Проект ua-hosting.company берёт своё начало еще в далёком 2006 году, когда услуги хостинга предоставлялись в рамках некоммерческого проекта, который требовалось окупать. Подробнее об этом Вы можете узнать из нашей исторической статьи — «ua-hosting.company» или как стать хостинг-провайдером с нуля и сгенерировать трафика больше, чем вся Беларусь.

Тогда ни о каком дизайне, созданном в профессиональной студии, не приходилось и мечтать. Первый дизайн пришлось разрабатывать самому, в последствии переключиться на первый движок (Data Life Engine) и заказать скин у дизайнера-фрилансера за $150, а в 2014 году вернутся к варианту без движка, заказав дизайн у одной украинской студии из Мариуполя (makebecool.com), которая выразила готовность выполнить работу в ответ на наш запрос на fl.ru за сумму в пределах 3 тыс долларов, что выглядело более-менее адекватно на общем фоне. К слову, тогда нам поступали предложения и с большим требуемым бюджетом. Особенно порадовал no-name дизайнер, который хотел за свою работу не много не мало, а от 25 тыс долларов, уверяя нас в том, что это адекватная цена и хороший дизайн может стоить ещё дороже:



И я знал у кого. Еще во времена студенчества, а именно в 2004-2006 годах, мой однокурсник с другой группы, увлекавшийся дизайном, бузил на Тёму. В то время у многих от него уже горели пердаки. «Ты знаешь, он берёт 10 тыс долларов за дизайн одной страницы, которую по итогам делают фрилансеры за 100 долларов и люди платят». Уже тогда студия Артемия Лебедева была известна и набирала свою популярность. Уже тогда дизайн сайта у них мог запросто стоить 100 тыс долларов и даже больше. Только логотип задизайнить — от миллиона рублей. Что говорить о сайте...

Мне всегда было интересно, что можно создать за такие деньги. Действительно ли это «дорого, долго, о… уенно», правдивы ли слова Артемия о том, что они продумывают дизайн вплоть до мелочей, что позволяет компенсировать стоимость дизайна экономическим эффектом от него. Возможно 5-10 млн рублей за сайт — это во все не дорого и действительно удобное и понятное расположение всех элементов, правильный концепт, позволит получить больше заказов и сделать услуги более доступными и понятными для пользователей? Или же это всё marketing bullshit и нет никакого смысла в таких расходах? Об этом мы и поговорим сегодня, узнаем как мы до такого докатились и вспомним, каким был ua-hosting.company ранее.

Не в дизайне счастье...


Безусловно, Ваш проект может продавать и с дизайном «на коленке». Проблема в том, что я никогда не рассматривал ua-hosting.company, как бизнес-проект, а исключительно, как средство, которое помогает жить моим собственным некоммерческим проектам, за счёт обеспечения качественных услуг всем желающим, на уровне «как для себя». Потому я никогда не задумывался над рекламой, продвижениями и прочей непотребной фигнёй. Изначально это была страница в рамках совсем другого ресурса.

Затем, летом 2009-го, пришлось создать простой и отдельный веб-сайт, благодаря веб-архиву мы можем наблюдать эволюцию:



И Вы знаете — были заказы, несмотря на то, как это всё ужасно выглядело. Ведь людям не это было важно, они приходили по рекомендациям, знакомые рекомендовали своим знакомым, ну и так далее… Вы знаете как это бывает. Хорошая услуга не нуждается в рекламе, более того, упоминание о том, что все заработанные средства идут в поддержку некоммерческих информационных сайтов, также действовало положительно.

Уже позднее, получив опыт в индустрии, я обнаружил, что по большому счёту, если Вам не нужно много клиентов — Ваш сайт может выглядеть вообще как угодно. Можно использовать самый простой шаблон и дизайн. И у Вас будут заказы. Даже, если у Вас нет имени, что может быть важно только в случае работы с крупными заказчиками. Немного, но будут, так как люди, готовые заказать услугу у no-name, находятся всегда, особенно если это дёшево. А создав 100500 таких сайтов, Вы получите 10 тыс заказов. А если Вы напишите и про свой «опыт» — ну всё, верующих будет ещё больше. По такому принципу работал один из реселлеров нашего «конкурента» OVH, который никогда не предоставлял качественных услуг с поддержкой и использовал для своих услуг самое дешевое железо, вкладывая больше маркетинга, и экономя на всём. Ему даже не нужна была реклама и продвижение в поиске. Так как на каждый из 100500 сайтов, рано или поздно заходил клиент, который покупался на единственное из возможных преимуществ — цену.

Тем не менее, наблюдая сайты других провайдеров, я понимал, что мне важно не только, чтоб сайт выполнял свою роль, но и чтоб это выглядело по-возможности красиво. И я не придумал ничего лучше, чем скопировать часть дизайна, понравившегося мне веб-сайта, а именно его верхнюю часть, с сайта компании hvosting.ua.



Владелец hvosting.ua, присутствующий на форуме о поисковых системах, заметил это. И вместо того, чтоб угрожать судом, проявил мудрость, сказав, что рад, что они сделали сайт настолько хорошо, что его элементы копируют другие. Тогда вина в небольшом «плагиате» была оформлена на несуществующего дизайнера, который разработал нам этот веб-сайт.

Чуть позднее я решил, что нехорошо использовать не совсем своё и нужно исправить это. Для некоммерческих проектов мною активно использовалась система управления контентом DLE (Data Life Engine), на которой успешно было создано 4 веб-сайта. Дизайн шаблонов я заказывал у знакомого дизайнера — Алексея Скубаева. Вот и подумал, почему бы у него не заказать ещё один шаблон, заодно адаптировав CMS под наши нужды и создать веб-сайт на нём. Получилось весьма неплохо и всего за $150:



Все адаптации, зная немного html и php, я провёл лично. Алексеем был отрисован дизайн и интегрирован в основные макеты. Стоит признаться, что на тот момент я не купил ни единой лицензии DLE, о чём сейчас сожалею, так как в то время запросто на таких ресурсах как torrents.ru (теперешний rutrecker.org) предлагались nulled версии этого движка, правообладатель никак не защищал свои права, а я всё ещё был «бедным студентом, пару лет назад окончившим универ и живущим в другой стране». В 2017 году, спустя 5 лет, я это компенсировал, купив 4 лицензии для новых проектов, которыми так и не воспользовался.

А несколько месяцев назад, получив жалобу на клиента, который незаконно использует движок (не имея лицензии), я подумал, что начинающим вебмастерам необходимо помочь, и решил, что куплю для наших клиентов сразу несколько десятков лицензий и предложу с 50% скидкой, тем более что у разработчика была акция 2 лицензии по цене одной. И знаете, сработало, я объяснил что тоже так делал и был неправ, ведь разработчики создали продукт, на котором он зарабатывает и заслуживают вознаграждения, и мы сможем для него продать лицензию со скидкой, если он желает и причина лишь в том, что лицензия стоит слишком дорого для него. Клиент согласился и сейчас использует продукт на 100% легально ;) Пожалуй, мы начнём предлагать лицензии публично со скидкой всем, тем самым искупив мою вину перед разработчиками, которую я признаю спустя много лет.

Первый дизайн в студии MakeBeCool


Спустя время мы значительно выросли, наш проект стал международным, мы более не предлагали выделенные серверы в аренду в Украине, а только в Нидерландах и США. Пришла пора изменить домен ua-hosting.com.ua, на тот, который отразит это. И таким доменом стал ua-hosting.company. Вместе с доменом было решено, что нужно обновить и дизайн. В этот раз мы подошли к вопросу более серьезно и заказали дизайн у студии, которую нашли в результате размещения проекта по созданию индивидуального дизайна с разработкой «под ключ» на сайте fl.ru. Наш программист выбрал makebecool.com, так как именно ему нужно было взаимодействовать с сайтом в дальнейшем и по его взгляду ребята были довольно адекватными. Сейчас они значительно расширили свой профиль работы и не являются дизайн-студией в обычном её представлении.

