Что мы предлагали сделать с государственным сайтами еще 10 лет назад, как Правительство дозрело до понимания проблемы, и что может из этого выйти, если законопроект Минцифры примут в существующем виде.
Если вкратце, то самое веселое, что может случиться – официальные сайты госорганов смогут невозбранно иметь адрес в домене .XXX. А теперь, когда я привлек ваше внимание, поговорим об этой смелой законодательной инициативе Минцифры и Ко поподробнее.
В 2010 году вступил в силу закон № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – 8-ФЗ), который вводил в правовой оборот понятие «официального сайта государственного органа»: сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.
Тогда же мы впервые обратили внимание на проблему: почти треть государственных органов федерального уровня не имели сайтов, соответствующих даже этому кривому определению (а один не имел вообще никакого). Т.е. доменные имена для сайтов 25 госорганов администрировались госпредприятиями, частными лавочками или даже физлицами.
Тогда же началась дискуссия по поводу, имеет ли право государственный орган передать право администрирования своего сайта подведомственному госпредприятию. Мы считали, что в законе четко написано – нет, несколько госорганов не согласилось, Генпрокуратура встала на нашу сторону и предписала спорщикам переписать домены на себя. Прошло 10 лет, по состоянию на прошлый год 2 госоргана – МВД и Управделами Президента – оставались в числе альтернативно понимающих требования закона.
За те же 10 лет Генпрокуратура развернулась на 180 градусов и перестала видеть в этом нарушение закона. Вернее, органы прокуратуры, как выяснилось, вообще не имели единой позиции и выносили совершенно разные решения по одним и тем же обстоятельствам. Это долгая история, к которой мы вернемся через пару недель в статье, приуроченной к выходу свежего доклада в рамках проекта «Монитор госсайтов».
Также мы уже 10 лет твердим: адрес официального сайта госоргана должен быть в домене .GOV.RU, а еще неплохо бы поддерживать официальный список госсайтов, а не вот это вот с бору по сосенке, неизвестно когда последний раз актуализировавшееся, а еще…
Не знаю, какой медведь в лесу сдох, но похоже наш прошлогодний доклад возымел действие и в ноябре Правительство издало распоряжение Минцифре в компании с ФСБ, Роскомнадзором и ФСО: установить единый порядок наименования и регистрации доменных имен для госсайтов, создать их реестр и даже больше… При этом, как о само собой разумеющемся упоминается, что доменное имя госсайта должно администрироваться госорганом и никем иным.
1 июня Минцифры опубликовало проект соответствующего пакета поправок к законам «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Кривизны существующего определения «официального сайта государственного органа» разработчикам показалось мало, и они дополнили его следующим пассажем: сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления, и включенное в перечень доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону, принадлежащих органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и иным государственным органам, образуемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным организациям и их структурным подразделениям, а также некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на обеспечение государственной и (или) общественной безопасности и реализацию государственных функций, национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации.
Кто вкурил с первой попытки – того ждет карьера в Департаменте правовой эквилибристики Минцифры, остальным попробую объяснить на пальцах, что имелось в виду (результат все равно не гарантирую).
Итак, «перечень доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону» – это искаженное заимствование из закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где он звучит как «перечень групп доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону», используется только один раз и то в контексте обеспечения устойчивого и безопасного использования доменных имен на территории Российской Федерации.
В «трехглавом» законе речь идет о следующем: если завтра война, если завтра в поход, то мы изолируем
Так вот, про иные домены, т.е. существующий .MOSCOW, гипотетический .SANKT-PETERSBURGH или .XXX, который сегодня администрируется американской ICM Registry, а завтра может быть выкуплен, скажем, Mail.ru Group (почему бы и нет?) – все это, согласно «трехглавому», «перечень групп доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону».
