Привет! Я Любовь Тимошенко. Руковожу менеджерами проектов в «Лайв Тайпинге», веду блог, который помогает управлять другими и собой: без насилия, пожаров, сорванных дедлайнов и выгорания.

На рынке сложилось двоякое мнение о том, каким должен быть менеджер проектов. С одной стороны — работодатели, которые хотят, чтобы менеджер умел читать (и делать!) API, отличал монолит от сервисной архитектуры и мог принимать решения, что лучше на проекте, писал ТЗ, делал презентации, полноценно развивал команду и при этом работал на одной стороне с клиентом. С другой — разработчики, дизайнеры и аналитики, для которых менеджер — это человек, который «мешает» работать, докидывает требования и лезет в оценки, а проект потом всё равно горит.

Я вижу причинно-следственную связь этих явлений. Чтобы её доказать, я опросила 20 разработчиков — знакомых, знакомых знакомых и подписчиков — и собрала семь реальных ситуаций, когда менеджер бесит так, что аж горит. В этой статье объясняю, почему такое горение часто следствие того, что менеджер занимается не своими обязанностями. А про свои — забывает.

1. Менеджер кидает разработчика в чат с клиентом, чтобы разработчик отвечал клиенту на технические вопросы

Уровень горения: ????

Почему это вредно. Добавление в чаты с клиентом — это ситуация, на которую разработчики обычно реагируют так:

Мем смешной, а ситуация страшная
Мем смешной, а ситуация страшная

В моменте кажется, что чаты не мешают работе, даже наоборот, разработчики получают от клиента больше контекста. Специалисты рады помочь и пообщаться вместо менеджера. Но каждая переписка в чатах — это отдельная задача.  Получается, что добавляя разработчика в чат, менеджер ставит сотруднику пачку дополнительных задач, но в спринте их не учитывает. В итоге разработчик должен два часа общаться, а потом делать задачу на восемь часов. Когда он будет это успевать — непонятно.

Скрытая проблема. Дополнительные задачи, которые менеджер перекладывает на разработчика, — коммуникационные. Не все разработчики умеют общаться с клиентом, и это нормально, потому что не входит в их обязанности. Но получается, что человек, у которого по профессии должны быть скиллы коммуникации, перекладывает свои задачи на человека без таких скиллов. От этого страдает и качество выполнения задачи, и скорость. К тому же в чате с клиентом разработчик не может увернуться от фидбэка. Клиент переживает за свой продукт, он включён в него эмоционально, поэтому может негативить, если что-то идёт не так. Скорее всего разработчик не сумеет защититься от этих эмоций и примет их на свой счёт.

Как справляемся мы.  Мы в «Лайв Тайпинге» можем добавить лид-разработчика или аналитика в отдельный чат с техническими специалистами со стороны клиента. Это требуется, когда дело касается сложных интеграций и разработчикам нужно работать сообща. В остальных случаях мы так не поступаем, потому что хотим уберечь разработчиков от лишних задач. Менеджер — это буферная зона между клиентом и командой. Все процессы должны проходить через него. Во-первых, потому что менеджер умеет пользоваться коммуникацией эффективно и знает, как объяснить клиенту действия разработчика с позиции пользы. Во-вторых, потому что менеджер должен защищать свою команду от эмоций клиента. 

2. Менеджер поставил задачу. Разработчик задачу сделал, но его решение не подошло, поэтому всё пришлось переделывать

Уровень горения: ????

Почему это вредно. Менеджер ставит задачу, кидает ссылку на техзадание, объясняет, что нужно сделать, но не говорит, кто и как потом будет этим пользоваться. Руководитель или не подумал о том, что нужно погрузить разработчика в контекст, или пользуется логикой «чья задача, тот и носится». Без контекста специалист выбирает решение, которое — при недостатке информации — кажется ему верным. Но это решение может не подойти конкретному проекту, и задачу придётся переделывать, тратя дополнительные деньги и время.

Скрытая проблема. В команде нет доверительных отношений. Когда что-то идет не так, разработчик не может подойти к руководителю и потребовать от него информации или действий. Вместо этого специалист пользуется логикой «как сказали, так и сделаю». Потом выясняется, что сказали не все и нужно переделывать.

