Продолжаем знакомить вас с выпускниками магистратуры JetBrains и ИТМО «Разработка программного обеспечения», которые по завершении обучения пополнили преподавательский состав программы. Во второй части интервью ребята рассказывают подробнее о своих задачах, подходах к преподаванию и дают советы абитуриентам. Первая часть интервью.
— Есть ли что-нибудь, что вас раздражает в работе преподавателя?
Дима Х.: Конечно, в любой деятельности есть что-то неприятное. Я вот, вообще говоря, ярко выраженный интроверт: может, на занятии у меня и получается сиять энтузиазмом и будить зомбированных безжалостной нагрузкой студентов, но когда занятие окончено и можно расслабиться, вся энергия иссякает и хочется всю оставшуюся вечность безжизненно смотреть в потолок.
В проверке домашних заданий есть свои радости: когда кто-то придумывает новое решение задачи, которую, как казалось, ты понимаешь от и до, — это очень познавательный опыт; когда удалось выявить какой-то огрех, дать хорошую подсказку и увидеть, как в последующих работах студент эффективно ее применяет, — это такой момент, ради которого и хочется заниматься преподаванием. Однако не все всегда так радужно, и часто оказываешься перед моральным выбором. Если видно, что студент ничего не понимает и не поймет, стоит его пожалеть и закрыть глаза на мелкие огрехи, за которые других ругаешь, или поддерживать стандарты? Если выпрашивает баллы и искренне верит, что все сделано хорошо, попытаться прийти к общему мнению или наотрез пресечь? Если явно халтурит, делает на минимум, просто хочет получить зачет и забыть про предмет — смириться, или все-таки попытаться объяснить в каких-то новых терминах, в чем польза этой дисциплины? Может, просто пустить все на конвейер и упростить процесс сдачи или же досконально проверять и требовать хорошего понимания изучаемых тем? Часто не очевидно, какое решение правильное, а неудачный выбор влияет не только на тебя самого, но и на других людей, которых можно ненароком оттолкнуть от твоей дисциплины.
Леша: Как-то так сложилось, что всеми вещами, которые меня раздражают, я быстро перестаю заниматься. У людей бывает обостренное чувство справедливости, у меня же скорее сильное желание быть в согласии с самим собой. Поэтому я бы ответил так: если бы меня что-то раздражало, я бы точно не занимался преподаванием.
Саша: Немного раздражает, когда студенты не соблюдают формальные договоренности, о которых было сказано заранее. Например, неправильно называют пул-реквесты.
Влад К.: Меня по-настоящему раздражает выкладывать файлики на вики. Да, очень. Любая опечатка или неточность, которую надо поправить, и понеслось — правишь TeX, компилируешь, скачиваешь, находишь нужный файл на вики (самое сложное!) и кидаешь туда новую версию. Наверно, это можно как-то автоматизировать, но у нас такого курса не было!
Рома: Пожалуй, отчетность была самым раздражающим фактором. Заполнение табличек редко приносит радость. Еще мне тяжело давалось составление задач, это было для меня своеобразным «творческим стрессом».
Очень раздражает списывание. Когда ты студент, ты иначе к этому относишься. Когда я стал преподавателем, я каждый акт списывания расценивал как проявление неуважения ко всем остальным студентам. Возможно, это слишком жестко, но эмоционально у меня именно такая реакция.
Не нравятся студенты, которые не стараются (по моим субъективным ощущениям). Это не вызывает раздражения, скорее просто отбивает охоту с ними взаимодействовать. Не стараться — значит не проявлять активность на занятиях, не сдавать задачи или сдавать в последний момент, делать абы как, не исправлять замечаний.
Не нравятся студенты, которые очень много умничают. Я имею в виду тех, кто, обладая глубокими знаниями по теме, не понимают, когда уместно эти знания демонстрировать, и делают это при любом удобном случае. Часто при этом они мешают ходу занятия, а также своим менее опытным и знающим однокурсникам, отвлекая и запутывая их.
— А что радует и мотивирует больше всего?
Влад Т.: Возможность познакомиться с новыми людьми, узнать что-то новое. Например, на оценке научно-исследовательских работ. Иногда можно найти людей, которые занимаются теми же вещами, что и ты, но под другим углом.
