Начинать следует с проектирования. Проектирования внутренней оболочки. Вернее сначала внешней, допустим мы её уже спроектировали и она выглядит так:
Тут её размер примерно 5 метров в длину и метр с чем-то в ширину (или толщину). Оболочка должна быть небольшой (ведь дрон - это дрон), главное достаточной для поднятия небольшого груза, эта поднимет 4 кг.
А, кстати, в реальности она может быть похожа на эту:
О, а тут я тестирую её =) :
Но сейчас не об этом, нужно спроектировать внутреннюю оболочку. Я её называю - пузырь... Внутренний пузырь дирижабля. Он нужен для того, чтобы дрон смог взлетать на высоту и приземлятся обратно. Еще он нужен для парирования погодных условий. Также он важен для того, чтобы поддерживать избыточное давления в дирижабле (тогда он становится твёрдый и хорошо держит форму). Сложно объяснить для чего нужен пузырь, это нужно увидеть своими глазами... Увидеть зависимость параметров атмосферы от высоты (кто не видел, конечно, сейчас покажу, секунду):
Они все падают, снижаются с высотой. А это значит, что если мы накачаем оболочку водородом на земле, внутри у неё будет давление немножко больше атмосферного. Но как только мы подымемся на высоту, оно станет больше наружного уже не немножко, а очень даже множко. Разница давлений вырастет, и оболочка раз и лопнет. Законы физики. Все шарики, которые люди запускают в праздники, поднимаются на некоторою высоту и лопаются. Они не летят в космос, и даже не путешествуют по планете стабилизировавшись на конечной высоте в ветряных потоках атмосферы. Потому нам нужен внутренний пузырь. Это будет отличать наш аппарат от стратостатов всяких и метеозондов, которые раздуваются с высотой до меняют свою форму. Наш дрон должен быть как дрон что здесь, что там. Это моё условие. =)
В общем пузырь служит для закачки балласта. У земли дирижабль будут держать не мешки с песком или кирпичами, а воздух. Да, именно обычный воздух. Его полно вокруг, его можно насосом как закачивать так и откачивать и делать это быстро.
И первым делом мы посчитаем объем пузыря и остальные интересные параметры. Сейчас проспойлерю и покажу соотношение объемов уже просчитанное, а потом приступим к вычислениям.
Для проектирования пузыря запишем математическую модель задачи. Для этого нужно лишь вспомнить уравнение состояния идеального газа:
здесь – давление, – объем, – масса, – молярная масса, – универсальная газовая постоянная, T – температура.
Для дальнейшей работы нам понадобятся молярные массы воздуха и водорода (он лучше чем гелий) (в системе СИ):
Оболочка с пузырем образуют систему (в произвольный момент времени), изображенную на рисунке 6.
Объем дирижабля равен объему оболочки – величина постоянная, и в данном случае равна:
здесь индекс Т означает «тела», то бишь объем всего тела (дирижабля).
А вот объем водорода, объем воздуха и масса воздуха – величины переменные, так как в процессе эксплуатации воздух то нагнетается, то откачивается из пузыря тем самым варьируя данные параметры.
Очевидно, что в оболочке и пузыре давления и температуры равны. Также понятно, что температура равна атмосферному, а давление равно атмосферному, но с некоторым избытком (который также является переменной величиной, ибо давление в оболочках не обязательно должно равняться строго атмосферному). Для каждого резервуара можно записать уравнение:
здесь переменные величины записаны как зависящие от высоты. В данных формулах фигурирует не само давление в оболочках, а коэффициент избыточного давления k, так удобнее (мне). Атмосферное давление и температура известные, они выше уже изображались графическими зависимостями. А вот остальные переменные пока неизвестные.
Поделим одно уравнение на другое:
Немного преобразуем его арифметическими операциями:
Итого имеем:
Также мы можем записать еще одно уравнение – величина силы Архимеда равна силе тяжести (сократили на g):
Здесь плотность воздуха атмосферы зависит от высоты, а масса водорода и конструкции (под конструкцией имеется в виду и масса конструкции и полезный груз) – постоянные величины, но пока неизвестные.
Выразим из этого уравнение массу воздуха:
Подставляя эту зависимость в формулу для будем практически иметь формулу, но в ней пока неизвестны два параметра - масса водорода и конструкции.
Найти их можно из следующих соображений. Нужно определиться на какую максимальную высоту будет летать дрон. Вот я уже определился, это 2000 м. Теперь запишем выше представленное уравнение в граничных точках:
Но так как масса воздуха в пузыре на максимальной высоте будет равна нулю (он то нам нужен как хранитель балласта, а на максимальной высоте по логике вещей весь балласт должен быть сброшен), имеем:
Вычитая из первого уравнения второе, определим массу воздуха на нулевой высоте:
Теперь запишем уравнение состояния газа для пузыря на нулевой высоте:
Здесь справа всё известно, окроме коэффициента k на нулевой высоте. Из опыта могу открыть секрет, для оболочек изготовленных из металлизированных пленок его лучше задать равным у земли примерно 1.03. При 1.05 оболочка лопнет... А при 1.03 она уже достаточно хорошо держит форму, да что там хорошо - она натянута как барабан. Избыточное давление при этом как нетрудно понять примерно 3 кПа.
Итого у нас уже имеется и объем пузыря (ведь на нулевой высоте он будет максимальным, загружен балластом до краев).
А вот теперь пришло время записать уравнение сост. ид. газа для оболочки дирижабля на нулевой высоте и найти таким образом массу водорода:
И массу конструкции теперь легко определить:
Вроде все как-то запутанно, но на самом деле тут обычная система линейных уравнений 4-го порядка, можно и так: сначала записать и решить как слау.
