Привет, Хабр!
Меня зовут Оксана и я – руководитель продуктовой команды в компании TrueConf.
Мы разрабатываем софт для видеосвязи и совместной работы уже больше 10 лет. Сегодня я расскажу о создании нового поколения десктопных приложений TrueConf: наш опыт переосмысления и трансформации project-команды в старшего и более зрелого брата – product-отдел.
История противостояния: дизайн против функций
Если вы связаны с продуктовой разработкой в IT, то поиск компромисса между идеями инженеров и дизайнеров – знакомая вам головная боль. А ещё она регулярно усложняется учётом потребностей заказчиков и жёстким роадмапом, в сроки которого нужно регулярно попадать, не испортив текущих возможностей вашего продукта новыми багами, а в идеале сделав его лучше.
Чтобы не сойти с ума, около 2 лет назад мы запустили процесс трансформации нашего подхода к разработке десктопных и мобильных решений. Начать решили с базовых ценностей: ещё несколько лет назад для нас было важно запихнуть в приложения как можно больше фич в промежутках между релизами. Сейчас же мы стараемся как можно больше общаться с заказчиками, чтобы сохранять непредвзятый взгляд и фокусироваться именно на тех функциях, в которых остро нуждаются пользователи. Двигаясь по этому пути, мы и сами не сразу заметили, как из проджект-команды постпенно превратились в продакт-отдел. Ну, нам так кажется.
Если обернуться назад лет на 5-6, то можно увидеть как сменилось несколько поколений наших приложений для ВКС – они то обрастали массой дополнительных функций на главном экране, как в 6-й версии (см. на скринах ниже), то прятали эти самые функции по разным меню и вкладкам в версии 7. Мы бросались из крайности в крайность, не до конца понимая, что именно нужно было самому обыкновенному пользователю по другую сторону экрана.
В предпоследней версии — TrueConf 7 — выполнение некоторых базовых действий для новичков было неочевидным. Во время конференции интерфейс приложения не изменялся динамически — например, для перехода в другие разделы использовалось то же боковое меню, что и при обычной работе приложения. Пользователи путали адресную книгу со списком участников конференции, а состояние приложения вне звонка с моментами нахождения в конференции и т.п.
Поэтому 8-е поколение TrueConf стало результатом полного переосмысления всего того багажа ВКС-функционала, который мы накопили, и применения новых продуктовых методологий разработки. Во главу угла теперь стала обратная связь от доверенных пользователей и заказчиков со всего мира. Как правило, это системные администраторы и IT-специалисты, которые ежедневно решают типовые проблемы своих пользователей при организации большого числа онлайн-встреч. Они с удовольствием рассказывают обо всех наших косяках, и заодно могут подсказать как было бы удобнее сделать для них и их пользователей. Кстати, вопрос и техника налаживания такого диалога – это тема для отдельной статьи на Хабре.
В ответ на боль пользователей мы пытались перестроить процессы вокруг TrueConf 8 так, чтобы итеративно, шаг за шагом, полностью обновить дизайн приложения, сделав его понятным даже для самых неопытных. Это наше самое современное, если хотите «флагманское», поколение приложений для Windows, а также версий для macOS и Linux, которые разделяют с ним большую часть интерфейса. О 8-м поколении приложений TrueConf для рабочих мест сегодня и пойдёт речь. А о мобильных решениях мы расскажем в следующей статье.
Часть 1. Вся власть пользователям!
Банальный факт, которым пренебрегают многие IT-компании: пользователю неважно насколько сложно всё устроено «под капотом», ему важно, чтобы оно работало быстро и понятно. Другими словами не тормозило и имело удобный UI.
Замечу, что наши родные пользователи из России и СНГ весьма привередливы к качеству UI, и это хорошо! Тут нужно сказать спасибо Яндексу и Google за воспитание первоклассного вкуса у пользователей к качественному продукту и сервису :) Клон с интерфейсом Zoom они бы точно не приняли – но мы в эту сторону и не смотрели.