Дима Х.: Часто бывает понятно, что если бы не твои слова, то студент, может, так бы и не осознал ту или иную мысль. Мой опыт чтения математических книг в одиночку без малейшего понимания, с чего начинать, напомнил мне, как беспомощно себя ощущаешь, когда тебе представлено какое-то последовательное изложение, которое вызывает иллюзию того, что ты его понял, но любые попытки применить только что полученные знания заканчиваются неудачей. Это может вызывать такое отчаяние, что пропадает всякое желание заниматься чем-то новым. Наличие рядом человека, который выслушает твою дурацкую интерпретацию прочитанного и возразит, что нет, все совершенно не так, увеличивает эффективность учебы даже не в разы, а на порядки.
Помимо этого, мне интересно подходить к преподаванию с эдакой научной точки зрения: проверять, что получается, а что нет, что вызывает энтузиазм и понимание, а что проходит мимо ушей.
Леша: Радует, когда я недооцениваю студентов. Я в целом против разного рода ярлыков и простых оценочных суждений о людях, но в работе требуется индивидуальный подход, который я строю на собственных ожиданиях от студентов: вот этот студент очень сильный, ему можно что-то дополнительное рассказать или подискутировать с ним; вот этот — послабее, его лучше лишний раз не нагружать, ему и без того сложно. Всегда приятно ошибаться в несправедливо заниженных ожиданиях.
Влад К.: Как и любого человека, которому нравится то, о чем он рассказывает, меня радует, когда кто-нибудь из студентов говорит, что решение задачи красивое.
— Расскажите, как именно вы участвуете в преподавании?
Влад Т.: Я проверяю работы на нескольких практических курсах и веду практику на курсе Software Engineering. Раньше я участвовал в собеседованиях приемной комиссии и в оценке научно-исследовательских работ.
Дима Х.: Третий год я веду практические занятия и проверяю домашние задания по функциональному программированию и математической логике. В прошлом году вел практики по курсу «Unix и скриптовые языки», но оказалось, что мне больше по душе связанная с языками программирования эзотерика. С текущего весеннего семестра провожу практики по формальным языкам.
Дима Н.: Веду семинары и проверяю домашние задания в курсе по программированию на Java и других JVM-языках.
Леша: Основная моя деятельность в магистратуре — лекции и практики по Python, практики по Java и домашние задания по Software Engineering. Еще я периодически читаю аналогичные курсы, но на других, обычно непрофильных программах.
Артем: Помогаю с курсом по С++, который преподается у ребят в магистратуре и CS центре. В основном я занимаюсь всем, что связано с домашними заданиями (проверка, помощь в подготовке условий, автотесты). У нас на курсе процесс проверки решения состоит из двух этапов: автоматические тесты и код-ревью. Студенты далеко не с первого раза успешно проходят второй этап. Преподаватель оставляет комментарии, задает вопросы, а студенты должны исправить решения. Таким образом происходит непрерывный диалог, что, на мой взгляд, очень круто!
Саша: Проверяю у ребят домашние задания по Python. Но если мне наконец предложат прочитать курс лекций по Haskell, я с радостью переключусь на эту деятельность.
Влад К.: Я принимаю участие в проведении двух курсов – «Алгоритмы и структуры данных» и «Дискретная математика». И там и там веду практические занятия и проверяю домашние задания. Дополнительно я отвечаю за информационное взаимодействие со студентами и стараюсь отвечать на все возникающие вопросы.
Оба курса схожи по структуре: на практиках студенты получают список задач по теме прошедшей лекции, и мы их вместе обсуждаем. Обычно я даю студентам время подумать и предложить идеи. Если не получается, подсказываю правильное направление и в итоге всегда рассказываю, как должно выглядеть корректное решение. Полученные знания и умения студенты должны применить при выполнении домашних заданий. Решения присылаются в письменном виде, причем у студентов, приславших работы до определенного времени, гарантированно есть возможность исправить мои замечания. Так как замечаний всегда хватает, обычно больше баллов получают те, кто действует превентивно.
Рома: Два учебных года я вел практические занятия на курсе по C++. В мои обязанности входила подготовка материалов для семинаров, их проведение, работа со студентами, проверка заданий, помощь в проведении экзамена. Практически все время я работал в паре с еще одним коллегой, поэтому составлением и проверкой задач я занимался не в одиночку.