Как справляемся мы. Если менеджер хочет, чтобы всё было сделано правильно, то ему нужно или написать для разработчика чёткие пошаговые инструкции, или сформировать у него в голове образ результата. Мы выбираем второй вариант — ставить задачи через результат, потому что хотим работать с людьми, у которых навык принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность не заменяется навыком следовать инструкциям. Когда наши менеджеры ставят задачу, они погружают специалиста в контекст, говорят, какие есть ограничения и что должно получиться в итоге. Так они направляют разработчика по верному пути и дают ему свободу решать задачу тем способом, который он считает правильным.

3. Менеджер не доверяет оценке разработчика и считает, что задачу, на которую тот заложил 4 часа, можно сделать за 2

Уровень горения: ????????

Почему это вредно. Для разработчика это вредно потому, что его помещают в режим горения: скидывают часы с оценок, а потом требуют уложиться в изначально сжатый дедлайн.

Скрытая проблема. Если менеджер спорит с разработчиком об оценке задачи, то скорее всего менеджер как руководитель не умеет управлять приоритетами и выяснять контекст. Он подменяет функцию коммуникации функцией контроля, из-за чего отношения в команде могут накаляться. Снова возникает проблема доверия: между менеджером и разработчиком не сложилось таких взаимоотношений, в которых они могли бы верить друг другу на слово.

Как справляемся мы. Устанавливать время решения задачи — это ответственность исполнителя, потому что именно он будет делать её. Если менеджер не доверяет оценке, то разработчик объясняет, из чего складывается оценка, и помогает руководителю проекта увидеть те же самые ограничения, которые видит он. Но мы учим своих менеджеров не ждать, пока разработчик сам придёт, а подходить первыми и задавать правильные вопросы: не «почему так долго?!», а «помоги мне понять, почему на эту задачу нужно столько времени». Если задачу по каким-то причинам нужно сделать срочно, то мы не просим специалиста работать быстрее, а спрашиваем, можно ли упростить задачу, чтобы оценка тоже сократилась.

4. Менеджер с техническим бэкграундом лезет в код: проверяет, критикует, помогает или навязывает свои решения

Уровень горения: ????????

Почему это вредно. Менеджер с бэкграундом разработчика — это классно. Он глубже понимает ограничения и в переговорах с клиентом может объяснить технические вещи простым языком. Если же менеджер со своими знаниями начинает лезть в код, то он не даёт разработчику ошибаться и учиться на этих ошибках. Как итог — разработчик не прокачивает свои компетенции, не растёт в скиллах, не становится экспертом и через год получает ровно такую же зарплату, как и получал. 

Скрытая проблема. На проекте самый ограниченный ресурс — это время. Его нельзя компенсировать. Если менеджер тратит рабочие часы на код, то ему не хватит времени, чтобы спланировать и организовать проект. И привет, пожары перед релизом! Если у менеджера всё-таки получится совмещать и свою, и чужую работу, то очень скоро он выгорит сам. Когда это случится, менеджер будет пытаться скидывать с себя задачи и ныть, что «команда без пинков и подсказок ничего сама не умеет». Но как команда чему-то научится, если менеджер принимал решения за неё и не давал быть самостоятельными?

Как справляемся мы. Мы пришли к выводу, что хотим набирать менеджеров без навыков разработки. Во-первых, чтобы разработчикам было веселее подшучивать над менеджерами, что они гуманитарии. Во-вторых, так менеджер позволяет специалисту становиться специалистом, потому что руководитель — это человек, который не должен делать работу исполнителя за него. Если сотруднику нужна поддержка, менеджер должен не давать советы, а организовать обучение: найти техлида, который поможет решить задачу на проекте. Кроме этого есть тимлиды и ревьюеры, которые тоже обучают и дают сотруднику релевантные технические знания.

5. Менеджер превращается в чайку перед дедлайном: суетится, закидывает всех задачами, наводит панику

Кривая горения: реактивность менеджера ускоряется к концу проекта
Кривая горения: реактивность менеджера ускоряется к концу проекта

Уровень горения: ????????????

