paperworkДля предпринимателей и владельцев бизнеса, документация, как правило, не самая захватывающая часть работы. Для бумажной работы может быть трудно найти время, особенно в самом начале, до того, как ваш бизнес перейдет на прочную основу. Тем не менее бумажная канитель очень важна. Забив на ведение отчетности и финансовых документов сегодня, вы рискуете нарваться на неприятности завтра.

В нашей стране эта проблема весьма актуальна и более значима, чем на западе. Учитывая бюрократические традиции и пренебрежение к малому бизнесу в целом, игнорирование этой части ведения дел может вылиться в крайне неприятные последствия. Путаница в финансовой документации принесла малому и среднему бизнесу гораздо больше проблем, чем любые другие неприятности. Бухгалтерия — совершенно несносная «дама», и когда она испытывает дефицит внимания, бизнес начинает испытывать множество проблем самого разного характера.

В этой статье я хотел бы дать несколько рекомендаций для начинающих предпринимателей.

Планируйте все расходы


Любые большие расходы, как правило, могут быть запланированы задолго до их реализации. Так что планированием расходов пренебрегать ни в коем случае нельзя. Чаще всего для этого не нужно нанимать отдельного специалиста, но в вашем ежедневнике на первой странице должны быть записи о планируемых капитальных затратах и все ваши решения и действия должны их учитывать. Большинству компаний необходимо обновление информационной инфраструктуры хотя бы раз в пять лет. Для работающих в отрасли чаще, для всех остальных — реже. График этих затрат должен составляться, по крайней мере, на год вперед, причем весьма желателен постепенный план реализации (в этом месяце купим новые бесперебойники, а в следующем может быть и сервер заменим). Подобный подход позволяет не попасть в ситуацию вынужденного тотального обновления. Даже если в текущий период не планируется затрат на инфраструктуру, средства должны быть запланированы и аккумулированы.

Если вас беспокоит возникающий соблазн потратить накопленные деньги, попробуйте собирать эти средства на отдельном счете, который не будет вам постоянно мозолить глаза. Чем реже вы его будете видеть, тем меньше соблазна. Таким же образом можно поступить и с другими обязательными периодическими расходами.

Разделяйте рабочие и личные счета


Этот совет может показаться очевидно простым, но для нового бизнеса, он может быть сложно осуществим, хотя бы в меру непривычки. Вроде как вы владелец и все ваши средства — ваши, но ничто не приведет ваш бизнес к краху быстрей, чем смешение личных и деловых расходов (залез в кассу — украл у себя). В любом случае ведение деловых записей проще осуществлять отдельно, бизнес вы можете продать или потерять, а личные счета не продашь и не потеряешь.

Как владелец бизнеса вы столкнетесь с ситуацией, когда ваша личная жизнь будет пытаться вторгнуться в вашу работу. Рабочий автомобиль очень легко поддается отслеживанию пробега и технических расходов, но если вы частенько используете рабочий транспорт для личных целей, подсчет значительно усложняется. В таких случаях попробуйте использовать опыт бюрократических государственных «монстров», фиксируйте каждую поездку отдельно. Сегодня для этого существует 100500 способов, начиная от простейшего использования онлайн-карт до специализированных приложений.

Не тормозите, бумага это еще не все


Используйте преимущества современных технологий — не стесняйтесь. Если существует хоть малейшая возможность что-нибудь автоматизировать — автоматизируйте.

Настройте отдельные счета


В дополнение к совету по разделению рабочих и личных счетов, можно также разделить некоторые свои рабочие счета. Неплохо себя зарекомендовала практика отделения счета для расчета заработной платы и сберегательного счета на следующие запланированные капитальные расходы. Хорошо бы иметь отдельный счет для ежедневных расходов, и при возможности один аварийный сберегательный счет на случай непредвиденных неприятностей.

Запланируйте время для ведения бухгалтерии


Как избежать бухгалтерской катастрофы? Просто добавьте эту работу в свой график. Чаще всего предприниматели оставляют такую работу на конец недели или на начало нового платежного периода.

