Привет, Хабр! Меня зовут Дмитрий Мясников, я занимаюсь дизайном продуктов и сервисов в Райффайзенбанке. Недавно мы разработали общий digital-гайд на международном уровне, этот проект называется Raiffeisen Bank Identity Digital. Все это стало возможным благодаря вовлеченности всех банков группы и крутым техникам командной работы, которые нам предложило международное агентство. Некоторыми из них я бы и хотел с вами поделиться.
![](https://habrastorage.org/webt/ic/ea/96/icea96xf4sqy2215ocswyx_hnno.jpeg)
Эти техники легко можно включать в командные воркшопы и брейнштормы, как для дизайн-команды, так и для любой другой – чтобы не потратить часы на споры (например, в нашем design-случае – «насколько скруглять кнопку»). Все приемы на примерах построения дизайна. Надеюсь, вам будет полезно, ведь можно изменить формат под свои задачи.
Для нас приемы командного взаимодействия были объединены в один воркшоп: по моему мнению, это интересный, но несколько формализованный формат работы.
Интересный, потому что:
Формализованный, потому что:
Но воркшоп можно разбавить игровыми приемами, о чем и расскажу дальше.
Здесь хочется отметить нюанс – упражнений, разогревов и перерывов может быть несколько, а план дня, включение в работу утром и завершение вечером – одни на день.
![](https://habrastorage.org/webt/dv/jt/ug/dvjtugqnwrlkp6satulzv2adjoa.png)
План таков:
В этой части выделил отдельно некоторые активности, чтобы чуть подробнее описать каждую из них:
Воркшоп всегда начинался с плана – с рассказа о том, чем мы будем заниматься сегодня и в остальные дни, если он длился несколько дней.
Дальше идет Check In – активация или упражнение на включение в работу.
Мне очень понравилась активация, когда ведущий спрашивает Energy Level (уровень энергии всех, кто в комнате).
![](https://habrastorage.org/webt/tq/2p/sp/tq2pspa0yurtapxth_boxk4qmts.png)
Если мы еще не знакомы с другими коллегами, то представляемся: называем свое имя и рассказываем, чем занимаемся. Сюда же можно добавить 3 ожидания от воркшопа. Ну, и в заключении рассказать что-то, что никто не знает о тебе.
Например:
Все эти штуки можно миксовать, и совсем необязательно их использовать вместе и сразу.
![](https://habrastorage.org/webt/lr/_f/eq/lr_feqvvvmvnxvzfbtzgu41sacw.png)
Данное упражнение хорошо активизирует, мотивирует команду на дальнейшее взаимодействие и проявление лояльности друг к другу.
Одно из упражнений было направлено на то, чтобы вовлечь нас в разработку фотостиля банка. Это фотографии, которые мы потом будем использовать на сайте, в приложении, цифровых продуктах при коммуникации с клиентами. Для вас это упражнение может быть полезно, когда нужно определить разные сегменты.
Если захотите использовать этот формат, лучше подготовиться заранее – для формирования мудборда нам понадобятся фотографии. Итак, мы разбиваемся на группы и пишем на стикерах ключевые слова, которые характеризуют представителей каждого сегмента, например: активный, молодой, парк, скейтборд, спорт, наушники. Затем выбираем плюс/минус подходящие фотографии для сегмента и клеим их на мудборд. Далее – меняем станцию, смотрим на ключевые слова, фотографии, которые подобрали коллеги, комментируем. Не все сто процентов попадают, и от станции к станции некоторые фото или ключевые слова могут либо удаляться, либо менять станцию.
![](https://habrastorage.org/webt/_l/xg/ep/_lxgepz0jr82x5xrqe-_frovkjk.jpeg)
Такими мы видим наших клиентов – юридических лиц.
В конце упражнения выбирается один участник из группы, кто резюмирует фотопортрет, обобщает образ и рассказывает всем присутствующим о результате работы.
![](https://habrastorage.org/webt/7c/xk/dv/7cxkdvcdviqtvyhmt7gwk4btbu0.png)
Ну, и куда без кофе: после одного или серии упражнений обычно идет перерыв, и мы можем спокойно попить чай или кофе (и продолжить чтение статьи).
