Одно из самых ужасных заблуждений, связанное со спорами о TikTok, является то, что все это может привести к расколу интернета. Это стирает в порошок историю Великого китайского файрвола, который был создан 23 года назад. Именно он отрезал рынок Китая от западных поставщиков услуг. Тот факт, что США наконец могут ответить тем же, является отражением уже существующей реальности, а не созданием новой.
Но действительно новой тенденцией является раскол глобальной сети за пределами Китая: предложенная США модель по-прежнему используется в большинстве стран мира, однако государства ЕС и Индия все чаще выбирают свой собственный путь.
Американская модель
Модель глобальной сети, используемая США, не предполагает вмешательство в личную жизнь, поэтому ее эффективность сложно оспорить. Экономика США бурно развивается на протяжении многих лет не только благодаря мощному технологическому сектору. Американские интернет-компании доминируют в большинстве регионов мира, используя так называемую «мягкую силу США» в виде фастфуда и голливудских блокбастеров. Такой подход имеет как сильные, так и слабые стороны: отсутствие трений в интернете приводит к доминированию агрегаторов, что в свою очередь приводит к формированию как хороших, так и плохих пользовательских групп.
Однако мы фокусируем внимание на экономическом аспекте в первую очередь, и с учетом этого выделим победителей и проигравших от подхода, используемого США.
Стороны-победители:
Крупные американские технологические компании могут свободно работать в США, имея огромную и прибыльную пользовательскую базу, которая обеспечивает достаточное финансирование для зарубежной экспансии.
Новые технологические компании в США не сталкиваются с серьезными препятствиями для входа на рынок, особенно с точки зрения регулирования контента и сбора данных.
Подавляющее большинство поступлений в казну США – это налоги, которые платят эти компании, в том числе с их доходов, получаемых за рубежом. При этом, правительство США получает общее видение мира через эти технологические компании, а также доступ к данным пользователей, не являющихся гражданами США.
Гражданам США обеспечены довольно широкие свободы на времяпровождение в интернете. Однако, частные компании сталкиваются с некоторыми ограничениями на сбор данных пользователей всемирной паутины.
Пользователи интернета, не являющиеся гражданами США, также имеют большие свободы для использования интернета. При этом частные компании и правительство США также сталкиваются с некоторыми ограничениями на сбор данных этих пользователей, не являющихся гражданами США.
Компании, зарегистрированные за пределами США, могут свободно работать на рынке США без каких-либо серьезных ограничений, а также в других странах, использующих концепцию США.
Проигравшие стороны:
Неамериканские правительства имеют ограниченный контроль над деятельностью технологических компаний США, а также ограниченный доступ к их доходам. И, что не менее важно, они имеют ограниченный контроль над распространением информации.
Вероятнее всего, многие согласятся с тем, что подход США является самым лучшим. Разумеется, можно оспорить влияние на новые компании, так как агрегаторы всегда стремятся доминировать на своих рынках, в то время как прочие участники сосредоточены на сборе данных. Но настоящее беспокойство вызывает то, что предлагаемые варианты решения проблемы приносят еще больше вреда, особенно если учесть преимущества фабрик данных для конечных потребителей. Тем не менее, Суд ЕС предоставил вполне убедительные доводы касательно того, что способность правительства США собирать данные пользователей, не являющихся гражданами США, представляет собой серьезную угрозу конфиденциальности информации.
Но все эти придирки лишь подчеркивают проблему, с которой нельзя не согласиться: правительства многих стран имеют все законные основания для жалоб на гегемонию технологических компаний США.
Китайская модель
Контроль над распространением информации – основополагающая сила китайской модели. Об этом свидетельствует не только то, что Китай установил контроль доступа к западным сервисам на сетевом уровне, а и то, что правительство Поднебесной использует огромное количество цензоров для китайского сегмента глобальной сети. Кроме того, местное правительство ожидает от китайских компаний, таких как Tencent или ByteDance, что они будут использовать тысячи собственных цензоров.
В то же время, сложно отрицать, что китайский подход приносит определенную экономическую выгоду для этого государства. Китай является единственной державой, которая способна соперничать с США по размеру и распространенности своих интернет-компаний благодаря сочетанию огромного рынка и отсутствию конкуренции. Более того, это способствует всевозможным инновациям, так как стремление Китая к мобильности избавило его от предрассудков, связанных с бизнес-моделью онлайн маркетинга, завязанной на использовании персональных компьютеров, которая все еще ограничивает возможности многих американских компаний.