Разработка была начата 17 июля 2014 года, дата сдачи планировалась на конец октября, однако исполнитель задержал сроки сдачи проекта из-за того, что имел недостаточный опыт и изначально не заложил возможные факапы, в результате лишился ссылки на них (копирайта) на главной странице сайта, с чем выразил согласие, так как целиком и полностью признал вину. По итогам сайт был запущен в строй только 5 января 2015 года, сроки запуска затянулись из-за вёрстки.



В то время у меня изначально не было плана рекламировать исполнителя, так как было убеждение, что дизайн должен быть обезличен, как ранее, чтоб нас не ассоциировали с крупными компаниями, которые заказывают дизайн в студиях. Это сейчас есть понимание того, что всё же поступил неверно и указать исполнителя следовало, просто потому, что так правильно. Несмотря на то, что наш программист после сдачи веб-сайта ещё месяцев 8 время от времени допиливал различны баги, что увеличило цену проекта примерно до 8 тыс долларов, а мобильная версия, так и осталась неполноценной, я очень благодарен ребятам за их работу — большое Вам спасибо.

Позднее оказалось, что довольно большая часть аудитории посещала нас с мобильных устройств и отсутствие полнофункциональной мобильной версии — проблема, которую нужно решать. Была мысль «довести её до ума», однако, как это часто бывает, до этого просто не доходили руки. Мы проводили улучшения наших услуг, разрабатывали новые, а также занимались тем, чем не следовало. Например послушали нашего клиента и зарегистрировали более краткий домен для удобства и таким доменом, по которому наш сайт стал также доступен, был ua.hosting. Да, нам удалось зарегистрировать двухбуквенный премиальный домен по цене около 600 долларов в год. Но полностью перейти на новый домен мы так и не смогли, поставив редирект, так как многие клиенты привыкли к нашему текущему имени — ua-hosting.company. В итоге в 2020 году, спустя 4 года после регистрации, домен я попросту забыл продлить и он перешёл в резерв регистра, так как уведомление о необходимости продления упало в спам. Еще одна история о том, как потерять домен ;)

Первое обращение в студию Артемия Лебедева


Впервые в студию Артемия Лебедева я решил обратиться в 2017 году, как только проблема с доступом с мобильных устройств стала для меня очевидной и важной. А баги и невозможность лёгкой правки веб-сайта стали напрягать всё больше и больше. Не хотелось «доводить до ума» то, что есть, а хотелось исправить все недочёты полностью, заодно имплементировав новый и функциональный сайт. Ведь скупой платит дважды. На самом деле о дизайне у них мысли посещали ещё в 2014 году, перед заказом в MakeBeCool. Я не был скупым, просто с бюджетом в 3000 долларов, это было невозможно. В то время в студии Артемия Лебедева логотип стоил миллион рублей и только позднее появилась программа экспресс-дизайна, которая позволяла получить логотип за 100 000. Программы экспресс-дизайна для сайтов не существовало, потому решил даже не писать запрос, так как для меня очевидно было, что цена — миллионы, а мы не доросли, чтоб такое себе позволить.

К слову, позднее, студия Артемия Лебедева всё же анонсировала программу экспресс-дизайна сайтов, за 300 тыс рублей, при этом допускалось построение сайта при помощи конструктора сайтов и было требование, чтоб оборот годовой у компании был небольшим и не превышал 3 млн рублей в год.

Добрый день, Сергей!

Однажды вы обращались в Студию Лебедева, чтобы создать сайт. С радостью сообщаем, что в студии сделали создание сайтов быстрее и доступней — у нас появился экспресс-дизайн сайтов.

Как и другие проекты экспресс-дизайна, это услуга для маленьких и бедных компаний, которые студия выбирает раз в неделю. При этом выбранный вариант не обсуждается.

Мы делаем это для того, чтобы маленькие компании находили своих клиентов и при этом могли похвастаться достойным, красивым, но в то же время простым и функциональным сайтом.

Чтобы заполнить анкету и изучить условия участия, переходите по ссылке: www.artlebedev.ru/express-design/?web

Денис Шохин
управляющий

Начать сотрудничество по этой программе мы не смогли, так как видимо были немного крупнее и первоначальное письмо было сделано каким-то генератором, а в реальности на мою поданную заявку так никто и не ответил:

Вы проучили информационное письмо. Студия не вступает в переписку об условиях программы экспресс-дизайн.

Денис Шохин
управляющий

Опыт работы с прошлой студией позволил понять, что в небольших студиях дизайн целиком и полностью зависит от участия заказчика, которое огромно, но даже несмотря на это в полной мере далеко не всегда получается сделать сайт понятным в первую очередь для клиента, ввиду отсутствия опыта правильного представления информации, так как дизайн — это не только внешний вид, но и то, как в целом всё устроено, вплоть до информационной подачи. Понятное дело, что специалисты в области оказания хостинг-услуг не могут быть хорошими дизайнерами, но хороший дизайнер, немного разобравшись в теме, способен придумать эффективный вариант, основываясь на своём опыте.

И такой опыт однозначно был у студии Артемия Лебедева, которая обещала не просто дизайн, а продуманный веб-сайт, где каждая мелочь играет свою роль и окупает себя, так как делает услуги более понятными для клиента, что увеличивает количество заказов. Именно потому, сразу после того, как мы успешно отделом продаж посетили дата-центры партнёров и конференцию в США, с наибольшим количеством представителей среди представленных компаний, подробности можно узнать в статье: «Исповедь босса: как работать путешествуя, уволить половину отдела в LA и зачем спонсировать МексЭтноЭксп Тёмы Лебедева», на сэкономленные от покинувших нас коллег средства, я решил, а почему-бы хотя бы не спросить студию о предполагаемой стоимости. Возможно мы доросли и наконец-то сможем заказать дизайн.

image

Быть может мы могли бы договориться на рассрочку и тратить ежемесячно на разработку сайта пол миллиона рублей без каких-либо рисков для студии с условием начала разработки по факту закрытия счетов за этапы и передачи проекта, после того, как выплатим всю сумму?

Озвученная сумма не порадовала. Она превысила наш месячный оборот (не доход, а именно оборот), что не позволяло начать сотрудничество, так как свободных средств в таком количестве на счетах просто не было. Да и не храним мы столько. Европейские банки взымают комиссию за хранение средств в 1% годовых минимум при балансе более 30 тысяч евро. Хотя казалось бы зачем, но в Европе не принято хранить много денег на счетах, там любят длинные деньги и всячески стимулируют людей и бизнес держать их в работе. Именно потому мы без проблем можем подписать контракт на миллион евро на закупку железа для наших клиентов и выплачивать их в лизинговом удобном для нас режиме, что позволяет нам расти и развиваться ускоренными темпами без привлечения кредитных средств или инвесторов. Да, всем потенциальным инвесторам, предлагавшим миллионы долларов — отказано, просто потому, что это бы изменило концепцию отношения к клиентам, мне нужно было бы согласовывать наш путь и мы превратились бы в организацию, которая в первую очередь должна иметь коммерческий интерес, а не всё остальное. По моему же убеждению — деньги, это лишь оценка работы и пусть наши клиенты сами её нам ставят, а мы брали, берём и будем брать минимально возможную маржу, помогая клиентам получать услуги корпоративного качества не по заоблачным ценам.

В 2019 году вместо того, чтоб откладывать дизайн в долгий ящик, я спросил о возможности рассрочки, и сообщил, что мне сроки не важны и можно разрабатывать хоть год, хоть 2. Ведь мы заинтересованы в том, чтоб просто сотрудничать с ними, да и студии, мне так показалось, что деньги были бы не лишними. Оценив все возможные риски, я озвучил, что без проблем и просрочек могу ежемесячно переводить на их счета пол миллиона рублей, пока не выплачу всю сумму, и что они могут передать мне дизайн даже после, или даже начать разрабатывать, как только расплатимся в нужном объеме за каждый из этапов, чтоб не было никаких рисков для них. Студия пошла на встречу, но озвучила, что требуется в месяц оплачивать не менее миллиона, так как пол миллиона — слишком долго для них и они не хотят сотрудничать на таких условиях. Другие варианты «не соответствуют коммерческим интересам студии».

