Вступление

Привет. Меня зовут Олег и я занимаюсь внедрениями систем управления предприятиями более четверти века.

Я решил написать цикл статей на основе материалов моей книжки “ERP для собственников”, которая скоро появится в книжных магазинах.

Этот и несколько следующих постов будут слабо связаны с первым постом и между собой. Они будут кусочками пазлов, которые дадут целостную картинку только к пятому-шестому посту.

ERP для собственников. Часть 1. Философское.

Проектное vs Операционное

Здесь я хочу рассказать тебе об одной классификации, которая для меня является ключевой при работе с любым бизнесом. С помощью этой классификации за один-единственный разговор с собственником или CEO можно определить какая это компания - и, соответственно, решить: готов ли я обеспечить внедрение ERP, в какие сроки и с каким бюджетом.

И так, словом операционное (это существительное, не прилагательное) я называю такое нечто (деятельность, процесс, подразделение, компанию, итд) которое, при нормальном своем состоянии, способно выдать наперед оговоренный результат в оговоренные сроки, с оговоренными качеством и стоимостью.
Словом проектное (тоже существительное) я называю то, что при нормальном своем состоянии, имеет существенные риски (и отклонения) при получении оговоренного результата по срокам, качеству или стоимости. Это совершенно отдельные определения, не имеющие ничего общего ни с проектами, ни с проектным менеджментом, ни с операционным менеджментом. Такие вот омонимы.

Следствия

А теперь послушай меня внимательно - ибо здесь один из ключей к пониманию роста и устойчивости твоего бизнеса.

  • Операционное от проектного отличается только зрелостью команды.

То, что для одной команды является проектом с кучей критичных рисков - для другой команды операционка: поставили задачу, сделали, забыли. Более того, одна и та же команда, повторяя достижение какого-то результата, снижает риски достижения этого результата и тем самым переходит от проектного к операционному.

  • Изменение зрелости команды для превращения проектного в операционное - твоя, собственника, основная задача.

Не топ-менеджера - ибо он тоже часть команды, зрелостью которой надо управлять. Это твоя, собственника, задача. Или борда, если собственников много.

Технологичное

Продолжу вводить определения.

Технологичным (существительное) я называю операционное, разбитое на отдельные этапы так, что каждый из этапов может выполнить любой человек соответствующей квалификации. При этом, чем на меньшие элементарные операции разбит процесс - тем меньшей квалификации человек тебе нужен на каждую операцию. Тем проще найти такого человека на рынке труда. Тем проще его заменить, а в идеале - вообще убрать человека из технологической цепочки.

Объясню.
Айвазовский за 60 лет своего творчества написал более 6000 картин. Без сомнений, его деятельность была операционной - он был способен выдавать оговоренные заказчиком результаты в срок, с оговоренными качеством и стоимостью. Но его деятельность не была технологичной - она критично зависела от самого Айвазовского, он был критичным ресурсом. С исчезновением художника производство картин остановилось.
А вот современный Айвазовскому Фаберже сделал производство получивших его имя яиц технологичным: он него лично (как и ни от одного другого мастера в его холдинге) конечный продукт не зависел вообще. Я не зря привел столетней давности примеры Айвазовского и Фаберже - этим я хотел акцентировать внимание на том что технологичной основная цепочка создания ценности может быть вообще без компьютеров и программ.

Но вместе с основной деятельностью у тебя рядом происходит много других, которые тебе или твоему CEO могут казаться не столь заслуживающими внимания.

Например, во многих компаниях при вполне технологичной производственной деятельности - закупки настолько не упорядочены что их и операционными-то назвать сложно. Или часто бывает что компания построила операционные продажи своим ключевым покупателям - а процесс взаимодействия с новыми потенциальными клиентами не отстроен вообще.