После перерыва требуется включиться в работу и разгореться.
Цель упражнения – стимулировать все части головного мозга при помощи вопросов и движений. Для активации правой части головного мозга нужно задавать вопросы на ассоциации со стороны левого уха. Для активации левой части мозга – задавать аналитические вопросы со стороны правого уха. Чтобы разбудить среднюю часть мозга, нужно использовать мимику.
![](https://habrastorage.org/webt/ec/23/2g/ec232gpedh_i9418wd7oaycnyye.png)
Один из таких разогревов – когда мы по очереди рисуем портрет сидящего напротив, но при этом не смотрим на лист бумаги. Получаются довольно забавные рисунки.
Это меня нарисовали.
![](https://habrastorage.org/webt/fb/oz/qk/fbozqknuoeahl_o-54i0rhoglx4.png)
Далее мы меняемся, пока не нарисуем хотя бы по три-четыре портрета каждого участника. В заключении каждый выбирает свой наиболее удачный портрет, подписывает имя и клеит на доску.
![](https://habrastorage.org/webt/xt/ns/ni/xtnsnis8llyobelne3h0kaivpmk.jpeg)
Такое упражнение можно также делать в самом начале проекта, когда мы еще не знакомы и вместе с первым вовлечением в работу, который я описал в самом начале, можно сделать вот такой замечательный профиль.
![](https://habrastorage.org/webt/n8/da/e6/n8dae61oc_amil6hd7xzqqbtv1u.png)
В заключении нужно как-то подытожить и собрать обратную связь с команды. Мне понравилось упражнение когда мы берем 3 стикера:
Желтый
На желтом пишем, что больше всего понравилось в сегодняшнем воркшопе: например, мы сформировали пул задач на ближайшие полгода и распределили, кто за какую задачу отвечает.
Красный
На красном пишем, что вызвало больше всего вопросов и недопонимания: например, мы потратили много времени на обсуждение палитры.
Голубой
На синем пишем, что мы делаем дальше, какие дальнейшие шаги и решения хотим проработать на следующем воркшопе. Каждый участник выходит, рассказывает всем и клеит свои стикеры в релевантную с цветом стикера зону.
![](https://habrastorage.org/webt/k4/wg/os/k4wgosmug0jbmatq2bdf9tsrnza.png)
Очень увлекательное упражнение на рисование иконок. Например, у нас есть стилистика для иконок, и нам нужно закрепить основные принципы, потренироваться самим, поработать с сеткой и самое лучшее – порисовать руками. При помощи данного упражнения можно также придумывать метафоры для иконок. Это очень забавно, мы руками рисуем варианты метафор, а потом выбираем, какая лучше считывается и какая выполнена наиболее верно с точки зрения правил и сетки.
На данном листке мы рисуем варианты метафоры.
![](https://habrastorage.org/webt/n_/fg/fr/n_fgfr5i56wdu1tkba8atxxhshu.png)
![](https://habrastorage.org/webt/h3/3f/ee/h33feeauilo4myr36uuuwdrdzpe.jpeg)
Далее – переносим одну на большой листок, где прорисована сетка.
В завершении каждый выходит к стенду и рассказывает про свою иконку. В процессе общения и брейншторма выбирается одна, выполненная по всем правилам и которая лучше всего узнается.
![](https://habrastorage.org/webt/fy/ho/e5/fyhoe5phvu1th90twbd2snfntfe.jpeg)
Если возникают спорные моменты, и мы начинаем возиться с каким-то кейсом очень долго, то есть стенд парковка – туда можно клеить свои возражения или идеи. В конце воркшопа мы возвращаемся к стенду и разбираем каждый наклеенный стикер. Тот, кто его клеил, рассказывает всем, почему он не согласен с каким-то решением и какие есть аргументы. Часто мы отрицаем то, к чему не привыкли, и в конце концов многие стикеры просто становятся неактуальными.
![](https://habrastorage.org/webt/a1/iz/rm/a1izrm-7-ydfot-banykyp5rg6q.png)
Случаются также довольно затяжные дискуссии или брейнштормы, когда после очередной презентации чего-либо мы очень долго обсуждаем идею.