Почему это вредно. Если дедлайн поджимает, а задачи не закрываются, неопытные менеджеры превращаются в чаек. Суетятся, «поджигают» разработчиков, хаотично накидывают задачи. Менеджер побегал, покричал, и ему кажется, что он всё разрулил. Но на самом деле он только демотивировал команду во время закрытия важного этапа. 

Синдром чайки — это стиль управления, при котором руководитель сначала удаляется от повседневных управленческих задач, перекладывая ответственность на исполнителей, а потом возвращается и критикует решение команды затем, чтобы снова исчезнуть и оставить всех в тревоге — прилетел, наорал, нагадил и улетел

из книги Ицхака Адизеса «Управление жизненным циклом корпорации»

Скрытая проблема. Если перед дедлайном атмосфера на проекте накаляется, это говорит о том, что менеджер не спланировал проект, не расставил приоритеты и не предвидел риски.

Как справляемся мы. Менеджер не успевает научиться планировать, пока занимается чужими задачами, например помогает разработчику писать код. Поэтому мы за то, чтобы каждый занимался своей работой. Разработчики — кодили, менеджеры — планировали, и никто не нарушал чужие границы. Если у нас перед дедлайном вылезают баги или выясняется, что остались незакрытые задачи, менеджеры не начинают сеять панику — они оценивают ситуацию и делают новое планирование, учитывая текущее положение дел.

6. Менеджер не продумывает нагрузку разработчиков: первую половину месяца специалисты остаются без задач, а вторую — горят

Уровень горения: ????????????

Почему это вредно. Создаётся дисбаланс в рабочем режиме. Сначала разработчики устают от скуки — потом выгорают от работы с утра до ночи. Все это приправляется мотивирующими рассказами о важности проекта, из-за которой нужно поработать на выходных. Первые два релиза в это ещё веришь, а потом уже не очень. Если релизы на выходных повторяются систематически, возникает желание сменить команду или коллектив. 

Скрытая проблема. Менеджер не может спланировать время разработчика, потому что не контролирует ход проекта и не знает, какие задачи когда случатся.

Как справляемся мы. Чтобы люди не перерабатывали, мы планируем время разработчиков на три месяца вперёд. Если появилась потребность работать в выходные, мы относимся к ней как к маячку, который говорит, что мы допустили ошибку в планировании. Если так получается, мы не заставляем разработчика жертвовать днями своего отдыха. Вместо этого переделываем планирование, а менеджер вступает в переговоры с клиентом, чтобы обозначить новые сроки. 

7. Менеджер продавливается под клиента, принося команду в жертву его интересам   

Уровень горения: ????????????

Почему это вредно. Когда менеджер встаёт на сторону клиента, в команде происходит раскол: разработчики могут отказаться работать с таким руководителем. Однажды мы делали приложение по дизайну клиента. В какой-то момент оказалось, что в дизайне используется семь оттенков красного: один для кнопки, второй для ошибки, третий для такой же ошибки на другом экране… С клиентом была договоренность, что итоговая вёрстка будет полностью соответствовать макетам. Но разработчикам было неудобно верстать семь разных цветов, потому что пришлось бы отказаться от использования классов дизайна. Клиенту было неудобно переделывать макеты, так как нужно было заново привлекать дизайнера. Если в такой ситуации поставить в приоритет интересы клиента, то не остается ничего, кроме как сказать команде: «Ребята, ничего не знаю. Как с клиентом договаривались, так и делайте». 

А как ещё чувствовать себя разработчикам, если их мнение никого не волнует?
А как ещё чувствовать себя разработчикам, если их мнение никого не волнует?

Скрытая проблема. Менеджер не умеет коммуницировать. У него не хватает навыков, которые помогли бы ему отстаивать интересы команды. Если менеджер скидывал коммуникацию на разработчика, когда нужно было ответить на вопрос клиента, он лишал себя возможности прокачивать скиллы коммуникации, и теперь за это отдувается вся команда. 

