Что произошло?
16 сентября вышла новая версия операционной системы iOS 14 для мобильных устройств экосистемы Apple. Обновился также и встроенный браузер Safari — не только на смартфонах и планшетах, но и на ноутбуках и десктопах. В новой версии браузера появился встроенный функционал блокировки трекинговых пикселей на сайтах для лучшей защиты пользовательских данных. Блокируются популярные пиксели для веб-аналитики, например:
- Google Tag Manager
- Google Analytics
- Яндекс.Метрика
- Mail.ru (myTarget)
- Doubleclick (Floodlight)
- VK
Вот так это выглядит:
Статистику по заблокированным пикселям можно также отследить в Safari:
И в iPhone и iPad:
Соблюдение конфиденциальности пользователей и усиленная защита данных сейчас — популярный рыночный тренд. Это понимают компании-разработчики браузеров, постепенно внедряя технологии повышенной приватности. Для справки: доля пользователей браузера Safari на рынке составляет 17%. И хотя ограничения в будущем только усилятся, мы еще можем успеть подготовиться и улучшить работу наших систем аналитики.
Как ограничение работает на самом деле?
Многие тематические ресурсы и обозреватели (такие, как Apple Insider и Search Engine Journal) не совсем корректно поняли сообщениями в браузере Safari и вышли с громким сообщением, что трекинг-системы перестали работать. На самом деле обновленная версия браузера не блокирует работу трекинговых систем, а повышает конфиденциальность данны х пользователей и показывает пользователю сообщение о том, какие трекинг-системы обнаружены на веб-сайте.
Как решить проблему?
Весной в Google Tag Manager появилась бета-версия функции настройки отслеживания на стороне сервера (Server-side Tagging).
Как работает Server-side Tagging
Если вкратце, то тегирование на стороне сервера позволяет запускать контейнеры Google Tag Manager на серверном окружении. К сожалению, на данный момент инструмент все еще находится в стадии бета-тестирования, поэтому пока что доступен только вариант установки на серверах Google Cloud Platform, однако будем надеяться, что поддержка других серверов появится в ближайшее время.
Отличия от стандартных контейнеров
Во многом тегирование на стороне сервера похоже на стандартные контейнеры Google Tag Manager:
- теги запускаются по триггерам и оперируют переменными;
- новые контейнеры можно запустить в режиме предпросмотра и затем опубликовать;
- пользователи могут создавать свои собственные кастомные шаблоны.
Однако, есть и отличия:
- контейнер серверного типа отличается от web-, app- и AMP-контейнеров;
- триггеры срабатывают не при наступлении событий на сайте, а при получении входящих HTTP-запросов;
- эти HTTP-запросы обрабатываются Клиентом — это новая сущность GTM, которая является адаптером между устройством пользователя и серверным контейнером;
- клиент обрабатывает запросы, генерирует объект данных события и выгружает его в виртуальный контейнер, с помощью которого теги могут обращаться к объектам событий, чтобы отправлять данные в сторонние системы.
Вот схема работы нового типа контейнеров:
А вот как выглядит интерфейс — отличий от “стандартного” веб-контейнера совсем немного:
Более подробно про добавление тегов на стороне сервера можно прочитать в официальной документации.
Преимущества Server-side Tagging
С помощью тегирования на стороне сервера мы можем проводить полноценную веб-аналитику без необходимости установки какого-либо пикселя в код сайта. При правильной настройке, мы сможем забыть о блокировке трекинга как со стороны производителей браузеров, так и со стороны плагинов блокировки рекламы (например, AdBlock). Помимо этого, браузер перестает загружать скрипты пикселей с внешних серверов, соответственно, ощутимо возрастает скорость работы сайта для пользователей.
Скорость загрузки сайта
При переносе логики создания и обработки событий на сторону сервера, у нас появляется замечательная возможность убрать из кода сайта огромное количество JS-кода от сторонних поставщиков, что значительно скажется на скорости загрузки и отрисовки страниц в браузере пользователя.
