О таком явлении, как 1С франчайзинг, говорить можно очень долго. Общие принципы, достоинства и недостатки подхода компании 1С к сертификации, к работе с компаниями-партнерами, а также многие сопутсвующие явления я раскрыл в первой части статьи «Что такое 1С? 1С Франчайзинг Часть 1».
А теперь я хотел бы поговорить о том, каким образом сами франчайзи организуют собственную работу, какая структура подразделений формируется в компаниях, занимающихся продажей и внедрением 1С, какие структурные подразделения являются основными, как они работают. Понимание этих факторов поможет вам глубже понять, на что ориентироваться при выборе исполнителей, которые помогут вам внедрить новое программное обеспечение, на что важно обращать внимание при общении с менеджером по продажам, а также какие специалисты будут заниматься реализацией вашего проекта.
Для того чтобы понимать, чего ждать от компании франчайзи 1С, стоит также разобраться с их структурой. Как же работают франчайзи? Из чего они состоят? Независимо от размеров компании, количества ее филиалов, франчайзи состоит из одной единицы – это некое юридическое лицо, например, ООО «1С франчайзи».
А изнутри компания обычно выглядит таким образом:
В этом перечне я сознательно вывел за рамки описания отдел кадров, IT-отдел, бухгалтерию и другие отделы, которые могут присутствовать в компании, но с которыми клиент не сталкивается. Здесь я хочу показать только те подразделения, с которыми заказчик вынужден общаться в процессе сотрудничества.
А теперь давайте посмотрим на качество работы, на то, чем занимается каждое из подразделений компании.
Директор (компании или филиала) – это, чаще всего, управленец, менеджер. Как следствие, этот человек практически ничего не знает об 1С. Часто именно этот человек когда-то организовал и построил этот бизнес, но об 1С, о технологических особенностях программных продуктов он практически ничего не знает, и в этих вопросах он полностью надеется на своих подчиненных.
Директор – это наиболее продвинутый продажник. Именно в продажах он — специалист, его функции сводятся большей частью к тому, чтобы помогать найти компромисс в сложных ситуациях. Непример, в процессе реализации проекта возникают проблемы, не справляется отдел продаж или отдел внедрения, затягиваются сроки, клиент недоволен. Именно директор – это последнее звено, еще одна ступень, которая поможет «потушить пожар» (договорится с клиентом, успокоит его, убедит продлить сроки и т.д. и т.п.) Именно такие функции выполняли директора компаний франчайзи, с которыми я сталкивался на практике.
Директор практически никогда не занимается профессиональным развитием своих сотрудников, он просто выполняет функции администратора.
Плохо то, что компания в профессиональном смысле работает сама по себе. Директор не является ментором, наставником, он просто — администратор. Такое положение вещей наблюдается практически во всех компаниях, исключения крайне редки, и чаще всего встречаются в малых компаниях, состоящих из 10 – 15 человек. В таком случае директор часто совмещает административные функции с функциями специалиста 1С, он также работает над проектами, не теряет квалификацию, постоянно находится в курсе всех проблем и нововведений, развивается сам и развивает свою компанию. Но это, повторюсь, исключение из правила. А чаще всего директор – это администратор.
Каким образом обычно работает отдел продаж? В штате чаще всего можно увидеть молодых парней и девушек (22 – 25 лет), которые об 1С знают очень мало. Чаще всего они просто прошли курсы по продаже 1С, получили некоторое количество отрывочных сведений, запомнили несколько терминов. И занимаются преимущественно тем, что отвечают на звонки, задают вопросы, выясняют первичные потребности клиентов. Если общение прошло нормально, предварительные договоренности достигнуты, после телефонных переговоров эти молодые люди встречаются с клиентом.
Как правило, сотрудники отдела продаж ничего не знают об 1С. Их уровень чаще всего настолько низок, что они могут путать конфигурацию и платформу! В результате такие горе-специалисты продают, сами не знают, что.
Здесь есть и еще одна беда. Компании франчайзи часто позиционируют себя как 1С. Но в самой 1С очень много разных продуктов. Сегодня их существует более 300 или даже 400 наименований (честно говоря, я и сам точно не помню). Есть готовые конфигурации для салонов красоты, для оптовых и для розничных продаж, для продаж ювелирных изделий и для нефтехимии, для производства и сферы услуг, и очень много самых разных продуктов для разных сфер бизнеса и разных целей.
Естественно, что в 21 год молодой человек, который прошел обучение на курсах по продаже 1С, не сможет во всем этом разобраться. Скорей всего, он даже перечень этих продуктов не запомнит, а чтобы понять, чем они отличаются друг от друга, почему в одном случае лучше выбрать одно наименование, а в другом – совсем другое, нужны знания 1С совсем другого уровня.
Но мотивация этих молодых людей – это продажи. Они должны продавать и никак иначе. В итоге, клиент звонит, задает вопросы, а сотрудник компании продает ему, сам не знает что, предоставляет выбор из тех продуктов, существование которых он вспомнил, причем, этот, на самом деле, очень короткий перечень часто вообще не включает в себя тот продукт, который на самом деле нужен клиенту.
Как бы это ни было смешно, но в реальности продажи выглядят часто таким образом:
Что в итоге? Клиенту предлагают купить (и часто даже продают) «Управление торговлей», «Торговлю одеждой», и плюс к этому – «1С Бухгалтерию». А на самом деле, человек занимается производством или пошивом под заказ. И ему не нужны никакие торговые документы, аналитика, учет. Часто, если вникнуть в потребности клиента, оказывается, что он хотел с самого начала получить самую обычную «1С Бухгалтерию» и более ничего.
Почему так происходит? Менеджер и сам не понимает, что он продает, зато хорошо знает, что продать надо как можно больше. Итог очевиден: клиент либо уходит вообще без покупки, либо работает с этой компанией, остается недоволен, и в будущем при необходимости обновить программу или внести какие-то изменения будет искать альтернативу (компании франчайзи или даже программному продукту). Плюс, само собой, недовольство клиента – это всегда пятно на репутации компании.
Есть из сложившейся ситуации еще один возможный выход: менеджер или непосредственно клиент обратится за советом к руководителю отдела продаж.
