, Киров. Интерны съезжались со всей страны – что же до самого дальнего гостя, то он прибыл в школу из Владивостока.
Александр Чипижко произносит речь на открытии Летней школы, 2014 год
Будет очень трудно даже приблизительно посчитать, сколько студентов за эти годы было вовлечено в орбиту Летней школы Intel. Только в Нижнем отучилось около 600 человек, а количество участвовавших во вступительном конкурсе можно смело оценить тысяч в 5! Не будет преувеличением сказать, что Школа так или иначе повлияла на карьеры и жизненный путь многих тысяч студентов.
И продолжает влиять. В этом году Школа, конечно же, состоится!
Каждый год, начиная с незапамятных времен, в апреле в блоге Intel на Хабре мы публикуем объявление о начале набора в очередную школу, и каждый раз по этому объявлению туда попадает приличный процент интернов. Получается, этот пост читают многие бывшие «летние школьники». Давайте посчитаемся – напишите в комментариях, чем для вас стала Школа и что у вас есть о ней сказать.
Самое главное в любой школе — это люди. О многих, кто создавал и создал Летнюю школу Intel, здесь уже упоминалось. Тем не менее, мы считаем нужным еще раз перечислить всех тех, без кого она определенно не состоялась бы — или состоялась бы, но была бы другой, формальной и безликой.
В этом списке руководители компании в те далекие годы, отцы и матери-основатели школы, ее первые преподаватели: Валерий Федорович Курякин и Людмила Всеволодовна Нестеренко. Организатор учебного и любых других процессов, решатель разнообразных вопросов Лариса Михайловна Фадина. Недавно безвременно ушедший от нас к огромному сожалению Игорь Олегович Одинцов — энергетическая составляющая Школы, его опыт преподавателя и программиста позволили развить летнюю школу в проект, который продолжался круглый год. Марина Алексеева — бессменный хранитель Летней Школы на протяжении многих лет, много сделавшая для того, чтобы школа начиналась каждый год, и чтобы в ее работе не было сбоев. Увы, но ушедший в вечность Виктор Самофалов, внесший большой вклад в научную составляющую и укрепление связей с университетами. Мария Осеева — молодость и задор Летней школы. Игорь Лопатин, Кирилл Корняков, Иван Кузьмин — те, на кого равнялись студенты, их фееричные выступления всегда имели большой успехи и кто теперь развивает и поддерживает Летнюю школу в России. Администраторы проектов, которые принимали к себе студентов и решали их проблемы: Наталья Копченова, Анастасия Мукосеева, Татьяна Богомолова, Наталья Коняхина.
Менторы Intel, вложившие в студентов частичку своей души. И все-все-все причастные.
Эта статья посвящается вам.
Мы благодарим Валерия Федоровича Курякина и Дмитрия Крыжановского за архивные материалы и фото, предоставленные для этой статьи.
И ему есть, что вспомнить! В честь памятной даты мы решили рассказать о двадцати самых интересных проектах Intel – длинных и коротких, больших и маленьких, действующих и завершенных, но непременно «made in Russia».
И первый рассказ – о самом необычном проекте, длящемся уже 20 лет, и вовлекающем почти все подразделения нижегородской Intel – Летней школе для студентов и аспирантов.
When I was in time of trouble,
Good idea came to me,
Summer School in Intel,
Let it be, let it be!
Школа, школа, ты похожа…
Со стороны Школа выглядит так: каждое лето около трех десятков талантливых молодых людей заполняют офис компании Intel, слушают лекции и работают над решением реальных задач, включая задачу съедения всей продукции офисной столовой.
Студенты Летней школы в числе празднующих 35-летие Intel, 2003 год
Для причастных к Школе сотрудников Intel здесь всё гораздо сложнее, работа начинается еще зимой – выбирается и тщательно формулируется подходящая для «летнего школьника» задача, подается отборочной комиссии. Весной, в случае если задача проходит конкурсный отбор, среди подавших на нее заявки кандидатов в «школьники» после череды интервью выбирается самый достойный. Лето уходит на присмотр за выбранным «летним школьником», а точнее — полноправным летним интерном компании Intel, а осенью пожинаются и по возможности используются плоды его работы.
