5 узлов. Это много или мало? Ну, это меньше 10 километров в час. Эту скорость при желании можно развить на своих двоих, не особенно напрягаясь. Тем интереснее может оказаться факт, что изменение возможной скорости перемещения, скажем, атомной подводной лодки по сравнению с ожидаемой может спутать вероятному противнику все карты. В периоды обострения международной ситуации ставки обычно растут и ценность точной развединформации, порой, может быть сопоставима с военным бюджетом государства. Предлагаю заглянуть во внутреннюю кухню военных ведомств примерно таким же образом, каким сисадмин анализирует сетевые пакеты, дабы узнать, что положило его веб сервер. Только вместо верного WireShark'а у нас будут рассекреченные отчёты и доклады, и упал не сервер, а министр обороны.

Период Холодной Войны — практически не рассмотрен в вопросах сравнения американской и российской точки зрения. Конечно, в виду отсутствия документальной базы и множества экспертов сомнительной квалификации, утверждающих о богатой практике службы, опирающихся на мемуары и воспоминания, тяжело предоставить взгляд с советской стороны. Тем не менее, из имеющегося богатства открытых материалов можно постараться воссоздать взгляд со стороны СССР. Американские же источники начали рассекречиваться, по большей части, после середины 2010-х годов, к примеру, в 2021 году стал рассекречен Sea-Based Airbourne Antisubmarine Warfare 1940-1977, отчет флота США по исторической перспективе развития сил и средств ПЛО (причем рассекречен в связи с открытием материалов по гибели «Трешера», 1963 год). 

Я постараюсь рассказать о несколько недооцененном ранее эпизоде Холодной войны, который подтверждается минимум двумя книжными  источниками (Норман Полмер, Cold War Submarines: The Design and Construction of U.S. and Soviet Submarines 2005; Rickover and the Nuclear navy, Naval Institute Press Annapolis, Maryland, 1990). В неявном виде эта история подтверждается серией статей Washington Post в 1986 году, посвященных выходу книги Running Critical: The Silent War, Rickover, and General Dynamics, 1986 в которых эта история впервые подается для широкой публики в открытом виде. Отечественный взгляд на данную ситуацию показывает сайт Штурм Глубины и книга «Один из многих. Один из лучших». Возможно, кто-то сможет дополнить отечественные источники документами — я буду ему весьма благодарен. 

Ссылка на дополнительные источники информации
Ссылка на дополнительные источники информации

Прошу отметить, что я не опираюсь на зарубежный источник как на единственный достоверный, а стараюсь сверить между собой все доступные источники и привести их к единому взаимосочетаемому стилю. Другое дело, что документов СССР данного периода в открытом доступе я не смог найти, поэтому сколь-нибудь документальный взгляд советского периода станет доступен после попадания флотских документов СССР периода 1960-1980х годов в открытый доступ для изучения историками.

Нам стоит начать с 1966 года, когда доктор Алан Энтховен (Alain C. Enthoven) (источник 1), помощник министра обороны (системный аналитик) изучает предоставленные флотом США отчеты по борьбе с советским флотом(Циклоп I, II, III, которые были направлены министру обороны Роберту МакНамаре в августе 1966 года) и используя флотские же данные, цифры и материалы, в 1967 году предоставляет отчет, в котором математически показывает, что при указанных флотом цифрах и данных американцы будут терять 1 лодку на 25 советских (источник 2). А это значит, что такая крупная (существующая) программа кораблестроения атомных подводных лодок Америке не нужна. В офисе министра обороны подводят итог: к концу 1967 года установлена квота в 105 кораблей. Из этого числа 69 атомных, и 36 дизельных. Поскольку было ясно, как отнесется Конгресс к дизельным лодкам (которые гораздо дешевле атомных), вопрос был исключительно об атомных. На 1 января 1968 года 32 были сданы, 22 в строительстве и еще 8 одобрены, но не заложены. Всего 65. Стоило построить еще 4 и подводный флот США упирается в свой потолок, дальнейшего строительства и развития не будет.  