Все данные хранятся у вас
Вы полностью контролируете и владеете всеми данными на сервере Google Cloud:
- сервера Google Cloud обрабатывают только те данные, которые вы хотите обрабатывать;
- вы владеете всеми данными. Google не использует ваши данные для рекламных целей;
- вы всегда знаете и контролируете в каком регионе хранятся ваши данные;
- хранение данных производится со всеми современными стандартами безопасности.
Обходим блокировки трекеров отслеживания
Блокировка трекеров и пикселей обычно осуществляется двумя способами:
- блокируется JS-код от трекеров (пиксели на сайте);
- блокируется домен трекера, чтобы предотвратить отправку данных на него.
С помощью серверного отслеживания мы обходим обе эти проблемы:
- мы переносим логику из пикселей на серверное окружение, не размещая на сайте JS-код, поэтому браузер не сможет его заблокировать;
- мы можем привязать к серверному контейнеру свой домен, поэтому блокировка по домену не будет работать.
Недостатки серверного отслеживания
Дополнительные расходы на сервер в облаке
На данный момент GTM поддерживает размещение серверных контейнеров только на серверах Google Cloud. Стоимость аренды одного сервера начинается от 40 долларов в месяц.
Не все пиксели можно поставить через серверный контейнер
Серверный контейнер работает как замена JS-коду на стороне браузера, поэтому поставщик пикселя должен уметь принимать данные через HTTP-запросы.
Для простого отслеживания, как правило это не является проблемой. Но проблемы могут возникнуть, если в скрипте используется сложный JS-код, который нельзя перенести на сервер, как например в Вебвизоре от Яндекс.Метрики. Он точно не будет работать.
Как внедрить отслеживание на стороне сервера?
- Создать серверный контейнер в Google Tag Manager;
- Зарегистрироваться на Google Cloud Platform, создать новый проект и настроить способ оплаты;
- Развернуть сервер Google Cloud AppEngine;
- Привязать свой домен к созданному серверу;
- Перенести теги, триггеры и переменные из веб-контейнера в серверный контейнер GTM.
Подробная инструкция доступна в официальной документации по ссылке.
grishkaa
Если из интернета в одночасье пропадёт вся таргетированная реклама, мир станет лучше.
redpax
Как маркетолог и пользователь сети интернет не соглашусь с вами. Я не хочу видеть рекламу которая точно мне не нужно, я хочу видеть только полезную рекламу, ту которая меня реально может заинтересовать, ту которая отвечает моим потребностям в данный момент.
ptica_filin
Но таргетирование сейчас работает через заднее место. Или показывает то, что я искал неделю назад, уже купил и больше не интересно. Или вообще показывает что-то случайное.
sshikov
Именно так. Хотеть вы можете что угодно. Но никто из платформ и рекламодателей этого делать не умеет, поэтому хлам. Я очень хорошо помню шок, когда я открыл в фейсбуке страницу с моими «предпочтениями», и обнаружил там, что я оказывается интересуюсь темой «зеленого цвета». А еще там были какие-то «пляжи», откуда-то «Хельсинки», и т.п. — ну в общем набор полной фигни, собранной по единственному признаку — у них так помечены посты или страницы, которые я открывал. Тот факт, что открывая страницу я иногда нажимаю кнопку «блокировать» — они учесть забывают.
Единственной разумной реакцией на такое было «Што»? Вот пока они так таргетируют, мы так на это и будем реагировать — блокировкой.
nin-jin
Как пользователь я вообще не хочу видеть рекламу.
PavelKuptsov
Блокировка пикселей к сожалению этому не поможет.
nin-jin
Блокировка рекламы в том числе блокирует и ваши "пиксели".