Однако встает вопрос: насколько воспроизводимой является китайская модель? Ряд более мелких стран, таких как Иран, аналогичным способом ограничивают возможности американских технологических компаний. Но без такого крупного рынка, которым располагает Китай, использовать экономический потенциал Великого файрвола куда сложнее. И, следует заметить, что китайская модель обладает преимуществами далеко не для всех участников, в том числе для самих граждан Китая.
Европейская модель
Посредством GDRP и Copyright Directive, а также по решению Европейского суда, принятого совсем недавно, которое отменяет рамки, накладываемые Privacy Shield и согласованные Европейской Комиссией совместно с Управлением международной торговли США (а также предыдущего решения, которое отменяет принципы конфиденциальности, установленные Safe Harbor), Европа фактически сформировала свой собственный сегмент интернета.
Но, такой интернет кажется наихудшим вариантом из всех возможных. Крупные технологические компании США вышли победителями (по крайней мере, в сравнении со всеми остальными участниками): несмотря на рост расходов, связанных с нормативной волокитой (и снижение дохода в случае таргетинговой рекламы), американские компании только расширили свое влияние на потенциальных конкурентов.
С другой стороны, преимуществом для граждан Евросоюза является то, что их данные теперь будут более защищенными от правительства США. Однако, прочие меры защиты вряд ли окажутся эффективными и смогут перевесить всеобщую раздраженность и потерю актуальности, обусловленные бесконечными спорами касательно разрешающих прав и нерелевантного контента. Более того, число конкурентов на рынке для существующих операторов значительно снизится, особенно в сравнении с компаниями США.
Весьма маловероятно, что этот пробел смогут заполнить европейские конкуренты. Любая компания, желающая достичь широких масштабов, вначале должна добиться этого на внутреннем рынке, прежде чем начинать свою экспансию за рубеж. Вероятнее всего, Европа будет выступать в качестве вторичного рынка для компаний, которые проделали всю «грязную» работу по обработке данных и созданию продуктов, соответствующих требованиям рынков, которые более открыты для экспериментов и не заставляют нести тяжелое регуляторное бремя. Если компания готова на более высокие затраты, значит она имеет более серьезные ожидания того, что успех будет достигнут. Такой подход требует использования проверенной модели вместо спекулятивной.
Худшим является то (по крайней мере, с точки зрения стран ЕС), что данный подход не предоставляет никаких преимуществ для правительств европейских стран. Акцент на регулировании обуславливает следующее правило: если компания не делает ставку на собственный рост, для нее значительно сложнее создавать беспроигрышные ситуации.
Индийская модель
Индийский рынок всегда был уникальным в сравнении с другими: в то время как зарубежные компании никогда не были заложниками цифровых продуктов (что способствовало получению огромной пользовательской аудитории у таких американских компаний, как Google и Facebook, или у китайского TikTok), Индия сохранила более жесткую привязку к физическим технологиям. Из этого вытекают более высокие цены на электронику и запрет на прямые иностранные инвестиции в такие сферы, как электронная коммерция. Более того, Индия всегда являлась самым непростым рынком с точки зрения доступа в интернет и логистики.
В то же время, индийский рынок всегда являлся одним из самых привлекательных для американских и китайских компаний, господствующих на своих внутренних рынках. Это приводило к постоянным баталиям между иностранными технологическими компаниями и индийскими регуляторами: попытки Facebook внедрить Free Basics, платежная система WhatsApp, жесткие ограничения на операции, проводимые с использованием сервисов Amazon и Flipkart, а также недавно введенный полный запрет TikTok, обусловленный угрозой национальной безопасности.
Однако, в последние несколько месяцев был найден очевидный способ преодоления этих проблем, в частности, для американских технологических компаний, и все это предвещает создание четвертого интернета – инвестирование в платформы Jio.