Никто не любит бухгалтерию. Особенной нелюбовью к сему достойному ремеслу отличаются «технари», которые иногда забывают об исключительной важности отлаженной бухгалтерии для бизнеса любых размеров. Если не хочется с ней иметь дела, найдите стороннего специалиста. Беда в том, что толковый бухгалтер может стоить совершенно непотребных денег, так что для малых компаний имеет смысл самостоятельное изучение и применение этого навыка. Надеюсь эти несколько советов окажутся полезными для начинающих. Спасибо за внимание!

Комментарии (27)


  1. FDA
    24.08.2015 07:52
    +5

    В нашей стране эта проблема весьма актуальна и более значима, чем на западе. Учитывая бюрократические традиции и пренебрежение к малому бизнесу в целом, игнорирование этой части ведения дел может вылиться в крайне неприятные последствия. Путаница в финансовой документации принесла малому и среднему бизнесу гораздо больше проблем, чем любые другие неприятности. Бухгалтерия — совершенно несносная «дама», и когда она испытывает дефицит внимания, бизнес начинает испытывать множество проблем самого разного характера.


    Вот после этого абзаца дальше читать даже не хочется! Что такого плохого в нашей стране? Если Вы на УСН, то подать раз в год декларацию и заплатить пенсионные взносы и налоги совсем не страшно. В чём тут отличие от «запада»? Если у Вас работники, то Вы платите за них ещё зарплату и отчисления, ну и подаёте декларацию НДФЛ. Тут что сложного?

    При использовании 1С и системы электронного документооборота, например, СБиС++ Вы вообще практически полностью от бумаги откажетесь. И ходить никуда не надо.

    Также посмотрите, какие удобные личные кабинеты сейчас сделала налоговая для физ. лиц, ИП и юр. лиц. Всё бесплатно!

    Пару месяцев назад введена ставка 0% (!!!) для вновь образованных ИП и организаций, занимающихся производством. Чем не поддержка малого бизнеса?

    На счёт трат. Расплачивайтесь везде безналом и будет счастье. Сейчас у себя в банке можно оформить корпоративную банковскую карту, по которой оплата списывается непосредственно со счёта предприятия. В некоторых банках можно купить авиа- и жд-билеты. И никакой мороки с проведением всех этих платежей.


    1. jasiejames
      24.08.2015 08:37

      Ничего плохого в нашей стране нет, но бюрократия у нас та еще.


      1. FDA
        24.08.2015 09:55
        +1

        А в какой стране её нет? Кроме того, не соглашусь, что у нас она страшная. Не буду говорить за все отрасли, но конкретно в налоговой сфере всё очень упростили. Приведу примеры.

        1. Обмен с ведомствами можно вести полностью в электронном виде. Стоимость годовой подписки на СБиС++ для ИП 1500 руб. ПРи этом туда входит обмен с ПФР и налоговой. Добавление ещё одного ведомства стоит около 300 руб.

        2. Я сам ИП. Пару лет назад сменил прописку. Пришёл в свою управляющую компанию, отдал паспорт, написал примитивное заявление. Через 2-3 дня у меня уже был паспорт с новой пропиской. Ни в какие гос. ведомства я о смене прописки НЕ СООБЩАЛ, ибо не нужно.
        Хотя, в одно ведомство всё таки ходил. Это военкомат. Он у меня сменился и я ходил в военно-учётный стол офицеров запаса. Там ничего не писал, они сами заполнили какую-то карточку, я только поставил свою подпись. Ну и в военном билете отметку сделали.
        Через месяц я пришёл в свою новую налоговую и забрал свидетельство о постановке на учёт. Оно было сформировано ими АВТОМАТИЧЕСКИ. Я даже никакого заявления не писал.

        3. Сейчас отметили требование приносит в гос. органы выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Они сами должны её запрашивать.

