Представьте, вы купили автомобиль, а возможно, он у вас уже есть. К автомобилю есть готовые рекомендации: как его обслуживать, каким топливом его заправлять, через сколько надо пройти ТО, когда и что потребует плановой замены. Датчик в машине сам подскажет, что надо залить масло или подкачать колесо.
Вы понимаете, что для того, чтобы машина работала лучше и служила дольше, вам надо следить за ней, вовремя реагировать на какие-либо отклонения, не нарушать правила эксплуатации, а самое главное – делать это всё своевременно, чтобы чувствовать себя за рулем уверенно и безопасно.
У нас в СИБУРе похожая ситуация. Меня зовут Анна Хархурина, я владелец продукта «Мобильные обходы и ремонты», и сегодня я расскажу вам, как цифровизация работает в процессах технического обслуживания. И причём здесь смартфоны :)
На заводах СИБУРа в каждый момент времени работают тысячи единиц оборудования – так производственный процесс не прерывается. Причём это оборудование разного класса опасности, в том числе и повышенного.
Чтобы предприятия работали в штатном режиме, на них не случалось аварий, а продукция выпускалась по плану, нужно своевременно контролировать работу оборудования, обслуживать и при необходимости привлекать ремонтное подразделение. Для этого на предприятиях существуют обходы.
Во время обхода работники следят за исправностью оборудования и показателями приборов, выявляют неисправности и либо устраняют их на месте (если задача не сложная), либо регистрируют проблему и привлекают ремонтные службы.
Обходы совершаются с определенной частотой в смену, в зависимости от критичности работы оборудования. И по определенному маршруту. Раньше весь процесс полностью был в оффлайне – обходчик вооружался блокнотом и ручкой, и в любую погоду шёл по маршруту, фиксируя замечания. Карандашом на бумаге – и в дождь, и в снег. По возвращении в операторную работник передавал этот блокнот, чтобы старший по смене зарегистрировал информацию.
Отслеживать обход было невозможно, а соответственно и знать наверняка, что его совершили вовремя и в полной мере. Так появилась потребность в оцифровке процесса, и мы разработали продукт «Мобильные обходы». Он позволяет убедиться, действительно ли обходчик в нужное время был возле нужного оборудования, на самом ли деле он провел требуемые проверки, и все ли выявленные отклонения он зафиксировал.
Обходы: пилотная версия
Наш MVP состоял из web-интерфейса и мобильного приложения. Он предоставлял полную информацию о количестве и качестве обходов. И вот, как:
Первые данные мы запрашивали от предприятий в формате Excel, а потом руками загружали в систему, чтобы у пользователей в web-интерфейсе была информация для работы.
Там же можно было создавать маршруты, назначать их периодичность и наполнять теми единицами оборудования, которые следовало осмотреть. В мобильное приложение уже приходили маршруты-задания для исполнения.
Но как проверить, что обходчик на самом деле был на точке?
Мы решили добавить чекины по NFC-метке – заранее подготовили инфраструктуру, развесили метки и прошили их с записью единиц оборудования, которые требовали осмотра.
Куда именно вешать метки, какие включать единицы оборудования, и какие маршруты формировать, нам подсказывали коллеги с завода. Они лучше знают правила по эксплуатации оборудования, плюс у них богатый личный опыт и экспертиза.
Когда мы готовили инфраструктуру, появился ещё один вызов – не любой мобильный телефон можно использовать там, где работает оборудование повышенного класса опасности. Поэтому мы выбрали именно взрывозащищённые смартфоны на Android и раздали их в руки обходчикам. От обходчиков требовалось только чекиниться по меткам – так они отмечали, что отсмотрели оборудование.
На момент MVP мы хотели в первую очередь проверить гипотезу, что продукт приживётся, работники смогут с ним работать, а мы – собирать через него информацию. В итоге мы стали накапливать данные и наглядно видеть весь процесс совершения обходов. Мы сделали процесс прозрачным, и так появилась возможность более качественно управлять осмотрами оборудования.
Чек-листы
В процессе обхода, разумеется, важно не только зачекиниться, но и зафиксировать отклонения и дефекты. Чем раньше мы найдем дефект и устраним его, тем лучше и безопаснее будет работать производство. Поэтому мы внедрили чек-листы для осмотра оборудования.
Для каждой группы оборудования есть рекомендации, на что особенно важно обратить внимание. Не просто осмотреть в духе «Ну выглядит норм», а проверить уровень масла, снять показания датчика давления и проверить рукой температуру на предмет перегрева корпуса (кстати, сейчас это делают наши датчики интернета вещей), и др. Для удобства обходчиков мы показываем список сразу в момент чекина, чтобы вся нужная информация была под рукой и в быстром доступе. Это заметно повышает качество осмотра.
