image

Каждый раз, когда стоишь на светофоре или в пробке, думаешь, почему я не на электромобиле или гибриде (далее под электромобилем будет предполагаться и гибрид), ведь, сколько топлива практически тратится в пустую, и когда попробуешь электромобиль и сравнишь его с бензиновым автомобилем, то выбор делаешь в сторону электрички. Дышать чистым воздухом гораздо приятнее, чем выхлопными газами.

Проанализируем ситуацию с автомобилями, основываясь на личном опыте владения как бензиновым авто так и электрическим, сделаем выводы как можно объективнее.

Исторически первые автомобили, как с двигателем внутреннего сгорания, так и на электрической тяге появились примерно в одно время, но главное то, что массовым стал именно автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Дело в том, что главным недостатком электромобиля является аккумуляторная батарея, которая даже в наше время остается большой, тяжелой и дорогой при этом обеспечивая сравнительно небольшую дальность поездки на одном заряде. Двигатели внутреннего сгорания были более универсальны, топливо можно было брать в большом количестве с собой, оно было дешево, в начале эпохи автомобиля нефти было в избытке, а автомобилей очень мало, значительных экологических проблем они не представляли.

Универсальность двигателя внутреннего сгорания была и в возможности его использования в военной технике, кораблях и самолетах, одну из главных ролей сыграли мировые войны, в которых требовалось большое количество техники, мощной и универсальной, искать розетку для танка никто не будет. После окончании войны, заводы занимающиеся производством военной техники переориентировались на производство гражданской техники, в том числе и автомобилей, и использование уже готового и универсального двигателя внутреннего сгорания стало самым простым решением.

Сегодня в мире около 1 миллиарда автомобилей, большинство из них с двигателем внутреннего сгорания на бензине, дизеле, газе и т.д. Нефть как основное сырье для производства топлива для автомобилей становится все более дорогим ресурсом. Коротко проанализируем стоимость 100 км пути на бензине и на электричестве, в среднем возьмем расход 8 л. на 100 км., стоимость 45 руб. за литр, получим 360 рублей. На электромобиле в среднем на 1 киловатте можно проехать пусть 7 км, на 100 км. потребуется 14 киловатт, например по 4 рубля мы получим 56 рублей. Разница в 360/56 = 6, в шесть раз. При определенных условиях, при экономичной езде по городу, разница может достигать до 10 раз. (расчет ведется без использования печки или кондиционера.

Что касается трассы то тут ситуация меняется в другую сторону, электромобиль показывает более повышенный расход, а бензиновый авто более экономичный, поэтому разница может сократится, а если мы теоретически будет заправляться на быстрых платных зарядках то стоимость 100 км. пути на электромобиле может сравняться с бензиновым автомобилем.

Учитывая реальную ситуацию в России, отсутствие быстрых зарядок на трассах между городами, большинство людей используют электромобиль только в городских условиях или на сравнительно небольших расстояниях в пределах 100-200 км., к тому же по статистике в среднем ежедневный пробег среднего автомобилиста около 50 км.

Это все нам говорит о том, что использование электромобиля для ежедневных поездок на небольшие расстояния выгоднее, чем автомобиля на бензине.

Но есть ряд проблем.

  • Для электромобиля необходима зарядка, если вы живете в своем доме или у Вас есть гараж, вы с легкостью сделаете розетку и будете заряжать авто у себя дома, но если Вы живете в квартире и у Вас негде заряжать Ваш авто то тут возникают трудности, зарядок для электромобилей в России очень мало.
  • Рано или поздно Вам понадобится совершить дальнюю поездку и одной зарядки будет недостаточно, поэтому возникает необходимость содержать два автомобиля, бензиновый и электрический, что требует двух страховок, двух комплектов резины и места где хранить эти авто. Приобретение второго автомобиля требует дополнительных финансов.
  • В холодное время суток чисто электрические автомобили теряют дальность хода на одной зарядке, значительное количество энергии примерно 20-30%, может тратиться на обогрев, а при сильных морозах теряется емкость самой батарее, поэтому потеря может достигать 50% от нормальных летних значений. (Эти значения могут сильно зависеть от типа автомобиля и температуры).

Итак, что мы видим, инфраструктуры для электромобилей в России практически нет, стоимость электромобиля как и необходимость содержания двух авто все таки высока, поэтому многие люди смотрят на гибридные авто, так как он более универсален, но при этом расход гибридного автомобиля в среднем примерно 3-4 литра на 100км, что говорит о разнице всего лишь в два раза по сравнению с бензиновым авто, а стоимость гибридного автомобиля обычно выше бензинового аналога, поэтому многие решают, что лучше просто оставить свой бензиновый автомобиль или переоборудовать его на газовое топливо, но это уже отдельная тема.

