Для тех, кто хочет войти в профессию

В 1947-м 9 сентября зарегистрировали первый баг в истории IT. Это было забавно: Гарвард, учёные тестируют вычислительную машину Mark II Aiken Relay Calculator и вдруг видят застрявшего между контактами электромеханического реле мотылька. «Bug» (англ. «жук»)! — сказала Грейс Хоппер, одна из первых писавшая программы для предыдущей версии гарвардской ЭВМ Mark I. Уснувшее навеки насекомое извлекли из реле и вклеили в технический дневник, сопроводив надписью: «First actual case of bug being found (первый случай в практике, когда был обнаружен жучок)». Так багами стали называть ошибки в программах, а процесс их исправления — debugging (отладка). И так 9 сентября стало Днём тестировщика.

Тестированием и отладкой программ долго занимались сами программисты.

В самостоятельную профессию эта деятельность выделилась относительно недавно, когда мир XXI века захлестнула необходимость быстрой разработки, где каждый специалист сфокусирован на своём деле. Сегодня пока ещё молодая профессия тестировщика окружена разными мифами, сеющими недоверие к этой интереснейшей области разработки. Развенчаем их.

Миф 1: тестировщик — это программист, у которого не получилось

спойлер: нет

Программисты пишут код. Тестировщики проверяют его на наличие ошибок. Отсюда создаётся впечатление о некой незначительности, вторичности тестирования, ведь первичен тот, кто создал программу. Однако название этой профессии только на русском языке звучит так односторонне, а, например, на английском QA-engineer (англ. Quality Assurance — обеспечение качества) — это инженер по обеспечению качества IT-продуктов. То есть тот, кто умеет найти проблемы, которые не видны другим участникам разработки на разных её этапах, и тот, кто в достаточной мере отвечает за качество всего IT-продукта, а не только за качество кода, как программист.

Для входа в профессию необязательно владеть языками программирования или иметь техническое образование — знания о системе тестировщик получает из разных источников, не только из кода. Но для понимания того, как устроен сложный продукт и в какой среде он должен функционировать, технические знания всё же пригодятся. Их можно получить в процессе работы, которая заключается не только в аудите кода, но и в ручном тестировании, то есть моделировании действий пользователя с целью найти вероятные сбои в программе. Гораздо важнее наличие таких soft skills, как внимательность, цепкость взгляда, здоровый скептицизм и вариативность мышления.

Также распространено заблуждение, что все тестировщики хотят быть программистами. Не все, к счастью. И если такое случается, то это означает, что человек просто не хочет быть тестировщиком, а хочет быть программистом. Он попробовал и увидел, что ему интересна другая область разработки — написание кода. Это как пойти работать анестезиологом-реаниматологом в стоматологическую клинику, а через год практики понять, что хочется заниматься зубным протезированием. Никто ведь не скажет, что он перерос в себе анестезиолога и вот теперь, наконец, готов стать стоматологом-протезистом. Здесь первый не является ассистентом второго, это две совершенно разные и равноважные профессии. 

Миф 2: без тестировщика можно обойтись

спойлер: нет

Сейчас всё больше компаний понимают, что без постоянного качественного тестирования далеко не уедешь. Более того, крупные компании готовы выделять большие средства на поиск и исправление дефектов, поскольку даже мелкие ошибки в их программных продуктах и приложениях могут стоить огромных убытков и репутационных потерь. История знает случаи, когда брокерские компании разорялись из-за ошибок в программах по автоматизации ставок; разбивались новые ракеты из-за непротестированного в новом окружении старого ПО; известные производители процессоров возмещали убытки пользователям за несущественную ошибку в делении чисел. 

Тестирование — это не единовременный процесс в конце разработки. Модули программы тестируются несколько раз в течение всего цикла создания IT-продукта, а с трендом на DevOps-тестирование так и вовсе не прекращается, а идёт параллельно разработке остальных модулей. Без качественных тестов продукт просто не выходит на рынок. 