Дефекты на производстве выявляли и без нашего продукта, но картина была далеко не полной. По многим причинам. Вот пара примеров:
Неудобно переписывать на бумагу, когда стоишь на открытой установке на высоте двухэтажного дома. В минус сорок. И ночью;
Пока шёл до операторной, отвлекли, и забыл вовремя передать инфу;
Увидел пустяковый дефект и устранил его сам. И решил никому не говорить;
Или проблему устранила ремонтная служба, но информацию всё равно нигде не отразили – «а зачем, всё же работает».
Так, конечно, не пойдёт.
Когда мы делали функционал фиксации дефектов, мы в первую очередь шли от проблемы дискомфорта: чтобы люди пользовались продуктом, важно учитывать контекст обхода и условия работы обходчика. От внешних погодных условий до экипировки – в сибирскую зиму, например, перчатки лучше не снимать.
Когда мы проектировали эти возможности, упор делали на простоту и удобство работы, чтобы количество обращений к интерфейсу было минимальным. При этом мы не забывали о минимальном наборе данных, который требуется для фиксации дефекта – здесь количество кликов или тапов может быть прямо-таки жизненно важным.
В итоге мы выстроили взаимодействие с интерфейсом так, чтобы с ним можно было работать не только с помощью тапов, но и при помощи боковых кнопок или голосового набора. Всё ради того, чтобы руки работников оставались в тепле!
И снова о данных
Когда мы выкатили эту фичу, она и правда хорошо и быстро прижилась. И к нам полился огромный поток данных. На некоторых предприятиях объём зафиксированных дефектов увеличился до 400%, но вовсе не потому, что внезапно все стало ломаться – просто мы достигли той самой прозрачности, когда фиксируется любое, даже мельчайшее отклонение.
Чтобы визуализировать такой объём информации мы обратились к коллегам из управления корпоративными данными. Они собрали аналитические дашборды, на которые можно было взглянуть и понять, что делать и как управлять данными дальше.
Информация о дефекте нужна не только для того, чтобы о нём не забыть и вовремя направить ремонтников на устранение. Порой ещё и нужно корректировать стратегию обслуживания оборудования. Информация об условиях эксплуатации и периодичности определённых дефектов на разных видах оборудования позволяет предотвращать и не допускать поломки на схожем оборудовании.
Накапливая эти знания, мы можем строить стратегию ремонта и обслуживания, при этом опираясь не только на рекомендации и опыт, но и на реальные данные. Причём данные, которые полностью релевантны для наших производств и технологий.
После того, как мы стали фиксировать дефекты и выводить информацию на дашборды, у нас, помимо производства, появился еще один внутренний заказчик. Это служба управления надежностью, которая как раз отвечает за стратегии техобслуживания. Сейчас мы с ними прорабатываем новые процессы и возможности развития продукта. Впереди интересный вызов – как не только получать и анализировать данные, но и быстро корректировать стратегию. И исполнять её, сокращая при этом внеплановые поломки и издержки на ремонт.
На этом пора говорить “To be continued” :) В следующей части мы расскажем, как оцифровали тонны бумаг, объединили push-уведомления и подписи распоряжений в один процесс и начали делать цифрового помощника для проведения ремонтов.
И по традиции, мы всегда рады вашим вопросам. До встречи в следующей части!
Комментарии (12)
hungry_forester
15.11.2021 15:12А кратчайшие маршруты обхода ваше ПО случаем не составляет?
harhurina
15.11.2021 19:46+1Пока нет в этом потребности, обходчики лучше любого ПО знают наиболее удобный маршрут) А вот оптимизация маршрута с учётом частоты осмотра разного оборудования и точек измерения – это наш ближайший вызов!
imotorin
15.11.2021 18:05>>Неудобно переписывать на бумагу, когда стоишь на открытой установке на высоте двухэтажного дома. В минус сорок. И ночью;
интересно: а удобно работать с тачскрином смартфона в перчатках на морозе?
как долго будет жить батарея прежде чем замёрзнет?harhurina
15.11.2021 20:06В итоге мы выстроили взаимодействие с интерфейсом так, чтобы с ним можно было работать не только с помощью тапов, но и при помощи боковых кнопок или голосового набора. Всё ради того, чтобы руки работников оставались в тепле!
Да-да, об этом как раз подумали и предусмотрели, о чем я и рассказала также выше в статье.
Проблема с батарейкой при -40 и правда имеет место. Если устройство держать на морозе всё время включённым, то оно проработает в лучшем случае минут 40. В этой связи мы постоянно мониторим рынок на предмет появления более морозостойких мобильных устройств.
VldE
16.11.2021 11:48+1Интересно, амвы смартфоны ищите готовые или r&d под вас? По моему были какие-то решения для военки с подогревом АКБ. В частности, ноутбуки Панасоник. Небольшой PTC терморезистор и пускай подогревает. Решение половинчатое, но что-то. В Ex применениях всё останавливаться на запрете нарушения взрывопроницаемой оболочки и поэтому с заменой АКБ вне операторной как мне кажется, ничего не получится.
