Ещё осенью 2020 года мы заметили изменения в воронке поиска работы в сферах IT&Digital. Поскольку мы постоянно взаимодействуем с людьми и рынком, нам быстро стало понятно, что формируются новые паттерны поведения при поиске работы. И компаниям нужно обязательно их учитывать, чтобы находить новых сотрудников в команды разработки.

Такие наблюдения подтолкнули нас к тому, чтобы провести исследование среди сотрудников IT-компаний и выяснить, как сегодня ищут работу тимлиды и разработчики. На наши вопросы анонимно ответили более 100 человек в закрытом чате тимлидов и в специализированных Telegram-каналах для программистов.


За период пандемии вакансии  стали дольше закрываться, а их количество продолжило расти. Напряжение и дистанция между соискателями и HR стала увеличиваться. Было ощущение, что все стали разворачиваться спинами друг к другу — и кандидаты в поиске работы, и тимлиды в поиске специалистов.

Разрабатывая эту гипотезу, мы хотели получить ответы на вопросы:

  • Что испытывают разработчики и тимлиды, получая десятки приглашений на разные вакансии?

  • Почему кандидатам сложно находиться в этом потоке?

  • Что им может помочь?

Роман Ивлиев, организатор конференции TeamLead Conf, рекомендует разработчикам остановиться, подумать и прописать свои пожелания в карьерную стратегию — это позволит в будущем сохранить нервы и силы: «Основные критерии появятся в процессе изготовления стратегии поиска новой работы. Главное — это не забивать на этот процесс. Нужно чётко понимать, что хочется и не хочется. Бывают ситуации, когда выбор осложняется внешними факторами, но сейчас очень большой выбор, вряд ли стоит бросаться принимать все подряд приглашения».

Никита Кабардин, фронтенд-консультант в Spotify, также поделился рекомендациями для разработчиков при построении карьеры, акцентировав внимание на международные перспективы: «Российский рынок надо рассматривать как место получения максимального опыта на единицу времени, так как это очень турбулентный рынок. И если ваша цель в будущем двигаться на Запад — важно учитывать это и поработать для этой цели. Если вы хотите поработать в Apple, ответьте себе на вопрос — какой именно опыт нужно получить здесь в России, чтобы попасть потом в компанию мечты?»

Почему программисты вообще ищут работу?

Причина простая — ничего личного, только бизнес. Как для тимлидов, так и для разработчиков наиболее популярная причина поиска работы — желание увеличить зарплату. Этот вариант в качестве основной мотивации выбрали 60% разработчиков и 70% тимлидов. На втором месте — отсутствие роста в предыдущей компании. Третья по популярности причина у разработчиков — желание поменять стек и работать с более современными технологиями. Однако тимлиды чаще меняют работу из-за отсутствия взаимопонимания с руководителем, бизнесом и командой.

Что немаловажно, «умение налаживать отношения с рынком увеличивают доход на длительной дистанции, — комментирует Никита Кабардин, — Очень многие разработчики переходят в ту или иную форму мультипликации дохода: либо переходят в консалтинг, либо начинают продавать продукты со своими знаниями, либо создавать стартапы. Ваша зарплата — это только начало. Поэтому ваши отношения с рынком важны и выстраиваются как нечто большее чем просто поиск работы».

Около 90% разработчиков и тимлидов заранее выделяют критерии, по которым будут искать работу. Зарплата и плюшки, возможность карьерного роста и стек технологий — то, на что обращают внимание в первую очередь. Тем не менее озабочены стеком лишь 25% опрошенных. Получается, что финансовые причины часто перекрывают профессиональное развитие, и это обстоятельство на фоне кадрового дефицита не ведет ни к чему хорошему. Кадры вымываются из команд, так как получить более денежный оффер сегодня очень легко.

Кстати, бизнес в погоне за идеальными кадрами готов на такие бонусы, о которых еще несколько лет назад не приходилось и мечтать. «Среди наиболее необычных “плюшек” от компаний, которые нам приходилось видеть в описаниях к вакансиям — психолог в офисе, частичная компенсация аренды жилья рядом с офисом, доступ к коворкингам, чтобы было удобно работать не из дома, компенсация обустройства рабочего места», — вспоминает IT-рекрутер DigitalHR Екатерина Потемкина.

