Баланс привычного и нового — основа творчества
Творчество — это бесконечный процесс модернизации реальности. Все благодаря нашим нейронам, которые чем-то напоминают наркоманов. Каждый свободный нейрон в нашем мозге жаждет новых раздражителей. Нам физиологически нужны новые ощущения. Нейромедиаторные системы, которые отвечают за вознаграждение, настроены более интенсивно поощрять незнакомые, новые события. Фактически они привязаны к новизне: вознаграждения, получаемые регулярно и в одно и то же время, вызывают более низкую активность головного мозга, чем те же вознаграждения, но полученные внезапно. Мы не можем смотреть одну и ту же серию даже самого любимого фильма. Мы ждем новостей, сплетен, разговоров. При этом нам приятно находиться среди привычных вещей, проживать знакомые и безопасные ситуации. Это называется зоной комфорта, и большинство из нас стремится не покидать её.
Такая двойственность нашего поведения была необходима нам чтобы выжить в первобытном мире. С одной стороны, нам нужно быть консервативными, осторожными и уверенными в неизменности определенных вещей. Зная, что съедобные насекомые водятся только под определенными камнями, мы не станем переворачивать все камни. Это экономия энергии. С другой стороны, крайне важно быть социально активными в своей стае, стремится понимать соплеменников и участвовать в общих делах. Для этого наш мозг стремится искать новости и быть начеку. Если мир не будет обновляться, мы попросту угаснем, потеряем к нему интерес.
Любопытство — одно из преимуществ нашего вида. Мы обучаемся и всегда ищем новые, более эффективные способы решать свои проблемы. Было обнаружено, что существует закономерность интенсивности возбуждения определенных участков мозга на раздражитель и его повторяемость. Избегание повторения является основой человеческой культуры. Люди часто говорят, что история повторяется, но это утверждение не вполне корректно. В лучшем случае, как сказал Марк Твен, история рифмуется. Похожие вещи происходят в разное время, но детали никогда не бывают одинаковыми. Все меняется. Перемены неизбежны. Людям нужно что-то новое.
Таким образом, человек находится в поисках баланса. С одной стороны, мозг стремится сэкономить энергию, предугадывая происходящее. С другой стороны, он требует новизны. И эти иногда незначительные, а иногда более масштабные изменения и есть суть творческой деятельности. Давайте взглянем на логотипы известных компаний, которые, казалось бы, в каждый момент времени находятся в совершенном состоянии, но постоянно модифицируются в той или иной степени.
Изменения делают их более современными или наполняют смыслом, актуальным в конкретный период времени. Такое положение вещей имитирует великий эволюционный процесс, когда каждый вид совершенен, но ни один вид не находится в окончательном состоянии. Процесс эволюции видов невозможно остановить. Для творчества всегда найдется стратегия и точка её приложения.
Яркий пример постоянного стремления к новизне — мода. Удобная, замечательная одежда давно изобретена и практически совершенна с утилитарной точки зрения. Но мы постоянно ищем новые формы выражения своей творческой энергии через модификацию внешнего вида и состава вещей, которые носим. Иногда даже в ущерб комфорту и практичности.
Архитектура, кухня, средства передвижения, орудия труда, социальные институты, домашняя утварь, украшения, оружие, мебель, прически, собственное тело и многое, многое другое постоянно обновляется и требует модификации. И перемен требуют не объективные причины, а «перемен требуют наши сердца». И часто важно не то, что именно изменилось, важен сам факт изменения. Все из-за того, что называется подавлением повторения. Когда мозг к чему-то привыкает, каждый следующий раз его реакция на это становится все более слабой. А как мы уже заметили, каждый наш нейрон постоянно находится в поисках раздражителя. Угасающие реакции побуждают нейроны искать новые, более сильные раздражители. И так до бесконечности.
Социальные тренды
Помимо внутренней потребности в модификации реальности, существуют ретроградные тренды, когда мы стремимся поменять что-то исходя из внешних социальных установок. В коммерческом искусстве наблюдаются такие интересные групповые эффекты, когда пользователи сходятся во мнении, что определенные визуальные продукты более современные, устаревшие, дорогие, дешевые и т.д. Часто можно услышать, как потребитель отмечает, что его продукт выглядит «недостаточно дорого» или «несолидно». Как можно объяснить тот факт, когда близкие по внешнему виду продукты имеют такие странные и противоположные критерии оценки. Особенно это заметно в интерфейсах или верстке текста.
Человек создает тренды с момента возникновения творческого мышления. При этом тренд невозможно создать по желанию и намеренно заставить людей следовать ему. Это происходит только эволюционно, когда социум групповым сознанием определяет, чему следовать. Но можно изучить это групповое сознание и подтолкнуть его.
Для того, чтобы выделиться, яркие вожаки в стаях наших предков стали использовать творческие визуальные приемы. Например, рисовали на себе устрашающие узоры, выбирали орудия труда нестандартного вида и т.д. При изготовлении каменных орудий труда лидеры старались заполучить осколки со следами окаменелых трилобитов или других вымерших миллионы лет назад существ, которые выглядят как естественный узор на ручке.
Оказалось, что это очень эффективный способ выделиться, увеличить масштаб своей личности с помощью искусственно украшенных аксессуаров. Таким образом вожаки или просто харизматичные особи дополнительно обозначали своё положение в стае. Конечно, для остальных соплеменников скребки с трилобитами или обладание охрой быстро стали эквивалентом власти и успеха. Можно сказать, что таким образом утвердился первый тренд.
Но этот эффект работает в обе стороны. Тренд обладания предметом с трилобитом сделал более востребованными и престижными определенные орудия труда, при этом низведя остальные до уровня масс-маркета в нынешнем понимании. Обладатели обычных скребков стали никому не интересны. Можно сказать, что если бы вы были изготовителем каменных скребков, то ваш первобытный заказчик сказал бы вам, указав на обычный скребок, что он не выглядит достаточно дорого и престижно.
Суть тренда — это отражение черт его корневого создателя, которые пользователь хотел бы применить к себе. Имея орудие с трилобитом, но не являясь вожаком, можно приобрести часть его славы. Яркий пример из современности — тренд наносить татуировки. Самый первый прообраз татуировки носил устрашающий характер. Бойцы, покрытые шрамами полученными в схватках, были более привилегированной группой и внушали ужас окружающим. Молодые воины стали заблаговременно наносить себе шрамы, дабы выглядеть более жестокими и опытными. Затем шрамы приобрели некоторые эстетические свойства, их стали заполнять красителями, и со временем они превратились в привычные для нас татуировки. Вполне очевидно, кто формирует тренд, а кто пытается стать более брутальным за счет татуировок.
Все существующие визуальные тренды берут свое начало в древнем мире, постепенно обрастают новыми нюансами, конкурируют между собой, но всегда сохраняют свои границы и преемственность изменений. Позже они сами станут большими ветками, а могут остаться небольшими отростками.
Но новый тренд — это всегда видоизмененный старый. Наш мозг, требуя новизны, стимулирует изменять существующие тренды, формируя новые ответвления, которые со временем могут стать самодостаточными.
Наверное, вам не раз приходилось слышать фразу — «это опередило свое время». Даже самый новаторский, умопомрачительный и прекрасный объект творчества будет проигнорирован, если он слишком далеко отстоит от любого родительского тренда. Позже, когда появятся недостающие звенья, мы подхватим его, но оторвавшись слишком далеко от родительской ветки, мы всегда сильно рискуем.