“Нет ничего более приятного, чем опыты над людьми, особенно когда тебе за это платят”… Что можно сказать о человеке, прочитав эту фразу? Что ему нравится его работа!
Сегодня будет интересная история именно о таком человеке. Как он попал в стартап, почему всё пошло не так, как он решил проблему выгорания коллектива в самый неподходящий момент и при чём тут настольные игры.
Для лучшего восприятия, рассказ будет идти от его лица, упуская определённые NDA-детали.
Как всё начиналось?
Последние 2 года я проработал тимлидом в одной маленькой веб-студии. Меня там всё устраивало ровно до тех пор, пока мы не стали подрядчиками одной государственной компании.
Спустя несколько десятков проектов я больше не мог терпеть бюрократию и тупость системы гос. управления. Пришло время двигаться дальше и искать другую работу. Хотелось чего-то нового, захватывающего и бодрящего.
Тем же днём составил резюме и разместил на всех площадках по найму – “Опыт работы семь лет. Три года – Middle PHP-программистом, два года – Senior PHP-программистом и ещё два года – тимлидом. Английский знаю, аналитический склад ума, высшее образование, стрессоустойчивый, дружелюбный и бла бла бла...”. В общем, указал всё, что обычно указывают в резюме, добавил перечень проектов, которые делал (что, где, когда и как) и стал ждать…
Через две недели пришло приглашение на собеседование. Один мужик, 18 лет проработав маркетологом, решил вложить свои средства в стартап по разработке системы CRM+ERP для малого и среднего бизнеса Европы. И это именно то что я хотел.
Всех работников собеседовал лично директор, в том числе и меня. Оказалось, что для фирмы, в которой он работал, мы уже делали несколько проектов. Ему требовался человек с опытом, который сможет реализовать всё задуманное, внести свои идеи и создать готовый продукт. Я не совсем был именно таким человеком, но решил рискнуть. Так я стал product-менеджером.
Первые шаги
Команду формировали долго. Маленькая зарплата, как и работа на энтузиазме без быстрых перспектив, мало кого интересовали. Но всё же такие люди нашлись.
Составив план на ближайший год, в количестве семи человек, мы приступили к разработке.
Кому интересно — это был комбайн, где в роли бэкенда выбрали Symfony и MySQL, а в роли фронтенда — jQuery, Backbone, Underscore, LessCSS. Схема релиза — один раз в год, коробочное издание.Чуть больше чем через год мы смогли выкатить MVP. Презентовав продукт инвесторам, получили стартовое финансирование, а там и первых клиентов. Так наш стартап потихоньку стал перерастать в полноценный бизнес.
Основная команда разрослась до 15 человек, и мы открыли ещё один офис с мобильной разработкой и тестировщиками. По истечении года и восьми месяцев у нас уже было: два офиса, 27 человек основного штата, 10 человек на удалёнке, минимум текучки кадров, налаженный механизм разработки и коммуникации.
Дерево сотрудников нашего стартапа
Основной штат: директор, менеджер продукта, менеджер мобильного отдела, менеджер отдела веб-разработки, аналитик, бухгалтер, два секретаря, два Android разработчика, три iOS разработчика, два дизайнера, четыре backend разработчика, шесть frontend разработчиков и два администратора линукс-серверов.Вскоре, связи директора привели крупного инвестора/заказчика из Германии и мы получили финансирование, которое представить себе не могли. Как обычно бывает в таких случаях, инвестор требовал нового функционала и в очень большом количестве, а это никак не вписывалось в парадигму нашего развития. Да и не сильно мы были готовы к крупным изменениям, но деньги есть деньги.
Сотрудники на удалёнке: пять человек интеграции и поддержки, два переводчика и три тестировщика.
Мы попали в ситуацию, когда у нас есть продукт для среднего бизнеса, запрос на такой же, только для крупного, со своей спецификой, и огромный технический долг (не самое лучшее качество кода, проблемы в архитектуре, надобность в полном рефакторинге и оптимизации всего и вся). Было принято решение объединить весь основной коллектив в один офис, для более качественного контроля процесса и возможности получения более быстрого результата.
Наш новый дом
В 2013 году мы переезжаем в новый офис. Он шикарен! Огромный опенспейс в большом бизнес-центре с отличным дизайном и местами для отдыха. Общая вместительность где-то человек 50. Само помещение разбито на 3 рабочие зоны и у каждой своё оформление, но стилистика везде схожая. Между зонами находятся места для отдыха. С одной стороны окна в пол с видом на парк, с другой — кабинет директора и переговорка в матовом стекле. Кухни как таковой нет, только высокие барные стойки. В общем, уютно.
Показать фотографию офиса не могу, но по общим ощущениям, он похож на этот прекрасный офис Dropbox
После недели привыкания к новому месту, начался полноценный рабочий процесс. Для реализации поставленных задач было решено выделить общее ядро и параллельно развивать два продукта, с поддержкой существующих клиентов.
Тут я должен пояснить о ядре системы. Весь проект — это монолит, заточенный только под определённые задачи малого бизнеса. Туда, в принципе, не закладывалась возможность на быстрое расширение функциональности high-end класса. Из-за чего и появилась надобность написать всю основу с нуля, вместе с сохранением совместимости для уже существующего продукта.Коллектив требовалось переформатировать под разные направления, чем и занялись менеджера. Все понимали, что какое-то время, продуктивность будет ниже, поэтому темп и нагрузку менять сильно не стали. Новые знакомства, другой рабочий процесс и задачи стали на порядок сложнее — пускай какое-то время всё устаканиться и станет на поток. Для начала решили сконцентрироваться на наведении порядка в существующей кодовой базе.
Работы у всех было очень много. Если раньше я больше занимался самим продуктом и всем, что с ним было связано, то сейчас постоянно занят переговорами с директором, инвесторами, различными поездками и формированием пути развития сразу для двух продуктов. Понимая что быстро это не закончится, расписали задачи и рабочую нагрузку сразу на месяц вперёд. Как раз к тому времени закроем все вопросы по новой системе и сможем быстро приступить к реализации, ничего при этом не поломав.
Но не тут-то было. Суммарно только месяц пришлось провести в Германии, пока не утвердили все возможные нюансы и детали на разработку. Немцы очень серьёзно относятся к подобным вещам. Работа только по плану без каких-либо движений в сторону, если нужно что-то изменить, приезжай и обсуждай. Все сервера должны находиться в Германии, а вся информация должна быть доступна только внутри компании. Любая техническая поддержка должна свободно владеть языком и т.д. В общем, там 12 страниц требований, которые нам предстояло соблюдать.
На период этих поездок, много решений пришлось переложить на плечи менеджеров. Разговаривать со всеми и решать какие-либо вопросы буквально не было времени и желания. В итоге два с половиной месяца я занимался только требованиями инвестора и глубоким планированием не вникая в рабочий процесс коллектива. Когда это всё закончилось, я был изрядно вымотан.
А вот и крупные проблемы
Первое, что меня встретило по возвращении в офис, это новость об увольнениях. Без каких-либо объяснений 4 человека просто уволилось, а один из менеджеров вместе с тимлидом ушли в другую компанию. Ещё 7 человек только собрались увольняться, но я их отговорил это делать. В такой ситуации, как только уходит кто-то один, подобные мысли начинают возникать у всех остальных и этого лучше не допускать.
Я сразу же сел смотреть, что происходило, пока меня не было. На каждого работника у нас собирается статистика по определённым показателям, которые формируют его успеваемость и успешность, одним словом — продуктивность. Она недоступна для сотрудников, используется чисто для регулировки нагрузки и планирования сроков. Согласно этой статистике, поначалу всё было супер, но потом общая продуктивность начала стремительно падать с каждой неделей. На данный момент она на уровне 60% от той что была на старом офисе и динамика была не из приятных.
Я не люблю аналитиков. Они вечно своими придумками портят налаженный рабочий процесс. Но человек, который работал в этом стартапе просто гений. Не знаю как у него так получилось, без прямого влияния на коллектив, выстроить систему так, чтобы собирать очень точные показатели по персоналу.В двухнедельный спринт перестали укладываться, из-за чего всех заставили работать вне рабочего времени. В компании так было не принято, поэтому переработки не учитывались ни в учёте системы, ни в начислении ЗП. Да и весь коллектив был на взводе, впервые за всё время моей работы. Не вникая в суть происходящего, пошёл докладывать директору о проблемах.
После длительного и нелёгкого разговора, мне было дано шесть месяцев на решение этой проблемы и подготовке рабочей системы для демонстрации инвестору. “Делай всё что хочешь, нанимай любых людей, мне нужен стабильный отлаженный рабочий процесс. Ты прекрасно понимаешь что это не те люди, которые могут войти в наше положение и подождать. А без их финансирования придётся всех вас разогнать к чёртовой матери!”.
Директор никогда не общался с коллективом напрямую, никогда не влезал в рабочий процесс по своей инициативе и никогда не сомневался в тех решениях, которые мы принимали. Он занимался тем, что получалось у него лучше всего — привлекал финансы. Всё остальное делали мы и разгребать проблему будем тоже мы (а точнее я и только я).
Что пошло не так?
Пришёл в офис пораньше и начал с глубокого анализа деятельности различных команд. Первое, что бросилось в глаза — показатели удалёнщиков. Переводчики, тестировщики, копирайтеры и интеграторы показывали точно такой же результат, как и до этого. Им, как и раньше, просто выдавали задачи и они их выполняли, быстро и качественно. Значит проблема была внутри офиса.