Ставка на платформы Jio
Jio – это телекоммуникационная сеть, доминирующая на рынке Индии. Jio является прекрасным примером того, какую выгоду может принести ставка на технологический прорыв. Суть этой ставки, сделанной Макешем Амбани, одним из самых богатых предпринимателей в Индии, состоит в том, что он построил свою сеть для передачи данных, в частности на сетях 4G, в то время как все остальные индийские провайдеры мобильной связи, как и операторы других стран, основывают свою работу на обеспечении голосовых вызовов в первую очередь. Вот несколько важных особенностей такого подхода:
В отличие от 2G и 3G, сети 4G не поддерживают традиционные услуги телефонии с коммутацией каналов связи. Вместо этого, все голосовые вызовы обрабатываются таким же способом, как и данные другого типа.
Поскольку в сети 4G все является данными, для построения сетей используют стандартное оборудование, которое неприменимо для реализации сетей 2G или 3G.
Поскольку платформа Jio предлагает сеть передачи данных, голосовые вызовы ввиду невысоких требований к пропускной способности являются самым дешевым типом услуг (а пропускная способность 4G фактически стремится к бесконечности).
Говоря проще, Jio делает ставку на нулевые предельные издержки, ну или как минимум, на более низкие предельные издержки, чем у любых конкурентов. Из этого следует, что оптимальной стратегией являлось потратить огромную сумму заранее, а затем стремиться заполучить как можно более крупную аудиторию клиентов, чтобы извлечь максимальную выгоду из этих инвестиций.
Именно это и было сделано: Jio потратила 32 млрд долларов на построение сети, охватывающую всю Индию, привлекла клиентов, предложив возможность совершать голосовые звонки абсолютно бесплатно на протяжении первых трех месяцев, а затем сохранила статус бесплатной услуги для голосовых вызовов. При этом компания взимает небольшую плату (всего несколько долларов за 1 ГБ) за передачу данных. Это соответствует классической стратегии, используемой стартапами из Кремниевой долины: сначала потратить деньги, а затем восполнить их благодаря использованию превосходной структуры затрат, обеспеченной нулевой маржей, характерной для цифровых продуктов.
Все это выглядит еще более убедительным благодаря контрасту на фоне аргументов Facebook в пользу Free Basics. По словам Цукерберга, конечная цель состоит в том, чтобы подключить сотни миллионов индийцев, проживающих в бедных районах страны, к интернету. Однако, в отличие от Free Basics, это должен быть мировой интернет.
Это явная недооценка того, насколько Jio является более полезным для жителей Индии, чем Free Basics. Цукерберг не стремился менять старый уклад в сфере мобильной связи, согласно которому провайдеры сосредоточили наибольшие инвестиции в крупнейших городах и вели борьбу за самых обеспеченных клиентов. Бедные слои индийского сообщества могли бы получить доступ к Facebook, но не более, поскольку компании, не сотрудничающие с Free Basics, не видят стимулов для инвестирования. Вместо этого, Jio не только обеспечивает доступ ко всему интернету, а и привлекает внимание индийских, китайских и даже американских компаний, которые соперничают друг с другом за право сотрудничать с этой платформой. Так, Facebook потратил 5,7 млрд долларов на покупку 10% акций Jio. Как оазалось, это лишь первая из множества инвестиций в эту компанию:
В мае 2020 года сразу несколько компаний инвестировали в Jio: Silver Lake Partners, General Atlantic и KKR – 790 млн долларов на приобретение 1,15% акций, 930 млн долларов на покупку 1,34% акций и 1,6 млрд долларов на получение 2,32% акций соответственно.
В июне 2020 года суверенные фонды Mubadala и Adia в ОАЭ и суверенный фонд Саудовской Аравии инвестировали 1,3 млрд долларов за 1,85% акций, 800 млн долларов за 1,16% и 1,6 млрд долларов за 2,32% акций соответственно. Кроме того, Silver Lake Partners приобрели еще 2,08% акций за 640 млн долларов, TPG купили 0,93% акций за те же 640 млн долларов, Catterton внесли 270 млн долларов чтобы получить 0,39% акций. Intel также не пожалели 253 млн долларов чтобы приобрести 0,39% акций.
В июле 2020 года компания Qualcomm инвестировала 97 млн долларов в покупку 0,15% акций, в то время как Google выделил 4,7 млрд долларов на приобретение 7,7% акций.
Благодаря этой сумасшедшей скупке акций компании, Reliance смог выплатить многомиллиардную задолженность, образовавшуюся в связи с займом средств на построение платформы Jio. Но уже стало очевидным то, что компания имеет амбиции, которые выходят далеко за рамки простого оператора мобильной связи.