Обычно в любой компании отдел продаж состоит из рядовых сотрудников и руководителя. Чем отличается последний? Он старше, опытнее, знает намного больше о товаре, который продает.
Кроме того, важно понимать, что среди рядовых сотрудников очень высокая текучка кадров. Часто сотрудник может проработать буквально несколько месяцев, получает какой-то минимальный опыт и уходит в другую компанию. Такая ситуация встречается в очень многих компаниях 1С франчайзи. Специалистов по продажам не хватает практически всем, а потому даже немного обученный продавец уже ценится на рынке труда, и его часто стараются переманить конкуренты.
Руководитель отдела продаж работает в компании долго, возможно даже с момента основания фирмы, и о том, что он продает, знает много больше своих подчиненных. Но все равно он ориентирован именно на продажи.
Вообще, в компаниях, которые занимаются 1С, это массовая проблема: продажами занимаются именно продажники, а не люди, которые вышли из других отделов, например, из внедрения, из живых проектов. А потому отдел продаж просто не представляет, что происходит после оформления договора, эти люди ни разу не видели, как идет работа по проекту, какие сложности потом могут возникнуть у специалистов их компании. Они просто продали, получили свой процент от продажи, и все. Проблемы клиента или коллег из других отделов их не интересуют.
Руководитель отдела продаж – это человек, который знает продукты чуть лучше своих подчиненных, он лучше разбирается в психологии, имеет больший опыт продаж, умеет находить общий язык даже со сложными клиентами. Но, тем не менее, он – продажник, саму систему он не знает.
Итак, клиенту продали некую конфигурацию, возможно, подходящую, возможно – нет. Но договор заключен, продажа состоялась. Что происходит дальше?
Далее к работе подключается отдел внедрения. Он состоит из технических специалистов, которых называют очень по-разному: программисты 1С, консультанты 1С, внедренцы, эксперты 1С, сотрудники внедрения 1С и т.д. В любом случае специалист отдела внедрения выезжает к заказчику для проведения установки и настройки программного продукта 1С.
К сожалению, обычно уровень знаний внедренцев очень низок. Главная причина заключается в том, что в 1С очень плохо проходит разделение на программистов и консультантов. Чаще всего человек хорошо может знать что-то одно: либо программирование, либо консультирование. Таким образом, он либо будет хорошо ориентироваться в программе, сумеет настроить все, что нужно и даже дописать недостающее, но слабо разбирается в предметной области и не сможет грамотно и внятно консультировать. Либо человек – хороший консультант, он подскажет, расскажет, поможет, пояснит, но когда дело доходит до настроек и нюансов работы с программой, он откровенно «плавает».
Правильно было бы разделить работу внедренцев таким образом, чтобы с клиентом работали два специалиста: программист выполнял свою работу, устанавливал, настраивал и, при необходимости, дорабатывал программный продукт. А консультант должен помогать начать работать с программным обеспечением, помочь, рассказать, показать и научить.
Но, к сожалению, в этом вопросе, как и практически во всей схеме работы компаний франчайзи 1С, присутствует непонимание руководством этих нюансов, т.е. возникают проблемы, связанные с некомпетентностью. Руководитель не понимает особенности работы с 1С, сотрудники часто недостаточно компетентны, чтобы грамотно пояснить, как оптимизировать работу, либо просто привычно соглашаются с тем, что есть. В результате вся цепочка оказывается несколько неправильной, и страдает от этого, в первую очередь, клиент.
Кроме самих внедренцев, которые являются техническими специалистами, часто с довольно большим опытом работы, в отделе внедрения имеются, так называемые, разносчики дисков. Это обычно молодые парни и девушки, которые практически ничего не знают об 1С, и занимаются развозом дисков.
Суть этой работы заключается в следующем. Для того чтобы установить какое-то обновление, очень часто нужно привезти его клиенту на диске. Именно эту работу и выполняют разносчики. Кроме того, они прямо на месте сразу же устанавливают это обновление. Происходит это в несколько кликов, и не требует никакой квалификации (кроме пользовательского уровня владения компьютером).
Эти сотрудники кроме своих функций: привезти диск и установить обновление, не знают и не умеют ничего. Они не смогут ответить на вопросы клиента, не смогут рассказать, в чем суть обновлений, или решить на ходу какие-то возможные проблемы, которые могут возникнуть при установке. Чаще всего эти люди не развиваются, не учатся. Они либо меняют сферу деятельности в принципе, либо даже в 40 лет остаются такими же пользователями, которые могут привезти диск и нажать несколько клавиш. Это просто практические наблюдения мои и не только мои. Я так понимаю, что в разносчики просто почти никогда не идут люди, способные к обучению программированию.
Итак, программный продукт клиенту привезли, установили и настроили. Что дальше? Либо клиент и его сотрудники учатся работать самостоятельно, либо им назначают внедренца, который поможет освоить работу в новом программном продукте.
И здесь очень важен следующий нюанс: внедренец должен быть специалистом в этом программном продукте. Тогда он сумеет помочь сотрудникам компании клиента совершить переход на новую программу. Но если внедренец оказывается не специалистом по выбранной конфигурации, что особенно часто бывает, если клиенту продают что-то экзотическое и мало востребованное, то результат работы будет плачевным. Скорей всего, очень скоро сотрудники клиента будут снова работать на старом программном обеспечении, а новое решение, даже если оно на самом деле очень хорошее, будет пылиться на дисках.
Даже в тех редких случаях, когда сотрудники клиента самостоятельно пытаются вести учет в новой программе как поняли и как получается, пользы все равно очень мало. Ведь деньги были потрачены не на то, чтобы получить неудобную альтернативу решения, которое использовалось ранее, а на новые возможности, новый уровень автоматизации учета, расширенную аналитику и другие инструменты учета, которыми, в результате, никто не пользуется.
Как правило, руководитель отдела внедрения ничего не знает об 1С. Но эти люди чаще всего – прекрасные администраторы. Руководители отделов внедрения, не зная практически 1С, не понимая, как происходит процесс внедрения, пытаются руководить и, одновременно, общаться с клиентом и решать текущие вопросы. А потому успешный руководитель отдела внедрения – это всегда прекрасный переговорщик и очень хороший администратор.