Рисковать я не мог, так как я всегда стремлюсь выполнять взятые на себя обязательства, а общая сумма, мягко говоря не малая, и если что-то бы пошло не так — мы были бы в жопе. Потому, увы, но начать сотрудничество ни летом 2017 года, ни в 2019 году, нам так и не удалось. Договорились мы о том, что обратимся в таком случае позднее, когда ua-hosting.company сможет позволить оплачивать миллион в месяц за дизайн, так как безрисково для нас мы могли выплачивать пока что не более 500 тыс рублей в месяц.

Как я потерял 30 тыс евро, нарушив собственное правило...


Никогда ни на что не копил деньги. Копить деньги — это самое идиотское, что можно сделать в любом деле. В бизнесе всегда надо быть в долгах, тогда и отобрать у тебя нечего, так как долгами нужно уметь управлять, и деньги в работе и банки не дерут % за хранение, нет рисков потерять деньги в случае проблем с банком.

В Европе безопасно, наверное Вы это слышали? Конечно, как бы не так. В Европе, увы, та же коррупция и схемы «по оптимизации», что и везде, только в других формах. Как только мы зарегистрировали юр лицо в ЕС (подробности в нашей статье «Как мы компанию в ЕС регистрировали») мы столкнулись с рядом проблем, начиная с проблем с банком. Крупнейший банк PNB, в частности обеспечивающий пенсионные выплаты для более, чем половины всех пенсионеров Латвии и который использовали множество компаний, в том числе наша, решили «отжать» на государственном уровне. По итогам — все средства на счетах «пропали». Их выплачивали впоследствии тем, у кого суммы были небольшие из фонда гарантирования, и то не всем, а только тем, кто по мнению государства мог полностью объяснить происхождение средств на счетах и предоставить огромную пачку запрошенных подтверждающих документов. У нас к счастью пропало аж 100 евро, так как мы использовали этот банк счёт только для оплаты налогов и зар плат и не хранили там какие-либо средства, пользуясь более удобными системами, такими как paysera.com, wise.com, PayPal и epayments.com для осуществления всех остальных платежей.

Последнюю мы использовали в том числе и для процессинга карточек. Согласно договора 10% от оборота Epayments удерживал на срок 180 дней в качестве страховки от незапланированных чарджбеков. Еще иногда я выводил в эту систему средства из PayPal, чтоб дата-центр не «попадал» на комиссию при получении оплаты от нас, так как SEPA-переводы по Европе фактически бесплатны, а PayPal удерживает комиссию минимум в 1-2% даже при оборотах свыше миллиона евро. По итогам я решил не спешить с выводом таких платежей и оплатой в дата-центры и решил по-тихоньку «собирать на дизайн». Это было ошибкой. Хранить деньги на счетах в объеме большем, нежели ты готов потерять — нельзя.

Как итог 12 февраля 2020 года деятельность системы Epayments была заморожена по требованию британского FCA, в результате чего средства «пропали на неопределённый срок», несмотря на то, что были гарантированы и подкреплены реальными деньгами на банковских счетах согласно английского законодательства. Но ведь счета решила заморозить FCA, которая может вести расследование по закону вечно. До сих пор выплаты получил лишь малый % клиентов и если они будут возвращены — я буду очень удивлён. Некоторые из наших клиентов, которые активно работали с системой и доверяли ей, как банку, потеряли свыше 300 тыс евро. Нам повезло больше — сумма потери составила около 30 тыс, и то только потому, что я решил «отложить их на дизайн».

Наш сайт — киоск батареек, но миллиона в месяц уже не хватит, чтоб это исправить...


В 2021 году получив возврат VAT за крупную покупку серверного оборудования в одном из кварталов 2020 года, я решил, что больше не хочу повторять ошибок, и нам стоит вернуться к вопросу дизайна, тем более, что незадолго до этого, я всё же получил нужную критику.

В апреле 2020-го года я решил подать наш текущий сайт на бизнес-линч Артемию Лебедеву, примечательно, что перед нами и после нас сайты, представленные на линч, положили DDOS-ом, что можно заметить в комментариях:

— ещё один сайт который упадёт;
— кладём;
— я думаю, что это потому, что другие люди тоже заходят на сайты, некоторое стресс-тестирование ещё;
— ща проверим хостера на ДДОС;
— очень интересно насколько сайт надёжного хостинг-провайдера окажется надёжным;
— дуддосиммммммм;
— не, этот сайт выдержит;
— завидово ляжет — хостинг ya нет.

В прочем, рецензия свелась к тому, что мы похожи на киоск, который продаёт батарейки в переходе и всё нужно переделать, хотя присутствовала и объективная критика:


Компания знакомая, выступала спонсором экспедиции. Ваш надёжный хостинг-провайдер… Дизайн ху… ый, логотип слабоватый. Вход, регистрация, RU, вот это всё… Так, горячие предложения… Как-то они запаздывают. Очень тяжелая рамка, некрасивая. Новости — плохо свёрстаны и разделяются, и вообще не понятно где начало, где конец. Что является началом новости? Это одна новость или две? Подвал очень плохой. Немножко такое ощущение, что этот сайт делали в 2002 году и он случайно до сих пор дожил. Он просто очень плохо выглядит, очень устаревшим, некрасиво, абсолютно ужасные иконки. Верстка — каждая страница является результатом каких-то много летних правок, которые когда-то были и которые в результате никто не приводил к единому знаменателю. Здесь какой-то еще больший треш, можно же очень красиво сверстать таблицы и все эти данные, здесь выглядит это всё крайне некрасиво и неинтересно. Вот это тоже… Бл… ть, как можно так спрашивать про домены вот таким вот образом? Я что буду реально нажимать галки про домены вот таким вот образом? Я хочу вбить слово и чтоб мне показали все возможные доступные варианты, я дальше сам посмотрю и решу хочу ли я его или нет. Так конечно нельзя, такая простая вещь, как просто впарить мне домен какой-то очередной, даже с этой задачей здесь не справляются. Телефоны ок. Резервирование. Видно, что много что есть, но при этом ощущение такое, что будто вообще, как будто это какой-то киоск, который продаёт батарейки в переходе подземном. Короче — не солидно. Плохой дизайн, плохой сайт слабый, надо всё переделывать с 0.

Комментарий был ожидаем, мы — киоск батареек. И я это понимал и очень хотел исправить. Поэтому решил написать в студию, тем более с 2019 года мы немного подросли и были готовы уверено выделять миллион рублей в месяц на дизайн (около 16 тыс долларов по курсу 2019 года), как предлагалось нам студией тогда (появилась «подушка» в виде возврата VAT которую можно и нужно было тратить, чтоб сделать дизайн в рассрочку). Это был шанс наконец-то начать сотрудничество со студией Артемия Лебедева. Ведь полную сумму за дизайн собирать на счетах опасно и довольно сложно, так как всегда находятся более важные статьи расходов, что могло затянутся ещё на вечность.

В феврале 2021 года я написал Наталье Власкиной, менеджеру из студии Артемия Лебедева, с которой общался в 2017-2019 годах, что мы наконец-то готовы начать работать на ранее оговорённых условиях. Однако теперь студия не готова была рассматривать прошлый вариант рассрочки по миллиону рублей в месяц по каким-то своим внутренним причинам, они запросили 50% стоимости сразу и остальное в течении полугода, но и стоимость услуг при этом становилась гораздо выше. Или же мы должны внести 100% оплаты одним платежом и тогда нам будут условия, как ранее мы оговаривали с рассрочкой, ведь курс доллара по отношению к рублю немного подрос.

Я понимал, что сразу столько денег перевести просто проблематично, тем более в Европе действует довольно жесткий финмониторинг, в особенности если ты перечисляешь деньги за пределы ЕС, особенно в банках. Но очень хотелось начать работу. И потому я предложил вариант, что мы готовы перечислять ежемесячно максимально возможную сумму в течении разумного срока, пока не соберётся вся сумма оплаты и только после этого студия может начать работы, нам не проблема подождать даже год или два. Но нам ответили, что если контракт с 100% предоплатой и соответствующей скидкой, то они готовы работать только при единоразовом внесении всей суммы и согласиться копить средства на своих счетах они не могут.