Видение компании Jio
После объявления о крупных инвестициях Google в платформы Jio, на ежегодном общем собрании Reliance Industries, Амбани заявил следующее:
«Вначале я хочу вам рассказать о философии, которая вдохновляет все текущие и последующие инициативы Jio. Цифровая революция знаменует величайшую трансформацию в истории человечества, которая сопоставима с самим фактом появления людей, обладавших интеллектуальными способностями, что произошло примерно 50 тыс. лет назад. Эти вещи сопоставимы по той причине, что сейчас люди начинают менять мир вокруг себя, формируя разум, обладающий практически безграничными возможностями.
Сегодняшний день – это начальный этап эволюции разумной планеты. В отличие от предыдущих, эта эволюция будет продвигаться со скоростью, характерной для революции. Всего за восемь оставшихся столетий XXI века наш мир изменится настолько, насколько он не менялся на протяжении предыдущих 20 веков. Впервые в истории человечество получило возможность исправить глобальные проблемы, которые оно унаследовало из прошлого. Это способствует созданию прекрасного, счастливого и процветающего мира для каждого. Для достижения этого, мы снабдим всех наших сотрудников и все наши предприятия необходимыми технологическими и инфраструктурными возможностями. В этом и заключаются цели и амбиции Jio.
Друзья, заполучив самую крупную клиентскую базу и обеспечивая крупнейший трафик данных и голосовых вызовов, а также используя широкополосную сеть передачи данных нового поколения, охватывающую всю страну, Jio является бесспорным лидером на рынке Индии. Видение Jio остается неизменным, и оно основано на двух важных составляющих: цифровая связь и цифровые платформы.»
Говоря проще, Jio полон решимости осуществить мечту, которая казалась недостижимой для всех поставщиков телекоммуникационных услуг в других странах, - выполнить переход от инфраструктуры с фиксированной стоимостью к услугам с высокой маржей.
Jio имеет несколько принципиальных отличий от телекоммуникационных компаний, работающих на других рынках:
Во-первых, Jio сформировала огромную часть собственного целевого рынка, в то время как Verizon в США или NTT DoCoMo в Японии стремились предоставлять свои услуги в качестве дополнения к конкурентному рынку телекоммуникаций. Jio – это единственный вариант для огромного числа жителей Индии (и даже если не является единственным, то значительно более дешевым вариантом благодаря развитой IP-сети, которая может себе позволить дополнительные затраты).
Во-вторых, вместо попытки узурпировать такие крупные компании, как Google или Facebook, которым уже принадлежат огромные доли рынка в Индии, Jio сотрудничает с ними.
В-третьих, Jio позиционирует себя как беспрецедентный лидер на рынке Индии, и как стержень индийской модели.
Обратите внимание на то, как Амбани анонсировал планы Jio по внедрению 5G:
«Глобальная сеть 4G Jio состоит из оптоволоконных каналов, аппаратных и программных решений, созданных молодыми специалистами Jio прямо здесь, в Индии. Все эти технологии и ноу-хау, созданные нашими сотрудниками, позволяют Jio находиться в непосредственной близости к еще одному захватывающему рубежу – технологии 5G.
Друзья, сегодня я с гордостью заявляю о том, что команда Jio разработала и спроектировала с нуля полноценное решение в области сетей 5G. Благодаря этому, мы сможем запустить в Индии услугу передачи данных в сетях 5G мирового класса на основе отечественных технологий и решений. Разработанная в Индии технология 5G будет готова к испытаниям и к дальнейшему развертыванию в следующем году. Благодаря конвергентной сетевой архитектуре, которая полностью основана на IP-сети, мы сможем легко обновить нашу существующую сеть 4G до 5G.
Как только 5G сеть компании Jio будет испытана в масштабах Индии, платформы Jio получат хорошие возможности для предоставления собственных решений в области сетей 5G для операторов других стран мира в виде полноценной управляемой услуги. Я посвящаю нашу технологию 5G видению «Атманирхбхара Бхарата» нашего премьер-министра Шри Нарендры Моди.