Это определение методом copy/paste переносят в закон о доступе к государственной информации в контекст перечня доменных зон, где разрешается создавать российские официальные сайты. Вы уже улавливаете иронию? А завтра Mail.ru Group решит продать права на .XXX какому-нибудь оффшору из Белиза (снова, почему бы и нет?), и условный домен mincifra.XXX в одночасье перестанет быть пригодным для официального сайта Минцифры, вот где настоящая ирония!
Еще веселее заключительная часть той же новеллы, которая противоречит ее началу. Давайте еще раз прочитаем, что предлагает Минцифры, а то может я просто запутался в этой галиматье: официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления – сайт, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления, и включенное в перечень доменных имен, принадлежащих органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и иным государственным органам, органам местного самоуправления, государственным организациям и их структурным подразделениям, а также некоммерческим организациям.
Я уж не говорю о том, что статья, в которую Минцифры полезло своими руками, называется «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе». Т.е. абсолютно все, что в ней написано, касается всего остального закона, а закон, напоминаю, называется «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В новой редакции статьи говорится, что к официальным сайтам этих органов будут отнесены сайты госпредприятий и НКО. Простите, а те в курсе, что с 2022 года на них возложат некоторые обязанности госорганов? Может тогда и какие-нибудь права тоже дадут?
Что еще интересного предлагает (вам точно понравится) Минцифра и Ко.
- Правительство отберет у Координационного центра национального домена сети Интернет право определять порядок регистрации доменных имен в .RU,.РФ (а также в .SU и тех самых «иных доменах верхнего уровня») и будет устанавливать его самостоятельно.
- Будет создан государственный регистратор доменных имен для госсайтов без «случайного» подключения платных услуг и самопроизвольного перехода на более дорогие тарифы.
- Роскомнадзор получит право «требовать передачи» (читай – отнимать во внесудебном порядке) доменные имена у их администраторов «в целях обеспечения государственной или общественной безопасности, реализации государственных функций, национальных целей и стратегических задач развития».
Простите, ребята, мы предлагали совсем не это!
cccco
По-моему, всё выглядет вполне логично.
Чтобы сайт государственного органа считался ОФИЦИАЛЬНЫМ, необходимо выполнение двух условий:
А. адрес сайта содержит доменное имя, принадлежащее этому государственному органу;
Б. данное доменное имя должно быть включено в ПЕРЕЧЕНЬ доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону… (и далее по тексту).
Государственный орган же может владеть множеством доменов, но, например, только один из них включён в ПЕРЕЧЕНЬ, поэтому только на этом домене государственный орган сможет завести адрес для ОФИЦИАЛЬНОГО сайта.
Или так. Кто бы не владел зоной .XXX, если её нет в ПЕРЕЧНЕ, то никаких адресов для ОФИЦИАЛЬНЫХ сайтов в этой зоне не завести.
ifap Автор
Вы неверно понимаете смысл этого термина: официальный сайт государственного органа — это не его «юридический адрес» в Интернете, а официальный источник информации о деятельности этого (или другого) госоргана. Т.е. один госорган может создать хоть сотню своих официальных сайтов (как и учредить сотню газет и журналов) и ни один не будет более официальным, чем другой. Например, у Минэкономразвития есть официальный сайт economy.gov.ru, который является его официальным представительством в Интернете, а есть gosmonitor.ru, который тоже официальный сайт Минэкономразвития, но совершенно про другое — система веб-аналитики для всех госорганов.
Перечень доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону утвержден приказом Роскомнадзора, это .RU,.РФ, .SU и «прочие TLD, администрируемые российскими юрлицами». Так мы можем и получить тот самый Mincifra.XXX, если .XXX купит российское юрлицо.
cccco
К сожалению, Вы неверно поняли мой комментарий (вернее, совсем не поняли), приписав ему какие-то свои домыслы. Ваш ответ совсем не имеет к моему комментарию никакого отношения. Выглядит так, как будто Вы отвечали не на мой комментарий. Но не суть.