Адмирал Риковер, отец атомного подводного флота США, его офицеры и Управление флотских реакторов - негодуют. Они пытаются бороться, доказывая, что программа строительства советских подводных лодок представляет большую угрозу, что возможно недооценен потенциал русского атомного флота, и, наконец, прекращение программы строительства со сворачиванием производственных мощностей нанесет огромный ущерб как промышленности, так и оборонному потенциалу страны. Они пытались бороться за развитие идеи высокоскоростных атомных подводных лодок с новыми, более мощными реакторами, но к концу декабря 1967 года получают отказ от министра обороны США.

Но тут опять вмешиваются русские. 5 января 1968 года, менее чем через неделю как МакНамара отверг предложение о развитии идеи высокоскоростных подводных лодок, горстка американцев получила точную и очень важную разведывательную информацию. Они получила ее непредсказуемым и неприятным путем.  

3 января 1968 года командир атомного американского авианосца USS Enterprise (CVN-65) Кент Листон Ли отдал приказ на выход из гавани Сан-Франциско, а штурмана уже прокладывали курс к побережью Вьетнама.

О выходе авианосца было доложено разведывательным судном ВМФ СССР, рыболовецким траулером.

Советский Союз во время всего конфликта во Вьетнаме старался быть в курсе передвижений любых военных кораблей США на Западном побережье. 

«Enterprise» был уже в двух днях пути от Гаваев, когда с кораблей охранения пришел доклад о подтвержденном контакте с подводной лодкой класса «November»/«Ноябрь», советский 627А проект, которые строились на верфях Советского союза с августа 1956 по июль 1964 года и в настоящий момент, в общем-то, считались уже устаревшими. К 1968 году система СОСУС позволяла уже примерно определять район местонахождения подводных лодок, и направлять силы ПЛО для идентификации контакта и дальнейшей работы с ним. Правда, к 1968 году по американским отчетам, и советское развертывание подводных сил стало показывать любопытное усложнение (surprising sophistication).

Sea-Based Airbourne Antisubmarine Warfare 1940-1977
Sea-Based Airbourne Antisubmarine Warfare 1940-1977

По американскому отчету, подводная лодка двигалась на перехват американской авианосной группировки, сигнал был передан от группировки СОСУС к АУГ, DLGN 35 Truxtun (атомный крейсер УРО) был направлен для подтверждения контакта (акустического) с лодкой, после чего направил P-3 Orion для слежения за лодкой, которая и была обнаружена самолетом на поверхности в сумерках.

Советская подводная лодка 627А проекта - самый первый советский атомный подводный проект - развила скорость (оценочно) в 31 узел. ЦРУ уверяло что это невозможно, американский флот в своей доктрине боя рассчитывал на скорость в 23-26 узлов. Американцам понадобилось 10 лет, чтобы выяснить истинную скорость советской подводной лодки. Более того, оказалась, что старая советская лодка дает скорость на 6 узлов больше новейшей американской! А по докладам ЦРУ, в СССР уже строились новые, улучшенные советские проекты подводных лодок. 

Если первоначально американские подводные лодки планировали, пользуясь своими совершенными средствами, заранее обнаруживать советские лодки, а потом, пользуясь своей акустической скрытностью, наносить удар с минимальных дистанций для гарантированного поражения советской подводной лодки,  то теперь получалось что советские лодки могли уходить от выпущенных в них торпед, что ставило доктрину флота США под угрозу.

отсылка к The Third Battle: Innovationin the U.S. Navy's Silent Cold War Struggle with Soviet Submarines, отрывок из статьи коммандера Joel. I. Holwitt, US Navy, октябрь 2019 года Sub vs. Sub ASW Lessons from Cold War
отсылка к The Third Battle: Innovationin the U.S. Navy's Silent Cold War Struggle with Soviet Submarines, отрывок из статьи коммандера Joel. I. Holwitt, US Navy, октябрь 2019 года Sub vs. Sub ASW Lessons from Cold War

Как же этот инцидент выглядел с советской стороны?  

По общедоступным источникам, перед командованием ТОФ стояла задача провести изучение тактики ВМС США.

