Здравствуйте. Меня зовут Додонов Алексей, я занимаюсь созданием платформы для организации онлайн-обучения. Коротко рассказу о тенденциях в области онлайн образования.

Интернет-образование привлекло внимание всего мира в марте 2020 года, когда образовательные учреждения были вынуждены приостановить занятия в аудиториях из-за пандемии COVID-19. Согласно данным ЮНЕСКО, опубликованным в 2020 году, из-за коронавируса более 1,7 миллиарда учащихся не могли посещать занятия. В результате образовательные учреждения были вынуждены лихорадочно переводить обучение в онлайн формат.

Однако, есть и другие социально-экономические факторы, которые повышают спрос на онлайновое образование. К ним относятся рост затрат на высшее образование и учебники, современный образ жизни учащихся и равный доступ к образованию. Все это будет мы поймем из тенденций, представленных в этой статье.

1. Высшие учебные заведения расширяют свои программы онлайн-обучения

Можно отметить, что в постпандемийные времена онлайн-обучение перестало быть жизненно необходимым. Однако, учебные заведения отмечают высокий спрос на свои цифровые материалы и курсы со стороны студентов.

Гибкость и удобство – вот два самых важных фактора, которые играют роль при выборе между онлайн-обучением и оффлайн. В опросе студентов онлайн-колледжей 2019 года, проведенном Learning House, среди 1500 зарегистрированных онлайн-студентов 63% респондентов заявили, что они записались на онлайн-программу, потому что её проще совмещать с работой и личной жизнью. 34% заявили, что они предпочитают именно такой метод обучения. И только 3% сказали, что нужная им программа обучения доступна только в Интернете. Тот же опрос показал, что 67% студентов, обучающихся на онлайн-курсах, жили в пределах 50 миль от колледжа или университета, в котором они учились. Пять лет назад таких было только 42%. Это интересный факт, поскольку мы можем предположить, что все больше местных школ предлагают онлайн-курсы, которые позволяют учащимся оставаться в своих сообществах.

Мы прогнозируем, что по мере того, как актуальность онлайн-образования будет оставаться и после пандемии, а интерес и количество абитуриентов будут постоянно расти, высшие учебные заведения также будут расширять свои онлайн-программы в качестве стратегического ответа на текущий спрос.

И хотя роль онлайн-обучения будет расти на фоне продолжающейся пандемии, эксперты предполагают, что переход на 100% онлайн следует рассматривать только как дополнительный академический метод, а не как долгосрочный подход к образованию.

2. Нацеленность на микро транзакции

Когда в марте 2020 года образовательные учреждения были вынуждены закрыться из-за пандемии, ресурс mooc.org зафиксировал внезапный всплеск трафика (согласно Class Central, веб-сайту, отслеживающему сегмент онлайн-обучения). Coursera, например, зафиксировала более 10 миллионов регистраций за 30 дней, что на 644% больше, чем в 2019 году, в то время как edX попал в топ-1000 рейтинга сайтов Alexa. Между тем, исполнительный директор Udacity Себастьян Трун сообщил, что их платформа за одну неделю в марте зарегистрировала больше студентов, чем во второй половине 2019 года.

Но mooc.org - это не просто торговая площадка для бесплатных или недорогих программ обучения, которые могут дополнить учебную работу в университете, они также могут принести учащимся большую ценность за счет возможности покупать цепочки релевантных друг другу обучающих материалов за небольшую плату. Udacity уже сотрудничает с AT&T и Google, например, для разработки сложных учебных программ, созданных из небольших единиц контента. Европейский консорциум mooc.org, с другой стороны, работает с высшими учебными заведениями над разработкой Common Microcredential Framework и других инноваций в онлайн-образовании.

Правительства по всему миру (от европейских стран до Новой Зеландии, Австралии и развивающихся стран, таких как Вьетнам, Филиппины и Камбоджа) также поощряют переход на микро транзакции в обучении. Поэтому можно ожидать, что mooc.org продолжит концентрировать свои усилия на работе в этом направлении.

3. Расширение возможностей учащихся за счет мобильного обучения и микрообучения

Современные учащиеся перегружены, а их внимание не так-то просто привлечь. Но, к счастью, у них также есть мотивация учиться. При обучении они используют подход «selfservice», при котором они могут управлять своим обучением сами. Более 60% учащихся также предпочитают персонализированный и своевременный контент, и для более 56% учащихся удобен подход «обучение по требованию». По этим причинам мы считаем, что мобильность и доступность мобильного обучения могут действительно соответствовать потребностям и образу жизни современных учащихся, и поэтому оно останется одним из самых популярных методов электронного обучения.