Пользователи перегружены массой контента, которую получают одновременно из самых разных каналов: почта, календари, рабочие чаты, телефония, таск-менеджеры и другие корпоративные инструменты, которые хотят немножно нашего внимания. Поэтому для нас было важно переработать дизайн так, чтобы пользователи могли фокусироваться на встречах, не отвлекаться и быть в них максимально продуктивным.
Всё сложное и непонятное мы вынесли в панель для администраторов нашей серверной системы ВКС, а в приложениях оставили только самое понятное. И при этом быстрое – никаких Webview и Electron мы не используем, только старый добрый QT и C++. Кстати, на таком же стеке работает Telegram.
«Мухи отдельно, котлеты отдельно»
А начали мы с того, что визуально отделили интерфейс во время ВКС от интерфейса вне сеанса связи. Если провести аналогию с реальным миром, то постарались передать атмосферу «переговорки»: вы в неё зашли, закрыли дверь и ни на что больше не отвлекаетесь. Интерфейс изменился, под рукой осталось только самое необходимое. Даже если вы отвлечётесь, чтобы почитать чаты или посмотреть, кто из коллег онлайн в адресной книге, то в приложении сверху сразу же появится заметная панель с предложением вернуться назад в конференцию.
Другое важное следствие такого подхода – это удобство для гостевых пользователей, которые используют приложение только для подключения к конференции по ссылке или из календаря. Беседы в других чатах, адресная книга, история вызовов и прочее для них банально не нужны, и поэтому не занимают места в интерфейсе.
Избавляемся от лишних окон и вкладок
У нас давно чесались руки переделать интерфейс внутри конференции так, чтобы пользователи могли полностью погрузиться в переговоры и держать их под своим контролем без необходимости прыгать по разным вкладкам и окнам (передаём привет Microsoft). Т.е. перейдя в полноэкранный режим, по возможности не возвращаться из него до конца встречи.
Поэтому в новом интерфейсе мы разделили функции управления конференцией на две панели, которые всегда находятся перед глазами и не перекрывают видео от участников, а область справа зарезервировали для контекстных элементов. Таких как чат, списки участников, просмотр профилей и добавление новых участников. С учётом того, что в конференциях у нас может быть до 49 человек на экране и до 1000 в сумме.
Верхняя панель — это дополнительные действия для доступа к контексту встречи: чату, списку участников, нотификациям, статистике вызова и т.п. Кстати, можно одновременно просматривать и участников, и чат на всю высоту экрана. Видеоконференция при этом никуда не исчезнет и будет перед глазами.
-
Нижняя панель позволяет в один клик отключить микрофон или своё видео, быстро сменить камеру, переключиться на гарнитуру или начать показ контента. Также в этой панели слева теперь появляются кнопки для типовых действий, которые зависят от типа встречи и вашей роли в ней, например, выход на трибуну или отправка аудиореплики. Реплика нужна в случае, когда вы в числе зрителей, а не выступающих, но хотите что-то срочно добавить к беседе. А ведь раньше многие пользователи и не догадывались, что такая функция существует.
Здесь же располагается область с подсказками — она помогает освоить работу с приложением новым пользователям. Например, тем, кто пытается выступить с трибуны с выключенным микрофоном или камерой. Запретить мы это не можем, но можем подсказать, что скорее всего у пользователя проблема – опять же, признак хорошего UI.
Участники без видео не занимают место в раскладке
По нашим исследованиям 28% пользователей регулярно отключают свою камеру во время встреч, не смотря на то, что она у них есть, а для особо застенчивых присутствует возможность установить виртуальный фон. Поэтому в TrueConf 8 можно оставить в раскладке только тех, у кого камера включена, и не занимать драгоценное место аватарками тех, кто не хочет показывать себя. Все участники без видео выводятся отдельным списком в правом нижнем углу видеообласти и подсвечиваются рамочкой во время выступления наравне с другими собеседниками.
Святая троица: звук, контент и видео
Именно в таком порядке составляющие видеоконференции определяют её качество. С приоритетом звука всё понятно, а вот то, что картинку с камеры и контент (например, ваш рабочий стол) нужно обрабатывать по разному, не для всех очевидно. В первом случае важно количество кадров в секунду, а во втором – разрешение. Поэтому в групповых конференциях качество видео от каждого участника может достигать 720 строк (от каждого), а вот с контентом повеселее — он может передаваться в конференцию в 2 раза большем по количеству пикселей разрешении – 1080 строк.