Более того, эти люди, которые и сами не специалисты в 1С, руководят, по сути, тоже не самыми продвинутыми техническими специалистами, ведь, как я говорил уже выше, внедренцы по большей части – очень слабо разбираются в том, что они устанавливают.
Но, вопреки всему, руководители отдела внедрения обычно умудряются каким-то образом поддерживать порядок в работе, решать возникающие проблемы. Иногда они нанимают со стороны консультантов, иногда – программистов или внедренцев-фрилансеров, которые хорошо знают нужную конфигурацию. При этом договариваются с клиентом и поддерживают некую видимость сервиса.
Лично я считаю, что сам факт наличия сервиса и лояльное отношение клиентов к компании в большинстве случаев — это заслуга именно руководителя отдела внедрения. Обычно эту должность занимают очень умные люди, которые умеют находить решения в сложных ситуациях, обладают прекрасными качествами переговорщика. При этом, как правило, руководитель отдела продаж работает практически со дня основания компании и очень лоялен по отношению к ней.
Один минус – руководитель отдела внедрения все же не знает программу. С другой стороны, его прекрасные качества администратора компенсируют этот недостаток, да и специализированные знания на этой должности совсем не обязательны.
Что такое телемаркетинг, сегодня знают практически все. Эта работа заключается в том, что из различных баз данных, справочников, каталогов, других открытых источников берутся контактные данные разных компаний. После чего сотрудники отдела (чаще всего женщины) занимаются тем, что методично обзванивают контакты потенциальных клиентов, совершают, так называемые, «холодные звонки».
Что входит в обязанности сотрудников этого отдела:
Сотрудники этого отдела, чаще всего, ничего не знают об 1С. Все их телефонные переговоры проходят на основе заготовок, так называемых, скриптов. Основная цель работы сотрудников отдела телемаркетинга – это получение контактных данных ответственных лиц.
Руководит отделом телемаркетинга обычно отдел продаж. И, по моему мнению, такой метод привлечения клиентов, очень эффективен. Я на практике наблюдал не единожды действительно качественную и эффективную работу отдела телемаркетинга. Конечно, очень часто они вводят клиентов в заблуждение, представляясь как «компания 1С», но результат в любом случае есть. Более того, затраты на работу отдела телемаркетинга оказываются значительно ниже того дохода, который приносит компании метод холодного обзвона.
Если у клиента возникают определенные довольно объемные пожелания, с реализацией которых не справляется отдел внедрения, эту часть работы передают в проектный отдел. Например, клиенту требуются глубокие индивидуальные настройки программного продукта, либо требуется доработка (создать новый отчет, обработку, печатную форму и т.д.). В принципе, со многими подобными задачами отдел внедрения должен справляться и сам. Но если у внедренцев не получается, либо они приходят к выводу, что для удовлетворения всех пожеланий клиента требуется значительный объем сложных работ, то все эти пожелания передаются в проектный отдел.
Из чего состоит проектный отдел?
Специалисты этого отдела отличаются высоким уровнем знаний. В силу того, что здесь ведется работа над проектами, в этот отдел стараются брать лучших специалистов. А потому уровень знаний в проектном отделе значительно выше, чем в целом по компании.
С другой стороны, как часто бывает в нашей стране вообще, уровень знаний сотрудников этого отдела очень часто недостаточен для работы с действительно серьезными проектами. А потому работа по проекту заключается в следующем: установить программный продукт, настроить его насколько получится под пожелания клиента. Все. Работа считается оконченной.
Здесь всплывает очень большая проблема в работе проектного отдела: они абсолютно не продают никаких консалтинговых услуг. Вся работа строится вокруг 1С. А сегодня задачи бизнеса преимущественно комплексные. Сегодня бизнесу мало просто 1С. Бухгалтерии. Здесь требуется также какая-то сдача отчетности, нужна связка с системой производства, торговли, с сайтом, с телефонией, с CRM и пр.
И для решения этих задач компания франчайзи просто не работает. Они не предлагают подобные услуги, чаще всего просто потому, что не могут выполнить задачи такого уровня. В результате сужают объем работ до уровня своей компетенции. И, как итог такого подхода, бизнесмен получает продукт, который не приносит ему пользы.
В моей практике были проекты, когда надо было внедрить, например, программу Управление предприятием. Но для того, чтобы она эффективно работала, ее нужно было связать с другими программными продуктами, нужно было продумать, как с ней будут работать люди, поменять их бизнес-процесс. И здесь у специалистов из компании 1С франчайзи не хватает квалификации, потому что они изначально ставят в основу всего — программу, а не бизнес-процессы, а это неверный подход.
Так, выбранную программу они установили, а что дальше? Как ей пользоваться? Как вносить данные, например, из биллинговой системы или из Бухгалтерии или Склада? Вручную все переносить и дублировать? А какой тогда смысл в установке этой программы вообще? Т.е. если сотрудники раньше просто переносили конечные цифры из нескольких программ в Excel и быстро могли посчитать то, что им нужно, то теперь им придется переносить всю первичную информацию еще в одну программу. Конечно, люди будут сопротивляться подобному подходу к работе, в результате программное решение окажется на полке.
А для комплексного решения у сотрудников проектного отдела не хватает компетенции и желания. Потому что проще всего продать отдельно 1С, и не заниматься ни сайтом, ни другими какими-то программными продуктами. Просто потому, что сегодня конфигурация 1С может стоить до 500 тыс. рублей, при этом чистая прибыль очень высока, а объем работ — минимальный.
Представьте себе: продали продукт за 500 000, получили прибыли 250 000. Просто за то, что нашли клиента и установили ему готовое решение. Естественно, компания не заинтересована продвигать сопутствующие услуги, ее полностью устраивает высокая прибыль при минимуме трудозатрат.
Но, при всех проблемах, проектный отдел остается наиболее высокопрофессиональным и с наиболее продуманным разделением труда. Здесь программисты занимаются своим делом, для консультаций клиента есть профессиональные консультанты, а руководитель занят именно руководством.
