«Мне 34, и я 10 лет работаю в ИТ. Первый компьютер я увидел в каталоге OTTO, мне тогда было 5 лет, я жил в Германии. Это был ATARI. Меня сразу заинтриговал принцип его работы — мы вводим информацию и получаем ожидаемый результат на выходе. Круто, но события 90-х годов отодвинули мечту на много лет. И вот, наконец, в 2001-м у меня появился свой ПК. К слову, операционную систему я переустановил через 2 недели использования. С этого всё началось. Пока сверстники играли в ходилки и стрелялки, я методом научного тыка изучал устройство Windows 98. Потом вышла XP, был Dial-up в 56 kbps и долгие часы скачивания разнообразных программ, форумы, журналы CHIP и первый дистрибутив Alt Linux на CD.
Конечно же, в качестве профессии я выбрал системное администрирование и, возвращаясь к теме эволюции информационных технологий, хочу сказать, что это очень увлекательная работа. Отрасль растёт, появляются новые технологии, инструменты для того, чтобы покрыть запросы общества. Поэтому для любого человека, а особенно айтишника, важно постоянно быть на технологической передовой и учиться. Каждый день. Беспрестанно учиться. Во-первых, так можно быть уверенным, что мозг сохранит ясность до конца дней, во-вторых, это же огромное удовольствие открывать для себя новое, повышать энтропию собственного разума.
С такими мыслями я «собрал пожитки» и отправился прочь из зоны комфорта на поиск новых знаний в области инструментов концепции DevOps. Кто ищет - тот найдёт, сказал я сам себе и спустя 10 минут заполнял анкету на поступление в DevOps-школу в EPAM».
Дмитрий Москвенков, студент DevOps-школы
В этой статье представители EPAM и студенты DevOps-школы расскажут о том, как построено обучение, для кого школа и зачем туда идти.
Станислав Мушкат, руководитель Cloud&DevOps практики о целях школы и всего направления:
В последние годы компании активно переводят свои бизнес-приложения в публичные облака в рамках двух основных сценариев.
Первый - миграция существующих приложений в облачную инфраструктуру с целью оптимизации затрат на обслуживание инфраструктуры, повышение скорости развёртывания и переходу к подходу delivery-on-demand.
Второй сценарий предполагает проектирование и разработку новых продуктов сразу под инфраструктуру и сервисы публичных облаков. Для EPAM облачные технологии и связанные с ними решения, включая cloud-first и cloud-native подходы к разработке, являются стратегическим приоритетом.
Наша цель - стать признанными лидерами на рынке по разработке и внедрению Cloud Native-решений и платформ, в рамках существующих ИТ-ландшафтов, а также поддержки и развитии программ цифровой трансформации у наших заказчиков.
Для этого мы создаём сообщество людей, планирующих своё профессиональное будущее в тесной связи с публичными облаками в качестве инженеров, архитекторов и консультантов по технологиям.
Школа является одним из ключевых элементов этого сообщества, предоставляя возможность не только получить знания и практические навыки по актуальным технологиям и методам создания и эксплуатации современных систем, но и применить эти знания на практике в процессе работы над реальными проектами в нашей компании.
С чего начиналась школа и что в ней особенного?
Максим Иванов работает в EPAM больше 15 лет, начинал карьеру как разработчик баз данных, сейчас выполняет роль ресурсного менеджера, а с недавнего времени руководит DevOps школой в России:
Первый набор стартовал в Санкт-Петербурге. Позже школу расширили, сделали кросслокационной, чтобы покрыть всю территорию России, и модифицировали программу. Теперь она готовит не джуниор специалистов. В школу приходят опытные инженеры, администраторы, уже с набором навыков, востребованных в DevOps, с хорошей теоретической базой и с опытом работы, но с определёнными пробелами в знаниях. Цель школы как раз устранить эти пробелы.
Какие требования к кандидатам?