В рамках этой операции экипажу К-14 под командованием старшего на борту Гаврильченко А.С. (командир Манаков А.С., Тихоокеанский флот, Вилючинск) ставилась задача маневрировать вблизи западного американского побережья в районах подводных возвышенностей, как наиболее вероятных местах установления системы СОСУС, с изменением курса, скорости и глубины погружения. Предполагалось, что такая заметная активность заставит военно-морские базы США высылать наряды противолодочных сил, в том числе противолодочную авиацию. В районе маневрирования АПЛ сосредотачивались разведывательные суда и рыболовные сейнеры, которые должны были вести визуальную, радио- и радиотехническую разведку, фиксировать состав противолодочных сил, их построение, маневрирование при поиске АПЛ, взаимодействие с самолетами и вертолетами противолодочной авиации. АПЛ, в рамках исполнения приказа, должна была пройти все западное побережье США — от Сан-Диего до границы с Канадой.

Гидроакустическая система обнаружения подводных лодок (SOSUS/СОСУС) к середине 1970х годов. Наш герой оперировал в районе, отмеченном красным кружком.
Гидроакустическая система обнаружения подводных лодок (SOSUS/СОСУС) к середине 1970х годов. Наш герой оперировал в районе, отмеченном красным кружком.

Когда АПЛ находилась на широте Ванкувера, был получен приказ из Москвы о переходе лодки в новый район боевой службы: многоцелевой ударный ядерный авианосец ВМС США «Энтерпрайз» в сопровождении кораблей охранения начал переход из Сан-Диего к побережью Вьетнама. Чтобы своевременно прибыть в район перехвата «Энтерпрайза», АПЛ предстояло идти несколько суток полным ходом с реакторами выведенную на полную мощность. Через двое суток после начала движения, приборы контроля радиационной обстановки показали превышение рентгеновского излучения и предельно допустимых концентраций радиоактивных веществ. Радиационная обстановка на корабле ухудшилась. Стало понятно, что противодействие авианосной группе силами этой подводной лодки уже невозможно. Проход через реакторный и турбинный отсек запретили, задачу встречи авианосца отменили, последовала команда следовать в базу (источник 3). Выводов с советской стороны, видимо, не последовало.  

Засекреченный доклад, ушедший в Вашингтон, переполошил все разведывательное и военно-морское сообщество. ЦРУ не смогло даже убедить военных, что они (военные) ошиблись с измерением скорости подводной лодки.

Американским флотоводцам пришлось гораздо хуже. У них не было торпед, способных гарантированно поражать и уничтожать даже устаревшие советские атомные подводные лодки. Они срочно активировали работы по развитию нового торпедного оружия, программы RETORC, которая принесла плоды с появлением торпеды Мк48 в 1972 году, со скоростью 40 узлов.

Программа RETORC (REsearch TORpedo Configuration) по созданию легкой и тяжелой противолодочной торпеды появилась в США после конференции «Нобска» летом 1956 года. Соответственно это привело к появлению торпеды Мк46 в 1963 году (поступают на вооружение в 64-65 годах) и торпеды Мк48 в 1971 году (поступают на вооружение в 72 году). Первоначально скорость торпед Мк46 была до 30 узлов, Мк48 — 32 узла. В процессе модернизаций скорость торпед Мк46 выросла до 30+ узлов в 1971 году, а Мк48 до 45 узлов в 81 году гарантированно на всех глубинах работы.

Таблица типов торпед флота США, черновой эскиз. Если вы найдете в ней ошибки и неточности  — сообщите мне, я буду рад исправить свои ошибки.
Таблица типов торпед флота США, черновой эскиз. Если вы найдете в ней ошибки и неточности — сообщите мне, я буду рад исправить свои ошибки.

Эти торпеды находятся на вооружении у флота США по настоящий момент, пройдя уже несколько модернизаций.

Для администрации президента Джонсона, каждый день которой обходился налогоплательщикам минимум в 80 миллионов долларов из-за войны во Вьетнаме, эти январские события предвещали одни беды в Конгрессе во время борьбы за бюджет. Американские власти годами утверждали, что американские же подводные лодки могут дать фору любым советским лодкам и обосновывали этим свои траты на военный бюджет, а где результат?

