Считается, что Страдивари и другие скрипичные мастера из города Кремона изготавливали свои скрипки по необычной технологии, которая придавала инструментам особое звучание. На протяжении десятилетий музыканты, инженеры, химики и физики пытаются разгадать «тайную формулу». Сегодня обсуждаем различные теории.
Секрет в химической обработке
Одна из распространенных теорий связана с тем, что Страдивари и коллеги «по цеху» покрывали дерево для своих инструментов особым химическим составом. Найти соответствующее подтверждение ученые пытаются десятки лет, и полгода назад им это удалось. Группа специалистов из Тайваня, США и Германии сравнила древесину скрипок Страдивари и Гварнери с древесиной современных инструментов [из ели и клена], а также старинными европейскими инструментами XVIII–XIX века.
Ученые проанализировали структуру взятых образцов с помощью компьютерной томографии, ЯМР-спектроскопии и масс-спектрометрии. В древесине, которую использовал Страдивари, молекулы гемицеллюлозы — строительные элементы растительной ткани — были расщеплены сильнее. Это говорит о том, что материал подвергали химической обработке.
Исследователям удалось определить состав раствора. В него вошли бура, сульфаты металлов, поваренная соль, квасцы и гашеная известь. Специалисты считают, что с помощью буры и сульфатов мастер защищал древесину от грибка и древесных червей, которые были достаточно распространены в то время. Квасцы не давали деке растрескаться, а известь делала материал более прочным. В то же время после обработки дерево становилось легче, «звонче» и, вероятно, сохранило эти свойства на протяжении веков. Поэтому сегодня скрипки Страдивари отличаются по звучанию от современных инструментов.
Разумеется, как это часто бывает в историческом сообществе, с подобными выводами согласны не все. Есть мнение, что в этом вопросе не может быть «серебряной пули» и звучание скрипок Страдивари нельзя объяснить одной химической обработкой. За годы усердной работы мастер мог найти десятки уникальных решений, которые помогли добиться безупречности формы и звука. Поэтому ученые выдвигают и другие «скрипичные теории», хотя некоторые из них наука уже признала несостоятельными.
Теория особенного лака
Есть мнение, что своим звучанием скрипки Страдивари обязаны специальному лаковому покрытию, которое влияет на механические и виброакустические свойства древесины. Некоторые историки предполагают, что мастер использовал уникальный «коктейль» из меда, яичных белков и гуммиарабика — высохшего сока акаций. Однако эта теория не нашла подтверждения.
Несколько лет назад французские ученые взяли образцы древесины у скрипок Страдивари в парижском Музее музыки и изучили их под микроскопом и спектроскопом. «Волшебный» лак оказался обычной олифой, покрытой смолой красного цвета. Оттенок ей придавал оксид железа и алый краситель кармин (кошениль), который добывали из насекомых. Все эти материалы были широко распространены в XVII–XVIII веках. Подобный лак использовали все скрипичные мастера того периода [и даже мебельщики], поэтому он не мог придать инструментам Страдивари особый акустический шарм.
Разница в плотности древисины
Секрет скрипок Страдивари и других кремонских мастеров может крыться не только в особой обработке древесины, но и в самой древесине. Специалисты из Нидерландов и США в 2008 году сравнили плотность материала у классических и современных скрипок с помощью компьютерной томографии. Верхние деки инструментов старых мастеров имели большую однородность материала. Этот факт также может объяснить различия в звучании.
Еще одна гипотеза связана с периодом холодов, охватившим Европу в конце XVII века. Он замедлил рост деревьев, а в неблагоприятных условиях растения формируют тонкостенные клетки, которые накапливают большие объемы воды. Чем тоньше стенки клеток, тем меньше плотность древесины, но выше звукопроводимость. И некоторые ученые считают, что подобный материал — залог уникального звука скрипок Страдивари.
Beauty is in the eye of the… listener?
Не все согласны, что скрипки великого мастера имеют какое-то уникальное и узнаваемое звучание. Ряд специалистов убеждён, что все зависит от индивидуальных предпочтений слушателя.
