Вступление
Привет. Меня зовут Олег и я занимаюсь внедрениями систем управления предприятиями более четверти века.
Я решил написать цикл статей на основе материалов моей книжки “ERP для собственников”, которая скоро появится в книжных магазинах.
В первой статье я хочу поговорить о главной ошибке большинства внедрений систем управления предприятием. И ошибка эта - непонимание результата внедрения со стороны заказчика.
О чем это?
Начну с частного примера. Представь себе что ты - собственник компании. Ты считаешь что у тебя есть и ERP и CRM (эта эротическая фантазия может возникнуть, например, из-за наличия у тебя BAS ERP).
И вдруг тебе в голову приходит замечательная управленческая инициатива: персонально связываться с регулярными клиентами, которые перестали у тебя покупать: звонить, выявлять причину отказа и оперативно возобновлять сотрудничество.
Для этого у тебя есть много вариантов реализации. Позволь я назову их не-ERPшными вариантами.
Например, ты можешь попросить своего ИТшника сделать отчет. Очень простенький отчет типа “отобрать клиента с признаком РЕГУЛЯРНЫЙ, у которого за последние 60 дней продажи равны 0”.
Но есть проблема. Ты этот отчет запустишь только один раз - когда твой ИТшник будет сдавать работу. Ты его похвалишь, подпишешь акт - и забудешь. Отчет потеряется в дебрях встроенных менюшек. “Отчеты - Сервисные - Дополнительные - Для руководства - Клиентские - Не покупающие”. Я знаю о чем говорю. Моей команде часто заказывают уникальные отчеты, а практически во всех системах есть журналы использования объектов, которые можно использовать как счетчики. Спустя годы максимальное количество запусков заказанного топ-менеджерами отчета была 16 раз, среднее - 3 раза.
Другой вариант - обязать секретаршу приносить этот отчет ежемесячно. Тут тоже есть проблема. Первого числа следующего месяца ты успеешь позвонить первым пяти клиентам.
“Алло, Юрий Петрович? Это Жора Сидоров, собственник Сидоров и партнеры, есть пара минут? Последние два месяца вы у нас ничего не покупаете - вот звоню, может случилось чего? Если есть - я готов решить их тут же, для нашего дальнейшего сотрудничества. Менеджер Костя подвел? Извините, пожалуйста - вы никогда больше не услышите Костю. Давайте следующие 2 месяца я лично буду вашим персональным менеджером, а после - я дам вам на сопровождение нашего лучшего сотрудника и 5% скидки.” итд, итд, итд. На пятом клиенте - тебя отвлекут. Отчет потеряется среди кипы текущих бумаг.
Через месяц первого числа ты успеешь обзвонить только двух клиентов. Потом тебя отвлекут.
А на третий месяц твоя секретарша просто не принесет тебе этот отчет.
А что делать?
Но есть другой вариант - позволь мне назвать его ERPшным.
Ровно на 61й день у тебя пиликает телефон (или почта или СМСка или клиент ERP\CRM) и на экране написано:
“Сценарий №23. Регулярный клиент не покупает 2 месяца. Клиента зовут Юрий Петрович. Нажми ТУТ чтобы начать звонок”.
Ты жмешь кнопку и начинаешь заученное “Алло, Юрий Петрович? Это Жора Сидоров, собственник Сидоров и партнеры, есть пара минут?”.
А после конца разговора у тебя появляется меню действий: “Отправить свежий прайс”, “Оформить отгрузку клиенту”, "Сменить менеджера", “Перезвонить через 2 недели”. И на каждый пункт меню - автоматизированная цепочка действий.
А разница-то в чем?
В программе, которая называется “система управления предприятием”, “система управления продажами”, “система управления производством” или “система управления складом” ключевым словом является слово управление.
Система должна управлять, или, по-другому - генерировать управляющие воздействия. Один из ключевых результатов внедрения ERP - автоматизация принятия решений в как можно большем количестве критичных точек и автоматизация доведения принятых приказов до исполнителей. Это - именно то, о чем я писал во вступлении.
Если программа выдает аналитику, печатает отчеты, рекомендует действия, подсказывает варианты - это НЕ ERP. Чтобы быть системой управления - программа должна создавать поток сообщений, которые окружающие будут воспринимать как безусловные управляющие воздействия.
Время философии
И тут мы приходим к трехуровневой проблеме. Эта проблема - не техническая, она управленческая. Или, возможно, психологическая. Или - философская.
Слушай.
Первый уровень проблемы
Ты должен четко понимать что вот-этот-вот месседж в телефоне - это не прихоть программиста и не спам телефона. Это твой, собственника, личный приказ с прошлого - себе-будущему: "Позвони, сволочь ленивая, Юрию Петровичу".
Понимаешь? Ты привык отдавать себе приказы с помощью ежедневника? Позвонить, поздравить, заехать…. Вот это - точно такой же приказ. Твой приказ себе самому.
Как только ты это поймешь - дела с внедрением ERP сразу пойдут лучше. Но есть и другая сторона. Если у тебя нет ежедневника или ты привык опаздывать на встречи или твои подчиненные часами ждут тебя после окончания рабочего дня (проще говоря - ты не привык отдавать приказы себе-будущему) - даже не пробуй внедрять ERP. Напрасная трата денег. Это не для тебя.