Александра Кукина, Senior Recruiter школы DevOps: Тренинг рассчитан не на студентов, а на уже опытных инженеров, кто хочет прокачать свои знания и навыки, выучить новые технологии, он подойдёт для инженеров с опытом работы от 1-2 лет в системном администрировании или DevOps практике от одного года. Желателен опыт работы и понимания устройства современных сетей на уровне системного администратора. Крайне полезными будут навыки программирования на компилируемых или скриптовых языках и автоматизации процессов. Предпочтительные языки - Python, Go, Java. Приветствуются знания и опыт в построении процессов CI/CD, контейнеров и инструментов оркестрации (Docker, Kubernetes). Особым преимуществом будет знакомство или практический опыт с одним или несколькими публичным облаками (AWS, Azure, GCP). Тренинг направлен на дальнейшее трудоустройство в компанию. Уже во время прохождения обучения есть возможность трудоустроиться в компанию на позицию Middle DevOps Engineer.
Для того чтобы попасть на тренинг, необходимо пройти несколько этапов интервью: общение с рекрутером, техническое и менеджерское. Для тренинга также важно знать английский язык, так как в компании много проектов с зарубежными заказчиками. Если знания по английскому ниже требуемых, можно подтянуть английский и попробовать прийти в новый поток. Если уровень английского А2 или А2+, то можно прокачивать английский параллельно с обучением.
Дмитрий Москвенков, студент DevOps школы: Само поступление для меня выглядело как техническое интервью — беседовали с инженерами EPAM - обсудили понимание концепции DevOps, пообщались на тему моего понимания внутреннего устройства Linux, разнообразных технологий, поговорили про сети и мою мотивацию — желание развиваться и выходить из зоны комфорта. Позже было интервью с ресурсным менеджером — очень компетентным человеком. Он рассказал про внутреннее устройство компании EPAM, модель работы и возможности реализации потенциала сотрудника.
Что включает программа?
Антон Ч., студент DevOps-школы и сотрудник компании: Процесс обучения выстроен в очень хорошей последовательности. Методологии DevOps, коротко про Git, Docker и Ansible, без которых администрирование Kubernetes в принципе бесполезно. Дополнительные модули AWS, CI/CD процессы вообще выстроили всю схему беспрерывной поставки ПО. Преподаватели с реальным опытом, которые в комфортной обстановке рассказывают и показывают именно процесс с описанием действий на тестовом проекте и готовы ответить на вопросы и совместно искать ответ на возможные возникшие проблемы в процессе обучения. По окончанию каждой части модуля выдаётся домашнее задание и знания, полученные на модуле, покрывают почти все требования к домашнему заданию. По окончании каждого модуля выдаётся задание на весь модуль, и оно сложнее и тут придётся обращаться к документации изучаемых сервисов. Студентов ожидает итоговая работа, в которую придётся вложить все полученные знания со всех модулей.
Кроме тех знаний, которые искал, получил ещё информацию по методологиям Agile, Kanban и облачным системам AWS или Azure. А в итоге все обучение может закончиться предложением работы в крупной международной компании.
Как проходит обучение?
Дмитрий М.: Учебный процесс занимает около 4-х месяцев и завершается выполнением задания, которое включает в себя материал всех пройдённых модулей - требуется написать код, который будет выполняться в облачной среде на инфраструктуре, развёрнутой при помощи средств автоматизации в кластере Kubernetes.
Во время лекций преподаватели открыты к любым вопросам и объясняют даже совсем простые вещи. Также есть чат, в котором можно обсудить возникающие вопросы с преподавателем и коллегами-студентами. Каждая лекция записывается, можно посмотреть ещё раз позже.
Всем, кто сомневается или в чём-то не уверен, особенно насчёт времени — 3 часа 3 раза в неделю для молодого мозга вполне посильная нагрузка.
Кто преподаёт на курсе?
Максим И.: За каждым модулем курса закреплён преподаватель, к которому можно обращаться по любым вопросам в течение курса. В роли преподавателей выступают сотрудники компании, практикующие опытные специалисты, которые готовы делиться своим опытом.
Дмитрий Оверченко, Senior Systems Engineer, больше года работает в EPAM и преподаёт в школе: За более чем 10 лет своего путешествия по ИТ мне пришлось вплотную столкнуться как с крупнейшими enterprise решениями, small office home office решениями, так и с решениями для интернет (ISP) и облачных провайдеров. Сейчас у меня очень интересный проект, который подразумевает не просто глубокую экспертизу в конкретном направлении, но и широкий ИТ кругозор.
