Спустя семь лет после того, как бывший сотрудник Агентства национальной безопасности США Эдвард Сноуден сообщил о массовой слежке за телефонными записями американцев, Апелляционный суд девятого округа США признал эту программу незаконной, а также признал факты публичной лжи со стороны руководителей американской разведки.
В 59-страничном постановлении суд заявил, что массовый сбор и анализ метаданных о телефонных переговорах граждан нарушает Акт о негласном наблюдении за иностранными разведками (Foreign Intelligence Surveillance Act, FISA) и вполне может быть нарушать Конституцию.
Тем временем Эдвард Сноуден вынужден семь лет скрываться в России, а американские власти до сих пор не сняли с него обвинение в шпионаже.
Сноуден заявил в Twitter, что именно этот факт — незаконность массовой слежки — стал причиной его решения предать гласности доказательства внутренних операций АНБ. «Никогда не думал, что доживу до того, как наши суды осудят деятельность АНБ как незаконную и в том же постановлении поставят мне в заслугу её разоблачение», — написал Сноуден.
В 2013 году Сноуден передал в СМИ сверхсекретные документы о глобальных программах слежки, осуществляемых американскими и британскими разведывательными агентствами. За эти статьи издания The Guardian и The Washington Post получили Пулитцеровскую премию.
Среди всех разоблачений, возможно, самым сенсационным стали доказательства, что АНБ тайно создавало обширную базу с метаданными телефонных записей США — кто, когда, где и с кем говорил по мобильному телефону.
До этого момента высшие чины разведки публично настаивали, что АНБ никогда сознательно не собирало информацию об американцах. После разоблачения программы американские официальные лица вернулись к аргументу, что шпионаж якобы сыграл решающую роль в борьбе с экстремизмом внутри США, ссылаясь, в частности, на дело четырёх жителей Сан-Диего, которые обвинялись в оказании помощи религиозным фанатикам в Сомали.
Американские официальные лица настаивали, что эти четверо были осуждены в 2013 году благодаря программе массовой слежки АНБ за телефонными разговорами. Но Апелляционный суд девятого округа США постановил в среду, что эти утверждения «несовместимы с содержанием секретных документов». То есть они противоречат документам и по сути тоже являются ложью.
Наблюдательные группы, включая Американский союз гражданских свобод (ACLU), который помог подать апелляцию по делу «экстремистов», приветствовали вердикт судей о шпионской программе АНБ: «Сегодняшнее решение является победой наших прав на неприкосновенность частной жизни, — говорится в заявлении ACLU, — Очевидно, что массовый сбор АНБ телефонных записей американцев нарушает Конституцию».
Программа по отслеживанию звонков началась без разрешения суда при президенте Джордже Буше-младшем после терактов 11 сентября 2001 года. Аналогичная программа была одобрена секретным судом FISA в начале 2006 года и неоднократно возобновлялась, но суд 9-го округа заявил, что эти решения были юридически ошибочными.
Апелляционный суд воздержался от того, чтобы прямо заявить о нарушении Конституции, но отверг доводы министерства юстиции о том, что сбор метаданных не является обыском, поскольку клиенты добровольно делятся такой информацией с телефонными провайдерами, в соответствии с 40-летним юридическим прецедентом.
«АНБ собирало телефонные метаданные миллионов американцев на постоянной, ежедневной основе в течение многих лет, — написала судья Марша Берзон в своём особом мнении. — У Моалина (один из подсудимых по делу об экстремизме) могли быть разумные ожидания конфиденциальности относительно метаданных своих звонков».
Суд 9-го округа по сути одобрил постановление Нью-Йоркского суда 2-го округа от 2015 года, что массовая слежка недостаточно тесно связана с каким-либо конкретным расследованием, то есть судебное постановление в рамках конкретного расследования не может легализовать массовую обработку данных.
В России тоже действуют программы массовой слежки за населением, как у АНБ.
7 июля 2016 года президент Путин подписал принятый парламентом и Советом Федерации пакет Яровой-Озерова с поправками в российское законодательство, в том числе поправками в закон «О связи». Операторы связи и организаторы распространения информации в интернете обязаны хранить до шести месяцев весь трафик пользователей — текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения. Операторы связи обязаны в течение трёх лет хранить метаданные — информацию о фактах приёма, передачи, доставки сообщений и звонков. Интернет-провайдеры обязаны хранить такую информацию в течение одного года.
ФСБ настаивает на дешифровке TLS/SSL-трафика в режиме реального времени перед записью в хранилище. Для этого планируется развернуть российский УЦ для выдачи «правильных» SSL-сертификатов.
Поправки «Яровой» вступили в силу 1 июля 2018 года, но де-факто закон ещё не работает. В данный момент российские операторы завершают модернизацию технической инфраструктуры для массового хранения данных.
Daddy_Cool
А теперь представим такое у нас…
Вечно вы, маменька, помечтать не даете...