Друзья, задуманная с этим видением развития оригинальной интеллектуальной собственности, платформа Jio дает нам возможность продемонстрировать преобразующую силу технологий во многих отраслях, сначала в нашей стране, а затем предлагать созданные в Индии высокотехнологические решения всему миру».
Не стоит заблуждаться, что сеть Jio и работа компании над 5G, занимавшая годы, была мотивирована фразой премьер-министра, которую он впервые произнес всего пару месяцев назад. Скорее всего, самоотверженный Амбани намекнул на то, какую роль в развитии Jio сыграли инвесторы, такие как Google и Facebook, а также на их ожидания от этих инвестиций:
Jio использует собственные инвестиции чтобы фактически стать монополистом на рынке телекоммуникационных услуг Индии.
Jio становится единственным рычагом правительства для контроля интернета и сбора своей доли доходов с рынка.
Jio становится надежной инфраструктурой для привлечения иностранных инвестиций. Несомненно, зарубежным компаниям придется делить свои доходы с Jio, однако Jio устранит все нормативные и инфраструктурные препятствия, которые мешали входу зарубежных компаний на рынок Индии на протяжении многих лет.
Удивительно, что такой подход делает неоднозначным список выигравших и проигравших сторон. С одной стороны, миллионы граждан Индии получили доступ к интернету, и выгода от этого будет только расти по мере предоставления услуг и заключения партнерских соглашений с Jio. С другой стороны, стремление играть роль монополиста, особенно в контексте правительства, которое демонстрирует стремление к контролю над потоками информации, является серьезным недостатком.
Экономические результаты также не являются очевидными. Монополии всегда терпят убытки. Например, если эффективный рынок означает, что вся прибыль устремится в Кремниевую долину, тогда зачем Индии заботиться об обеспечении эффективности? На рынке, опосредованном Jio, именно американские технологические компании получают меньшую прибыль, чем могли бы. И не только Индия собирает огромные налоги. Стремление Jio стать лидером не только на отечественном, а и зарубежных рынках, может привести к огромной победе Индии в долгосрочной перспективе.
Индийский противовес
В последнее время представляется все менее возможным (по крайней мере, неправильным) давать оценку технологической отрасли и ее крупнейшим игрокам без учета геополитических проблем. С точки зрения США, не только неразумно, а и неуважительно ожидать, что Индия согласится на роль государства-вассала. Однако, было бы неплохо иметь противовес Китаю с точки зрения географии, и противовес развивающимся странам. Jio рассматривает многие проблемные области, о которых технологические компании США зачастую не осведомлены, что важно не только для Индии, а для большинства других стран мира.
Тем не менее, таким компаниям, как Facebook, Google, Intel, Qualcomm, следует быть на чеку, поскольку фактически они являются средством достижения цели для компании и государства в целом, которые выбрали свой собственный путь развития. Нельзя сказать, что все эти инвестиции были плохой идеей, но путь Индии может оказаться более популистским и националистическим, чем предпочли бы многие американцы. Тем не менее, Индия настроена менее враждебно по отношению к западному либерализму, чем Коммунистическая партия Китая. К тому же она является важным противовесом.
Остается лишь вопрос: куда движется Европа? Судя по всему, ЕС выбрал не лучший вариант дальнейшего развития. Европейский интернет отличается от видения США, Китая и Индии как раз отсутствием этого видения. Не предпринимая каких-либо действий кроме введения постоянных запретов, ЕС напоминает бледную имитацию имитации статуса-кво, когда деньги играют значительно большую роль, чем инновации.
AWSVladimir
Эдвард Сноуденен недоумевает. Документы, которые он предоставил общественности показывают абсолютно диаметрально противоположную точку зрения.
Apple, Google и Facebook тоже недоумевают. тынц
Хуавей, Тик-Ток и прочие компании, присоединились к группе недоумевающих.
Кроме того патентная система США, в отличии от европейской, довольно специфическая, можно патентовать абстрактные модели, которые могут покрыть ну оч-чень много чего, при этом в США можно легко запатентовать то что уже запатентовано в других странах, и автору изобретения в США довольно сложно оспорить свое право. Один из ярких примеров изобретение шариковой авторучки.
Интернет ведь это не просто пересылка пакетов, а программное обеспечение, которое может затрагивать патенты в США, при использовании этого ПО на рынке США.
Так что «розовые пони» наверно есть, но они точно не там ))