Важным аспектом мобильного обучения является микрообучение, которое доставляет контент небольшими порциями. Однако микрообучение - это больше, чем просто маленькие итерации при обучении. Микрообучение состоит из небольших или коротких курсов, или относительно узконаправленных учебных единиц или предметов. Точно так же оно включает в себя образовательную программу, в которой дизайн содержания и процесс обучения организованы в небольшие блоки и поэтапно, в основном из-за особых потребностей учащихся.

В качестве примеров контента можно назвать изображения, тесты, текст, аудио, видео и игры. Студенты, например, могут просмотреть короткое обучающее видео по конкретной задаче перед ее выполнением, чтобы освежить в памяти, как это делается. Эти короткие обучающие материалы могут лучше заинтересовать учащихся, предоставить им нужный контент, когда он им нужен, и помочь увеличить долгосрочное удержание.

4. Индивидуальные обучающие программы, сформированные искусственным интеллектом

Применение искусственного интеллекта было замечено и в других областях. Таких как производство и здравоохранение. В образовании же рынок AI достигнет размеров 6 миллиардов долларов к 2024 году. Причем основными инвесторами в эти технологии будут являться США и Китай.

Искусственный интеллект стал использоваться во многих колледжах и университетах, в частности, чтобы управлять набором студентов или оптимизировать операционную деятельность. Мы ожидаем, что одной из следующих областей применения ИИ и машинного обучения, станет персонализированное обучение. Например, системы автоматических рекомендаций будут взаимодействовать со студентом в зависимости от его поведения, профиля обучения и успеваемости. Система сможет отслеживать прогресс учащихся посредством тестирования и рекомендовать другие ресурсы, такие как видео, игры или симуляторы, соответствующие их учебным потребностям.

Сейчас существуют такие проблемы, как высокий процент отсева обучающихся, отсутствие у студентов концентрации на обучении, неэффективные программы обучения, рассчитанные на максимально широкую аудиторию. По мнению аналитиков, все эти проблемы могут быть решены с помощью индивидуальных траекторий обучения, сформированных искусственным интеллектом.

5. Аналитика процесса обучения позволит улучшить его показатели

Индустрия образования во всем мире отстает от других отраслей, когда дело доходит до внедрения Big Data. Только 17% образовательных компаний внедрили подобные технологии в 2019 году; однако 74% указали, что могут использовать его в будущем. Именно тут и будет создана аналитика процесса обучения. Несколько колледжей и университетов использовали её, чтобы понять и оптимизировать результаты обучения.

Например, современные системы управления обучением (Learning Management Systems) имеют data-driven функционал, который может измерять ключевые показатели успеваемости учащегося. Это было проверено в Университете Балтимора в Мэриленде, где они обнаружили положительную связь между оценками учащихся и использованием ими университетской LMS. Студенты, получающие неудовлетворительные оценки, в среднем на 40% меньшее использовали LMS университета по сравнению со студентами, получавшими оценки удовлетворительно или выше.

Кроме того, образовательные учреждения могут использовать LMS для создания отчетов и расчета ключевых показателей, таких как процент завершения и процент пройденных курсов, которые могут дать представление об эффективности их дизайна о качестве обучающих материалов. Следующая информация: как часто учащиеся получают доступ к учебным материалам, когда они предпочитают учиться, и сколько времени они тратят на изучение материала, может показать преподавателям вовлеченность их студентов и что в обучающих материалах можно улучшить.

Кроме того, аналитика обучения может помочь учебным заведениям в принятии решений и разработке или ревизии их стратегий.

6. Учебные видеоматериалы становятся всё популярнее

Видео - это универсальное средство для обучения с использованием мобильных платформ, и учащиеся, похоже, предпочитают этот формат и в повседневной жизни при потреблении контента через социальные сети. Согласно исследованию, 67% миллениалов и 82% представителей поколения Z указали, что Youtube является их предпочтительной платформой для обучения.

Видеообучение, осуществляемое по модели «контент по требованию» существует уже более десяти лет, но постоянно набирает обороты новая тенденция - интерактивное видео-обучение. Этот новый формат направлен на решение некоторых врожденных проблем видеообучения, таких как пассивный просмотр и неспособность отслеживать прогресс учащегося. Интерактивность может проявляться, среди прочего, в форме встроенных вопросов, меню навигации, ключевых слов и фраз-указателей.

