Разговор длился около получаса. Меня провели по схеме от выведывания количества средств на всех банковских продуктах до попытки взять кредит в банке с целью перевода средств в другой банк. Осознание схемы приходит после. Потому что в процессе разговора вас сначала вводят в ступор информацией об уводе средств с вашей карты, потом пытаются навязать алгоритм действий, который не так очевиден за потоком слов. В добавок надо слушать оппонента, соображать по ситуации, апеллировать к нелогичности его вопросов.
Звонок раздался вечером, когда большинство людей возвращаются после работы уставшие, а значит их сознание не столь ясное. Услышать подобного «сотрудника банка» для меня было не впервой, однако в прежние разы удавалось послать на первых минутах, а тут степень напора и убедительности была достаточно высока, что не было шанса. Да и проснулась я недавно… тянуло поговорить. ФИО и названия компаний изменены, что пропустила мимо ушей, не поняла мути, забито троеточием.
— Здравствуйте, это Ивана Ивановна? — послышился в трубке голос несколько издалёка.
— Ну гм да.
— Я сотрудник ВсемИзвестногоБанка Петров Петр Петрович. Наш разговор записывается. По вине бывшего сотрудника произошла утечка данных. С вашей карты был совершен перевод на имя Сидорова Сидора Сидоровича. Наша служба безопасности посчитала его мошенническим и заблокировала средства. Мы хотим… Вы можете посмотреть, когда последний раз совершали перевод с вашей карты?
— Да.
Когда Петр произносит свое последнее слово, а Ивана начинает свое «да», слышится какое-то переключение в фоне, как-будто это «да» записывается куда-то.
— Знаете, вот я сейчас смотрю и не вижу никаких переводов.
— Это значит, что наша служба безопасности хорошо работает. Когда вы последний раз совершали платеж с карты?
— А какой, если их несколько?
— Вы не теряли карты? — Петр уводит разговор в сторону, видимо пытаясь добавить больше стресса в мозг Иване.
— Нет, вроде все при мне. — ответила она, фантазируя на предмет потери виртуалки.
— Когда вы совершали последний платеж?
— Неделю назад?
— Какой баланс на карте.
— Триста рублей.
— Так, записываю: триста рублей.
— У вас есть еще карта?
— Есть.
— Сколько на ней средств?
— А какая карта, какую вы имеете в виду? — Ивана Ивановна начинает агрессировать. Она ждет, когда мошенник начнет спрашивать номер карты, и вот тут-то она ему покажет «номер». Но развод пошел в разрез ее ожиданиям.
— Карта типа Виза.
— Ну 3 тысячи.
— У вас есть лицевой счет?
— Какой? — спросила любительница разводить зоопарк счетов.
— Ваш лицевой счет. Обязательно должен быть лицевой счет, он заводится когда выдают карту.
— Ну есть.
— Сколько на нем средств?
— Ну 5 тысяч. А зачем вы спрашиваете суммы, я же их говорю не точно?
— Так вы говорите точно, это нужно чтобы застраховать ваши средства…
Ивана просит перезвонить ей через 5 минут, объясняя Петру, что ей надо «пробить» номер, с которого он звонит, с целью узнать, действительно ли он принадлежит ВсемИзвестномуБанку. На что Петр нивелирует, дескать, у него сейчас открыта эта заявка, и если он ее закроет, то перейдет к следующей, связаться с ним уже не будет возможности. Опять напоминает, что разговор записывается.
— Однако я вам могу прислать смс с номера Цифра00. Вы знаете номер Цифра00?
— Знаю, это номер ВсемИзвестногоБанка.
— Вот. Сейчас придет смс. Там будет написано, что сообщение не от службы безопасности. Я сотрудник технического отдела. На службу безопасности вы будете переведены после разговора со мной.
Действительно, приходит смс с номера банка:
Это сообщение не от службы безопасности. Вы указали этот телефон при оформлении страхового полиса в ХатаЩелк. Подтвердите оформление и согласие с обработкой персональных данных и условиями страхования. Код: xxxxxx. Никому его не сообщайте.