— Сколько времени в неделю у тебя уходит на преподавание?
Влад Т.: Сейчас где-то 5 часов. Вероятно, будет больше.
Дима Н.: Полтора часа непосредственно на пару, часов пять-восемь на проверки, еще пара часов на подготовку к занятиям.
Леша: В этом семестре занимаюсь преподаванием фултайм, т. к. веду разные курсы и на других программах тоже, иногда с перегибами за 40 часов, но стараюсь не допускать переработок.
Саша: На проверку домашек у половины группы уходит примерно один рабочий день.
— Осенний семестр в магистратуре проходил полностью онлайн. Как вы относитесь к этому формату?
Влад Т.: Вполне хорошо. На мой взгляд, это очень подходящий формат для IT-программ. Возможно, даже более подходящий, чем очное обучение.
Дима Х.: Я считаю это совершенно ужасным. Когда четко не видишь лица, невозможно понять, следят ли слушатели за происходящим и понимают ли материал. Опираться в таких делах на инициативу студентов — перспектива ненадежная, потому что те, кто действительно ничего не понял, будут винить себя и постесняются задавать вопросы. Так что в основном обсуждение идет с теми, кто уже ощущает себя комфортно и хочет разобраться в происходящем поглубже. Такие разговоры только усугубляют положение совсем потерявшихся студентов. Кроме того, нет возможности вызвать кого-то к доске или самому парой движений руки сотворить какой-то иллюстративный материал.
Дима Н.: С одной стороны, это удобно, с другой — я скучаю по личному общению со студентами и по завтракам с коллегами. На эффективность проведения пар смена формата, с моей точки зрения, особо не повлияла.
Артем: На мой процесс взаимодействия со студентами это никак не повлияло, но я думаю, что ребятам сейчас тяжелее. Мне сильно помогали походы в университет тем, что можно было отвлечься от горы заданий, лично пообщаться с ребятами. Остается лишь пожелать нынешним студентам терпения и сил. Ребята, не забывайте отвлекаться от учебы и отдыхать — это важно!
— Что бы вы посоветовали ребятам, которые планируют поступать на программу?
Влад Т.: Заранее оценить свои силы, не бояться нового и быть готовыми погрузиться в учебу с первых дней. Ну и удачи!
Дима Х.: Откладывайте работу и все свои дела. Если не можете себе этого позволить, то поступайте не сейчас, а тогда, когда сможете. Интенсивность обучения здесь требует полного погружения в процесс.
Дима Н.: Нужно хорошо разобраться, что это за программа, и три раза подумать, прежде чем поступать. Учеба здесь невероятно жесткая, хоть и очень эффективная, и до выпуска добираются только те, кто готов превозмогать себя в течение двух лет.
Леша: Лучше начинать готовиться сильно заранее: регулярно программировать, решать задачи на алгоритмы и повторять базовую математику. И учиться грамотно распределять свое время — когда начнется учеба, у вас не будет времени дополнительно осваивать тайм-менеджмент.
Артем: Прежде всего, важно быть уверенными в себе. Подготовиться к вступительным экзаменам достаточно просто, но немаловажно показать свою искреннюю заинтересованность.
Саша: Я бы посоветовал четко решить для себя, готовы ли вы еще два года целиком и полностью посвятить учебе. Если ответ положительный — клево, ждем вас на собеседованиях! Если отрицательный, тоже хорошо: в ближайшие пару лет проблем со сном по причине горящих дедлайнов по домашкам у вас не предвидится. :)
Рома: Постарайтесь понять, что является слабым местом, и подтяните его. Если есть проблемы и с практикой, и с теорией, советую подтянуть практику — это сильно поможет почти во всех курсах. А еще стоит отучиться делать все в последний момент.
Влад К.: Самое главное — быть готовым к тому, что будет очень-очень сложно. Надо морально настраиваться на то, что свободного времени в привычном смысле практически нет: ты либо на паре, либо делаешь домашку, либо ешь/спишь/перемещаешься. Кстати, времени на сон в среднем остается совсем немного. И это, конечно, сказывается на физическом и эмоциональном состоянии. Поэтому внутренняя мотивация учиться должна быть очень сильной.
