![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0ea/2bd/572/0ea2bd572fe9e7a56e2daa413e219a4e.jpeg)
Привет, меня зовут Максим Ражнов. На момент написания статьи я уже являюсь разработчиком в компании Wargaming. Я работаю в команде Operation & Support Tools, успел поучаствовать в работе нескольких команд. В нынешней команде мы разрабатываем инструменты для сотрудников технической поддержки. В этой статье я бы хотел рассказать, каким был мой путь от студента 3-го курса до разработчика в Wargaming.
Предыстория
С игрой World of Tanks я познакомился ещё в школе. Мы с друзьями следили за ивентами в игре, катались взводами и участвовали в командных боях, старались следовать тактикам топовых команд и дополнять их своими замечаниями и наблюдениями. В нашей школе ежегодно проводился фестиваль «Computerland», где были различные конкурсы, связанные с информатикой, и так как популярность игры росла с каждым годом, нам предложили устроить турнир внутри школы. Главным призом тогда была поездка в минский офис Wargaming. Наша команда заняла первое место, и именно нам посчастливилось получить памятные подарки от компании и сделать фотографии с Golden Joystick.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/3d2/80a/128/3d280a128e7062f69fc7ef67efcc4d68.jpeg)
На следующий год победившей команде предложили поехать на TIBO (крупнейшая выставка информационных технологий в Беларуси) и посоревноваться с лучшей командой чемпионата университетов. Наша команда выиграла — и мы вышли играть против взрослых дядек. До сих пор помню, как нас встречали с презрением и криками «школота», однако у них быстро пропали улыбки, когда группа школьников выиграла бой. Выйдя на улицу, мы увидели, как вся их уверенность быстро испарилась и они нервно стояли и курили, обсуждая стратегии. Тогда нам победить не удалось, но это был незабываемый момент и опыт.
Поступление
О Wargaming Forge я узнал в универе — ментор курса Maintenance Дмитрий Курьянович приходил рассказать студентам о том, как попасть на это направление. Уже тогда я собирался на курсы от Wargaming, но ещё не знал, что откроют набор именно по той специальности, которой я интересуюсь.
Набор на курсы Wargaming Forge начался весной 2019 года. На выбор у меня было два основных направления: Backend и Frontend. Я выбрал Frontend, потому что увлекался им в свободное время и хотел связать свою карьеру именно с этим направлением. Приходилось совмещать подготовку к экзаменам и обучение на курсах.
Сам этап отбора на курсы был сложным. Он состоял из технического задания и мотивационного письма. Оценивались знания по JavaScript, умение писать и обдумывать написанный код. Составители заданий хотели понять, насколько будущий студент курса разбирается в языке программирования, поэтому просили выполнять задание без использования фреймворков.
На курсы было подано порядка 140 заявок, в итоге выбрали только 16 человек. Я в первый же вечер после открытия набора сделал 4 задания из 9. Ещё за неделю доделал все основные задания, проревьюил код и перешёл к трём дополнительным задачам. Были трудности с заданиями, где было необходимо провести сортировку таблиц по колонкам и реализовать поиск по нужным столбцам, но, посидев несколько вечеров, справился.
Учёба
Обучение проходило по следующей схеме: мы выполняли задания от менторов, разбирали основные фишки JavaScript, изучали его историю и искали методы наиболее правильного и изящного применения. Мы разбирали как различные элементы работают «под капотом» и как им находят применение в современном мире. Изучали базовые методы языка JavaScript, стандарты языка и его ежегодные нововведения. Нам подробно объясняли, как язык работает с асинхронными функциями и показывали примеры их использования в реальном проекте. Были занятия по вёрстке, node js webpack. Важные особенности курсов, которые мне запомнились — менторы приводили примеры из реальных проектов и показывали несколько реализаций одной функциональности.
Через месяц после начала занятий нам предложили идею для проекта — приложение, которое позволяло бы сотрудникам компании встречаться внутри и за её пределами, обсуждать насущные проблемы или новости в мире за чашечкой кофе. Название мы долго не выбирали, на ум сразу пришло Random Coffee: случайные люди встречаются со случайными людьми. Это был учебный проект, поэтому дизайн приложения нам предоставили, и мы начали работу.