Посидев с менеджером долгое время (второй перестал выходить на связь), мне удалось восстановить цепочку происходившего. И проблема оказалась комплексной. Ещё перед переездом мы сформировали план работ по подготовке текущей системы, заготовкам для новой системы, выделения общего ядра и различного рода правок. Оставалось только внести задачи в общий пул, сформировать новые команды и распределить нагрузку.
Команды сформировали… Физически разбили по 3-5 человек и рассадили по офису как попало. Самый большой объём работ был по выделению общего ядра для систем и формирования новой архитектуры. Сюда кинули всех Senior-разработчиков, в том числе и тимлидов. Остальные занимались поддержкой, закрытием багов и всякими мелкими работами.
Не знаю, что делали с доской задач, но весь план, который я разрабатывал там был задвоенным с сотнями непонятных правок. Много задач, которые требовалось обсудить, сразу пустили в разработку. Несколько людей могли делать одни и те же задачи параллельно. За учётом процессов в системе никто внимательно не следил. Без тимлидов вся нагрузка легла как попало, из-за чего и был перекос по показателям. Весь этот хаос напрямую отразился и на дальнейшей работе.
Затронули зарплаты. Весь персонал получал определённую ЗП каждый месяц и премиальные в конце года. Наблюдая проблемы, кто-то решил стимулировать разработчиков. Теперь они получали ставку на 15-30% меньше и ещё 25-35% премиальных в конце месяца, если закрыли все задачи. Сколько разработчиков получили премиальные за 2 месяца? Всего двое…
На этом ещё не всё. На период переписывания ядра, для всех было установлено время на обед и отдых в 30 минут. Кому-то показалось, что сотрудники слишком много времени тратят на пустые разговоры, когда нужно активно работать. Поэтому была введена система учёта рабочего времени, где за лишние 15 минут на кофе или туалет человека могли лишить части зарплаты… У нас коллектив не то чтобы слишком дружный. Скорее люди общаются именно на рабочие темы. Зачем нужно было вводить эти штрафы мне непонятно.
После всех изменений, коллектив приходил на работу, отрабатывал свои 8 часов и уходил домой. Единственное, что его интересовало — выполнить план как-нибудь и получить полноценную ЗП. Из атмосферы дружеского общения, поддержки и командной работы (как мне казалось), выкинули всё кроме работы.
За многие годы я перепробовал множество различных методик по управлению персоналом и ведению проекта. Постоянно экспериментируя над сотрудниками, я смог вывести тот шаблон управления, который работал именно для нас. Пока все были на своих местах он не сбоил, но как только пошли перестановки и введения кардинальных мер — всё рухнуло.
В итоге из-за постоянного стресса и отсутствия разрядки, случилось полное выгорание коллектива. Людям было всё равно что происходит, кто что делает и зачем вообще напрягаться, если от этого нет никакого толку. Частично я в этом виноват. Вместо того чтобы делегировать свои полномочия и рабочие обязанности на момент загрузки, я просто их скинул на нижестоящих менеджеров. Что сделали менеджера? Да то же самое, скинули свои обязанности ниже. А как поняли, что дела плохи, попытались разгрести бардак, но только ухудшили положение дел.
И что теперь делать?
Раньше офисы были маленькие и все работали рядом. Команды формировали по роду деятельности — бэкенд с бэкендом и фронтенд с фронтендом. Это давало возможность быстро обсудить проблему и решить её, находясь внутри локального круга своей команды. Время никогда не регламентировалось. Человек приходил, надевал наушники и делал свою работу, периодически прерываясь на обед, кофе, разговоры, обсуждения и покурить. Его никто не загонял в определённые рамки, не указывал что делать и как делать.
Срочно нужно убирать все нововведения и восстанавливать старые принципы. Сделал новый рабочий план и балансировку задач, учёл все пожелания и вернул политику начисления зарплат без “программы поощрения”. Перестроил команды и жёстко зафиксировал рабочее место за каждым. Теперь есть явные отделы фронтенда, бэкэнда, мобильной разработки и другого персонала. Все обязанности ушедших сотрудников разделил между собой и другими, пока не найдём новых.
Кодовая база была в жутком состоянии. Большая часть явно не понимала, что они делают и зачем. Хорошо что основная команда по разработке ядра довольно опытная и смогла практически полностью закончить свою работу. Теперь предстоит навести порядок и адаптировать существующий продукт под новое ядро. Новый проект пока не трогаем. С таким настроем, коллектив явно его не вытянет.
На восстановление нормального рабочего процесса у меня ушло почти 3 недели, по 17 часов, без выходных. Сказать, что я был уставшим — ничего не сказать. Я мчался на полной скорости к нервному срыву, а от недосыпа начались проблемы со здоровьем. Сейчас покоя мне не давал только наш новый продукт. Чтобы начать его разработку, нужно решить основную проблему — выгорание коллектива. Это как затяжная депрессия, сама по себе не пройдёт, нужно применять меры. Единственный рабочий механизм для сброса накопленного стресса и укрепления рабочих связей, который я знал — это тимбилдинг.
Тимбилдинг (он же командообразование) — перечень мероприятий, укрепляющих человеческие связи, внутри группы сотрудников, для лучшего процесса взаимодействия. Очень интересная методика, которая даёт возможность поэтапно выстроить командную работу и настроить внутренние процессы совместного труда.
Результатом становится формирование прочной системы взаимоотношений в коллективе, с повышением производительности труда и снижением рабочего накала. Сотрудники быстрее учатся (за счёт обмена опытом), легче переносят нестабильность и сложность в рабочей обстановке, больше проявляют инициативу, получают атмосферу дружбы, доверия и поддержки. В свою очередь, компания получает более лояльных сотрудников с большей отдачей и меньшей текучестью кадров.
Единственная проблема — правильная реализация этой системы. Многие менеджера думают (и я раньше так думал), что это всё появляется само собой. Люди работают вместе, общаются и бац — коллектив готовый умереть за свою компанию. На самом деле всё далеко не так. Нужно постоянно прикладывать усилия для достижения стабильного результата, на протяжении всего времени существования компании.
В основном тимбилдинг сводится к соревнованиям и экстремальным видам спорта, как к самому быстрому и эффективному способу добиться нужного результата. Во время спортивных игр создаются командные связи, атмосфера доверия, проявляются лидерские качества и люди раскрывают те особенности, которые невозможно увидеть за обыденным рабочим процессом. Но на практике всё не так. Спорт будет работать только в том случае, если в коллективе и так дела идут хорошо. Когда имеются внутренние конфликты, подобные мероприятия только усугубят ситуацию и принесут больше проблем, чем было до этого.
Для нас такой подход явно не применим. За всё время нашего существования, я не смог вспомнить, чтобы мы что-то делали помимо работы. Даже корпоративы мы не проводили. Это связано с тем, что поначалу была большая текучка кадров и формироваться дружеской атмосфере было неоткуда. А потом мы просто на это не обращали внимание.
Помимо этого, затраты на подобные мероприятия всегда будут значительно выше полученного КПД. Многие забывают, что от одного такого тренинга результата не будет совсем. Как и от второго и от третьего, нужно время на формирование связей, очень много времени. А если представить, что всё нужно организовать, вклинить в рабочий процесс, продумать локацию, питание, соревнования, развлечения и чтобы всем понравилось, понимаешь насколько это плохая затея.
Мне нужен такой же принцип, но в более удобном формате и на длительную перспективу. Решение должно органично вписываться в обыденность и быть приемлемым для всех. Я ничего не смогу сделать, если не буду понимать какие есть интересы у основной части коллектива, чем они живут и как отдыхают.
И… большинство собственно, как и я, довольно скучно живёт: дом, работа, дом, работа, прогулка, телевизор, сон. Кто-то играет в компьютерные игры, а кто-то программирует. Вот два android-разработчика, каждые выходные посещают какой-то варгейм-клуб и играют в настольные игры… Вот оно, то что мне нужно — игры… Именно игры являются отличным способом пообщаться и хорошо провести время в компании из людей разного возраста и мировоззрения. Не имеет значение какие они, спортивные или настольные, главное, чтобы соблюдались все принципы тимбилдинга.
После оценки ситуации, я решил компьютерные игры не рассматривать. Не хочу, чтобы сотрудники работающие сутками за компьютером, за ним ещё и отдыхали. Да и коммуникация между людьми будет сухой, искусственной и неудобной. А вот настольные игры — это уже другое дело, там с этим всё прекрасно. Но, кроме Монополии, я толком-то ничего и не пробовал. Думаю в варгейм-клубе мне явно смогут помочь…
Решение проблемы?
Суббота и вот я в клубе. До этого дня считал себя гиком, но то, что я увидел меня поразило. Подвальное помещение забитое людьми от мала до велика, много столов, игр, карт, каких-то фигурок и каждый чем-то увлечён. Тут даже есть бар и неплохая кухня. Если бы не знал, где я нахожусь, подумал бы, что попал в подпольное казино. Единственный недостаток клуба — он тесноват для такого количества людей.
Турнир по Warhammer 40000 — Apocalypse
Турнир по Warhammer 40000 — Apocalypse
Турнир по Warhammer 40000 — Apocalypse
Там я провёл весь день. Поиграл в разные игры, познакомился со многими людьми и мне доходчиво объяснили, что, где и как работает. Впервые за долгое время я так хорошо отдохнул и получил уйму удовольствия. Там, где другие видели развлечения, я видел перспективу, решение моей проблемы. Но перед тем как предпринимать какие-то действия, мне нужно лучше разобраться в этом деле.
Здесь кратко описаны только те игры, которые обязательно стоит попробовать каждому. А также пользу, которую они могут принести.
