Сегодня существует огромное количество всевозможных курсов: от бесконечного засилья Python до науки в книгах о Гарри Поттере (да-да, его реально преподают в университете Фростбурга). Но как создать программу обучения, которая по-настоящему зайдёт ученикам? 

В этой статье наш сотрудник Павел Попов, Engineering Leader в Exness, решил поделиться собственным опытом создания IT-курсов самых разных форматов, разобрал их плюсы и минусы и подсчитал возможную прибыль. Под катом он поведет рассказ от первого лица.

Немного о себе

Раньше публичные выступления давались мне тяжело. Я прекрасно помню, как мой начальник рассказывал на митапе об идее, которую мы с ним реализовали вместе, не смог ответить на один из вопросов слушателей и предложил подняться на сцену мне, как человеку, который воплощал план в жизнь. Так я неожиданно попал под прицел десятков пар глаз и рассказал обо всем в деталях. Потом меня начали приглашать на другие митапы и конференции. В конце концов, я решил попробовать себя в преподавании. 

Первыми моими слушателями были студенты университета. На протяжении года я преподавал предметы, которые как мне казалось, не имеют ничего общего с тем, что нужно человеку, который скоро попадёт на свою первую настоящую работу. 

Потом я поучаствовал в создании IT-школы в Нижнем Новгороде, в которую приходили ребята, мечтающие «войти в IT». Мы выпустили 4 потока студентов.  После этого у меня был курс, основанный на вебинарах, и преподавание на онлайн-площадке. 

Сегодня я бы хотел поделиться своим опытом и рассказать о трендах разработки курсов, о том, сколько придётся потратить на их создание и подсчитать количество денег, которое они могут принести.

Офлайн-курсы

В случае, когда речь идёт об офлайн-курсах, они часто проходят в формате школ: на базе компаний или университетов. И на такое обучение «ученикам» нужно найти время. Оно понадобится, чтобы готовиться к занятиям, решать практические задачи и делать домашние задания. 

Однако у таких офлайн-школ есть достоинства, которые почти невозможно встретить в других форматах обучения. 

Плюсы:

  • внимание слушателей. Вы, как преподаватель, находитесь рядом с аудиторией и можете напрямую взаимодействовать с учениками, чувствуя настроение присутствующих. Иногда получается классно шутить, потому что в такой атмосфере это легко;

  • подготовка преподавателя и слушателей. У последних нет возможности «замьютить» звук, а вы должны быть готовы к самым разным вопросам;

  • визуальный контакт.

Минусы:

  • если один студент не понимает, это тормозит всю группу. Можно делегировать объяснения одногруппникам, но это не всегда возможно/помогает делу; 

  • пропустив занятие, студент может не понять всю тему. 

Плюсы офлайн-обучения очевидны, но и минусы довольно серьёзные. Давайте рассмотрим другие форматы, в которых эти недостатки нивелируются.

Вебинары

К ним я пришел, когда оказался отрезанным от привычного места преподавания и решил, что можно попробовать себя на другой площадке. 

В онлайне вы можете делиться знаниями с большим количеством аудитории, чем офлайн. Всё равно, сколько человек будет по ту сторону экрана: 30 или 300. 

Для вебинара главное — законнектиться со слушателями. Это не так просто, ведь вы видите только то, что некий человек пришел на вебинар, но не можете понять, какое у него выражение лица. Дополнительная сложность вебинаров заключается в том, что вы находитесь онлайн в течение часа или двух, вам нужен стабильный интернет, хороший микрофон и возможность просидеть на стуле в течение такого количества времени :)

Плюсы:

  • комфортная, как для слушателя, так и для преподавателя, домашняя обстановка;

  • география пользователей расширяется;

  • пропустив занятие, студенты могут посмотреть видео. А у тех, кто был на вебинаре, есть возможность пересмотреть видео на двойной скорости или включить интересующий фрагмент;

  • фидбек можно получить сразу после конца занятия. При этом, он будет приходить в скриптованном виде, и вы всегда сможете его проанализировать. А ещё можно попросить студентов сразу после вебинара оставить отзыв о том, что понравилось, а что можно улучшить, или дать ссылку на опрос. Этот фидбек будет «горячим», более эмоциональным по сравнению с тем, который выдают в школе после прохождения курса, когда эмоции уже улеглись;

  • можно инициировать живое общение, разбивая слушателей по комнатам во время вебинара. Или установить правило: все присутствующие на вебинаре должны быть с включённой камерой и доступным микрофоном. А ещё можно задавать задачи и проверять их решение в Breakout rooms.