QA-инженер в работе над проектом становится этаким буфером между командой разработки, заказчиком и конечным пользователем. Это он старается понять, правильно ли реализована функциональность согласно требованиям, удобно ли пользоваться приложением, эффективно ли приложение решает задачи пользователей. Без тестировщика разработке сегодня не обойтись.

Миф 3: тестирование — скучная и монотонная работа

спойлер: нет

Тестировщик способен в течение рабочего дня перевоплощаться и в программиста, и в дизайнера, и в пользователя, и даже в руководителя проекта. Это нужно для того, чтобы понять функциональность, быть клиентоориентированным, видеть ситуацию с разных точек, часто с нестандартного ракурса. Творчества в профессии достаточно много: нужно, словно детектив, расследовать связи событий; представлять и прогнозировать действия других людей; анализировать требования, критически сопоставляя их с результатами, а затем суметь убедить разработчиков и тимлидов в том, что найденные неточности надо исправлять. Это многогранная работа. 

Как сказал наш тестировщик Роман Новиков: «Мы нужны разработчикам для того, чтобы они креативили и создавали что-то новое, а не копипастили костыли». Вы можете почитать его рассказ о своей карьере в Сбере, там есть и полезные советы. Ещё одна точная характеристика профессии от Ромы: «Наша работа — помочь разработчикам сделать код неубиваемым, абсолютно совершенным. Разработчики думают так: если работает — не трогай. А тестировщик реагирует на это так: подвинься, дружочек, сейчас посмотрим, что конкретно тут трогать нельзя». В общем, программист мыслит кодом, тестировщик — ситуацией.

Миф 4: тестировщики зарабатывают меньше всех в IT

спойлер: нет

Так может быть, если работа первая и нет опыта. Также зарплата будет невелика, если не развиваться, но ведь это справедливо для любой области, не так ли? Если расти профессионально, выдавать хорошие результаты в проектах, не бояться брать сложные задачи, то повышение и карьерный рост у тестировщиков приходят быстрее, чем у тех же программистов. 

С массовым переходом бизнеса в онлайн за последние два года спрос на всех IT-специалистов, включая тестировщиков, значительно вырос, а кандидатов мало — об этом говорят все новостные таблоиды. Дефицит IT-профессионалов привёл к росту зарплат. Около 16 % компаний готовы платить тестировщикам гораздо выше среднего. Так, по статистическим данным портала russia.trud.com, на 08.09.21 по открытым вакансиям профессии «Тестировщик» в России 31,9 % работодателей указали заработную плату в размере 48.0+ тыс. руб., у 19,7 % зарплата 34.0+ тыс. руб., у 16,1 % — 76.0+ тыс. руб. 

По данным russia.trud.com

Для сравнения по вакансиям профессии «Программист» 17,1 % работодателей указали заработную плату в размере 41.0+ тыс. руб., у 16,3 % указана зарплата 83.0+ тыс. руб., у 15,5 % — 20.0+ тыс. руб. 

По данным russia.trud.com

 

Миф 5: тестировщику некуда расти

спойлер: нет

Тестировщик может пойти двумя карьерными путями: стать ценным востребованным QA-специалистом (по найму или на фрилансе) или заняться административной работой в управлении проектами, руководстве командами. Реализовать себя тестировщик сможет в любых проектах, где требуется опыт в обеспечении качества, аналитике, управлении проектами. 

Если же снова проводить параллель с разработчиком, то для тестировщика отсутствуют рамки знания конкретных языков программирования для участия в интересующих проектах. Хороший тестировщик может работать в любом проекте с самыми разными бюджетами. Можно набираться опыта в менее оплачиваемых проектах и затем пытаться попасть в те 16 % компаний, которые предлагают высокую оплату труда и стабильный поток интересных проектов.