Второй уровень проблемы
На втором уровне - восприятие твоих подчиненных.
Представь что, по твоему приказу, этот-вот обзвон должен делать коммерческий директор. Это значит что когда его, коммерческого директора, телефон пропиликает - он должен воспринять это как твой приказ.
Все твои подчиненные тоже должны понять что любое управляющее воздействие, пришедшее от ERP - это не прихоть консультанта, программиста или компьютера. Это - прямой приказ собственника. И неисполнение того что пропиликало (или игнорирование пиликанья или непрочтение того что пропиликало) - должно восприниматься как неисполнение твоего приказа, с соответствующими оргвыводами: выговор, депремирование, увольнение.
Это твой приказ. Точка. Как только твои подчиненные это осознают - дела с внедрением ERP\CRM в твоей компании пойдут ну очень хорошо.
Уровень третий. Самый сложный
Вот-этот-вот условный “Сценарий 23” - это твой, собственника, приказ. Ты его выстрадал. Ты понимаешь почему ты его создал, понимаешь почему он необходим и понимаешь почему ты или твои подчиненные должны его выполнять.
Но создавать систему на собственном опыте - долго и муторно. Для внедрений существуют типовые решения. На каждой платформе они называются по-разному, поэтому я выбрал максимально нейтральное и мало где встречающееся понятие индустриальная модель. Например - управление поставками для массового производства. Или - управление розничными продажами для аптек.
Индустриальные модели - это концентрация опыта, процессов и управленческих решений других компаний. Компаний, которые продвинулись в автоматизации управления значительно дальше чем ты. Часто это - лидеры отраслей. Твои конкуренты.
Индустриальные модели - это концентрированные опыт, пот, кровь и слезы твоих конкурентов. Процессы и управленческие паттерны твоих конкурентов.
Чтобы внедрить ERP или CRM в приемлемые сроки - ты должен выбрать близкую тебе индустриальную модель. Да, ты можешь потом ее изменять - но старт с ноля вместо старта с близкой индустриальной модели - это как.... как создание своих компьютеров и чипов для офисной работы вместо покупки готового компа в интернет-магазине.
И так, ты выбрал какую-то индустриальную модель. В ней - чье-то видение, чьи-то процессы, чьи-то приказы. А вот исполнять эти приказы - тебе. И именно в этом - самая сложная проблема.
Внедрить ERP - значит принять что ты будешь исполнять чужие приказы. И твои подчиненные будут исполнять чужие приказы.
Чужие приказы можно исполнять через веру - веру в лидера или в начальника, или в гуру или в консультанта или в предшественника. Но это не твой путь. Ты потому и стал собственником - а) чтобы не подчиняться чужим приказам б) чтобы ничего не принимать на веру.
Нужны другие пути. О них мы и поговорим в следующих статьях.
DmitriyTitov
А с какого хрена собственник предприятия вообще внедряет какие-либо информационные системы? При чём тут он?
DrPass
Как минимум при том, что именно он является тем чуваком, которому надо объяснить, что предприятию нужно внедрить ERP, доказать, зачем это нужно, защитить бюджет и получить согласие (под «собственником» я подразумеваю не обязательно собственника лично, а например, его полномочных представителей, куратора или наблюдательный совет). Внедрять-то будет не он, но финальный «одобрям-с» проекту будет давать он. И спрашивать за успех/неудачу — тоже он.
DmitriyTitov
Собственник бизнеса не занимается операционным управлением. У него нет на это никаких прав. Управлением занимаются управленцы. Гендиректор, директора по направлениям и т.д.
Особенно прикольно, когда такое пишет автор книжек.
И да, то что в небольших компаниях собственники зачатую являются руководителями этого всего не отменяет. Решения всё равно принимает руководитель, а не собственник. И несёт ответственность, в т.ч. уголовную, именно руководитель.
DrPass
Да, обычно.
Нет. Права в общем случае есть, благо, руководитель так или иначе будет выполнять распоряжения собственника. Необходимости нет, ибо для этого есть делегирование полномочий.
А теперь по сути: внедрение ERP — это не операционное управление ни разу. Это инвестиционный проект, причём зачастую весьма дорогой. А утверждение, финансирование и надзор инвестиционных проектов — это как раз прямая ответственность собственника или уполномоченных им представителей.
DmitriyTitov
Как это руководитель выполняет распоряжения собственников? Вот есть контора, у неё 183 собственника, и что? Директор будет на побегушках у всех?
Право собственников ограничивается назначением руководителя и главбуха. Всё остальное — ваши фантазии.
DrPass
Ну даже и не знаю, что вам ответить, в свете того, что там в каждом моём комментарии, на который вы отвечали, есть словосочетания «уполномоченный представитель», «наблюдательный совет» и т.д. Наверное, вам надо сначала пойти на курсы внимательного чтения, и ответы на многие ваши вопросы сами собой отпадут :)
Nehc
На территории постсоветского пространства (да я так понимаю, что и не только) понятие «собственник бизнеса» (или, как верно было замечено — либо его «уполномоченный представитель») в большинстве случаев весьма конкретное. ;) Вот это вот все «183 собственника» и прочее — вот это в большинстве случаев фантазии.