▍ Warhammer 40K
Warhammer 40K (WH40K, Вархамер, Ваха) — настольная пошаговая боевая стратегия с очень проработанной вселенной, заслуженно имеющая миллионы поклонников по всему миру. В основе лежит мрачный техно-фантастический мир с элементами фэнтези и мистики, где нет ничего кроме войны. Сюжет очень обширный и хорошо проработан, благодаря большому количеству писателей. В первую очередь Warhammer 40K известна своим масштабом и количеством пафоса, но присутствует также глубокая драма. Сам игровой процесс очень хорошо отражает все эти детали.
❒ — Принцип игры:
Warhammer 40K это очень сложная игра, требующая стратегического мышления и планирования. По сути, чем-то похожа на шахматы, но с большим масштабом. Чтобы победить, нужно держать в уме очень много информации, хорошо продумывать каждый ход и каждое действия, знать особенности противника и предугадать его действия.
Игра представляет собой большое поле с ландшафтом (стол), на котором, согласно правилам, располагаются войска. Они представлены в виде миниатюр воинов, чудовищ и боевой техники. Все войска нужно покупать, собирать и красить самому, что привносит элемент коллекционирования и творчества. Это не дешёвое занятие, но благодаря разным режимам игры, своё войско можно собирать постепенно начиная с малого.
Игроку доступен просто огромнейший выбор фракций и армий. Тут присутствуют: Империум Человечества, Орки, Эльдары, Хаос, Некроны, Тау, Тираниды. Каждая из них имеет свою историю, особенности, набор войск и свод правил. Благодаря чему каждая фракция играется чуть иначе чем остальные. К этому всему ещё стоит добавить множество подфракций, которые увеличивают вариативность ещё на порядок. Мне кажется, что нет такого человека, который бы не смог найти что-то по своему вкусу.
Для игры необходимо иметь две книжки: свод основных правил (core rule book) и кодекс определённой фракции, выбранной для игры. В кодексе подробно описывают историю, армии, вооружения, особенности и как правильно играть этой фракцией.
Когда выучили правила, подготовили армию, нашли место для игры и соперника, можно начинать. Перед игрой нужно определиться с размером армий и выбрать миссию. Далее определяемся с очерёдностью хода и выставляем войска. Каждый ход состоит из различных фаз. За один ход человек может: походить (передвинуть армию), применить заклинания (психосилу), пострелять и ввязаться в рукопашный бой. После чего, ход переходит другому игроку и он делает то же самое.
Благодаря тому, что в армии присутствуют различного рода войска, игра становится очень тактической. Постоянно нужно думать, как ходить пехотой, куда передвинуть лётные подразделения, что делать с техникой, какие есть угрозы и т.д. Из-за этого игру нельзя назвать динамической. Каждый ход игрока занимает значительное количество времени.
На практике игра намного сложнее, деталей и нюансов просто море. Правила довольно обширные и знать их нужно хорошо. Как свои так и соперника, чтобы иметь лучшее тактическое представление.
Играется очень вдумчиво, с пафосным выражением лица, двумя и более людьми. Обычно партия длится около 3-4 часов. Чтобы победить, нужно уничтожить соперника или выполнить определённые требования миссии.
❒ — Чем полезна:
Если человек занят сложной мыслительной работой, где присутствует планирование и высокая интенсивность, лучше игры для отдыха не найти. Часто при такой работе мы зацикливаемся на какой-то проблеме и не можем её решить долгое время. Идёт перегрузка мыслительных процессов, что приводит к прокрастинации. Настольный Warhammer позволяет переключить работу мозга на решение схожих задач при этом, не сбавляя сложности.
Результат игры зависит от многих факторов как самого игрока, так и его противника, включая элемент случайности. При этом, даже проиграв партию, получаешь удовольствие и думаешь не о вселенской несправедливости, а о том, как не допустить этого в следующий раз. Как изменить стратегию, сыграть иначе, перестроить армию, лучше продумать ходы и прочее. Человек учится использовать полученный опыт несмотря на то, положительный он или отрицательный. Хочешь выиграть, развивайся, становись лучше и эта практика очень хорошо переносится на реальную жизнь.
По своему опыту могу сказать — все вопросы которые накопились за рабочую неделю, очень быстро решаются после нескольких игровых партий и хорошего сна.
Благодаря множеству книг, выпущенных по этой вселенной, можно скоротать не один зимний вечер.
▍ Magic: The Gathering
Magic: The Gathering (MTG, Magic, Меджик, Мотыга) — настольная коллекционная карточная игра в фэнтезийном жанре. Более популярной ККИ просто представить себе невозможно, настолько она крута. Вся ценность игры в картах. Визуально это просто произведение искусства, что и заставляет их коллекционировать.
❒ — Принцип игры:
Каждый игрок представляет собой мага — мироходца. У мага имеется своё здоровье. Пока он жив, вы в игре. Колода состоит из земель (маны), заклинаний и воинов. Здесь есть деталь, которая даёт очень большую реиграбельность — все карты привязаны к одному из пяти цветов со своей философией и их можно комбинировать.
Суть игры такая: разыграл землю, разыграл существо или заклинание, подождал действий соперника, нанести удар. Каждый ход разбит на сегменты, что даёт возможность и себе и сопернику более активно принимать участие в дуэли. Игра очень обширная, потребуется достаточно много времени на изучение правил и нюансов, но сам игровой процесс довольно-таки простой.
Играется вдумчиво, как и в шахматах, двумя людьми (бывает и больше). Обычно партия длится около 45 минут. Чтобы победить, нужно уничтожить соперника.
❒ — Чем полезна:
Хоть победителем может быть только один человек, суть игры далеко не в победе. Намного интересней сам игровой процесс и разыгранные комбинации. В игре много случайности из-за чего весь умственный процесс сосредоточен ещё до начала самой игры. Нужно составить свою колоду карт, возможно даже не одну, хорошо продумать механики и взаимодействия, а потом попытаться это всё сыграть. И до конца игровой сессии невозможно предугадать, насколько удачным был выбор.
Из-за того, что нужно знать карты, как они работают и как комбинируются, эта игра будет полезна людям, которые постоянно сталкиваются с большим количеством связанных мелких задач. По своей сути эта ККИ, как и другие — абстракция на программирование. Очень много схожих принципов позволяют лучше понимать общий процесс и это понимание даёт очень интересные результаты в реальной работе. Удивительно, но человек, загруженный работой, может отдохнуть просто перебирая карты и формируя для себя новые игровые меты.
▍ Dungeon & Dragons
Dungeon & Dragons (D&D, Подземелья и драконы) — настольная ролевая игра в фэнтезийном жанре. О старой доброй D&D знает каждый гик. Это икона в семействе настольных игр.
Представьте что вы один из 9 человек «Братства кольца». Ваша задача отнести «Единое кольцо» в жерло вулкана и спасти Средиземье. Как вы это сделаете? С какими трудностями вы столкнётесь во время похода? Что вас ждёт в конце? Удивительно, но именно так и выглядит вся игра. История рассказана не кем-то, а вами, ведь вы в ней непосредственно участвуете.
❒ — Принцип игры:
Вся игра — это рассказ мастера (ведущего), а игроки в ней — персонажи. Мастер, следит за ходом приключения и управляет всеми неигровыми персонажами. Формально он выстраивает дорогу, по которой движется группа приключенцев внутри сюжета. Каждый игрок отыгрывает свою определённую роль, со своими характеристиками, вещами и целями, постоянно прогрессируя. Главное в игре — получать удовольствие от процесса и помочь другим игрокам сделать то же самое.
Всё, чем ограничены игроки — это фантазией. Существуют специальные игровые наборы, которые помогают лучше погрузиться в мир, историю и происходящее. Поначалу будет очень необычно, но потом привыкаешь и действительно чувствуешь себя частью приключения.
Играется очень интересно, компанией из 3-8 человек. Обычно партия длится около 2,5 часа. Победы в игре как таковой нет. Цель группы — выполнить основное задание, после чего можно продолжить игру дальше.
❒ — Чем полезна:
Dungeon & Dragons это лучшее что можно придумать для выстраивания командных связей. Здесь существует сразу два лидера, первый — это ведущий, а второй это один из игроков (проявляется во время игры).
Ведущий управляет игровым процессом. Его задача — выстроить игру так, чтобы всем было интересно, несмотря на определённые правила. Человеку в роли ведущего нужно уметь быстро принимать решения и продумывать происходящее на несколько шагов вперёд. Игра учит процессу управления множественными сущностями согласно своду определённых правил, в том числе и людьми. Здесь очень хорошо оттачивать навыки для будущих тимлидов и менеджеров.
В процессе игры, каждый игрок отыгрывает свою роль со своими задачами следуя определённому сюжету. По мере продвижения между игроками возникают командные взаимодействия, и формируется негласный лидер. Это происходит автоматически благодаря человеческой природе. В какой-то момент каждый становится на своё место и выполняет именно свою роль. Только благодаря совместной работе всех и возможно достичь цели, выполнить задание и просто хорошо провести время.
Большим бонусом для игры является то, что нужно постоянно визуализировать всё происходящее. Это развивает пространственное мышление, что очень полезно для людей, которые разрабатывают интерфейсы и занимаются дизайном.
▍ Манчкин
Манчкин — настольная карточная ролевая игра пародийного характера. По сути, это самая обычная игра вида D&D, преимущественно фэнтезийного жанра, но есть много вариаций и ответвлений (даже с котами). Она подкупает своей простотой и юмором. Выучить правила можно за 15 минут, а удовольствия получишь на весь вечер.
