Ещё осенью 2020 года мы заметили изменения в воронке поиска работы в сферах IT&Digital. Поскольку мы постоянно взаимодействуем с людьми и рынком, нам быстро стало понятно, что формируются новые паттерны поведения при поиске работы. И компаниям нужно обязательно их учитывать, чтобы находить новых сотрудников в команды разработки.
Такие наблюдения подтолкнули нас к тому, чтобы провести исследование среди сотрудников IT-компаний и выяснить, как сегодня ищут работу тимлиды и разработчики. На наши вопросы анонимно ответили более 100 человек в закрытом чате тимлидов и в специализированных Telegram-каналах для программистов.
За период пандемии вакансии стали дольше закрываться, а их количество продолжило расти. Напряжение и дистанция между соискателями и HR стала увеличиваться. Было ощущение, что все стали разворачиваться спинами друг к другу — и кандидаты в поиске работы, и тимлиды в поиске специалистов.
Разрабатывая эту гипотезу, мы хотели получить ответы на вопросы:
Что испытывают разработчики и тимлиды, получая десятки приглашений на разные вакансии?
Почему кандидатам сложно находиться в этом потоке?
Что им может помочь?
Роман Ивлиев, организатор конференции TeamLead Conf, рекомендует разработчикам остановиться, подумать и прописать свои пожелания в карьерную стратегию — это позволит в будущем сохранить нервы и силы: «Основные критерии появятся в процессе изготовления стратегии поиска новой работы. Главное — это не забивать на этот процесс. Нужно чётко понимать, что хочется и не хочется. Бывают ситуации, когда выбор осложняется внешними факторами, но сейчас очень большой выбор, вряд ли стоит бросаться принимать все подряд приглашения».
Никита Кабардин, фронтенд-консультант в Spotify, также поделился рекомендациями для разработчиков при построении карьеры, акцентировав внимание на международные перспективы: «Российский рынок надо рассматривать как место получения максимального опыта на единицу времени, так как это очень турбулентный рынок. И если ваша цель в будущем двигаться на Запад — важно учитывать это и поработать для этой цели. Если вы хотите поработать в Apple, ответьте себе на вопрос — какой именно опыт нужно получить здесь в России, чтобы попасть потом в компанию мечты?»
Почему программисты вообще ищут работу?
Причина простая — ничего личного, только бизнес. Как для тимлидов, так и для разработчиков наиболее популярная причина поиска работы — желание увеличить зарплату. Этот вариант в качестве основной мотивации выбрали 60% разработчиков и 70% тимлидов. На втором месте — отсутствие роста в предыдущей компании. Третья по популярности причина у разработчиков — желание поменять стек и работать с более современными технологиями. Однако тимлиды чаще меняют работу из-за отсутствия взаимопонимания с руководителем, бизнесом и командой.
Что немаловажно, «умение налаживать отношения с рынком увеличивают доход на длительной дистанции, — комментирует Никита Кабардин, — Очень многие разработчики переходят в ту или иную форму мультипликации дохода: либо переходят в консалтинг, либо начинают продавать продукты со своими знаниями, либо создавать стартапы. Ваша зарплата — это только начало. Поэтому ваши отношения с рынком важны и выстраиваются как нечто большее чем просто поиск работы».
Около 90% разработчиков и тимлидов заранее выделяют критерии, по которым будут искать работу. Зарплата и плюшки, возможность карьерного роста и стек технологий — то, на что обращают внимание в первую очередь. Тем не менее озабочены стеком лишь 25% опрошенных. Получается, что финансовые причины часто перекрывают профессиональное развитие, и это обстоятельство на фоне кадрового дефицита не ведет ни к чему хорошему. Кадры вымываются из команд, так как получить более денежный оффер сегодня очень легко.
Кстати, бизнес в погоне за идеальными кадрами готов на такие бонусы, о которых еще несколько лет назад не приходилось и мечтать. «Среди наиболее необычных “плюшек” от компаний, которые нам приходилось видеть в описаниях к вакансиям — психолог в офисе, частичная компенсация аренды жилья рядом с офисом, доступ к коворкингам, чтобы было удобно работать не из дома, компенсация обустройства рабочего места», — вспоминает IT-рекрутер DigitalHR Екатерина Потемкина.
Как ищут работу тимлиды и разработчики?
Три основных способа поиска работы как для тимлидов, так и для разработчиков:
поступающие предложения,
публикация резюме на job-ресурсах,
отклики на определенные вакансии.
Их выбрали порядка 70% опрошенных, правда, напрямую на вакансии тимлиды откликаются реже (примерно каждый второй): все-таки статус предполагает иное. При этом разработчики чаще обращаются за рекомендацией к знакомым, чем тимлиды.
