Считается, что Страдивари и другие скрипичные мастера из города Кремона изготавливали свои скрипки по необычной технологии, которая придавала инструментам особое звучание. На протяжении десятилетий музыканты, инженеры, химики и физики пытаются разгадать «тайную формулу». Сегодня обсуждаем различные теории.

Фотография: Josep Molina Secall. Источник: Unsplash.com
Фотография: Josep Molina Secall. Источник: Unsplash.com

Секрет в химической обработке

Одна из распространенных теорий связана с тем, что Страдивари и коллеги «по цеху» покрывали дерево для своих инструментов особым химическим составом. Найти соответствующее подтверждение ученые пытаются десятки лет, и полгода назад им это удалось. Группа специалистов из Тайваня, США и Германии сравнила древесину скрипок Страдивари и Гварнери с древесиной современных инструментов [из ели и клена], а также старинными европейскими инструментами XVIII–XIX века.

Ученые проанализировали структуру взятых образцов с помощью компьютерной томографии, ЯМР-спектроскопии и масс-спектрометрии. В древесине, которую использовал Страдивари, молекулы гемицеллюлозы — строительные элементы растительной ткани — были расщеплены сильнее. Это говорит о том, что материал подвергали химической обработке.

Исследователям удалось определить состав раствора. В него вошли бура, сульфаты металлов, поваренная соль, квасцы и гашеная известь. Специалисты считают, что с помощью буры и сульфатов мастер защищал древесину от грибка и древесных червей, которые были достаточно распространены в то время. Квасцы не давали деке растрескаться, а известь делала материал более прочным. В то же время после обработки дерево становилось легче, «звонче» и, вероятно, сохранило эти свойства на протяжении веков. Поэтому сегодня скрипки Страдивари отличаются по звучанию от современных инструментов.

Разумеется, как это часто бывает в историческом сообществе, с подобными выводами согласны не все. Есть мнение, что в этом вопросе не может быть «серебряной пули» и звучание скрипок Страдивари нельзя объяснить одной химической обработкой. За годы усердной работы мастер мог найти десятки уникальных решений, которые помогли добиться безупречности формы и звука. Поэтому ученые выдвигают и другие «скрипичные теории», хотя некоторые из них наука уже признала несостоятельными.

Теория особенного лака

Есть мнение, что своим звучанием скрипки Страдивари обязаны специальному лаковому покрытию, которое влияет на механические и виброакустические свойства древесины. Некоторые историки предполагают, что мастер использовал уникальный «коктейль» из меда, яичных белков и гуммиарабика — высохшего сока акаций. Однако эта теория не нашла подтверждения.

Несколько лет назад французские ученые взяли образцы древесины у скрипок Страдивари в парижском Музее музыки и изучили их под микроскопом и спектроскопом. «Волшебный» лак оказался обычной олифой, покрытой смолой красного цвета. Оттенок ей придавал оксид железа и алый краситель кармин (кошениль), который добывали из насекомых. Все эти материалы были широко распространены в XVII–XVIII веках. Подобный лак использовали все скрипичные мастера того периода [и даже мебельщики], поэтому он не мог придать инструментам Страдивари особый акустический шарм.

Разница в плотности древисины

Секрет скрипок Страдивари и других кремонских мастеров может крыться не только в особой обработке древесины, но и в самой древесине. Специалисты из Нидерландов и США в 2008 году сравнили плотность материала у классических и современных скрипок с помощью компьютерной томографии. Верхние деки инструментов старых мастеров имели большую однородность материала. Этот факт также может объяснить различия в звучании.

Фотография: Johanna Vogt. Источник: Unsplash.com
Фотография: Johanna Vogt. Источник: Unsplash.com

Еще одна гипотеза связана с периодом холодов, охватившим Европу в конце XVII века. Он замедлил рост деревьев, а в неблагоприятных условиях растения формируют тонкостенные клетки, которые накапливают большие объемы воды. Чем тоньше стенки клеток, тем меньше плотность древесины, но выше звукопроводимость. И некоторые ученые считают, что подобный материал — залог уникального звука скрипок Страдивари.

Beauty is in the eye of the… listener?

Не все согласны, что скрипки великого мастера имеют какое-то уникальное и узнаваемое звучание. Ряд специалистов убеждён, что все зависит от индивидуальных предпочтений слушателя.