Внутри команды мы разбились на две подкоманды: Backend и Frontend. Backend разрабатывал серверную часть, подключал базу данных, занимался разработкой и подключением Telegram-бота для общения приложения с пользователем. Frontend-команда воплощала дизайн в реальность, разрабатывала UI-компоненты таким образом, чтобы можно было в дальнейшем использовать их и в других приложениях, продумывала взаимодействие пользователя с приложением. Ещё мы делали клиентскую часть приложения для пользователя и для администратора, который бы настраивал само приложение. У нас был месяц на реализацию проекта и это всё казалось непосильной задачей.
![Разбираем алгоритм подбора пользователей по парам Разбираем алгоритм подбора пользователей по парам](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/bc0/0a8/c54/bc00a8c5491b76390fc74a6266bcb9c9.jpeg)
Сложнее всего было наладить коммуникацию внутри команды. Нужно было разбивать задачи, делегировать их, выстраивать процесс разработки. Времени для обсуждения на занятиях не хватало, поэтому мы собирались в кафе, на квартирах, программировали вместе. Время пролетело молниеносно. Выходные проходили за разработкой, мы учились слушать друг друга, обсуждать идеи и находить компромисс.
Для меня дополнительной сложностью стало то, что пришлось совмещать учёбу в университете и в Wargaming Forge. Было непросто, я не высыпался, но результат стоил приложенных усилий. Помню, как перед презентацией чистил баги. Уже была ночь, а утром надо было ехать на экзамен в университете. Садился, учил необходимое по предмету, спал три часа и в путь-дорогу. После экзамена сразу отправлялся в кафе рядом с офисом обсуждать с ребятами, как мы будем представлять наш проект.
![Картинка показывает разработчиков, занятых интеграцией клиентской и серверной частей
P.S: пиво для фото мы убрали))) Картинка показывает разработчиков, занятых интеграцией клиентской и серверной частей
P.S: пиво для фото мы убрали)))](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b8d/a93/439/b8da93439488cd2e8d990281462a988c.jpeg)
После бесконечных ночей работы с кодом наконец многое начало получаться. Мы сделали интеграцию Backend с Frontend, но расслабляться было рано. В проекте осталось много багов, которые в итоге мы устраняли даже в день презентации.
На презентации мы рассказали менторам, какие технологии были выбраны и почему, провели демонстрацию проекта, дали возможность «пощупать» его всем присутствующим. Презентация проходила на первом этаже минского центра разработки Wargaming, и к нам в гости заглядывали все желающие сотрудники компании. Под пиццу обсудили презентацию и разошлись по домам, считая минуты до собеседования. Очень хотелось работать в таком сплочённом коллективе, но большой уверенности, что на собеседование позовут именно меня, не было.
![Менторы курса награждают памятными призами от компании Wargaming Менторы курса награждают памятными призами от компании Wargaming](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/bd9/e5f/4b1/bd9e5f4b1effbe587024932654985d34.jpeg)
Спустя пару дней меня пригласили на собеседование. Оно прошло хорошо: обсуждали технические навыки, чем я занимался во время обучения в универе и в свободное время. В компанию я пришёл уже спустя несколько месяцев — меня забрали на военные сборы, устроил себе мини-отпуск перед плодотворной работой.
Итоги
Что, как студенту, мне дали курсы Wargaming Forge:
Общение с профессионалами своего дела.
Понимание того, как выстраиваются процессы в рамках разработки продукта. Мы научились конструировать компоненты интерфейса для пользователя и внедрять их в приложение, продумывать архитектуру приложения и логику взаимодействия пользователя и приложения, делать пользовательскую авторизацию через Telegram, организовывать интеграцию серверного и пользовательского функционала.
Умение грамотно и эффективно общаться с коллегами, находить решение в любой ситуации.
Опыт разработки полноценного функционирующего приложения в команде под руководством менторов. Для разработки нашего приложения мы использовали стек технологий MERN. M – MongoDB, E – Express js, R – React, N – Node js, а ещё мы отдельно разрабатывали Telegram-бота для отправки пользователю уведомлений.
![Совместное фото всех участников курса Совместное фото всех участников курса](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d1c/6be/590/d1c6be590eeb4661177b3e40e3450e6b.png)
Я рад, что в итоге мне удалось стать частью отличной команды. Думаю, дело в том, что я старался подходить к делу серьёзно и качественно, не боялся задавать глупых вопросов, что и вам советую. Учитывайте, что не обязательно быть студентом-айтишником для участия в Wargaming Forge — программа подходит, например, и людям, которые хотят сменить профессию. Действуйте и не сомневайтесь, всё в ваших руках!