Как ищут работу тимлиды и разработчики?

Три основных способа поиска работы как для тимлидов, так и для разработчиков:

  • поступающие предложения,

  • публикация резюме на job-ресурсах,

  • отклики на определенные вакансии.

Их выбрали порядка 70% опрошенных, правда, напрямую на вакансии тимлиды откликаются реже (примерно каждый второй): все-таки статус предполагает иное. При этом разработчики чаще обращаются за рекомендацией к знакомым, чем тимлиды.

Около 35% респондентов закладывают на поиск от двух недель до месяца. Разработчики настроены на долгосрочный поиск: 16% готовы искать работу от 3 до 6 месяцев, тогда как только 9% тимлидов готовы к таким срокам. Второй по популярности ответ среди тимлидов — 2-3 месяца, среди разработчиков это наименее популярный вариант. При этом 40% разработчиков и каждый пятый среди тимлидов вообще не ставят себе дедлайнов при поиске.

Как кандидаты общаются с компаниями

Разработчики (36% против 20% у тимлидов) стремятся пообщаться со всеми компаниями, от которых получили приглашения.  Более 70% разработчиков и тимлидов отвечают на все письма с вакансиями. Но тимлиды отправляют нерелевантные вакансии в бан намного быстрее.

Респонденты считают, что оптимальное количество этапов интервью — не более 2-3 встреч. При этом каждый пятый не готов выполнять тестовое задание, а 20% разработчиков считает, что за такое задание должны платить. После интервью половина хотела бы получить обратную связь в течение 2-3 дней, другая – готова подождать неделю. Около 80% респондентов хотели бы получить развернутый фидбек с указанием навыков, которые следует улучшить.

Разработчикам важно обсудить на интервью то, как организован рабочий процесс, какие навыки и технологии потребуются. Они задают реальные практические и более узкоспециализированные вопросы. Тимлидам же интереснее более высокоуровневые вопросы: их волнует бизнес-смысл компании, цели и планы, технологическая стратегия.

Интересно, что в процессе поиска ни те, ни другие не обращаются к знакомым рекрутерам. Около 20% разработчиков и тимлидов негативно относятся к кадровым агентствам. В анкетах разработчики ссылались на отсутствие реальной пользы от сотрудничества, негативный опыт общения и «трату времени».

Среди тимлидов 59% готовы к общению с агентствами. Причины негативного отношения среди тимлидов звучат более осознанно и аргументированно. Они выделяют долгий процесс, отсутствие у агентства достаточной информации о вакансии, их заинтересованность в собственной выгоде, а не в поиске идеального мэтча.  Разработчики также выделяют увеличение срока поиска. Можно заметить, что один негативный опыт сильно повлиял на их отношение к агентствам. «Невнимательно выслушивают мои возможности, потребности, пожелания, т.е. зачастую некачественно работают, как для кандидата, так и для работодателя», — комментируют участники опроса негативную сторону работы с агентствами. 

Между тем, Роман Ивлиев рекомендует не отказываться вовсе от сотрудничества с агентствами, но предлагает вести коммуникацию с подходящими вашим требованиям — этому есть логичное объяснение: «Очень часто бывает так, что работодатели обращаются в одни и те же агентства. Т.е. условно, если сегодня пришла вакансия от компании А, то с очень высокой долей вероятности, спустя какое-то время от них будет ещё что-то. Часто бывает так, что разные кадровые агентства приходят с одной и той же вакансией».

Рекомендации компаниям

  • Наиболее популярная причина поиска работы — желание увеличить зарплату, поэтому компаниям стоит добавлять в описание вакансии зарплатную вилку или сообщать её на первом этапе собеседования, а не тянуть до оффера.

  •  Около 90% кандидатов заранее выделяют критерии при поиске работы. На это стоит обратить внимание на старте коммуникации, сверяться в процессе прохождения этапов отбора и использовать на финале.

  •  Тимлиды более осознанно подходят к поиску работы, они реже смотрят предложения пассивно и обычно четко определяют дедлайны. Среди тимлидов стоит сфокусироваться на тех, кто находится в активном поиске, они смотрят предложения размеренно, при это утвердились в своем желании сменить компанию.