Получается, что электромобиль для большинства Россиян может быть вторым автомобилем в семье, при условии, что есть возможность его зарядки и есть бюджет и желание содержать два автомобиля. Это конечно отрезвляет, но экономия до 10 раз на топливе и содержании самого электромобиля, который требует гораздо меньших финансовых затрат, выглядит весьма привлекательным. К примеру, замена 1.5 литра масла в Ниссан лиф раз в 30 тысяч, по регламенту (при желании можно раз в 40 тысяч), говорит об экономичности электротранспорта за счет снижения эксплуатационных расходов на ТО. Посчитаем, если менять масло на бензиновом авто раз в 15 тысяч, с масляным фильтром (свечей, бензинового фильтра, обслуживанием коробки передач) примерно будет стоить от 5-10 тысяч рублей, то, зная, что на 56 руб. мы на электромобиле проезжаем 100 км. получится, что на сумму 5000 рублей проедем 8900 км. пути, если же ТО стоит 10 тысяч рублей то проедем в два раза больше 17800 км. Получается, что на ТО бензинового авто, тратится сумма равная пробегу на электромобиле за несколько месяцев, по моему опыту 3-6 месяцев.

Посмотрим, какие проекты электротранспорта были или есть в нашей стране, да и действительно они есть и не один, но на данный момент ни одного массового электромобиля или даже гибрида у нас в стране нет. Мне известны закрытый проект Ё-мобиль, Эльлада электромобиль на базе лады калины и новые проекты Зета и Кама, которые планируются к выпуску в ближайшие годы, проанализируем их.

Ё-мобиль хороший проект от 2010 года, чисто гибридного автомобиля, без аккумуляторной батареи, но с двигателем внутреннего сгорания, который работает только как генератор, для выработки электроэнергии для электромоторов. Проект был широко разрекламирован, в нем изначально закладывалась цена около 500 тыс. руб., расход топлива около 2-3 литров, причем это мог быть природный газ метан, в конструкции были предусмотрены суперконденсаторы для эффективной рекуперации энергии, что кстати можно позаимствовать в современные электромобили. Проект был закрыт в 2014, судя по всему планировалось покупать американское оборудования для создания композитного корпуса авто, но что-то пошло не так, а жаль, если бы автомобиль вышел в свет в 2014 году то уже сейчас, он был бы доведен до ума, отлажен и возможно обзавелся бы встроенной батареей для езды в качестве электромобиля.

В общем, какой можно сделать вывод, автомобиль должен быть реальным проектом и реализован в намеченные сроки, использовать как можно больше отечественных деталей, производимых в России.

Эльлада (2012-2013 год), проект мало известен, он не был широко представлен публике, автомобиль был сделан на базе лады Калины при этом стоимость эльлады была около 1 миллиона рублей, не так много желающих кто хотел бы купить такой авто по такой цене, в то время. Автомобиль не продавался в розницу, а продавался оптом для крупных заказчиков, что на мой взгляд неправильно, выпущено было около 100 автомашин.

Думаю, главной проблемой была высокая цена авто при сравнительно невысоких показателях, к тому же попади такой авто в розничные автосалоны, мне кажется, их бы разобрали даже за первый год. Желательно было провести открытые тест драйвы, показать его по телевидению и т.д. рассказать о нем как можно большему числу людей.

— Новые проекты Зета и Кама, которые только готовятся к выпуску, и я надеюсь, мы их все-таки увидим, из известного можно сделать вывод, что это будут небольшие компактные авто, возможно даже они попадут в категорию L, стоимостью от 500 тыс. руб. с батареей на 200-500 км, в зависимости от комплектации.

Такой автомобиль идеально подойдет в различные службы доставки, такси, возможно каршеринга. Для домашнего использования, скорее всего он, все же будет второй автомобиль.
Пожелать могу этим проектам успеха, желаю довести до реального производства показанные образцы, и готовиться к производству моделей эквивалентных автомобилям категории А или Б, со всеми системами безопасности, краш тестами и т.д.

Подведем итог, какой автомобиль необходим для России в текущих условиях, что бы он мог стать народным электромобилем.

1. Желательно автомобиль должен стоимость до 1 миллиона рублей, с батареей хотя бы на 200 км. пробега, с возможностью зарядки от домашней розетки.

2. Опционально, в комплектации такого автомобиля обязательно должен быть небольшой двигатель внутреннего сгорания, хотя бы от обычного скутера 50-100 кубов, такой небольшой и недорогой двигатель будет работать как генератор подзаряжает батарею, а также его тепло можно использовать для обогрева салона, в северных широтах это актуальный вопрос, таким образом, решаются две важные проблемы это появится неограниченная дальность поездки, потому что заправится можно будет на любой заправке, а также автомобиль не будет тратить энергию на обогрев зимой, что еще больше увеличит пробег авто на одной зарядке.
Аналогичная система применена в BMW i3, только стоимость этого авто очень высока.