Фестиваль КВН, 2003 год
А для самых причастных – организаторов Школы – работы на порядок больше. Это и выбор учебной программы для «летних школьников», и распространение информации о Школе внутри и снаружи Intel (и Хабр тут тоже причастен – об этом в завершении поста) и конкурсный отбор задач для Школы и, наконец, решение различных организационных вопросов в количестве вагона и маленькой тележки.
Как все начиналось
Летняя школа появилась одновременно с первым российским офисом Intel в Нижнем Новгороде и как бы параллельно с ним. И то, и другое возникло на базе компании NSTL (Nizhny Novgorod Software Technologies Lab) – ее штат стал первыми сотрудниками Intel в Нижнем, а образовательный проект NSTL, проводившийся в Научном парке МГУ под кураторством Валерия Фёдоровича Курякина – собственно, интернатурой Intel для студентов.
Усилиями сыгравшей важную роль для всего нижегородского офиса Intel Людмилы Всеволодовны Нестеренко и ставшей впоследствии вице-президентом Intel Марины Алексеевой Школа стала частью академической программы Intel – и сразу же попала в умелые и заботливые руки Ларисы Михайловны Фадиной, которая в течение 20 последующих лет непосредственно занималась ее организацией.
Лариса Михайловна Фадина (с теми самыми руками), выездной семинар Летней школы, 2013 год
Кто-кто в теремочке живет?
Изначально в Школу старались брать в основном нижегородских студентов – чтобы в дальнейшем они стройными рядами шли устраиваться в Intel интернами. Однако со временем пришло понимание, что во время обучения «школьники» тоже приносят компании пользу. Кроме того, расширяя географию приема, Школа (а вместе с ней и компания) делала себе всероссийскую рекламу: бывшие участники программы приводили будущих. За счет большего охвата удалось удерживать стабильно высоким и уровень прошедших отбор.
Тренинг по работе в команде, 2019 год
Чтобы организовать заочный процесс приема, организаторы стали заранее публиковать задачи на сайте компании до начала набора, чтобы студенты могли ознакомиться с ними и подать заявку на наиболее интересную и подходящую по уровню знаний и умений. Таким образом, студент шел на конкретную задачу, сам ее выбрав, оценив свои силы и предварительно подготовившись.
Появление иногородних во весь рост поставило перед Intel проблему их проживания. Заселять в гостиницы на два месяца было слишком дорого и хлопотно, поэтому находили общежития учебных заведений, которые пустовали в летнее время. Однако общага есть общага – условия жизни в ней резко отличались от условий работы в офисе Intel.
Стажеры относились к бытовым проблемам с пониманием. Организаторы контролировали условия проживания, и не только они – родители постоянно звонили и справлялись о том, как поживают их чада. А одна не в меру тревожная мама как-то приехала с проверкой лично – и осталась довольна.
Принимаются самые способные… и хитрые
По правилам в Школу брали студентов старших курсов, в основном 3-4-курсников. Был случай, когда «летний школьник» обманул всех и приписал себе 1 курс. Когда приехал с документами, отступать было поздно, его взяли на стажировку. Это было в те времена, когда студентам верили на слово. Был первокурсник, которого взяли, зная, что он первокурсник. Он сказал, что обязательно будет работать в Intel, когда «вырастет» — правда, неизвестно, сдержал ли он слово.
Попадались и еще более хитрые люди. В одну из последних Школ пришел учиться товарищ, вообще не проходивший отбора. Один из студентов посещал другие курсы Intel и решил, что в Летнюю школу также можно «зачислиться» явочным порядком. Охрана настолько не ожидала такого поворота, что сразу отправила его фотографироваться на пропуск, только там разобрались, в чем дело, не найдя его фамилии в списке стажеров.
