Вступление

Привет. Меня зовут Олег и я занимаюсь внедрениями систем управления предприятиями более четверти века.

Я решил написать цикл статей на основе материалов моей книжки “ERP для собственников”, которая скоро появится в книжных магазинах.

В первой статье я хочу поговорить о главной ошибке большинства внедрений систем управления предприятием. И ошибка эта - непонимание результата внедрения со стороны заказчика.

О чем это?

Начну с частного примера. Представь себе что ты - собственник компании. Ты считаешь что у тебя есть и ERP и CRM (эта эротическая фантазия может возникнуть, например, из-за наличия у тебя BAS ERP).

И вдруг тебе в голову приходит замечательная управленческая инициатива: персонально связываться с регулярными клиентами, которые перестали у тебя покупать: звонить, выявлять причину отказа и оперативно возобновлять сотрудничество.

Для этого у тебя есть много вариантов реализации. Позволь я назову их не-ERPшными вариантами.

Например, ты можешь попросить своего ИТшника сделать отчет. Очень простенький отчет типа “отобрать клиента с признаком РЕГУЛЯРНЫЙ, у которого за последние 60 дней продажи равны 0”.
Но есть проблема. Ты этот отчет запустишь только один раз - когда твой ИТшник будет сдавать работу. Ты его похвалишь, подпишешь акт - и забудешь. Отчет потеряется в дебрях встроенных менюшек. “Отчеты - Сервисные - Дополнительные - Для руководства - Клиентские - Не покупающие”. Я знаю о чем говорю. Моей команде часто заказывают уникальные отчеты, а практически во всех системах есть журналы использования объектов, которые можно использовать как счетчики. Спустя годы максимальное количество запусков заказанного топ-менеджерами отчета была 16 раз, среднее - 3 раза.

Другой вариант - обязать секретаршу приносить этот отчет ежемесячно. Тут тоже есть проблема. Первого числа следующего месяца ты успеешь позвонить первым пяти клиентам.

“Алло, Юрий Петрович? Это Жора Сидоров, собственник Сидоров и партнеры, есть пара минут? Последние два месяца вы у нас ничего не покупаете - вот звоню, может случилось чего? Если есть - я готов решить их тут же, для нашего дальнейшего сотрудничества. Менеджер Костя подвел? Извините, пожалуйста - вы никогда больше не услышите Костю. Давайте следующие 2 месяца я лично буду вашим персональным менеджером, а после - я дам вам на сопровождение нашего лучшего сотрудника и 5% скидки.” итд, итд, итд. На пятом клиенте - тебя отвлекут. Отчет потеряется среди кипы текущих бумаг.

Через месяц первого числа ты успеешь обзвонить только двух клиентов. Потом тебя отвлекут.
А на третий месяц твоя секретарша просто не принесет тебе этот отчет.

А что делать?

Но есть другой вариант - позволь мне назвать его ERPшным.

Ровно на 61й день у тебя пиликает телефон (или почта или СМСка или клиент ERP\CRM) и на экране написано:

“Сценарий №23. Регулярный клиент не покупает 2 месяца. Клиента зовут Юрий Петрович. Нажми ТУТ чтобы начать звонок”.
Ты жмешь кнопку и начинаешь заученное “Алло, Юрий Петрович? Это Жора Сидоров, собственник Сидоров и партнеры, есть пара минут?”.

А после конца разговора у тебя появляется меню действий: “Отправить свежий прайс”, “Оформить отгрузку клиенту”, "Сменить менеджера", “Перезвонить через 2 недели”. И на каждый пункт меню - автоматизированная цепочка действий.

А разница-то в чем?

В программе, которая называется “система управления предприятием”, “система управления продажами”, “система управления производством” или “система управления складом” ключевым словом является слово управление.

Система должна управлять, или, по-другому - генерировать управляющие воздействия. Один из ключевых результатов внедрения ERP - автоматизация принятия решений в как можно большем количестве критичных точек и автоматизация доведения принятых приказов до исполнителей. Это - именно то, о чем я писал во вступлении.