Схема, в общем, хорошая. Но все же они занимаются только 1С, что является недостаточным для удовлетворения потребностей бизнеса. Кроме того, общий уровень даже в этом отделе, очень низок, о чем я уже писал выше. Почему так происходит?
Итак, структура типовой компании франчайзи раскрыта полностью. Надеюсь, что достоинства, недостатки и проблемы я описал подробно и понятно. А теперь предлагаю вернуться к общим вопросам 1С франчайзинга.
Я много рассказал о проблемах 1С франчайзинга, о структуре и принципах работы этих компаний. Понятно, что проблемы и недостатки – это очень важно, потому их я разбирал подробно. А сейчас хотелось бы подытожить информацию, и перечислить основные плюсы и минусы системы 1С франчайзинга. И начну я с того, о чем говорил мало – о безусловных плюсах этой системы.
Плюсы 1С франчайзинга:
Минусы 1С франчайзинга:
И в заключении хотелось бы дать несколько советов, как же выбирать компанию 1С франчайзи? Как избежать проблем? На что ориентироваться при выборе?
И в заключении, хотелось бы уточнить некоторые нюансы. Мне бы очень не хотелось, чтобы вы пришли к выводу, что на рынке внедрения 1С все плохо. Конечно, я описывал реальную ситуацию, все действительно не радужно. При этом очень многое зависит от вашего выбора поставщика услуг.
Если вы не поленитесь изучить предмет, лично общаться с представителями разных компаний франчайзи, контролировать выбор программного обеспечения, то у вас обязательно появится прекрасный и мощный инструмент для работы – программный продукт 1С.
А если вы доверите выбор поставщика программного обеспечения секретарю или другому рядовому сотруднику, который сегодня работает у вас, а завтра – кто знает? — то результат будет непредсказуем.
Помните, что сотрудники приходят и уходят, их степень лояльности к вашей компании довольно ограничена, а выбор программного обеспечения – это крупные вложения средств, времени и сил, в том числе, рабочего (оплаченного) времени ваших сотрудников, и этот выбор делают на длительный срок. А потому, повторю свой совет: вникайте во все нюансы лично или, если это невозможно, доверьте работу с поставщиками программного обеспечения грамотному человеку, лояльность которого по отношению к вашей компании не вызывает сомнений.
А теперь я хотел бы поговорить о том, каким образом сами франчайзи организуют собственную работу, какая структура подразделений формируется в компаниях, занимающихся продажей и внедрением 1С, какие структурные подразделения являются основными, как они работают. Понимание этих факторов поможет вам глубже понять, на что ориентироваться при выборе исполнителей, которые помогут вам внедрить новое программное обеспечение, на что важно обращать внимание при общении с менеджером по продажам, а также какие специалисты будут заниматься реализацией вашего проекта.
Структура компаний франчайзи 1С
Для того чтобы понимать, чего ждать от компании франчайзи 1С, стоит также разобраться с их структурой. Как же работают франчайзи? Из чего они состоят? Независимо от размеров компании, количества ее филиалов, франчайзи состоит из одной единицы – это некое юридическое лицо, например, ООО «1С франчайзи».
А изнутри компания обычно выглядит таким образом:
- Директор.
- Отдел продаж.
- Отдел внедрения.
- Отдел телемаркетинга.
- Проектный отдел (только в достаточно крупных компаниях).
- Отдел информационно-технического сопровождения.
В этом перечне я сознательно вывел за рамки описания отдел кадров, IT-отдел, бухгалтерию и другие отделы, которые могут присутствовать в компании, но с которыми клиент не сталкивается. Здесь я хочу показать только те подразделения, с которыми заказчик вынужден общаться в процессе сотрудничества.
А теперь давайте посмотрим на качество работы, на то, чем занимается каждое из подразделений компании.
Директор
Директор (компании или филиала) – это, чаще всего, управленец, менеджер. Как следствие, этот человек практически ничего не знает об 1С. Часто именно этот человек когда-то организовал и построил этот бизнес, но об 1С, о технологических особенностях программных продуктов он практически ничего не знает, и в этих вопросах он полностью надеется на своих подчиненных.
Директор – это наиболее продвинутый продажник. Именно в продажах он — специалист, его функции сводятся большей частью к тому, чтобы помогать найти компромисс в сложных ситуациях. Непример, в процессе реализации проекта возникают проблемы, не справляется отдел продаж или отдел внедрения, затягиваются сроки, клиент недоволен. Именно директор – это последнее звено, еще одна ступень, которая поможет «потушить пожар» (договорится с клиентом, успокоит его, убедит продлить сроки и т.д. и т.п.) Именно такие функции выполняли директора компаний франчайзи, с которыми я сталкивался на практике.
Директор практически никогда не занимается профессиональным развитием своих сотрудников, он просто выполняет функции администратора.
Что в этом плохого?
Плохо то, что компания в профессиональном смысле работает сама по себе. Директор не является ментором, наставником, он просто — администратор. Такое положение вещей наблюдается практически во всех компаниях, исключения крайне редки, и чаще всего встречаются в малых компаниях, состоящих из 10 – 15 человек. В таком случае директор часто совмещает административные функции с функциями специалиста 1С, он также работает над проектами, не теряет квалификацию, постоянно находится в курсе всех проблем и нововведений, развивается сам и развивает свою компанию. Но это, повторюсь, исключение из правила. А чаще всего директор – это администратор.
Отдел продаж
Каким образом обычно работает отдел продаж? В штате чаще всего можно увидеть молодых парней и девушек (22 – 25 лет), которые об 1С знают очень мало. Чаще всего они просто прошли курсы по продаже 1С, получили некоторое количество отрывочных сведений, запомнили несколько терминов. И занимаются преимущественно тем, что отвечают на звонки, задают вопросы, выясняют первичные потребности клиентов. Если общение прошло нормально, предварительные договоренности достигнуты, после телефонных переговоров эти молодые люди встречаются с клиентом.
Что плохо в такой организации работы?
Как правило, сотрудники отдела продаж ничего не знают об 1С. Их уровень чаще всего настолько низок, что они могут путать конфигурацию и платформу! В результате такие горе-специалисты продают, сами не знают, что.