23 января 1968 года состоялись слушания Конгресса в Национальном Центре Арлингтона, где председатель комитета конгресса по вооруженным силам Мендель Риверс заслушал доклад кэптена Джеймса Брэдли (James F. Bradley, Jr.), Риковера и двух его помощников — Вегнера (William Wegner) и Лейтона (David T. Leghton). Пораженные члены комитета увидели спутниковые снимки русских судостроительных верфей, услышали оценку потенциала строительства русского подводного флота (и насколько американцы могут отстать от русских в перспективе) и уточнили раскрытую скорость «Ноября», советского проекта 627А. В течение нескольких следующих недель Объединенный комитет по ядерной энергетике и Сенатский комитет вооруженных сил услышали такие же версии доклада, обозначающие выросший уровень советской подводной угрозы.  

К 28 февраля 1968 года Объединенный Комитет запросил Бюджетное Бюро о пересмотре программ финансирования изучения и строительства перспективных силовых установок для подводных лодок. По случайному совпадению министр обороны США Роберт МакНамара ушел в отставку 29 февраля 1968 года.

К июню 1968 года были проведены учения с лодкой типа «Трешер»/«Пермит» SSN 607 «Dace/Елец» и SSN 691 «Shark/Акула», гораздо более быстрой, но шумной лодкой класса «Скипджек». По итогам проведения мероприятия стало ясно, что только лучшая подготовка личного состава и опытный командир позволили медленной лодке добиться небольшого перевеса по итогам двухдневных учений (4 источник).

Под руководством адмирала Риковера приступают к активному развитию проекта высокоскоростной подводной лодки, отказавшись от перспективного проекта USS Conform (безрубочного). Новый проект корпуса даст название всей серии — 688, а всему миру она будет известна как «Лос-Анджелес». К середине 1969 года администрация США - уже президента Никсона - закажет первую дюжину таких лодок. Они будут быстрыми — 32 узла, еще более тихими, но они не смогут погружаться глубже 290 метров, что резко ограничивает их тактические возможности. Но это даст флоту США новую стратегию и ограничение уже в сто атомных подводных лодок.

Таким образом, недооцененный командованием Тихоокеанского Флота тактический эпизод с демонстрацией реальной скорости подводной лодки проекта 627А привел к глобальному изменению в политике строительства подводных лодок флота США.

Источники в тексте

1 Alain C. Enthoven, автор прекрасной работы по оптимизации трат на вооружения The simple mathematics of maximization, 1959, RAND Corporation

2 Hearings on Military posture and an Act (S.3293) со страницы 8887, беседа конгрессмена Страттона (Нью-Йорк) с  доктором Энтховеном

3 DeepStorm.ru, К-14, Б-14 проект 627А

4 Rickover and the Nuclear navy, Naval Institute Press Annapolis, Maryland, 1990, страницы 34-38.

Литература по теме

1) Норман Полмер, Cold War Submarines: The Design and Construction of U.S. and Soviet Submarines 2005

2) Книга «Один из многих. Один из лучших». Стр.22-24

3) Отчет Sea-Based Airbourne Antisubmarine Warfare 1940-1977, Chapter IV Vietnam War, page 70

Автор: Павел Леонов

Комментарии (25)


  1. Deaddy
    17.08.2021 16:55

    Всегда же так было, начиная с комбинации лук+стрела против доспеха из деревянных дощечек. Оружие - противооружие - оружие против противооружия и т.д.


  1. Victor_Grigoryev
    17.08.2021 17:28
    +3

    По случайному совпадению министр обороны США Роберт МакНамара ушел в отставку 29 февраля 1968 года.

    Он не просто так заявление положил на стол, страсти по подводному флоту были каплей в море (каламбур-с). Макнамару до белых чёртиков достали раздолбайство и непродуманность ВВСных и армейских генералов во Вьетнаме. Президент Джонсон на новый срок не пошёл по тем же причинам.