Еще одна важная вещь, которая существенно может помочь, особенно в первое время — постараться освоить необходимый технический минимум для прохождения курсов.
Ну и дерзкий совет: не планируйте поступать — просто берите и поступайте!
— Есть ли что-нибудь, что вас раздражает в работе преподавателя?
Дима Х.: Конечно, в любой деятельности есть что-то неприятное. Я вот, вообще говоря, ярко выраженный интроверт: может, на занятии у меня и получается сиять энтузиазмом и будить зомбированных безжалостной нагрузкой студентов, но когда занятие окончено и можно расслабиться, вся энергия иссякает и хочется всю оставшуюся вечность безжизненно смотреть в потолок.
В проверке домашних заданий есть свои радости: когда кто-то придумывает новое решение задачи, которую, как казалось, ты понимаешь от и до, — это очень познавательный опыт; когда удалось выявить какой-то огрех, дать хорошую подсказку и увидеть, как в последующих работах студент эффективно ее применяет, — это такой момент, ради которого и хочется заниматься преподаванием. Однако не все всегда так радужно, и часто оказываешься перед моральным выбором. Если видно, что студент ничего не понимает и не поймет, стоит его пожалеть и закрыть глаза на мелкие огрехи, за которые других ругаешь, или поддерживать стандарты? Если выпрашивает баллы и искренне верит, что все сделано хорошо, попытаться прийти к общему мнению или наотрез пресечь? Если явно халтурит, делает на минимум, просто хочет получить зачет и забыть про предмет — смириться, или все-таки попытаться объяснить в каких-то новых терминах, в чем польза этой дисциплины? Может, просто пустить все на конвейер и упростить процесс сдачи или же досконально проверять и требовать хорошего понимания изучаемых тем? Часто не очевидно, какое решение правильное, а неудачный выбор влияет не только на тебя самого, но и на других людей, которых можно ненароком оттолкнуть от твоей дисциплины.
Леша: Как-то так сложилось, что всеми вещами, которые меня раздражают, я быстро перестаю заниматься. У людей бывает обостренное чувство справедливости, у меня же скорее сильное желание быть в согласии с самим собой. Поэтому я бы ответил так: если бы меня что-то раздражало, я бы точно не занимался преподаванием.
Саша: Немного раздражает, когда студенты не соблюдают формальные договоренности, о которых было сказано заранее. Например, неправильно называют пул-реквесты.
Влад К.: Меня по-настоящему раздражает выкладывать файлики на вики. Да, очень. Любая опечатка или неточность, которую надо поправить, и понеслось — правишь TeX, компилируешь, скачиваешь, находишь нужный файл на вики (самое сложное!) и кидаешь туда новую версию. Наверно, это можно как-то автоматизировать, но у нас такого курса не было!
Рома: Пожалуй, отчетность была самым раздражающим фактором. Заполнение табличек редко приносит радость. Еще мне тяжело давалось составление задач, это было для меня своеобразным «творческим стрессом».
Очень раздражает списывание. Когда ты студент, ты иначе к этому относишься. Когда я стал преподавателем, я каждый акт списывания расценивал как проявление неуважения ко всем остальным студентам. Возможно, это слишком жестко, но эмоционально у меня именно такая реакция.
Не нравятся студенты, которые не стараются (по моим субъективным ощущениям). Это не вызывает раздражения, скорее просто отбивает охоту с ними взаимодействовать. Не стараться — значит не проявлять активность на занятиях, не сдавать задачи или сдавать в последний момент, делать абы как, не исправлять замечаний.
Не нравятся студенты, которые очень много умничают. Я имею в виду тех, кто, обладая глубокими знаниями по теме, не понимают, когда уместно эти знания демонстрировать, и делают это при любом удобном случае. Часто при этом они мешают ходу занятия, а также своим менее опытным и знающим однокурсникам, отвлекая и запутывая их.
— А что радует и мотивирует больше всего?
Влад Т.: Возможность познакомиться с новыми людьми, узнать что-то новое. Например, на оценке научно-исследовательских работ. Иногда можно найти людей, которые занимаются теми же вещами, что и ты, но под другим углом.
