Привет, меня зовут Иван, я работаю бэкенд-разработчиком в Skyeng. Не буду говорить, что мечтал стать программистом с самого детства. Наверное, как многие советские мальчишки в начале 80-х, я хотел быть лётчиком.
В самолёты я влюбился года в четыре, когда первый раз летал с родителями к бабушке. Потом в школьной библиотеке зачитывался книгами и журналами про авиацию. То, что мы тогда жили в военном городке рядом с полигоном в Горьковской (ныне — Нижегородской) области, тоже сыграло свою роль: от звука ревущего двигателя истребителя тело пробирала дрожь. Я тогда мог на слух определить, какой самолёт пролетает. Но где-то лет в 12 узнал, что не смогу быть лётчиком по состоянию здоровья. Мечта переросла в глубокий интерес к авиации, а жизнь интересной дорогой привела в программисты.
В 1992 году мы переехали в Бишкек (тогда ещё Фрунзе), и тут произошло очень важное событие: у меня появился первый компьютер ZX Spectrum, а с ним и первые компьютерные игры. Это сейчас персональным компьютером никого не удивишь, а в начале 90-х обладатель этого чуда автоматически становился счастливчиком, лучшим другом, завидным женихом и всеобщим любимцем.
На кассете было примерно 15 игр, но больше всего я залипал на Dizzy и Jack the Nipper II (картинку взял здесь) — для неё даже карту на миллиметровке рисовал. Жаль, она не сохранилась.
Примерно в это же время началась информатика, и мне очень повезло: у нас был отличный учитель и хорошая программа. Тогда я и узнал, что компьютер — это не только игры, на нём можно программировать. Через год мы переехали в другой район, я пошёл в новую школу, а там уровень информатики был слабее: за год в предыдущей школе нам успели дать то, что в новой проходили за три. И так как менять программу из-за одного человека никто бы не стал, я самостоятельно осваивал на ZX графику на Basic и мощь Ассемблера. И даже подумывал поступать в Киргизский технический университет на программиста.
Инженер днём, гитарист ночью
На бюджет был нереальный конкурс: мест мало, брали в первую очередь олимпиадников и золотых медалистов, а я ни к тем, ни к другим не относился. Контракт мы бы никак не потянули. Поэтому выбрал технологический факультет и специальность инженера-механика — люблю механизмы, а в пищевой промышленности много интересного в плане механики и кинематики.
Первые два года гуманитарные и общеобразовательные предметы наводили тоску, которую скрашивали матан, инженерная графика, физика, теоретические основы электроники и со второго курса — внезапно — игра на гитаре.
Надо сказать, что с музыкой у меня сложилось не сразу. В 6 лет я захотел играть на скрипке, но в школе были только фортепиано и аккордеон. Отец тогда сказал, что фортепиано в гарнизоне он вряд ли найдёт… Головокружительная карьера аккордеониста продлилась три месяца, после чего инструмент был заброшен и с музыкой было покончено примерно до второго курса. Гитару я освоил именно тогда: учился сам и у ребят, которые занимались университетской самодеятельностью. Вместе с ними мы делали «русский рок».
Я получал от учёбы настоящий кайф и продолжал играть в группе, о программировании особо и не думал.
Оператор сигаретной машины и технический дизайнер в газете в одном флаконе
Пришло время практики. В начале 2000-х Бишкеке было не так много производств: мясокомбинат, который превратился в склады, молокозавод, еле сводящий концы с концами, неработающий консервный завод и успешно работающая табачная фабрика, которую выкупила немецкая компания Reemtsma. Попасть туда было непросто, но благодаря протекции заведующей кафедрой место нашлось.
На табачную фабрику я пришёл стажёром, вырос до оператора сигаретной машины и позже — машиниста-наладчика. Самый частый вопрос, который я слышал от знакомых: «Ну, и как же делают сигареты?». Если вдруг вам тоже интересно, вот видео с сигаретной машиной. Другая модель, но очень похожа на агрегат, на котором я работал.
Да, я работал на машине, где делали сигареты с фильтром! :) Оцените, какая чумовая кинематика! Это ж восторг и огонь!
В 2002 году начались сокращения, во вторую волну пришлось уйти и мне. А на выплаченную компенсацию я купил новенький Pentium III Celeron.
