В email-маркетинге понятие «черный список» очень актуально. Сервис email-рассылок Dashamail предлагает подробно рассмотреть все, что связано с блэклистами, в который попадают IP-адреса или доменные имена, замеченные в рассылке спама.
Почтовая репутация
На основании истории проводимых рассылок у каждого отправителя складывается своя почтовая репутация. Это такой показатель, который характеризует качество трафика и самого отправителя. Он зависит от репутации IP адресов, домена отправки, частоты рассылки, статистики отписок и жалоб на спам, процента доставленных писем, их тематики и много другого.
Каждый раз, когда сервер почтового провайдера получает рассылку, он проверяет почтовую репутацию отправителя, технические настройки на домене, контент и принимает решение о доставке писем. Если все “ок”, письмо попадает во “Входящие”, если есть сомнения - в папку “СПАМ”, а если есть критические проблемы, то оно вообще блокируется СПАМ-фильтрами.
Каждый почтовый провайдер использует свой алгоритм для определения почтовой репутации, но все они в обязательном порядке обращаются к специальным спискам, блэклистам, в которые попадают недобросовестные отправители, замеченные ранее в рассылке СПАМа. О них сегодня и поговорим.
Публичные и частные чёрные списки в рассылках
Черных списков много, но можно выделить 2 основные группы:
Частные black-листы – допустим, вы добавили какой-то домен или адрес в почтовой программе/клиенте в черный список, и письма от указанного отправителя больше не смогут попадать в папку «Входящие». У многих серьезных компаний есть собственные листы, как черные, так и белые, в которые включаются добросовестные и нежелательные отправители рассылок по электронной почте. Частные списки менее опасные, так как их максимальное ограничение – запрет доставки писем на тот или иной домен. Подобную проблему можно решить в рамках конструктивного диалога с администратором почтового сервера.
Публичные черные списки. Такой black-лист намного опаснее, так как их любят использовать спам-фильтры и почтовые провайдеры. Что происходит, если домен или адрес IP попадают в него? Письма могут блокировать на разных адресах. Представьте, что вы попали в blacklist SpamHaus, и «санкции» будут внушительными, так как отклоняться будут все письма на таких почтовых доменах, как outlook, hotmail, gmail, а также live и msn.
Далее мы будем обсуждать именно вторую подгруппу, так как она оказывает наибольшее влияние на почтовую репутацию.
Самые популярные черные списки в Интернете
Конечно, в Сети множество блэклистов. Есть более популярные и совсем неизвестные. Среди наиболее распространенных стоит упомянуть ТОП-3:
Абсолютный лидер SpamHaus.
От него не отстает по авторитетности SpamCop.
Также нужно включить в этот «хит-парад» SORBS.
Данные списки чаще всего используются почтовыми провайдерами для анализа почтовой репутации. Попадание в один из них пагубно скажется на общей статистики доставляемости писем. Кроме того, у всех провайдеров есть свои списки, но они закрыты от любого использования извне.
Как проверить не находитесь ли вы в черном списке?
Блэклистов очень много. Чтобы не выискивать себя в каждом из них, мы рекомендуем обратиться в сервису MXToolBox. Он проверяет наличие домена и/или IP-адреса более чем в 100 блэклистах. В сервисе DashaMail с ним есть готовая интеграция: при настройке домена отправки мы автоматически проверяем его почтовую репутацию и, если обнаруживаем проблемы, даем рекомендации по их решению.
Перед запуском рассылок обязательно проверьте не находитесь ли вы в черных списках, даже если вы никогда не делали рассылок. Возможно в нем окажется ваш IP адрес. В таком случае лучше всего обратиться к хостеру вашего сайта для решения этой проблемы.
Также стоит заметить, что если вы обнаружили себя в каком-то черном списке, который просит заплатить ему денег за удаление вас из black-листа, не ведитесь - такие черные списки не используются почтовыми провайдерами и не влияют на вашу почтовую репутацию.
Почему можно попасть в blacklist?
Работая в этом сегменте, мы каждый день сталкиваемся с ситуациями, когда доменные имена или IP-адреса попадают в те или иные списки, поэтому стоит разобраться, почему так происходит. Самая главная причина – это база. И здесь стоит вспомнить небольшую, но очень показательную историю:
Представьте, что абстрактная компания собирает долгие годы список адресов подписчиков, но не проводит рассылки. В этом списке однозначно есть активные поклонники, которые покупают его товары и услуги. При этом есть и те, кто оказался там случайно, так как купил около полутора лет назад какой-то продукт, но сейчас совсем не заинтересован в товарах и письмах и забыл, что подписывался на рассылки вовсе. Более того, кто-то мог уже перестать пользоваться своим ящиком, и почтовый провайдер превратил его адрес в СПАМ-ловушку! И вот компания берёт и запускает свою первую рассылку по всей этой базе. Не неё сыпятся жалобы, отписки, возвраты, почтовые провайдеры видят среди получателей СПАМ-ловушки… и блокируют отправителя, занося его в черный список.
О том, как не попасть в такую ситуацию мы рассказывали ранее в отдельной статье. Помните! Залог успеха ваших рассылок - качественная и легальная база подписчиков!
Можно также предложить две схожие ситуации, способные влечь за собой появление «комфортабельного» места в ЧС:
Если вы берете адрес на web-сайте потенциального клиента или записываете его в свою анкету, а затем делаете рассылку на этот адрес без получения согласия.
Не менее рискованная ситуация, когда адрес вроде бы самостоятельно совершает подписку, но не подтверждает её.
Обе ситуации схожи тем, что в списке оказываются адреса, которые неизвестны вам ни с какой стороны. Вы не можете ответить ни на один вопрос:
Правильный ли указан адрес почты?