        4. Две недели назад брал кредит в банке. Принёс только учредительные документы и РАСПЕЧАТКУ налоговой декларации за прошлый год.
        Документы отдал в пятницу, одобрение банка было в понедельник. Во вторник подписал договор и открыл в том банке счёт. В среду на нём уже были деньги.

        5. На сайте налоговой в своём личном кабинете можно делать сверки с гос. бюджетом, вносить изменения в ЕГРИП и ЕГРЮЛ. Нужна только цифровая подпись. Я использую подпись от СБиС++.

        Ну и где тут бюрократия?


        1. jasiejames
          24.08.2015 10:04

          Возможно сейчас ситуация улучшается, но разве не вы писали вот это? И разве это не бюрократия?


          1. FDA
            24.08.2015 10:09

            Нет. Просто нужно было оформить заявление в соответствии с их приказом. Вот то, что ссылки на их сайте на него не было, так это неправильно. Надеюсь, что подправят. Я им там длинное письмо написал с замечаниями по работе портала.
            Зато я внёс изменения в ЕГРИП не отходя от компьютера. Кто не знает про такие возможности, тот часами стоит в очереди.


            1. jasiejames
              24.08.2015 10:17
              +2

              Кто не знает про такие возможности, тот часами стоит в очереди.

              Бюрократия? Нет не слышал.


              1. FDA
                24.08.2015 10:20

                Вам так хочется отстоять своё мнение, что в России всё плохо? У Вас русофодия что ли?


                1. jasiejames
                  24.08.2015 10:21

                  Ни в коем случае. Просто это факт, и нужно принимать его во внимание.


                  1. FDA
                    24.08.2015 10:26

                    Вы меня извините, но фактом ещё является и то, что Вы нифига не разбираетесь в бухгалтерии, но при этом пытаетесь писать статьи на данную тему. Я привёл Вам кучу примеров, которые позволяют значительно упростить работу предпринимателю, Вы их все проигнорировали и при этом начинаете утверждать, что всё всё равно очень плохо.

                    Я лично не буду дальше продолжать спор. Вы можете написать комментарий к этому сообщению. Пусть Ваше слово, как автора статьи, будет здесь заключительным.

                    P.S. Если же есть желание провести диалог по существу, то я готов вести его в другой ветке.


                    1. mgremlin
                      24.08.2015 18:15

                      А давайте еще я подолью: все, что вы выставляете в качестве невероятных достижений, в америке, например, просто не нужно. ну вот вообще. ни быстро, ни долго, ни электронно, ни бумажно — просто не нужно, и все тут.

                      И пойте теперь сколько угодно, что у нас — самая лучшая бюрократия в мире… самая добрая, самая милая и автоматизированная.


                      1. FDA
                        24.08.2015 18:30

                        Я не говорю, что у нас всё хорошо. Есть ещё много проблем, но за последние несколько лет очень много поменялось в лучшую сторону.
                        Но мне лично противно слушать плевки в сторону своей страны от людишек, которые, во-первых, не разбираются в вопросе, а, во-вторых, настолько прогнили «западной культурой», что и видеть и слушать ничего не хотят.


                        1. mgremlin
                          24.08.2015 18:49

                          Сказать честно, я не заметил особенных плевков.
                          Статья мне показалась достаточно поверхностной, но и только.
                          не вижу оснований для оскорблений автора…


                          1. jasiejames
                            24.08.2015 19:46

                            Благодарю за поддержку. Мне кажется я не давал повода для подобных инсинуаций. Тем более можно прочесть другие мои статьи — нигде «прогнившей западной культурой» и не пахло)))


                            1. FDA
                              24.08.2015 19:49

                              Вообще-то это был мой ответ для mgremlin. Это он там америку расхваливает.


                              1. jasiejames
                                24.08.2015 19:53

                                Прошу вас не переходите на личности — это попросту никак вас не украшает и просто неприлично для разумного человека, каким вы мне представляетесь.


