Весной 2020 офисы мира ушли на удаленку. После глобального карантина кому-то разрешили выбирать: хочешь, работай из дома, в офисе или с частичным присутствием. А кого-то не спрашивали, оставив в домашнем кабинете еще как минимум на несколько месяцев. Так, руководители Twitter заявили, что сотрудники будут работать из дома и после мирового карантина, пока бессрочно. Facebook планирует продлить изоляцию до июня 2021, Google — до июля.


Но не всем нравится работать из дома. Вместе с IT-специалистами, психотерапевтом и прокрастинатологом мы разбирались, кому и почему тяжело работать на удаленке и что с этим делать. Что вас больше всего злит в удаленке? Делитесь в комментариях.





Проблемы удаленки — мировая статистика


Компания Buffer с 2018 года исследует развитие удаленной работы, опрашивая тысячи респондентов. Так, аналитики выявили основные проблемы, связанные с дистанционным форматом работы.



Результаты опроса buffer.com

Самыми большими проблемами удаленки респонденты назвали отсутствие коммуникации и одиночество.


Но Buffer опрашивали специалистов самых разных сфер. А IT-сфера на момент коронакризиса оказалась более подготовленной к дистанционному формату и, судя по глобальной статистике, меньше других сфер пострадала от перехода на удаленку. Этот факт подтверждает исследование компании FYI 2020 года.


Аналитики FYI исследовали 11 000 вакансий, размещенных на сервисе удаленной работы We Work Remotely за последние 6 лет. Среди прочих направлений IT-компании оказались на первом месте, кто практикует дистанционное общение с сотрудниками. Еще в 2014 году вакансии ИТ занимали 70 % всех предложений о работе на WWR. В 2019 этот процент снизился из-за того, что другие профессиональные области стали вводить удаленку.




Статистика по компаниям, нанимающим удаленных сотрудников на WWR

Мы решили сравнить, какие проблемы коснулись IT-специалистов и как сотрудники и руководители устраняют минусы удаленки.



Проблема 1. Размытый график, переработка


Когда исчезает граница между рабочим местом и домом, тогда стирается граница между рабочим и личным временем. В результате работа «влезает» в личную жизнь, появляются стресс и усталость из-за переработки. Мы пригласили психотерапевта Виктора Бекетова прокомментировать основные сложности, возникающие во время удаленного формата работы. Вот что он говорит про рабочий график:


ощущение «смазанных границ», в том числе и во времени, возникает из-за невыстроенной самоорганизации. В офисе возникает ощущение, что есть четкие границы только из-за того, что можно выйти за порог и „оставить все проблемы на работе“.

Но у всех ли это получается? Одни уходят с головой в работу и тогда страдает семья. Другие легко переключаются на близких и тогда страдает работа. Третьи теряются и в работе и в семье, в итоге идут под откос все сферы жизни.

Не помогут никакие границы ни во времени, ни в пространстве, если у человека нет самоконтроля. Чтобы не переносить раздражение и агрессию на своих близких, нужно перестраиваться эмоционально.

Личный опыт


Мы спросили у IT-специалистов и руководителей отделов, как они решают строят рабочий график на удаленке.



  • «Ввёл для себя некоторые цели для собственного развития, в том числе начал вечерами бегать или ездить с семьей на велосипеде в теплое время года».
  • «Никак. Просто порой меньше работаю».
  • «Заставляю себя отвлечься и заняться чем-то другим. В целом, это постоянный поиск баланса с перевесами то в одну, то в другую сторону».
  • «У меня и без удаленки он размытый. Строго следую режиму труда и отдыха».
  • «Встречи жестко в рабочее время, после окончания рабочего дня ноутбук закрывается»

Руководители пытаются структурировать рабочий день сотрудников:


  • «Стараемся ограничивать и формализовать график. Стараемся не дергать людей вне этого графика и в выходные без острой необходимости. Даем дополнительные выходные, если человек переработал по необходимости».
  • «Ставим более жесткие рамки рабочих встреч. Планируем напоминания в Slack о конце рабочего дня».

Чтобы справиться с размытым графиком, чаще всего советуют выключать компьютер, как только закончилось рабочее время, проводить личное время без ноутбука, выключать уведомления рабочих чатов. Хотя на практике это бывает сделать не так просто :)



Проблема 2. Онлайн-конференции и чаты не заменяют живого общения


Решать вопросы через мессенджеры и онлайн-конференции многим оказалось сложнее, чем в живом общении.


Виктор Бекетов, психотерапевт:
Онлайн-формат обостряет трудности в коммуникации. Сначала можно заметить, как вы выпадаете из общения на общих созвонах. Трудно размещать свои комментарии, сложнее «ловить одну волну» с коллегами. Чаще появляется недопонимание, хочется всё больше отстраняться и присутствовать только формально.