Здесь есть и еще одна беда. Компании франчайзи часто позиционируют себя как 1С. Но в самой 1С очень много разных продуктов. Сегодня их существует более 300 или даже 400 наименований (честно говоря, я и сам точно не помню). Есть готовые конфигурации для салонов красоты, для оптовых и для розничных продаж, для продаж ювелирных изделий и для нефтехимии, для производства и сферы услуг, и очень много самых разных продуктов для разных сфер бизнеса и разных целей.
Естественно, что в 21 год молодой человек, который прошел обучение на курсах по продаже 1С, не сможет во всем этом разобраться. Скорей всего, он даже перечень этих продуктов не запомнит, а чтобы понять, чем они отличаются друг от друга, почему в одном случае лучше выбрать одно наименование, а в другом – совсем другое, нужны знания 1С совсем другого уровня.
Но мотивация этих молодых людей – это продажи. Они должны продавать и никак иначе. В итоге, клиент звонит, задает вопросы, а сотрудник компании продает ему, сам не знает что, предоставляет выбор из тех продуктов, существование которых он вспомнил, причем, этот, на самом деле, очень короткий перечень часто вообще не включает в себя тот продукт, который на самом деле нужен клиенту.
Как бы это ни было смешно, но в реальности продажи выглядят часто таким образом:
Звонок от клиента: «Здравствуйте! Я хотел бы купить программу 1С».
Менеджер: «А чем вы занимаетесь?»
Клиент: «Мы занимаемся одеждой».
После этого короткого диалога менеджер идет в каталог и старается найти что-то, связанное с одеждой, после чего, предлагает найденный им продукт покупателю.
Что в итоге? Клиенту предлагают купить (и часто даже продают) «Управление торговлей», «Торговлю одеждой», и плюс к этому – «1С Бухгалтерию». А на самом деле, человек занимается производством или пошивом под заказ. И ему не нужны никакие торговые документы, аналитика, учет. Часто, если вникнуть в потребности клиента, оказывается, что он хотел с самого начала получить самую обычную «1С Бухгалтерию» и более ничего.
Почему так происходит? Менеджер и сам не понимает, что он продает, зато хорошо знает, что продать надо как можно больше. Итог очевиден: клиент либо уходит вообще без покупки, либо работает с этой компанией, остается недоволен, и в будущем при необходимости обновить программу или внести какие-то изменения будет искать альтернативу (компании франчайзи или даже программному продукту). Плюс, само собой, недовольство клиента – это всегда пятно на репутации компании.
Руководитель отдела продаж
Есть из сложившейся ситуации еще один возможный выход: менеджер или непосредственно клиент обратится за советом к руководителю отдела продаж.
Обычно в любой компании отдел продаж состоит из рядовых сотрудников и руководителя. Чем отличается последний? Он старше, опытнее, знает намного больше о товаре, который продает.
Кроме того, важно понимать, что среди рядовых сотрудников очень высокая текучка кадров. Часто сотрудник может проработать буквально несколько месяцев, получает какой-то минимальный опыт и уходит в другую компанию. Такая ситуация встречается в очень многих компаниях 1С франчайзи. Специалистов по продажам не хватает практически всем, а потому даже немного обученный продавец уже ценится на рынке труда, и его часто стараются переманить конкуренты.
Руководитель отдела продаж работает в компании долго, возможно даже с момента основания фирмы, и о том, что он продает, знает много больше своих подчиненных. Но все равно он ориентирован именно на продажи.
Вообще, в компаниях, которые занимаются 1С, это массовая проблема: продажами занимаются именно продажники, а не люди, которые вышли из других отделов, например, из внедрения, из живых проектов. А потому отдел продаж просто не представляет, что происходит после оформления договора, эти люди ни разу не видели, как идет работа по проекту, какие сложности потом могут возникнуть у специалистов их компании. Они просто продали, получили свой процент от продажи, и все. Проблемы клиента или коллег из других отделов их не интересуют.
Руководитель отдела продаж – это человек, который знает продукты чуть лучше своих подчиненных, он лучше разбирается в психологии, имеет больший опыт продаж, умеет находить общий язык даже со сложными клиентами. Но, тем не менее, он – продажник, саму систему он не знает.
Важно: знать систему 1С полностью невозможно. Конфигурации, которые существуют на сегодняшний день, охватывают практически весь учет, все сферы деятельности. Один человек просто не сможет знать все продукты. Но хотя бы общее представление о том, какая конфигурация для чего лучше подходит, и что лучше предложить клиенту в конкретном случае, получить вполне реально.
Отдел внедрения
Итак, клиенту продали некую конфигурацию, возможно, подходящую, возможно – нет. Но договор заключен, продажа состоялась. Что происходит дальше?
Далее к работе подключается отдел внедрения. Он состоит из технических специалистов, которых называют очень по-разному: программисты 1С, консультанты 1С, внедренцы, эксперты 1С, сотрудники внедрения 1С и т.д. В любом случае специалист отдела внедрения выезжает к заказчику для проведения установки и настройки программного продукта 1С.
К сожалению, обычно уровень знаний внедренцев очень низок. Главная причина заключается в том, что в 1С очень плохо проходит разделение на программистов и консультантов. Чаще всего человек хорошо может знать что-то одно: либо программирование, либо консультирование. Таким образом, он либо будет хорошо ориентироваться в программе, сумеет настроить все, что нужно и даже дописать недостающее, но слабо разбирается в предметной области и не сможет грамотно и внятно консультировать. Либо человек – хороший консультант, он подскажет, расскажет, поможет, пояснит, но когда дело доходит до настроек и нюансов работы с программой, он откровенно «плавает».
Правильно было бы разделить работу внедренцев таким образом, чтобы с клиентом работали два специалиста: программист выполнял свою работу, устанавливал, настраивал и, при необходимости, дорабатывал программный продукт. А консультант должен помогать начать работать с программным обеспечением, помочь, рассказать, показать и научить.