Для меня это было странным, ведь я не просил их копить, я даже мог дать добро их тратить. Уже позднее я понял почему это проблемно. Оказывается, они не могли потратить ни цента пока у них не будет подписанного мною акта завершения работ по соответствующему этапу разработки, который «высвобождал» соответствующую сумму для расходов. Таким образом за 25 лет работы студия Артемия Лебедева выработала правила «финансовой гигиены», согласно которым обязательно должны быть все закрывающие документы, перед тем, как что-либо тратить. И соответсвенно, они не думали, что я готов буду подписать все акты выполненных работ до их фактического выполнения, ведь это лишало бы меня возможности иметь какие-либо претензии в дальнейшем.

По итогам нам дали время до апреля включительно на то, чтоб собрать нужную по контракту сумму в рублях. Если честно, то в тот момент пока слабо представлялось, сможем ли мы осуществить нечто подобное, ведь параллельно с этим потенциальным расходом у нас были операционные в виде платежей поставщикам за новое оборудование для новых клиентов, ведь мы не могли сказать, что извините, у нас больше серверов нет, так как мы все средства тратим на дизайн, который будет через год. И простите, но нам сейчас не нужны новые клиенты, так как для нас дизайн важнее…

Параллельно со всем, я постоянно путешествую, и так случилось, что на момент переговоров я был в недорогой Колумбии (где цены раз в 5 ниже, чем в США, при соответствующем или даже лучшем уровне отелей и квартир для проживания). А чуть позднее решил поехать на 2-3 месяца на Гавайи, вдохновившись выпуском Птушкина, что там не так жестко ограничивают людей (оказалось неправда, на пароме между Maui и Lanai очень даже ограничивают, даже на свежем воздухе на палубе приспустить маску нельзя, видят, даже если отвернуться против хода парома, а в некоторых особенно поехавших дайв-центрах, таких, как Lahaina Divers, народ чморили масками даже на дайверских ботах, заставляя одевать, как только вышел из воды, за исключением случаев, когда немного была волна и экипаж был занят тем, чтоб достать людей на борт, сам доблестно перекрыв себе воздух масками):


Я не буду уточнять того, сколько народу прорыгалось после. В это же время в Колумбии местных запугали так, что они ходят в масках даже на улице, а в магазины и торговые центры можно ходить только по паспорту, в определённые дни, в зависимости от того, какой у тебя номер в серии — четный или нет. Хорошо, когда паспортов два с чётным и нечётным серийными номерами ;) Хотя это не очень помогает в случае, если городские власти решают закрыть доступ к Карибскому морю, просто потому, что сегодня коронавирус, а завтра его уже не будет и отгораживают всю береговую линию в Санта-Марте щитами, пуская в другие дни люди на пляж только по предварительной регистрации, в остальное же время люди вынуждены ходить узкой улицей вдоль побережья, толпясь и не имея возможности выйти к морю до наступления полуночи. Затем, около 6 утра любители рано поплавать приходят, а в 7 их уже разгоняет полиция, так как пляжи открываются с 9, формируя огромные очереди из желающих попасть на пляж в которой надо отстоять пол часа. И реально насмотревшись на подобные маразмы, хотелось уехать в более, как мне тогда казалось, цивилизованное место. Тем более, что нашел недорогой перелёт, но тогда я совсем не подозревал о том, насколько дорого там и какой геморрой мне предстоит, чтоб начать работать со студией.

По дороге на Мауи я обнаружил, что предложения по вменяемой аренде авто отсутствуют вообще, а без него там жить довольно проблематично и дорого, не говоря о том, что в плане было посещение всех Гавайских островов, включая запрещённый, рядом с которым можно без проблем дайвить или даже высадиться на нём на вертолёте, если заказать полёт у единственной вертолётной компании на том острове, но всё-равно с ограничением — без возможности посещения их селения. Что касается аренды автомобилей, то из-за ограничений, связанных с пандемией, когда туристов не было по причине необходимости прохождения длительных карантинов в специальных отелях (когда их сняли, то сотрудники компаний проката, включая военных, проверявших наличие теста в авторизованной лаборатории при въезде на остров, просто благодарили людей за то, что они приехали, настолько на том же Коай было хреново), большинство компаний проката отправило простаивающие автомобили на большую землю. После уменьшения ограничений — многие американцы и не только решили выбрать именно Гавайи, чтоб иметь возможность отдохнуть и поработать удалённо, не страдая от ограничений в той же Калифорнии, где была полная жопа. По итогам авто, которое ранее стоило 300 долларов в неделю, предлагалось в аренду за 5000. Или же авто невозможно было арендовать в принципе. На удивление, еще со времен курсов пещерного дайвинга во Флориде, я помнил об удобном веб-сайте по аренде авто, который порекомендовал мне мой инструктор, Андрей Чистяков — uscarhire.com, который множество раз выручал меня с арендой не только в США, но и по всему миру и решил проверить варианты там. До этого ни один другой сайт не предложил что-либо адекватное по цене, даже консьерж-сервис из моего банка не смог мне помочь.

На удивление авто не только было найдено и забронировано за день до прилёта, но оно было по приемлемой цене — всего лишь 700 долларов в неделю, что в 2 раза дороже, чем его цена в доковидное время, но всё же не 5000 в неделю, как предлагали многие компании по аренде, имея высокий спрос. До последнего момента мне слабо верилось, что мне выдадут авто, так как буквально передо мной стояла очередь из массы желающих и им отказывали, ссылаясь на то, что автомобилей нет. Так что возьмите на заметку — uscarhire.com. Некоторые знания окупаются многократно ;)

И вот теперь, осознав, что Гавайи стали значительно дороже, чем раньше, мне предстояло решить вопрос финансирования дизайна. И на удивление, сам не ожидая, удалось найти недостающие средства. Прежде всего хочу сказать спасибо нашим клиентам, у которых в этот период заканчивались долгосрочные одно, двух и даже трёхлетние контракты и которые не боятся платить вперёд и получать значительную скидку. Мы предлагаем % на порядок выше, чем любой банк. Более того за много лет работы со многими клиентами у меня сложились настолько доверительные отношения, что мы не боимся друг другу дать взаймы суммы превышающие 10 тысяч USD без каких-либо процентов и расписок или предоставлять долгосрочные отсрочки, предоставляя какой-то период услуги не только c пост-оплатой, но даже со 100% скидкой. Спасибо Вам.

Бюрократия


Уже в начале марта я сообщил Наталье, что мы готовы оплатить всю сумму одним платежом. Тем более, что курс менялся очень стремительно, хотелось избавиться от денег легко и сразу, так как когда такая сумма лежит на счете, возникает синдром жертвы после ситуации с прекращением деятельности ePayments и это очень давит на психику. И я начал узнавать, какие варианты оплаты возможны.

Минусы — картой оплатить нельзя, а жаль, я думал, что смогу оплатить часть суммы с личной карты Монобанк в течении последних чисел марта и начале апреля и вернуть 40 тыс грн в в виде кешбека (максимальный кешбек от моего банка за 2 месяца, что составляет порядка 1500 долларов), благодаря мильной программе, ещё и воспользоваться на месяцок бесплатной кредитной линией в 170 тыс грн, которую я сам себе установил в результате бага приложухи, переведя 100 тыс с «трат частями» в кредитные средства. Хоть я более и не проживаю в Украине, но продолжаю пользоваться украинскими банками. Потому возможность их применять — была бы не лишней. Но студия хотела всё одним платежом и такой возможности не было.

У студии всего 2 юр лица — в РФ и Украине. И если в РФ оплата возможна в рублях, то в Украине, только в евро. Переводы из ЕС в долларах почему-то запрещены европейским финмониторингом, чем это обосновывается — не понятно. Но многие европейские банки не предоставляют такой опции.

