Приветствую вас, хабровчане! Вот и пятница подкралась незаметно. Сегодня пойдёт речь о давней и непрекращающейся войне ПКшников с консольщиками. Этому противостоянию нет равных. Битвы внутри консольного рынка не идут ни в какое сравнение с баталиями ПК vs консоли. Так же, как и батлы ПКшников между собой: какая «видяха» лучше и у кого сколько fps.
Материал будет продолжением моей предыдущей темы, где мы говорили исключительно о консолях.
Естественно, статья будет миксом моего личного опыта и мнения извне.
Как всё начиналось
В далёкие 80е –90е года о противостоянии и речи быть не могло. Игровые консоли, как и первые игры на ПК, были не на том этапе, что бы ругаться или конкурировать между собой. Там было круто, что вообще что-то появляется, развивается.
Ближе к середине 90х годов на просторах бывшего СНГ стали появляться Dendy и Sega. ПК у большинства появились дома, а особенно для игр, вообще в начале 2000х годов. Счастливчиков, кто мог заценить 1й Doom, я встречал все ближе к концу 90х годов. Первые, стоящие игры на ПК, такие как: Doom, Wolfenstein, Prince of Persia, Warcraft – могли позволить себе поиграть единицы, а особенно в глубинке. В то время, когда Dendy и её копии были у большего количества народа. Библиотека игр у Dendy и Segа была так же огромной, в сравнении с ПК. Поэтому, тут всё очевидно.
Я сразу откидываю hi-tech персоналий с финансовыми возможностями, которые могли позволить себе в то время всё гораздо раньше, я вещаю от имени обычного подростка на тот период.
Консоли набирают обороты
И вот, в начале 2000х годов на рынок плотно выходит Sony, укрепляя свой авторитет от ранее выпущенных консолей. За ними, вяленько, подтягивается Microsoft. Но в памяти у нас явно останутся первые впечатления от игр той же PS1. Когда она выдавала картинку не хуже чем игры на ПК того времени. Про Dendy и Sega, тут вообще не о чем и говорить. Поэтому, какие войны? Всё только развивалось.
С 2002–2005го игры на ПК сделали заметный графический рывок. Консоли уже не смотрелись так убедительно. Народ потихоньку начал настораживаться и принимать решения: прикупить приставку или собрать ПК.
На моей памяти, первые игры на ПК, от которых у меня отвисла челюсть, были: DOOM III (2004), Far Cry (2004), Serious Sam 2 (2005), ну и куда же без Need for Speed: Underground 2 (2004), но там не так графика, как геймплей и саундтрек решали. Считаю, по сей день, Need for Speed: Underground 2 – лучшей игрой в серии на ПК и Need for Speed: High Stakes (1999) – лучшей на консолях. Это были действительно, революционные проекты и произвели неизгладимые впечатления. Раз в пару лет прохожу 1-2 игры из списка так точно.
Все, вышеперечисленные игры являются моим личным мнением, и я не хочу упразднить другие проекты, вышедшие в это время.
ПК наносит ответный удар
В 2007 году вышел Crysis, параллельно на ПК и консолях. Вот тут уже консоли ушли на второй план. Какой же шокирующее прекрасной была графика, примочки и геймплей у этого шедевра и бенчмарка, на то время. Как мне кажется, тут то и началось настоящее противостояние. Эта игра первой показала всю мощь ПК платформы и то, насколько графически отстаёт консольный рынок. Да, многие скажут: «а как же геймплей, казуальщина и т.п.»? Друзья, основные войны и по сей день идут на фоне графики. «Графодрочерство», разгон для достижения максимального fps – вот основная тема в войне между ПК и консолями.
Консольщики поджали хвосты, а ПК-бояре, кто мог себе собрать топ ПК на то время, на базе Nvidia 8800 – ликовали. Я вам скажу больше, Crysis и сегодня на ультра настройках графики смотрится современно.