Я снова погрузился в компьютерные игры, подключил интернет через dial up. Стало интересно, как работают сайты, как они устроены. Я искал информацию, начал самостоятельно изучать PHP. И через некоторое время сделал свой первый сайт для музыкальной группы.
После табачки устроился в местную газету техническим дизайнером. Работа не самая сложная, но раз в неделю, перед сдачей каждого номера, приходилось сидеть над вёрсткой до часу ночи, а то и до двух. Мы с коллегой придумали, как автоматизировать вёрстку однотипных объявлений о продаже автомобилей (их было почти 20 страниц!), и номер стал уходить в печать уже в 10 вечера.
В то же время развивалась и музыкальная карьера: некоторое время я играл в двух группах одновременно. Первая распалась довольно быстро, как это часто бывает с любительскими коллективами. Во вторую меня позвали друзья, «рубить хеви-метал». В ней и подход был ответственнее, и душа моя всегда тяготела к чему-нибудь потяжелее. Несколько лет мы играли, выступали в рок-клубах. О заработке тут речи не было — в лучшем случае отбивали затраты на дорогу и питание. Наверное, можно было бы вложиться в развитие, менеджмент и выйти на уровень повыше, но для нас это было хобби, требующее заметных вложений времени и сил.
Однажды мы написали аранжировку песни «День победы» для городского конкурса и неожиданно заняли первое место. Организаторы предложили записать альбом. Диск мы записали, и хоть результат не понравился, удалось посмотреть на процесс «изнутри». Я понял, что и, главное, как можно делать самому. Началось освоение программ для звукозаписи и даже успешные попытки записывать музыку в домашних условиях.
Как войти в IT через СМС
В 2007 году знакомые ребята предложили попробовать программировать СМС-сервисы — помните, были такие в середине двухтысячных. Но после пары итераций ты, считай, написал всё, что там могло быть интересного с точки зрения программирования, дальше это банальный copy-paste. А я уже попробовал веб-программирование и хотел им заниматься, поэтому через год ушёл в другую компанию, разрабатывать платформу для сайтов с вакансиями. Это было потрясающее время, офигенный коллектив. Я много писал на PHP, проработал 4 года и понял, что хочу чего-то другого, работать над продуктом. И в 2012 я переехал в город с большими возможностями. Нет, не в Москву — она меня пугала количеством людей и трафиком. Я выбрал город поменьше — Санкт-Петербург.
Здесь я полностью погрузился в разработку. Учился сам и в бою. Сначала занимался автоматизацией решений для контекстной рекламы, ещё пару лет — онлайн-чатами для бизнеса. И тут бывший коллега позвал меня в геймдев, делать игры для соцсетей. Вот это было настоящее переключение: совершенно другой формат и полный срыв башки! Мы генерировали идеи, разрабатывали механики, анимации, проверяли гипотезы. А самым драйвовым в геймдеве оказалась мгновенная обратная связь: ты заливаешь очередное обновление и сразу же получаешь реакцию пользователей, живую статистику.
Для меня самое клёвое в разработке — это когда в голове появляется чёткое понимание, как нужно реализовать задачу, как всё должно быть разложено на компоненты. И обалденное ощущение «потока», когда мысли превращаются в последовательный и понятный код.
Я довольно быстро во всём разобрался и как-то неожиданно для себя превратился в тимлида. И понял, что управлять — не совсем моё. Дни проходили в совещаниях, планированиях, контроле происходящего в команде, обратной связи. Вечером я был выжат, как лимон, но с ощущением, что ничего полезного не сделал. Кодить если и получалось, то урывками, на серьёзное погружение времени не было. Выгорел настолько, что новую работу нашёл буквально за 1 день. И ушёл разрабатывать платформу маркетплейса.
В апреле 2020 нас перевели на удалёнку. До этого я особо не задумывался о работе из дома, а тут «жизнь заставила». Усложнилось общение с коллегами, решение любого вопроса стало занимать заметно больше времени. По-другому взглянул на проект, над которым мы работали. Понял, что не хочу решать проблемы менеджеров, а заниматься продуктом для людей — например таким, который делает Skyeng. Привлекло то, что тут реально решают задачи, которые должны упростить жизнь клиентов и улучшить их пользовательский опыт. И теперь я тоже к этому причастен :)
Что стало с мечтой о самолётах?