Минусы: 

  • в группе может быть много студентов;

  • не все слушатели будут задавать свои вопросы, а ещё меньшее количество присутствующих будет вовлечено в общение в чатах;

  • вы можете каждый день вести вебинары, но количество слушателей будет ограничено максимальным количеством вебинарных потоков в день/неделю. 

Эти минусы можно обойти в следующем типе курсов.

Онлайн-курс. Видео-уроки

Я записал около 20 часов видео-уроков по 15 минут каждый. При этом столкнувшись с определенным челленджем: нужно изложить свою мысль достаточно лаконично, а еще и добавить в видео практику.

Плюсы:

  • курс можно поставить на поток. Вам не нужно находиться онлайн, как в школе или на вебинарах. Слушателей можно приглашать как на постоянной основе так и поточно, и количество этих потоков регулируете только вы;

  • нет привязки ко времени как для преподавателя, так и для слушателей. Во время проведения пятимесячного вебинара, я три раза переехал и поменял страну жительства. Вы можете предлагать слушателям проходить видео-курсы в любой день и слушать за один присест столько, сколько им захочется;

  • фокус слушателя тяжело потерять во время короткого видео. А если оно разбавлено рассказом, опытом или практической задачей, ученикам будет интересно посмотреть видео целиком;

  • отлично получается следить за рейтингом каждого видео. Можно менять неудавшиеся частично, переписав лишь маленький кусочек.

Минусы:

  • контент быстро утекает в сеть и появляется в доступе на торрентах;

в школе и вебинаре домашние задания проверяет преподаватель. На онлайн-курсе  при большом количестве потоков это можно обойти путем создания онлайн-проверки. Но она не всегда интересна ученикам, обычно они предпочитают фидбек, данный человеком. 

  • всего от 5% до 15% купивших курс слушателей заканчивают его. 

Но и на эти минусы можно повлиять, выбрав другую модель курсов.

Онлайн курс. Гибридная модель

Это новая модель, удовлетворяющая новым запросам слушателям. В ней есть плюсы вебинаров и видео-курсов. 

Гибридная модель включает в себя видео, текстовые материалы и вебинары. А курсы можно запускать потоками. 

К примеру, в потоке участвуют 30 слушателей, которые проходят одну тему в течение одного дня. Если на первой неделе идет разбор принципов ООП, то каждая дневная тема включает один из принципов. Каждый день открываются новые задачи, в пятницу проводится ревью, а в субботу или воскресенье создается вебинарная комната, в которой преподаватель рассказывает о коммерческих примерах использования. 

Материалы курса миксуются из видео, текста и приложенной инфографики. В конце каждого дня дается практическая задача, решение которой проверяют кураторы — оплачиваемые помощники преподавателя. Как правило их набирают из бывших студентов курса, которые еще раз прорабатывают материал, отвечая на вопросы слушателей. У куратора может быть от одного до трех слушателей, за каждого из которых выплачивается вознаграждение. 

У слушателей есть три варианта прохождения курса:

  1. Все материалы курса находятся в доступе, задания опционально могут проверить студенты потока. 

  2. Материалы курса и помощь кураторов. 

  3. Материалы курса  и помощь опытного наставника или самого преподавателя. 

Плюс:

  • высокое вовлечение слушателей из-за общения в чатах и помощи кураторов курса. 