В 2010 году сотрудники Национального центра научных исследований в Париже попросили два десятка профессиональных скрипачей сравнить возможности современных скрипок с работами Страдивари и Гварнери. Музыкантам дали двадцать минут, чтобы выбрать наиболее приятный для себя инструмент. Ориентироваться можно было только на звук. Участники эксперимента сидели в темноте с завязанными глазами. Исследователи также использовали специальные ароматизаторы, чтобы перебить запах древесины.
Только восемь музыкантов из двадцати предпочли скрипки, изготовленные в прошлых веках, современным музыкальным инструментам. При этом большая часть участников не смогла сказать, когда была создана выбранная ими скрипка.
В 2018 году сотрудники Национального университета Тайваня выдвинули еще одну любопытную теорию. Звучание скрипок, которые делали мастера до Страдивари, по тембру были ближе к басу и баритону, потому что на сцене выступали в основном певцы. Но во времена великого скрипичного мастера появились знаменитые женские голоса. Так, Страдивари приблизил звучание инструмента к более высоким тонам — тенору и альту. Считается, что эти частоты более приятны для человеческого слуха.
Наконец, в вопросе уникальности звучания скрипок Страдивари нельзя сбрасывать со счетов такой фактор, как личный «бренд» мастера. Славу ему принесли наиболее удачные инструменты, а остальные его работы превозносят по умолчанию. В таком контексте сложно сказать, что является главной причиной исключительности скрипок Страдивари. Но нельзя отрицать тот факт, что все может зависеть от личных предпочтений музыкантов и слушателей.
О чем еще мы пишем в нашем «Мире Hi-Fi»:
«Умопомрачительный ритм»: как наш мозг меняет состояния сознания
Музыка вредит творческому мышлению — обсуждаем альтернативные мнения
Исследование: эмпаты воспринимают музыку как разговор с друзьями
P.S. Наша новогодняя распродажа — сотни товаров из разнообразных категорий со скидками до 60%. Плюс — идеи для подарков и тематические хиты.
Комментарии (24)
Screpach
25.12.2021 02:02+29Добрый вечер,
Мне довелось играть на скрипках старинных мастеров, и среди специалистов скрипки Страдивари имеют только историческую и эстетическую ценность. Как скрипач и инструментный мастер, я могу высказать ряд комментарием и попытаться развенчать мифы которыми насыщены последние 175 лет.
(1) наиболее ценными среди коллекционеров являются инструменты на которых играли знаменитые скрипачи, и если у инструмента богатая легенда;
(2) наиболее красивым звучанием (что является личным для каждого музыканта) обладают инструменты с наилучшим set-up (пропорции, струны, аксессуары), и не важно насколько они древние и какого мастера. В узком кругу специалистов известно, что хороший ser-up может дать прекрасное звучание даже фабричным инструментам из Китая;
(3) Существует множество школ мастеров, но звучаний (к которым мы привыкли) не так много. Если кратко, до основных три направления:
(А) комплексное звучание с большим количеством обертонов, но с малой громкостью: инструменты с 1500 до 1800 годов, но к ним не относятся инструменты Золотой эпохи Кремоны (то-есть не Страдивари и Гварнери). Именно эти инструменты предпочитали великие музыканты до Середины 19го века, когда в моду вошли большие концертные залы;
(Б) большое звучание с малой насыщенностью обертонов. Эти инструменты предпочтительны в наше время для больших залов, так как позволяют играть с большой громкостью. И именно к ним относятся скрипки Страдивари и Гварнери;
(В) среднее между первым и вторым. Средняя громкость и средняя насыщенность обертонами. Они не считаются чём-то выдающиймся.
Завтра я напишу комментарий продолжение.
emaxx
25.12.2021 05:29+2Можно ли где-то послушать "направление А"? (youtube? беглый поиск не дал результатов...)