Но, к сожалению, в этом вопросе, как и практически во всей схеме работы компаний франчайзи 1С, присутствует непонимание руководством этих нюансов, т.е. возникают проблемы, связанные с некомпетентностью. Руководитель не понимает особенности работы с 1С, сотрудники часто недостаточно компетентны, чтобы грамотно пояснить, как оптимизировать работу, либо просто привычно соглашаются с тем, что есть. В результате вся цепочка оказывается несколько неправильной, и страдает от этого, в первую очередь, клиент.
Разносчики дисков
Кроме самих внедренцев, которые являются техническими специалистами, часто с довольно большим опытом работы, в отделе внедрения имеются, так называемые, разносчики дисков. Это обычно молодые парни и девушки, которые практически ничего не знают об 1С, и занимаются развозом дисков.
Суть этой работы заключается в следующем. Для того чтобы установить какое-то обновление, очень часто нужно привезти его клиенту на диске. Именно эту работу и выполняют разносчики. Кроме того, они прямо на месте сразу же устанавливают это обновление. Происходит это в несколько кликов, и не требует никакой квалификации (кроме пользовательского уровня владения компьютером).
Эти сотрудники кроме своих функций: привезти диск и установить обновление, не знают и не умеют ничего. Они не смогут ответить на вопросы клиента, не смогут рассказать, в чем суть обновлений, или решить на ходу какие-то возможные проблемы, которые могут возникнуть при установке. Чаще всего эти люди не развиваются, не учатся. Они либо меняют сферу деятельности в принципе, либо даже в 40 лет остаются такими же пользователями, которые могут привезти диск и нажать несколько клавиш. Это просто практические наблюдения мои и не только мои. Я так понимаю, что в разносчики просто почти никогда не идут люди, способные к обучению программированию.
О программистах 1С я в этой статье не буду рассказывать, так как это тема большая, отдельная. Я планирую о них поговорить в другой статье. А сейчас ограничусь только упоминанием того, что они, конечно, есть в штате, но клиент с ними практически никогда не общается.
Обучение клиента: как это происходит?
Итак, программный продукт клиенту привезли, установили и настроили. Что дальше? Либо клиент и его сотрудники учатся работать самостоятельно, либо им назначают внедренца, который поможет освоить работу в новом программном продукте.
И здесь очень важен следующий нюанс: внедренец должен быть специалистом в этом программном продукте. Тогда он сумеет помочь сотрудникам компании клиента совершить переход на новую программу. Но если внедренец оказывается не специалистом по выбранной конфигурации, что особенно часто бывает, если клиенту продают что-то экзотическое и мало востребованное, то результат работы будет плачевным. Скорей всего, очень скоро сотрудники клиента будут снова работать на старом программном обеспечении, а новое решение, даже если оно на самом деле очень хорошее, будет пылиться на дисках.
Даже в тех редких случаях, когда сотрудники клиента самостоятельно пытаются вести учет в новой программе как поняли и как получается, пользы все равно очень мало. Ведь деньги были потрачены не на то, чтобы получить неудобную альтернативу решения, которое использовалось ранее, а на новые возможности, новый уровень автоматизации учета, расширенную аналитику и другие инструменты учета, которыми, в результате, никто не пользуется.
Руководитель отдела внедрения
Как правило, руководитель отдела внедрения ничего не знает об 1С. Но эти люди чаще всего – прекрасные администраторы. Руководители отделов внедрения, не зная практически 1С, не понимая, как происходит процесс внедрения, пытаются руководить и, одновременно, общаться с клиентом и решать текущие вопросы. А потому успешный руководитель отдела внедрения – это всегда прекрасный переговорщик и очень хороший администратор.
Более того, эти люди, которые и сами не специалисты в 1С, руководят, по сути, тоже не самыми продвинутыми техническими специалистами, ведь, как я говорил уже выше, внедренцы по большей части – очень слабо разбираются в том, что они устанавливают.
Но, вопреки всему, руководители отдела внедрения обычно умудряются каким-то образом поддерживать порядок в работе, решать возникающие проблемы. Иногда они нанимают со стороны консультантов, иногда – программистов или внедренцев-фрилансеров, которые хорошо знают нужную конфигурацию. При этом договариваются с клиентом и поддерживают некую видимость сервиса.
Лично я считаю, что сам факт наличия сервиса и лояльное отношение клиентов к компании в большинстве случаев — это заслуга именно руководителя отдела внедрения. Обычно эту должность занимают очень умные люди, которые умеют находить решения в сложных ситуациях, обладают прекрасными качествами переговорщика. При этом, как правило, руководитель отдела продаж работает практически со дня основания компании и очень лоялен по отношению к ней.
Один минус – руководитель отдела внедрения все же не знает программу. С другой стороны, его прекрасные качества администратора компенсируют этот недостаток, да и специализированные знания на этой должности совсем не обязательны.
Отдел телемаркетинга
Что такое телемаркетинг, сегодня знают практически все. Эта работа заключается в том, что из различных баз данных, справочников, каталогов, других открытых источников берутся контактные данные разных компаний. После чего сотрудники отдела (чаще всего женщины) занимаются тем, что методично обзванивают контакты потенциальных клиентов, совершают, так называемые, «холодные звонки».
Что входит в обязанности сотрудников этого отдела:
- Проверить актуальность телефона.
- Узнать, какая версия 1С установлена, чем вообще пользуются в компании.
- Получить контактные данные ответственных лиц (главного бухгалтера, директора и т.д.)
- Если получится связаться с ответственным лицом, предложить услуги своей компании.
- В случае интереса со стороны потенциального клиента, «лид» (контакты заинтересовавшегося лица и фирмы в целом) передают в отдел продаж для дальнейшей работы.
Сотрудники этого отдела, чаще всего, ничего не знают об 1С. Все их телефонные переговоры проходят на основе заготовок, так называемых, скриптов. Основная цель работы сотрудников отдела телемаркетинга – это получение контактных данных ответственных лиц.
Руководит отделом телемаркетинга обычно отдел продаж. И, по моему мнению, такой метод привлечения клиентов, очень эффективен. Я на практике наблюдал не единожды действительно качественную и эффективную работу отдела телемаркетинга. Конечно, очень часто они вводят клиентов в заблуждение, представляясь как «компания 1С», но результат в любом случае есть. Более того, затраты на работу отдела телемаркетинга оказываются значительно ниже того дохода, который приносит компании метод холодного обзвона.
