Начинать следует с проектирования. Проектирования внутренней оболочки. Вернее сначала внешней, допустим мы её уже спроектировали и она выглядит так:

Рис. 1 - Оболочка дрона-дирижабля
Рис. 1 - Оболочка дрона-дирижабля

Тут её размер примерно 5 метров в длину и метр с чем-то в ширину (или толщину). Оболочка должна быть небольшой (ведь дрон - это дрон), главное достаточной для поднятия небольшого груза, эта поднимет 4 кг.

А, кстати, в реальности она может быть похожа на эту:

Рис. 2 - Оболочка в реальности (не та что на рисунке 1, другая, но это не важно, лишь для примера)
Рис. 2 - Оболочка в реальности (не та что на рисунке 1, другая, но это не важно, лишь для примера)

О, а тут я тестирую её =) :

Рис. 3 - Один из тестов
Рис. 3 - Один из тестов

Но сейчас не об этом, нужно спроектировать внутреннюю оболочку. Я её называю - пузырь... Внутренний пузырь дирижабля. Он нужен для того, чтобы дрон смог взлетать на высоту и приземлятся обратно. Еще он нужен для парирования погодных условий. Также он важен для того, чтобы поддерживать избыточное давления в дирижабле (тогда он становится твёрдый и хорошо держит форму). Сложно объяснить для чего нужен пузырь, это нужно увидеть своими глазами... Увидеть зависимость параметров атмосферы от высоты (кто не видел, конечно, сейчас покажу, секунду):

Рис. 4 - Параметры стандартной атмосферы
Рис. 4 - Параметры стандартной атмосферы

Они все падают, снижаются с высотой. А это значит, что если мы накачаем оболочку водородом на земле, внутри у неё будет давление немножко больше атмосферного. Но как только мы подымемся на высоту, оно станет больше наружного уже не немножко, а очень даже множко. Разница давлений вырастет, и оболочка раз и лопнет. Законы физики. Все шарики, которые люди запускают в праздники, поднимаются на некоторою высоту и лопаются. Они не летят в космос, и даже не путешествуют по планете стабилизировавшись на конечной высоте в ветряных потоках атмосферы. Потому нам нужен внутренний пузырь. Это будет отличать наш аппарат от стратостатов всяких и метеозондов, которые раздуваются с высотой до меняют свою форму. Наш дрон должен быть как дрон что здесь, что там. Это моё условие. =)

В общем пузырь служит для закачки балласта. У земли дирижабль будут держать не мешки с песком или кирпичами, а воздух. Да, именно обычный воздух. Его полно вокруг, его можно насосом как закачивать так и откачивать и делать это быстро.

И первым делом мы посчитаем объем пузыря и остальные интересные параметры. Сейчас проспойлерю и покажу соотношение объемов уже просчитанное, а потом приступим к вычислениям.

Рис. 5 - Пузырь внутри дирижабля...
Рис. 5 - Пузырь внутри дирижабля...

Для проектирования пузыря запишем математическую модель задачи. Для этого нужно лишь вспомнить уравнение состояния идеального газа:

pV=\frac m MRT

здесь p – давление, V– объем, m – масса, M– молярная масса, R=8.314 \:  {Дж}/(мольK) – универсальная газовая постоянная, T – температура.

Для дальнейшей работы нам понадобятся молярные массы воздуха и водорода (он лучше чем гелий) (в системе СИ):

M_{\mathit{возд}}=28.97 \cdot 10^{-3}\mathit{кг}/\mathit{моль}M_{\mathit{вод}}=2\cdot10^{-3}\mathit{кг}/\mathit{моль}

Оболочка с пузырем образуют систему (в произвольный момент времени), изображенную на рисунке 6.

Объем дирижабля равен объему оболочки – величина постоянная, и в данном случае равна:

V_Т=3.33 \: м^3

здесь индекс Т означает «тела», то бишь объем всего тела (дирижабля).

А вот объем водорода, объем воздуха и масса воздуха – величины переменные, так как в процессе эксплуатации воздух то нагнетается, то откачивается из пузыря тем самым варьируя данные параметры.