Итого, значения получаются равными для нашего случая:
, , , .
Теперь, когда всё известно, можно и графики зависимостей построить по формулам:
Ну вот и всё. Всё устраивает, всё правильно получается. Можно сказать пузырь готов. Рассчитать его размеры исходя из объема можно.
Таким образом дрон-дирижабль оснащенный пузырем внутри способен взлетать на высоту 2 км и при этом не то что не лопнет, так он еще и форму держать будет и давление практически постоянное, и колебания атмосферы можно держать в узде. Всё.
А потом можно доделать дрон до конца и летать в реальности примерно как в симуляции:
Спасибо за внимание.
Комментарии (13)
Mox
15.09.2021 01:43Я периодически обдумываю вопрос - почему нельзя сделать дирижабль в форме крыла или какой-то другой - гибридный с самолетом формат. Получается отличный грузовой девайс
Bedal
15.09.2021 08:13+2Подобные схемы, с подъёмной силой корпуса, применяют в гибридных дирижаблях.
включая знаменитую Летающую задницуНо успешных среди них нет. В том числе потому, что скорость очень мала, устойчивость обеспечить невозможно (крыло создаёт пикирующий момент просто по факту создания подъёмной силы). Плюс — скорость ветра сравнима со скоростью дирижабля, и получится возникновение/исчезновение подъёмной силы по внешним, не управляемым, причинам.
usa_habro_user
15.09.2021 04:55-5дрон-дирижабль оснащенный пузырем внутри способен взлетать на высоту 2 км
Боюсь, что только в ваших фантазиях. Не думаю, что вы сможете разработать управляемый и независимый от ветра дрон, руководствуясь лишь вышеприведенными расчетами (не вникал, ибо просто не интересно, и практического смысла ноль). Непонятно также, что эта статья делает в блоге "DIY или Сделай сам"... Собственно, "Do" тут маловато, однако.
KstnRF
16.09.2021 16:51... блин, ожидал в конце рабочий макет разработанного дирижабля :))
В любом случае, интересно.dirijabla Автор
16.09.2021 17:17Спасибо, что проявили интерес. Прототип был разработан, но оказался не так герметичен как хотелось бы. Спускал в носике (форма изначально неправильно была выбрана, нужно было делать острым), пришлось его лопнуть =) А так был сделан с «пузырем» внутри, в других местах вроде герметично всё было… Может быть еще буду писать статьи сюда, тогда и расскажу, а может и о чём-то новом сразу поведаю. (но если интересно, на youtube-канале у меня есть видео, где я запустил в полёт сам пузырь, как воздушный шар)
Stratum
16.09.2021 16:51Тоже пытался такой построить. Но оказалось, что при малых объемах (1м3) много аккумуляторов с собой не возьмешь, а ветра на высоте серьезные. Не хватает энергии чтобы хоть сколько-нибудь долго летать по улице. Получился воздушный шар, который умеет держать нос повернутым к нужной точке. Надеюсь, что сейчас аккумуляторы стали легче и более емкими, а значит у Вас все получится!
dirijabla Автор
16.09.2021 17:06по моим расчетам получается 1.5 кг батарей можно будет взять плюс минус… Этого хватит на 500 км пролететь на одном заряде, при скорости 10 м/c, например (аэродинамика более-менее посчитана). А на высоте до 2 км ветра до 15 м/c… и это в вихревых областях, а соотношение безвихревых и вихревых областей может 50 на 50, я тут наблюдаю за ветрами earth.nullschool.net/ru/#current/wind/isobaric/850hPa
плюс думал еще солнечные батарейки прицепить, но это пока лишь мечты. Спасибо, за отзывStratum
16.09.2021 18:02Я пробовал солнечные батареи приладить. Веса много, парусности много, энергии мало. сейчас, возможно, есть более эффективные решения. Но опять же я сужу по дирижаблю на 1м³, чем больше, тем эффективней.
dirijabla Автор
16.09.2021 18:57Несомненно, что чем больше, тем эффективней. Как приступать ко всему этому делу, первым делом я и считал минимально возможный размер (прикидочно), но там вышло чёто там поменьше, чем в итоге принял. Но больше чем 1 м куб ) не помню, давно это было. Ну и там еще вопрос куда приладить эти солнечные панели. Если тупо сверху — центр масс смещается вверх, что нехорошо для остойчивости. Где-то я вдохновился, чтобы цеплять их внутри, снизу, делая верх из прозрачной пленки. Но не знаю есть ли такая пленка хорошая не металлизированная, чтобы и барьерные свойства у неё хорошие были. Ну и плюс там пузырь мешает… на него что-ли придется, если дойдет до этого дело.
А с парусностью дело, как мне кажется, решается просто и наивно — поворачивая носом к набегающему потоку, это если нужно зависать на определенном месте. потому что сопротивление в 5 раз больше (если например под углом 45 градусов ветер). и в 45 раз больше если под углом 90 градусов, это я только что из своих аппроксимаций аэродинамики достал. Тут нужно шуструю систему управления, мож будет время потестирую в своём симуляторе, там есть опция «добавить векторное поле ветров». Потому что пока я сильно не игрался с ветрами
Stratum
16.09.2021 19:21Моя ошибка была том, что я слишком сосредоточился на теории и системе управления. А когда начал запускать, понял, что не летает. Рекомендую начать с полетов, а потом будете дорабатывать. Много вопросов отпадут сами собой.
dirijabla Автор
17.09.2021 15:52видимо где-то в теории ошибка закралась, раз не сошлось с экспериментом…
спасибо, учтем рекомендации.
siberiano
Опечатка:
которые раздуваются с высотой до меняют свою форму.