На тренинге я делюсь своим опытом, а студенты делятся своими проблемами и сценариями использования, что продуктивно расширяет мой кругозор, который я активно использую на проекте. Я вижу это, в первую очередь, как своего рода комьюнити, в рамках которого происходит взаимный обмен опытом.
Дмитрий М.: О преподавателях, в целом, хочу сказать следующее - люди с большим опытом в практиках DevOps, подача информации выстроена грамотно, усваивается достаточно легко.
Обещаете трудоустройство?
Максим И.: Это одна из основных задач стоящих перед Школой. Однако мы стараемся поддерживать контакты со всеми специалистами заинтересованными в тематике Cloud & DevOPS и Школа - один из способов.
У нас нет менторов на курсе, к каждому студенту прикреплён ресурсный менеджер. Это, по сути, руководитель, наставник, помощник и, в случае успешного окончания обучения - будущий руководитель. Ресурсный менеджер следит за успеваемостью студента, за направлением развития, проверяет статус и ещё в процессе обучения старается найти своему будущему сотруднику позицию на интересном проекте. Как будущий руководитель, ресурсный менеджер осведомлён об интересах, склонностях, сильных сторонах и областях развития студента. Для того чтобы наилучшим образом подготовить его к выходу на проект.
Это наше отличие от курсов для начинающих специалистов - мы ищем сразу сотрудников в компанию, которым нужно лишь немного подучиться. Поэтому чаще всего процесс найма начинается уже в первой половине курса обучения. У студентов разные истории карьеры. Кому-то достаточно пройти несколько модулей, чтобы в процессе обучения зайти на проект и попасть в штат, а кому-то нужно пройти полный курс.
Зачем идти в школу, если уже есть опыт?
Максим И.: По словам наших студентов и сотрудников, которые прошли школу, к нам приходят за новыми знаниями и практическим опытом. Часто тот опыт, который у них есть, не соответствует полностью классическому понимаю DevOps. Например, у многих системных инженеров нет реального опыта работы с облаками, а сегодня это один из ключевых трендов. Далеко не у всех есть возможности приобрести такие знания и применить на текущем месте работы, а мы этому обучаем на практике, и у нас в компании много проектов, где эти знания можно потом применить. Также очень востребованный навык на рынке, за которым приходят к нам, — работа с Kubernetes.
Дмитрий М.: По своему опыту хочу сказать, что материал подготовлен достаточно полно и качественно для того, чтобы познакомиться с азами рассматриваемой технологии и понять принцип её работы. Нельзя сказать, что после обучения ты приобретаешь глубокие знания, но для того, чтобы начать применять изученное на практике — вполне достаточно. Практика - только с её помощью теория обретает форму и упорядочивается в знание в голове инженера.
Лично для меня знания, полученные при прохождении большей части модулей были новыми и здорово расширили понимание инструментов и их возможностей. Появилась структурированность и упорядоченность знания. После некоторых блоков, как например Ansible, появилось уверенное понимание работы инструмента, а Terraform в контексте инфраструктуры облачных провайдеров вообще вызвал восхищение, до школы я им никогда не пользовался и знал понаслышке.
Евгений А.: Я принял решение подать заявку в Cloud&DevOps School, чтобы познакомиться с практикой DevOps и облачными технологиями, проверить свои знания и навыки. До поступления я изучал сети, операционные системы CentOS, Ubuntu, мониторинг, траблшутинг и в целом DevOps практики, в том числе Agile, SCRUM, Kanban.
Школа дала мне действительно полезные навыки, в особенности: DevOps практики, AWS, Docker, Kubernetes, Terraform и опыт прохождения интервью на английском. К тому же сам процесс обучения подразумевает обращение с документацией, что способствует активному погружению в экспертизу.
Что нужно для обучения?
Максим И.: Редко к нам приходят «сапожники без сапог» — инженеры без своего оборудования, либо с совсем древними ноутбуками, мощности которых не хватает для работы над заданием. Но даже в таком случае мы можем организовать удалённую машину - любой вопрос можно решить.