А еще - у любой компании есть деятельность по управлению компанией. Это - совершенно отдельная от производства, закупок, продаж и логистики деятельность. Проектность\операционность\технологичность деятельности по управлению не вообще зависит от проектности\операционности\технологичности остальных деятельностей компании.

Осознать статус деятельности по управлению очень легко по некоторым косвенным признакам. Например, если менеджмент регулярно проводит затягивающиеся до ночи совещания а HR рассказывает о необходимости “рвать жопу на британский флаг” ради компании - то управленческую деятельность я, скорее всего, опишу как “нечто проектное”.
А, к примеру, если менеджеры уходят в отпуска по заранее утвержденному графику - то управленческая деятельность точно операционная.

И тут я подвожу тебя к моменту истины.

Внедрение ERP - это реализация желания собственника сделать деятельность по управлению компанией технологичной.
Внедрение ERP - это реализация желания собственника сделать менеджмент ниже C-level легко заменяемым или вообще не нужным.

Отсюда три вывода.

Вывод 1

Если ты строишь управление компанией по принципам “личного доверия” или “личной преданности” или “корпоративной лояльности” - то сделать управление технологичным у тебя не выйдет. Вообще. Соответственно, полноценно внедрить ERP у тебя тоже не выйдет. Генерируемые системой управляющие воздействия, неминуемо войдут в конфликт с управляющими воздействиями “лично преданных”.

При внедренной ERP менеджеру платят не за то чтобы он отдавал приказы. Ему платят а) за то чтобы он обеспечивал выполнение приказов, сгенерированных системой б) за то чтобы несколько ключевых параметров его деятельности не вышли за диапазон допустимых значений. Именно это ты должен принять за основу мотивации своих менеджеров.
Дисклаймер. Отдельной коллективной задачей менеджеров стоит регулярный анализ и пересмотр модели принятия решений системой - но об этом я расскажу позже.

Вывод 2

Чуть выше я написал что внедрение ERP делает управленцев легкозаменяемыми.
Но для сапиенсов критично важна стабильность. Поэтому первостепенной задачей топов должно стать обеспечение чувства стабильности.

Если хоть у кого-то из топов хоть раз проскользнет выражение “не нравится - свободен, другого найду” - то получатель такого сообщения (или получатели, если это было сказано при свидетелях) тут же начнет делами доказывать свою незаменимость. То есть - начнет воевать с EPR. То есть - будут хоронить первичную идею.

Ты думаешь - корпоративные кодексы и вежливость зря придумали? А вот нифига, они придуманы потому что проще демонстративно заменить менеджера (например) третьего уровня чем ставить под угрозу технологичность процессов управления на четвертом уровне.
Если ты думаешь что я сказки рассказываю - нифига. Я внедрил ERP для голландских, австрийских, швейцарских, словенских компаний и продолжаю с ними работать - и здесь это осознанная истина.

Вывод 3

Кнутово-пряничный. Превращение управления в технологичную деятельность делает компанию на горизонте 3-5 лет практически независимой ни от собственника ни от топ-менеджера.

Пряник. О такой независимости мечтает любой инвестор: если ты, выйдя на биржу, вдруг решишь что с тебя хватит сибирского бизнес-климата и пора в круиз на собственной яхте - инвесторы пожелают тебе семи футов под килем. Оценка такой компании ощутимо вырастает.

Кнут. О такой независимости мечтает любой рейдер. Если кто-то реализует сценарий враждебного поглощения - бизнес вполне нормально продолжит работать, как будто ничего не случилось. И если рейдеру хватит ума “ничего не трогать в настройках” - бизнес даже не заметит твоего исчезновения.

Я обещал - эти статьи для собственников бизнеса от собственника бизнеса. Если ты не собственник бизнеса и находишь эти идеи в какой-то степени некорректными - не суди строго. Возможно, ты еще обзаведешься своей компанией - тогда и придет понимание.

Читатель, если у тебя нет своего бизнеса - кинь этот линк своему работодателю. Он оценит.