Поэтому табличку с тысячей ячеек, детальную CAD-модель или презентацию, набранную 7 кеглем, можно рассмотреть во всех деталях. Если что-то пойдёт не так и канал просядет, то в отличие от видео с камеры, в первую очередь мы начнём снижать количество кадров в секунду, чтобы сохранять детализацию контента как можно дольше. Кстати, в видеозвонках 1-на-1 наши приложения легко выдают полноценные 4K как для видео, так и для показа рабочего стола.
Виджеты для самых многозадачных
Как сказал один из наших заказчиков, «даже если ты уходишь..., тебя настигает маленькое окошко с ВКС» (с). Речь о компактном виджете для тех, кому во время участия в конференции стало необходимо поработать в браузере, документах или на Пикабу Хабре. Виджет автоматически появляется на экране при потере фокуса основным окном приложения с ВКС. И отображает в своём мини-окне выступающего участника в режиме активации по голосу (или контент). Клик по виджету мгновенно погрузит пользователя обратно в мир онлайн-встречи.
Кстати, такой же виджет включается при захвате рабочего стола или отдельного приложения, чтобы вы могли видеть участников встречи поверх захватываемого контента и поддерживать с ними визуальный контакт. Другие участники, естественно, этот виджет поверх вашего контента не увидят. В браузерных решениях для ВКС вы такого удобства не найдёте (в этот раз привет передаём Google).
Ещё один виджет мы добавили для удобства управления показом слайдов из презентаций и PDF-файлов (кстати, новая возможность). Теперь даже если отвлечься от встречи, всегда видно какой слайд мы показываем студентам или коллегам.
Тёмная тема
Ну а что, мы тоже любим тренды. Тема умеет подстраиваться под выбранную в системе.
Групповые операции над участниками встречи
Чтобы пользователям и ведущим было проще ориентироваться в больших конференциях (а у наших заказчиков 100+ человек на связи – это норма), мы разделили список участников на докладчиков (тех, кого видно и слышно), зрителей и ожидающих пользователей. Для каждой категории есть свой набор групповых действий: например, организатор или ведущий встречи может одной кнопкой выключить или включить всем камеры и/или микрофоны, или перевести всех докладчиков в зрители.
В отдельную категории вынесены участники или устройства (SIP и H.323-терминалы у нас можно вызывать как обычных пользователей), которые ещё не приняли вызов или уже отключились. Можно повторно приглашать их как по отдельности, так и всех сразу. Впрочем, сервер ВКС сам позовёт отстающих после начала встречи, когда они появятся в сети.
Виртуальный фон на основе AI
Must-have возможность для тех, кто работает из дома, в командировках или в опенспейсах. Раньше мы могли вырезать фон только при наличии хромакея, которого ни у кого, естественно, не было. Поэтому пришлось научиться готовить нейросети, датасеты, а самое главное оптимизировать их – скорость наше всё.
В текущем релизе уже доступно размытие фона, а в следующем добавится возможность замены реального фона на виртуальный — такую возможность мы продемонстрировали в ноябре во время «Видео+Конференции 2021» в Москве.
На самом деле, тема применения AI в ВКС очень плодотворная, и мы реализовали уже много интересного. Например, оффлайн распознование русской речи или автоматическое кадрирование участников в переговорных комнатах, но об этом будем рассказывать уже в других статьях.
Поддержка горячих клавиш
Стыдно признаться, но вот раньше не было у нас такой возможности. Исправляемся!
Часть 2. Новая гибридная реальность
В следующий раз, когда к вам на встречу кто-то зайдёт с телефона, не смотрите на него с высока – это явно продвинутый пользователь, подтверждающий новый мировый тренд. Количество участников ВКС, подключающихся в дороге с планшета или смартфона, стремительно растёт.
Только 19% опрошенных нами пользователей ни разу в этом году не присоединялись к ВКС с мобильного устройства. Ну, а про работу из дома мы даже спрашивать не стали. Новая реальность уже давно здесь, и одна из главных задач для нас – дать пользователям возможность эффективно работать, где бы они не находились.