    1. mgremlin
      24.08.2015 18:17
      +1

      Плохо хотя бы то, что платить придется вне зависимости от того, есть доход или нет.

      И говорить, что «подать раз в год декларацию совсем не страшно» может только тот, кто не пробовал, как это делается в других странах.


  1. FDA
    24.08.2015 18:24

    Во-первых, я не понимаю тех кто регистрируется как ИП и при этом не ведёт деятельность. Это абсурд.
    Во-вторых, с этого года хотят упростить процедуру регистрации для самозанятого населения. Не нужно будет регистрировать ИП вообще. Просто покупаете патент и ведёте деятельность. Естественно, при этом платите страховые взносы. Так что всё меняется. А если для Вас так тяжело отослать декларацию в электронном виде РАЗ В ГОД, то мне Вас просто жаль…


    1. mgremlin
      24.08.2015 19:00
      +1

      Я так понимаю, это ответ мне? 8-)
      Видите ли, это и есть главная проблема России: население во многом состоит из людей, которые считают себя вправе осуждать тех, кого они не понимают. И пока эта проблема не будет решена — мы из дерьма не выберемся, увы.

      Почему вы считаете, что кому-то должно быть дело до того, что вы считаете абсурдом? Больше того: а ИП не может вести деятельность, но быть при этом бесприбыльным? Ну вот расходы равны доходам. Или даже расходы больше — не, не бывает такого? Почему в таком случае человек должен платить?

      дальше. ну что за манера такая — сначала все запретить, а потом приоткрывать краник по чуть-чуть? может, лучше не изобретать велосипед, и сначала — как во всех цивилизованных странах (и даже России до путина) — разрешить все, и запрещать только явно криминальные темы, и то, при условии. что игра ЯВНО стоит свеч, и не придется рассылать письма с требованиями доплатить 10 копеек, при том, что письмо стоит 100 рублей?

      мне от чьей-либо жалости — ни жарко и ни холодно. Я просто констатирую факт: пока еще это все чрезмерно сложно и дорого. Ведь «отослать декларацию раз в год» — это же упрощение и умолчание, не так ли? Я б даже сказал, что это просто передерг, но не уверен, что вы это делаете сознательно… Ведь «один раз отослать» — это работает для крайне незначительного процента случаев, для очень узкой выборки, а большинство случаев «один раз в год отослать» — никак не выйдет! Да даже и для вас — вы не забыли, что для того, чтобы отослать электронно раз в год, весь год этот электронный доступ надо оплачивать?

      Кстати, насчет «никакой мороки с проведением платежей»: оплатите со счета конторы командировку. Куда-нибудь, например, во Франкфурт, на выставку, где жилье (и так недешевое) под крупные события в 10 раз дорожает. И командировочные не забудьте, чтоб сотрудник (или вы сами) там не нищенствовал и мог партнеров на обед пригласить в ресторан, например. А потом проведите это по бухгалтерии. посмотрим, что вы тогда скажете про «никакой мороки»…


  1. FDA
    24.08.2015 19:11

    Если прибыли нет, то это Ваши коммерческие риски. При открытии ИП Вы знали, что нужно будет платить взносы. Зачем потом ныть? Да и взносы сейчас всего лишь чуть больше 20 тыс. руб. Кроме того, сумма налога уменьшается на величину взносов. Также при системе «доход» (6%) Вы платите налоги не с прибыли, а с дохода.

    Разрешать всё нельзя. К таким серьёзным вопросам необходимо подходить основательно.

    Для ИП на УСН 6% надо лишь оплатить страховые взносы и подать декларацию. Её можно подавать в эл. виде (стоить это будет 1500 руб. в год, оплачивается один раз в году), а можно отправить по почте.

    Для ИП на УСН ничего проводить вообще не нужно. Если ИП или ООО на ОСНО, то там целый бухучёт и командировочные расходы это капля в море. В таких случаях уже держат постоянного бухгалтера.


