Где хорошо начинают, там хорошо и кончают

Уважаемые коллеги, данная статья не претендует на оригинальность и уникальность информации, в целом пишу для того чтобы аккумулировать полученную информацию и возможность обновить знания.

К встрече с клиентом надо готовиться основательно и пройти множество этапов:

Информацию о клиенте можно найти из открытых источников, благо интернет нам это позволяет, находим - информацию о доходах, ситуацию в компании (судебные решения и т.д.), анализируем сайт компании, соцсети клиента, мониторим профессиональные порталы отрасли. Для углубления в аналитику рекомендую использовать google (как ни крути там в 4 раза больше информации, чем в других источниках) и там есть система скриптовых запросов и альтернативные поисковики типа DuckDuckGo.

И главное спросить информацию у клиента - маркетинговые исследования рынка, цели компании на год, только без напора.

Шаблон брифа

Блок вопросов о компании

  • Чем занимается ваша компания?

  • Есть ли у вашей компании конкуренты? Кто они? Чем предложение вашей компании лучше предложения компаний конкурентов?

  • Как клиенты узнают о вашей компании.

Блок вопросов о пользователях

  • Какие у вашей компании клиенты? Каковы их интересы и потребности?

  • С какими проблемами сталкиваются ваши клиенты?

  • Какие проблемы ваших клиентов должен решить продукт?

  • Сколько пользователей будет работать с продуктом?

Блок вопросов о продукте

  • Для чего создаётся продукт?

  • Какую пользу от него получит ваша компания?

  • А ваши клиенты?

  • Какое видение вашего продукта?

  • Что обязательно должно быть в первой версии продукта?

  • Как компания планирует получать прибыль с помощью продукта?

  • Какие роли пользователей должны быть в продукте?

  • Какие возможности должны быть у каждой роли?

  • Готов ли контент (тексты, фото) для продукта? Как его получить? Нужно ли, чтобы продукт обменивался информацией с другими системами? С какими? Какой именно информацией?

  • Есть ли требования к безопасности продукта? На каких платформах должен работать продукт? Есть ли требования к дизайну продукта (брендбук или просто какие-то пожелания)?

Блок организационных вопросов

  • Когда необходимо выпустить первую версию продукта? С чем связана эта дата и насколько она жёсткая? Есть ли требования/предпочтения по языку разработки?

  • Нужно ли будет обучать сотрудников вашей компании пользоваться продуктом?

  • На чьих серверах будет размещён продукт и кто должен их настраивать?

  • Потребуется ли сопровождение продукта после его ввода в эксплуатацию?

  • Есть ли требования к документации по проекту?

Теперь анализируем конкурентов

Конкуренты у нас бывают - ключевые (в одном сегменте и похожие услуги), прямые (похожий продукт и цена, таже целевая аудитория), косвенные (продают той же ЦА). Где анализируем - сайты, мероприятия, рейтинг компаний и т.д.

Что нужно - какие товары продают, как позиционируют на рынке, что говорят пользователи, как развивается продукт.

Но этим, чаще должен заниматься отдел маркетинга, роль менеджера - оценить продукт, его оцениваем по 5 бальной шкале и определяет:

  • скоуп проекта (базовый набор функций для работы проекта)

  • используем модель Кано и определяем - базовые фичи (не возможна работа продукта), вау-фичи (без них можно обойтись, но они вызывают восторг)

Анализируем стейкхолдеров

Создаем карту стейкхолдеров, т.е. внешних и внутренних которые заинтересованы в проекте и создаем матрицу влияния. Главная задача - постараться учесть всех, менеджеру надо часто взаимодействовать со всеми и тут главное понимать и знать, кто может "вставлять палки в колеса", знать всех, чтобы никто вдруг не появился

Черновик бизнес требований

Всего у нас три уровня требований:

  • бизнес требования (цель и задачи проекта которые клиент хочет решить за счет продукта, для чего создается продукт и как понять, что он успешен)

  • пользовательские требования (список пользователей, сценарии, внешние системы, кто и как будет использовать продукт)

  • функциональные требования (как должна вести себя система в тех или иных условиях, чтобы реализовать пользовательский сценарий)

Поняв цель проекта (достичь объема продаж х, увеличить прибыль на х и т.д), мы выявляем задачи путем вопросов - что мешает сейчас достичь цели, от чего состоит и от чего зависит показатель цели.

Пример.

Цель - достичь объем продаж в х за у месяцев

  • что мешает? (покупатели покупают один товар и не возвращаются)

  • от чего зависит? (от количества пользователей и просмотров)

Задачи:

  • увеличить показатель возврата

  • увеличить количество зарегистрированных пользователей

  • увеличить посещаемость сайта и просмотра в каталоге

Определяем пользователей системы и составляем сценарий использования

Подготавливаем сценарий графически (Miro, BMPN) и текстово - отвечая на вопросы кто? что делает? цель?, описывая расширения (т.е. варианты после ключевого действия)

Определяем внешние системы

Получаем информацию от заказчика, ориентируясь на совой опыт и знания, а так же разработчиков и готовим примерную схему

Определяем ограничения и допущения

Задача менеджера работать с основными показателями и грамотно объяснить клиенту - влияние одного, провоцирует изменения в другом. На данном этапе нам необходимо заранее проработать все вопросы исходя из полученный данных.

Комментарии (2)


  1. killeralex
    28.11.2021 23:33
    +2

    На практике гендир или хозяин принесли контракт. Поэтому вопросы бизнес-аналитика (системного аналитика) типа =Какова ценность вашего продукта?= неуместны. Гендир притащил контракт, работай. Формулируй ФТ и заноси в JIRA. Дальше лидер разработки в выбранном стеке раздаёт задачи студентам-говнокодерам


  1. KoCMoHaBT61
    29.11.2021 06:23

    Какой дебил придумал замечательное русский термин "стейкхолдер"? Прям вечеринка -- пара стейкхолдеров, один шашлыкхолдер и все без исключения пивохолдеры. Не путать со стокхолдерами.