Изъявил ли владелец желание на подписку?
Не ошиблись ли вы или он, записывая email?
Не стоит недооценивать проблему, так как она стоит очень остро и затрагивает многих клиентов. Ряд почтовых провайдеров специально запускают роботов, чтобы те совершали подписку в тех формах, которые они находят во Всемирной Паутине, после чего проверяют, какие рассылки им приходят.
Помните про основное правило любой email-рассылки: ваша обязанность заключается в том, чтобы в первом же письме попросить подтверждение подписки, потому что иначе велик риск оказаться в блэклисте.
Можно ли «уйти» из black-листа и как это сделать?
Представим, что вас занесли в черный список. Рождается закономерный вопрос: как узнать об этом, когда вы уже ведете работу?
Это можно понять по логу в ответе сервера.
Также вы получите соответствующее письмо, если вы являетесь владельцем сервера.
К примеру, Hotmail может прислать ответ при попадании в черный список СпамХауса, и он выглядит таким образом:
Остается понять, что делать в такой ситуации:
В первую очередь устранение причины попадания в blacklist, чтобы исключить повторное внесение в него.
Проконтролируйте, на 100% ли выполнены все требования по ведению честных и прозрачных рассылок.
Теперь можно приступать к удалению. Еще раз акцентируем ваше внимание на необходимости соблюдения всех правил, так как первое удаление обычно очень простое, не несет за собой никаких проблем и последствий, ведь компании с пониманием относятся к такой ситуации. Что происходит дальше? Если отправитель вновь оказывается в ЧС, а затем снова, то есть все шансы, что антиспам-службы больше не пожелают удалять адрес из списков, и доставляемость будет под ударом, это мягко сказано.
Разберем на конкретном примере, как осуществляется удаление из известного блэклиста, упомянутого выше, из SpamHaus, который по праву считается одним из наиболее серьезных и авторитетных, так как оказывает прямое влияние на доставку письме на массу доменных имен:
Нужно войти в центр по удалению из черного списка СпамХаус, где нужно ввести свой домен или адрес IP! Если же вы владелец, то вам уже должно было прийти соответствующее уведомление о блокировке, которое выглядит таким образом:
Выявляете и устраняете проблему. В данном примере можно увидеть, что причина кроется в несанкционированной массовой рассылке по списку непроверенных адресов.
Не стоит отчаиваться, так как есть перечень рекомендаций, чтобы выйти из блэклиста и больше не попадать в него:
Используйте капчу, чтобы исключить подписку на рассылку со стороны роботов.
Настоятельно рекомендуется использовать регистрацию с подтверждением – это исключает любые нежелательные подписки.
Соблюдайте все правила ведения рассылки, так как любой обман может сыграть злую шутку.
Сам СпамХаус предлагает отправить письмо с объяснениями, что случилось, а также с указанием перечня тех действий, что были предприняты, чтобы проблема осталась в прошлом. После отправки письма в течение суток команда дает официальный ответ, в котором сообщает либо то, что адрес успешно удален из ЧС, либо дает дополнительные указания, которые надо выполнить.
Подводя итоги: правила честной рассылки, чтобы не попасть в ЧС
Предлагаем несколько основных советов, как не оказаться в черном списке:
Используйте функцию подтверждения согласия на рассылку, чтобы исключить любые ненужные и случайные подписки и регистрации со стороны роботов. Мы часто сталкивались с подобными случаями, когда пользователи попадали в black-листы, так как на их рассылку без подтверждения подписывались антиспам-службы, но так и не получали правильно настроенное письмо для подтверждения рассылки, и, напомним, что оно должно быть самым первым.
Контролируйте ситуацию и не отправляйте письма тем, кто их не читает. Если за 3-6 месяцев адрес не читает ни одного письма, значит, настало время для удаления его из базы. Денег вы не получите, зато есть реальный шанс попадания в ЧС и репутационных потерь. Соберите волю в кулак и удалите неактивных подписчиков. Это своеобразный «детокс» вашей базы. В сервисе DashaMail есть специальная функция, которая называется “оптимизация доставляемости”. Вы просто указываете через сколько времени или количество подряд неоткрытых писем следует исключить подписчика из рабочей части вашей базы, и сервис автоматически его деактивирует. Так вы сэкономите на стоимости доступа к сервису и улучшите свою почтовую репутацию. Не тратьте свои ресурсы на тех, кому неинтересны ваши письма!
И снова о подтверждении рассылки. Отдельно напомним, что оно должно быть не когда-нибудь потом, в а первом же письме, чтобы исключить отправку сообщений роботам.
И, наконец, капча. Ее многие не любят, но желательно добавить какой-то относительно простой вариант, чтобы также исключить подписки со стороны роботов.
Теперь вы можете контролировать процесс ведения рассылок и исключить неприятную вероятность попадания в черные списки, что является лучшей заботой о будущем.
v1000
Еще была история о сервисе, который благодаря хабраэффекту получил 6000 новых пользователей, и был забанен почтовиком за рассылку спама, когда за пару дней разослал им письма с подтверждением регистрации.
dashamail Автор
Да, бывает и такое :)
Поэтому управление почтовой репутацией — это постоянная работа.
dashamail Автор
Но эта история скорее связана не с черными списками, а просто с резким ростом трафика и отсутствием нормального отправщика у такого сервиса. Хороший ESP с delivery mananagement, увидев такой всплеск в трафике, замедлит доставляемость таких писем. А хорошая политика сервиса — указать об сразу после регистрации и сказать, что мы вышлем приглашение (так изящно обозвав письмо подтверждения) в течение суток.