Проектный отдел
Если у клиента возникают определенные довольно объемные пожелания, с реализацией которых не справляется отдел внедрения, эту часть работы передают в проектный отдел. Например, клиенту требуются глубокие индивидуальные настройки программного продукта, либо требуется доработка (создать новый отчет, обработку, печатную форму и т.д.). В принципе, со многими подобными задачами отдел внедрения должен справляться и сам. Но если у внедренцев не получается, либо они приходят к выводу, что для удовлетворения всех пожеланий клиента требуется значительный объем сложных работ, то все эти пожелания передаются в проектный отдел.
Из чего состоит проектный отдел?
- Программисты 1С
- Консультанты 1С
- Руководитель проектного отдела
Специалисты этого отдела отличаются высоким уровнем знаний. В силу того, что здесь ведется работа над проектами, в этот отдел стараются брать лучших специалистов. А потому уровень знаний в проектном отделе значительно выше, чем в целом по компании.
С другой стороны, как часто бывает в нашей стране вообще, уровень знаний сотрудников этого отдела очень часто недостаточен для работы с действительно серьезными проектами. А потому работа по проекту заключается в следующем: установить программный продукт, настроить его насколько получится под пожелания клиента. Все. Работа считается оконченной.
Недостатки работы проектного отдела
Здесь всплывает очень большая проблема в работе проектного отдела: они абсолютно не продают никаких консалтинговых услуг. Вся работа строится вокруг 1С. А сегодня задачи бизнеса преимущественно комплексные. Сегодня бизнесу мало просто 1С. Бухгалтерии. Здесь требуется также какая-то сдача отчетности, нужна связка с системой производства, торговли, с сайтом, с телефонией, с CRM и пр.
И для решения этих задач компания франчайзи просто не работает. Они не предлагают подобные услуги, чаще всего просто потому, что не могут выполнить задачи такого уровня. В результате сужают объем работ до уровня своей компетенции. И, как итог такого подхода, бизнесмен получает продукт, который не приносит ему пользы.
В моей практике были проекты, когда надо было внедрить, например, программу Управление предприятием. Но для того, чтобы она эффективно работала, ее нужно было связать с другими программными продуктами, нужно было продумать, как с ней будут работать люди, поменять их бизнес-процесс. И здесь у специалистов из компании 1С франчайзи не хватает квалификации, потому что они изначально ставят в основу всего — программу, а не бизнес-процессы, а это неверный подход.
Так, выбранную программу они установили, а что дальше? Как ей пользоваться? Как вносить данные, например, из биллинговой системы или из Бухгалтерии или Склада? Вручную все переносить и дублировать? А какой тогда смысл в установке этой программы вообще? Т.е. если сотрудники раньше просто переносили конечные цифры из нескольких программ в Excel и быстро могли посчитать то, что им нужно, то теперь им придется переносить всю первичную информацию еще в одну программу. Конечно, люди будут сопротивляться подобному подходу к работе, в результате программное решение окажется на полке.
А для комплексного решения у сотрудников проектного отдела не хватает компетенции и желания. Потому что проще всего продать отдельно 1С, и не заниматься ни сайтом, ни другими какими-то программными продуктами. Просто потому, что сегодня конфигурация 1С может стоить до 500 тыс. рублей, при этом чистая прибыль очень высока, а объем работ — минимальный.
Представьте себе: продали продукт за 500 000, получили прибыли 250 000. Просто за то, что нашли клиента и установили ему готовое решение. Естественно, компания не заинтересована продвигать сопутствующие услуги, ее полностью устраивает высокая прибыль при минимуме трудозатрат.
Но, при всех проблемах, проектный отдел остается наиболее высокопрофессиональным и с наиболее продуманным разделением труда. Здесь программисты занимаются своим делом, для консультаций клиента есть профессиональные консультанты, а руководитель занят именно руководством.
Схема, в общем, хорошая. Но все же они занимаются только 1С, что является недостаточным для удовлетворения потребностей бизнеса. Кроме того, общий уровень даже в этом отделе, очень низок, о чем я уже писал выше. Почему так происходит?
- Высокая текучка кадров. Специалисты очень востребованные, а потому их часто сманивают конкуренты, в случае недовольства они также уходят быстро и просто. При этом человек очень часто уходит посреди проекта, недостаточно вникает в сам проект, распыляется на разные задачи. И, как итог, не растет профессионально.
- Отсутствие сплоченной команды. Понятно, что для успешной реализации любого проекта, особенно, если это внедрение программного продукта, сплоченная команда – это очень важный фактор успеха. Причины этой проблемы: текучка кадров, а также частая переброска специалистов с одного проекта на другой. В итоге сплоченной команды так и не получается, руководителю проекта приходится заниматься попытками создать командный дух много раз заново в течении одного проекта, часто безрезультатно.
- Низкая компетенция руководства. Сотрудники скрывают все проблемы, и даже этапы работы от руководства компании. Проблема в том, что руководство плохо понимает, что и как сотрудники проектного отдела выполняют. В результате на програмимистов оказывается постоянное давление, просто, на всякий случай, а также готовность заменить специалиста на проекте при малейшем подозрении, что он может не справиться. В таких условиях специалисты вынужденно начинают скрывать этапы работ и возможные проблемные ситуации от руководства.
Итак, структура типовой компании франчайзи раскрыта полностью. Надеюсь, что достоинства, недостатки и проблемы я описал подробно и понятно. А теперь предлагаю вернуться к общим вопросам 1С франчайзинга.
1С франчайзинг: плюсы и минусы
Я много рассказал о проблемах 1С франчайзинга, о структуре и принципах работы этих компаний. Понятно, что проблемы и недостатки – это очень важно, потому их я разбирал подробно. А сейчас хотелось бы подытожить информацию, и перечислить основные плюсы и минусы системы 1С франчайзинга. И начну я с того, о чем говорил мало – о безусловных плюсах этой системы.
Плюсы 1С франчайзинга:
- Компании франчайзи покрывают практически полностью потребность в консалтинговых услугах по внедрению и обслуживанию программных продуктов 1С.