Минус:

  • контроль кураторов ложится на ваши плечи. Например, когда один из них заболел, нужно найти ему замену. Если прохождение курса с куратором выбрали 30 человек, придется управлять, как минимум, десятью помощниками. 

Сколько стоит создание курса

Я расскажу о том, сколько стоит создать гибридную модель курса. Именно она может помочь сделать обучение максимально интересным. Кроме того, выбрав ее, можно не думать о конкуренции с большим количеством вебинаров и видео курсов, которые уже есть на рынке. 

В первую очередь, я рекомендую создавать курс итерациями, и первой из них может стать создание статей. Таким образом будете готовить материалы постепенно. 

Статьи могут превратиться в ежедневные email-уроки для первого пробного потока.  Именно в нем вы найдете своих первых кураторов, которые постепенно начнут присматривать за новыми студентами. В процессе вы можете усилить email-рассылку еженедельными вебинарами, собирать отзывы и дополнять уроки. 

В следующей итерации можно подготовить слайды и записать голосовое сопровождение. Впоследствии все эти материалы будут отличным дополнением видео-частей уроков. Кстати, не всегда нужно записывать себя на видео. Иногда с этим лучше справятся актеры, которым просто нужно зачитать готовую информацию с телесуфлера.

Перейдем к стоимости курса. В среднем, за работу операторов, монтаж, дизайн видеоряда могут попросить от 500 до 700 тысяч рублей (такие цены были в 2019 году). Упаковка продукта обойдется приблизительно в 50 тысяч рублей (одностраничник, хостинг материалов, онлайн площадка). На маркетинг уходит приблизительно 100-150 тысяч ежемесячно при запуске 4-6 потоков в год из 30-45 человек в группе.

Оптимальная длительность курса — 3 месяца. Каждый поток можно запускать как друг за другом, так и с пересечением (зависит от количества кураторов и ваших возможностей как менеджера курса).

Какой доход приносит курс

Предположим, что за год вы запустите 4 потока. Средний чек: 25 тысяч рублей. В группе, в среднем, бывает 30 человек. Значит выручка составит 750 тысяч рублей с потока, или 3 миллиона рублей в год.

Работа операторов: -700 тысяч рублей.

Маркетинг: -1,2 млн рублей.

Кураторство: -500 тысяч рублей (из расчета 3000-5000 рублей за одного студента).

Итого вам, как автору, достанется примерно 600 тысяч рублей в год.

Как увеличить эту цифру? Вы можете запускать больше потоков. Но чем больше происходит запусков, тем больше расходов вы будете нести: стоимость маркетинга и кураторства увеличится. Возможно вам уже сейчас нужен первый сотрудник, который будет менеджером потоков.

Но я верю, что за гибридными курсами будущее. Возможно вы обойдетесь без инвесторов и будете развивать курс итерационно, привлекая деньги с прошлых потоков. 

Желаю всем преподавателям набрать отличных студентов, а студентам  прокачать свои навыки.

А если у вас есть практический опыт создания классных курсов, приходите в комментарии, обсудим подходы и результат.

Комментарии (2)


  1. xenarchibal
    04.10.2021 17:21

    интересный != полезный.


  1. 0Bannon
    04.10.2021 17:21
    +1

    Опыта создания нет, есть опыт похоожления. Минусы вебинаров, которые я сам вывел для себя, т.к. пробовал уже несколько:

    1. Преподаватель является хорошим специалистом , но плохим лектором.

    2. Лекции готовятся абы как. По типу 'просто расскажу что-то там по плану'.

    3. Разный уровень слушателей - у одного знаний больше, задает вопрос, лектор отвлекается, отвечает, а второй слушатель, у которого уровень хуже в предмете, не понимает о чем речь, в итоге каша в голове, скукотища смотреть вебинар.

    4. из-за вопросов опять таки растягивается записанное видео на 2 - 2.5 часа бывает, это перебор, по-моему.

    Мне кажется, лучший вариант записанное видео, на час максимум. А все вопросы адресовывать в чат, где будут несколько менторов, кто свободен, тот ответил. Как-то так.