❒ — Принцип игры:
Есть две колоды, двери и сокровища. Открываешь дверь, убиваешь монстра, получаешь сокровища, экипируешься, получаешь уровень и так по кругу. Ход идёт по часовой стрелке. Первый кто будет ходить выбирается жеребьёвкой. В игре необходимо любым способом, любой хитростью, переступая через головы соперников, как можно быстрее набрать 10 уровней. Обязательным правилом является вредительство. При любой возможности нужно портить жизнь другим игрокам, но и меру знать, так как они будут отвечать тем же. Не грех объединиться с другими игроками и напакостить лидеру гонки за уровнями.
Играется весело, компанией из 3-6 человек. Обычно партия длится около 40 минут. Побеждает игрок, который первым набрал 10 уровней.
❒ — Чем полезна:
Манчкин направлен на коммуникацию между людьми и выстраивание определённых, временных, взаимоотношений. Как и в других играх, победитель может быть только один. Игра постоянно провоцирует на взаимодействия между игроками, как на помощь, так и на различного рода коварности и те, кто будет близко брать всё к сердцу, просто не сможет победить в игре.
Будет полезной для всех кому нужно постоянно переключаться между разными задачами и работать с разными людьми. Помогает справиться со стрессом и вообще очень хорошо провести время.
▍ Monopoly
Monopoly (Монополия) — настольная экономическая игра с элементами стратегии. Наверное, одна из самых известных игр в мире. Думаю каждый из нас, в какой-то мере, хотел стать магнатом, владеть землями и чувствовать себя властителем мира. Именно эта игра даст возможность реализовать все свои амбиции.
❒ — Принцип игры:
Существует множество различных вариаций этой игры, но лучшей остаётся классическая. Игра представляет собой расчерченное замкнутое игровое поле с улицами (активами) и зонами игровых активностей. Каждый игрок имеет свою фигурку на стартовой клетке и начальный капитал. Ход происходит по очереди согласно жеребьёвке. В зависимости от выпавшего значения на кубах, делается ход, после чего игрок или приобретает свободный актив или выполняет специальное действие, указанное на клетке.
Цель игрока — собрать коллекцию активов одного цвета, взимать за них аренду, строить дома и отели, чтобы увеличить свою прибыль. И всё это для того, чтобы сделать банкротами всех остальных и остаться единственным игроком на поле, монополистом.
Играется бодро, компанией из 3-6 человек. Обычно партия длится около часа, но может затянуться и на несколько. Побеждает игрок с наибольшим числом активов.
❒ — Чем полезна:
Монополия — это лучшая игра, чтобы отдохнуть компанией. За счёт упора на экономическую составляющую, игра понятна всем, вне зависимости от возраста и мировоззрения. Она располагает к диалогу и учит людей договариваться на обще выгодных условиях. Также во время игры хорошо тренируется стратегическое мышление, так как есть надобность в контроле собственных ресурсов.
Так пролетели ещё 3 недели. Проводя время в клубе, я заметил за собой позитивные сдвиги: стал более собранным, расчётливым, начал меньше поддаваться стрессу и улучшились общий настрой. Значит пришло время, перенести полученный мною опыт на остальных сотрудников.
Строим новый порядок
По состоянию на сейчас, мы отстаём от графика на 2 с половиной месяца и это очень много. Коллектив трудится, но явно без энтузиазма. Времени на придумывание чего-то нового у меня точно нет, значит буду полагаться полностью на своё чутьё.
Мой план был такой:
- подобрать людей, которым может быть интересно проводить время за дружеской игрой;
- ознакомить их с игровым процессом и атмосферой клуба, показать что от этого есть польза;
- в зависимости от результата, продумать как перенести игровую практику на всех остальных.
Со всего персонала я выбрал 7 счастливчиков, которые будут участвовать в моём эксперименте. Все они экстраверты (интровертов тяжелее раскачать на открытую коммуникацию), привыкли отдыхать в дружеской компании, увлекаются играми и современной культурой. Для чистоты эксперимента разбил всех подопытных на 2 группы. Пока они не должны знать, ни о моих намерениях, ни о существовании второй группы.
Под видом обсуждения рабочих дел в неформальной обстановке, назначил встречу в клубе на выходные. Зная, что подобные встречи никто не любит и часто встречают отказом, пообещал всех угостить обедом и пивом за свой счёт. Мне важно было зафиксировать реакцию и результат, проверить, будет ли заинтересованность на добровольной основе.
Первая группа показала себя очень хорошо. Мы посидели в приятной обстановке и обсудили рабочие дела за игрой в Монополию и Манчкин. И ещё два часа досматривали партию в Warhammer 40к (умеет эта игра привлекать к себе внимание).
Вторая группа была вовлечена не так сильно. Двоим явно было не комфортно находиться в таком месте, поэтому после обсуждения рабочих дел они ушли по своим делам. А те, кто остался, ещё долгое время, увлечённо, наблюдали за игровым процессом других людей.
Так мы собирались ещё 3 или 4 недели подряд. По окончании эксперимента, мой круг по интересам насчитывал: двух android-разработчиков, пять программистов из группы подопытных и один человек из офиса (сработало сарафанное радио). Рабочие показатели почти у всех существенно выросли. На фоне общей картины это было сильно заметно. Мало того, среди людей, которые посещали игровой клуб, образовался свой круг общения. Всё сработало даже лучше, чем я рассчитывал, а значит мой эксперимент можно считать удачным.
Пришло время масштабировать игровую практику на остальных. Я отлично понимал, что клуб, хоть и был прекрасным местом, для наших нужд не подходил. Находился далековато, да и места там совсем не было. Единственный выход, сделать клуб у себя… Три недели в месяц, каждую пятницу, будем работать до обеда, заниматься рефакторингом, багами и всякой мелкой работой. А уже после — отдыхать, играть в настольные игры и приятно проводить время. В субботу офис также будет открыт весь день, для всех желающих, включая наших друзей из клуба.
Когда я рассказал об этом директору, он подумал, что я сошёл с ума, но всё же мою логику уловил и дал добро. В понедельник объявил всем о новом порядке. Коллектив встретил новость скептически, без явного интереса. Дополнительному выходному они были бы сильнее рады, но он не решил бы нашу проблему.
К пятнице уже были подготовлены игры, правила, армии и все сопутствующие материалы (спасибо друзьям из клуба). И… я надеялся, что первый раз подойдёт лучше. Хорошо проводили время только те, кто был вовлечён до этого. Все остальные, или продолжали работать, или просто ничего не делали до конца рабочего дня.
На раскачку потребовалось ещё 3 недели. Коллектив начал проникаться происходящим, играть в игры, общаться на разные темы, читать книги или просто сидеть и релаксировать под музыку. Мой план сработал, чему я был очень рад. Теперь нас ждал очень большой объём работы, с которым мы явно могли справиться без видимых трудностей.
Что в итоге?
Успеть к дедлайну всё сделать у нас не получилось. Новый продукт мы закрыли где-то на 80%. Инвестор был сильно недоволен, но мы смогли договориться о продолжении работы с минимальным ущербом для нас.
Практику отдыха в пятницу и субботу никуда не дели. Для многих это стало отличным поводом для налаживания дружеских связей и занятием хобби. У нас даже появилось отдельное место с готовыми армиями, ландшафтом, игральными картами и прочей игровой атрибутикой, которая привлекает внимание каждого приходящего в офис гостя.
Что касается рабочих показателей, продуктивность коллектива не только вернулась в норму, а ещё и увеличилась на ~35%, по сравнению с показателем до переезда. Мы никогда не были такими дружными, сплочёнными и довольными своей работой, как сейчас. И что самое важное, любые сложности для нас уже не были проблемой.
Заключение
Очень часто бывает, что менеджера относятся к персоналу как к рабочей единице, к циферке в очередном отчёте, к инструменту, который не может сломаться, просто не имеет на это права. Подобное происходит повсеместно и считается нормой. Ведь персонал — всего лишь средство для достижения цели, не более. Вот только нельзя игнорировать тот факт, что компания имеет ценность только потому, что есть люди, благодаря которым она может существовать.
Я всегда был далёк от этого. Нужных знаний управления персоналом и понимания человеческой природы у меня никогда не было, ведь я программист. Возможно именно те базовые принципы, которые заложены в основу любого программирования и дали мне возможность смотреть на проблемы иначе, под другим углом. Ведь, в конечном итоге, у меня получилось выстроить налаженный рабочий механизм, в которой людям было работать в радость.
Послесловие
В 2016 году, инвестор из Германии выкупил их компанию и предложил всем релокацию в Мюнхен с полным покрытием расходов. Директор получил неплохие деньги, а персонал — небольшие выплаты по этому поводу. Герой этого рассказа и вся основная часть программистов, воспользовались предоставленной им возможностью, освоились, завели семьи и живут там до сих пор. Офис продолжал свою работу около полугода, после чего был расформирован.
На новом рабочем месте, практику отдыха за настольными играми не разрешили применять. Даже с учётом предоставленной статистики и положительного результата, новое начальство посчитало её недопустимой в рамках рабочего процесса. Несмотря на это, привычка проводить выходные за дружеской игрой у них так и осталась…
P.S.
Я не участник данных событий. Моей задачей было поделиться опытом человека, который это всё исправлял в далёком 2013 году и его мыслями. Основной посыл в том, что нужно лучше знать своих сотрудников и с уважением к ним относиться.