Надеемся, нам удалось опровергнуть ваши предубеждения о профессии QA-инженера, если они были, и показать её как творческую и перспективную. Не зря же для чествования этих профессионалов в календаре целый день выделили? С Днём тестировщика!

Комментарии (25)


  1. grvelvet
    09.09.2021 17:49
    +1

    Сейчас всё больше компаний понимают, что без постоянного качественного тестирования далеко не уедешь. Более того, крупные компании готовы выделять большие средства на поиск и исправление дефектов, поскольку даже мелкие ошибки в их программных продуктах и приложениях могут стоить огромных убытков и репутационных потерь

    Майкрософт хмыкает в кулак. И вообще статья достойная какого нибудь лайфхакера.


    1. tommy_lee
      09.09.2021 18:25
      +1

      Вы только что подтвердили репутационные потери Microsoft


  1. sshikov
    09.09.2021 18:16
    +3

    спойлер: нет

    Тестировщик может пойти двумя карьерными путями: стать ценным востребованным QA-специалистом (по найму или на фрилансе) или заняться административной работой в управлении проектами, руководстве командами.

    Нет, и вы тоже не убедили. Мой опыт подсказывает, что из тестировщиков получаются отличные аналитики. Разработчики тоже иногда. Если QA занимается автоматизацией тестов — то он уже разработчик, и это естественное направление развития.


  1. tommy_lee
    09.09.2021 18:27

    QA специализация гораздо более future proof, чем программирование, поскольку даже когда роботы начнут писать программы, всё равно кому-то нужно будет оценивать их пригодность к использованию с точки зрения обычных людей


    1. alex_shpak
      09.09.2021 19:00

      Согласен, однако, КМК, когда роботы начнут писать программы - тогда "программистами" будут называться те, кто будет говорить роботам написать программу :)

      Ещё упомянутая здесь Грейс Хоппер говорила, что люди должны писать программы на английском языке, а компьютеры - переводить их в машинный код (английская вики, интересный текст начинается после заголовка "UNIVAC" во втором абзаце), в 1950х гг.


      1. tommy_lee
        09.09.2021 19:49

        Раньше программистами называли тех, кто заставлял компьютеры работать переключением тумблеров, сейчас с компьютером управляется любой ребёнок и его не называют программистом


  1. kaichou
    09.09.2021 22:40
    -2

    Нет, это не скучно!

    Нет, это не скучно! В 99% это очень скучно.

    Грузчики или шахтёры, конечно, тоже могут находить разнообразие в своей работе.

    Нудная механическая работа без каких-либо перспектив. Коллеги, которые искренне не понимают, зачем ты нужен, и не лучше ли работодателю потратить твою ставку на ещё одного программиста (зачастую - оправданно). Низкие зарплаты, объективно низкие.

    Работа тестировщика - это как водитель такси или курьер. Её можно рассматривать как подработку на несколько месяцев, пока учишься или ищешь нормальную работу. Но на постоянную - упаси боже.

    Пишу с уважением к чужому труду, но давайте будем честными с молодыми людьми, которые принимают решение пойти в тестировщики. Чтобы они точно понимали, что их, highly likely, ждёт после красивых слов на собеседовании.


    1. tommy_lee
      09.09.2021 23:31
      +2

      Если в вашей компании не знают, что делают тестировщики, то это не значит, что везде так


      1. adtrdlvm
        11.11.2021 16:32

        Это проблема всего СНГ. Здесь человек искренние не понимает, зачем существует его сосед, и использует ресурсы, которые он может использовать ГОРАЗДО эффективнее ))).


    1. Finesse
      10.09.2021 03:57
      +1

      Если работа тестировщика для вас нудная и монотонная, то пора осваивать средства автоматизации тестирования


    1. azhira
      10.09.2021 10:08
      +3

      Вы, похоже, пишете про джунов. Ну да, им обычно доверяют рутинные задачки вроде регресса, но это же только начало карьеры.