Дополнительные статусы у абонентов
Чтобы сделать вашу готовность поболтать с коллегами более прозрачной, мы добавили несколько новых статусов. Помимо очевидного «Не на месте», который выставляется автоматически при бездействии системы, мы добавили «Не беспокоить». И он действительно просит остальных вас не беспокоить.
Статусы для мобильных абонентов
Нам пришлось заморочиться с поддержкой push-нотификаций и актуальных статусов для мобильных устройств. Это может стать для вас сюрпризом, но почти всегда мобильные абоненты находятся в состоянии оффлайн, ведь iOS и Android автоматически выгружают из памяти свёрнутые приложения. Наверное, вы обращали внимание, что мобильные мессенджеры нигде не указывают статус, а только пишут время, когда вы были в сети в последний раз. А каждый вызов – это лотерея.
Для решения этой проблемы мы поддержали два специальных статуса:
1) пользователь недавно был в онлайне с мобильного устройства;
2) тип устройства, на котором пользователь доступен для вызова прямо сейчас; это может быть телефон или ВКС-терминал.
Все зелёненькие, но не закрашенные. Это значительно повышает шанс дозвониться до вас вашим коллегам, пока вы не на рабочем месте, ведь теперь они точно будут уверены, что вы не оффлайн и доступны для вызова.
Про остальную магию, связанную с тем, что вызов мобильного абонента это и не вызов вовсе, а отправка push-нотификаций и call-back в конференцию с кучей разных нюансов (не забывайте, что у наших заказчиков свои сервера, зачастую в своих закрытых сетях), мы здесь рассказывать не будем, чтобы не отвлекаться. Скажу только, что до мобильных пользователей звонки гарантированно доходят и выглядят как обычный входящий.
ВКС + мессенджер = [иконка сердечка]
Как вы уже поняли, мы любим аналитику и давно подсчитали, что пользователи в среднем проводят в ВКС не более трети рабочего времени (а тех кто тратит больше времени, простите, неизбежно ждёт Zoom Fatigue). Оставшееся время, приходящееся на корпоративное общение, обычно распределяется пополам между мессенджерами и почтой, т.е. такие коммуникации проходят в асинхронном режиме.
Задачи заменить почту у нас не стояло. А вот прокачать наши чаты, которые раньше были доступны только для обмена личными сообщениями или для диалога во время конференций, было очень важно. Поэтому прежние чаты в TrueConf 8 заменил полноценный встроенный мессенджер. Ему ещё есть куда развиваться, и на замену Slack мы не претендуем, но уже сейчас можем помочь заказчикам снизить уровень фрагментации общения между различными корпоративными инструментами для общения. Ну и заодно хорошо сэкономить, ведь новые функции для совместной работы загрузятся бесплатно с апдейтом ПО.
Давайте объясним почему мы считаем наш мессенджер полноценным и обозначим некий наибольший общий делитель для подобных продуктов:
Во-первых, пользователь может быть одновременно авторизован на любом количестве устройств и использовать каждое из них независимо. Например, получать сообщения и вызовы сразу и на телефон, и на домашний ПК, и на рабочий ноутбук, а отвечать от туда, откуда удобно сейчас. Можно даже на SIP видеотелефоне быть авторизованным и принимать на нём вызовы параллельно с другими копиями приложения.
Во-вторых, автоматическая синхронизация сообщений, картинок, файлов, истории вызовов и настроек между всеми устройствами. Другими словами мы можем начать диалог за ПК, а продолжить его уже с телефона. Или дома открыть файлы, которые прислали в чат на рабочем ноутбуке.
Поддержка групповых чатов за пределами сеансов ВКС.
Групповые чаты
Первое и основное — теперь можно создавать чаты с несколькими участниками, которые доступны всегда. Сообщения можно выделять, пересылать, редактировать и удалять, в том числе для всех участников. Есть также поиск по чату и ответы на сообщения. А список файлов каждого конкретного чата можно отобразить на отдельном экране. Наглядно показано в ролике.