Потому у меня было только 2 опции, платить как физ лицо из Украины в грн, что невыгодно и не очень удобно, нужно будет объяснять почему я вывожу деньги из латвийской компании в Украину в таком объеме и что это займ компании мне, физлицу, и я его погашаю путем оплаты счета на имя компании в Украине, в грн, как физлицо. Или же платить изначально, как SIA UA-Hosting, со счетов компании, что надо было обосновать не только договором, но и всеми остальными проверками. И я нашел решение — wise.com. В отличии от стандартных банков они не имеют клиентам мозги там, где это не нужно. Иногда мне кажется, что стандартные банки просто скоро вымрут со своей требовательностью к клиентам и тем, что клиенты должны им показать все, вплоть до «нижнего белья» своих пользователей, которое они охотно требуют снять.

Почему обычные банки скоро вымрут и почему не стоит иметь дел с LPB Bank


К примеру, один из латвийских банков, LPB Bank, отказал нам в открытии счета и процессинге карточек, только по причине того, что на вопрос (после прохождения множства их внутренних проверок):

Просим уточнить, какие средства мониторинга контента размещенных сайтов и идентификации клиентов используются?

Я ответил, что:

Описание процедур индентификации — при регистрации клиента в биллинге он выбирает для оплаты PayPal, либо Stripe, обе системы сохраняют данные о клиенте, такие, как IP откуда он заходил, адрес плательщика, который указал и ФИО владельца карты. При расхождении этих данных и даже успешной проверке на антифрод, мы запрашиваем у клиента дополнительную информацию для его идентификации, если у нас есть сомнения.

Контент сайтов клиентов — не мониторится нами, а мониторится теми, кто отправляет нам жалобы, мы не обязаны это делать и ходить на сайты клиентов или быть поисковой системой Google. Мы не поисковая система и не выдаём результаты поиска на собственном сайте. Мы предоставляем аппаратную и программную инфраструктуру для размещения проектов клиентов и не имеем право заходить внутрь их виртуальных машин или серверов без подключенного ими сопровождения. Ответственность за контент лежит прежде всего на клиенте, наша ответственность — во время реагировать на сигналы и принимать все возможные меры, в рамках закона, по недопущению размещения неправомерного контента.

При поступлении жалобы на контент — клиенту передается жалоба, на которую реагирует клиент в течении отведенного срока. Также клиентов, которые имеют несколько жалоб и где пользователи имеют возможность загружать контент — мы просим устанавливать хеш-сервис проверку от www.eokm.nl/wp-content/uploads/2019/11/Hash-Check-Service-Introduction-to-performing-hash-checks-v2.pdf — тут есть полноценное описание процедур.

Клиенты заключают договор с EOKM и таким образом мониторят контент, загружаемый пользователями. Мы также заключили договор с ними, чтоб предоставлять доступ к хеш-проверке для клиентов, которые желают её осуществлять.

В итоге LPB Bank намекнул нам «нарисовать» нужные им процедуры, либо же вероятно они откажут в возможности процессинга и соотвественно обслуживания у них. Так как мне это не очень и нужно было — я не стал этим страдать. У нас есть средства приема платежей без подобной головной боли и я ни в коей мере не буду нарушать права клиентов по требованию какого-то неизвестного ранее мне банка, представитель которого сама постучалась мне в linkedin.com и сама желала сотрудничества (нам оно не сильно и нужно было, stripe предлагает примерно те же тарифы на процессинг и позволяет чарджить клиентов автоматически).

Спустя время, от их службы «безопасности» последовал ожидаемый отказ:

Добрый день, Сергей!

К сожалению, решение Банка уже принято. Правила и рекомендации Visa, MasterCard, надзорного органа и т.д. — обязательны к выполнению для Банка.

К некоторым видам деятельности, действительно, применяются повышенные требования, в том числе и в плане осуществления мониторинга. Существуют различные виды мониторинга, начиная от имеющегося описания процедуры мониторинга на бумаге, и заканчивая необходимостью наличия установленных специальных мониторинговых программ. Например, для компаний занимающихся File-sharing должны быть установлены системы на основе искусственного интеллекта.

По поводу мобильного телефона — да, я могу не осуществлять мониторинг контента собственного телефона, но, согласитесь, что в случае обнаружения факта хранения/распрастранения и т.д. запрещенного контента, в силу вступают статьи соответсвующих законов. И, боюсь, что защита персональных данных здесь не играет никакой роли.

Еще раз благодарим за интерес к LPB Bank и надеемся, что данный отказ не повлияет на принятие решения о возможном сотрудничестве в будущем, если будет такая возможность!

Честно говоря — в Латвии некоторые банки после закрытия PNB «двинулись» на отлично, обходите их стороной ;)

Я им конечно же ответил, что такие требования неправомерны и что это неправда и они вообще наверное слабо понимают, что такое хостинг-провайдер и какой мониторинг они должны осуществлять:

Приветствую, Татьяна, это выдумка Visa и Mastercard, объясните какой мониторинг они хотят и как он может быть технически осуществлён, если клиент получает root-доступ к серверу, меняет root пароль и провайдер НЕ ИМЕЕТ доступа к серверу и никакого законного доступа (сброс пароля и заход на сервер) без ведома клиента незаконен.

Visa / Mastercard — не требуют ничего подобного от хостинг-провайдеров и не имеют на это никакого права, это исключительно выдумки ваших людей в банке. Они платёжные системы, а не органы контроля. Более того, такие требования нарушают GDPR, провайдеры не ходят на серверы к клиентам и не имеют технической возможности, так как клиент имеет root-пароль и полные полномочия.

Расскажите, как Вы осуществляете мониторинг своего мобильного телефона? А, Apple его не осуществляет! Потому, что это нарушит Ваши права и Вы подадите на них в суд.

Провайдер обязан реагировать на жалобы и принимать меры, а ответственность за размещаемые данные, которые доступны публично — несёт клиент.

Затем, в ходе дискуссии добавил:

Приветствую, мы не компания, занимающаяся file-sharing, мы хостинг-провайдер, предоставляющий bare metal (физические) выделенные серверы в аренду, полноценно клиенту, также, как и виртуальные, которые полностью аналогичны bare metal серверам.

Вы так и не ответили на поставленный вопрос, какой мониторинг и как по Вашему мнению мы должны осуществлять, если доступа к устройству клиента, без того, чтоб его взломать, у нас нет, чтоб это не нарушало европейский GDPR (если Вы уж так чтите требования, то наверное знаете о штрафе до 300 тыс евро за нарушение приватности пользователя?) и договор с клиентом.

LeaseWeb.com, тот же, осуществляет мониторинг выделенных и виртуальных серверов также, как и мы — то есть никак, потому что невозможно мониторить то, к чему нет доступа. Приходят жалобы и на них уже обязаны реагировать, что LeaseWeb, что мы.

Вы уверены, что Ваш банк вообще знает что такое хостинг и хостинг-провайдеры? Наталья написала, что Вы уже работаете с каким-то хостинг-провайдером, но это либо неправда, либо Вы даже не знаете, как хостинг-провайдеры работают и что они могут и должны осуществлять. Мы не поисковые системы, мы не распространяем файлы, мы предоставляем клиентам вычислительные ресурсы с полным доступом, root-паролем.

Почему у Stripe нет никаких вопросов, или они не следуют правилам Visa / Mastercard? Почему с нами работает PayPal? Может это не с нами что-то не так, а с Вашим банком?

В общем, теперь вы в курсе почему у меня нет желания использовать латвийские банки, чтоб проводить какие-либо платежи?

Благо был wise.com. Но как оказалось — не всё просто, теперь с украинской стороны. Им нужно составить договор только в одной из валют, грн, долларах или евро и осуществить оплату нужно только в одной валюте, в разных — нельзя, почему — не понятно. В Европе можно даже с разных плательщиков. Проблема в том, что в гривнах можно платить только по Украине, только как физ лицо, так как компания у нас в Европе, что проблематично и описывалось выше, в долларах — невозможно перевести из Европы — действуют ограничения некоторых маразматических банков, почему-то Украина в немилости, евро — единственная валюта, в которой можно оплатить без проблем. Но удивительно, что бухгалтерия в Киеве об этом не была в курсе, наверное мы первый их клиент из Европы.

Для осуществления оплаты требовалось подписать договор и счёт.