Если руководители не получают новые навыки работы с группой, чтобы включать в коммуникацию всех участников, то эффективность всего коллектива неизбежно скатывается вниз. Когда нет возможности устраивать живые встречи и никто в компании не работает с коммуникацией внутри коллектива, я рекомендую самостоятельно развивать собственные коммуникативные навыки.

Личный опыт


Как вы справляетесь с недостатком общения с коллегами?


  • «Иногда устраиваем зум-колы, чтобы просто поговорить ни о чем, поделиться информацией из жизни».
  • «Устраиваем регулярные 1-1, совместные активности — какие-то челленджи на месяц. Организовываем регулярные онлайн-активности на всю компанию.
  • Также пробовали рандомные 1-1 между сотрудниками, а также рандомные небольшие группы, но не зашло».
  • «Устраиваем небольшим командообразующие активности».

Проблема 3. Прокрастинация


Скорее, это даже не проблема удаленки как таковой — но дома она проявляется легче. Есть риск срывать дедлайны или погрузиться в самокопания.


Виктор Бекетов, психотерапевт:
Имеет смысл задать себе вопрос «То, что я делаю мне интересно? Мне это нравится? Я всегда хотел этим заниматься, или это только способ заработать?». Если от результата своего труда вы не получаете удовольствия, то никакие рекомендации не помогут в долгосрочной перспективе.

В прокрастинацию нас «выдавливает» внутреннее напряжение. Например, становится невыносимо находиться в страхе от неопределенности и большого количества задач. Прокрастинация — это способ себя успокоить, действенный защитный механизм нашей психики.

О корнях и борьбе с прокрастинацией рассказывает корпоративный прокрастинатолог Максим Дорофеев:



Личный опыт


Как вы боретесь с прокрастинацией?


  • «Я всегда стараюсь работать по принципу „сделать в начале недели по максимуму, чтобы потом под конец недели перейти на простые и несрочные задачи“. А там уже будет время и на прокрастинацию».
  • «Сном:)»


Спросили руководителей, является ли прокрастинация бичом удаленки.


  • «Есть определенный тип людей, который не в состоянии себя организовать, стараемся их выявлять, проводить беседы и если ситуация не улучшается, то прощаться. Чаще всего люди просто не понимали, что от них ожидается, ведь работать удаленно — не значит просто работать, надо еще заниматься своим „присутствием“ или visibility онлайн, чтобы для всей остальной компании ты, как сотрудник, тоже существовал (условно участвовать в активностях, обсуждать что-то в общих чатах по работе и нет и т. п.)».

Виктор Бекетов, психотерапевт:
«Что делать с таким типом людей, кто не в состоянии себя организовать самостоятельно?» — вопрос, который мне часто задают руководители. Если кратко — такие люди научены с детства отдавать контроль над своей жизнью сторонней значимой фигуре. Мама или папа лучше знают, что делать. И вырастая, такой человек перекладывает на своего руководителя функции родителя. Это рушит весь рабочий процесс.

К сожалению, изменить это силами компании невозможно.


Проблема 4. Отвлекает семья


Семья привыкла, если кто-то дома, значит, к нему можно подойти, пообщаться или обратиться за помощью. Переход на удаленку вынуждает семейных людей перестраивать коммуникации с родными — ставить границы в общении и пространстве. Не все члены семьи готовы принять эти границы.


Сложнее всего установить рамки для детей. Они привыкли думать, раз папа или мама дома — значит, со мной поиграют.


Виктор Бекетов, психотерапевт:
Бесполезно договариваться с близкими, если ваше эмоциональное присутствие в семье минимально. Когда человек привык сбегать в офис от претензий супруги или детей, то дома расплата неизбежна.

Подумайте, чего именно не получают от вас близкие? Поддержка, забота, эмоциональная близость, сочувствие, включенность… Если эти слова незнакомы, лучше это исправить. Качественное совместное времяпровождение кардинально улучшит эмоциональный фон в семье.


Личный опыт


Что вы советуете сотрудникам, чтобы они не отвлекались на домашние дела?


  • «Чаще такие люди стараются приезжать в офис, я из их числа. Дома необходимо настраивать специальное место для работы, кабинет, если позволяет площадь. Плюс это место надо хорошо обустроить, мы стараемся с этим помогать».