В моей жизни появились авиасимуляторы. Первый раз я попробовал «летать» ещё на Спектруме, но это было совсем не то. Лет десять назад вдруг подумалось, что, наверное, авиасимуляторы уже стали вполне достоверными. И тогда же поставил Microsoft flight simulator X. На мой взгляд, в нём отличный встроенный курс начинающего пилота. Он даёт основы управления и навигации как для визуальных полётов, так и для более продвинутых полётов по приборам.
Вообще авиасимуляторы отличаются от обычных видеоигр в том смысле, что они сами по себе не развлекают. Ты сам придумываешь, что будешь делать: пробовать сложные посадки или перелёт над горами, или совершить онлайн-полёт через VATSIM с живыми диспетчерами, с которыми нужно вести радиообмен, как в настоящем полёте.
Самое кайфовое в них — это и визуальные заходы, когда наслаждаешься видами из окна кабины, и посадка в сложных погодных условиях. Самолёт швыряет, идёшь в облаках, по приборам. Выходишь на курс и… опа! Вышел точно на полосу! Корректируешь угол сноса, тягу, приближаешься, приближаешься… Касание! Выравниваешься по полосе, оттормаживаешься, сворачиваешь на рулевую дорожку и тут — БАЦ! И накрывает!
Так что мечта по-своему сбылась. Сейчас планирую проапгрейдить комп и опробовать новую версию Microsoft Flight Simulator 2020. И если вы тоже хотели стать лётчиком, но стали программистом — не грустите и пробуйте в авиасимуляторы :)
sinneren
По поводу дельтапланеризма и всего такого. Пришёл я в так называемый кружок. А там вводная. И показывают портреты на стене. Не мало их, говорят — это трупы, члены нашего клуба. Хорошо подумайте надо ли оно вам. Решил ну его эти ваши самолётозамещения
janson Автор
Ничего себе. Это прям какой-то суровый отсев на профпригодность. "Боишься — значит не годишься" — как говаривал мой тренер по самбо (а по основной деятельности — майор мотострелкового полка).
Но мне кажется, что у пара- и дельтапланеристов риски действительно выше, чем в лёгкой авиации.
И тем более чем в авиасимуляторах.
sinneren
Как сказать. Умер и всё. А тут и геморрой, и сколиоз, протрузия, грыжа, потеря качества зрения, и всё это на всю оставшуюся жизнь ±…
Sworfly
ИМХО, это способ показать новичкам что может случиться и дать возможность уйти осознавшим последствия. Последствия аварий показывать слишком жестоко, а так все будут помнить о рисках.
Думаю, было бы полезно такую практику и в мотошколах ввести — авось меньше народа останется или хотя бы задумаются и статистика ДТП снизится хоть немного
Javian
В 2000-х по ТВ попался сюжет, что о том, что в автошколе инспектора устроили показ видео с мест смертельных аварий. Народ впечатлился, но сомневаюсь, что это имело длительный эффект.
sinneren
друга в мотошколе уговаривали преподы не учиться, объясняли разные последствия. но он упорный и ответственный, аккуратный, так что остался, выучился, всё норм
JediPhilosopher
Хардкорный подход. Обычно новичков таким стараются не пугать, так как если честно рассказывать всем про риски — останешься без учеников и без денег.
В целом в том же парапланеризме летает много народу, бьются не так много, с годами ситуация улучшается (так как улучшается пассивная безопасность техники).
Но в любом случае да, это экстремальный спорт, со всеми вытекающими. Я поэтому даже друзей не агитирую, хотя сложно удержаться. Как и любому человеку, занимающемуся какой-то крутой штукой, хочется поделиться с другими. Но я каждый раз себя останавливаю вопросом: "если я его завлеку, а он поломается/разобьется, что я буду чувствовать и что скажу его родственникам?". В такое все-таки каждый должен прийти сам, по воле сердца, а не за компанию.
triplebanana
Как обычно у нас отвечают на предложение полетать на крыле — «доверять свою жизнь тряпке?!» заранее подразумевая «правильный» ответ… Не, я бы сейчас с крылом не рискнул. Уж больно много нехороших примеров было.
eaa
В альпинизме то же самое, лучше на земле понять, надо оно или нет, а не потом писаться от страха на стене, а деваться уже некуда