Составление договора затянулось до апреля и я понял, что в киевской студии работают те еще бюрократы. Причем договор вышел довольно забавным, так как в договоре с украинским юр лицом было указано «согласно с законами Российской Федерации» или «Республика Украина». Первое — юридически ничтожно для украинских юр лиц, так как хоть я и не юрист, но понимаю, что законы Российской Федерации на территории Украины не могут действовать, особенно в договоре с украинским юр лицом, а второе — ну давайте писать уже полностью форму правления тогда — президентско-парламентская республика (я учился в школе и помню, причем Украина её меняла после), а название страны — все же, пожалуй, «государство Украина», без «Республика». Имелись и многие другие моменты, которые меня удивили. Договор прислали в виде, худшем, нежели я отправляю для подписания с нашими клиентами, которые требуют бумажек. Но я терпеть ненавижу бюрократию — и мне пофигу, и я бы это понял, если бы такое же отношение было в студии. Но бухгалтерия мне конкретно вынесла мозг всеми процедурами и договором, который нужно было допиливать ещё и нам.

Кроме того, оказалось, что это всё нужно в бумажном виде и с реальными подписями, а не как в Европе, где подойдёт заполненная электронная форма и максимум скан подписанных распечатанных документов. После требовалось еще и подписывать и присылать акты по завершении каждого этапа. А я на Гавайях и должен был как-то это слать в Киев ;)

Понравилось ещё одна заморочка студии:

Прежде чем оплачивать, необходимо подписать документы иначе этот платеж будет необоснованным. Кроме того, перед подписанием договора нам с вами надо будет поговорить хотя бы по зуму с видео. Потому что мы не подписываем документы не будучи знакомы с клиентом лично, только по переписке.

Наверное мы первый клиент, который был готов работать и без личной встречи и без видео, но созвонится по Зуму пришлось. До этого я думал, что зумеры — это школьники. Очевидно, что сейчас Zoom используется даже крупными компаниями повсеместно.

Что касается бумаг, то благо в США работа с бумагами удобна тем, что практически везде, в том числе и на Гавайях, есть officedepot.com, в котором можно отправив e-mail, самостоятельно распечатать всё что угодно на МФУ, а также подписать, проставить печати за удобным рабочим столом, отсканировать и отправить удобно назад, просто заплатив картой на терминале, подключенном к устройству. А вот с почтой было сложнее. Всякие DHL / Pony Express представленные у них, имели просто конский ценник — 300-400 USD за пересылку в Украину в срок до недели, сотрудница честно сказала, что лучше пойди на обычную почту, там будет нормальная цена и примерно те же сроки, а то и быстрее. Помня, что тот же Pony Express действительно порой работает как пони, я пошёл на обычную почту. Где за 15 минут заполнил всё и отправил в Киев аж за 70 вечнозелёных долларов США.



Затем, оказалось, что в договоре неправильная сумма, так как пока бухгалтерия несла мне мозг почти пол месяца с документами, курс евро подрос, и мы должны были уже оплачивать, чуть ли на 1300 евро меньше, нежели изначально было прописано. Понимая, что дешевле переотправить документы еще раз, я сделал это. Так как терять деньги из-за бюрократии, которую я терпеть ненавижу, мне вообще не хотелось. На следующий день курс обвалился ещё на 1000, но я решил, что уже честно подписали и менять что-то еще раз будет не совсем справедливо, так как задержки со стороны студии не было. Что же касается прошлого падения — пусть повесят эту растрату на своих долгих бухгалтеров, которые не способны оперативно в течении дня решить с клиентом все вопросы и порой растягивают процесс на неделю. Очевидно, что эти процессы нужно улучшить.

Я так и сказал ребятам из студии, что их бухглатерия меня настолько утомила, что мне все-равно что надо подписать, но давайте сделаем это за раз и даже то, что я могу отправить все закрывающие документы вперёд, чтоб не иметь необходимости ещё 4 раза после каждого этапа искать почту и тратить время на пересылки, тем более, что некоторые из Гавайских остров настолько малонаселенны, что там не то что почты, там такси нельзя вызвать без проблем. Потому я сказал студии, что полностью доверяю и претензий никаких иметь не буду и чтоб они подготовили все нужные им документы и прислали мне на электронную почту для распечатки в двух экземплярах. Такие вещи всё-равно делаются на доверии, тем более, что договор во многих частях ничтожный и считать, что эта бумажка позволит хоть как-то какой-то из сторон сильно защитить себя — ну я бы не стал. Точнее я понимал, что ничто не мешает студии не выполнить какие-либо обязательства, даже с подписанным договором, так как в договоре невозможно указать все детали, иначе его написание растянется на время, сопоставимое со временем, необходимым на созданием дизайна. Тем не мене я понимаю почему они бюрократы. Просто, чтоб защитить себя от клиента, который может вынести мозг. Например от Евгения Чичваркина, который не раз публично высказывал своё недовольство. Однако допускаю, что у него просто не было терпения и Евгений не совсем понимал, как разрабатываются сайты вообще.

Выбор СMS Imprimatur Parser


Перед тем как перейти к каким-либо этапам по разработке нового сайта, следовало выбрать систему управления контентом, по-просту говоря СMS, так как предполагалось, что сайт будет удобен для правок, во всяком случае этого очень хотелось.

В предложении по дизайну фактически ничего не изменилось:

Мы по прежнему работаем с двумя CMS — Битрикс и Имприматур.

Выбор какой очевиден, так как Битрикс делает столь странный и непонятный продукт, что наш программист отказался от работы с ними, выразив всё свое негодование в одном абзаце:

Ну просто если они сделают на битриксе, я автоматически умываю руки :-). На чём их движок написан — хз. Но вопрос вообще в том, дают ли они исходный код (сомневаюсь чёт) или опять какой-то чёрный ящик дадут, и по любому чиху им писать и деньги отслюнявливать. Мне как-то приходилось читать документацию по АПИ Bitrix24. Да, это другой продукт. Но кривость и извращённость логики по слухам та же, что и у нас. Я перевидал немало док по разным API. Самая е… нутая дока была у битрикса :-). Я видел другой вариант по ссылке. И мне не ясно, на чём он написан, и дают ли они исходники для самостоятельной поддержки. Или по каждой правке к ним бежать с поклоном и прессом бабла. Мне приходилось читать документацию к апи их црм. Это одна из худших документаций апи, которые я видел, а видел я их десятка два минимум. Примерно на одном месте с ними апи ISPSystem :-). И я вот просто вангую, что битрикс цмс тоже сделан через кривой ход мысли с такой же кривой документацией. Потому мне не интересно даже пытаться начинать её читать :-).

Но если что такое Битрикс, нам было известно, то что такое Имприматур — кот в мешке. Однако мы выбрали кота в мешке, так как нам показался он более правильным и логичным, нежели Bitrix, от которого плевался программист с многолетним опытом. Разработчики битрикса — задумайтесь. Впрочем, стоит отметить, что 1С у них тоже далеко не вершина совершенства и клиенты до сих пор в состоянии «плакали ёжики, кололись, но продолжали жрать кактус» и просят серверы с большой частотой процессорных ядер, так как многоядерность и многопоточность работают хреново. Именно два этих фактора сыграли не в пользу выбора CMS Bitrix.

CMS Имприматур разработана на основе бесплатного общедоступного языка Parser3, придуманного студией Артемия Лебедева ещё в 1997 году. Parser 3 — простой и удобный объектно-ориентированный язык, позволяющий быстро создавать хорошие сайты. Именно потому мы решили выбрать его, так как нам важно иметь возможность в будущем вносить необходимые правки, не сломав при этом мозг.



Этапы разработки


Всю работу над проектом студия Артемия Лебедева обычно разделяет на 5 этапов. Выглядит это примерно так.

Первый. Проектирование. Он подразумевает сбор и анализ данных в Яндекс-метрике и Гугл-аналитиксе, создание отчетов по источникам трафика, аудитории, поведению пользователей на сайте. Определение целевых групп пользователей, составление сценариев поведения пользователей, составление информационной структуры. По результатам должно быть составленное техническое задание. На этап отводится 15 дней.