Целью такого двигателя не является 100% покрытия энергией, достаточно будет ехать с небольшой скоростью 30-40 км, с минимальным расходом энергии или с остановками на подзарядку, в любом случае это гарантирует, что вы доедете до пункта назначения и не придется вызывать эвакуатор или друга с тросом.

3. Необходимо стремится к выпуску полноценного автомобиля, достаточно просторного внутри, что бы 4 человека могли себя комфортно и безопасно чувствовать в нем, уделить внимание новым функциям и возможностям, стараться идти в ногу со временем.

Желательно чтобы электромобиль не уступал современным моделям автоваза, Гранте, Весте или Иксрей.

4. Уделить вниманию оптимизации, т.е. делать автомобиль как можно легче, например двери, капот и как можно больше деталей производить из пластика, композитов, возможно, добавлять ребра жесткости в них для повышения защиты при столкновениях. Рассмотреть возможность установки суперконденсаторов для более эффективной рекуперации энергии, а также это сбережет батарею от пиковых нагрузок, которые возникают при разгонах и торможениях, но это опционально.

Что же требуется от государства, на самом деле не так много, достаточно установить станции быстрой зарядке на расстоянии 50-100 км. друг от друга, их можно устанавливать на уже существующих заправках, этого будет достаточно для поездки на любые расстояния. Так как зарядка требует длительного времени примерно 30 минут, или более, это время будет приятно провести за чашечкой кофе или перекусить в придорожном кафе, прямо на заправке, что будет дополнительной прибылью для них.

Что же нас ожидает в ближайшем будущем, ситуация с электромобилями очень напоминают ситуацию в начале 90-х с иномарками в нашей стране, когда практически везде ездили автомобили отечественного производства и стали появляться иномарки, привезенные из Европы или Японии, обычно поддержанные, и спустя 20-30 лет, на наших дорогах уже автомобили отечественного производства становятся редкостью, к тому же большинство иномарок производится (собираются) у нас в России, а Автоваз производит авто в сотрудничестве с Рено Ниссан. Через 20-30 лет нас ожидает такой же наплыв электромобилей и гибридов, они будут привычными для нас..

Критика электромобилей.

Проблема утилизации аккумуляторных батарей решаема, так же как и обычных аккумуляторов и батареек, отработанные батареи даже можно использовать не перерабатывая, например в домашних сетях в связке с солнечными панелями и ветряками, но это уже другая история.

Стоить отметить и фактор деградации батареи, т.е. электромобиль меньше проезжает на одной зарядке, получается его просто нужно чаще заряжать, при этом расход заряда на километр пути остается прежним, т.е. эффективность не теряется, просто аккумулятор меньше берет заряда. Деградация разных типов батарей происходит с разной скоростью, а также зависит от условий эксплуатации, тем не менее этот фактор нужно учитывать.

Потеря запаса хода при низких температурах или при использование печки, кондиционера. Да такая проблема есть, хоть она и не критична и зависит от географии использования автомобиля. Существует возможность установки автономных обогревателей.

Выработка электроэнергии производится при сжигание угля или газа, но достаточно много энергии мы получаем и от АЭС или ГЭС, а также все больше появляется ветропарков и солнечных электростанций.

Одного лития не хватить на всех, это довольно таки редкий и дорогой металл, но существуют и другие типы аккумуляторов не использующие литий, сейчас уже есть наработки графеновых аккумуляторов или использование водорода.

Дальность пробега на одной зарядке у новейших электромобилей приближается к 500 км., а время быстрой зарядки сокращается, авто можно зарядить до 80% за полчаса. По обещаниям производителей возможно уже в ближайшее время появятся электромобили с пробегом более 1000 км. на одной зарядке.

И так что нас ждет в ближайшем будущем, использовать нефть и газ в качестве топлива для автомобилей мы продолжим, переход на электротранспорт будет плавным в течение десятилетий, скорее всего к 2050 электромобили и гибриды станут привычными и более доступными транспортом.

Необходимо уже сейчас развивать сеть быстрых зарядок особенно на федеральных трассах, на обычных заправках можно было бы устанавливать такие станции для электромобилей. В городах в жилых массивах на парковках создавать больше обычных розеток и мотивировать владельцев к ночным зарядкам, ночные зарядки смогут не только выровнять нагрузку на электросети, но и не допустить перегрузки в дневное время.

Необходимо поддерживать отечественные проекты по созданию электромобилей или гибридов, и не допускать их провала, по аналогии с ё-мобилем, важно развивать это направление, чтобы не отставать от других стран.

Интересно.

В Германии около 24 000 зарядных станций.
В Германии на всех АЗС появятся зарядки для электромобилей
Только электромобили к 2025 году: Норвегия все ближе к воплощению плана
Электромобиль, преимущества и недостатки, статья на Habr