Все «методики стимулирования работников» вводили постепенно в течении двух с небольшим месяцев. После отмены коллектив ещё месяца два работал без игровой практики. А играми баловались несколько лет после того. То что им помогли игры, указывает статистика за весь период существования компании. Это не означает что практика хорошая и может быть применена где-либо ещё.
Комментарии (87)
AllexIn
17.09.2021 16:53+18Я не уверен что именно настолки дали профит.
Компания была и так не верх по зарплатам
Маленькая зарплата, как и работа на энтузиазме без быстрых перспектив, мало кого интересовали
Так еще когда в компанию пришли бабки, руководство стало резко богатым и уехало в Германию совещаться - работники не только профита не получили, а получили еще сильнее уменьшение зарплаты.
Вы просто вернули им норм условия работы и этого хватило чтобы всё стало ок.
"Купи козу, продай козу". Настолки может и сыграли роль... А может и не сыграли.
IntoTheVoid Автор
17.09.2021 17:02-2Маленькая зарплата там была только на старте стартапа, дальше она была на уровне рынка. Руководство уехало совещаться, потому-что контракт.
Суть в том, что коллектив не был дружным до введения игровой практики и отдыха. Успехом стала именно коммуникация за счёт занятия общим делом. Коллектив не может начать работать лучше, чем работал раньше только потому, что условия вернулись в норму.AllexIn
17.09.2021 17:58+11Суть в том, что коллектив увидел что в компанию пришли деньги, но не увидел этих денег у себя.
IntoTheVoid Автор
17.09.2021 18:15-2На сколько я помню, там не раздавали акции компании, все были обычными нанятыми работниками. Деньги точно вливались в комфорт для сотрудников (офис, питание, соц. пакет). По поводу остального ничего сказать не могу, не обладаю такими данными. Стоит ещё учитывать что есть почти 40 работников которым нужна зарплата, налоги и прочие траты. Их нужно правильно распределять и делать прогноз, чтобы в один момент не потерять всё.
Что точно могу сказать, после продажи компании, сотрудники получили не такую уж и большую премию.
shizaspam
17.09.2021 18:16-2Называть ваху и мотыгу настолками? Ну понятно насколько автор в теме.
Советовать играть в эти игры? А упомянуть что там правила меняются каждый год, и часть моделей/карт не валидны, и надо снова вкладываться просто чтобы была возможность играть?
Если уж хотите интересного геймплея - infinity the game для сайфай, malifaux - для викториаского/магии, saga для простой исторички.
Ну и еще не забудем о знаменитой токсичности игроков ваху.
IntoTheVoid Автор
17.09.2021 18:28+4Простите, а тогда что если не настолки? Разве они не играются на столе?)
Каждая игра которая развивается и меняется со временем имеет необходимость в покупке. Это в первую очередь бизнес-модель. И никто не мешает играть тем что есть. Ведь, в отличии от компьютерных игр с микро транзакциями, они полностью принадлежат тебе. С ними можно делать всё что хочешь, хоть на полочку поставить как коллекцию, хоть сыграть по старым правилам.ZhilkinSerg
17.09.2021 18:51+1Днд, коллекционные варгеймы и коллекционные карточные игры это все таки отдельная наркомания на любителя. То ли дело душные евро, ужасный америтреш и громкие пати-геймы.
shizaspam
17.09.2021 19:09-3"меняется со временем имеет необходимость в покупке " - в идеальном мире так и есть. Только вот бизнес модель у ГВ (производителей вахи) другая - они каждый год меняют правила и кодексы для армий, тем самым просто запрещая использовать/удаляя уже купленные и вынуждая покупать новые наборы.
"Простите, а тогда что если не настолки? Разве они не играются на столе?) " - ну а на это можно сделать замечательную аналогию - вы сейчас показали "вайтишника от мира хобби"
Опять же, мой посыл не в том, чтобы обидеть и унизить автора. А в том, что он советует откровенную ... ммм, ну не халтуру, а скорее распиаренную игру, вместо того, чтобы хоть немного войти в тему и увидеть, что есть по настоящему качественные и интересные игры.
Я могу посоветовать глянуть на тытрубе ролик "6 мастхевных настольных варгеймов с миниатюрами "на попробовать"!" от настольного сюрра. Там как раз такая же тема рассматривается. (не знаю можно ли ссылки вставлять, поэтому только название видео)
P.s. а если уж приспичило использовать продукцию ГВ, то советую посмотреть на WarCry и Necromunda. До десятка моделей, небольшой стол, простые правила, весело как раз в постоянной компании, а не с рандомными игроками.
IntoTheVoid Автор
17.09.2021 19:39+3Суть в том, что я указал игры не просто с головы. Герой рассказа подобрал их из-за пользы которую смог получить. Ведь он тестировал и собирал аналитику со своего же коллектива. Да и не во что другое они собственно и не играли.
Я сам уже много лет как далёк от этого всего и не особо понимаю почему Ваха не настолка и что там популярно сейчас…shizaspam
17.09.2021 19:56-3Просто чтобы не ударить лицом в грязь не стоит системник называть процессором, монитор компьютером, варгеймы бордгеймами, а монополию - настолкой.
Так то все поймут о чем речь, но кол-во комиксов и фотожаб на тему уже говорят о том, как это коробит людей.
SilentPhil
18.09.2021 08:42+1Полный вывод миниатюр из игры - это довольно редкое явление и относится оно обычно к моделям старше 30 лет. Гораздо чаще меняются правила и модель просто теряет в своей эффективности по сравнению с новыми релизами (и то не всегда). Одни кодексы становятся лучше других, т.к. они обновляются неравномерно и в то время, пока одни кодексы уже имеют новые паверные фичи, другие кодексы ещё год-полтора не будут их иметь.
GospodinKolhoznik
18.09.2021 21:59+1А в чем проблема играть в своей тусовке в MTG колодами хоть 20ти летней давности?
Ну да, по правилам официальных турниров сейчас этими картами уже пользоваться нельзя. И что?
holodoz
18.09.2021 10:13+14Загнали всех в опенспейс, урезали деньги, урезали обед, ввели штрафы. Как же поправить ситуацию? Давайте обсудим: монополия или подкидной. То, что удаленщики сохранили эффективность как бы намекает на то, где сидит корень проблем этой компании.
IntoTheVoid Автор
18.09.2021 10:40Кажется я плохо прописал этот момент. Дело не в офисе. Если сравнивать старые офисы и новый, это как подняться с тёмного подвала на светлую крышу. А вот менеджера натворили знатно, да и герой рассказа тоже виноват. Когда он вернул всё вспять, показатели стали лучше, но не вернулись в общую норму.
Игры появились только через несколько месяцев, как система для сброса стресса и улучшения общей погоды в коллективе. Люди стали ждать пятницы не для того, чтобы сходить в бар, а чтобы заняться чем-то своим в рабочее время. Эта практика проработала не один год и всё время показывала стабильный результат (там собирали аналитику). Много людей приходили в субботу в офис с друзьями, именно, чтобы поиграть. Думаю этот факт что-то да значит.
Если бы всё было так банально, я бы не делился этим опытом здесь.uoak
18.09.2021 15:56Наверное вы правы и дело не в офисе. Но в качестве мелкого стороннего замечания, часть офиса Дропбокса на представленном фото не кажется образцом удобства даже среди open spaces, скорее наоборот.
— явно нет отдельных рабочих мест. Садись где придётся.
— нет даже удобных стульев—столов. Сидеть на пуфике даже без стола для ноутбука и опоры для спины — не то чтобы удобно всем, и не удобно сидеть так долго.
— те стулья у стола, которые есть — стоят вплотную друг к другу.
—нет ни одного внешнего монитора.
svob
19.09.2021 06:05+2Я думаю, он попал с играми в мишень, но не в яблочко. То есть в коллективе набралась некая достаточная масса людей, которым такое занятие виделось нормальным на данном этапе их жизни.
Однако очень хорошо, что догадался не лезть к сотрудникам с экстремальным спортом в качестве тимбилдинга.
И он правда рисковал оказаться в статусе свадебного тамады, который теоретически развлекает людей всякими забавными активностями - а в реальности эти активности многих раздражают до состояния фейспалма - и массового саботажа. Который (саботаж) мог и расползтись с игр на рабочий процесс.
// Крутых затейников в сфере тимбилдинга встречала дважды за всю жизнь. Они именно продумывали активности, чтобы вовлекались все сотрудники и ни у кого не было ощущения "пойду, чтобы не выглядеть белой вороной - ладно хоть потом накормят"; и не из кого не делали "толстого парня, которого выбирают в школьную баскетбольную команду последним - но он тоже наш друг, да-да". И то не уверена, действительно ли не было молчаливо недовольных...
iiwabor
18.09.2021 12:14+6Сейчас кто-нибудь из начальников, прочитав заголовок и статью по диагонали, соберет совещание и скажет - "так, всем играть в настолки, после работы разумеется, тем кто откажется - дополнительные штрафы и урезать ЗП"
GospodinKolhoznik
18.09.2021 22:09Зачем совещание? Сразу приказ о проведении по вторникам и четвергам после работы турниров с обязательным участием всех сотрудников по шашкам, шахматам, домино, нарды ... что то ещё забыл. А, точно, можно же ещё в лото всем поиграть. Булшит-бинго все рекомендуют, надо будет обязательно попробовать!