Например:
![](https://habrastorage.org/webt/vr/fp/td/vrfptdib8rlhkkgpvbro_4wwyc4.jpeg)
У нас была довольно разносторонняя команда в проекте по созданию общего digital-гайда, и каждый эксперт защищал свои интересы. Добавлялось еще и то, что мы все были из разных стран, говорили на разном английском и у нас разные культурные ценности.
Формат воркшопа всегда предполагает фасилитатора, который следит за временем и успокаивает нас, если дискуссия затягивается. Игровые приемы помогают лучше узнать друг друга, понять направление мыслей человека и предлагаемых им изменений. И у нас есть стенд-парковка – великий уравнитель, на него всегда можно приклеить «стикер-несогласия».
Ну, и главное – благодаря воркшопам мы наконец-то пришли к единому digital-гайду на международном уровне Райффайзенбанка и отказались от рамок. Об этом кейсе я рассказал подробнее тут.
P.S. Будет здорово, если вы оставите комментарии, что хотелось бы узнать о дизайне в Райффайзенбанке (знакомился с аудиторией Хабра, хочу продолжить писать тексты, но! чтобы вам было интересно).
![](https://habrastorage.org/webt/ic/ea/96/icea96xf4sqy2215ocswyx_hnno.jpeg)
Эти техники легко можно включать в командные воркшопы и брейнштормы, как для дизайн-команды, так и для любой другой – чтобы не потратить часы на споры (например, в нашем design-случае – «насколько скруглять кнопку»). Все приемы на примерах построения дизайна. Надеюсь, вам будет полезно, ведь можно изменить формат под свои задачи.
Для нас приемы командного взаимодействия были объединены в один воркшоп: по моему мнению, это интересный, но несколько формализованный формат работы.
Интересный, потому что:
- команда вовлекается в процесс без ухода в оффлайн и составления километровых брифов перед началом и комментариев по результатам выполненных итераций;
- все работают как одна команда, и все происходит здесь и сейчас;
- ощущение большей вовлеченности: качество решений, которые принимаются на воркшопе, во многом зависит от того, насколько активно ты участвуешь в процессе обсуждения и выполнения задач.
Формализованный, потому что:
- практически нет возможности взять ноутбук, подбежать к кому-нибудь и показать в моменте какие-то примеры, наработки. Ты как будто в театре или в кино, где каждое действие спланировано до минуты, а твои пробежки по комнате немного неуместны (и остаются кадрами в титрах).
Но воркшоп можно разбавить игровыми приемами, о чем и расскажу дальше.
Сценарий воркшопа
Здесь хочется отметить нюанс – упражнений, разогревов и перерывов может быть несколько, а план дня, включение в работу утром и завершение вечером – одни на день.
![](https://habrastorage.org/webt/dv/jt/ug/dvjtugqnwrlkp6satulzv2adjoa.png)
План таков:
- Agenda / Планирование
- Check In / Активация
- Exersize 1 / Упражнение
- Break 1 / Перерыв
- Warm up 1 / Разогрев
- Exersize 2 / Упражнение
- Break 2 / Перерыв
- Warm up 2 / Разогрев
- Check out / Завершение
Активности
В этой части выделил отдельно некоторые активности, чтобы чуть подробнее описать каждую из них:
- Check In / Активация – включиться в работу, поднять настроение, познакомиться, объединиться;
- Warm up / Разогрев – настроиться на рабочий ритм;
- Team building / Командная работа – упражнения направленные на командную работу;
- Сo-creation / Совместное творчество – активности из методологии дизайн-мышления, (sketching – скетчинг, voting – голосование, ideation – генерация идей, brainstorming – мозговой штурм).
Agenda
Воркшоп всегда начинался с плана – с рассказа о том, чем мы будем заниматься сегодня и в остальные дни, если он длился несколько дней.
Check In
Дальше идет Check In – активация или упражнение на включение в работу.
Мне очень понравилась активация, когда ведущий спрашивает Energy Level (уровень энергии всех, кто в комнате).