Надо понимать, что когда говоришь по телефону, особенно кнопочному, сложно прочитать смс полностью. Но Иване было несложно набрать в поиске Яшки номер звонившего. Ей повезло, что она не была в дороге, а сидела ровно у компа. На что яхонтовый пасьянщик выдал: мошенник.
— Вы знаете, вот я сейчас набрала ваш номер и тут написано, что это номер мошенников, — дипломатичность не ее конек.
— Не знаю, что там у вас высветилось. У нас номера генерируются динамически.
Согласно здравому смыслу «сотрудник» должен начать сворачивать диалог, поняв, что его раскусили. Но нет, он упорото продолжал.
— У вас есть кредитные карты?
— Нет.
— Дело в том, что с вашего единого лицевого счета был совершен платеж в ДругойБанк в размере 9 тысяч на имя ...?
— Какого такого «единого лицевого счета»? Нет никакого «единого лицевого счета».
— Есть. Вы просто никогда не пользовались им. Там отражена совокупность всех ваших средств. Именно с него был совершен платеж в ДругойБанк. Наша служба безопасности сработала так, что вам надо зайти в личный кабинет и совершить обратный платеж, ..., чтобы отменить платеж. Вы зашли?
— Ага.
— Видите вкладку «Кредиты»? Нажмите. Что у вас там написано.
— Ничего не написано.
— Нажмите «взять кредит».
Тут неустойчивая нервная система Ивановой вышла из себя в конец. Дальнейший перебрех запомнился невнятно. Она поставила в известность «сотрудника банка», что номер, на который он звонит, не используется ею для ВсемИзвестногоБанка, что данные у него устаревшие. Спросила, знает ли он ее фамилию и место проживания. Да, он знал фамилию и область проживания.
— Мы с вами разговариваем почти 30 минут! — вдруг раздраженно заявил Петр. — Вы отказываетесь от фиксации ваших средств?!
— Ага!
Итак, что же делал «сотрудник банка»? Вероятно, проверив мою платежеспособность, попытался взять кредит на сумму побольше, с которого я совершила бы перевод. С одной стороны, сложно представить, что на это можно повестись. Если мне и звонил сотрудник банка, то только с предложением кредита, карты или открытия депозита.
Однако у многих есть пожилые, больные или пьющие родственники. И тут становится не до смеха. Если бы подобное мошенничество не имело успеха, оно бы не процветало. Так стоит ли банкам агитировать переход на свои онлайн-сервисы всех и каждого?
fshp
Зачем это здесь?
plustilino Автор
Конечно, я думала, что это здесь неуместно. Но на сегодняшний день банки — это электронные экосистемы, а не только банковские продукты. Возможно, им надо лучше заниматься безопасностью, чтобы подобного не было.
magic2k
Уместно-уместно. Давно пора обсудить меры борьбы с этими уродами. Как технические, так и административные.
Moskus
Если на вас завтра упадёт компьютер с верхней полки, это тоже будет достаточным поводом написать об этом на Хабре, потому что это компьютер упал?
Мошенничество подобного рода имеет весьма косвенное отношение к "электронной экосистеме" — только в части того, что используются ворованные базы данных, которые подвергаются в интернете. А что сейчас в интернете не продается?
plustilino Автор
Можно я без ваших советов решу, что мне где публиковать? Поставьте минус и пройдите мимо.
Moskus
Традиционно, люди, которым тут сказали, что статья имеет слабое отношение к Хабру, отвечают, что их затыкать — нельзя, но сказавшим сами предлагают заткнуться.
plustilino Автор
Рейтинговая система хабра имеет как плюсы, так и минусы. Плюсы — сводит на нет переход на личности, заставляет писать качественные тексты. Минусы — заставляет угождать среднестатистическому большинству читателей хабра. Этакий стабилизирующий отбор.
Боюсь люди за 35 здесь не задерживаются, потому что на карму уже плевать. Собственные желания становятся важнее.