Очевидно, что в оболочке и пузыре давления и температуры равны. Также понятно, что температура равна атмосферному, а давление равно атмосферному, но с некоторым избытком (который также является переменной величиной, ибо давление в оболочках не обязательно должно равняться строго атмосферному). Для каждого резервуара можно записать уравнение:

k\left(h\right) \cdot P_{\mathit{атм}}\left(h\right) \cdot \left(V_Т-V_{\mathit{пуз}}\left(h\right)\right)=\frac{m_{\mathit{вод}}}{M_{\mathit{вод}}}R \cdot T\left(h\right)k\left(h\right) \cdot P_{\mathit{атм}}\left(h\right) \cdot V_{\mathit{пуз}}\left(h\right)=\frac{m_{\mathit{возд}}\left(h\right)}{M_{\mathit{возд}}}R \cdot T\left(h\right)

здесь переменные величины записаны как зависящие от высоты. В данных формулах фигурирует не само давление в оболочках, а коэффициент избыточного давления k, так удобнее (мне). Атмосферное давление и температура известные, они выше уже изображались графическими зависимостями. А вот остальные переменные пока неизвестные.

Поделим одно уравнение на другое:

\frac{V_Т-V_{\mathit{пуз}}\left(h\right)}{V_{\mathit{пуз}}\left(h\right)}=\frac{m_{\mathit{вод}}}{M_{\mathit{вод}}} \cdot \frac{M_{\mathit{возд}}}{m_{\mathit{возд}}\left(h\right)}

Немного преобразуем его арифметическими операциями:

V_Т=\frac{m_{\mathit{вод}}}{M_{\mathit{вод}}} \cdot \frac{M_{\mathit{возд}}}{m_{\mathit{возд}}\left(h\right)} \cdot V_{\mathit{пуз}}\left(h\right)+V_{\mathit{пуз}}\left(h\right)

Итого имеем:

V_{\mathit{пуз}}\left(h\right)=\frac{V_Т}{1+\frac{m_{\mathit{вод}}}{M_{\mathit{вод}}} \cdot \frac{M_{\mathit{возд}}}{m_{\mathit{возд}}\left(h\right)}}

Также мы можем записать еще одно уравнение – величина силы Архимеда равна силе тяжести (сократили на g):

ρ_{\mathit{возд}}\left(h\right) \cdot V_Т=m_{\mathit{конст}}+m_{\mathit{вод}}+m_{\mathit{возд}}\left(h\right)

Здесь плотность воздуха атмосферы зависит от высоты, а масса водорода и конструкции (под конструкцией имеется в виду и масса конструкции и полезный груз) – постоянные величины, но пока неизвестные.

Выразим из этого уравнение массу воздуха:

m_{\mathit{возд}}\left(h\right)=ρ_{\mathit{возд}}\left(h\right) \cdot V_Т-m_{\mathit{конст}}-m_{\mathit{вод}}

Подставляя эту зависимость в формулу для V_{\mathit{пуз}}\left(h\right) будем практически иметь формулу, но в ней пока неизвестны два параметра - масса водорода и конструкции.

Найти их можно из следующих соображений. Нужно определиться на какую максимальную высоту будет летать дрон. Вот я уже определился, это 2000 м. Теперь запишем выше представленное уравнение в граничных точках:

ρ_{\mathit{возд}}\left(0\right) \cdot V_Т=m_{\mathit{конст}}+m_{\mathit{вод}}+m_{\mathit{возд}}\left(0\right)ρ_{\mathit{возд}}\left(2000\right) \cdot V_Т=m_{\mathit{конст}}+m_{\mathit{вод}}+m_{\mathit{возд}}\left(2000\right)

Но так как масса воздуха в пузыре на максимальной высоте будет равна нулю (он то нам нужен как хранитель балласта, а на максимальной высоте по логике вещей весь балласт должен быть сброшен), имеем:

ρ_{\mathit{возд}}\left(0\right) \cdot V_Т=m_{\mathit{конст}}+m_{\mathit{вод}}+m_{\mathit{возд}}\left(0\right)ρ_{\mathit{возд}}\left(2000\right) \cdot V_Т=m_{\mathit{конст}}+m_{\mathit{вод}}

Вычитая из первого уравнения второе, определим массу воздуха на нулевой высоте:

m_{\mathit{возд}}\left(0\right)=\left(ρ_{\mathit{возд}}\left(0\right)-ρ_{\mathit{возд}}\left(2000\right)\right) \cdot V_Т

Теперь запишем уравнение состояния газа для пузыря на нулевой высоте:

