Изображение: businessinsider.com

Собеседования на работу — это отстой. Приходишь, решаешь несколько задачек, пока в голове не возникнет туман, а потом от компании ни слуху, ни духу.

А теперь взглянем на них с другой стороны баррикад.

Публикуешь вакансию, появляется 5000 соискателей, выбираешь 100, тратишь 2 недели на телефонный скрининг, 5 человек имеют знания, необходимые для работы.

Собеседования — это кошмар для обеих сторон.

Моя девушка устроилась в прошлом году на работу в компанию Visa, а позже узнала, что на её должность отправили резюме пять тысяч человек. Она выделилась на их фоне тем, что прочитала описание работы и указала соответствующий ей опыт. Да, планка настолько низка.

Её начальник нанял обоих кандидатов, которые выделились на общем фоне. Из пяти тысяч людей обратили на себя внимание двое.

В июне прошлого года я перешёл на другую работу. Получасовой беседы за кофе (меня порекомендовали) оказалось достаточно, чтобы наниматель подождал несколько месяцев, прежде чем я буду готов к собеседованию.

В чём разница между безликой толпой и теми немногими, кто выделяется на её фоне?

Дело в том, как вы себя презентуете



Истинной подоплекой каждого собеседования является вопрос: «Как вы можете помочь нам?» Сделайте так, чтобы у вас был на него ответ.

Представьте, что вы собеседуете двух кандидатов на должность сениор-разработчика. У них одинаковая квалификация, одинаковый опыт, одинаковый стаж работы.

Боб презентует себя как типичного инженера. Потрясающие технические знания, он может писать отличный код, умеет разбивать сложные проблемы на отдельные задачи.

Боб спрашивает о технологическом стеке вашей компании, усмехается, услышав ваш ответ, и говорит, что когда он работал в Google, там всё было устроено по-другому. Вам нужно потрудиться, чтобы впечатлить Боба.

Алиса презентует себя как профессионального инженера. Потрясающие технические знания, она может писать отличный код, умеет разбивать сложные проблемы на отдельные задачи. Она любит заниматься менторством джуниоров, чтобы помогать им развиваться быстрее.

Алиса спрашивает о технологическом стеке вашей компании и говорит: «Да, это довольно типично на таком этапе. Обычно компании стараются быстро выпустить продукт, чтобы проверить рынок. А вы уже сталкивались с <этой проблемой>? А, понятно, тогда столкнётесь через пару месяцев, она у всех бывает. Я видела примеры, когда подходило вот это решение. А как ваши дела во фронтенде? Неразбериха уже начинает замедлять работу, правда? Вот что я делала раньше, чтобы решить эту проблему, можно использовать вот такую поэтапную методику. Нельзя просто так выкидывать код, который работает и приносит деньги. Кстати, а какая у вас стратегия увеличения штата сотрудников?»

Кого из них вы наймёте?

Будьте специалистом, имейте предложения


Если вы джуниор, то вас наймут, если вы хорошо обучаемы. Как быстро мы вас можем обучить, чтобы вы стали эффективны?

Если вы мидл-разработчик, то вас наймут благодаря техническим знаниям. Можете ли вы уже выполнять полезную работу и быстро заполнять пробелы в знаниях?

Небольшое увеличение наклона компенсирует большую разницу пересечения с осью Y.

image
Наклон компенсирует пересечение с осью Y

Когда вы сениор, вас нанимают благодаря вашему опыту и мнениям.

Компания не знает, как решать свои проблемы. Она даже не знает, в чём они заключаются. Она просто знает, что они вызывают боль. Почему мы не выпускаем продукт? Почему наш продукт сломан? Почему мы не можем масштабироваться?

Вы — специалист, друг мой. Вы видели всё это раньше, знаете, как всё происходит, знаете, когда что сломается заранее. Вы можете задолго предсказать развитие событий, и создавать код или архитектуру, готовясь к грядущему.

Вооружённый опытом, изучивший уроки и получивший боевые шрамы, вы можете дать новой компании совет. Вы не просто пишете код, вы пишете правильный код.

Или как сказал недавно Джонатан Старк: Ваша ценность возникает благодаря тому, что вы знаете, а не только тому, что вы делаете.

Чистое знание без реализации — это уже уровень вице-президентов и CTO. Звучит скучно.

Собеседования — это продажи


Вы и наниматели вступаете в коммерческую сделку ценой 700 тысяч долларов (ваша будущая зарплата за четыре года) с неполной информацией. Вы не знаете, понравится ли вам работа и компания, они не знают, поможете ли вы им.

Если вы не справитесь и проработаете в течение шести месяцев, то получите 87 тысяч долларов. Неплохой стимул для мошенников, правда? Поэтому компании осмотрительны.

Помня об этом, как вы будете продавать продукт ценой 700 тысяч долларов? Как будете его покупать?

Вы ведь не покупаете дом после получасовой беседы с риэлтором? Есть процесс. Бывает, что вам пудрят мозги. Существует комплексный анализ. Случаются последствия.

Подробности каждый раз могут быть разными, но подход «Я продаю дорогостоящие услуги профессионала компании, нуждающейся в моей помощи» никогда не даёт сбоя. Прочитайте одну-две книги по продажам, это помогает.

Неплохо будет начать с техники SPiN-продаж.

  1. Выявите слабые места компании
  2. Набросайте черновики решений
  3. Дайте рекомендации

Сделайте собеседование ценным. После каждой беседы проводящий собеседование должен думать: «Потрясающе! Эти советы нужно применить, пусть даже мы его на наймём!»
Вы не просите работу, вы продаёте услугу. Профессионал никогда не упрашивает, друг мой.



На правах рекламы


VDS с новейшим железом, защитой от атак и огромным выбором операционных систем. Максимальная конфигурация — 128 ядер CPU, 512 ГБ RAM, 4000 ГБ NVMe.

Подписывайтесь на наш чат в Telegram.