Для Figma написан целый легион плагинов на все случаи жизни. Постоянно появляются рейтинги и топ-листы супер-пупер-мега-лучших. Но этот инструмент используют люди разных конфессий, решая разные свои задачки. Рыцари фриланса рисуют лендинги, студийные братья собирают промо-сайты, еретики даже визитки и плакаты пытаются делать в Figma. И для всех есть свои плагины. Поэтому делать общий топ-100 — пустое занятие.
Но можно накидать локальный местечковый топчик для продуктового дизайнера например. В нём не будет плагинов в духе «смотрите, какая любопытная идея» или «если вдруг вам когда-нибудь понадобится заменить все картинки на фото Николаса Кейджа». Только ежедневные трудяги. Я уверен, этот список будет полезен не только UI-дизайнерам и сочувствующим. Что-то полезное найдут для себя и все остальные фанаты Figma.
В конце статьи будет ссылка на видео-инструкцию.
Иерархия библиотек в Ozon
Я служу рядовым разработчиком интерфейсов в Ozon, где наша маленькая, но гордая команда занимается внутренними продуктами компании. Всяческие админки и CRM-ки. Впрочем, и до основного сайта мы дотягиваемся.
Работа в нашей команде строится по следующей схеме: для каждой Job или User Story мы делаем отдельный файл с элементарным линейным сценарием. Там мы собираем экраны, пройдя которые пользователь решает свою задачу. В таких сценариях, конечно же, появляются повторяющиеся паттерны, которые можно переиспользовать в других User Story и они достойны переноса в отдельную сценарную библиотеку. Этот подход позволяет не раздувать файлы, держать всю систему под контролем и достаточно свободно вносить правки, затрагивающие множество сценариев.
Сейчас у нас в Ozon есть несколько типов библиотек:
Атомарные токены дизайн-системы.
Молекулярные библиотеки с элементами интерфейса. Из них собираются экраны сценариев.
Сценарные библиотеки, в которые попадают проектные организмы. Оттуда мы можем централизованно использовать их в других сценариях. Повторюсь, разговор не только про сайт ozon.ru — компании нашего масштаба имеют огромное количество внутренних продуктов, которые также подчиняются единой дизайн-системе.
Рабочие лошадки и удобные пони
Но хватит зауми! Вперёд к хит-параду. И да, тут будут представлены и платные сокровища, но что значат деньги, когда дело касается Продукта и Продуктивности.
Master
Этот плагин достоин носить джедайское звание Мастер. Сложно переоценить, сколько времени он сэкономил нашей команде. Я уже рассказывал о нём на своём YouTube-канале, а сегодня подчеркну его полезность для продуктовой работы. Мало того, что он умеет перелинковывать инстансы к новому мастер-компоненту, сохраняя все оверрайды, так он ещё может делать это с библиотечными компонентами.
Тут у нас типичная ситуация. Форма собрана из молекулярных библиотечных компонентов. Спроектированы разные её состояния. Становится понятно, что она достойна быть добавленной в сценарную библиотеку. Если делать это штатными средствами, придётся перенастраивать кучу экранов. Но у нас есть Master.
Копируем одну из форм и вставляем её в сценарную библиотеку. Делаем компонент и публикуем. Запускаем команду Pick Target Component
из арсенала плагина Master. Возвращаемся в файл сценария и выделяем все наши формы. Запускаем команду Link Objects to Target Component
.
Да пребудет с тобой сила, Master!
Design System Organizer
В народе DSO. Крутейший комбайн по управлению стилями и компонентами. Кроме удобной системы организации стилей по папкам, переименованию и дублированию, DSO умеет перелинковывать стили и компоненты на библиотечные. Причём не по одному компоненту, а массово. Может экспортировать и импортировать стили между файлами. Всё это позволяет, достаточно безболезненно переезжать между версиями дизайн-системы, дублировать библиотеки и проворачивать всякие эксперименты.
Тут у нас локальные цветовые и типографские стили. Надо привязать их к таким же библиотечным. Идём в библиотеку и запускаем DSO. Заходим в цветовые стили, выделяем нужную группу и выбираем из выпадающего меню Set As Target
. Возвращаемся в наш файл, запускаем DSO и выбираем Relink Styles
. Бум! Стили теперь тянуться из командной библиотеки. Таким же образом перелинковываем другие стили или компоненты.