Людмила Всеволодовна Нестеренко на семинаре Летней школы, 2013 год
Неожиданности порой случаются и с уже зачисленными студентами в процессе обучения. Так, однажды, один такой пропал средь бела дня. Его не было на рабочем месте, он не отвечал на письма, на сотовый, никто из его товарищей по Летней школе не знал где он. Все стали переживать. Может что случилось? Стали узнавать не вернулся ли он в общежитие, но и там его не было. Время к вечеру, напряжение нарастало… И тут его случайно замечают сидящем в столовой. Оказалось, он просто решил посидеть в столовой и поработать – понравилась ему там обстановка, видите ли. Все вздохнули с облегчением.
Наши цели ясны…
Какие же цели преследовала компания, создавая свою Летнюю школу? Их, конечно, сразу много. Это и создание имиджа Intel среди пользователей различных решений компании посредством «сарафанного радио». И создание центров «дружбы с Intel», где ВУЗы целенаправленно готовили студентов к поступлению в Летнюю школу. И прокачка навыков и умений тех сотрудников компании, кто становился менторами, кто проводил лекции и тренинги, и кто просто помогал школьникам стать частью нашей дружной компании. И, конечно, привлечение и подбор молодых и талантливых сотрудников. Скажем, за последние несколько лет в среднем 70% «школьников» становятся сотрудниками Intel в течение года — думаю, это вполне показывает, насколько успешно Школа справлялась с возложенными на неё ожиданиями.
Открытие Летней школы, 2016 год
Была от интернов и прямая, непосредственная польза – они, не побоимся этих слов, работали на благо компании. «Школьники» на практике доказали, что они могут свернуть горы. Иногда, менторы были просто в шоке (в хорошем смысле) от того, сколько ребята были способны сделать за срок меньше, чем два месяца. «Школьникам» обычно поручали задачи из серии «хорошо бы сделать это, только когда?». Причем, задачи интересные, не рутинные, просто ни один проект в мире не может объять необъятное. Это и экспериментальные, потенциально перспективные разработки, и обкатка новых процессов и разработка демо для программных продуктов. И в подавляющем большинстве случаев менторы оценивали объём работы, выполненной студентами, в 100% от поставленной.
Как уже говорилось, задачи студентам вытекали из текущей деятельности компании, ее проектов. В нашем распоряжении имеется перечень тематик для школы 2002 года — можно сказать, имеющий историческую ценность документ. Давайте посмотрим, чем занимались «школьники» тогда:
- реализация пользовательского интерфейса для утилиты тестирования модема;
- реализация протокола V.80 для модема Catawba;
- повышение скорости и надежности распознавания в видео-последовательностях;
- структурные методы для обнаружения лица;
- разработка тестовых сценариев и последующее тестирование функциональности фильтра-драйвера с использованием Intel Iometer;
- проектирование и создание библиотечного модуля 3D персонажа для MPEG-4 анимации лица;
- сравнительный анализ наиболее популярных систем контроля версий.
Все как сейчас: коммуникации, распознавание, кодирование медиа… С небольшой поправкой на 20 лет развития технологий.
Нас много, и мы из летней школы
Шло время, в России открывались новые офисы Intel, а вместе с ними и новые Летние школы. Их формат в разных местах немного отличался, где-то обучение проводилось в офисах и в университетах в одно время. Кто не смог пройти конкурс в стажеры, стажировались в университетах. На пике «школьной экспансии» занятия шли, помимо Нижнего Новгорода, в Санкт-Петербурге, Сарове, Москве, Новосибирске. Потом количество Школ начало сокращаться, осталась одна всероссийская школа в Нижнем. Впрочем, в этом году снова добавился один московский проект.
Учебные занятия в Школе, 2003 год
Но всегда – и раньше, и сейчас – все университеты городов, где имеются лаборатории Intel, работали как партнеры Школ – привлекали претендентов, участвовали в подготовке учебной программы школы, проводили лекции и семинары. Университеты российских городов, где не было офисов, тоже были заинтересованы в партнерских отношениях с летней школой. Более всего в этом деле преуспели Волгоград (ВолГТУ), Архангельск (САФУ), Ростов-на-Дону, Самара, Киров. Интерны съезжались со всей страны – что же до самого дальнего гостя, то он прибыл в школу из Владивостока.