Я в то время не имел бюджет для мощного ПК и собрал себе ПК на базе AMD и Radeon X1950xtx и что вы думаете? На высоких настройках при разрешении 1680х1050 у меня тормозило. Это на новом ПК. Я не сдавался, это был мой первый «игровой» ПК и я хотел в графику. Я прошёл первый раз Crysis на высоких настройках с частотой 15-17 fps, шутерщики меня поймут, насколько это было мучительно. Зато, я офигевал от картинки, пенящихся волн и падающих от выстрелов пальм. С каждым улучшением железа, я проходил Crysis снова и снова, и каждый раз меня удивляла красота этого творения. Понесло меня немного, извините.
Поскольку PS3 у меня появилась в 2010 году, то я мог лишь на YouTube видеть какая пропасть по графике между ПК и консолями. Да, я взял лучшую графическую игру того времени, но и другие проекты отставали.
Консольщики переключились на эксклюзивы. God of War на Sony смотрелся самым достойным проектом середины 2000х на консольном поприще. Xbox не могла чем-то так запомниться, разве что Alan Wake. Пластилиновые части Halo, которые то были эксклюзивом Xbox, то нет – в счёт не берём. Forza, как и Gran Turismo, что на PlayStation, что на Xbox – начали «вставлять» далеко не с первых частей.
Чем действительно меня поразили «майки», так это Gears of War. Обожаю эту серию игр, вплоть до Gears 5, но опять же, эксклюзив был кочующий на ПК время от времени.
В 2007 году Sony выкатила Uncharted – один из лучших своих проектов. System seller, так сказать. Вышедшая The Last of Us в 2013 окончательно вбила гвоздь «майкам» по эксклюзивам, которые не оставались такими с годами. И это я ещё поверхностно прошёлся по библиотекам.
Что мы видим на 2020й год?
Благодаря новой архитектуре консолей, начиная с поколения PS4 и Xbox One, границы стираются в плане эксклюзивности. Да, именно эксклюзивами и отсутствием заморочек с апгрейдом, все эти годы консоли манили новых и текущих юзеров. Теперь же, если Sony старается держать марку и не портирует свои основные тайтлы на другие платформы, Microsoft многие «экзы» дублирует на «винду.
Как бы не пыхтели консольщики, ПК уверенно держит марку. Уменьшение эксклюзивов на консолях, графическое отставание, неуниверсальность – всё это поменяло мировоззрение. «Бонусом» добавляем обновление версий консолей, аля апгрейд – это ещё уменьшает интерес.
Раньше было лучше. Купил коробочку и забыл лет на 5, а теперь «S», «Pro» и т.п.
Так в чём же прецедент?
Всё просто. С каждым годом и с учётом вышеозвученных факторов, каждая сторона начала осознавать своё место на рынке. Владельцы ПК прекрасно понимают, что у них в рукаве туз из гибкости, мощности, а консольщики осознают, что с современной архитектурой у них всё меньше эксклюзивов и с прогрессом в графике, и частотой кадров их постоянно «нагревают».
Многие не могут «спрыгнуть» на ПК в силу того, что привыкли и им удобно. ПКшники, в свою очередь, не готовы смотреть «мыло» в 30 кадров при 4к (чаще всего).
Я, периодически, наблюдаю и посещаю игровые форумы, сообщества. Градус противостояния с годами заметно упал. То ли новое поколение геймеров переродилось, то ли агрессии стало меньше.
Итог
А финалочка такова, что топор войны почти прикопали. Выбор есть и это прекрасно. Что я вижу со своей стороны: так это лично моё снижение интереса к консолям из-за уменьшения эксклюзивов. Вот хотел себе взять PS4, а там, кроме GOW, The Last of Us 2 для меня и нет ничего интересного. Все есть на ПК. В своё время думал про Xbox One ибо Killer Instinct впечатлил, но они возьми и портани его на Windows.
Такие дела. Как вы считаете, угасло всё или это затишье перед бурей? Хотя какая там буря, печально всё на этих последних игровых выставках.
Буду рад живой дискуссии, всем хороших выходных и годных игр!
На правах рекламы
Эпичные серверы — это виртуальные серверы с мощными процессорами семейства AMD EPYC и очень быстрыми NVMe дисками Intel. Расходятся, как горячие пирожки!