  •  Типичный кандидат-разработчик смотрит предложения пассивно, таких большинство на рынке. Разработчики в активном поиске стремятся пообщаться со всеми компаниями, стоит сфокусироваться на тех, кто только задумался о смене места работы.

  • Вакансии с неоплачиваемым тестовым заданием не будут рассматривать 40% кандидатов: стоит транслировать эту информацию перед запуском.

  •  44% разработчиков не определились с отношением к агентствам. Это кандидаты, с которыми есть все шансы выстроить партнерские отношения. 20% респондентов негативно относятся к агентствам: это довольно много, поэтому стоит выделить ресурс на проработку их возражений.

  •  Основные причины негативного отношения к агентствам — долгий процесс и нехватка информации о вакансии. Рекрутерам стоит больше внимания уделять коммуникации с кандидатом между этапами интервью, информируя о причинах возможных задержек, давать промежуточный фидбек. А также на старте получать достаточный объем информации, которая транслируется кандидату.

Как кадровое агентство мы стараемся выступить мостиком между аудиториями и устранить возникающие барьеры. На самом деле, работа с рекрутерами поможет разработчику, чтобы пройти путь поиска с фокусом не на выгоду в моменте, а на далеко идущее развитие в профессии.

Несмотря на то, что найм в IT за последние пару лет усложнился, это не значит, что он невозможен. Нужно правильно составить описание вакансии и учитывать интересы соискателя при коммуникации. Разработчикам и тимлидам, конечно же, сейчас намного проще и это позитивная новость. Спрос на услуги толковых программистов с каждым днём только растёт и потенциал этого роста виден до сих пор. Но очень важно и компаниям, и соискателям найти друг друга, чтобы был правильный мэтч, только тогда получится win-win ситуация. А если стремиться за краткосрочной выгодой, то через довольно скорое время снова начнётся выгорание и поиски нового места работы. Что повлечет за собой стресс для работника и новые проблемы для работодателя.

Комментарии (27)


  1. Saiv46
    25.10.2021 18:46

    Тем временем, новым специалистам с 2020-го стало труднее находить работу.

    Интересно, может ли это повлиять на наличие опытных специалистов в будущем?


    1. TerraV
      25.10.2021 19:58
      +2

      Обязательно повиляет. Сейчас куча сеньоров перебрались в онлайн и вообще не менторят джунов. Без менторинга "джуны" зреют дольше, что только увеличит ценность сеньоров в обозримом будущем. Для сеньоров это дабл вин.


      1. DarthVictor
        25.10.2021 20:26
        +5

        Без менторинга "джуны" зреют дольше, что только увеличит ценность сеньоров в обозримом будущем. Для сеньоров это дабл вин.

        Родственников своих зато можно менторить.

        Будет как в анекдоте про сына полковника:

        Сын сениор-разработчика спрашивает отца:

        — Папа, а я когда выросту стану мидлом?

        — Конечно, станешь, сынок!

        — А сениором?

        — Станешь, сынок.

        — А техдиром?

        — Нет, сынок у техдиров свои дети.


      1. GospodinKolhoznik
        25.10.2021 21:43
        +4

        Зато джун, который сможет вырастить себя сам, без ментора будет на 2 головы выше того, кого растил ментор.

        Все легендарные "рок звёзды" взрастили себя сами, безо всяких сенсеев. Ибо невозможно научить, можно только научиться.


        1. TerraV
          25.10.2021 22:35
          +4

          Таких очень и очень мало. На всех не хватит точно и на рынок они никак особо не повлияют. А вообще я за таких ребят только радуюсь.


        1. Peter1010
          26.10.2021 08:11
          +5

          А потом с таким работай. Гонора много, ошибок не признаёт. А в случае чего, идите... Я фея.


        1. ivymike
          26.10.2021 09:08
          +2

          Чушь и бред.

          У т.н. рок звезд не было т.н. менторов, т.к. они еще просто не родились.

          Когда джун сам себя растит - это примерно как если бы два русско-говорящих человека подучили инглиш до аппер-уровня и решили болтать друг с другом по-английски с целью улучшить его. Фактор умножения ошибки.