Александр Чипижко произносит речь на открытии Летней школы, 2014 год
Будет очень трудно даже приблизительно посчитать, сколько студентов за эти годы было вовлечено в орбиту Летней школы Intel. Только в Нижнем отучилось около 600 человек, а количество участвовавших во вступительном конкурсе можно смело оценить тысяч в 5! Не будет преувеличением сказать, что Школа так или иначе повлияла на карьеры и жизненный путь многих тысяч студентов.
И продолжает влиять. В этом году Школа, конечно же, состоится!
Студенты Летней школы, отзовитесь!
Каждый год, начиная с незапамятных времен, в апреле в блоге Intel на Хабре мы публикуем объявление о начале набора в очередную школу, и каждый раз по этому объявлению туда попадает приличный процент интернов. Получается, этот пост читают многие бывшие «летние школьники». Давайте посчитаемся – напишите в комментариях, чем для вас стала Школа и что у вас есть о ней сказать.
И, наконец, самое главное
Самое главное в любой школе — это люди. О многих, кто создавал и создал Летнюю школу Intel, здесь уже упоминалось. Тем не менее, мы считаем нужным еще раз перечислить всех тех, без кого она определенно не состоялась бы — или состоялась бы, но была бы другой, формальной и безликой.
В этом списке руководители компании в те далекие годы, отцы и матери-основатели школы, ее первые преподаватели: Валерий Федорович Курякин и Людмила Всеволодовна Нестеренко. Организатор учебного и любых других процессов, решатель разнообразных вопросов Лариса Михайловна Фадина. Недавно безвременно ушедший от нас к огромному сожалению Игорь Олегович Одинцов — энергетическая составляющая Школы, его опыт преподавателя и программиста позволили развить летнюю школу в проект, который продолжался круглый год. Марина Алексеева — бессменный хранитель Летней Школы на протяжении многих лет, много сделавшая для того, чтобы школа начиналась каждый год, и чтобы в ее работе не было сбоев. Увы, но ушедший в вечность Виктор Самофалов, внесший большой вклад в научную составляющую и укрепление связей с университетами. Мария Осеева — молодость и задор Летней школы. Игорь Лопатин, Кирилл Корняков, Иван Кузьмин — те, на кого равнялись студенты, их фееричные выступления всегда имели большой успехи и кто теперь развивает и поддерживает Летнюю школу в России. Администраторы проектов, которые принимали к себе студентов и решали их проблемы: Наталья Копченова, Анастасия Мукосеева, Татьяна Богомолова, Наталья Коняхина.
Менторы Intel, вложившие в студентов частичку своей души. И все-все-все причастные.
Эта статья посвящается вам.
Прямая речь
Летняя школа была возможностью как-то повлиять на судьбу молодых ребят. Было очень интересно наблюдать как они растут, взрослеют, набираются опыта. И особенно приятно было читать в отзывах «школьников» что-то типа «Летняя школа навсегда изменила мою жизнь. Я увидел, как серьёзно Intel относится к разработке софтверных инструментов. Я решил после обучения пойти работать в IT компанию!» Ребята, которые участвовали в проведении Школы, очень менялись из года в год, становились увереннее и опытнее. Некоторые становились наставниками «школьников», некоторые доросли до менеджеров.
Александр Чипижко, менеджер команды разработчиков Intel
Для меня Летняя школа – это часть жизни продолжительностью в 20 лет, огромное количество людей, с которыми я познакомилась, которые на моих глазах стартовали свою профессиональную карьеру, ученых, на чьих лекциях и занятиях я училась многому, специалистов компании, с которыми довелось работать на летней школе. Со многими из этих людей меня связывает дружба и по сей день.
Лариса Михайловна Фадина, многолетний куратор Летней школы Intel
За годы работы в Intel я около 10 раз становилась ментором студента Летней школы. И ни разу об этом не пожалела! Жалела лишь о том, что в некоторые годы у меня не находилось подходящей для студента задачи. Специфика моей работы и жизни не позволяет уделять подопечному студенту много времени, поэтому моим основным критерием при выборе студента всегда бывают не только и не сколько знания и умения, но и автономность, способность самостоятельно находить и использовать информацию.