IgorIngeneer
25.12.2021 15:23Да, хотелось бы высококачественные записи отдельных нот сравнить для начала хотя бы по спектру, например в CoolEdit...
fkafka
25.12.2021 13:05+1Прочитал и решил на НГ найти и пересмотреть "Визит к Минотавру" по Вайнерам, там как раз, по-моему, четыре серии - хватит на всю новогоднюю ночь :)
drWhy
25.12.2021 14:08И замечательная музыка Евгения Доги и Эдуарда Артемьева. А ещё запомнился фильм "Красная скрипка", в котором события происходят в том числе в Кремоне XVII века.
BigBeaver
25.12.2021 21:19Только восемь музыкантов из двадцати предпочли скрипки, изготовленные в прошлых веках
То есть, фактически выбрали случйно.DieserU
25.12.2021 21:54Да ушш - столетия изучали дерево, климат, влажность, хим.составы всего-всего - и вот вам, ...
выяснилось
И главное - исследования продолжаются! )
Может как побочный эффект откроют что полезное типа холодного синтеза, или электричества как Гальвани, однако
4reddy
26.12.2021 19:27+1— Но разве в лаке дело? Это дураки думают, что богатство дома Амати — секрет лака. Хочешь, расскажу секрет лака, которым покрыта «Анжела»?
Антонио отрицательно покачал головой. Никколо выжал в кружку еще один апельсин, поднял глаза:— Твое счастье, что отказался. А то выгнал бы.
— Я понимаю, — кивнул Антонио.
— Ничего ты не понимаешь, — сказал Никколо. — Но я надеюсь, что еще поймёшь....
— Скрипки не делают. Делают бочки и скамейки. А скрипки, как хлеб, виноград и детей, рождают и взращивают.
"Визит к Минотавру". А. Вайнер, Г. Вайнер
DieserU
Неужели в наше то время проблема съимитировать любой тембр любой страдивари?
Кстати, поле деятельности для музыкантов-кодеров )
И ещё интересно : спеть ведь что угодно не проблема каким угодно голосом на любом языке с любым волшебным тембром и диапазоном - когда же мы услышим виртуальных певцов? Почему ещё дремлят в этом музыканты?
NikaLapka
Это всё ещё занимает очень много времени и денег, а ещё высокий риск провала, если аудитория не примет творчество. По старинке, как-то дешевле.
arperam
Вот именно, что максимум - "съимитировать", даже не сымитировать.
ZEvS_Poisk
Может не нужно сравнивать ТОГДА и СЕЙЧАС? (Ведь) Следуя Вашей логике машина Бэбиджа - фуфло, ведь сейчас все то-же самое можно сделать на Arduino.
lab412
кажется недавно вышел альбом майкла джексона который записан был уже после его смерти и голос там "компьютерный". но думаю там скорее компиляция а не синтез был. Проблема генератора пения не в том чтобы собрать звуки и поставить в нудные частоты, а в индивидуальном исполнении. Это как движения при хотьбе - вы можете увидеть силуэт человека в дали и узнать по походке еще не видя его лица. Голос это не только звук, а еще и манера исполнения, взять хотя бы того же Джэксона. Чистый звук это удел оперных певцов которым запрещено превносить звуковые отклонения и индивидуальные элементы. Там чем чище звук ты издаёшь - тем ты круче. Но даже там есть интонация. Компьютерный синтех голоса позволяет начитывать книжки - но слушать их невыносимо. Проблема именно в интонации которую передать компьютер пока не может. Надо понимать что произносишь и делать акценты - короче читать с выражением как говорили в школе...
DieserU
В целом да, Вы правы - нужно понимание для интонаций, и когда-нибудь (вскоре вероятно) и до этого дойдёт.
Но и другая сторона интересна : ну например, певец потерял голос (или не имел - но имеет талант), или ему понадобился Шаляпин в бэк-вокал, или с иными интонациями, итд
И не обязательно чистый - но как у Утёсова или Высоцкого, например. Голосом Высоцкого например захотелось что-то своё исполнить
Fly3110
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мику_Хацунэ
Не чисто синтезированный голос, все же сэмплирование реального голоса, но это полностью виртуальный исполнитель.
GospodinKolhoznik
Сколько у скрипки степеней свободы? Я не скрипач, пусть меня поправят.