Как справляемся мы. В «Лайв Тайпинге» менеджеры действуют и в интересах клиента, и в интересах команды — это партнерские отношения. Как только мы видим перекос в какую-то из сторон, мы это озвучиваем и ищем мирное решение. Я никогда не говорю своим специалистам «как договаривались, так и делайте». В кейсе с дизайном я передоговорилась с клиентом, объяснила, почему использовать семь разных оттенков одного цвета вредно и разработчику, и самому клиенту (так будет сложнее поддерживать продукт), и мы отменили правило «должно соответствовать макетам». 

Как выстроить нормальные отношения между менеджером и разработчиком

Я вижу решение в том, чтобы каждый занимался своим делом: разработчик — писал код, менеджер — руководил. Если роли будут смешиваться, то ни один из специалистов не сможет нести ответственность за результат. Тут менеджер покодил, тут разработчик пообщался с клиентом — в итоге ни один из них не прокачал те навыки, которые необходимы для профессионального роста.

В «Лайв Тайпинге» менеджеры тратят внимание на свои прямые обязанности. Этим они создают для всех остальных специалистов условия, в которых те могут заниматься своим делом в спокойном режиме, без пожаров и нервных срывов. Менеджеры прокачивают скиллы коммуникации, поэтому знают, как ставить задачи специалисту и клиенту так, чтобы можно было быстрее договориться. Умение планировать помогает менеджерам держать проект под контролем, чтобы на головы разработчиков падало меньше внезапных задач, которые выбивают их из колеи и приводят к выгоранию

Если ситуации, о которых я рассказала, знакомы вам, — напишите в комментариях, как вы с ними справлялись. Там же можно рассказать, какие ошибки допускают ваши руководители проектов и вместе попробовать найти решения для любого спорного вопроса.

Комментарии (30)


  1. iiwabor
    27.10.2021 13:35
    +4

    "Менеджер кидает разработчика в чат с клиентом, чтобы разработчик отвечал клиенту на технические вопросы" - по моему крайне негативному опыту, это самый верный способ довольно быстро потерять или клиента или разработчика, а то и обоих сразу...


    1. amarao
      27.10.2021 13:46
      +4

      Можно вспомнить Парацельса - "Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд". Иногда чат с заказчиком проворачивает непроворачиваемое, потому что у заказчика с программистом может оказаться общий язык (особенно, в районе высокотехнологичных API).

      Избыток оного начинает отравлять всё. Так что в малой дозе это может быть полезно, превышение ПДК ведёт к LD50.

      На практике это выглядит так: разработчика приглашают в чат/на митинг (публичный), просле чего разработчик чат/митинг покидает и больше никак не появляется в общении с клиентом.


      1. ledascho
        27.10.2021 14:32
        +2

        Проблема в статье не в том, что разработчик говорит с клиентом, а в том, что менеджер не планирует это заранее как таск в спринте и не делает апскейл постфактум…


        1. lisizzaxitrizza Автор
          27.10.2021 15:08
          +1

          В статье обе эти проблемы: и что говорит, и что таск под это не планируется. А еще (в случае, если после решения вопроса разработчик не покидает чат) есть проблема, что пошатнуть мотивацию исполнителя на проекте очень просто, если оставлять ему доступ к нефильтрованной информации от клиента.


          1. ledascho
            27.10.2021 15:13
            -2

            У вас какие-то очень нежные разработчики, которым эмоции клиента работать не дают.
            Могу, конечно, ошибаться, но мне кажется общепринятым, что и в компетенцию, и в обязательные софт-скиллы, скажем, начиная от Senior Software Developer входит умение общаться с клиентом.


            1. ledascho
              28.10.2021 13:47

              Два минуса комментарию и минус в карму, но хоть бы кто пояснил, в чем я неправ…


              1. lisizzaxitrizza Автор
                28.10.2021 14:37
                +1

                я не ставила минус, но эта фраза

                У вас какие-то очень нежные разработчики, которым эмоции клиента работать не дают.

                выглядит так, будто «потерпи некоторое дерьмо, а то че как неженка» для вас является нормой. А в реальности работать там, где приходится что-то терпеть и не налажены конструктивные отношения — стремно, и не нужно на такое соглашаться. И если не соглашаешься — ты обычный и адекватный, а не неженка.