![](https://habrastorage.org/webt/tq/2p/sp/tq2pspa0yurtapxth_boxk4qmts.png)
Если мы еще не знакомы с другими коллегами, то представляемся: называем свое имя и рассказываем, чем занимаемся. Сюда же можно добавить 3 ожидания от воркшопа. Ну, и в заключении рассказать что-то, что никто не знает о тебе.
Например:
- Меня зовут Дмитрий, я эксперт по дизайну продуктов и сервисов в Райффазенбанке. Отвечаю за digital-гайды и цифровой дизайн.
- Мой уровень энергии 5, но если выпью кофе, то уровень поднимется.
- Ожидаю от воркшопа, что мы: выработаем решение по стилю иконок, определимся с палитрой и опишем процесс дальнейшего взаимодействия.
- Я рисую акрилом – это, например, то, что никто не знает обо мне.
Все эти штуки можно миксовать, и совсем необязательно их использовать вместе и сразу.
![](https://habrastorage.org/webt/lr/_f/eq/lr_feqvvvmvnxvzfbtzgu41sacw.png)
Данное упражнение хорошо активизирует, мотивирует команду на дальнейшее взаимодействие и проявление лояльности друг к другу.
Exercise
Одно из упражнений было направлено на то, чтобы вовлечь нас в разработку фотостиля банка. Это фотографии, которые мы потом будем использовать на сайте, в приложении, цифровых продуктах при коммуникации с клиентами. Для вас это упражнение может быть полезно, когда нужно определить разные сегменты.
Если захотите использовать этот формат, лучше подготовиться заранее – для формирования мудборда нам понадобятся фотографии. Итак, мы разбиваемся на группы и пишем на стикерах ключевые слова, которые характеризуют представителей каждого сегмента, например: активный, молодой, парк, скейтборд, спорт, наушники. Затем выбираем плюс/минус подходящие фотографии для сегмента и клеим их на мудборд. Далее – меняем станцию, смотрим на ключевые слова, фотографии, которые подобрали коллеги, комментируем. Не все сто процентов попадают, и от станции к станции некоторые фото или ключевые слова могут либо удаляться, либо менять станцию.
![](https://habrastorage.org/webt/_l/xg/ep/_lxgepz0jr82x5xrqe-_frovkjk.jpeg)
Такими мы видим наших клиентов – юридических лиц.
В конце упражнения выбирается один участник из группы, кто резюмирует фотопортрет, обобщает образ и рассказывает всем присутствующим о результате работы.
![](https://habrastorage.org/webt/7c/xk/dv/7cxkdvcdviqtvyhmt7gwk4btbu0.png)
Coffee break
Ну, и куда без кофе: после одного или серии упражнений обычно идет перерыв, и мы можем спокойно попить чай или кофе (и продолжить чтение статьи).
Warm up
После перерыва требуется включиться в работу и разгореться.
Цель упражнения – стимулировать все части головного мозга при помощи вопросов и движений. Для активации правой части головного мозга нужно задавать вопросы на ассоциации со стороны левого уха. Для активации левой части мозга – задавать аналитические вопросы со стороны правого уха. Чтобы разбудить среднюю часть мозга, нужно использовать мимику.
![](https://habrastorage.org/webt/ec/23/2g/ec232gpedh_i9418wd7oaycnyye.png)
Один из таких разогревов – когда мы по очереди рисуем портрет сидящего напротив, но при этом не смотрим на лист бумаги. Получаются довольно забавные рисунки.
Это меня нарисовали.
![](https://habrastorage.org/webt/fb/oz/qk/fbozqknuoeahl_o-54i0rhoglx4.png)
Далее мы меняемся, пока не нарисуем хотя бы по три-четыре портрета каждого участника. В заключении каждый выбирает свой наиболее удачный портрет, подписывает имя и клеит на доску.
![](https://habrastorage.org/webt/xt/ns/ni/xtnsnis8llyobelne3h0kaivpmk.jpeg)
Такое упражнение можно также делать в самом начале проекта, когда мы еще не знакомы и вместе с первым вовлечением в работу, который я описал в самом начале, можно сделать вот такой замечательный профиль.