Около 35% респондентов закладывают на поиск от двух недель до месяца. Разработчики настроены на долгосрочный поиск: 16% готовы искать работу от 3 до 6 месяцев, тогда как только 9% тимлидов готовы к таким срокам. Второй по популярности ответ среди тимлидов — 2-3 месяца, среди разработчиков это наименее популярный вариант. При этом 40% разработчиков и каждый пятый среди тимлидов вообще не ставят себе дедлайнов при поиске.
Как кандидаты общаются с компаниями
Разработчики (36% против 20% у тимлидов) стремятся пообщаться со всеми компаниями, от которых получили приглашения. Более 70% разработчиков и тимлидов отвечают на все письма с вакансиями. Но тимлиды отправляют нерелевантные вакансии в бан намного быстрее.
Респонденты считают, что оптимальное количество этапов интервью — не более 2-3 встреч. При этом каждый пятый не готов выполнять тестовое задание, а 20% разработчиков считает, что за такое задание должны платить. После интервью половина хотела бы получить обратную связь в течение 2-3 дней, другая – готова подождать неделю. Около 80% респондентов хотели бы получить развернутый фидбек с указанием навыков, которые следует улучшить.
Разработчикам важно обсудить на интервью то, как организован рабочий процесс, какие навыки и технологии потребуются. Они задают реальные практические и более узкоспециализированные вопросы. Тимлидам же интереснее более высокоуровневые вопросы: их волнует бизнес-смысл компании, цели и планы, технологическая стратегия.
Интересно, что в процессе поиска ни те, ни другие не обращаются к знакомым рекрутерам. Около 20% разработчиков и тимлидов негативно относятся к кадровым агентствам. В анкетах разработчики ссылались на отсутствие реальной пользы от сотрудничества, негативный опыт общения и «трату времени».
Среди тимлидов 59% готовы к общению с агентствами. Причины негативного отношения среди тимлидов звучат более осознанно и аргументированно. Они выделяют долгий процесс, отсутствие у агентства достаточной информации о вакансии, их заинтересованность в собственной выгоде, а не в поиске идеального мэтча. Разработчики также выделяют увеличение срока поиска. Можно заметить, что один негативный опыт сильно повлиял на их отношение к агентствам. «Невнимательно выслушивают мои возможности, потребности, пожелания, т.е. зачастую некачественно работают, как для кандидата, так и для работодателя», — комментируют участники опроса негативную сторону работы с агентствами.
Между тем, Роман Ивлиев рекомендует не отказываться вовсе от сотрудничества с агентствами, но предлагает вести коммуникацию с подходящими вашим требованиям — этому есть логичное объяснение: «Очень часто бывает так, что работодатели обращаются в одни и те же агентства. Т.е. условно, если сегодня пришла вакансия от компании А, то с очень высокой долей вероятности, спустя какое-то время от них будет ещё что-то. Часто бывает так, что разные кадровые агентства приходят с одной и той же вакансией».
Рекомендации компаниям
Наиболее популярная причина поиска работы — желание увеличить зарплату, поэтому компаниям стоит добавлять в описание вакансии зарплатную вилку или сообщать её на первом этапе собеседования, а не тянуть до оффера.
Около 90% кандидатов заранее выделяют критерии при поиске работы. На это стоит обратить внимание на старте коммуникации, сверяться в процессе прохождения этапов отбора и использовать на финале.
Тимлиды более осознанно подходят к поиску работы, они реже смотрят предложения пассивно и обычно четко определяют дедлайны. Среди тимлидов стоит сфокусироваться на тех, кто находится в активном поиске, они смотрят предложения размеренно, при это утвердились в своем желании сменить компанию.
Типичный кандидат-разработчик смотрит предложения пассивно, таких большинство на рынке. Разработчики в активном поиске стремятся пообщаться со всеми компаниями, стоит сфокусироваться на тех, кто только задумался о смене места работы.
Вакансии с неоплачиваемым тестовым заданием не будут рассматривать 40% кандидатов: стоит транслировать эту информацию перед запуском.
44% разработчиков не определились с отношением к агентствам. Это кандидаты, с которыми есть все шансы выстроить партнерские отношения. 20% респондентов негативно относятся к агентствам: это довольно много, поэтому стоит выделить ресурс на проработку их возражений.
Основные причины негативного отношения к агентствам — долгий процесс и нехватка информации о вакансии. Рекрутерам стоит больше внимания уделять коммуникации с кандидатом между этапами интервью, информируя о причинах возможных задержек, давать промежуточный фидбек. А также на старте получать достаточный объем информации, которая транслируется кандидату.
Как кадровое агентство мы стараемся выступить мостиком между аудиториями и устранить возникающие барьеры. На самом деле, работа с рекрутерами поможет разработчику, чтобы пройти путь поиска с фокусом не на выгоду в моменте, а на далеко идущее развитие в профессии.