Xao_Fan-Tzilin
18.09.2021 13:04+2Читая этот квест, осталось впечатление, что в мире героя люди живут вечно.. На всякие движения и телодвижения у него уходят недели и месяцы, а команда продолжает прозябать в прежних условиях в ожидании (хотя нет, они же не знают, что герой готовит революцию), когда рассказчик за пару месяцев наиграется в клубе (3 недели один, 4 недели с избранными), или несколько недель проанализирует-помедитирует (например, на возврат старых порядков ушло 3 (три!) недели. Почему нельзя было справиться за 3 дня?).. Как-то странно всё это выглядит..
Или я просто не в теме, как человек из другой эпохи?..
IntoTheVoid Автор
18.09.2021 13:43Все "нововведения" менеджеров он отменил сразу же. А вот план работ восстанавливал 3 недели. Там вся сложность была в понимании, что сделано, что нет, и как всё исправить. Плюс сказалась усталость.
Могу сказать что он и в жизни такой. Любой отдых он будет полгода планировать.
Silvestor
18.09.2021 13:04+2Заголовок мягко сказать противоречит истинному положению вещей.
Спасло текущую ситуацию по большей части то, что вы вернули прежнее положение вещей по зп и графику работы, а не введение настолок в повседневную практику. Одно только установление время на обед в 30 мин уже полный П. Я не знаю какие разговоры велись в кулуарах рядовых работников, но полагаю, что весь управленческий состав должен был непрерывно икать. Сейчас на рынке принято работать по свободному графику, а у вас тут такое. Ещё бы трекеры на ноги одели. А дальше зп все дорешала. И превратились вы из уютненького места в цех по пошиву одежды нелегалами.
HellWalk
18.09.2021 13:15+11Шикарная статья, просто набор паттернов :)
Пройдемся...
Маленькая зарплата, как и работа на энтузиазме
Звоночек...
Вскоре, связи директора привели крупного инвестора/заказчика из Германии и мы получили финансирование, которое представить себе не могли
А это мой любимый эпизод, когда далекие от разработки люди, т.е. владельцы, думают, что главное получить клиентов, и вот он успех - на деле наоборот, проблемы только начинаются.
и огромный технический долг (не самое лучшее качество кода, проблемы в архитектуре, надобность в полном рефакторинге и оптимизации всего и вся)
Ну и ожидаемое следствие - MVP делался абы-как на скорость, а как потребовалось активно расширять функционал - ой, а у нас архитектура кривая...
Впрочем, надо отдать должное за решение писать отдельный проект. Если бы делалось на основании старого, уверен, все было бы сильно хуже.
Но не тут-то было. Суммарно только месяц пришлось провести в Германии, пока не утвердили все возможные нюансы и детали на разработку.
Внезапно, задачи требуют больше времени, чем изначально казалось. Никогда такого не было, и вот опять.
Без каких-либо объяснений 4 человека просто уволилось
Великолепная фраза, особенно в контексте того, что пойдет дальше
В двухнедельный спринт перестали укладываться, из-за чего всех заставили работать вне рабочего времени.
Кто-то уважающий себя после этого остался?
Теперь они получали ставку на 15-30% меньше и ещё 25-35% премиальных в конце месяца, если закрыли все задачи. Сколько разработчиков получили премиальные за 2 месяца? Всего двое…
КАК? КАК ЛЮДИ УМУДРЯЮТСЯ ТАК ДЕЛАТЬ?!
Возвращаясь к фразе о 4 уволенных - удивлен только тем, что их было всего 4. Сокращение зарплаты и принуждение работать на выходных - да тут 90% команды должно было просто встать и уйти.
На моей практике только один раз программисту снижали зарплату, и после этого он через месяц ушел (очевидно, что решение уходить было принято сразу, просто месяц искал работу).
Впрочем, что была за команда осталось за кадром. Может быть джуны, тогда понятно - они, ради первого опыта, многое могут терпеть...
Поэтому была введена система учёта рабочего времени, где за лишние 15 минут на кофе или туалет человека могли лишить части зарплаты…
Больше штрафов, хороших и разных!
Под видом обсуждения рабочих дел в неформальной обстановке, назначил встречу в клубе на выходные. Зная, что подобные встречи никто не любит и часто встречают отказом, пообещал всех угостить обедом и пивом за свой счёт.
Про уровень сотрудников уже писал, теперь стал интересен их средний возраст. Что-то мне подсказывает, что 30+ летних сотрудников вытащить куда-то в выходной день "бесплатным" пивом - задача почти нереальная.
Что касается рабочих показателей, продуктивность коллектива не только вернулась в норму, а ещё и увеличилась на ~35%, по сравнению с показателем до переезда. Мы никогда не были такими дружными, сплочёнными и довольными своей работой, как сейчас. И что самое важное, любые сложности для нас уже не были проблемой.
Отлично, что у вас получилось, но, кейс к сожалению не универсальный, тем более сейчас, когда почти все на удаленке.
На новом рабочем месте, практику отдыха за настольными играми не разрешили применять. Даже с учётом предоставленной статистики и положительного результата, новое начальство посчитало её недопустимой в рамках рабочего процесса. Несмотря на это, привычка проводить выходные за дружеской игрой у них так и осталась…
Холоп должен страдать!
P.S.
Тут даже вывод какой-то сложно писать. Набор детских ошибок менеджмента и отношение к сотрудникам как к расходному материалу. С одной стороны рад, что у автора получилось исправить ситуацию, с другой стороны жаль, что компании с такими практиками сразу же не закрываются (в силу увольнения разом 90% персонала) - чтобы неповадно было так к людям относиться.
IntoTheVoid Автор
18.09.2021 14:56-3Спасибо, очень понравился ваш комментарий)
Честно говоря, каждый второй стартап такой) Даже сейчас очень много компаний где практикуют кнут и ещё более страшный кнут. И люди, несмотря на недовольство, продолжают там работать, что печально… А ещё более печально, когда начальство слушает модных аналитиков и вводят всякую ересь для увеличения продуктивности и сотни меток КПИ.
Большая часть коллектива там молодые. На момент всего происходящего — 19-25 лет. Жалеющих уйти там было достаточно, просто ждали что всё изменится или искали лучшее предложение. Потому что герою рассказа пришлось отговаривать их это делать.
Мне очень интересно было бы узнать, как сложилась жизнь тех менеджеров, которые всё это сотворили. Но увы, нет возможности.
П.С. Я на скриншоте коллектива указал должности, для лучшего понимания.HellWalk
18.09.2021 15:18+2Даже сейчас очень много компаний где практикуют кнут и ещё более страшный кнут.
Видимо у нас совсем разный жизненный опыт.
Я в веб-разработке с 2008 года, почти везде были те самые стартапы. Перерабатывал только в первые пару лет, по неопытности и из-за обостренного чувства ответственности.
Взять последние две работы (первый - чистый стартап, второй - стартап по сути, хоть и в рамках крупной компании) - в первой тим-лид завернул "замечательные" предложения владельцев работать по выходным, на текущей предлагали поработать сверхурочно с оплатой x2 - отказался, и на этом все.
У меня принцип простой - если в компании практикуются переработки - она должна об этом предупреждать еще на уровне собеседования (и в я таких случаях сразу отказываюсь), а если не предупредили, а по факту предлагают "задержаться после работы" - я говорю, что мы на такое не договаривались.
Suvitruf
18.09.2021 19:11Даже сейчас очень много компаний где практикуют кнут и ещё более страшный кнут.
К сожалению.
DMGarikk
18.09.2021 13:33+5Вот оно, то что мне нужно — игры…
нужно перестать тащить в ИТ мерки обычных работ, штрафы, КПИ, контроль на рабочем месте.
игры — они для определенного контингента причем определенного возраста
я вообще не любитель игр и всяких тимбилдингов (я не на многих корпоративах был, но где был ходил только потрепаться с коллегами — а не в футбол погонять… но бл… анимация и мероприятия — обязательные пункты… и с какогото момента я стал всегда отказываться)
и если в конторе начинается бл… во с кпи и контролем, оттуда надо уходить, поскольку этот бред притаскивают топы из соседних сфер (где нет перекоса рынка по зарплатам и это прокатывает)… и то что вы типа вернули всё назад и ввели игры… я бы уже точно уволился к тому моменту, у меня дома жена и ребенок… и сидеть два часа шпилится в монополию… в 37 лет… ну уж нет, мне бы гарантии чтобы через полгода опять не начали придумывать как премию платить за количество коммитов… а ведь начнут… эта зараза прямо греет душу многим менеджерам с опытом работы во вне-ИТ конторах
==
а… догадываюсь, это конечно еще показатель что средний возраст сотрудников 25 лет…IntoTheVoid Автор
18.09.2021 15:00Большая часть коллектива там молодые. На момент всего происходящего — 19-25 лет.
Уж очень часто я начал слышать от знакомых об введении новых КПИ и метрик. И с каждым годом становится всё хуже и хуже. В одной организации, аналитики оценивают до 50 показателей в час… Я уже молчу о практике кнута и ещё более страшного кнута.DMGarikk
18.09.2021 15:49+3Уж очень часто я начал слышать от знакомых об введении новых КПИ и метрик. И с каждым годом становится всё хуже и хуже.
я стал коммерческим программистом в 14 году (в ИТ я дольше… но в других сферах)… и видел пока только упрощение и отмену существовавших КПИ и всяких мер контроля в разных конторахIntoTheVoid Автор
18.09.2021 16:01-2На моей прошлой работе ввели учёт запущенных программ с фотофиксацией рабочего стола и штрафами за соц. сети и YouTube… Мне кажется некоторым просто нравится усложнять другим работу и наблюдать за их страданиями.
dimaaannn
18.09.2021 22:46+1О каких должностях речь?