Дима Х.: Часто бывает понятно, что если бы не твои слова, то студент, может, так бы и не осознал ту или иную мысль. Мой опыт чтения математических книг в одиночку без малейшего понимания, с чего начинать, напомнил мне, как беспомощно себя ощущаешь, когда тебе представлено какое-то последовательное изложение, которое вызывает иллюзию того, что ты его понял, но любые попытки применить только что полученные знания заканчиваются неудачей. Это может вызывать такое отчаяние, что пропадает всякое желание заниматься чем-то новым. Наличие рядом человека, который выслушает твою дурацкую интерпретацию прочитанного и возразит, что нет, все совершенно не так, увеличивает эффективность учебы даже не в разы, а на порядки.
Помимо этого, мне интересно подходить к преподаванию с эдакой научной точки зрения: проверять, что получается, а что нет, что вызывает энтузиазм и понимание, а что проходит мимо ушей.
Леша: Радует, когда я недооцениваю студентов. Я в целом против разного рода ярлыков и простых оценочных суждений о людях, но в работе требуется индивидуальный подход, который я строю на собственных ожиданиях от студентов: вот этот студент очень сильный, ему можно что-то дополнительное рассказать или подискутировать с ним; вот этот — послабее, его лучше лишний раз не нагружать, ему и без того сложно. Всегда приятно ошибаться в несправедливо заниженных ожиданиях.
Влад К.: Как и любого человека, которому нравится то, о чем он рассказывает, меня радует, когда кто-нибудь из студентов говорит, что решение задачи красивое.
— Расскажите, как именно вы участвуете в преподавании?
Влад Т.: Я проверяю работы на нескольких практических курсах и веду практику на курсе Software Engineering. Раньше я участвовал в собеседованиях приемной комиссии и в оценке научно-исследовательских работ.
Дима Х.: Третий год я веду практические занятия и проверяю домашние задания по функциональному программированию и математической логике. В прошлом году вел практики по курсу «Unix и скриптовые языки», но оказалось, что мне больше по душе связанная с языками программирования эзотерика. С текущего весеннего семестра провожу практики по формальным языкам.
Дима Н.: Веду семинары и проверяю домашние задания в курсе по программированию на Java и других JVM-языках.
Леша: Основная моя деятельность в магистратуре — лекции и практики по Python, практики по Java и домашние задания по Software Engineering. Еще я периодически читаю аналогичные курсы, но на других, обычно непрофильных программах.
Артем: Помогаю с курсом по С++, который преподается у ребят в магистратуре и CS центре. В основном я занимаюсь всем, что связано с домашними заданиями (проверка, помощь в подготовке условий, автотесты). У нас на курсе процесс проверки решения состоит из двух этапов: автоматические тесты и код-ревью. Студенты далеко не с первого раза успешно проходят второй этап. Преподаватель оставляет комментарии, задает вопросы, а студенты должны исправить решения. Таким образом происходит непрерывный диалог, что, на мой взгляд, очень круто!
Саша: Проверяю у ребят домашние задания по Python. Но если мне наконец предложат прочитать курс лекций по Haskell, я с радостью переключусь на эту деятельность.
Влад К.: Я принимаю участие в проведении двух курсов – «Алгоритмы и структуры данных» и «Дискретная математика». И там и там веду практические занятия и проверяю домашние задания. Дополнительно я отвечаю за информационное взаимодействие со студентами и стараюсь отвечать на все возникающие вопросы.
Оба курса схожи по структуре: на практиках студенты получают список задач по теме прошедшей лекции, и мы их вместе обсуждаем. Обычно я даю студентам время подумать и предложить идеи. Если не получается, подсказываю правильное направление и в итоге всегда рассказываю, как должно выглядеть корректное решение. Полученные знания и умения студенты должны применить при выполнении домашних заданий. Решения присылаются в письменном виде, причем у студентов, приславших работы до определенного времени, гарантированно есть возможность исправить мои замечания. Так как замечаний всегда хватает, обычно больше баллов получают те, кто действует превентивно.
Рома: Два учебных года я вел практические занятия на курсе по C++. В мои обязанности входила подготовка материалов для семинаров, их проведение, работа со студентами, проверка заданий, помощь в проведении экзамена. Практически все время я работал в паре с еще одним коллегой, поэтому составлением и проверкой задач я занимался не в одиночку.
— Сколько времени в неделю у тебя уходит на преподавание?
Влад Т.: Сейчас где-то 5 часов. Вероятно, будет больше.