В 2010 году сотрудники Национального центра научных исследований в Париже попросили два десятка профессиональных скрипачей сравнить возможности современных скрипок с работами Страдивари и Гварнери. Музыкантам дали двадцать минут, чтобы выбрать наиболее приятный для себя инструмент. Ориентироваться можно было только на звук. Участники эксперимента сидели в темноте с завязанными глазами. Исследователи также использовали специальные ароматизаторы, чтобы перебить запах древесины.

Фотография: Joel Wyncott. Источник: Unsplash.com
Фотография: Joel Wyncott. Источник: Unsplash.com

Только восемь музыкантов из двадцати предпочли скрипки, изготовленные в прошлых веках, современным музыкальным инструментам. При этом большая часть участников не смогла сказать, когда была создана выбранная ими скрипка.

В 2018 году сотрудники Национального университета Тайваня выдвинули еще одну любопытную теорию. Звучание скрипок, которые делали мастера до Страдивари, по тембру были ближе к басу и баритону, потому что на сцене выступали в основном певцы. Но во времена великого скрипичного мастера появились знаменитые женские голоса. Так, Страдивари приблизил звучание инструмента к более высоким тонам — тенору и альту. Считается, что эти частоты более приятны для человеческого слуха.

Наконец, в вопросе уникальности звучания скрипок Страдивари нельзя сбрасывать со счетов такой фактор, как личный «бренд» мастера. Славу ему принесли наиболее удачные инструменты, а остальные его работы превозносят по умолчанию. В таком контексте сложно сказать, что является главной причиной исключительности скрипок Страдивари. Но нельзя отрицать тот факт, что все может зависеть от личных предпочтений музыкантов и слушателей.


О чем еще мы пишем в нашем «Мире Hi-Fi»:


P.S. Наша новогодняя распродажа — сотни товаров из разнообразных категорий со скидками до 60%. Плюс — идеи для подарков и тематические хиты.


Комментарии (24)


  1. DieserU
    25.12.2021 00:13
    +4

    Неужели в наше то время проблема съимитировать любой тембр любой страдивари?

    • Кстати, поле деятельности для музыкантов-кодеров )

    • И ещё интересно : спеть ведь что угодно не проблема каким угодно голосом на любом языке с любым волшебным тембром и диапазоном - когда же мы услышим виртуальных певцов? Почему ещё дремлят в этом музыканты?


    1. NikaLapka
      25.12.2021 00:35

      Это всё ещё занимает очень много времени и денег, а ещё высокий риск провала, если аудитория не примет творчество. По старинке, как-то дешевле.


    1. arperam
      25.12.2021 01:12
      +5

      Вот именно, что максимум - "съимитировать", даже не сымитировать.


    1. ZEvS_Poisk
      25.12.2021 05:31

      Может не нужно сравнивать ТОГДА и СЕЙЧАС? (Ведь) Следуя Вашей логике машина Бэбиджа - фуфло, ведь сейчас все то-же самое можно сделать на Arduino.


    1. lab412
      25.12.2021 10:04

      кажется недавно вышел альбом майкла джексона который записан был уже после его смерти и голос там "компьютерный". но думаю там скорее компиляция а не синтез был. Проблема генератора пения не в том чтобы собрать звуки и поставить в нудные частоты, а в индивидуальном исполнении. Это как движения при хотьбе - вы можете увидеть силуэт человека в дали и узнать по походке еще не видя его лица. Голос это не только звук, а еще и манера исполнения, взять хотя бы того же Джэксона. Чистый звук это удел оперных певцов которым запрещено превносить звуковые отклонения и индивидуальные элементы. Там чем чище звук ты издаёшь - тем ты круче. Но даже там есть интонация. Компьютерный синтех голоса позволяет начитывать книжки - но слушать их невыносимо. Проблема именно в интонации которую передать компьютер пока не может. Надо понимать что произносишь и делать акценты - короче читать с выражением как говорили в школе...


      1. DieserU
        25.12.2021 11:35

        В целом да, Вы правы - нужно понимание для интонаций, и когда-нибудь (вскоре вероятно) и до этого дойдёт.

        Но и другая сторона интересна : ну например, певец потерял голос (или не имел - но имеет талант), или ему понадобился Шаляпин в бэк-вокал, или с иными интонациями, итд

        И не обязательно чистый - но как у Утёсова или Высоцкого, например. Голосом Высоцкого например захотелось что-то своё исполнить


    1. Fly3110
      25.12.2021 11:05
      +1

      https://ru.wikipedia.org/wiki/Мику_Хацунэ

      Не чисто синтезированный голос, все же сэмплирование реального голоса, но это полностью виртуальный исполнитель.


