В рамках прошедшей недели тестировщиков на Хабр Карьере мы продолжаем обсуждать все детали в работе специалистов с представителями таких компаний, как ICL, Росбанк, EPAM, Лига Цифровой Экономики, HF Labs, Luxoft и МойОфис. В первой части «Собеседования наоборот» мы спрашивали об этапах трудоустройства, возможности удаленной работы и внутренних процессы компаний. Теперь пора поговорить о том, за сколько лет можно вырасти из junior до lead, куда развиваться ручному тестировщику, а также о важности высшего образования и знания английского языка для работы.


Кто отвечал на вопросы

Карина Насырова

Старший менеджер по предоставлению сервиса в ICL

Евгений Гвоздев

Cтарший ИТ-менеджер Центра Компетенций сервисов тестирования в Росбанке

Андрей Мыськин

Руководитель департамента тестирования EPAM Russia

Алексей Климакин

Руководитель центра по тестированию в Лиге Цифровой Экономики 

Дарья Гармаш

Тестировщик в HF Labs

Александр Гвоздев

Software Test Manager в Luxoft

Дмитрий Шабалин

Руководитель группы автоматизированного тестирования, МойОфис 


О карьере

Для работы в банке/финтех-компании что лучше изучать начинающему тестировщику: Java или Python?

Карина Насырова: Вопрос холиварный. В целом, достаточно знать любой язык программирования, для быстрого вхождения проще Python, но в плане удобства работы с автоматизацией на наш взгляд лучше выбрать Java.

Евгений Гвоздев: Ищем начиная с джунов заканчивая ведущими специалистами. Стек разнообразный – Java, SQL, Pyton, Ruby, C#..Jira, Jenkins, Git. 

Андрей Мыськин: В случае EPAM технологический стек не сильно зависит от предметной области проекта. Если говорить в целом, то на данный момент Java пока все равно остаётся наиболее востребованным языком в автотестировании. Подавляющее большинство наших начинающих автоматизаторов проходят обучение на этом языке. Но, особенно в последние 2-3 года, активно набирают обороты JS и Python. Нам даже пришлось срочно разрабатывать соответствующие программы менторинга. Как вариант близкий к идеальному, я бы рассматривал первым языком Java, а дополнительным вторым или третьим Python или JS. Про .Net также не стоит забывать, проектов на этой платформе более чем достаточно, и специалистов также не хватает. Причём я бы рассматривал .Net как основной первый язык на уровне с Java. 

Важно ли для вас наличие высшего образования в IT-сфере?

Карина: Высшее образование в IT безусловно является плюсом при найме кандидатов, да и им самим легче расти, имея за плечами опыт обучения IT. Но и из начинающих тестировщиков без высшего образования или с образованием в совсем другой сфере тоже получаются классные тестировщики. И не только ручные. Главное – желание развиваться!

Евгений: Необязательно, рассматриваем всех кандидатов.

Андрей: С моей точки зрения, наличие высшего образования крайне желательно. Если было получено техническое образование – отлично, это здорово поможет в дальнейшем. Но высшее образование в других направлениях также будет востребовано. Например, люди с экономическим образованием быстрее начинают разбираться в банковских и финансовых проектах, лингвисты имеют огромное преимущество при работе с англоязычными заказчиками. А ещё высшее образование – это не только знания! Оно приучает к обязательности и ответственности, к решению возникающих проблем, к самостоятельному поиску необходимых знаний, к грамотному общению и развитию Soft Skills. В конце концов, к доведению до конца начатых дел. Конечно, у нас работают сотрудники и без высшего образования, но им приходится гораздо труднее в достижении требуемого уровня компетенции. 

Алексей Климакин: Профильное образование – неважно, но при этом образование – это не только технические знания, но и социальные навыки, которые очень могут пригодиться в работе.

Если у вас нет профильного образования, но вам очень хочется начать карьеру в IT, в частности в тестировании, то вам для старта, будет достаточно следующего:

  • Большого желания расти и развиваться

  • Крепких знаний теории тестирования

  • Умения активно коммуницировать

Дарья Гармаш: Нет, не важно. Важно умение думать и гуглить.