Дима Н.: Полтора часа непосредственно на пару, часов пять-восемь на проверки, еще пара часов на подготовку к занятиям.
Леша: В этом семестре занимаюсь преподаванием фултайм, т. к. веду разные курсы и на других программах тоже, иногда с перегибами за 40 часов, но стараюсь не допускать переработок.
Саша: На проверку домашек у половины группы уходит примерно один рабочий день.
— Осенний семестр в магистратуре проходил полностью онлайн. Как вы относитесь к этому формату?
Влад Т.: Вполне хорошо. На мой взгляд, это очень подходящий формат для IT-программ. Возможно, даже более подходящий, чем очное обучение.
Дима Х.: Я считаю это совершенно ужасным. Когда четко не видишь лица, невозможно понять, следят ли слушатели за происходящим и понимают ли материал. Опираться в таких делах на инициативу студентов — перспектива ненадежная, потому что те, кто действительно ничего не понял, будут винить себя и постесняются задавать вопросы. Так что в основном обсуждение идет с теми, кто уже ощущает себя комфортно и хочет разобраться в происходящем поглубже. Такие разговоры только усугубляют положение совсем потерявшихся студентов. Кроме того, нет возможности вызвать кого-то к доске или самому парой движений руки сотворить какой-то иллюстративный материал.
Дима Н.: С одной стороны, это удобно, с другой — я скучаю по личному общению со студентами и по завтракам с коллегами. На эффективность проведения пар смена формата, с моей точки зрения, особо не повлияла.
Артем: На мой процесс взаимодействия со студентами это никак не повлияло, но я думаю, что ребятам сейчас тяжелее. Мне сильно помогали походы в университет тем, что можно было отвлечься от горы заданий, лично пообщаться с ребятами. Остается лишь пожелать нынешним студентам терпения и сил. Ребята, не забывайте отвлекаться от учебы и отдыхать — это важно!
— Что бы вы посоветовали ребятам, которые планируют поступать на программу?
Влад Т.: Заранее оценить свои силы, не бояться нового и быть готовыми погрузиться в учебу с первых дней. Ну и удачи!
Дима Х.: Откладывайте работу и все свои дела. Если не можете себе этого позволить, то поступайте не сейчас, а тогда, когда сможете. Интенсивность обучения здесь требует полного погружения в процесс.
Дима Н.: Нужно хорошо разобраться, что это за программа, и три раза подумать, прежде чем поступать. Учеба здесь невероятно жесткая, хоть и очень эффективная, и до выпуска добираются только те, кто готов превозмогать себя в течение двух лет.
Леша: Лучше начинать готовиться сильно заранее: регулярно программировать, решать задачи на алгоритмы и повторять базовую математику. И учиться грамотно распределять свое время — когда начнется учеба, у вас не будет времени дополнительно осваивать тайм-менеджмент.
Артем: Прежде всего, важно быть уверенными в себе. Подготовиться к вступительным экзаменам достаточно просто, но немаловажно показать свою искреннюю заинтересованность.
Саша: Я бы посоветовал четко решить для себя, готовы ли вы еще два года целиком и полностью посвятить учебе. Если ответ положительный — клево, ждем вас на собеседованиях! Если отрицательный, тоже хорошо: в ближайшие пару лет проблем со сном по причине горящих дедлайнов по домашкам у вас не предвидится. :)
Рома: Постарайтесь понять, что является слабым местом, и подтяните его. Если есть проблемы и с практикой, и с теорией, советую подтянуть практику — это сильно поможет почти во всех курсах. А еще стоит отучиться делать все в последний момент.
Влад К.: Самое главное — быть готовым к тому, что будет очень-очень сложно. Надо морально настраиваться на то, что свободного времени в привычном смысле практически нет: ты либо на паре, либо делаешь домашку, либо ешь/спишь/перемещаешься. Кстати, времени на сон в среднем остается совсем немного. И это, конечно, сказывается на физическом и эмоциональном состоянии. Поэтому внутренняя мотивация учиться должна быть очень сильной.
Еще одна важная вещь, которая существенно может помочь, особенно в первое время — постараться освоить необходимый технический минимум для прохождения курсов.
Ну и дерзкий совет: не планируйте поступать — просто берите и поступайте!