Несмотря на то, что найм в IT за последние пару лет усложнился, это не значит, что он невозможен. Нужно правильно составить описание вакансии и учитывать интересы соискателя при коммуникации. Разработчикам и тимлидам, конечно же, сейчас намного проще и это позитивная новость. Спрос на услуги толковых программистов с каждым днём только растёт и потенциал этого роста виден до сих пор. Но очень важно и компаниям, и соискателям найти друг друга, чтобы был правильный мэтч, только тогда получится win-win ситуация. А если стремиться за краткосрочной выгодой, то через довольно скорое время снова начнётся выгорание и поиски нового места работы. Что повлечет за собой стресс для работника и новые проблемы для работодателя.
Комментарии (27)
HellWalk
25.10.2021 20:20+5При этом каждый пятый не готов выполнять тестовое задание, а 20% разработчиков считает, что за такое задание должны платить
Даже не знаю как такое прокомментировать. Умеют люди писать!
GospodinKolhoznik
25.10.2021 21:45+1Формально говоря эти множества могут и не совпадать. Человек может считать, что за задание должны платить деньги, но тем не менее сделать его.
laatoo
25.10.2021 22:05Мне как-то на вакансию бэкэнд PHP разраба (junior) прислали тестовое задание с кучей грамматических ошибок, где описывали задачу как "приложение где отображаются курсы валют и при смене курса рассылаются уведомления, авторизация/регистрация через соц.сети", требованием написать фронтенд на ангуляре, "рассчитывать на 1 млн пользователей", развернуть и показать работающую версию.
Вакансия была на 60 тысяч/месяц, при этом хантерша очень и очень настойчиво спрашивала сколько времени займёт выполнение задачи.
Наверное, что-то в таком духе попадает в эти 20%
Peter1010
26.10.2021 08:14+1Не понимаю, почему рост зп и карьереый рост не объединяют в одну категорию. Ведь сам по себе карьерный раст без увеличения зп бесполезен.
BobArctor
26.10.2021 11:39+2Иногда бывает полезно заскочить на грейд (senior-principal-proto-post-director) проходняком на годик без существенного прироста в деньгах. Уже имея желаемый грейд в анамнезе гораздо проще претендовать на такой же в целевой конторе.
MyraJKee
26.10.2021 08:33+1Забавно, как раз недавно хотел сменить работу из-за стека, зарплаты и карьерного роста.
abbey
26.10.2021 11:29+1Спасибо за статью, актуально. Например нам кажется, что у нас крутой продукт и крутая вакансия, но из 60 отправленных предложений только 3 человека откликнулись и мэтча так и не случилось. Писал лично и без рекрутера. Так же по своему опыту скажу, что ЗП хоть важный фактор, но уже неопределяющий. Наверное определяющий это интерес и развитие.
nikolayv81
26.10.2021 22:29+1Возможно ваш уровень совсем другой, но просто из личного:
Приходит предложение от агента, в LinkedIn (причём в виде "запроса на добавление в контакты"), вроде смотришь вроде даже совпадает, пишешь сообщение - почта такая то напишите с вилкой по з.п. (причём почту без проблем можно найти по профилю), в итоге получаешь ответ: "Мы не можем сообщить вилку всё индивидуально" и далее 2 варианта: сообщите ваши ожидания и сообщим по результатам интервью....(созвона). И выходит человек должен потратить время чтобы поучаствовать в потенциальном опросе о з.п. ожиданиях...
При этом хотел бы обратить внимание на то, что определённый процент хороших специалистов (а в статье и про тимлмдов) уже решил вопросы с базовыми потребностями и для них, возможно, смена работы это вопрос социального взаимодействия как с будущим работодателем так возможно и с прошлым, и начинать в такой ситуации игру "продай себя подороже" не всегда видится полезным занятием ...
kalombo
27.10.2021 13:47+1Так же по своему опыту скажу, что ЗП хоть важный фактор, но уже неопределяющий. Наверное определяющий это интерес и развитие.
Давайте думать вместе, если вы предложите зп в 10к долларов в месяц, быстрее ли вы найдете кандидата? Что-то подсказывает, что да. Наверное, всё-таки определяющий?
TerraV
27.10.2021 15:18Вам просто удобно считать что деньги не определяют. А на рынке таких контор с крутыми продуктами, крутыми вакансиями и дружелюбными коллективами - каждая вторая как минимум... На их фоне вы абсолютно не выделяетесь скорее всего.
Mike-M
26.10.2021 14:53Около 80% респондентов хотели бы получить развернутый фидбек с указанием навыков, которые следует улучшить.
А как часто (хотя бы примерно, в процентах) предоставляет фидбэк ваше агентство?
Что подразумеваете под навыками: hard skills, soft skills, or both?
Saiv46
Тем временем, новым специалистам с 2020-го стало труднее находить работу.