    1. GospodinKolhoznik
      25.12.2021 11:54

      Сколько у скрипки степеней свободы? Я не скрипач, пусть меня поправят.

      1. Координата зажима струны пальцем на грифе;

      2. Сила с которой палец подтягивает струну;

      3. Координата касания смычка струны;

      4. Широта угла наклона смычка;

      5. Долгота угла наклона смычка;

      6. Сила нажатия смычка;

      7. Скорость движения смычка.

      Это все в один момент времени и может менятся в течении звучания даже одной единственной ноты. Сложновато имитировать.


      1. DieserU
        26.12.2021 14:57

        ну не нужно же каждое движение пальчика симулировать : будет получен аналоговый сигнал чего-угодно, хоть баяна) (любой скрипки скорее всего или чего угодно) и переработан в соответствующий тембр, вообще на бумаге, вирт. и в воздухе будет водить исполнитель виртуальным смычком


        1. GospodinKolhoznik
          26.12.2021 20:23

          Наверное можно, например если записать все ноты настоящей скрипки много-много раз, во всех возможных положениях смычка, угла и скорости атаки. А ещё записать комбинации всех возможных легато, пиццикато, флажолеты (не знаю, играют ли на скрипке флажолетами?). Ну и программно моделировать эти сэмплы, чтобы вибрато и подтяжки струны получать. Муторно но можно.

          Только зачем? Все равно играть то будет не скрипка, а аудиоколонка. А через колонку и так можно послушать звучание оригинального инструмента в записи. Кто пойдет на концерт исполнителя, играющего на таком чудо приборе, звучащем почти как настоящая скрипка Страдивари через колонки, когда через колонки и так можно послушать запись самых лучших исполнителей на самых дорогих скрипках мира.


          1. DieserU
            26.12.2021 21:11

            Творчество по природе своей противоречит застою. Кому-то захотелось создать другой инструмент - скрипку, кому-то добавить пиццикато, ... итд.

            Слушают же и прошлых эпох , и современные эл.инструменты, и в записи, и в живую, ну что Вы, ... Просто новые тех.средства добавляют , расширяют возможности - ну где Вы непризнанному юному гению найдёте-дадите в реале музейный экспонат, их не хватает на признанных мэтров - бронзовых консерваторов


          1. BigBeaver
            27.12.2021 06:56
            +1

            Нормальные люди на концерте игру слушают а не скрипку)

            Ну и нет, вам не нужно всё это сэмплировать — вы путаете моделирование скрипки и моделирование музыканта со скрипкой — от скрипки вам надо снять импульсную характеристику, АЧХ и тд. Короче говоря, смоделировать её отклик на то, что вы говорите — это сравнительно простая задача при том, что скрипка линейна или квазилинейна.

            Не делает этого никто просто потому, что это никому не нужно, тк в слепом тесте никто не смог отличить страдивари от китая.


            1. GospodinKolhoznik
              27.12.2021 16:30

              китая не смогли отличить? Невозможно отличить просто дорогую скрипку от очень дорогой, но чтобы прям от китайской фабрички не отличить, ну это прям вообще!

              Я в этом видосике все скрипки сумел правильно отсортировать в уме по цене. Ну в двух самых дорогих долго сомневался какая лучше, в итоге угадал Страдиварьевскую, но наверное просто повезло. Но китайские же отлично слышно, что дешевки https://m.youtube.com/watch?v=9e0Tuvitkgs


            1. GospodinKolhoznik
              27.12.2021 22:01

              И что значит, что я путаю моделирование скрипки с чем то ещё? Если надо полноценно смоделировать инструмент с 7 степенями свободы, то надо создать устройство тоже с 7 степенями свободы, иначе это будет не полноценное моделирование, а лишь частичное. Соответственно надо суметь смоделировать влияние изменения каждой из этих независимых координат на звучание. Моделировать что бы то ни было в 7-мерном пространстве дело непростое, а так, чтобы оно ещё и звучало не хуже чем у Страдивари, так задача становится очень сложной. Ну если задаться целью все можно, просто трудоёмко и затратно, а выхлоп сомнительный.