  1. jasiejames
    24.08.2015 19:56

    Очень просто что-либо отрицать и отвергать. Считаете, что статья плохая и поверхностная? Напишите пожалуйста глубокую и хорошую, и киньте ссылку сюда. Я первый сниму шляпу.


    1. FDA
      24.08.2015 20:13

      К Вашей статье у меня только одна придирка. Я написал её в первом комментарии. Всё остальное это уже просто срач. Вы пытаетесь доказать, что у нас в стране всё плохо, а я привожу примеры, что это не так. К сожалению, поддержки здесь я не нашел. Жаль. Видимо большинству реально ближе прогнивший запад.


      1. jasiejames
        24.08.2015 20:19

        Мне кажется вы ошибаетесь. Мы все видим, что кое-что у нас меняется к лучшему, но на мой взгляд не достаточно быстро и в этом наша проблема. Времена НЭПа и плановой экономики давно канули, но система до сих пор пытается цепляться за понятия и практики того времени, что опять же на мой взгляд тормозит наше развитие.


        1. FDA
          24.08.2015 20:46

          Где конкретика? Чего именно недостаточно? Просьба ответить без общих фраз.


        1. mgremlin
          24.08.2015 20:48

          дело даже не в том, что меняется недостаточно быстро.
          Проблема принципиальная.

          могу аналогию сконструировать: очень трудно соревноваться в беге на длинные дистанции, если все вокруг бегут нормально, а ты — задом наперед. да, возможны локальные успехи в соревновании с самим собой (как и локальные неудачи), но победить не выйдет — «конституцию надо править». Потому, что все, кто бежит нормально, априори будут бежать намного быстрее.

          Защитники системы еще просто не сталкивались с системой по-настоящему, так, чтобы понять, что предприниматель у нас — никто, никаких прав у него по умолчанию нет, и по дефолту он всегда и во всем виновен.


      1. mgremlin
        24.08.2015 20:54

        ну, тут аудитория вообще достаточно невелика. Потому и поддержки у вас мало.
        А в целом — вы не сомневайтесь, минимум 86% населения вас горячо поддерживают!
        правда, почему-то они совпадают с процентом тех, кто о «прогнившем западе» не знает ровно ничего, кроме баек первого канала 8-)

        Если же без шуток — я, как человек, пробовавший бизнес и здесь, и там на протяжении многих лет, действительно затрудняюсь привести хоть что-то, в чем бизнес в России лучше, чем в Америке. Вот реально не знаю. Там все лучше, легче, проще и дешевле.

        Другое дело, что бизнес — это еще не все. И здесь еще есть что-то, заставляющее людей типа меня, как-то тихо, ночью, огородами ховаться. но не валить, как бы нас к этому «патриоты» ни призывали 8-)


        1. FDA
          24.08.2015 21:05

          Ясно. Одно бла-бла-бла. Конкретики я так и не услышал. Ладно, продолжать этот бессмысленный спор мне надоело. До свидания!


  1. staskin1
    25.08.2015 18:51

    Коллеги, здравствуйте. Прочитал статью, потом ваш «срач» :) Дабы как-то примирить стороны, хочу сказать, что статья не совсем про бухгалтерию, а больше про управленческий учет и управление собой. Есть моменты спорные, это я про автоматизацию всего, что попадается под руку, с какими-то моментами согласен всеми конечностями (разделение бюджетов).

    То, что в нашей стране никогда не было спокойно и просто вести частный бизнес — это никому рассказывать не надо. Я, например, в УБЭПы, налоговые и следственные комитеты уже хожу как на работу, занимает крайне много времени, не продуктивно и позитива не добавляет. Тем не менее, зная как ведется бухгалтерия в Германии, например, не считаю нашу налоговую политику сложной.

    Так, что автору спасибо, пишите еще, только если анонсируете тему придерживайтесь ее, тогда и не придется доказывать в комментах, что вы не двугорбый корабль пустыни. FDA отдельное спасибо за комментарии и конкретику.