                1. ledascho
                  28.10.2021 15:03

                  Возможно, я недостаточно ясно высказался. Коммуникация, при необходимости, напрямую с клиентом входит в список моих обязанностей (в моем случае как Senior QA). Если клиент не может контролировать свои эмоции, я не обязан это терпеть, но это не значит, что я могу не выполнять свои обязанности.


            1. lisizzaxitrizza Автор
              28.10.2021 14:39

              К тому же вы сами пишете, что скилл коммуникации ОТ синьора.

              А мидлам и джунам нафига без таких скиллов в чатах сидеть? И чем в этот момент занят менеджер, если команде приходится разруливать коммуникацию?


              1. ledascho
                28.10.2021 15:04
                +1

                А миддлам, как минимум, вероятно, желательно когда-то стать сеньорами. Учиться коммуникации с эмоциональным клиентом они по ютьюбовским роликам будут?


                1. lisizzaxitrizza Автор
                  28.10.2021 16:57

                  Ну есть же другие люди вокруг, кроме клиентов. :)


    1. lisizzaxitrizza Автор
      27.10.2021 15:06

      это самый верный способ довольно быстро потерять или клиента или разработчика

      не прям САМЫЙ, но да, способ довольно эффективный (если цель — кого-то потерять)

      при этом давайте будем реалистами, иногда нужно показать разработчика клиенту — когда клиент «шарит» и им проще напрямую договориться. Или наоборот, когда клиент не шарит и из-за этого робеет перед авторитетом разработчика.

      Но эффективнее это делать на встречах, а не в общих чатах: в чатах решаются коммуникационные задачи, и лучше бы это делать ПМу


  1. iStyx
    27.10.2021 13:48
    +10

    Менеджер без технического бэкграунда лезет в код: проверяет, критикует, мешает, навязывает свои решения. Уровень горения: ????????????????????????????????????????


    1. lisizzaxitrizza Автор
      27.10.2021 15:09

      Менеджер без технического бэкграунда лезет в код

      АААААААААА!!!!!!!!!!!


      1. ksbes
        27.10.2021 15:59
        +4

        Есть ситуация гораздо хуже, с которой встречался лично:

        Менеджер, который думает, что у него есть технический бэкграунд ...

        (в итоге пришлось идти к гендиру и прямо ставить вопрос "или или", задвинули всё же менеджера)


        1. iStyx
          27.10.2021 23:49
          +1

          Повезло. У меня вот на прошлом контракте гендир без технического бэкграунда, который думал, что он у него есть, лазил в код...


          1. mamento
            28.10.2021 08:41

            Тоже встречался с таким. Был гендир который решил, что он нашел генеальное решение как писаться html используя java. А давай-те мы сделает кучу классов - которые являются тегами в html - будем их вклюдывать друг вдруга, а потом вызовем toString и они сами весь html соберут. Чем его не устроили готовые решения на подобии Vaadin если уж сильно хотелось чтобы на java все было неизвестно. И это решение он внезапно распространил на все проекты - а давайте свой велосипед делать.

            Ну попробовали полгода - а потом выкинули и начали все переписывать как у всех :)


            1. lisizzaxitrizza Автор
              28.10.2021 11:37

              ну это по классике Даннинга-Крюгера:

              люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом не способны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации

              Гендиру нужно было решить какую-то проблему, вот и решал. Но было недостаточно знаний, чтобы понимать, как такие проблемы уже решались и какая вообще есть практика решения проблем: поэтому начал изобретать свой велосипед.

              А теперь фокусы: есть некомпетентный человек, которому нужно решить проблему, но возможно он решает ее неоптимальным способом.

              А есть компетентные люди — инженеры.

              Задача компетентных людей: понятно и корректно объяснить, как лучше решать проблему. А не соглашаться на всё, что предложат люди которым нужно решать проблему, а потом переживать, что «ващет по-другому нужно было сделать, я это всегда знал, но молчал!»


              1. ksbes
                28.10.2021 11:42

                Задача компетентных людей: понятно и корректно объяснить, как лучше решать проблему. А не соглашаться на всё ...