Не забыли про упоминания собеседников и контроль доставки сообщений — для любителей Passive & Agressive :)
Бонус №1. Для стримеров и операторов ВКС
Мы добавили специальный режим, предназначенный для вывода ВКС на большие видеостены во время ответственных заседаний или захвата раскладки ВКС для вещания. В этих случаях на экране не должно быть лишних элементов управления, нотификаций и видимости действий оператора. Управление конференцией осуществляется в основном окне приложения, а видеообласть выносится на отдельный монитор или видеостену.
Кстати, не все наши пользователи знают ещё один интересный приём: видеоокно любого участника конференции можно мышкой вытащить из раскладки и расположить в отдельном окне или на отдельном мониторе.
Тут же можно изменить стиль подписей, расстояние между окнами участников и даже брендировать фон под раскладкой конференции собственным изображением. Обычно такая потребность возникает у организаторов онлайн-мероприятий, форумов и других торжественных событий.
Бонус №2. Поддержка отечественного ЦП Baikal-M
Я уже говорила, что TrueConf 8 работает с ОС семейства Linux. Но могу добавить и ещё кое-что важное для заказчиков в России – в контексте импортозамещения. TrueConf 8 работает на ARM-процессорах Baikal-M под управлением ОС Астра Линукс Новороссийск. Мы впервые показали это приложение на ЦИПР-2021 в июне 2021 года вместе с ARM-версией нашего аппаратного терминала для переговорных, про который, кстати, можно почитать тут.
Итак, что же нам дал переход от проектного менеджмента к продуктовому? Понимание, что не надо бездумно раздувать функционал без оглядки на реальные потребности пользователей. Что продукт должен не только решать поставленные задачи, но и вызывать эмпатию. Что времена, когда мы могли сказать пользователю RTFM – уже давно прошли. Надеемся, так у нас и получилось. Скачать и проверить в деле новое приложение вы можете уже сегодня (обратите внимание, что все функции доступны только при подключении к последней версии TrueConf Server).
Комментарии (29)
volkanin
21.12.2021 18:12+1Так у вас же 8 версия только для windows доступна. А из заголовка следует, что и для Linux есть.
Прокомментирую ещё размытие фона - опыт практического использования пока скорее отрицательный. Явно видно границу размытия, размытие периодически заползает на одежду (рубашку), а потом сползает с нее - пользоваться крайне неудобно.
kycok
21.12.2021 19:07Ещё не все сборки выпустили в релиз для поддерживаемых нами дистрибутивов Linux. Версия для Arch уже доступна, а для Ubuntu, Debian и Альт можно получить инсталлятор в рамках публчиного бета-теста. Для macOS ждём апдейта в AppStore до НГ.
Так и есть распознование краёв при обработке фона в разных версиях отличается, мы постепенно дообучаем сеть. Чем больше датасет, тем больше гарнитур, шапок и прочих предметов будет успешно распознано. Для нас сейчас важна скорость. К моменту релиза замены фона на выбранную подложку точность значительно вырастет.
connected201
21.12.2021 20:52+2"AI" я так понимаю только фон меняет? У вас заголовок слишком жёлтый!
kycok
21.12.2021 21:19Ну, простите :) Из того, что доступно уже сейчас для всех — только фон. Мы также сделали хорошо оптимизированную сеть для кадрирования и слежения за докладчиками с любых камер, осталось перенести в UI. Сейчас работаем над улучшением звука с помощью ML и ускорением распознования речи, возможно по пути появится ещё что-то интересное. А вы чего бы хотели?
connected201
21.12.2021 21:33+2Улучшение звука, уже что то...
А так я представляю себе например такой функционал:
переводчик для глухих, что бы рендерили человека который будет речь переводить в символы.
перевести речь в текст, что бы человек который не слышит, мог читать титры, и если он показывает знаки (в случае если не умеет говорить) то нейронка бы переводила это в текст для других участников.
а то такие люди слишком изолированны, и нету никому дела до них!
StraNNicK
21.12.2021 21:15+2Я сейчас со своей колокольни скажу, она вообще не про работу.
В общем, есть такие люди, вроде меня, которые хотели бы пожилым родственникам поставить что-то такое, что не компьютер и не телефон, но звонить позволяет.