  1. Nine_tailed
    17.08.2021 20:09
    +1

    Mk48 - эх, универ вспомнился, курс по системам управления необитаемыми подводными аппаратами.


    1. usa_habro_user
      18.08.2021 06:05
      +1

      Если мне не изменяет память, то Mk 48 - это здоровенная зеленая дура в центре. Снято в Submarine Force Library & Museum - там, где стоит самый первый атомоход в мире, USS "Nautilus" (Гротон, Коннектикут)


  1. usa_habro_user
    18.08.2021 05:48

    они не смогут погружаться глубже 290 метров, что резко ограничивает их тактические возможности.

    Вот этот момент раскройте, пожалуйста? В первый раз о подобном слышу: ПЛАРБ типа «Огайо» как были, так и остаются одними из самых совершенных подводных ракетоносцев, по, практически, любым характеристикам.

    Что же до "неуловимых сверхскоростных советских подлодок", то, imho, бо́льшую роль тут сыграло желание американского ВПК получить новые многомиллиардные контракты, нежели, чем реальная "боязнь" советских подлодок, ведь атаковать на такой скорости они просто не могли, да и шумели при этом так, что были слышны "за пол океана". Ну, и длительное поддержание максимальной скорости было чревато весьма серьезными поломками, чуть-ли не вплоть до аварии или даже катастрофы.

    Как тут не вспомнить проект сверхскоростной лодки-рекордсмена, т.н. "Золотой рыбки", как ее окрестили на флоте, К-222. Да, затратив просто фантастические деньги, сумели построить и разогнать на "рекордных" испытания почти до 45 узлов. Правда, по воспоминаниям подводников, лодка шумела так, что люди в КП не слышали друг друга. Какая уж тут атака крылатыми ракетами?!


    1. eurol
      18.08.2021 09:16

      Ну со скоростью 45 узлов ты уходишь подальше, спокойно всплываешь, атакуешь ракетами, а затем с такой же скоростью уходишь от тех, кто к тебе за это время подплыл.
      Или я совсем не понимаю чего-то?


      1. usa_habro_user
        18.08.2021 09:27

        Оно, AFAIK, немного не так работает: сначала нужно догнать и подобраться к АУГ (авианосная ударная группа) на ударную дистанцию. Тут важна не скорость, а скрытность. А с этим традиционно было плохо, из-за высокой шумности (в составе АУГ США всегда есть атакующая субмарина, помимо эсминцев, самолетов etc.). А скорость может пригодится, чтобы "убежать" от торпеды, т.е. когда тебя засекли и атакуют. Но от ракето-торпед не сильно-то убежишь...

        Вы прочтите, как эти 45 узлов на "контрольной миле" были достигнуты (есть отличные и эмоциональные описания очевидцев, не сочтите за труд, погуглите сами) - там народ стоял "на нервах", что вот сейчас "как еб?:%$ся обо что-нибудь - костей не соберем". Ну, и на командном посту приходилось буквально орать в уши из-за шума.


        1. saege5b
          18.08.2021 11:01

          Примерно так же регистрируются рекорды на военных самолётах - облегчается по максимуму, топлива самый минимум, и вуаля - рекорд по скороподъёмности, или потолку, или по просто скорости.


          1. usa_habro_user
            18.08.2021 11:09

            Ну, тут можно спорить... NA X-15, которые, AFAIK, держат большинство рекордов по высоте и скорости, снаряжались совершенно по другому. Впрочем, это и понятно - не самолеты, скорее, а суборбитальные ракетопланы (но крылышки были таки, и садились на аэродром).

            С другой стороны, стоимость разработки и производства одной-единственной сверхскоростной атомной подлодки, с титановым корпусом, думаю, превзошла даже сверхдорогостоящие американские программы...


            1. deepform
              18.08.2021 14:53
              +1

              Интересно, сколько таких проектов , в которые были влиты тонны нефти, а выхлоп - максимум пара статей в учебниках по истории и википедии


              1. usa_habro_user
                18.08.2021 21:01
                +2

                Много было, как в СССР, так и в США (вспомнить только программу Boing X-20 Dyna-Soar). Вообще, конечно, если представить, что все эти деньги были бы потрачены на что-то реально прорывное, вроде космических программ, или создания коммерчески выгодных термоядерных реакторов, или медицину... Порой сомневаешься, что homo действительно sapiens.