Второй. Разработка концепции дизайна. Предполагает получение от заказчика материалов и знаний, которые должны быть учтены при создании концепции дизайна. Выбор сценариев, на примере которых будет демонстрироваться концепция. Отрисовка общей идеи концепции, согласование внутри студии. Проверстка концепции на реальных данных, которые будут размещены на выбранных для презентации страницах в момент запуска сайта. Оформление презентационных материалов: презентации с рассказом о концепции, видео, прототипа, макетов. Проведение и согласование презентации концепции дизайна. Фиксирование изменений и дополнений, которые необходимо учесть на следующих этапах. В результате представляется дизайн-концепция сайта. На этап отводится 15 дней.

На двух первых этапах задействованы арт-директор, веб-аналитик, дизайнер, редактор и менеджер.

Третий. Это этап отрисовки и подготовки технической графики. Тут задействованы арт-директор, дизайнер и менеджер. Производится выбор необходимого объема отрисовки, достаточного для верстки (ключевые макеты и страницы, типовая страница, техническая графика). Отрисовка ключевых макетов, проверка по сценариям, согласование с заказчиком. Подготовка типовых элементов оформления и управления (формы, меню, текстовые блоки, списки, группы переключателей, кнопки и пр). Отрисовка технической графики. Подготовка необходимых анимаций для верстки или их описание на примерах. Сборка функционального прототипа. В результате получаются макеты с соответствующим техническим заданием. Сроки — 30 дней.

Четвёртый. Верстка типовых шаблонов, настройка системы администрирования, сборка и наполнение сайта. Производится верстка шаблонов страниц, отрисовка недостающих элементов дизайна, настройка системы администрирования сайта, реализация функциональных требований, а также интеграция с внутренними и внешними программными комплексами. Затем следуют подключение шаблонов к системе управления, сборка сайта на тестовом сервере, наполнение сайта контентом. CMS на выбор клиента: Битрикс или Имприматур. Сайт разрабатывается с учетом адаптации под мобильную версию. Результат этапа: собранный сайт. Сроки — 60 дней. Действующие лица: арт-директор, дизайнер, технолог, программист, менеджер.

Пятый. Тестирование и отладка сайта. Обучение. Сдача проекта. Осуществляется подготовка, обработка и оформление контента, тестирование сайта бета-тестером, составление списка задач для исправления разработчиками. Тестирование сайта с привлечением арт-директора и технического директора. Внесение исправлений по итогам тестирования, подготовка инструкции по работе с системой администрирования. Обучение специалистов заказчика работе с системой управления. Перенос рабочей версии сайта на хостинг. Результат этапа: собранный сайт на хостинге клиента или архив, готовый к переносу на хостинг. Инструкции по работе с системой администрирования в согласованном в ТЗ формате. Задействованы: дизайнер, технолог, тестировщик, программист, контент-менеджер, менеджер. Сроки — 15 дней.

Итог — минимально требуемое время на осуществления проекта составляет 4,5 месяца. Что довольно таки быстро, если учитывать объем работ.

Процесс


Так как сайт критиковал на линче Артемий Лебедев, было бы здорово, если бы он и поучаствовал в проекте, именно по этой причине я просил студию, чтоб Артемий выступил арт-директором. И Артемий любезно согласился принять участие. Сам процесс студия организовала намного лучше, нежели бюрократию с бухгалтерией. Время от времени мы созванивались по Zoom и решали наболевшие вопросы. Всего было 10 созвонов, помимо созвона перед подписанием договора. Из-за разницы во времени 13 часов на начальных этапах приходилось планировать созвоны на 7-9 утра, когда в Москве было 6-8 вечера или наоборот. Порой приходилось созваниваться просто из авто, так как на том же Big Island я останавливался рядом с вулканологическим парком в хижинах, где электричество на ночь отключалось и отсутствовало до 8-9 утра, пока вновь достаточно не зарядятся аккумуляторы от солнечных панелей в дождливую погоду. Тем не менее благодаря тому, что к счастью Интернет проник почти всюду, всегда была возможность оперативно созвониться и обсудить накопившиеся вопросы.

А они были. Причем в начале ребята провели опрос, чтоб понять полностью наши нужды и потенциальную боль наших клиентов при работе с сайтом, понять, что мы хотим видеть в итоге. Поразило, что ребята уже были знакомы с темой хостинга и довольно неплохо подготовились. До этого они не делали дизайн хостинг-провайдерам, за исключением сайта компании Оверсан и их первого дата-центра Оверсан-Меркурий (где разумеется не было столь широкого спектра услуг на сайте, как у нас, хотя концепт был волшебен, увы компания не смогла дорасти до других ЦОДов и в данный момент прекратила своё существование), а также логотипа компании vdsina. По сути мы стали первым хостинг-провайдером, кто заказал разработку сайта с 0 и то насколько хорошо в студии осознали различие между виртуальными серверами разного типа и насколько правильными были подготовленные уточняющие вопросы — заслуживает отличной оценки. Действительно ребята с неподдельным интересом подошли к вопросу и старались вникнуть в самые малейшие детали настолько, насколько это было возможным.

Елена Богдан была куратором, которая вела процесс, а дизайнер — Иван Тихомиров. Именно ему выпала участь придумать как объединить то многообразие продуктов и услуг, которые есть на сайте, и представить их пользователям. Буквально через неделю уже был готов концепт, а ещё через неделю мы провели созвон, чтоб обсудить его в рамках презентации.



Полагаясь на опыт студии, я не хотел мешать дизайнерам, так как интересно было что придумают. Бриф состоял в том, чтоб сделать сайт, который будет отличаться от сайтов остальных провайдеров и будет соответствовать индивидуальному подходу к каждому клиенту. Мы были готовы ко всему, даже к работам по типу логотипов бургерной Джон Фёдор или Хованского. Так как даже такие работы окупались и привлекали внимание, что не всегда понимали заказчики. В любом случае никто не мешает написать очередную статью из серии «Как специалисты Google Adwords помогли мне выбросить 150 000 грн (около $6000) за месяц или почему я больше не буду»…, которая разойдётся в СМИ, и с лихвой компенсирует возможный «ущерб».

Но концепт получился реально неплохим, впоследствии конечно, много чего было доработано и переработано, и полноценный предварительный результат можно видеть здесь. Также были созданы прототипы для десктопа и мобильных устройств в figma.

Появилась новая структура — разделение на семейства услуг, более того на главной и остальных страницах были отражены смежные по типу услуги, которые могли быть интересны. К примеру, на странице с облачными виртуальными серверами, сразу под ними располагался блок VPS (KVM) с выделенными накопителями и выделенными серверами, что позволяло пользователям видеть альтернативы не переходя на другие страницы.

Но идея о том, как отразить альтернативы внтури таблиц с услугами — заслуживает отдельной оценки. Это реально волшебно:



Ну разве нет? Теперь разделение виртуальных серверов на облачные и с выделенными накопителями намного более понятное, нежели прежде. И если виртуальные серверы с выделенным накопителями являются по сути аналогом выделенных серверов начального уровня, так как имеют выделенные ресурсы, вплоть до собственного и независимого хранилища, то облачные виртуальные серверы предусмотрены в первую очередь для тех, кто не может позволить себе виртуальный сервер от 19 долларов в месяц, а также для клиентов, нуждающихся в горизонтальном и вертикальном масштабировании ресурсов.

Другая крутая идея, заслуживающая отдельного внимания — точки-информеры:



При их помощи мы смогли сделать содержание сайта более понятным для пользователей, ведь по сути много где можно кликнуть и получить необходимую подсказку. Эта идея сделала сайт не таким перегруженным. Тем не менее, некоторые из моих информеров, удивили дизайнера количеством текста и вид информеров пришлось дорабатывать в процессе.