Style Organizer
Этот штепсель помогает не ударять в грязь лицом перед разработчиками. Проверяем, откуда тянутся стили. Ловим нестильные шейпы и тексты. Чиним в ручном или автоматическом режиме. Соответствуем высоким стандартам разработки Ozon и ублажаем личного беса-перфекциониста.
Вот тут у нас типичная ситуация. На глазок всё в порядке, но так ли это? Стартуем Style Organizer. И видим, что один из чёрных квадратов имеет локальный стиль, второй — библиотечный, а третий — вообще без стиля. Можно пробежаться по списку ошибок в ручном режиме, «сшивая» стили, а можно нажать Auto Fix Color
и Style Organizer будет действовать сам.
Similayer
Все знают об этом замечательном плагине. Но не упомянуть его было бы нечестно, ведь мы говорим о лучших. Он может выделить почти всё, что угодно по множеству признаков.
Давайте выделим слово Zen синего цвета, вне зависимости от стиля текста. Выделяем один синий Zen и запускаем Similayer. Выбираем параметры Fill Style
и Text Characters
.
Удобненько!
Instance Finder
Ищет и выделяет только инстансы. Зато делает это шустрее Similayer и работает по всему документу, а не по одной странице.
Выделяем мастер или любой из инстансов и запускаем поиск. Можно сразу выделить все найденные на странице инстансы.
Select Layers
Ещё один незаменимый выделятель. Чаще всего ловлю им слои по названию (он поддерживает частичное вхождение запроса). В отличии от Similayer, Select Layers не требует выделять образец для поиска соответствия и, что крайне важно, может искать только в выделенном.
Вот тут у нас мега-вариант инпута. Выделяем поля пароля и запускаем плагин. Пишем название нужного слоя — и вуаля! Можем поменять иконку, например.
Sorter
Часто возникает необходимость пронумеровать экраны. Чтобы цифры шли по порядку, фреймы должны быть в нужной последовательности в панели слоёв. Sorter может отсортировать их по положению на листе (и не только). После чего их можно переименовать штатными средствами.
Если попытаться пронумеровать экраны, не расставив их в панели слоёв, получим хаос. Ну ок. Выделяем все экраны, запускаем команду Sort Position
и после этого уже штатный Rename Selection
.
Порядочек.
Quantizer
Расставляет элементы в сетку с заданным количеством колонок и отступами. Сильно помогает в работе над вариантами.
Выделяем, что нужно, и стартуем Quantizer. Сделаем колонки с отступами по 40 px.
Кстати, вы знали, что можно таскать объекты в сетке за круглые маркеры в центре? А менять отступ, хватаясь за маркеры между? Если делать это с Shift
, шаг будет кратен вашему Nudge Amount.
Swap
Плагин, достойный горячей клавиши. Меняет между собой два любых объекта. Выставляет по координатам верхнего левого угла.
Выделяем два объекта, запускаем команду Swap и, собственно, всё.
Layer Counter
Карманный бухгалтер для ваших макетов. Подсчитает всё и вся. Выделяем, запускаем. Наслаждаемся статистикой.
Если снять галку Include Nested Layers
, увидим только количество выделенных фреймов.
Retextifier
Может массово заменять текст в выделенных блоках. Но есть досадный недочёт при работе в Windows — лишний перевод строки, с которым можно бороться внешними средствами, заменив символ \n
на \r
или прогнав текст через сам плагин.
Замечательный инструмент, если умеешь им пользоваться и у тебя macOS.
На macOS: копируем текст, например, колонку из Google-таблицы. Выделяем целевые текстовые слои и запускаем плагин. Вставляем текст комбинацией Cmd+Shift+V
.
Если у вас Windows, действуем немного сложнее. Сначала вставляем скопированный текст в файл Figma. Выделяем его, запускаем Retextifier, копируем и тут же вставляем текст, жмём Change
. Копируем изменённый текст, далее действуем как на macOS. Надеюсь, автор плагина что-то придумает по поводу этого недоразумения.