Александр Гвоздев: Для меня это является минорным не определяющим фактором. Однако я работал с людьми (в других организациях), которые автоматически отбраковывали кандидатов без высшего профильного образования. Кроме того, иногда оно формально требуется заказчиком. И, надо понимать, что первое впечатление о кандидате формируется на основании резюме, а графа «Образование» всегда привлекает внимание.

Всегда ли нужен pre-intermediate английский?

Карина: У нас в ICL есть проекты для международных и российских заказчиков. Для работы с российскими заказчиками уровень английского не так важен. Умение читать и понимать текст в любом случае будет полезным для изучения литературы или документации по тестированию и тулзам. 

Для международных проектов мы ожидаем от кандидатов достаточный уровень разговорного английского языка, чтобы они могли принимать активное участие во всех необходимых звонках (например, в планировании спринта или демо для заказчика), работая в международной команде.

Евгений: Не обязательно, но часто нужно читать документацию.

Андрей: EPAM – компания международная. Да и в целом в IT всё больше и больше стираются границы, а универсальным языком общения является английский. Если вы хотите становиться специалистом действительно мирового уровня, быть на волне современных технологий, работать на действительно разных проектах в разных областях ― учите язык! И чем раньше вы начнёте заниматься языком, тем стремительнее будет ваше профессиональное развитие. Но мы рассматриваем также кандидатов с условно школьным уровнем английского языка (всё-таки, если в школе изучался английский и ученик был прилежным, база закладывается на всю жизнь). Дальше можно работать на русскоязычных проектах и параллельно подтягивать уровень английского. Это непростой путь, но вполне осуществимый. У нас работают полностью в штате десятки преподавателей по английскому, включая носителей языка, которые готовы в разных форматах и группах в зависимости от уровней и целей помогать сотрудникам работать над языком. Передо мной много примеров, когда язык за несколько лет развивался от A1+ до B2+ (CEFR). Но это требовало очень высокой дисциплинированности и трудолюбия. Но и результат в итоге соответствующий. 

Алексей: Базовые знания английского, безусловно, нужны, так как много полезных ресурсов для развития экспертизы именно англоязычные, также английский может помочь при работе с определенном ПО на более высоком уровне. При этом Лига предоставляет возможность обучаться иностранным языкам, как с носителями, так и русскоговорящими преподавателями. 

Александр: Нет, но в большинстве проектов он может быть необходим.

Дмитрий Шабалин: Да, английский важен. Мы пишем на английском много документации, например, тест-кейсы и описываем баги. Кроме того, документация по всем современным технологиям пишется на английском и далеко не всегда можно найти перевод.

Нужно ли знание разработки? Если у меня есть опыт iOS-разработки, то поможет ли он мне устроиться на работу в качестве тестировщика?

Евгений: Необязательно, но будет плюсом – можете говорить с разработчиками на их языке.

Андрей: Это может стать существенным плюсом, например, при работе в Mobile testing или АТ. Но это не отменяет необходимости получать базовые знания по соответствующим направлениям. Не стоит думать, что, если есть опыт разработки, человек сможет сразу хорошо работать как тестировщик. Тестирование – самостоятельное и не менее простое направление в ИТ! Чтобы его освоить, надо также много учиться и иметь высокую мотивацию связать свою дальнейшую профессиональную жизнь с этой сферой. Я бы очень не рекомендовал рассматривать тестирование, как временное решение или «трамплин» для других направлений. Это в корне ошибочное мнение, которое мы периодически слышим от кандидатов. Если есть желание быть программистом – доучивайтесь и становитесь программистом, мы готовы в этом помогать. Но если выбрали тестирование – стройте там долгосрочные планы.   

Алексей: Может помочь, но не является обязательным. Конечно, для тестирования мобильных приложений такой опыт может пригодиться.

Александр: Да, хотя и не будет играть решающей роли.

Дмитрий: Любой технический бэкграунд поможет лучше ориентироваться в среде, в задачах и даже на собеседованиях. Совершенно точно благодаря знанию разработки будет легче коммуницировать с коллегами. В МойОфис используют разнообразный стек технологий.

