Где хорошо начинают, там хорошо и кончают
Уважаемые коллеги, данная статья не претендует на оригинальность и уникальность информации, в целом пишу для того чтобы аккумулировать полученную информацию и возможность обновить знания.
К встрече с клиентом надо готовиться основательно и пройти множество этапов:
Информацию о клиенте можно найти из открытых источников, благо интернет нам это позволяет, находим - информацию о доходах, ситуацию в компании (судебные решения и т.д.), анализируем сайт компании, соцсети клиента, мониторим профессиональные порталы отрасли. Для углубления в аналитику рекомендую использовать google (как ни крути там в 4 раза больше информации, чем в других источниках) и там есть система скриптовых запросов и альтернативные поисковики типа DuckDuckGo.
И главное спросить информацию у клиента - маркетинговые исследования рынка, цели компании на год, только без напора.
Шаблон брифа
Блок вопросов о компании
Чем занимается ваша компания?
Есть ли у вашей компании конкуренты? Кто они? Чем предложение вашей компании лучше предложения компаний конкурентов?
Как клиенты узнают о вашей компании.
Блок вопросов о пользователях
Какие у вашей компании клиенты? Каковы их интересы и потребности?
С какими проблемами сталкиваются ваши клиенты?
Какие проблемы ваших клиентов должен решить продукт?
Сколько пользователей будет работать с продуктом?
Блок вопросов о продукте
Для чего создаётся продукт?
Какую пользу от него получит ваша компания?
А ваши клиенты?
Какое видение вашего продукта?
Что обязательно должно быть в первой версии продукта?
Как компания планирует получать прибыль с помощью продукта?
Какие роли пользователей должны быть в продукте?
Какие возможности должны быть у каждой роли?
Готов ли контент (тексты, фото) для продукта? Как его получить? Нужно ли, чтобы продукт обменивался информацией с другими системами? С какими? Какой именно информацией?
Есть ли требования к безопасности продукта? На каких платформах должен работать продукт? Есть ли требования к дизайну продукта (брендбук или просто какие-то пожелания)?
Блок организационных вопросов
Когда необходимо выпустить первую версию продукта? С чем связана эта дата и насколько она жёсткая? Есть ли требования/предпочтения по языку разработки?
Нужно ли будет обучать сотрудников вашей компании пользоваться продуктом?
На чьих серверах будет размещён продукт и кто должен их настраивать?
Потребуется ли сопровождение продукта после его ввода в эксплуатацию?
Есть ли требования к документации по проекту?
Теперь анализируем конкурентов
Конкуренты у нас бывают - ключевые (в одном сегменте и похожие услуги), прямые (похожий продукт и цена, таже целевая аудитория), косвенные (продают той же ЦА). Где анализируем - сайты, мероприятия, рейтинг компаний и т.д.
Что нужно - какие товары продают, как позиционируют на рынке, что говорят пользователи, как развивается продукт.
Но этим, чаще должен заниматься отдел маркетинга, роль менеджера - оценить продукт, его оцениваем по 5 бальной шкале и определяет:
скоуп проекта (базовый набор функций для работы проекта)
используем модель Кано и определяем - базовые фичи (не возможна работа продукта), вау-фичи (без них можно обойтись, но они вызывают восторг)
Анализируем стейкхолдеров
Создаем карту стейкхолдеров, т.е. внешних и внутренних которые заинтересованы в проекте и создаем матрицу влияния. Главная задача - постараться учесть всех, менеджеру надо часто взаимодействовать со всеми и тут главное понимать и знать, кто может "вставлять палки в колеса", знать всех, чтобы никто вдруг не появился
Черновик бизнес требований
Всего у нас три уровня требований:
бизнес требования (цель и задачи проекта которые клиент хочет решить за счет продукта, для чего создается продукт и как понять, что он успешен)
пользовательские требования (список пользователей, сценарии, внешние системы, кто и как будет использовать продукт)
функциональные требования (как должна вести себя система в тех или иных условиях, чтобы реализовать пользовательский сценарий)
Поняв цель проекта (достичь объема продаж х, увеличить прибыль на х и т.д), мы выявляем задачи путем вопросов - что мешает сейчас достичь цели, от чего состоит и от чего зависит показатель цели.
Пример.
Цель - достичь объем продаж в х за у месяцев
что мешает? (покупатели покупают один товар и не возвращаются)
от чего зависит? (от количества пользователей и просмотров)
Задачи:
увеличить показатель возврата
увеличить количество зарегистрированных пользователей
увеличить посещаемость сайта и просмотра в каталоге
Определяем пользователей системы и составляем сценарий использования
Подготавливаем сценарий графически (Miro, BMPN) и текстово - отвечая на вопросы кто? что делает? цель?, описывая расширения (т.е. варианты после ключевого действия)
Определяем внешние системы
Получаем информацию от заказчика, ориентируясь на совой опыт и знания, а так же разработчиков и готовим примерную схему
Определяем ограничения и допущения
Задача менеджера работать с основными показателями и грамотно объяснить клиенту - влияние одного, провоцирует изменения в другом. На данном этапе нам необходимо заранее проработать все вопросы исходя из полученный данных.
Комментарии (2)
KoCMoHaBT61
29.11.2021 06:23Какой дебил придумал замечательное русский термин "стейкхолдер"? Прям вечеринка -- пара стейкхолдеров, один шашлыкхолдер и все без исключения пивохолдеры. Не путать со стокхолдерами.
killeralex
На практике гендир или хозяин принесли контракт. Поэтому вопросы бизнес-аналитика (системного аналитика) типа =Какова ценность вашего продукта?= неуместны. Гендир притащил контракт, работай. Формулируй ФТ и заноси в JIRA. Дальше лидер разработки в выбранном стеке раздаёт задачи студентам-говнокодерам