Мы прогнозируем, что при наличии доступной и передовой видеотехнологии все больше организаций будут использовать возможности видео в качестве самостоятельного учебного материала или в качестве дополнения к занятиям в аудиториях под руководством преподавателя.

7. 5G стимулирует обучение с эффектом присутствия

Южная Корея, Китай и Соединенные Штаты являются лидерами в разработке технологий 5G. Хотя данная технология только ожидает своего широкого распространения, мы уже сейчас ожидаем, что она повлияет на онлайн-образование, особенно на интерактивное обучение в форматах VR, AR и MR.

С широким распространением технологий 5G, делающей более доступным интернет-вещей, преподавателей ожидает распространение более гибкого обучения, захватывающего учебного процесса с использованием дополненной и виртуальной реальности, а также большей автоматизации и эффективности в сборе обратной связи от учащихся, что даст возможность учителям сосредоточиться на более важных задачах. Телекоммуникационный гигант Verizon уже выделил 1 миллион долларов университетам и учебным организациям, чтобы они начали воплощать в жизнь новые способы донесения контента до учащихся.

Интеграция 5G в системы обучения открывает широкие возможности, включая образование и услуги видео с эффектом присутствия. Помимо достижений в области иммерсивного обучения, мы также можем ожидать, что 5G улучшит процесс обучения на основе видео. На пользовательский опыт положительно повлияет скорость загрузки обучающих видео и других учебных материалов. Скорость также означает более стабильную видеоконференцсвязь, а также более удобную совместную работу с удаленными одногрупниками и преподавателями.

8. Инициатива Open Education Resources (OER) получает все более широкое распространение

Поскольку стоимость высшего образования и учебников для студентов становятся все дороже и дороже, мы ожидаем, что открытые образовательные ресурсы (Open Education Resources) будут распространяться все шире. Американские преподаватели все чаще отдают предпочтение цифровым учебным материалам нежели печатному контенту. Предпочтения студентов меняются аналогичным образом. В действительности, не все OER являются цифровыми, но растущее признание преподавателями и студентами цифровых учебных материалов заставляет нас включать OER в качестве тенденции в онлайн-образовании, которая станет мейнстримом в будущем.

Помимо США, принятие OER поддерживают и другие страны, о чем свидетельствует решительная пропаганда этих учебных материалов со стороны ЮНЕСКО. Агентство считает важной роль OER в создании открытого, инклюзивного образования (ЮНЕСКО, 2019) и в настоящее время работает со своими странами-участниками над созданием рекомендаций для будущего международного сотрудничества в области OER.

9. Геймификация и серьезные игры набирают обороты в Academe

До этого пункта статьи мы видели, как достижения в области технологий становились основным фактором перехода к онлайн-образованию. Однако считается, что занятия в классе так и не устареют. Вместо этого учителя найдут способы эффективно использовать технологии, чтобы дополнять, а не заменять оффлайновые уроки. Этот подход проявляется в использовании игровых технологий для повышения вовлеченности учащихся.

Статистика показывает, что:

  • 97% молодежи в США играет в видеоигры;

  • Германия и США имеют самое большое количество геймеров (11,6%), которые в среднем проводят более 20 часов игрового времени в неделю;

  • игроки вместе провели почти 6 миллионов лет, играя в World of Warcraft.

Очевидно, что игры глубоко укоренились в современной культуре. Поэтому неудивительно, что образовательные учреждения будут использовать их в процессе обучения. В частности, геймификация и серьезные игры демонстрируют некоторые многообещающие преимущества.

Колледжи и университеты, например, используют методы геймификации, такие как ачивки и списки лидеров, чтобы стимулировать участие учащихся в школьных мероприятиях, мотивировать их больше учиться за пределами класса и способствовать более активному взаимодействию со сверстниками. Другие университеты также использовали геймификацию для обучения софт скиллам а также для того, чтобы помочь студентам сформировать привычку к обучению на протяжении всей жизни. Эти эксперименты с геймификацией показали, что они не только улучшают мотивацию и успехи учащихся, но и лучше удерживают учащихся в учебных заведениях.