      Тестировщики, с которыми я работала и работаю, обычно вырастают в лидов/постепенно уходят в автоматизацию, т. е. вполне себе развиваются профессионально.

      Коллеги, которые искренне не понимают, зачем ты нужен, и не лучше ли работодателю потратить твою ставку на ещё одного программиста (зачастую - оправданно). 

      Странные коллеги. Мои знакомые разработчики обычно сильно недовольны, когда работодатель экономит на QA.


      1. tommy_lee
        10.09.2021 10:18
        +2

        разработчики обычно сильно недовольны, когда работодатель экономит на QA

        Потому что задачи QA никуда не исчезнут, а будут переложены на разработчиков забесплатно


        1. beerchaser
          10.09.2021 15:34
          +2

          на пользователей задачи тестирования будут переложены. тестировщик из разработчика - такое себе...


          1. musonius
            18.09.2021 18:00

            в любом случае кодер будет виноват и будет сам исправлять свой код. отсюда и недовольство


    1. Palomnik
      10.09.2021 10:54
      +6

      Любопытно, я уже далеко не первый раз вижу такую ситуацию: статья о чем-то связанном с тестированием, основные потребители которой, очевидно, будут тестировщики. И комментарий в этой статье, который каким-либо образом выражает мысль, что тестирование - это отстой.

      Ну т.е. очевидно, что подавляющее большинство людей, которые увидят этот комментарий - будут как раз теми, кто занимается этим тестированием и они будут недовольны. Что выльется в понижении кармы, минусах, гневных комментариях и прочем.

      Зачем? Я думал, может просто люди-тролли, но я пару раз смотрел по комментариям и нет, вроде достаточно все адекватно. Нулевая эмпатийность и отсутствующее понимание границ? Захадачна.

      P.S. по смыслу комментария могу сказать, что я работаю тестировщиком одиннадцать лет. И я специалист (т.е. не лид или хед) и получаю больше чем большинство программистов-специалистов, с которыми работаю. Рутина в работе есть, разумеется, но она есть везде, в том же программировании - точно так же есть рутинный кодинг. Вопрос в процентном соотношении и меня этот процент устраивает


      1. Am0ralist
        10.09.2021 12:56

        Рутина в работе есть, разумеется, но она есть везде, в том же программировании — точно так же есть рутинный кодинг. Вопрос в процентном соотношении и меня этот процент устраивает
        А кому скучно — можно вон, в внедрение пойти, или начать использовать в реальности софтом самому или с его пользователями. Можно очень много нового узнать)
        PS. Взгляд с другой стороны прицела (со стороны заказчиков).


        1. Palomnik
          10.09.2021 13:01

          Вариантов как развлечь себя с точки зрения тестирования конечно вагон, кто ж спорит. Но это не отменяет того, что все равно будет какой-то процент рутины. Для джуна он может и 90%, а для сеньора 30-40%


      1. astenix
        10.09.2021 15:11

        Тестировщикам изнутри виднее, вот и уся захадошшность.


      1. kaichou
        11.09.2021 20:09
        +2

        Зачем?

        Я в явном виде изложил обоснование своей позиции - чтобы уберечь от, возможно, неправильного выбора тех, у кого он возник. Даже если не уберечь, то дать лишний повод задуматься - и, возможно, снять розовые очки.

        Реальность такова, что большинство (!=все) тестировщиков воспринимают свою работу так, как я написал. Проводя в год больше сотни технических интервью, я в этом уверен.

        Не сомневался, что найдётся несколько тестировщиков с положительными отзывами о своей работе. В этом (опять же, из моего личного опыта) обычно включается либо компенсаторный механизм, либо ошибка выжившего.


        1. tommy_lee
          11.09.2021 20:21

          То, что вы написали, можно сказать про любую работу: «самолёты пилотировать? Рутина рутиной: читаешь план, связываешься с диспетчером, ставишь автопилот».

          Больше похоже на симптомы выгорания.