    1. Ubudragon
      25.12.2021 15:23

      почему дремлят? в Японии уже есть виртуальные певцы. к примеру Hatsune Miku


      1. kr12
        27.12.2021 18:55

        Во-первых, Мику - не полностью виртуальна и "ССШШЫыыррррр", например, не споёт. Во-вторых написать для неё партию намного дольше, чем спеть. (Далеко не все группы прописывают хотя бы ноты для партии голоса. Певца с партитурой разве что в академической музыке встретишь).

        Вот интересно, у Тарьи ноты для голоса есть/были или просто под музыку всё пелось?


  1. Screpach
    25.12.2021 02:02
    +29

    Добрый вечер,

    Мне довелось играть на скрипках старинных мастеров, и среди специалистов скрипки Страдивари имеют только историческую и эстетическую ценность. Как скрипач и инструментный мастер, я могу высказать ряд комментарием и попытаться развенчать мифы которыми насыщены последние 175 лет.

    (1) наиболее ценными среди коллекционеров являются инструменты на которых играли знаменитые скрипачи, и если у инструмента богатая легенда;

    (2) наиболее красивым звучанием (что является личным для каждого музыканта) обладают инструменты с наилучшим set-up (пропорции, струны, аксессуары), и не важно насколько они древние и какого мастера. В узком кругу специалистов известно, что хороший ser-up может дать прекрасное звучание даже фабричным инструментам из Китая;

    (3) Существует множество школ мастеров, но звучаний (к которым мы привыкли) не так много. Если кратко, до основных три направления:

    (А) комплексное звучание с большим количеством обертонов, но с малой громкостью: инструменты с 1500 до 1800 годов, но к ним не относятся инструменты Золотой эпохи Кремоны (то-есть не Страдивари и Гварнери). Именно эти инструменты предпочитали великие музыканты до Середины 19го века, когда в моду вошли большие концертные залы;

    (Б) большое звучание с малой насыщенностью обертонов. Эти инструменты предпочтительны в наше время для больших залов, так как позволяют играть с большой громкостью. И именно к ним относятся скрипки Страдивари и Гварнери;

    (В) среднее между первым и вторым. Средняя громкость и средняя насыщенность обертонами. Они не считаются чём-то выдающиймся.

    Завтра я напишу комментарий продолжение.


    1. emaxx
      25.12.2021 05:29
      +2

      Можно ли где-то послушать "направление А"? (youtube? беглый поиск не дал результатов...)


    1. IgorIngeneer
      25.12.2021 15:23

      Да, хотелось бы высококачественные записи отдельных нот сравнить для начала хотя бы по спектру, например в CoolEdit...


  1. fkafka
    25.12.2021 13:05
    +1

    Прочитал и решил на НГ найти и пересмотреть "Визит к Минотавру" по Вайнерам, там как раз, по-моему, четыре серии - хватит на всю новогоднюю ночь :)


    1. drWhy
      25.12.2021 14:08

      И замечательная музыка Евгения Доги и Эдуарда Артемьева. А ещё запомнился фильм "Красная скрипка", в котором события происходят в том числе в Кремоне XVII века.


  1. BigBeaver
    25.12.2021 21:19

    Только восемь музыкантов из двадцати предпочли скрипки, изготовленные в прошлых веках
    То есть, фактически выбрали случйно.


    1. DieserU
      25.12.2021 21:54

      Да ушш - столетия изучали дерево, климат, влажность, хим.составы всего-всего - и вот вам, ...

      выяснилось

      И главное - исследования продолжаются! )

      Может как побочный эффект откроют что полезное типа холодного синтеза, или электричества как Гальвани, однако


  1. 4reddy
    26.12.2021 19:27
    +1

    — Но разве в лаке дело? Это дураки думают, что богатство дома Амати — секрет лака. Хочешь, расскажу секрет лака, которым покрыта «Анжела»?
    Антонио отрицательно покачал головой. Никколо выжал в кружку еще один апельсин, поднял глаза:

    — Твое счастье, что отказался. А то выгнал бы.
    — Я понимаю, — кивнул Антонио.
    — Ничего ты не понимаешь, — сказал Никколо. — Но я надеюсь, что еще поймёшь.

    ...

    — Скрипки не делают. Делают бочки и скамейки. А скрипки, как хлеб, виноград и детей, рождают и взращивают.

    "Визит к Минотавру". А. Вайнер, Г. Вайнер