Не забудьте добавить в смартфон flir тепловизор. Я работаю инженером по эксплуатации ГПЭС/ДЭС и вот именно локального, в смартфоне тепловизора порой ой как не хватает, так что серьёзно начинаю думать где достать смарт от Caterpillar. Навел на тот же генератор, ага, подшипники в норме; коробка термостата - ага, всё нормально. Пошёл смотреть на трансформатор. Плюс если видно что есть расхождения что нафотографировал оператор и показания термопары в постели подшипника - это звонок взять полновесный тепловизор и смотреть что там реально происходит и проверить термопары.
harhurina
17.11.2021 08:05+1Честно говоря смотрели а сторону RnD, но пока не пошли туда. Рынок взрывозашищенных смартфонов небольшой и достаточно гибкий, и если выходить с конкретным запросом, то примерно за полгода -год реагирует и предоставляет. По скорости и стоимости не видим пока преимуществ двигаться в RnD.
С оперативной сменой аккумулятора - вы правы, это сильно проблематично делать в поле с телефоном во взрывозащите.+ есть, в том числе, задача не перегружать аппаратчика девайсами, у него сейчас и так их хватает)
Поо тепловизор - спасибо вам за идею! Несильно смотрели в эту сторону. Взяла на заметку)
Plovchik
16.11.2021 09:32Интересно, спасибо.
А как обходчик фиксирует неисправность? Если я правильно понял алгоритм такой: обходчик приходит - чекает метку - на экране появляется название оборудования - обходчик печатает проблему нажав на кнопку состояние оборудования? Группа устранения проблем получает информацию что оборудование неисправно - выезжает на место - чинит и тоже чекает в программе что все сделано?
harhurina
17.11.2021 08:14+1Да, вы верно поняли, один из сценариев практически такой) Можно зарегистрировать дефект по метке, можно и без метки по поиску оборудования( думаем про qr-коды ещё). Только после регистрации дефекта обходчиком, он попадает в кабинет Администратора, где с ним работают уже ИТР, анализируют потенциальные последствия, критичность и тд, и на основе этих данных автоматически определяется приоритет и плановые сроки устранение. Дальше дефект уже попадает в цикл планирования ресурсов на устранение. В части устранения у нас тоже есть инструмент собственной разработки «мобильные ремонты», о нём подробнее расскажу в следующих статьях, stay tuned)
vipassa
06.12.2021 09:09И где посмотреть чудо-систему в работе? Или исключительно под СИБУР заточена?
yurec_bond
Следуюший этап - роботы
https://www.youtube.com/watch?v=PkW9wx7Kbws&ab_channel=TomScott
scruff
Зачем? Обвешать всё датчиками да по вайфаю или 3G сливать в центр управления. Уж такую мелочь, как давление или уровень масла можно точно вывести в удалённую телеметрию. В добавок обвешать все камерами. Это даст возможность гонять людей на обход гораздо реже, а может даже вообще только в случае выявления неполадок через телеметрию.
VldE
Не получиться. Мониторим электростанцию где всё отслеживает SCADA - показывает под 100 параметров ДВС, генератора и шины. Однажды пришлось делать небольшой ар - гайку подтянуть. Если бы не обходы - найти утечку антифриза было бы нереально. Почему? Едва капало. И место, куда текло такое что никакая камера бы не отследила. Граница между пайолами аккумуляторов и дверью контейнера; проекция установки камеры не позволила бы увидеть в любом из трёх разумных вариантов. Оператор увидел, O_o, посмотрел на гайку, подумал как лучше и пошёл устранять. Ногами и головой где можно, естественно, можно увидеть больше чем камерой. Например, специфический запах, шум, в некоторых случаях и вибрации (хотя их автоматика научилась отслеживать ещё давно) говорят где и что происходит и что делать. Не всё оборудование оснащено электронными датчиками уровня масла, например, большая часть ДВС в энергетике - только механическим щупом и всё. Самое надёжное. В Volvo Penta tad 16 есть аварийный датчик уровня масла, но это что бы не нечаянно совсем не осушить картер. В некоторых случаях это вообще не оправдано. Телеметрия идёт условно- бесплатно с панелями управления, но например, обвешивать монстров вроде KTA50, G3516, MMZ D246, YMZ-236/238, T1146 электроникой - выстрел в колено из дробовика или дум-дум. Максимум - актюаторы и всё. Вся прелесть в механике. Влазить в топливную аппаратуру - вообще посчитать себя всемогущим. Там очень тонкая материя и как она настроена так лучше не трогать, если оно до этого как часы работает. Это не спорткар, это электростанция. У механики и электроники одна забота - держать строго 1500 об/мин. Плюс есть особенность - стоимость работ на участке и как там интегрируется ДЭС. В некоторых случаях денег настолько нет что работает просто металлом на последнем издыхании (ещё одна причина почему всегда есть оператор- если оператор хороший - в машине чисто до блеска, масло по регламенту и всё что с ней происходит- известно кому положено; если шалтай -болтай или оператора нет - следующая часть цикла работы оборудования металлолом, минуя средний и капитальные ремонты. ).