- Компании франчайзи дают огромное количество рабочих мест.
- Программные продукты 1С – это программное решение российское, оно полностью подходит для нужд нашего бизнеса, его не требуется локализовать. А широкое распространение компаний франчайзи делает это решение доступным для предпринимателей любого региона.
- Система 1С франчайзинга создает также конкуренцию между компаниями, которые занимаются продажей и внедрением программных продуктов 1С. В каждом регионе есть несколько разных специалистов, и клиенту все же есть из чего выбирать.
Минусы 1С франчайзинга:
- Благодаря системе франчайзинга внедрением этого программного обеспечения занимается очень много случайных людей.
- Нет единого подхода к работе компаний 1С франчайзи.
- Нет контроля за работой 1С франчайзи, компания 1С никогда не выступает арбитром в спорах, не вникает в какие-то проблемы и претензии клиентов. По сути, покупатель программного продукта остается один на один с фирмой франчайзи.
- Очень много лжи, мелкого мошенничества, попыток выдать себя за компанию 1С, махинаций с сертификатами и пр. Конечно, это недостаток не только 1С франчайзинга, но российского рынка в целом. И, тем не менее, минус системы работает и в этой сфере, что нужно отметить.
И в заключении хотелось бы дать несколько советов, как же выбирать компанию 1С франчайзи? Как избежать проблем? На что ориентироваться при выборе?
- Важно понимать, что вы выбираете не компанию, а исполнителя. Если человек пришел к вам на встречу, не стоит увлеченно читать пресс-релизы или изучать красочные кейсы с готовыми проектами. Подобные красивые рекламные материалы вам предоставит практически любая компания. Лучше обратите внимание на человека, убедитесь, что вы друг друга понимаете, постарайтесь наладить с ним партнерские взаимоотношения.
- Лучше выбирать небольшую компанию франчайзи. Нет никакого смысла надеяться на то, что крупная компания будет больше заботиться о репутации, чем небольшая фирма. На самом деле, они мало чем отличаются друг от друга. Зато в небольшой фирме в случае необходимости вы легко сможете выйти на руководителя. В то время как в крупной компании вас будут перебрасывать из отдела в отдел, вы будете общаться с огромным количеством управленцев среднего звена, часто вообще не имеющих отношения к вашей проблеме, а руководитель о вашем существовании даже не будет догадываться. Кроме того, в крупной компании руководитель проекта может смениться в любой момент времени, а достаточно большое число заказов, скорей всего, помешает начальнику проектного отдела и более высокому руководству запомнить все нюансы вашего проекта. А в маленькой компании вами будут заниматься почти все сотрудники, включая директора. А потому даже увольнение кого-то из них не станет причиной задержек и проволочек.
- Научитесь разбираться в вопросе. Не стоит надеяться на менеджеров компании франчайзи, лучше потратить время самому, вникнуть в нюансы и разницу между конфигурациями (теми, которые потенциально могли бы вам подойти), и выбрать в итоге программный продукт самостоятельно. Конфигурация в 1С – это ваш инструмент бизнеса, а разнятся они между собой очень сильно. А потому, если вы ошибетесь в выборе программного продукта, то пользы от него будет не более чем от молотка для того, чтобы рубить дрова. Помните, что у менеджера цель – продать и как можно быстрее, а у вас – выбрать лучшее. А потому, не пожалейте времени, это окупается.
- При выборе специалистов не стоит полагаться на мнение подчиненных. Старайтесь сами с ними беседовать, сами оценивать их компетентность, нацеленность на результат, желание наладить плодотворное сотрудничество.
- Никогда не верьте пресс-релизам. Очень часто в качестве плюса франчайзи показывают ссылки на пресс-релизы на сайте 1С. Я видел, как они пишутся, сам участвовал в написании некоторых из них. Обычно пресс-релизы пишут по определенному шаблону «Внедрили такой-то продукт, успешно реализовали такие-то возможности». Шаблон менеджер из отдела продаж передает секретарю, та заполняет его на основе предоставленных данных из договора или другой документации, потом этот документ отдают на подпись клиенту, чаще всего, практически сразу после внедрения. Заказчик еще не разобрался, как работает новый программный продукт, не понял, стоит ли это решение вложенных средств, и подписывает документ, практически не читая.
- Контролируйте финансы лично. 1С франчайзинг – это одновременно продажа продукта и услуг по его внедрению. А, как известно, там, где появляется такое понятие, как услуги, в нашей стране тут же возникает проблема взяток. Если руководитель доверяет большую часть решения вопросов своему главному бухгалтеру или другому подчиненному, высока вероятность того, что они договорятся о завышенной цене и последующем откате в пользу конкретного должностного лица. К сожалению, это также – российская реальность, и лучше учитывать такую возможность заранее, чем переплачивать за услугу.
И в заключении, хотелось бы уточнить некоторые нюансы. Мне бы очень не хотелось, чтобы вы пришли к выводу, что на рынке внедрения 1С все плохо. Конечно, я описывал реальную ситуацию, все действительно не радужно. При этом очень многое зависит от вашего выбора поставщика услуг.
Если вы не поленитесь изучить предмет, лично общаться с представителями разных компаний франчайзи, контролировать выбор программного обеспечения, то у вас обязательно появится прекрасный и мощный инструмент для работы – программный продукт 1С.
А если вы доверите выбор поставщика программного обеспечения секретарю или другому рядовому сотруднику, который сегодня работает у вас, а завтра – кто знает? — то результат будет непредсказуем.
Помните, что сотрудники приходят и уходят, их степень лояльности к вашей компании довольно ограничена, а выбор программного обеспечения – это крупные вложения средств, времени и сил, в том числе, рабочего (оплаченного) времени ваших сотрудников, и этот выбор делают на длительный срок. А потому, повторю свой совет: вникайте во все нюансы лично или, если это невозможно, доверьте работу с поставщиками программного обеспечения грамотному человеку, лояльность которого по отношению к вашей компании не вызывает сомнений.
MAXH0
Я бы отметил еще одну проблемку — в маленьких городах все ОЧЕНЬ плохо. Поскольку такое лицензирование заужает предложение на рынке и сводит его к монополии