Сложности


Когда студия Артемия Лебедева подписывала с нами договор, они не осознавали того, насколько непростой интеграция и разработка могут быть. Я и сам не осознавал. Дело в том, что на нашем сайте есть два критичных и сложных функционала, такие как — конфигуратор серверов, который непосредственно взаимодействует с нашей биллинг-системой и форма регистрации доменов, о которой нелестно отозвался Артемий в своём бизнес-линче. Для того, чтоб полноценно решить этот вопрос, потребовался созвон с технологом, а также подключение разработчика предидущего конфигуратора — Кирилла Василискова, который сделал его настолько недурно, что даже наш тех отдел, оценив сложность, сказали, что потребуется несколько месяцев или даже пол года, чтоб разработать подобное решение, только в более современном виде. В ходе общения Кирилл донёс суть с технической стороны до технических специалистов студии — технологов Константина Томашевича и Александра Шумова, а чуть позднее к проекту подключился ещё один менеджер — Андрей Никитин, так как объем коммуникации возрос.



Результат превзошёл ожидания, в студии смогли сделать не только грамотный конфигуратор и придумать связь с биллингом, но и обеспечили возможность редактирования прямо с админки CMS.

Честно, не ожидал, что так будет, но зачастую студия опережала мои ожидания по срокам, а порой и всячески стимулировала меня предоставлять им нужный для работы контент. Андрей Никитин, как и Елена Богдан, грамотно вели наш проект к успеху, напоминая о не предоставленных в срок контенте и решая все возможные баги самостоятельно, либо при помощи специалистов.

Некоторые моменты, такие, как наполнения английской версии или создание дополнительного блока с сертификатами либо другим контентом, специально оставлялись на нас, чтоб мы могли научиться работать с системой. Консультация предоставлялась оперативно и даже по выходным.

Единственный момент, который сразу огорчил, это когда я открыл мобильную версию на iPhone и обнаружил примерно вот это (мы в основном и затеяли редизайн, чтоб наконец-то поправить глючную мобильную версию):



Подумалось как же так, неужели сайт не был протестирован перед сдачей нам на разных разрешениях? Как оказалось, Андрей мне пояснил:

Всё поправим, взяли в работу. Напоминаю, что сайт разрабатывался под ширину экрана 320 и 1152 пикселей, и на некоторых устройствах могут возникнуть проблемы с отображением.

Что выглядело несколько странно, когда у многих iPhone Pro или даже Max. Неужели Артемий не заходил на сайт со своего мобильного телефона? Видимо нет, так как изначально мы говорили о том, что дизайн должен быть резиновым и одинаково хорошо отображаться на разных мобильных устройствах. Были и другие огрехи, которые очевидно были не выверены, хотя могли быть устранены при должном уровне тестирования.

Тем не менее я давно уже отошёл от идеализма и осознал, что лучше выкатывать, так как есть — будет всё двигаться и развиваться быстрее, нежели вылизывать всё бесконечно долго и запуститься «никогда», или с опозданием. Такого принципа очевидно придерживаются и в студии, так как они предложили тестировать уже на проекте, который опубликован, так как так эффективнее.

Буквально за пару дней до публикации сайта на основном домене, которая была запланирована на 10 декабря, возникла ещё одна проблема. Я во все забыл о чате. Так как не существовало вменяемого дизайнерского решения для чата, чтоб его интегрировать, нам полностью пришлось отказаться от привычного всем клиентам чата Zopim, спустя 7 лет работы, теперь вместо него на сайте доступен чат от Callibri, который является не только более стильным по дизайну и удобно интегрируемым (интеграцию которого любезно провела студия буквально в течении дня), но обеспечивает возможность общения через telegram, watsapp и другие мессенджеры, чего так долго ожидали некоторые из наших клиентов.

Анонс и мнение Артемия Лебедева о проделанной работе


Первоначально между мной и студией была договорённость анонсировать новый сайт и статью об этом на Хабре в один день. Но в конце я стал сомневаться, что это возможно, из-за обилия правок, которые имели место быть. Тем не менее в студии очень оперативно реагировали на фидбеки и правили баги даже в выходные дни, что несомненно позволяет добавить плюс в карму всей команде, которая занималась и продолжает заниматься проектом.

Так уж совпало, что за день до анонса, Артемий решил провести последний в 2021 году бизнес-линч, и мне крайне интересно стало узнать, какое же мнение у Артемия теперь:

«Приветствую, Артемий, очень интересно на сколько удалось исправить киоск батареек со времени прошлого линча и услышать мнение от Вас по этому поводу».


«Так, ну здесь мы всё-таки смотрим на сайт очень известной студии, буквально недавно открылся. По-моему мы не успели ещё анонс выкатить, видимо он будет в понедельник готов. Сделали потрясающе красивый сайт, может быть эту ссылку успели прислать, когда там ещё висел старый дизайн, но старого нет, поэтому смотрим на свой собственный, наслаждаемся. Горячо рекомендую, хорошие ребята и у них теперь ах… енный дизайн».

Очень жаль, что Артемий не решился ходить по сайту далее и прокомментировать что, как и почему, как по мне — было бы круто. В то же время другого комментария ожидать и не приходилось, так как невозможно указывать на недочёты того, что было сделано, иначе придётся переделывать, ведь мы ж заказчик.

Анонс на сайте студии не впечатлил, крайне кратко (возможно это сейчас так для всех новых проектов) и нет ссылки на процесс-разработки, что было бы вполне интересно (возможно также планируется добавить после, надеюсь на это). Наш отзыв, который запросила студия, пришлось написать в виде тизера на эту статью, так как вместить отзыв в один лист А4 — проблематично и глупо.

Благодарности


Прежде всего хочу поблагодарить Ивана Тихомирова, дизайнера, который не только умеет дизайнить, но и придумал нам множество прикольных фич и крутой слоган на странице «О нас»:



Настолько крутой и красивый, что мы до сих пор не можем перевести его на английский язык, чтоб звучало также красиво и потому пока оставили там на русском. Инициативность и широта мышления позволили достичь действительно отличных результатов.

Не менее важны заслуги и технологов — Константина Томашевича, Александра Шумова, а также Арсения Трофимова, Дмитрия Муратова, которые продумали и создали потрясающий конфигуратор серверов, сделав доступным его даже для менеджеров, благодаря чему мы более оперативно сможем вносить правки, ведь привлечение программиста на данном этапе более не будет требоваться. Ну и за реализацию всех остальных технических моментов на сайте — спасибо само собой!

Огромная благодарность за построение рабочих процессов и коммуникацию Андрею Никитину и Елене Богдан, за то, что терпели меня, столь непростого и специфического заказчика. Наталье Власкиной, которая вела со мной переговоры цепочкой в 100+ писем. Я всё-таки заказал, лид сработал ;)

Ну и само собой Артемию Лебедеву, за то, что принял участие, немного сухо прокомментил в стиле «ну сделали и сделали» и обеспечил возможность сотрудничать со столь интересной командой. Подозреваю, что многие остались за кадром и если так — спасибо и им.

Спасибо нашему программисту Кириллу Василискову, за то, что нашёл возможность быть на созвонах и предоставить нужную техническую информацию студии. Спасибо нашим администраторам из Secom Systems, которые нас сопровождают вот уже свыше 10 лет и развернули сайт на новом домене и провели стресс-тестирование, чтоб не упало, если вдруг 10 тысяч человек сразу решит прийти на сайт. Спасибо нашему отдел продаж, за активное участие в наполнение сайта контентом, так как проектом занимались реально все. Спасибо мне, за то, что это всё дописал. Спасибо всем, кто это прочитал и спасибо, если Вы выскажите мнение здесь о новом дизайне и сделаете свой линч.

Да, чуть не забыл, спасибо бюрократам из бухгалтерии студии Артемия Лебедева, Вы обеспечили мне три увлекательные поездки на почту и сэкономили 1300 евро, ведь курс рубля упал, пока мы всё это с Вами оформляли.

В завершении всё же нужно ответить на вопрос, так «стоит ли игра свеч»? Стоит. Ведь если посмотреть в целом, это не долго, не дорого, и всё же не ох… нно, особенно если взять во внимание сколько людей принимает участие в проекте. Впечатления Вы получите однозначно. Сможете ли расслабиться во время разработки? Полностью нет. Не надейтесь, что всё сделают за Вас. Но много чего вместо Вас и за Вас сделают, например придумают красивый слоган. И при должном участии Вы рискуете получить оптимальный и функциональный дизайн.

Огромное спасибо!

Комментарии (0)