TargetSan
Сомнительные сайты знакомств, лохотроны "вам должны 1000$" и мобильные гриндилки — это не таргетинг, это шлак. А приложение ютуба регулярно подсовывает мне в ленте именно эти "объявления". Таргетинг — миф.
sshikov
Ага. Ну или другой вариант — когда ютюб в каждом втором видео показывает рекламу сервиса, которым я и так пользуюсь. То есть, суть в общем-то в том, что собирая обо мне кучу всяких данных, все эти гугли и яндексы и фейсбуки все равно на сегодня реально нихрена не понимают в моих потребностях, и не могут рекламу таргетировать. В моем случае — вообще, то есть эффективность близка к нулю, присылают либо всякий хлам, лохотроны и пр, рекламодатели, которые о таргетированной рекламе вообще не думают, потому что они просто жулики, либо изредка что-то полезное — но давно известное, используемое и т.п. Ну или третий вариант, похожий на второй — стоит один раз поискать в интернете нечто, и тебя с месяц будут закидывать рекламой такого же на всех сайтах. Ты уже давно купил, или наоборот, решил не покупать — а реклама будет все сыпаться и сыпаться, и отказаться от нее невозможно никак.
nin-jin
Таргетированная реклама работает не так, как вы думаете. Это не искусственный интеллект, который подбирает рекламу специально для вас, это контрольная панель у маркетологов, через которую они фильтруют всю аудиторию по нужным им критериям. Ну и как вы понимаете маркетологи бывают сильно разные.
vikarti
И вот из-за того что пользователи воспринимают по другому — и растет использование блокировщиков.
sshikov
А какая принципиально разница, если результат все равно гавно? Ну в смысле — я иногда (точнее — часто) вижу в фейсбуке рекламу, у которой в свойствах написано «Мы хотим, чтобы это прочитали все русскоязычные», например. То есть, она не таргетированная, этот конкретный маркетолог вообще не заморочился таргетированием. Результат-то все равно один и тот же — они никогда не попадают в потребности, и все время идут в бан, один за другим, стройными рядами.
Metotron0
Вот бы алгоритмы однажды поняли, что если я пропускаю и отменяю всю рекламу, которая всё же до меня доходит, то это не потому, что они не угадали с тематикой, а потому что я не хочу никакую рекламу. И что если мне 5 раз показать одно и то же, интерес от этого не появится. И если я открыл и закрыл сайт, который рекламируется, то больше мне его показывать не нужно.
imanushin
Вроде, чтобы продать настоящий шлак (который, собственно, и нуждается в рекламе), о нем и надо постоянно говорить и повторять. Какой шампунь от перхоти #1 в мире? Если праздник к нам приходит, то какой красный напиток надо купить? К какому онлайн казино постоянно пропадает доступ?
Более того, маркетологи только делают вид, что ноют на жизнь. Это решение Apple просто увеличит теперь расходы на более умный маркетинг, так как нельзя будет так просто попытаться затаргетировать пользователя. Собственно, это уже является хорошим обоснованием как ошибок маркетинга на ближайшие полгода (так как "это все эппл мешает"), так и повышения цен (работа стала сложной). Так что Apple просто-напросто помогла всем сотрудникам этой профессии зарабатывать на жизнь. Условный аналог — если бы Goolge сказала, что JavaScript не будет поддерживаться в 2022 году в Chrome, а значит все сайты надо переписать. Как бы ни ныли web разработчики, доходы всех причастных к процессу точно вырастут, так как на ровном месте вырастет объем работ.
vikarti
А вот не соглашусь. Если выбор между таргетированной и не таргетированной (и которой еще и больше) рекламой — возможно все же лучше таргетированную?
В том числе именно по этому — я сижу под залогиненным гуглоаккаунтом и никаких мер противодействия — не настроено (хотя могу — адблок у меня тоже стоит, исключения только для некоторых сайтов).