      1. ogregor
        26.10.2021 12:21
        +2

        По моему опыту наблюдения за собой, который прошел через пяток компаний и моим другом который всю жизнь фрилансил. Скажу что все его изменения были связаны с тем что я его толкал. Так как получал ценный опыт от внутри компаний.


    1. 300KpS
      26.10.2021 09:57

      А какие сложности появились? Я наоборот рад ковиду, он изменил мир и создал кучу удалённых вакансий. В моём городе миллионнике вакансий на c# backend junior было ~0. Было 1-4 вакансий где fullstack, но меня такие не интересуют. Если бы не удалёнка, то не знаю что бы я делал


      1. Mike-M
        26.10.2021 14:43

        Я наоборот рад ковиду, он изменил мир и создал кучу удалённых вакансий.
        … и унес 5 млн жизней.


        1. 300KpS
          27.10.2021 10:32
          +2

          Вы знаете, конечно же человеческая жизнь бесценна, смерть человека трагедия, и никто не хочет, что бы среди этих 5кк оказались его близкие и родственники, и всякое такое. Но потом выключаешь моралиста, смотришь на статистику и становишься нигилистом.

          От самой популярной причины смерти в мире - сердечно-сосудистых заболеваний - каждый год умирает в 3.5 раза больше людей, чем умерло от ковида, не знаю правда ваши 5кк это за всё время пандемии или за год. А ведь это только одна причина смерти, есть сотни других. Пандемия закончится когда-нибудь, скажем, через несколько лет, а люди от сердечно-сосудистых повально как умирали, так и будут умирать. Но почему-то мы не наблюдаем в 3.5 раза более сильной кампании по борьбе с сердечно-сосудистыми, никто не вводит каких-то законов или режимов для борьбы с этим массовым явлением, как например локдауны ковидные. Почему так? Просто потому, что сердечно-сосудистые заболевания вещь индивидуальная и ими нельзя заразиться от другого человека? Так мы все уже считай заражны - повальная урбанизация, массовый сдвиг, из-за которого у большого числа людей работа сидячая, является причиной такого числа заболеваний.

          Сейчас ковид, лет 5 назад эбола, лет 10 назад свинной грипп, ещё через 5 лет опять что-нибудь будет. Пандемии в густонаселённом мире будут постоянно. Сколько от свинного гриппа тогда погибло, сколько от эболы погибло? Сильно меньше, чем от ковида, но всё равно сравнительно немного - 5кк от ковида это менее 0.1% популяции Земли. Как по мне, масштаб, который предают проблеме ковида, несопоставим с негативным эффектом, который он несёт, есть более насущные проблемы.

          Я рад ковиду вот почему. Абсолютно любые изменения несут за собой как положительные, так и отрицательные стороны. Ну умерло от сердечно-сосудистых в 3.5 раз больше, и? Что изменилось, какой импакт это принесло? Заметно мир от этого не изменился. А от ковида было много изменений. Например - все эти маски и локдауны это плохо, хотелось бы без этого всего. Но повальный переход народа в онлайн наруку itшникам, и скорее всего в большом числе компаний удалёнка останется, хотя некоторые спят и видят как бы в офисы выйти


          1. Mike-M
            27.10.2021 13:42
            -2

            Попробовал встать на Ваше место и развить мысль «повальный переход народа в онлайн наруку itшникам» в контексте всего изложенного Вами выше.
            Сразу подумалось «и вообще, чем больше itшников погибнет от ковида, тем лучше — меньше конкуренция, проще найти работу, выше зарплата».
            Но мне эта мысль не понравилась. Потому что я не готов ради выгоды одних людей жертвовать другими.


  1. HellWalk
    25.10.2021 20:20
    +5

    При этом каждый пятый не готов выполнять тестовое задание, а 20% разработчиков считает, что за такое задание должны платить

    Даже не знаю как такое прокомментировать. Умеют люди писать!


    1. GospodinKolhoznik
      25.10.2021 21:45
      +1

      Формально говоря эти множества могут и не совпадать. Человек может считать, что за задание должны платить деньги, но тем не менее сделать его.