Ваше заблуждение в том, что Вы запутались в ПЕРЕЧНЯХ, другими словами, отождествляете два разных ПЕРЕЧНЯ как один. Плюс, читая Ваш текст, создаётся впечатление, что у Вас какое-то недопонимание таких понятий как условия НЕОБХОДИМОСТИ и ДОСТАТОЧНОСТИ.
В определении официального сайта государственного органа, действительно, есть отсылка на ПЕРЕЧЕНЬ, на который Вы указываете (это, как мне кажется, и сбило Вас с толку), но не словом "ПЕРЕЧЕНЬ" (это уже другой ПЕРЕЧЕНЬ, который Вы не заметили), а словами "составляющих российскую национальную доменную зону" — это не тот же самый ПЕРЕЧЕНЬ, т.е. это два разных ПЕРЕЧНЯ. Причём данная отсылка — это условие НЕОБХОДИМОСТИ попадания в этот другой ПЕРЕЧЕНЬ, но не ДОСТАТОЧНОСТИ.
Другими словами, если даже зона .XXX будет входить в ПЕРЕЧЕНЬ, на который Вы указываете (т.е. будет российской национальной доменной зоной), а государственная структура приобретёт в этой зоне доменное имя (т.е. права на этот домен будет иметь государственная структура — кстати, ещё одно условие НЕОБХОДИМОСТИ), то этого будет недостаточно, чтобы сайт государственной структуры на этом домене считался официальным, потому что это доменное имя ещё должен быть включено в
Нахождение домена в этом ПЕРЕЧНЕ (который Вы не заметили) и есть ДОСТАТОЧНОЕ условие, чтобы адрес сайта на этом домене был официальным сайтом государственного органа.
ifap Автор
Такой вариант трактовки я рассматривал, но он явно избыточен: правительство утверждает перечень А, сайты из которого затем могут войти в перечень Б, который тоже утверждает правительство. В чем тогда смысл первого этапа?
PS: стоит также обратить внимание на пояснительную записку к законопроекту, где четко сказано: администрировать домен для официального сайта госоргана может только госорган (даже муниципалов исключили, хотя действующая редакция формально включает и их).
cccco
То, что правительство утверждает разные перечни, не значит, что у всех этих перечней одинаковый смысл. По-моему, это очевидно.
Хочу повторить, что Ваше заблуждение в том, что Вы отождествляете между собой два совершенно разных перечня, имеющих разные смыслы.
Перечень А состоит не из конкретных доменов, а в нём указаны ГРУППЫ доменов (первичные домены, зоны), которые, в свою очередь, могут включать в себя огромное количество (конкретно не определено) доменов, которыми, в свою очередь, владеют как государственные органы, так и негосударственные, как российские, так и иностранные юридические или физические лица.
Смысл перечня А очертить границы так называемого Рунета. Никакого ПРЯМОГО отношения к доменам для адресов официальных сайтов государственных органов этот перечень А не имеет.
Из определения перечня Б, мы можем определённо сказать, что перечень Б КОСВЕННО (не напрямую, потому что в перечне А — список групп доменов, а в перечне — Б список конкретных доменов) является подмножеством перечня А (это, кстати, необходимое условие). Перечень Б содержит список конкретных доменов (а не групп доменов, как перечень А) и имеет ПРЯМОЕ отношение к доменам для адресов официальных сайтов государственных органов, т.е. фактически определяет. В этом смысл перечня Б.
По поводу Вашего "PS" тут всё логично. Это есть необходимое условие.
ifap Автор
Ваше заблуждение в том, что Вы считаете, что я заблуждаюсь и не понимаю Вашу идею про два подмножества. Я прекрасно ее понимаю, но не считаю верной. Так можно?
cccco
Согласитесь, что не понимать чью-то идею, с одной стороны, и отожествлять два разных перечня как один и тот же, с другой стороны, суть два разных заблуждения. Про первое заблуждение я же ничего не писал. Это Вы сами додумали.