У меня нет ни одного знакомого прогера, у кого существовали подобные практики. А вот в отношении низкоквалифицированного персонала наподобии калл-центров или обслуживающего персонала в сетевых фирмах - сплошь и рядом.
IntoTheVoid Автор
18.09.2021 22:57О всех работниках в целом (весь персонал). Когда у директора паранойя и ему кажется, что персонал сидит и ничего не делает, а он за это деньги платит. Там ещё и камеры внутреннего наблюдения поставили…
Кто-то уволился, а кто-то сидит и ему норм… Вот так и живём.DMGarikk
20.09.2021 10:10+1ну надо вставать уходить, рынок большой предложений полно, смысла мучится никакого нет.
IntoTheVoid Автор
20.09.2021 10:26Многие не хотят уходить из-за привязки к коллективу и осознания, что твои года работы на компанию уйдут в никуда. И ещё чувство стабильности. Для многих лучше паршивая работа за деньги сейчас, чем неизведанное завтра в поисках чего-то лучшего.
DMGarikk
20.09.2021 10:47+1то твои года работы на компанию уйдут в никуда
что значит вникуда? любой опыт работы — это опыт, знания, плюсы в резюме
даже просто записи 5 лет в ооо рогакопыта, лучше чем 15 записей по 3 мес в куче разных студий..(особенно забавно, из того что я видел, тимлид — 4 месяца, разработка проекта с нуля руководство командой 2 месяца) — и человек потом рассказывает что ему 5 раз подряд плохое начальство попалось… (тут прямо автоматически ленинский прищур на лицо лезет)чем неизведанное завтра в поисках чего-то лучшего.
блин в нашей отрасли все гораздо проще и изведанней (устал уже разгребать ящик от hr спама)… для кого это паршивая работа и деньги сейчас? для тех кто не работает и спит за столом? ну так да… тут контроль уже нужен… а так чего бояться если ты хороший сотрудник? хороших сотрудников на нынешнем ИТ оч сложно найти, почему и зарплаты конские (по РФ меркам)
ALexhha
20.09.2021 10:48Для многих лучше паршивая работа за деньги сейчас, чем неизведанное завтра в поисках чего-то лучшего.
ну очень спорное утверждение. В чем выражается стабильность, если фирму "колбасит" и они сами не знают чего хотят ? Привязка к коллективу? Ну не знаю, возможно лет в 20-25, если вы постоянно ходите пить пиво. Слабо себе представляю мужика в 40 лет, который привязан к коллективу и уж тем более боится уйти, при текущем то количестве вакансий
Мое имхо, трюк с настолкой будет работать только в очень молодом коллективе, в котором практикуется - "зато у нас дружный коллектив и интересный проект". Если бы мне такое предложили в 35-40 - я бы сразу послал подальше, а если бы еще и в выходной день - послал бы по дальше дважды )))
P.S.
трекинг времени перерыва - это полный швах и говорит о том, что с такой фирмы надо бежать как можно быстрее и как можно дальше
IntoTheVoid Автор
20.09.2021 11:02Ну там коллектив был 19-25 лет, по этому и сработало. Product-менеджер очень хорошо знал свой коллектив и подходил с умом к решению проблемы. Хоть и в очень нестандартный способ.
А вот "предприимчивый" менеджер остался за главного и начал творить непотребство. Не знаю как у них так вышло, что всё держалось ровно на одном человеке и его работе.
DMGarikk
20.09.2021 11:17Слабо себе представляю мужика в 40 лет, который привязан к коллективу и уж тем более боится уйти, при текущем то количестве вакансий
а в 50-60 их уже много кстати
тоже работал в одном месте, у нас был отдел плюсовиков, дяденьки 50-65 лет человек десять, получали меньше всех (по ИТ отделу, но больше чем по всей конторе)… сидели тут (некоторые уже лет 20) и не собирались никуда уходить 'зачем менять, вдруг не возьмут, мне 60… куда я пойду?'ALexhha
20.09.2021 12:06Ну это не привязка к коллективу, а боязнь за место в контексте возраста - абсолютно разные вещи, имхо
DMGarikk
20.09.2021 12:15когда «сидишь на месте и ничего не пробуешь» и 'шлешь резюме с ценником высесреднего по рынку, но не отвечают' — это разные вещи
люди о которых я говорю, именно что сидят и просто работают и ничего не предпринимают
bigfoot_tmn
19.09.2021 21:56То есть для "обычных работ" по-вашему "штрафы, КПИ, контроль на рабочем месте" это - нормально?
DMGarikk
20.09.2021 10:14Это фактические реалии жизни, 'нормально' или 'нет' тут уже каждый сам решает.
чем больше в выбранной сфере перекос в сторону работодателя, тем больше такого бреда.
в ритейле, особенно в мелком — совершенно нормально воровство в зале супермаркета вешать на персонал… ну прям совсем-совсем норма отрасли. типа у тебя ЗП 30тыс и штраф 15… потому что ктото в зале украл чёто дорогое… и плевать что незаконно/охраны нет/обязанностей следить нет… просто 'так принято', я такое видел в… конторах 30! разных, от известных магазинов в крупных ТРЦ до (особенно) мелких ИП АлексендрАлександрович
не нравится — вон выход… там люди за забором работу ждут… и что интересно, реально ждут, в одной конторе была текучка чутьли не 1 человек в сутки… и это считалось нормойbigfoot_tmn
20.09.2021 10:32Да бог с ним, с ритейлом, я понимаю и не понимаю почему в IT должно быть по- другому, чем у бухгалтерии или у продажников или тендерном отделе? Понятно, что им так хочется, а кому не хочется работать в человеческих, а не в рабских условиях. Скажете - пусть те же бухгалтера увольняются, верно, но у них сегодня иная, чем в IT конъюнктура сложилась, они не в дефиците. Ну да ладно, пусть хоть у кого-то с условиями работы получше будет.
А игры, это да, это просто жесть: взрослые мужики после рабочего дня будут картонки раскладывать, им же делать-то ytpeq больше.
DMGarikk
20.09.2021 11:11у бухгалтеров кстати ситуация гораздо ближе к ИТ чем у многих менеджеров, поскольку грамотный бухгалтер — также на вес золота и редкость. но у них там своя атмосфера бывает, из-за сугубо женского (в подавляющем числе случаев) коллектива… яда там бывает побольше и без усилий со стороны руководства
AllexIn
21.09.2021 08:31КПИ это нормально везде, где его грамотно можно посчитать.
Проблема КПИ в IT не в том, что его пытаются ввести, а в том, что метрики с потолка берут.
IntoTheVoid Автор
21.09.2021 09:08+1Мне всегда вспоминаются индусы с их - "больше строк кода, больше денег". И это делали не маленькие студии, а крупные гиганты индустрии.
sergeim52b20
18.09.2021 16:58+4Жесть какая то. Работникам создали адовые условия: снизили зарплату, стали считать минуты на обеде, ввели неоплачиваемые переработки. Померяли уровень счастья и эффективность. Отменили весь этот треш и ввели настольные игры. Опять замерили счастье и эффективность. Объяснили рост данных показателей настольными играми.
IntoTheVoid Автор
18.09.2021 17:13-1Опять же, вводили все эти «практики» постепенно в течении двух месяцев с хвостиком. После отмены они ещё месяца два работали без игр. А играми баловались несколько лет после того.
sergeim52b20
18.09.2021 17:50+2Вашу ситуацию спасли не игры. Спасло то, что люди к которым применяли "практики" видимо были в самом начале карьерного пути, и не имели выбора на рынке труда. Иначе через 2 недели после снижения зп, ограничение обедов 30мин. интервалом и пр, они вышли бы на работу в другую организацию. Про "четыре человека вдруг уволились без обьяснения причин" - так не бывает. В вашем случае видимо их увольнение шло через менеджера, который вводил штрафы, и он не транслировал вам фидбэк, т.к. он ударил бы по нему. Удивляет оторванность от реальности, когда в такой компании четверо вдруг уволились, и еще семь планируют, надо разговаривать с людьми, узнавать причины, а не заявку на продвинутую аналитику создавать.
IntoTheVoid Автор
18.09.2021 18:09Понимаете, я в статье рассказал историю Project-менеджера, которая произошла в 2013 году. Всё с его слов и тех аналитических данных, которые я видел. Для того чтобы поделится опытом и показать, что так бывает и люди могут принимать самые странные решения для избавления от своих проблем.
shaman4d
19.09.2021 11:11Как только прочитал слово "штрафы", проскроллил к комментам. Штрафы? в IT? в 2021? что там у вас за менеджемент то то такой.....
IntoTheVoid Автор
19.09.2021 11:49Не читайте статьи по горизонтали, вы теряете нить повествования и пропускание те мысли, которые заложил автор.
Всё происходило в 2013 году. Я описал всё как оно было на самом деле с моим знакомым.
Там всё не так однозначно...
ALexhha
19.09.2021 14:13+1Классика - "Как сделать человеку хорошо? Сначала сделать плохо, а потом вернуть как было". Профит! )))
Admz
20.09.2021 10:37Отвяньте же уже "эффективные менеджеры" со своим тимбилдингом от людей.
Если вам так неймётся их проводить, то проводите их в рабочее время, либо оплачивайте такие мероприятия если собираетесь проводить их в выходные/по вечерам, и платите по двойной ставке. Вот тогда у коллектива (возможно) появится мотивация посещать подобные мероприятия.
Ну а самым лучшим решением будет дать по одному часу времени (в понедельник с утра приходить можно на 1 час позже и в пятницу уходить на 1 час раньше). Вас уважать и любить будут куда как сильнее чем смотреть на опстылевшие рожи сотрудников с потухшими глазами на этих "тимбилдингах".