![](https://habrastorage.org/webt/n8/da/e6/n8dae61oc_amil6hd7xzqqbtv1u.png)
Check out
В заключении нужно как-то подытожить и собрать обратную связь с команды. Мне понравилось упражнение когда мы берем 3 стикера:
Желтый
На желтом пишем, что больше всего понравилось в сегодняшнем воркшопе: например, мы сформировали пул задач на ближайшие полгода и распределили, кто за какую задачу отвечает.
Красный
На красном пишем, что вызвало больше всего вопросов и недопонимания: например, мы потратили много времени на обсуждение палитры.
Голубой
На синем пишем, что мы делаем дальше, какие дальнейшие шаги и решения хотим проработать на следующем воркшопе. Каждый участник выходит, рассказывает всем и клеит свои стикеры в релевантную с цветом стикера зону.
![](https://habrastorage.org/webt/k4/wg/os/k4wgosmug0jbmatq2bdf9tsrnza.png)
Exercise (Extra)
Очень увлекательное упражнение на рисование иконок. Например, у нас есть стилистика для иконок, и нам нужно закрепить основные принципы, потренироваться самим, поработать с сеткой и самое лучшее – порисовать руками. При помощи данного упражнения можно также придумывать метафоры для иконок. Это очень забавно, мы руками рисуем варианты метафор, а потом выбираем, какая лучше считывается и какая выполнена наиболее верно с точки зрения правил и сетки.
На данном листке мы рисуем варианты метафоры.
![](https://habrastorage.org/webt/n_/fg/fr/n_fgfr5i56wdu1tkba8atxxhshu.png)
![](https://habrastorage.org/webt/h3/3f/ee/h33feeauilo4myr36uuuwdrdzpe.jpeg)
Далее – переносим одну на большой листок, где прорисована сетка.
В завершении каждый выходит к стенду и рассказывает про свою иконку. В процессе общения и брейншторма выбирается одна, выполненная по всем правилам и которая лучше всего узнается.
![](https://habrastorage.org/webt/fy/ho/e5/fyhoe5phvu1th90twbd2snfntfe.jpeg)
Parking
Если возникают спорные моменты, и мы начинаем возиться с каким-то кейсом очень долго, то есть стенд парковка – туда можно клеить свои возражения или идеи. В конце воркшопа мы возвращаемся к стенду и разбираем каждый наклеенный стикер. Тот, кто его клеил, рассказывает всем, почему он не согласен с каким-то решением и какие есть аргументы. Часто мы отрицаем то, к чему не привыкли, и в конце концов многие стикеры просто становятся неактуальными.
![](https://habrastorage.org/webt/a1/iz/rm/a1izrm-7-ydfot-banykyp5rg6q.png)
Brainstorm
Случаются также довольно затяжные дискуссии или брейнштормы, когда после очередной презентации чего-либо мы очень долго обсуждаем идею.
Например:
- «этот желтый не подходит, он все еще очень яркий, мы его протестировали на разных мониторах, и вот результат»;
- «мы не хотим скруглять кнопки, потому что не хотим быть такими как все»;
- «у нас в стране есть конкурент с такими цветами, нам не подходит палитра».
![](https://habrastorage.org/webt/vr/fp/td/vrfptdib8rlhkkgpvbro_4wwyc4.jpeg)
Как нам помог такой подход?
У нас была довольно разносторонняя команда в проекте по созданию общего digital-гайда, и каждый эксперт защищал свои интересы. Добавлялось еще и то, что мы все были из разных стран, говорили на разном английском и у нас разные культурные ценности.
Формат воркшопа всегда предполагает фасилитатора, который следит за временем и успокаивает нас, если дискуссия затягивается. Игровые приемы помогают лучше узнать друг друга, понять направление мыслей человека и предлагаемых им изменений. И у нас есть стенд-парковка – великий уравнитель, на него всегда можно приклеить «стикер-несогласия».
Ну, и главное – благодаря воркшопам мы наконец-то пришли к единому digital-гайду на международном уровне Райффайзенбанка и отказались от рамок. Об этом кейсе я рассказал подробнее тут.
P.S. Будет здорово, если вы оставите комментарии, что хотелось бы узнать о дизайне в Райффайзенбанке (знакомился с аудиторией Хабра, хочу продолжить писать тексты, но! чтобы вам было интересно).