Далее. У меня нет идеи про два подмножества. Это вы тоже сами додумали. Отсюда возникает вопрос, а прекрасно ли Вы меня понимаете?
Повторюсь. Мой посыл очень простой. В определении официального сайта государственного органа законопроекта указывается не тот перечень, на который Вы ссылаетесь в своём посте. Т.е. это не «перечень групп доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону» из закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Допустим, Вы меня прекрасно понимаете, но считаете, что я не прав. Замечательно!
Получается, Вы настаиваете, что в определении официального сайта государственного органа законопроекта указан и подразумевается именно тот перечень, который вы указали в своём посте, а именно: «перечень групп доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону» из закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и никакого другого перечня там нет.
Другими словами, Вы категорически утверждаете, что:
А. «перечень групп доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону» из закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
Б. «перечень доменных имен, принадлежащих органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и иным государственным органам, органам местного самоуправления, государственным организациям и их структурным подразделениям, а также некоммерческим организациям»
— суть один и тот же перечень.
Я правильно Вас понял?
ifap Автор
Нет, неправильно. Я считаю что речь идет о разном. В первом случае — о термине из 149-ФЗ, во втором — вводится новый термин, а скорее даже просто описывается «явление». Два эти множества не совпадают и не пересекаются, т.к. в А идет речь о доменных зонах (TLD), а в Б — о доменах.
ifap Автор
Я, если Вам интересно, изложу свое видение того, что в данном случае тужилось сказать Минцифры.
1. Доменное имя официального сайта госоргана может администрироваться только госорганом. Эта норма уже есть в законе. Возможно, изначально подразумевалось, что госорган должен быть тем же самым, чей это сайт, на что намекает более позднее дополнение про «мультипорталы». А возможно, это было сделано исходя из практики, когда ФСО администрирует .GOV.RU, которое набито множеством офсайтов на доменах третьего уровня. И хотя букве закона это не противоречит, кто-то, знакомый с тайным знанием о его духе и первоначальной идее, решил внести дополнение.
2. Доменное имя официального сайта должно находиться в Рунете (.RU, РФ, .SU и т.д.) Это новая и вполне логичная норма.
А вот дальше только догадки.
3а. Ваш вариант: доменное имя официального сайта должно также быть внесено в некий особый список с определенным названием (это важно). Одно возражение против такого прочтения я уже привел, могу его дополнить тем, что в том же законопроекте предусматривается создание госрегистратора доменных имен для госсайтов, к компетенции которого относится «поддержка сведений о таких доменных именах». Но ни слова о том, что госрегистратор поддерживает именно тот самый особый список с тем самым названием, чего требует юридическая техника. В то же время, это дикое название воспроизводится в другом месте – в дополнении к 8-ФЗ. Из чего я делаю предположение, что это не название списка, а описание некоего «явления».
3б. Мой вариант: доменное имя официального сайта должно находиться не просто в Рунете, а в некоем определенном его сегменте (предположим, .GOV.RU), предназначенном для таких сайтов, а также сайтов госпредприятий и особо ценных НКО (это и описывается тем пассажем, который Вы считаете названием списка). Версия неидеальная – совершенно непонятно, зачем было многобукф чтобы выразить такую простую мысль.
Но не стоит исключать и тот вариант, что автор вообще не понимает о чем пишет, его не смущает коллизия в рамках одного предложения, подведение сайтов госпредприятий и НКО под действие 8-ФЗ и вообще у него язык заплетается, в пользу чего говорит следующий пассаж (предлагаемая редакция п.3 ст.14.2 «трехглавого»):
Роскомнадзор определяет перечень групп доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону, а также перечень доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону <…>.
Т.е. эту пресловутую зону могут составлять как группы доменных имен, так и просто доменные имена (что, кстати, также опровергает Ваш вариант, но этим опровержением мы скорее обязаны не ошибке в Ваших рассуждениях, а белиберде в тексте законопроекта).