Moskus
Я не знаю, что вы хотели сказать этим комментарием. Рейтинговая система никогда не задумывалась, как единственный способ выразить отношение к статье или мнение о ней. Высказать аргументированную критику в комментариях — нормально. Не нормально — считать таковую личным оскорблением. Да, это так называется, а не "переход на личности", переход на личности — это ложный аргумент, когда личные свойства оппонента приводятся для дискредитации его высказывания. Например, если бы я сказал, что ваша статья — не для Хабра, потому что вы — женщина (что было бы, конечно, бредом).
plustilino Автор
Вы делаете упор на слова «выразить отношение», «оскорбление». Мне все равно. Меня больше прикалывают ваши комментарии, чем злят. Для кого-то статья будет полезной, кто-то оценит мой юмор. И это все. Мне не нужно большинство и его отношение.
Giperoglif
автор перепутал хабр с пикабу
plustilino Автор
На ваш взгляд, перепутал по тематике или стилю изложения?
cru5ader
все вместе
plustilino Автор
На хабре немало статей далеких от IT. Так что по стилю. Не захотелось писать статью-анализ, строить гипотезы, как банки могли бы решить данную проблему. Мошенничество мне навевает беседко-приподъездную культуру. Хотя предполагала, что многие на хабре увидят не худ.обработку, а оскорбятся, что на их ресурсе для высокоразвитых вдруг такой мусор.
DrAndyHunter
Не полностью с вами согласен. Да, технически статья вообще не раскрыта, однако она поднимает очень актуальную тему, о которой сами жертвы почти никогда нигде не пишут по понятным причинам. Жертвы таких мошенников обычно говорят сами себе — «сама виновата, в следующий раз буду умнее».
Было бы неплохо собрать множество подобных случаю в статье примеров, проанализировать и сделать кое-какие выводы. Выстроить стратегии, так скажем, скрипты разговора с подозрительными личностями.
В общем, не нужно быть столь категоричными к автору. Тема действительно интересная, но подход должен быть более научный.
Moskus
«Почти никогда не пишут» — ага, полно совершенно однотипных постов и репостов в соцсетях про «новый способ мошенничества», где авторы во-первых, вечно преувеличивают опасность (пишут бред про НЛП, какие-то «магические» техники), во-вторых — даже не пытаются проанализировать проблему или предложить решение (хотя оно предельно простое), в-третьих, пытаются возложить ответственность за борьбу с этим на банки (хотя последние, даже если бы хотели, очень мало что могли бы сделать, кроме того, что уже делают, предупреждая о том, чтобы хрен знает кому не сообщали данные карт и т.п.).
unsignedchar
Рыбацкий рассказ с вооот такой рыбой, которая сорвалась. Классика.
Утечки персональных данных, в том числе и из этих самых банков.
Развлекательный контент, да. Было бы решение простым — проблема была бы уже решена.
Moskus
Либо рыбацкий рассказ, либо самооправдание — профукать деньги «крутому юзеру НЛП» — не так стыдно, как обычному человеку.
Утечки персональных данных — реальность, на которую банки могут повлиять только относительно немного. Я говорю о том, что когда люди пишут «банки должны что-то с этим сделать» — это пустое требование, потому что проблема так не решается, люди просто ищут крайнего, не доверяя полиции, видят его в банках.
Решение и есть простое, я уже о нем писал в комментариях раньше. Но что-то простое обсуждать ведь не интересно, интересно — бредовые россказни про мошенников, которые кого угодно уговорят сделать что угодно.
unsignedchar
Мышки, станьте ежикамине общайтесь с телефонными мошенниками. Ничего сложного, действительно ;)Не кого угодно, не что угодно. Но уговаривают же.
plustilino Автор
«либо… либо»… Вы не пробовали не додумывать за других, что они хотели сказать, показать, что там где-то чувствовали и переживали. Все равно с подтекстом не угадаете. В западной культуре это вообще не прилично. Пересекать грань личных переживаний. Вам покрутят у виска. Хотя с какого перепуга жертва должна чувствовать стыд? Какой такой крутой юзер НЛП. НЛП — это удел соцнизов в плане образования и трудовых навыков. Пятилетний ребенок офигенный НЛПист, проманипулирует как нечего делать. У большинства проходит, у некоторых на всю жизнь. Развивается навык. Льют за милую душу. Только под всей этой лейкой подтекст — облопошить собеседника. Вовсе не для простодушного общения трепятся. Ага.