В этом посте мне бы хотелось затронуть извечный вопрос об организации навигации и передачи данных между экранами в IOS приложениях. В первую очередь, я хотел бы донести концепт своего подхода, а не убедить вас использовать его как волшебную таблетку. Тут не будут рассматриваться различные архитектурные подходы или возможность использования UlStoryboard с segues, в целом я опишу еще один возможный способ достигнуть желаемого со своими плюсами и минусами. И так, начнем!

Предыстория:

Безусловно, на реализацию навигации и организацию транспорта данных в проекте влияет выбор архитектурного подхода, однако и сам подход складывается из ряда обстоятельств: состав команды, time to market, состояние ТЗ, масштабируемость проекта и многое др., определяющими факторами для меня стали:

  • обязательное использование MVVM;
  • возможность быстро добавлять новые экраны(контроллеры, и их вью модели) в процесс навигации;
  • изменения в бизнес- логике не должны затрагивать навигацию;
  • изменения в навигации не должны затрагивать бизнес-логику;
  • возможность быстро переиспользовать экраны без внесения исправлений в навигацию;
  • возможность быстро получить представление о существующих экранах;
  • возможность быстро получить представление о зависимостях в проекте;
  • не повысить порог вхождения разработчиков на проект.


Ближе к делу


Стоит отметить, что конечное решение было сформировано не за один день, не лишено своих минусов и подходит скорее для маленьких и средних проектов. Для наглядности, тестовый проект можно посмотреть тут: github.com/ArturRuZ/NavigationDemo

1. Чтобы была возможность быстро получить представление о существующих экранах было принято решение завести enum с однозначным названием ControllersList.

enum ControllersList {
   case textInputScreen
   case textConfirmationScreen
}

2. По ряду причин в проекте не хотелось использовать сторонние решения для DI, a DI получить хотелось, в том числе с возможностью быстрого просмотра зависимостей в проекте, поэтому было решено использовать Assembly для каждого отдельного экрана (закрытого протоколом Assembly) и RootAssembly – в качестве общего scope.


protocol Assembly {
   func build() -> UIViewController
}

final class TextInputAssembly: Assembly {
   func build() -> UIViewController {
      let viewModel = TextInputViewModel()
      return TextInputViewController(viewModel: viewModel)
   }
}

final class TextConfirmationAssembly: Assembly {
   private let text: String
   
   init(text: String) {
      self.text = text
   }
   
   func build() -> UIViewController {
      let viewModel = TextConfirmationViewModel(text: text)
      return TextConfirmationViewController(viewModel: viewModel)
   }
}

3. Для передачи данных между экранами(там, где это действительно необходимо) ControllersList превратился в enum с Associated Values:

enum ControllersList {
   case textInputScreen
   case textConfirmationScreen(text: String)
}

4. Для того чтобы ни бизнес-логика не влияла на навигацию, ни навигация на бизнес-логику, а также для быстрого переиспользования экранов, потребовалось навигацию вынести в отдельный слой. Так появился Coordinator и протокол Coordination:


protocol Coordination {
   func show(view: ControllersList, firstPosition: Bool)
   func popFromCurrentController()
}

final class Coordinator {
   
   private var navigationController = UINavigationController()
   private var factory: ControllerBuilder?
   
   private func navigateWithFirstPositionInStack(to: UIViewController) {
      navigationController.viewControllers = [to]
   }
   private func navigate(to: UIViewController) {
      navigationController.pushViewController(to, animated: true)
   }
}

extension Coordinator: Coordination {
   func popFromCurrentController() {
      navigationController.popViewController(animated: true)
   }
   func show(view: ControllersList, firstPosition: Bool) {
      guard let controller = factory?.buildController(for: view) else { return }
                 firstPosition ?  navigateWithFirstPositionInStack(to: controller) : navigate(to: controller)
   }
}


Тут важно отметить, что протокол может описывать больше методов, в т.ч. как и Coordinator может реализовывать различные протоколы, в зависимости от нужд.

5. При всем при этом, хотелось еще и ограничить набор действий, которые требовалось совершить разработчику, добавляя новый экран в приложение. На текущий момент требовалось помнить о том, что где-то надо прописать зависимости, и возможно сделать еще какие-либо действия для того чтобы навигация заработала.

6. Совсем не хотелось создавать дополнительные роутеры и координаторы. Более того, создание дополнительной логики для навигации могло значительно усложнить как восприятие навигации, так и переиспользование экранов. Все это привело к цепочке изменений, которые в конечном итоге выглядели следующим образом:


//MARK - Dependences with controllers associations
fileprivate extension ControllersList {
   typealias scope = AssemblyServices
  
   var assembly: Assembly {
      switch self {
      case .textInputScreen:
         return TextInputAssembly(coordinator: scope.coordinator)
      case .textConfirmationScreen(let text):
         return TextConfirmationAssembly(coordinator: scope.coordinator, text: text)
      }
   }
}

//MARK - Services all time in memory
fileprivate enum AssemblyServices {
   static let coordinator: СoordinationDependencesRegstration = Coordinator()
   static let controllerFactory: ControllerBuilderDependencesRegistration = ControllerFacotry()
}

//MARL: - RootAssembly Implementation
final class  RootAssembly {
   fileprivate typealias scope = AssemblyServices
  
   private func registerPropertyDependences() {
//     this place for propery dependences
   }
}


// MARK: - AssemblyDataSource implementation
extension RootAssembly: AssemblyDataSource {
   func getAssembly(key: ControllersList) -> Assembly? {
      return key.assembly
   }
}

Теперь при создании нового экрана, разработчику достаточно было просто внести изменения в ControllersList, а далее компилятор уже сам показывал, где надо еще внести изменения. Добавление новых экранов в ControllersList никак не влияли на текущую схему навигации, а логика управления зависимостями легко прослеживалась. Также, используя ControllersList, можно легко найти все точки вхождения в тот или иной экран, а переиспользовать экраны стало просто.

Заключение


Данный пример является упрощенной реализацией идеи и не покрывает всех кейсов использования, тем не менее сам подход показал себя достаточно гибким и адаптивным.

Из недостатков данного подхода можно выделить следующее:

  • Сложно сказать, что координатор в этой реализации действительно координатор, больше это напоминает роутер с областью видимости на весь проект. Также ControllersList можно переименовать в NavigationEvents, а сами кейсы на похожий мотив, но это скорее вопрос восприятия;
  • В ряде случаев, наоборот хочется ограничить возможную навигацию и тогда разумнее использовать роутеры и координаторы;
  • Возможно могут быть кейсы, которые не покрывает данное решение, или оно потребует глобального переосмысления. В любом случае, перед использованием такого подхода следует оценить потенциальные риски и проблемы для вашего проекта.

Большая часть постов о навигации и передачи данных в IOS приложениях затрагивает либо использования координаторов и роутеров (на каждый или группу экранов), либо навигацию через segue, singleton и т.п., но не один из этих вариантов не подходил мне по тем или иным причинам.

Возможно и вам для решения задач подойдет такой подход, спасибо за уделённое время!