Но есть и обратное мнение:


  • «Имея семью это делать проще, семья автоматически забирает на себя фокус вне рабочего дня, да и в рабочем дне тоже. Так что совет — заводите семью и детей :)»

Как вариант, можно:

  1. Договариваться с членами семьи, что в рабочее время вы работаете и никто не должен вас отвлекать.
  2. Использовать техники тайм-менеджмента. Например, Pomidoro, когда на каждые 25 минут работы приходится 5 минут отдыха. За эти 5 минут можно пообщаться с семьей или сделать домашние дела.
  3. Искать другое рабочее место, если договориться с семьей не удалось. Например, работать из коворк-кафе.

Проблема 5. Поддержка здоровья


Когда в 2020 на пару месяцев закрылись спортзалы и всех посадили на карантин, люди стали жаловаться на набор веса. Летом количество таких жалоб в сети значительно снизилось. Сотрудники даже видят плюс удаленной работы в том, что появилось время заниматься спортом.


Некоторые компании предлагают сотрудникам дополнительные активности в течение дня.


Что вы советуете сотрудникам, чтобы они поддерживали здоровый образ жизни?


  • «Наш проект нацелен на то, чтобы помогать с этим обычным людям. Всячески стараемся образовывать и проводить активности среди сотрудников, различные челленджи, нацеленные на увеличение активности».
  • «Есть общекомандное зарядка и йога по утрам»

Но дает о себе знать другая проблема. Часто современный офис оборудован эргономичными креслами и многофункциональными столами, за которыми можно работать стоя. А на удаленке приходится целый день сидеть на недорогом стуле, из-за которого в конце дня разламывается спина.


Как обустроить свое рабочее место на удаленке? Советуют сами разработчики:


  • «Купить кофемашину и наушники с шумоподавлением). После покупки кофемашины дома теперь полноценный офис, а наушники позволяют максимально концентрироваться на задачах и не отвлекают от шума перфораторов, которых очень много в новостройке».
  • «Купить док-станцию, чтобы меньше возиться с проводами»
  • «Главное — это хорошее рабочее кресло, чтобы спина выдерживало многочасовое сидение в одной позе и хороший монитор».

Итак, кому тяжело работать на удаленке


Трудоголикам. Неиссякаемое желание доделать задачи плюс отсутствие границ между рабочим и личным временем ведут к усталости и переработке. Нужно учиться эти границы расставлять.


Сотрудникам, которым приходится часто обсуждать задачи с коллегами. В живом общении задачи, как правило, решаются быстрее. Эту проблему можно решить регулярными встречами в офисе, коворкинге или дома у коллег.


Прокрастинаторам. Без контроля прокрастинация мгновенно разрастается. Проблему надо искать внутри себя.


Семейным людям. Нужно построить коммуникацию внутри семьи, чтобы никто из домашних не отвлекал в рабочее время. Тогда близкие даже выручат: будет построена граница во времени, которая поможет четко обозначать конец рабочего дня.


Если выстроить коммуникации не удается, стоит сменить локацию. Например, уйти в коворкинг.


P.S. У удаленки есть и плюсы


Мы спросили, в чем, по мнению респондентов, заключается самый большой плюс удаленной работы.


  • «На два часа больше свободного времени за счёт того, что не надо ехать в офис. Работа стала продуктивнее как минимум из-за того, что теперь для выхода на встречу, ты тратишь на 30 секунд, а не 20 минут на дорогу туда и обратно до рабочего места (мой офис очень большой)».
  • «Можно путешествовать и работать удаленно».
  • «Возможность самому гибко планировать свое время. Возможность работать из разных локаций. Жизнь стала более активной и разнообразной в повседневном плане».
  • «Гибкость в выборе своего места жительства. Можно уехать на зиму в более теплое место, можно уехать жить в любое комфортное место. Не надо тратить ежедневно много времени на дорогу в офис. Больше перспектив в выборе проектов и создания чего-то действительно значимого».
  • «Плюсы каждый наверняка имеет свои. Если про меня — это гибкость графика и возможность контролировать число разговоров и нерабочих встреч с коллегами».
  • «Можно работать откуда угодно. Гибкость, адаптивность: можно путешествовать. Не тратить время и деньги на дорогу до офиса».

Также руководители отмечают, что большинство сотрудников на удаленке стали работать лучше.


  • «Самая большая проблема удаленки — никто не хочет менять привычный рабочий ритм, но при этом радикально меняется среда. Если к удаленке относиться правильно — в ней нет никаких проблем».

<рекламная пауза>
По статистике g-mate, минимум 30–50% работодателей готовы рассматривать удаленку, а релокейт среди локаций на второй месте по популярности. И надоевший всем коронавирус — не препятствие: за время пандемии и в России, и за рубежом наём ускорился в 3 раза.
Регистрируйтесь в @g_jobbot, подходящие вам вакансии с релокейтом будут приходить в Телеграм.
</рекламная пауза>