DMGarikk
20.09.2021 11:14чем смотреть на опстылевшие рожи сотрудников с потухшими глазами на этих «тимбилдингах».
ну справедливости ради, есть люди которым реально такие мероприятия нравятся
я видел одно место где всей конторой с удовольствием на всякие такие посиделки-корпоративы ездили… нажирались в щи и громили номера в отелях… и даже не скажешь что ИТшная контора… потом еще месяца два фотками обменивались и радостно (забыв все урезания премий, сокращения отделов, нечестные перемещения) обсуждали произошедшее.
т.е. тимбилдинги — в массе своей, всётаки работают, но менеджеры к сожалению не учитывают то что не всем они 'заходят'
MonsterCatz
22.09.2021 14:31Скажу, как вижу со своей колокольни. Мне очень нравятся тимбилдинги, я достаточно открытый человек и я люблю после работы посидеть с коллегами и поиграть в настолки, у нас в организации есть такая практика, но не на обязательной основе, а по желанию. Нам купили игры - хотите, играйте. Не хватает игр - сделайте запрос, мы купим.
Почему организация должна платить нам за то, что бы мы пришли отдохнуть? Помещение предоставили, игры предоставили, - я считаю это замечательным.
У каждого свое восприятие и виденье ситуации.Admz
23.09.2021 10:27Такой вариант прокатит для тех у кого с личной жизнью не всё ок. Семьи нет, детей - тоже, родителям/родственникам помогать не надо, круг общения ограничен исключительно коллегами по работе.
MonsterCatz
23.09.2021 10:58Странные у вас понятия. У меня есть семья, хобби, - родственникам помогать, правда, не требуется, круг общения очень большой, как раз наоборот, с коллегами я редко вижусь.
Все зависит от желания человека.ALexhha
23.09.2021 11:02с коллегами я редко вижусь.
настолько редко и настолько большое желание, что готовы тратить свой выходной на коллег ? о_О
MonsterCatz
23.09.2021 18:38А в чем, собственно, проблема? У меня хороший коллектив, мы часто с ребятами из разных отделов собираемся, даже, прости г-споди, с фротендерами
Admz
23.09.2021 11:37У меня нормальные понятия: работа - это работа и она не должна никак пересекаться с личными вопросами. Если среди сотрудников есть хорошие люди - то почему бы и не продолжить отношения вне работы в неформальной обстановке (желательно не в офисе). В корпоративной среде не место дружбе. Доверительные партнёрские отношения - да. Дружба - нет. Вне офиса/работы пожалуйста.
Ну а самое главное, это насколько ваше личное время должно быть скучным чтобы оставаться после работы в игры играть. Всё таки есть подозрения что с личной жизнью не всё ок. Во время обеда - да. Мы сам проводили такие неформальные посиделки с сотрудниками из различных отделов в время обеда. Но поиграли и пошли работать дальше. А после работы - каждый пошёл жить своей жизнью.
AllexIn
Привет, если ты вдруг читаешь это и решил попробовать игры из списка... не стоит. Часть из них не принято вообще упоминать в игровом сообществе(например Монополию и Манчкин), другая часть просто сильно устаревшие игры. Это простительно для статьи, потому что она примерно про 2015 год, при этом считается что ренесанс настолок начался в 2016-2018.
Это я к тому, что сейчас очень много действительно хороших настолок, погуглите топы и профильные каналы и уже на основе них выбирайте игры. Здесь список объективно слабый.
IntoTheVoid Автор
Да это 2013-2014 года. Монополия и Манчкин тут потому, что отлично заходят для людей далёких от гиковской культуры (например бухгалтерам).
Как по мне, всё остальное и сейчас неплохо играется. Каждому на свой вкус.
AntonSor
Да, для бухгалтера это родная стихия
svob
А я очень сомневаюсь, что бухгалтера в массе своей играли бы с удовольствием. Игра не моделирует реальность; плюс у людей цифры - это работа, а им отдыхать предлагается также возясь с цифрами. Стереотип из серии "тыжбухгалтер":(
Вообще самое слабое звено во всей этой затее - ориентация на себя-любимого-управленца именно со стереотипной оценкой аудитории потенциальных игроков - а то и вовсе без оценки! С требованием подстроиться.
Человек правда рисковал взбесить всех.
Shatun
Как вы лихо с пожалуй одними из самых попуялрных настолок в мире.
Инетерсно в чем это выражается, я немало настолок покупаю и играю, но в моем топе например нет ни одно игры после 2015г.
shizaspam
Непрошеный совет, попробуйте Quadropolis (2016) - нам отлично зашла как филлер.
Gloomhaven (2017), Nemesis (2019), Horizon (2020)
Fen1kz
Это как знакомить человека, который никогда не слышал никакой музыки с мургенштерна и ему подобных. Супер популярно, но совсем неправильно
Sayonji
Ого, я смотрю у вас настолки устаревают ещё быстрее чем js фреймворки всякие. Не знал, что там такие инновации происходят.
AllexIn
За последние несколько лет в настолках шторм происходит. Откуда-то взялась бешенная популярность у игр. В итоге как только появляется новая интересная идея - её начинают клонировать и улучшать. Учитывая, что за клонирование в индустрии не принято "наказывать" ни морально ни юридические - это ведет к очень бурной эволюции.
ErhoSen
Неоднократно слышал такое мнение про Монополию - мол "ни разу не было весело", "долго-нудно-затянуто" и тому подобное.
Я думаю тут такая же проблема, как и с другими настолками - для того чтобы распробовать недостаточно сыграть раз или два.
Для примера кратко расскажу как мы играем своей компанией:
конечно же, все хорошо знают правила :)
все знают сколько стоит каждая улица, ж/д станция и тд
все умеют "в уме" рассчитывать где окажется твоя фигурка после броска кубика (никакого раз-два-три-..-девять)
При таком подходе одна партия может проходить за 30-40 минут, где большая часть времени занимает переговорный процесс (а это и есть самое главное в монополии). Иногда приходится совершать тройные и даже четверные сделки - вот тут и проявляется магия дипломатии и торговли.
За время игры в ДнД, например, можно сыграть от четырёх партий в монополию, с постоянно разными игровыми ситуациями и победителями.
И да, я играл в днд/колонизаторы/каркассон и прочее, что у игрового сообщества на хайпе. Но это самое сообщество любит категоричные заявления (вроде вашего "не принято упоминать"), и на мой взгляд незаслуженно хоронят годные игры
AllexIn
Критика монополии она ни разу не про "затянуто" или "было не весело". Она про то, что в Монополии нет игры.
ErhoSen
Есть соревнование, развитие навыков и победитель - все атрибуты игры
Хз стоит ли дальше углубляться в эту дискуссию, может быть по вашему и шахматы с покером не являются играми)
AllexIn
Нет соревнования, нет развития навыков. Игра пуста, решает рандом и фиксированные стратегии.
Погуглите, всё это уже обсуждалось по 10 раз.
Вот процитирую одно из таких обсуждений, если вам лень гуглить:
ErhoSen
Сюда можно подставить название любой игры. Давайте попробуем - какая у вас любимая?)
Несколько контраргументов к пасте из интернета
Это очевидная неправда (или корявое обобщение): есть несколько игровых механик, где решателем является игрок (покупать, заложить, поменять, поставить дома, разыграть карту).
unless you have desired ones. Когда играет 4 человека, вероятность того что один игрок получит хоть одну монополию весьма небольшая
У игрока изначально 1500 кеша - зелёная монополия стоит 920, синяя 750. Скупаешь бездумно - проигрываешь
Это ещё раз показывает, что люди склонны делать обобщения до конца не разобравшись
Доказать, что всё вышеописанное булшит достаточно просто: сыграй мы 10 партий исход по победам должен быть примерно равный 5/5. Но что-то мне подсказывает...)
AllexIn
Да, вы правы, я совершенно зря привел цитату. Таким образом я перенес обсуждение сюда, что бессмысленно.
Еще раз: монополия разобрана досканально. В гугле разборов полно. В том числе и ответы на вашу критику есть. Смысла обсуждать здесь не вижу - это уже поспорено 100 раз.
dimaaannn
Все партии в монополию, что я играл с друзьями - это принцип "покупай всё на что хватает денег".
Если с кубиком не везёт первые пару кругов - шансов выкарабкаться почти нет. Любой ход приводит к тратам на аренду.
Попытки договориться и обменяться имуществом тоже не особо задаются - сделки происходят лишь если без них не обойтись обоим участникам. А это бывает не так часто. Каждый понимает, что продав карточку ты лишь ослабляешь свои позиции.
IntoTheVoid Автор
Мне кажется так будет с любой игрой, где люди ставят спортивный интерес и победу выше чем просто получение удовольствия от игры в компании.
AllexIn
Конечно же нет. Есть полно хоршо сбалансированных игр.
Монополия для 1933 года весьма не плохая попытка сделать экономическую игру. Но в 2021 кроме исторического интереса в ней ничего нет именно из-за фатальных проблем в ядре. Поэтому у игры на BGG в рейтинге пятое место с конца(из 21000 игр).
VEG
Монополия — одна и любимых игр. Но в неё лучше всего играть втроём. 4 человека — предел. Ну и чтобы не было так, что все просто покупают всё подряд, на старте можно выдавать по 500 денег (вместо 1500). Кризис на дворе ведь =) В итоге люди вынуждены отказываться от попавшегося имущества почти сразу же, организуя аукционы, в которых все принимают равное участие.