И тут есть TV-Box'ы. А на них — Android TV. А на ATV вариантов для видеозвонков немного, по факту — вы и Google Duo.И вот Google Duo (внезапно) сразу не работает. А TrueConf бодро так определяет камеру, позволяет зарегистрироваться, но при тестовом звонке на EchoCall рапортует что этот пользователь не в вашем списке контактов.
Я понимаю, что описанный кейс, мягко говоря, не ваша ЦА. Но, тем не менее.
Люди хотят видеозвонки на ATV. И у вас сейчас уникальная ситуация, когда есть вроде бы рабочее приложение (TrueConf) и откровенно нерабочее (Duo).Посмотрите, может получится допилить малой кровью.
usr00210
22.12.2021 06:01сегодня любые мессенжры клепаются на коленке за пару дней любым студентом троечником... кому это барахло надо?
vippersonchik
22.12.2021 10:42+3Клепать клиент-серверную архитектуру, конечно, не равно мешки ворочать?
kycok
22.12.2021 14:48Покажите нам где найти этих студентов троечников! HR будут счастливы. А если серьёзно, то ядро у нас своё: протокол, сигнализация, архитектура, даже видеокодек кастомный. Это сознательная позиция. Мы технологически не хотим зависить (т.е. испытывать ограничения) от других платформ и стандартов. Например, кривой апдейт для WebRTC в Chrome (или в Safari для iOS, как это было весь этот декабрь), не поломает нашим клиентам видеоконференции в браузере, т.к. есть своё приложение.
Usikoff
22.12.2021 10:02
raze125
22.12.2021 10:44Супер, классно. Релиз новой версии клиента. Требования для пользования клиента 8 версии - сервер 5 версии, который находится, судя по информации с Вашего сайта на бета-тестировании. Чтобы пользоваться новым клиентом, ставьте сервер, у которого еще не было релиза. Чувствуем себя подопытными кроликами. :)
KsanaVic Автор
22.12.2021 11:24Новый клиент так же работает со старыми серверами, просто не получится оценить все возможности, описанные в статье.
shvedalexey
22.12.2021 14:34+1У вас 6 версия клиента - единственное, что было нормальное. 7 версия - просто дичайшее зло. Ни один пользователь из нашей организации (и обычные продвинутые пользователи, и совсем далекие от технологий) не смогли нормально работать в ней. Первый запуск - полное непонимание и недоумение чего жать. Короче ахтунг. До сих пор многие госзаказчики сидят на 6 версии клиента, либо транслируют через веб. 8 версию не тестировал честно, но по скринам похоже, что недалеко ушло от 7 версии.
kycok
22.12.2021 15:05+1Спасибо за обратную связь! Попробуйте новую версию и расскажите в нашем сообществе, что думаете. А шестая версия больше не поддерживается, рекомендую обновиться. Единственный кейс, где она ещё может иметь смысл -- это очень старые ПК под управлением Windows XP.
HoDGoD666
22.12.2021 18:10А нормальное качество звука, что маст хэв, вы так и не сделали.
Почему нельзя отключить все ваши "улучшения" и пустить звук как он есть, без всякой обработки и в высоком битрейте?
Это в общем-то единственное, что не устраивает.
kycok
22.12.2021 18:14А с чем вы сравниваете? У нас битрейт кодирования аудио в среднем выше чем у Zoom'а, например. Если источник хороший, то и звук будет хорошим, в том числе широкополосным. Из улучшений там только АРУ, эхо- и шумодав, но они хуже не делают звук. Напишите мне или нам в сообщество, послушаем, поищем проблему.
HoDGoD666
22.12.2021 19:54+1Больше это какой? 128кб,если не ниже? Сравнение было прямым - звукозапись с микрофона, звук с зума при активации опции оригинальный звук и с труконф. Труконф выдал самое худшее. Зум с оригинальным звуком - практически такой же, как прямая запись с микрофона.
kycok
22.12.2021 20:16-1Послушал сейчас с этой галочкой (оригинальный звук), вы правы, разница есть. У нас битрейт аудио плавает от 8 до 32 кб/с в зависимости от качества соединения.