                Иногда (а на деле часто) альтернативы нет - не дают. Человек же уверен и у него власть(и зарплата в 10 раз выше среднего) и "ответственность"! А чего добился в жизни "компетентный человек"?


                1. lisizzaxitrizza Автор
                  28.10.2021 14:42

                  Ну с одной стороны, да: кто несет ответственность (в том числе за финансовые потери), тот и принимает решение. А еще может оказаться так, что исполнитель не видит каких-то ограничений, потому что не смотрит на ситуацию «сверху». Часто управленцы принимают решение не по принципу «чтобы стало чотко и хорошо», а по принципу «как-нибудь решить проблему и не уронить все вокруг, что можно случайно уронить».

                  Но с другой стороны, если ты среди подчиненных считаешь себя самым умным — зачем тебе подчиненные :)


              1. mamento
                28.10.2021 11:44

                Это было лет 10 назад. Ему объясняли. Но это был человек своеобразный, который мог всех разрабов собрать и покрыть матом как прораб на стройке, без преувеличения. Чего только стоило интересное решение - "каждый разработчик в один из дней подписывал бумажку где обязался не допускать более одного бага в неделю, а если допустит - фиксит в личное время".
                Собственно после одного из таких объяснений была группа разработчиков, которые написали письмо руководству с предложениями как улучшить процессы, вполне корректное - даже без ссылок на гендира вообще. Итог - всех кто подписался уволили. Увольнение кстати тоже отдельный цирк, просто письмо утром на почте - чтобы к моему возвращению в страну (он тогда был в отъезде) вас тут небыло.

                Я не сильно конечно расcтороился и сейчас от этой компании мало что осталось ,а гендира все таки через пару лет попросили уйти.


                1. lisizzaxitrizza Автор
                  28.10.2021 14:44

                  мог всех разрабов собрать и покрыть матом как прораб на стройке

                  и

                  Итог - всех кто подписался уволили. 

                  считайте, повезло! По вашему описанию ситуации кажется, что хуже было бы, если бы оставили и заставили еще какое-то время это терпеть


  1. viru0
    28.10.2021 04:30

    А о каком менеджере идет речь? Ибо PM (менеджер по продукту), это одно. А engineering manager (руководитель команды разработки), это другое. Как по мне, смешивание этих двух ролей как раз таки много конфликтов и создает.
    С тем же техническим бекграундом, в случае PM он не особо нужен (ну что то базовое), а руководитель отдела разработки должен быть экспертом. Ну и так далее по списку.


    1. lisizzaxitrizza Автор
      28.10.2021 11:25

      Имею ввиду менеджеров проектов / продукта — руководитель команды разработки может выполнять широкий спектр обязанностей. И понятно, что если «лезть в код и давать фидбэк» прямая обязанность, то руководитель разработчика должен это делать.

      А когда в код лезет руководитель, но не разработчика а проекта (которому нужно чтобы проект был сделан, а не разработчик научен) то возникают проблемы.

      смешивание этих двух ролей как раз таки много конфликтов и создае

      верно, лучше не смешивать — на эти роли нужны люди с разным стеком компетенций


  1. avrusanov
    28.10.2021 11:21

    Менеджер проекта разработки без технического бэкграунда - это как слепой канатоходец


    1. lisizzaxitrizza Автор
      28.10.2021 11:22

      Интересны ваши аргументы. Я как руководитель менеджмента нанимаю менеджеров только без технического бэкграунда.


  1. Aleksandr_r
    28.10.2021 11:21

    Могу еще дополнить из опыта что, когда инженера не добавляют в чат с заказчиком или не дают возможности общаться напрямую - то это тоже может быть плохо. Менеджер может не правильно объяснить или сначала согласиться на невыполнимую задачу (или же просто пообещать неоптимальное решение), а потом спросить у инженера как ее делать. Все это будет выглядеть и глупо и долго на следующих этапах переговоров.


    1. lisizzaxitrizza Автор
      28.10.2021 11:30
      +1


  1. bervr
    28.10.2021 11:21

    Знаю пару ПМов которые делают все что в статье сразу


    1. lisizzaxitrizza Автор
      28.10.2021 11:26

      Обняла! Держитесь там (от них подальше)