В идеале я ищу дядю Федора (или его сестрёнку), способного самостоятельно провести каникулы в Простоквашино и прислать мне посылками результаты своего труда. Хотя и кот Матроскин и пёс Шарик мне бы подошли – в нашей компании нет дискриминации по видовому признаку… И именно такие студенты в Летней школе Intel мне и попадались. И шить и вышивать и на машинке умели. И стирать! Стирать в конце работы все её результаты без бэкапа, и забывать пароль к Windows без штатных способов восстановления могли. Но всё всегда завершалось благополучно. Двое моих студентов по окончании стажировки не только остались трудиться в нижегородском Intel, но и со временем получили и приняли предложение работать в головном офисе компании в США.
Виктория Жислина, ментор Летней школы Intel с многолетним стажем
Я потратил довольно много своего времени на студенческие школы, так как был постоянным куратором Wireless Lab и участником в разном качестве почти всех школ при этой лаборатории, да и в остальных тоже участвовал. Это отрезок жизни. Я что-то дал от себя студентам, прямо или опосредованно, и тем самым «расплатился» со всеми теми профессорами, преподавателями, сотрудниками и руководителями, которые вкладывали в меня свое время, свои знания и опыт. Я им благодарен, помню многих из них, надеюсь и кто-то из студентов тоже вспомнит меня добрым словом… Так нормальное здоровое общество должно жить — в моем понимании.
Валерий Федорович Курякин, директор iNNL, один из основателей Летней школы
Летняя школа стала для меня очень важной ступенью в профессиональном росте. Мне трудно даже банально перечислить те знания, которые я получил именно в ней, причём не только в рамках лекций, которые у нас проводились, но просто общения с другими стажёрами, сотрудниками Intel, приглашёнными лекторами, иностранными гостями. И это не только конкретные инженерные знания по своей задаче, над которой я работал во время стажировки. Но даже в принципе о существовании таких направлений компьютерных наук, как параллельные вычисления, компьютерное зрение, я узнал именно в Intel.
Школа стала для меня и окном в большой мир. Именно тогда я стал активно общаться с такими же студентами и аспирантами-программистами из других городов, узнал, какие крупные IT-компании, лаборатории, факультеты в университетах есть в стране. Я сильно заинтересовался олимпиадами по программированию, и после возвращения из Intel собрал у себя на факультете команды для участия в ACM ICPC. Это были чумовые годы участия и успехов в соревнованиях самого разного уровня. Поездки по соревнованиям и сборам: Таганрог, Саратов, Самара, Казань, Ижевск, Петрозаводск, Нижний Новгород – вот далеко не полный перечень открывшейся географии.
Атмосфера, которая царила в Летней школе, да и в Intel в целом, нас приятно шокировала. Все мы, стажёры, даже и представить не могли себе, чтобы работа может строиться не по «совковому» принципу, что никто не будет смотреть, сидишь ты в офисе с восьми до пяти или нет, что в офисе просто комфортно находиться, что отношения между руководителями проектов и их сотрудниками совсем не похожи на отношения «начальник – подчинённый», что проектные команды действительно работают, как проектные команды. Все стажёры за эти два месяца усвоили совершенно иную, современную, прогрессивную модель организации труда.
Когда оказываешься в правильном месте, в окружении правильных людей, то даже два месяца могут в корне изменить, перестроить тебя, а эти люди стать твоими друзьями на всю жизнь. Со многими ребятами, кто проходил стажировку со мной, мы сдружились очень крепко, и нередко созваниваемся, и даже видимся, хотя все живём в разных городах и странах (и даже на разных континентах).
Дмитрий Крыжановский, Волгоград, стажёр Летней школы 2003 года, директор компании Singularis Lab, Ltd.
Мы благодарим Валерия Федоровича Курякина и Дмитрия Крыжановского за архивные материалы и фото, предоставленные для этой статьи.