                1. anenkov_a
                  19.08.2021 11:58

                  Но не стоит скидывать со счетов, что такие мертвые проекты порождали знания, опыт и технологию, которые использовали для следующих проектов. Тот-же Боинг прокладывал путь шатлам и современному х-37. Это не учитывая технологии и материалы которые были отработаны при этом.

                  Советская подложка К-222 (Золотая рыбка) стала родителем для более современных подлодок. Опять же отработаны технологии производства больших титановых деталей, их обработка и сварка.

                  Наиболее показательна в этом автоиндустрия. Производители автомобилей порой выставляют фантастичные прототипы, которые явно в серию не пойдут, но спустя годы какие-то решения внедряются в производство.


                  1. usa_habro_user
                    19.08.2021 18:00
                    +1

                    В каком-то смысле безусловно "да", опыт полезен; но также важно, какой ценой он достигается. Концепции "сверхбыстрых" и "сверхглубоких" подлодок оказались нежизнеспособными, и, наверное, об этом можно было подумать до начала разработок и воплощения в металл. Равно, как и концепция гигантской и монструозной "Акулы", несмотря на то, что по количеству know how решений это был лидер советских разработок. Как только научились делать достаточно компактные твердотопливные МБР, от "Акул" отказались. На мой взгляд, бо́льшую роль в подобных разработках играл "комплекс Царь-Пушки", то бишь желание побить рекорды и превзойти соперника хоть в чем-то. В скрытности, а также в дальности обнаружения противника, СССР, в силу отсталости технологий, превзойти США не мог (несмотря на все старания шпионов ГРУ и КГБ - просто не было, например, станков, способных обеспечить нужную чистоту обрабатываемой поверхности, или достаточно мощных компьютеров, etc. & so on).

                    Касательно "прокладывал путь шаттлам и x-37": тут вы, по-моему, не правы, так концепция и назначение совершенное иные, из общего только наличие крыльев и аэродинамической схемы торможения. Ну, и к слову сказать, Боинг не принимал участия в разработке Space Shuttle (предвидя возможные возражения, замечу, что Боинг купил аэрокосмические и военные подразделения Rockwell International только в 1996 году)


        1. 23gv3
          18.08.2021 15:08

          В состав АУГ входят разнородные силы и скорость всей группы определяется самым слабым звеном - чаще всего самим авианосцем, экономичная скорость хода которого куда как далека от предельной. Во-вторых, сближаться с АУГ будет не лодка, а ордер ракет в залпе, что существенно и нелинейно от дальности увеличивает район поиска атакующего.


    1. DeggerZed
      18.08.2021 10:07
      +1

      в статье речь идет о ПЛ тип "Лос Анжелес" в вики раб. глубина 250-280 метров предельная 450 скорость макс 35 узлов раб 30 узлов

      ПЛ тип "Огайо" в вики раб. глубина 365 метров предельная н.у. скорость 25 узлов


      1. usa_habro_user
        18.08.2021 10:21

        Да, что-то не то я увидел - с чего бы мне почудилось упоминание "Огайо"? Просто мистика какая-то! (Ну, или автор, возможно, поправил молча? Но я не настаиваю). Но, по большому счёту, это ничего не меняет. "Лос-Анджелесы", даже погружаясь "всего" на 290 метров (как в англоязычной вики), вряд-ли имеют "резко ограниченные тактические возможности" (лозунг, отдающий дешевой комми-пропагандой, и, скорее всего, оттуда и извлеченный).


        1. justfox2
          18.08.2021 15:08
          +1

          Чем глубже - тем сложнее услышать ПЛ.
          На больших глубинах кавитация появляется на более высоких скоростях - можно идти быстрее при той же шумности.

          Термальный слой, активно используемый ПЛ для маскировки, может быть ниже 250 метров (либо ниже может быть его нижняя граница).