Интересно, может ли это повлиять на наличие опытных специалистов в будущем?
TerraV
Обязательно повиляет. Сейчас куча сеньоров перебрались в онлайн и вообще не менторят джунов. Без менторинга "джуны" зреют дольше, что только увеличит ценность сеньоров в обозримом будущем. Для сеньоров это дабл вин.
DarthVictor
Родственников своих зато можно менторить.
Будет как в анекдоте про сына полковника:
Сын сениор-разработчика спрашивает отца:
— Папа, а я когда выросту стану мидлом?
— Конечно, станешь, сынок!
— А сениором?
— Станешь, сынок.
— А техдиром?
— Нет, сынок у техдиров свои дети.
GospodinKolhoznik
Зато джун, который сможет вырастить себя сам, без ментора будет на 2 головы выше того, кого растил ментор.
Все легендарные "рок звёзды" взрастили себя сами, безо всяких сенсеев. Ибо невозможно научить, можно только научиться.
TerraV
Таких очень и очень мало. На всех не хватит точно и на рынок они никак особо не повлияют. А вообще я за таких ребят только радуюсь.
Peter1010
А потом с таким работай. Гонора много, ошибок не признаёт. А в случае чего, идите... Я фея.
ivymike
Чушь и бред.
У т.н. рок звезд не было т.н. менторов, т.к. они еще просто не родились.
Когда джун сам себя растит - это примерно как если бы два русско-говорящих человека подучили инглиш до аппер-уровня и решили болтать друг с другом по-английски с целью улучшить его. Фактор умножения ошибки.
ogregor
По моему опыту наблюдения за собой, который прошел через пяток компаний и моим другом который всю жизнь фрилансил. Скажу что все его изменения были связаны с тем что я его толкал. Так как получал ценный опыт от внутри компаний.
300KpS
А какие сложности появились? Я наоборот рад ковиду, он изменил мир и создал кучу удалённых вакансий. В моём городе миллионнике вакансий на c# backend junior было ~0. Было 1-4 вакансий где fullstack, но меня такие не интересуют. Если бы не удалёнка, то не знаю что бы я делал
Mike-M
300KpS
Вы знаете, конечно же человеческая жизнь бесценна, смерть человека трагедия, и никто не хочет, что бы среди этих 5кк оказались его близкие и родственники, и всякое такое. Но потом выключаешь моралиста, смотришь на статистику и становишься нигилистом.
От самой популярной причины смерти в мире - сердечно-сосудистых заболеваний - каждый год умирает в 3.5 раза больше людей, чем умерло от ковида, не знаю правда ваши 5кк это за всё время пандемии или за год. А ведь это только одна причина смерти, есть сотни других. Пандемия закончится когда-нибудь, скажем, через несколько лет, а люди от сердечно-сосудистых повально как умирали, так и будут умирать. Но почему-то мы не наблюдаем в 3.5 раза более сильной кампании по борьбе с сердечно-сосудистыми, никто не вводит каких-то законов или режимов для борьбы с этим массовым явлением, как например локдауны ковидные. Почему так? Просто потому, что сердечно-сосудистые заболевания вещь индивидуальная и ими нельзя заразиться от другого человека? Так мы все уже считай заражны - повальная урбанизация, массовый сдвиг, из-за которого у большого числа людей работа сидячая, является причиной такого числа заболеваний.
Сейчас ковид, лет 5 назад эбола, лет 10 назад свинной грипп, ещё через 5 лет опять что-нибудь будет. Пандемии в густонаселённом мире будут постоянно. Сколько от свинного гриппа тогда погибло, сколько от эболы погибло? Сильно меньше, чем от ковида, но всё равно сравнительно немного - 5кк от ковида это менее 0.1% популяции Земли. Как по мне, масштаб, который предают проблеме ковида, несопоставим с негативным эффектом, который он несёт, есть более насущные проблемы.
Я рад ковиду вот почему. Абсолютно любые изменения несут за собой как положительные, так и отрицательные стороны. Ну умерло от сердечно-сосудистых в 3.5 раз больше, и? Что изменилось, какой импакт это принесло? Заметно мир от этого не изменился. А от ковида было много изменений. Например - все эти маски и локдауны это плохо, хотелось бы без этого всего. Но повальный переход народа в онлайн наруку itшникам, и скорее всего в большом числе компаний удалёнка останется, хотя некоторые спят и видят как бы в офисы выйти
Mike-M
Попробовал встать на Ваше место и развить мысль «повальный переход народа в онлайн наруку itшникам» в контексте всего изложенного Вами выше.
Сразу подумалось «и вообще, чем больше itшников погибнет от ковида, тем лучше — меньше конкуренция, проще найти работу, выше зарплата».
Но мне эта мысль не понравилась. Потому что я не готов ради выгоды одних людей жертвовать другими.