Одна из проблем с таргетированной рекламой — в том что все это хозяйство грузит браузер клиента. Ну вот после внедрения решений как в статье — уже больше грузит серверы (и дает владельцу сайта повод подумать — а оно ему надо? с учетом что для него это уже не бесплатно?).
Проблема с тем что данные уплывают нарушая всякие GDPR'ы — тоже может быть решена (серверный то модуль под чьим контролем? Владельца сайта?)
Цена использования сервера с такими подходами:
— владельцу сайта это дополнительные затраты — а с точки зрения пользователя это что — минус? скорее плюс — будут думать а так ли надо, теперь для владельца сайта сбор данных уже не бесплатен. Гугл явно мог же контейнеры которые для них собирают данные выдавать бесплатно — не сделали. А кто поменьше и не имеет своего облачного хостинга — даже не смогут.
— Статистика может оказаться не совсем достоверной — у владельца сайта ведь доступов побольше появляется. Ну пусть проводят аудит.
— пользователю можно усложнить блокировку рекламы (по доменам тут уже не пофильтруешь)
— размывается возможность пользователей анализировать кому сайт все же отдает данные (если все равно это на сервере — как отследить напрямую?)
— владельцу сайта будет намного сложнее говорить что нет они НЕ распространяют вирусы (а то были случаи когда вирусы распространялись через рекламу (с сайтов рекламнщиков)
через новостные сайты и сайт получал претензии от гугла. При таком подходе — вирусы будут даже с того же домена что и сайт идти и сказать что владелец сайта непричем — ему будет значительно сложнее)
Правда я не понимаю почему тот же вебвизор нельзя сделать таким же способом? Ну да — javascript придется использовать но можно ж его с того же сервера отдавать.
tempick
Я вообще ни разу не маркетолог, могу ошибаться, но выскажу свою точку зрения: если не будет таргетированной рекламы, то повысятся расходы на рекламу, т.к. тогда реклама будет показываться всем, но заинтересовавшихся людей не особо больше будет. А с увеличением расходов на рекламу увеличится и цена продукта.
Я не говорю о том, плохо/хорошо ли работает таргетированная реклама, я вообще не из этой сферы, могу быть не прав. Поправьте, если ошибаюсь
grishkaa
Раньше таргетированной рекламы не было, и ничего, никто не умер. Вполне себе успешно рекламировались в газетах-журналах, на билбордах и так далее, и это не было столь крипово. Люди всё равно видели и покупали.
В конце концов, не всем пользователям в принципе нужна реклама (мне, например, не нужна, на меня она почти не действует — по вашей же логике можно сказать, что, блокируя рекламу, я экономлю деньги рекламодателей).
aamonster
Ошибаетесь.
Вы были бы правы, если бы таргетированную рекламу запретили только продаванам из Виларибо: тогда им бы пришлось вкладывать в рекламу больше, чем продаванам из Вилабаджо, и товары из Виларибо подорожали бы (а из Вилабаджо могли бы даже чуть-чуть подешеветь – но, скорей, тоже подорожали бы: раз конкурент вынужден поднять цену – можно повысить свою прибыль).
А если таргетированную рекламу запретить всем – все в равных условиях, ничего не меняется.
imanushin
Вы рассматриваете продажи и маркетинг в изолированном обществе. А потому модель очень проста, хотя, с моей точки зрения, не до конца корректна.
В реальном обществе есть еще такие вещи как:
Собственно, ограничения на рекламу могут запросто уменьшить стоимость товара.
aamonster
Нужно, по сути, ограничение на рекламный бюджет.
oWeRQ
Я тоже не маркетолог, но насколько мне известно, цена клика/просмотра формируется исходя из его ценности, значит если реклама не таргетировання цена клика/просмотра будет меньше, но общие затраты на привлечение клиента будут сравнимы, хотя тут может сыграть роль, что кол-во рекламы которое могут увидеть один пользователи не бесконечно, соответственно придется покупать рекламу не только чтобы обойти прямых конкурентов, но и вообще всех.