          Определить глубину ПЛ при атаке довольно сложно, а от этого зависит как быстро торпеда найдет цель (или на какую глубину кидать бомбу). Диапазон в 250 метров и и в 600 (на советских ПЛ) это довольно большая разница.


        1. 23gv3
          18.08.2021 15:56

          Предельная глубина это глубина, которой лодка может достичь однократно за весь срок службы корпуса. Во всех остальных случаях 290 это известный предел. Во-вторых, уменьшение предельной глубины уменьшает возможности применения арсенала тактических приёмов ПЛ. В-третьих, пока не стали широко известны меры по ограничению глубины новейших американских пл в связи с известными случаями надувательства us navy со стороны сталелитейщиков.


          1. rombell
            26.08.2021 11:34

            Извините, не могу удержаться:
            «однократно за весь срок службы корпуса» лодка может достичь любой глубины. Вот сохранить функциональность в полном объёме — только не превышая предельной глубины.


        1. Paul_Kenig
          18.08.2021 16:26
          +2

          "резко ограниченные тактические возможности" (лозунг, отдающий дешевой комми-пропагандой, и, скорее всего, оттуда и извлеченный). - Washington Post изрядно удивляется такой своей характеристике. " They gave up what U.S. submarines had had since 1961: the ability to dive to 1,300 feet, the ability to run silent below the deep thermal cline -- a water layer in the ocean that sonar beams could not penetrate -- and to head for the bottom to let the sea and not the sub absorb the impact of an enemy weapon explosion.

          By shaving the thickness of the hull, the panel got most of the weight savings the commanders were after, but they substantially narrowed the band of ocean in which the submarine could operate: no deeper than 950 feet. In the holy trinity of speed, stealth and depth, the submarine commanders had sacrificed one important attribute to acquire another." - вот оригинальный текст из статьи 21 сентября 1986 года.
          Ну и вот цитата из Cold Wars Submarine Полмара и Мура, тоже, безусловно, коммунистическая агитка: The decision to retain HY-80 steel rather than higher-strength HY-100 or HY-130 in U.S. submarines was dictated by their becoming "weight critical" because of increasing propulsion plant size, and difficulties in working the higher-strenghten steel. The penalties for this course of action have not only been restrictions in operating depth, but also a possible reduction in pressure-hull shock resistance, reduction in the nubmer of watertight components, a reduction in reserve buoyancy, and a minimal weight margin to accomodate future growth. In this same period Soviet submarine operating depths increased significantly.


          1. usa_habro_user
            18.08.2021 19:27

            В приведенных вами цитатах нет ни слова о "резко ограниченных тактических возможностях", там лишь говорится об умышленном снижении одного параметра за счет увеличения другого (более важного).

            В русском языке фраза "резкое ограничение тактических возможностей" означает "плохая, негодная субмарина, мало приспособленная для выполнения главной задачи - перехвата и уничтожения русских субмарин". Но, я думаю, вы понимаете, что это не так. И в новом поколении атакующих подлодок, Virginia class, конструкторы тоже, видимо, решили "резко ограничить тактические возможности"?

            А по поводу "комми-пропаганды" я имел ввиду широко известный когда-то анекдот: "В атлетическом матче СССР-США побеждает сборная США. Газета "Правда" сообщает об этом так: "По результатам соревнований, наша сборная заняла почетное второе место; американцы были предпоследними"...


            1. 23gv3
              25.08.2021 09:59

              Ограничить Деву в возможностях решили американские сталелитейщики, мухлюя последние 30 лет с результатами анализа на прочность. Скандал получился громкий.


  1. deepform
    18.08.2021 10:27
    +2

    Период Холодной Войны — вообще интересный во всех отношениях, там ещё очень много неизвестного


    1. Paul_Kenig
      18.08.2021 16:28

      Именно поэтому я роюсь в документах и выкладываю тексты и анализы документов по истории Холодной Войны, чтоб был взгляд с той стороны, и документальные обоснования.


  1. AVAF
    20.08.2021 09:57

    Err