Если программа выдает аналитику, печатает отчеты, рекомендует действия, подсказывает варианты - это НЕ ERP. Чтобы быть системой управления - программа должна создавать поток сообщений, которые окружающие будут воспринимать как безусловные управляющие воздействия.

Время философии

И тут мы приходим к трехуровневой проблеме. Эта проблема - не техническая, она управленческая. Или, возможно, психологическая. Или - философская.
Слушай.

Первый уровень проблемы

Ты должен четко понимать что вот-этот-вот месседж в телефоне - это не прихоть программиста и не спам телефона. Это твой, собственника, личный приказ с прошлого - себе-будущему: "Позвони, сволочь ленивая, Юрию Петровичу".

Понимаешь? Ты привык отдавать себе приказы с помощью ежедневника? Позвонить, поздравить, заехать…. Вот это - точно такой же приказ. Твой приказ себе самому.

Как только ты это поймешь - дела с внедрением ERP сразу пойдут лучше. Но есть и другая сторона. Если у тебя нет ежедневника или ты привык опаздывать на встречи или твои подчиненные часами ждут тебя после окончания рабочего дня (проще говоря - ты не привык отдавать приказы себе-будущему) - даже не пробуй внедрять ERP. Напрасная трата денег. Это не для тебя.

Второй уровень проблемы

На втором уровне - восприятие твоих подчиненных.

Представь что, по твоему приказу, этот-вот обзвон должен делать коммерческий директор. Это значит что когда его, коммерческого директора, телефон пропиликает - он должен воспринять это как твой приказ.

Все твои подчиненные тоже должны понять что любое управляющее воздействие, пришедшее от ERP - это не прихоть консультанта, программиста или компьютера. Это - прямой приказ собственника. И неисполнение того что пропиликало (или игнорирование пиликанья или непрочтение того что пропиликало) - должно восприниматься как неисполнение твоего приказа, с соответствующими оргвыводами: выговор, депремирование, увольнение.

Это твой приказ. Точка. Как только твои подчиненные это осознают - дела с внедрением ERP\CRM в твоей компании пойдут ну очень хорошо.

Уровень третий. Самый сложный

Вот-этот-вот условный “Сценарий 23” - это твой, собственника, приказ. Ты его выстрадал. Ты понимаешь почему ты его создал, понимаешь почему он необходим и понимаешь почему ты или твои подчиненные должны его выполнять.

Но создавать систему на собственном опыте - долго и муторно. Для внедрений существуют типовые решения. На каждой платформе они называются по-разному, поэтому я выбрал максимально нейтральное и мало где встречающееся понятие индустриальная модель. Например - управление поставками для массового производства. Или - управление розничными продажами для аптек.

Индустриальные модели - это концентрация опыта, процессов и управленческих решений других компаний. Компаний, которые продвинулись в автоматизации управления значительно дальше чем ты. Часто это - лидеры отраслей. Твои конкуренты.

Индустриальные модели - это концентрированные опыт, пот, кровь и слезы твоих конкурентов. Процессы и управленческие паттерны твоих конкурентов.

Чтобы внедрить ERP или CRM в приемлемые сроки - ты должен выбрать близкую тебе индустриальную модель. Да, ты можешь потом ее изменять - но старт с ноля вместо старта с близкой индустриальной модели - это как.... как создание своих компьютеров и чипов для офисной работы вместо покупки готового компа в интернет-магазине.

И так, ты выбрал какую-то индустриальную модель. В ней - чье-то видение, чьи-то процессы, чьи-то приказы. А вот исполнять эти приказы - тебе. И именно в этом - самая сложная проблема.
Внедрить ERP - значит принять что ты будешь исполнять чужие приказы. И твои подчиненные будут исполнять чужие приказы.

Чужие приказы можно исполнять через веру - веру в лидера или в начальника, или в гуру или в консультанта или в предшественника. Но это не твой путь. Ты потому и стал собственником - а) чтобы не подчиняться чужим приказам б) чтобы ничего не принимать на веру.

Нужны другие пути. О них мы и поговорим в следующих статьях.