    1. laatoo
      25.10.2021 22:05

      Мне как-то на вакансию бэкэнд PHP разраба (junior) прислали тестовое задание с кучей грамматических ошибок, где описывали задачу как "приложение где отображаются курсы валют и при смене курса рассылаются уведомления, авторизация/регистрация через соц.сети", требованием написать фронтенд на ангуляре, "рассчитывать на 1 млн пользователей", развернуть и показать работающую версию.


      Вакансия была на 60 тысяч/месяц, при этом хантерша очень и очень настойчиво спрашивала сколько времени займёт выполнение задачи.


      Наверное, что-то в таком духе попадает в эти 20%


  1. webdi
    25.10.2021 20:43
    +1

    Что такое "правильный мэтч" ?


    1. leha_gorbunov
      25.10.2021 21:20
      +1

      Это из регулярок похоже. Preg_match, Regexp.Match и т.д.


    1. Kuuuzya
      26.10.2021 11:57
      +1

      Мэтч - это совпадение, сочетание, идеальная пара. Пришло в слэнг из Тиндера скорее, когда там люди друг друга лайкнули, у них случается мэтч и они могут поговорить.


  1. Peter1010
    26.10.2021 08:14
    +1

    Не понимаю, почему рост зп и карьереый рост не объединяют в одну категорию. Ведь сам по себе карьерный раст без увеличения зп бесполезен.


    1. BobArctor
      26.10.2021 11:39
      +2

      Иногда бывает полезно заскочить на грейд (senior-principal-proto-post-director) проходняком на годик без существенного прироста в деньгах. Уже имея желаемый грейд в анамнезе гораздо проще претендовать на такой же в целевой конторе.


  1. MyraJKee
    26.10.2021 08:33
    +1

    Забавно, как раз недавно хотел сменить работу из-за стека, зарплаты и карьерного роста.


  1. abbey
    26.10.2021 11:29
    +1

    Спасибо за статью, актуально. Например нам кажется, что у нас крутой продукт и крутая вакансия, но из 60 отправленных предложений только 3 человека откликнулись и мэтча так и не случилось. Писал лично и без рекрутера. Так же по своему опыту скажу, что ЗП хоть важный фактор, но уже неопределяющий. Наверное определяющий это интерес и развитие. 


    1. nikolayv81
      26.10.2021 22:29
      +1

      Возможно ваш уровень совсем другой, но просто из личного:

      Приходит предложение от агента, в LinkedIn (причём в виде "запроса на добавление в контакты"), вроде смотришь вроде даже совпадает, пишешь сообщение - почта такая то напишите с вилкой по з.п. (причём почту без проблем можно найти по профилю), в итоге получаешь ответ: "Мы не можем сообщить вилку всё индивидуально" и далее 2 варианта: сообщите ваши ожидания и сообщим по результатам интервью....(созвона). И выходит человек должен потратить время чтобы поучаствовать в потенциальном опросе о з.п. ожиданиях...

      При этом хотел бы обратить внимание на то, что определённый процент хороших специалистов (а в статье и про тимлмдов) уже решил вопросы с базовыми потребностями и для них, возможно, смена работы это вопрос социального взаимодействия как с будущим работодателем так возможно и с прошлым, и начинать в такой ситуации игру "продай себя подороже" не всегда видится полезным занятием ...


    1. kalombo
      27.10.2021 13:47
      +1

      Так же по своему опыту скажу, что ЗП хоть важный фактор, но уже неопределяющий. Наверное определяющий это интерес и развитие. 

      Давайте думать вместе, если вы предложите зп в 10к долларов в месяц, быстрее ли вы найдете кандидата? Что-то подсказывает, что да. Наверное, всё-таки определяющий?


    1. TerraV
      27.10.2021 15:18

      Вам просто удобно считать что деньги не определяют. А на рынке таких контор с крутыми продуктами, крутыми вакансиями и дружелюбными коллективами - каждая вторая как минимум... На их фоне вы абсолютно не выделяетесь скорее всего.


  1. Mike-M
    26.10.2021 14:53

    Около 80% респондентов хотели бы получить развернутый фидбек с указанием навыков, которые следует улучшить.
    А как часто (хотя бы примерно, в процентах) предоставляет фидбэк ваше агентство?
    Что подразумеваете под навыками: hard skills, soft skills, or both?