Координата зажима струны пальцем на грифе;
Сила с которой палец подтягивает струну;
Координата касания смычка струны;
Широта угла наклона смычка;
Долгота угла наклона смычка;
Сила нажатия смычка;
Скорость движения смычка.
Это все в один момент времени и может менятся в течении звучания даже одной единственной ноты. Сложновато имитировать.
DieserU
ну не нужно же каждое движение пальчика симулировать : будет получен аналоговый сигнал чего-угодно, хоть баяна) (любой скрипки скорее всего или чего угодно) и переработан в соответствующий тембр, вообще на бумаге, вирт. и в воздухе будет водить исполнитель виртуальным смычком
GospodinKolhoznik
Наверное можно, например если записать все ноты настоящей скрипки много-много раз, во всех возможных положениях смычка, угла и скорости атаки. А ещё записать комбинации всех возможных легато, пиццикато, флажолеты (не знаю, играют ли на скрипке флажолетами?). Ну и программно моделировать эти сэмплы, чтобы вибрато и подтяжки струны получать. Муторно но можно.
Только зачем? Все равно играть то будет не скрипка, а аудиоколонка. А через колонку и так можно послушать звучание оригинального инструмента в записи. Кто пойдет на концерт исполнителя, играющего на таком чудо приборе, звучащем почти как настоящая скрипка Страдивари через колонки, когда через колонки и так можно послушать запись самых лучших исполнителей на самых дорогих скрипках мира.
DieserU
Творчество по природе своей противоречит застою. Кому-то захотелось создать другой инструмент - скрипку, кому-то добавить пиццикато, ... итд.
Слушают же и прошлых эпох , и современные эл.инструменты, и в записи, и в живую, ну что Вы, ... Просто новые тех.средства добавляют , расширяют возможности - ну где Вы непризнанному юному гению найдёте-дадите в реале музейный экспонат, их не хватает на признанных мэтров - бронзовых консерваторов
BigBeaver
Нормальные люди на концерте игру слушают а не скрипку)
Ну и нет, вам не нужно всё это сэмплировать — вы путаете моделирование скрипки и моделирование музыканта со скрипкой — от скрипки вам надо снять импульсную характеристику, АЧХ и тд. Короче говоря, смоделировать её отклик на то, что вы говорите — это сравнительно простая задача при том, что скрипка линейна или квазилинейна.
Не делает этого никто просто потому, что это никому не нужно, тк в слепом тесте никто не смог отличить страдивари от китая.
GospodinKolhoznik
китая не смогли отличить? Невозможно отличить просто дорогую скрипку от очень дорогой, но чтобы прям от китайской фабрички не отличить, ну это прям вообще!
Я в этом видосике все скрипки сумел правильно отсортировать в уме по цене. Ну в двух самых дорогих долго сомневался какая лучше, в итоге угадал Страдиварьевскую, но наверное просто повезло. Но китайские же отлично слышно, что дешевки https://m.youtube.com/watch?v=9e0Tuvitkgs
GospodinKolhoznik
И что значит, что я путаю моделирование скрипки с чем то ещё? Если надо полноценно смоделировать инструмент с 7 степенями свободы, то надо создать устройство тоже с 7 степенями свободы, иначе это будет не полноценное моделирование, а лишь частичное. Соответственно надо суметь смоделировать влияние изменения каждой из этих независимых координат на звучание. Моделировать что бы то ни было в 7-мерном пространстве дело непростое, а так, чтобы оно ещё и звучало не хуже чем у Страдивари, так задача становится очень сложной. Ну если задаться целью все можно, просто трудоёмко и затратно, а выхлоп сомнительный.
Ubudragon
почему дремлят? в Японии уже есть виртуальные певцы. к примеру Hatsune Miku
kr12
Во-первых, Мику - не полностью виртуальна и "ССШШЫыыррррр", например, не споёт. Во-вторых написать для неё партию намного дольше, чем спеть. (Далеко не все группы прописывают хотя бы ноты для партии голоса. Певца с партитурой разве что в академической музыке встретишь).
Вот интересно, у Тарьи ноты для голоса есть/были или просто под музыку всё пелось?