          1. kaichou
            11.09.2021 21:12
            +2

            Каким образом мне обратить внимание на статистическую выборку? В своих выводах я опираюсь не на голые слова, а на опыт общения с очень большим количеством IT-специалистов. Всего за примерно десять лет провёл больше тысячи интервью со специалистами из разных компаний.

            У разработчиков, например, такой проблемы нет. Уровень удовлетворённости выбором, в зависимости от социальных факторов, где-то 70-80%. Людям по фану программировать, они будут этим заниматься, даже если им будут запрещать. У тестировщиков такого нет, и уровень удовлетворённости выбором профессии, по ощущениям, меньше 10%. Абсолютное же большинство воспринимают свою работу как

            подработку на несколько месяцев и далее по тексту.

            Ещё раз капсом: у тех, с кем мне приходилось общаться. Не исключаю, возможно, я общался не с теми людьми, не в той стране и не в ту историческую эпоху (Москва 10-х и 20-х, компании из топ-500), и существует другая реальность, где всё иначе. Но выборка есть выборка. А выгорание здесь вообще не при делах, у него другие симптомы.

            На этом, пожалуй, прекращу сливать карму обиженным тестировщикам.


            1. tommy_lee
              11.09.2021 21:49
              +2

              возможно, я общался не с теми людьми, не в той стране и не в ту историческую эпоху

              Если уж говорить о статистике, то job satisfaction у QA - на уровне 3.7/5, что даже выше, чем у программеров (3.2/5).

              Возможно это действительно местная специфика - когда компании не знают, что делают QA, а в QA идут случайные люди, которым нужно просто войти в IT. В итоге на QA смотрят как на недопрограммеров, платят меньше и меньше ценят, что приводит к выгоранию.

              Например в США наоборот - программеры становятся QA.


            1. musonius
              18.09.2021 18:10

              У тестировщиков такого нет, и уровень удовлетворённости выбором профессии, по ощущениям, меньше 10%. 

              а с этим очень просто - тестирование часто муссируется как самый легкий способ "вайтивайти". в итоге туда прутся и пень и олень. если они пойдут в любую другую сферу, то они будут ей точно также недовольны, только зарабатывать будут меньше.


    1. Tibiamist
      11.11.2021 16:32

      Добрый день. Я конечно дико извиняюсь, но я совсем не понимаю о чем вы. Вы либо никогда не работали тестировщиком, либо работали и имели негативный опыт. Во-первых, тестировщику никогда не скучно. Ты вечно разбираешься в каких-то задачах, общаешься чтобы выяснить и найти ответственных, каждая задача как новая миссия, которую ты проходишь в первый раз. По поводу временной работы не соглашусь тоже. Люди конечно разные бывают, но давайте по чесноку. Если ты таксист, то у тебя есть потолок твоей зп и твоих знаний (получил права, разобрался как пользоваться приложением от агрегатов и сиди тупей) выше ты не прыгнешь, сиди в машине, развози клиентов, получай зп. В тестировании ты можешь развиться куда твоя душа пожелает, отраслей море, сабклассов тьма тьмущая. А про зп вообще молчу. Да в начале ты будешь получать мало, но это как посмотреть. Кассиром ты будешь первые полгода получать 30-40 наверное, а потом повысят до 45 и уже будешь счастлив работать за эти 45к до конца своих дней. Тестером получишь 30-40 и через полгода можешь смело найти зв 60к зп. И учись, развивайся и через полгода можешь то 100 достучаться, все от тебя зависит. Есть много знакомых тестеров, которые через год зарабатывают 100, и это скажем так стандартная средняя зп с годом опыта. Так что не совсем понимаю о чем вы писали выше.


  1. astenix
    10.09.2021 15:08

    . «Bug» (англ. «жук»)! — сказала Грейс Хоппер

    Адмирал неоднократно говорила, что она это не говорила, и там была не ее смена.

    Об этом и в Википедии написано.

    Что будете делать?