HoDGoD666
23.12.2021 07:54Вот это и не устраивает. Хотелось бы в будущем увидеть подобную настройку и у вас. Так как качество видео в зуме - отвратительное, а у вас отличное :)
ilkman
23.12.2021 15:16Интеграция с ad есть. У нас 3 сервера развёрнуто в кспд. Работает... Балансировка никакая. Т. Е. Приходится юзеров делить на 3 и каждого пихать на свой сервер. Из того что особо раздражает. Не работает одновременно с запущенныйм s4b. Вернее работает с постоянным шумом. Вероятно у меня так сложилась конфигурация компа.. Но.... И клиент просто жутко жрет ресурсы.
Arsick
23.12.2021 15:25У вас случаем гарнитура не Sennheiser sc60, сертифицированная под Lync? Потому что об этой проблеме нам уже рапортовали – при запущенном TrueConf и Lync действительно наблюдается шум. Мы тут, к сожалению, бессильны.
Заходите к нам в комьюнити-чат, он как раз для решения типовых (да и не очень) задач/проблем с ВКС.
AVX
Для начала, философский вопрос: А зачем вообще делать видеозвонки? В 90-99% случаев видео не нужно вовсе. Это чисто проблема мышления многих руководителей - они думают, что лучше контролируют сотрудников (или что-то такое). На самом же деле - обычного голосового чата достаточно. Какая вот разница, что там одето на собеседнике, где он находится, и что там на фоне? Суть же в том, что он говорит. А показывать что-то через камеру - Фууу... это как жипеги в док пихать. Для демонстрации материалов есть во всех практически мессенджерах демонстрация рабочего стола/выбранного окна. Берём презентацию, показываем, и рассказываем. Всё. Не нужен широкий канал, не нужна вебкамера, не нужно переживать за свой внешний вид. Да хоть из туалета трансляцию можно вести, никто не догадается.
А по сути вопросы такие:
Есть ли регулировка громкости каждого участника отдельно? Сохраняется ли настройка громкости для каждого участника, если есть вообще такое?
Есть ли интеграция с корпоративным LDAP? Для корпоративного применения это очень удобно, когда можно найти любого сотрудника и сразу связаться. Ещё поиск нормальный при этом должен быть.
Какие ограничения? По времени звонка, по количеству участников? По объёму и типам передаваемых файлов (и есть ли оно?). В zoom ограничивают время, и количество участников не может быть большим, конференция тупо перестаёт работать. В whatsapp количество участников, кажется, 50 или 100 человек, и т.д.
kycok
Весь наш бизнес — это видеоконференции и живые участники, как же мы от них откажемся :) Большинство пользователей хотят друг друга видеть во время созвонов.
1) Это называестя АРУ, работает автоматически выравнивая громкость между всеми выступающими. При необходимости можно централизованно и удалённо подвигать ползунки чувствительности микрофонов у участников, но это очень редкие кейсы, да и не желательно так делать.
2) Есть и не такое. Но это уже история про серверную часть, а в этой статье мы хотели представить новое десктопное приложение.
3) Основная проблема Zoom — это не ограничения бесплатной версии, а низкое качество видео (до 360p на голову). Что касается размеров и продолжительности конференций, то само приложение их никак не ограничивает, эти лимиты приходят с сервера и зависят от размера лицензии. В одной конференции может быть до 1000 участников.
mSnus
Практического смысла в этом нет, но это приятная игрушка для менеджеров, которые хотят поболтать на удалёнке. А раз есть спрос, надо соответствовать..
saboteur_kiev
Нет, это востребованная фича, и нужно понимать, что мессенджер это не только про айтишников и код.
Нетехнические интервью без камеры вообще представляются странно, да и на техническом с камерой интереснее.
Есть множество профессий, где без камеры нельзя.
Преподавание, репетиторство, школьные уроки без камеры - не прокатит.
Камера это не та вещь, которую можно быстренько как-то потом добавить, это огромная часть работы, и сейчас сложно назвать приличный мессенджер, который не умеет в видеоконференцию. Поэтому отсутствие видеозвонка - это киллер минус.
И да, я айтишник и в 90% обычных рабочих созвонов я камеру не использую, но я отлично понимаю, что айтишники - не самая большая часть аудитории.