V_{\mathit{пуз}}\left(0\right)=m_{\mathit{возд}}\left(0\right)\frac{R \cdot T\left(0\right)}{M_{\mathit{возд}} \cdot k\left(0\right) \cdot P_{\mathit{атм}}\left(0\right)}

Здесь справа всё известно, окроме коэффициента k на нулевой высоте. Из опыта могу открыть секрет, для оболочек изготовленных из металлизированных пленок его лучше задать равным у земли примерно 1.03. При 1.05 оболочка лопнет... А при 1.03 она уже достаточно хорошо держит форму, да что там хорошо - она натянута как барабан. Избыточное давление при этом как нетрудно понять примерно 3 кПа.

Итого у нас уже имеется и объем пузыря (ведь на нулевой высоте он будет максимальным, загружен балластом до краев).

А вот теперь пришло время записать уравнение сост. ид. газа для оболочки дирижабля на нулевой высоте и найти таким образом массу водорода:

m_{\mathit{вод}}=\frac{k\left(0\right) \cdot P_{\mathit{атм}}\left(0\right) \cdot M_{\mathit{вод}}}{R \cdot T\left(0\right)} \cdot \left(V_Т-V_{\mathit{пуз}}\left(0\right)\right)

И массу конструкции теперь легко определить:

m_{\mathit{конст}}=ρ_{\mathit{возд}}\left(2000\right) \cdot V_Т-m_{\mathit{вод}}

Вроде все как-то запутанно, но на самом деле тут обычная система линейных уравнений 4-го порядка, можно и так: сначала записать и решить как слау.

Итого, значения получаются равными для нашего случая:

m_{\mathit{вод}}=0.23985 \:  \mathit{кг}, m_{\mathit{конст}}=3.112 \: \mathit{кг}, m_{\mathit{возд}}\left(0\right)=0.7276 \: \mathit{кг}, V_{\mathit{пуз}}\left(0\right)=0.57664 \: м^3.

Теперь, когда всё известно, можно и графики зависимостей построить по формулам:

V_{\mathit{пуз}}\left(h\right)=\frac{V_Т}{1+\frac{m_{\mathit{вод}}}{M_{\mathit{вод}}} \cdot \frac{M_{\mathit{возд}}}{ρ_{\mathit{возд}}\left(h\right) \cdot V_Т-m_{\mathit{конст}}-m_{\mathit{вод}}}}k\left(h\right)=\frac{m_{\mathit{вод}}}{M_{\mathit{вод}}}R \cdot \frac{T\left(h\right)}{P_{\mathit{атм}}\left(h\right) \cdot \left(V_Т-V_{\mathit{пуз}}\left(h\right)\right)}

Ну вот и всё. Всё устраивает, всё правильно получается. Можно сказать пузырь готов. Рассчитать его размеры исходя из объема можно.

Таким образом дрон-дирижабль оснащенный пузырем внутри способен взлетать на высоту 2 км и при этом не то что не лопнет, так он еще и форму держать будет и давление практически постоянное, и колебания атмосферы можно держать в узде. Всё.

А потом можно доделать дрон до конца и летать в реальности примерно как в симуляции:

Спасибо за внимание.

Комментарии (13)


  1. siberiano
    14.09.2021 19:59
    -2

    Опечатка:
    которые раздуваются с высотой до меняют свою форму.


  1. Mox
    15.09.2021 01:43

    Я периодически обдумываю вопрос - почему нельзя сделать дирижабль в форме крыла или какой-то другой - гибридный с самолетом формат. Получается отличный грузовой девайс


    1. Bedal
      15.09.2021 08:13
      +2

      Подобные схемы, с подъёмной силой корпуса, применяют в гибридных дирижаблях.

      включая знаменитую Летающую задницу
      image
      Но успешных среди них нет. В том числе потому, что скорость очень мала, устойчивость обеспечить невозможно (крыло создаёт пикирующий момент просто по факту создания подъёмной силы). Плюс — скорость ветра сравнима со скоростью дирижабля, и получится возникновение/исчезновение подъёмной силы по внешним, не управляемым, причинам.