Copy and Paste Text
В отличие от предыдущего, этот плагин вставляет во все выделенные слои одинаковый текст из буфера. Безусловно полезно.
Копируем нужный текст, выделяем целевые слои, запускаем команду Paste Text
.К
Find & Replace
Поиск и замена по текстовым слоям с поддержкой регулярных выражений (Regex). Для тех, кто умеет в регулярки и понимает, как это круто.
Сейчас мы поменяем местами буквы и цифры. Запускаем плагин, включаем поддержку Regex и пишем регулярное выражение. Найти (.*)-(.*)
и заменить на $2-$1
.
Мистика!
Nisa Text Splitter
Разрезает текстовый блок на строки, сортирует, сшивает, расставляет буллиты и многое другое. Рекомендую.
Давайте расставим фильмы по хронологии. Запускаем Nisa Text Splitter и режем наш блок на строчки. Сортируем по алфавиту — Sort by alphabet
и сшиваем обратно в один блок —Join text
. Внутри плагина ещё много другой годноты. Например, сразу делать Auto Layout из нарезанного текста.
Change Text to Layer Name
Не самый необходимый штепсель, но частенько выручает. Меняет текст на название слоя. Использую в связке со штатным Rename Selection.
Выделяем текстовые блоки, применяем Rename Selection, оставляем старое название, добавляем к нему дефис и номер. Запускаем команду Change Text to Layer Name
.
Математично!
Data Roulette
Когда работаешь над продуктом, у тебя есть постоянно используемые наборы данных. Эти наборы накапливаются и кочуют из продукта в продукт. Data Roulette позволяет хранить их в Google-таблицах и рандомно заполнять ими макеты. И текстами, и фотками.
Делаем Google-таблицу. Линк на неё добавляем в Data Roulette. Называем целевые слои в соответствии с названиями колонок таблицы поставив в начало решётку. Можно сделать это в мастер-компоненте. По мере необходимости добавляем в Google-таблицу новые колонки.
Рулетка рулит!
Content Reel
Для того, кому лень возиться с Google-таблицами, Microsoft наплагинил Content Reel. Только нужно залогиниться. Тогда можно будет создавать свои наборы данных.
Тут всё просто. Выделяем целевые слои, выбираем свой или чужой набор данных, вставляем.
Copypasta
Очень часто нужно что-то добавить на все экраны сценария. В одно и то же место. И Copypasta прекрасно решает эту задачку.
Выделяем нужную деталь, запускаем Copypasta, жмём Save selection
, выбираем целевые экраны, Duplicate Layers
.
Шикарно.
Safely Delete Components
Как я рассказал в начале, мы стараемся не оставлять локальных компонентов в рабочем файле сценария. Всё должно тянуться из библиотек. Заканчивая работу, нужно подчистить за собой.
Safely Delete Components удаляет неиспользуемые мастер-компоненты. Но этот плагин нужно использовать с осторожностью. Не стоит запускать его в библиотеках.
После переноса компонентов в сценарную библиотеку, выделяем компоненты локальные и запускаем Safe Delete
.
SBOL-Typograph
Не забываем о правильной типографике. Кавычках-ёлочках, длинных и средних тире. В хорошем продукте всё должно быть прекрасно и грамотно. Этот плагин работает сразу по всему документу, без выделения текстового слоя, чем и примечателен.
Божечки-Ёжечки!
Хорошо, но где же тот самый плагин?
Конечно, это не полный список годноты. Я не ставил абсолютно все плагины и мог что-то упустить. К сожалению, механизмы каталогизации и сортировки в Figma Community оставляют желать лучшего. По сути их и нет вовсе. Поисковая строка да ранжирование по количеству установок. А популярность далеко не всегда результат качества. Поэтому ищите, ставьте, испытывайте и делитесь вашими рабочими лошадками в комментариях.
Всем удачи на продуктовом фронте!
P.S.: Видео-версию статьи можете посмотреть на моём YouTube-канале.
P.P.S.: Я серьёзно про комментарии.
vmityuklyaev
Один из лучших стилей написания статьи, что я видел
Спасибо за ТОП)
vandesign Автор
Спасибо на добром слове!