С другой стороны, существует большое количество публикаций, подтверждающих положительный эффект серьезных игр в образовании. В одних исследованиях игры доказали свою эффективность в улучшении когнитивных способностей и формировании позитивного настроя по отношению к общему обучению, в то время как другие свидетельства говорят о том, что учащиеся и учителя в равной степени были более вовлечены в процесс обучения, основанного на игровых механиках, чем во время неигрового обучения. Но надо иметь ввиду, что при разработке подобных игр необходимо тщательно продумывать их, чтобы добиться желаемого эффекта для различных учащихся и эффективно преподавать целевой контент.

Поскольку не у каждого учителя или учебного заведения будут технические навыки, время и ресурсы для создания серьезных игр, они могут изучить готовые инструменты из числа образовательных технологий, специально разработанные для включения стратегий геймификации в процесс обучения. Например, Quizizz и Kahoot! могут помочь учителям превратить любой предмет в игру. Другие приложения, такие как Minecraft: Education Edition, позволяют учащимся кооперироваться со своими сверстниками в игровом мире, связанном с темой, которую они обсуждают в классе.

Однако существует ряд препятствий, которые образовательные учреждения и правительства должны преодолеть при интеграции игровых технологий в свой учебный процесс в классе. К ним относятся преодоление цифрового разрыва (доступ к компьютерам и Интернету), внедрение методологий обучения и оценки, а также обучение использованию новых инструментов обучения.

10. Технологичные инструменты – будущее оценки качества образования

Хотя мы обсуждали различные тенденции в методах предоставления онлайн-образования, было бы упущением, если бы мы не осветили вопросы оценки обучения. Инструменты оценки, основанные на технологиях, должны стать мейнстримом в образовании. Эти инструменты могут обеспечить немедленную обратную связь, повысить эффективность и снизить нагрузку на учителей, а также, среди прочего, связать промежуточные и итоговые оценки.

Мы также можем ожидать роста числа интеллектуальных систем, основанных на ИИ и машинным обучением, которые будут проводить непрерывное ненавязчивое тестирование и предоставлять инструкции на основе того, что студенты готовы изучать. Это означает более индивидуальную оценку учащегося, которая может быть более значимой и расширять возможности учащегося. Яркий пример использования этой технологии можно увидеть в начальной школе Слаквуд в Нью-Джерси. Учителя использовали помощника преподавателя с искусственным интеллектом под названием Happy Numbers, чтобы выяснить, какие математические темы вызывают затруднения у учащихся, чтобы они могли оказать индивидуальную помощь. Перед тем, как ввести «Счастливые числа», 60% учащихся набрали 9 баллов из 48 по математике. После года использования AI-помощника почти все ученики показали улучшение результатов и подняли свои баллы до 35.

Кроме того, инструменты оценки с искусственным интеллектом, такие как Glider.ai, Nearpod, iSpringSuite и программное обеспечение для онлайн-оценки ProProfs, облегчают преподавателям оценку уровня знаний своих студентов с помощью онлайн-викторин, курсов, анкет и т. д.

Как вы можете использовать эти тренды для совершения прорыва?

Новые технологии приводят к созданию инноваций в онлайн-образовании. Они могут демократизировать образование, поощрять самостоятельное обучение, позволяет вовлекать учащихся, и помогать преподавателям лучше определять учебные потребности своих учащихся, чтобы обеспечить лучшую поддержку и обучение.

Однако технологии не в состоянии сделать это в одиночку. Стратегические партнерские отношения между компаниями из отрасли Edtech, правительствами, колледжами и университетами имеют решающее значение в обеспечении упомянутого нами развития онлайн-образования.

Если ваша компания смотри в сторону онлайн-образования, то технологии обучения и оценки, построения отчетов и аналитики, а также системы управления обучением могут стать приложением ваших инвестиций. Если вы педагог, то изучение различных программных решений, таких как LMS и инструментов онлайн-оценки, могут помочь подготовиться к переходу к смешанному формату обучения (онлайн и оффлайн).

Комментарии (1)


  1. cahbe
    21.10.2021 10:18
    +1

    ИнфоцЫгани так задолбали что уже с теплотой в душе вспоминается реклама азинов и ксыбэтав...

    Кругом образование, плюнуть не в кого. С одной стороны знания это сила - спорт могила, но с другой это перенасыщает рынок и рвёт и без того отбитые башни ХРюшек. На должность уборщицы требуют хотя бы фулстек цыски, для аникея нужно притащить что ты был лучший на курсе датасайнса и написал на паскале декомпелятор цвета с элементами ИИ и всё в таком духе.