  1. usa_habro_user
    15.09.2021 04:55
    -5

    дрон-дирижабль оснащенный пузырем внутри способен взлетать на высоту 2 км

    Боюсь, что только в ваших фантазиях. Не думаю, что вы сможете разработать управляемый и независимый от ветра дрон, руководствуясь лишь вышеприведенными расчетами (не вникал, ибо просто не интересно, и практического смысла ноль). Непонятно также, что эта статья делает в блоге "DIY или Сделай сам"... Собственно, "Do" тут маловато, однако.


  1. ViktorAPT
    15.09.2021 09:56

    Можно использовать дирижабль как ветряк, мне кажется в этом больше смысла.


  1. KstnRF
    16.09.2021 16:51

    ... блин, ожидал в конце рабочий макет разработанного дирижабля :))
    В любом случае, интересно.


    1. dirijabla Автор
      16.09.2021 17:17

      Спасибо, что проявили интерес. Прототип был разработан, но оказался не так герметичен как хотелось бы. Спускал в носике (форма изначально неправильно была выбрана, нужно было делать острым), пришлось его лопнуть =) А так был сделан с «пузырем» внутри, в других местах вроде герметично всё было… Может быть еще буду писать статьи сюда, тогда и расскажу, а может и о чём-то новом сразу поведаю. (но если интересно, на youtube-канале у меня есть видео, где я запустил в полёт сам пузырь, как воздушный шар)


  1. Stratum
    16.09.2021 16:51

    Тоже пытался такой построить. Но оказалось, что при малых объемах (1м3) много аккумуляторов с собой не возьмешь, а ветра на высоте серьезные. Не хватает энергии чтобы хоть сколько-нибудь долго летать по улице. Получился воздушный шар, который умеет держать нос повернутым к нужной точке. Надеюсь, что сейчас аккумуляторы стали легче и более емкими, а значит у Вас все получится!


    1. dirijabla Автор
      16.09.2021 17:06

      по моим расчетам получается 1.5 кг батарей можно будет взять плюс минус… Этого хватит на 500 км пролететь на одном заряде, при скорости 10 м/c, например (аэродинамика более-менее посчитана). А на высоте до 2 км ветра до 15 м/c… и это в вихревых областях, а соотношение безвихревых и вихревых областей может 50 на 50, я тут наблюдаю за ветрами earth.nullschool.net/ru/#current/wind/isobaric/850hPa
      плюс думал еще солнечные батарейки прицепить, но это пока лишь мечты. Спасибо, за отзыв


      1. Stratum
        16.09.2021 18:02

        Я пробовал солнечные батареи приладить. Веса много, парусности много, энергии мало. сейчас, возможно, есть более эффективные решения. Но опять же я сужу по дирижаблю на 1м³, чем больше, тем эффективней.


        1. dirijabla Автор
          16.09.2021 18:57

          Несомненно, что чем больше, тем эффективней. Как приступать ко всему этому делу, первым делом я и считал минимально возможный размер (прикидочно), но там вышло чёто там поменьше, чем в итоге принял. Но больше чем 1 м куб ) не помню, давно это было. Ну и там еще вопрос куда приладить эти солнечные панели. Если тупо сверху — центр масс смещается вверх, что нехорошо для остойчивости. Где-то я вдохновился, чтобы цеплять их внутри, снизу, делая верх из прозрачной пленки. Но не знаю есть ли такая пленка хорошая не металлизированная, чтобы и барьерные свойства у неё хорошие были. Ну и плюс там пузырь мешает… на него что-ли придется, если дойдет до этого дело.
          А с парусностью дело, как мне кажется, решается просто и наивно — поворачивая носом к набегающему потоку, это если нужно зависать на определенном месте. потому что сопротивление в 5 раз больше (если например под углом 45 градусов ветер). и в 45 раз больше если под углом 90 градусов, это я только что из своих аппроксимаций аэродинамики достал. Тут нужно шуструю систему управления, мож будет время потестирую в своём симуляторе, там есть опция «добавить векторное поле ветров». Потому что пока я сильно не игрался с ветрами


  1. Stratum
    16.09.2021 19:21

    Моя ошибка была том, что я слишком сосредоточился на теории и системе управления. А когда начал запускать, понял, что не летает. Рекомендую начать с полетов, а потом будете дорабатывать. Много вопросов отпадут сами собой.


    1. dirijabla Автор
      17.09.2021 15:52

      видимо где-то в теории ошибка закралась, раз не сошлось с экспериментом…
      спасибо, учтем рекомендации.