В целом же обучение в нашей школе бесплатное. Некоторые спрашивают, почему мы учим бесплатно, в чём подвох. Всё просто - мы учим ребят, которые замотивированы стать нашими сотрудниками. Мы понимаем, что на рынке есть много хороших талантливых специалистов, которых мы хотели бы видеть в своей команде, но которым не хватает каких-то знаний, мы можем эти знания дать и получить готового высококлассного специалиста.
Что с английским?
Максим. И.: Большинство проектов, над которыми мы работаем, - с иностранными заказчиками, отсюда такие требования к владению английским языком. Однако в компании есть российские проекты и курсы английского языка. Поэтому можно «подтянуть» уровень владения до A2/B1 в процессе работы над проектом без языковых требований.
Рекомендации будущим студентам
Евгений А.: Будущим студентам я бы порекомендовал не планировать другие активности на весь период процесса обучения. Мне было сложно совмещать обучение в Cloud&DevOps School с параллельным обучением английскому и Git. Это сказывается на времени для домашних заданий - приходилось уделять ночные часы для достижения желаемых результатов. Я бы рекомендовал поставить цель и следовать ей без отвлечений, а также прорабатывать полученную информацию на практике, желательно по несколько раз.
Дмитрий М.: Как студент я получил доступ к внутренним ресурсам EPAM, и самым ярким впечатлением после онбординга стал портал Learn — кладезь знаний для саморазвития. Это потрясающе! Выбирай время, модуль для изучения и впитывай знания — столько на сколько способен.
Я могу сказать одно — учиться всегда здорово и интересно. А в такой компании как EPAM ещё и очень приятно. Здесь у каждого есть возможности раскрыть себя полностью, получить колоссальный рост и практический опыт в команде доброжелательных, умных и отзывчивых людей. Приходите к нам учиться, и у вас будет возможность прикоснуться к экосистеме компании EPAM и при желании стать её частью.
Антон Ч.: Я несколько месяцев искал, где можно получить знания по настройке и администрированию Kubernetes и дополнительно получить информацию по DevOps практикам, а так как проекты, с которыми я работал, не планировали использовать Kubernetes и не было специалистов, с кем можно обсуждать появляющиеся вопрос, пришлось искать внешнее обучение. Другие школы предлагали длительное обучение (1 – 2 года), которое нацелено на специалистов с небольшим опытом. Имея более 15 лет опыта системного администрирования большого количества серверов, я искал курсы, в которых будут преподаваться сразу нужные вещи.
Случайно увидел рекламу школы EPAM, прочитал, что там будет тест по английскому, на него потратил пару вечеров повторения. После теста по английскому отправил заявку в школу. Дополнительной подготовки не проводил, потому что не ожидал что будет 3 круга собеседований. Они проблем не вызвали, потому что все вопросы были связаны с администрированием и программированием, то, с чем я и работал.
Будущим студентам я бы рекомендовал:
Учить английский
Быть готовым к большому объёму информации, которую надо понять и использовать при решении домашнего задания, особенно в тех модулях, с которыми раньше не приходилось сталкиваться.
Смотреть логи и открывать документацию.
Какие планы?
Максим И.: Наша школа живой организм, который активно модифицируется, подстраивается под меняющийся мир и условия на рынке. Мы заинтересованы выпускать специалистов, которые смогут довольно быстро попасть на реальные проекты. Я думаю, что не за горами кардинальные изменения в школе, которые нужны чтобы не отставать от прогресса и может даже где-то опережать его. Например, мы планируем расширить возможность облачных резервов и предоставить учащимся возможность пользоваться облачными ресурсами не только на тестовый период Free Tier. Так учащиеся смогут глубже и детальней погружаться в изучение инструмента. Планируем также добавлять новые модули и факультативы.
За обновлениями и новыми наборами в DevOps школу можно следить на сайте Тренинг-центра EPAM.
ultral
А такая школа/институт/академия/курсы не подпадают под закон о просветительской деятельности? Или вы прям заморочились и получили лицензию?
SerjV
Лицензию и раньше имело смысл заводить "на всякий случай", если деятельность связана с обучением. В конце концов, лицензия - не аккредитация, а аккредитация нужна не всем.
Но вопрос про лицензию это не отменяет ;)