Какие три главных навыка независимо от позиции вы рассматриваете в QA? В чем сила тестировщика?

Евгений: Сила в правде. Понимание, что качество – это важно, без него даже супер крутое приложение будет вызывать негативную реакцию. Умение и желание все сломать. Желание сделать продукт лучше  вместе с аналитиками, разработчиками, менеджерами.

Андрей: Я бы, наверное, выделил пытливость ума, инженерный подход к делу, проактивность. Но это не отменяет всё то, о чём мы говорили выше в плане техники и Soft Skills. Ну а сила тестировщика в желании сделать конечный продукт качественным, заказчика довольным, а команду профессиональной!

Алексей: 

  • Крепкие знания теории тестирования

  • Умение активно коммуницировать с коллегами

  • Большое желание расти и развиваться

Дарья: Умение думать, гуглить и задавать правильные вопросы. 

Александр: Способность выполнять как рутинные таски, так и исследовательские задачи, настойчивость и умение доказывать свою точку зрения, внимание к деталям.

Дмитрий: Этого вопроса мы касались на круглом столе :) Не пожалейте времени, посмотрите. Если вы интересуетесь профессией и необходимыми навыками, вы наверняка услышите немало интересного.

Должен ли каждый мануальный тестировщик уметь в автоматизацию?

Карина: Ручные тестировщики тоже нужны и очень важны. Не всем обязательно развиваться в автотестеры. Ручные тестировщики, отлично знающие предметную область, не менее ценны, чем автоматизаторы. Да и путей развития кроме автоматизации в тестировании достаточно.

С другой стороны, знания в автоматизации тестирования или программировании, помогают даже ручному тестировщику лучше понимать происходящее с софтом или запускать автотесты и анализировать результаты их работы.

Евгений: Необязательно.

Андрей: Не каждому тестировщику надо становиться автоматизатором. Но современные подходы к разработке предъявляют новые требования, и все современные специалисты по тестированию должны по крайней мере понимать принципы внедрения автоматизации, когда её стоит применять, а когда нет, какие есть инструменты автоматизации, какие преимущества она может дать конкретному проекту. Совсем дистанцироваться от автоматизации, думаю, уже не получится. 

Алексей: Конечно нет, все зависит от вашей цели на дальнейшее развитие, если вы хотите заниматься в будущем автоматизацией тестирования, то, конечно, это желание будет основополагающим.

Александр: Конечно, нет. Гораздо важнее хорошие навыки мануального тестирования, то есть понимание теории тестирования и умение ей пользоваться. Но знания и опыт программирования на любом языке (или скриптинга), безусловно, будут большим подспорьем как в трудоустройстве, так и в развитии.

C чего начинается тестирование и насколько способность к абстракции важна в работе тестировщика?

Евгений: Тестирование начинается с требований. На полноту, однозначность, непротиворечивость, реализуемость и тестируемость. Чтобы все понимали что делать, как делать и чтобы вы могли заранее написать тесты. Я бы сказал не способность к абстракции – а способность взглянуть на требования и продукт другими глазами, с точки зрения пользователей, причем очень разных пользователей.

Андрей: С понимания критериев качества в рамках данного проекта, продумывания стратегии тестирования с учётом особенностей разрабатываемого продукта. Бежать и сразу тестировать всё подряд – неверный подход. Как, наверное, в любом деле – сначала думаем и планируем, потом начинаем делать. Какие применять подходы и методики тестирования как раз и должна определять разрабатываемая стратегия. 

Алексей: Тестирование начинается с анализа требований. Способность к абстракции не важна.

Александр: Тестирование начинается с понимания, что же должно быть создано, то есть с разработки требований. Способность к абстракции важна хотя бы потому, что абстракция это одна из основ разработки ПО.

Каким вы видите полезного тестировщика на проекте: важнее навыки коммуникации или хард скиллы?

Евгений: Больше софт скиллы, особенно для ручного. Хард включаются на сложных проектах, для автоматизации, и их можно приобрести. А вот софт – это какой есть человек, такой и будет.

Андрей: И то и другое. Я бы сказал, что с самого начала работать надо системно над тремя направлениями: техника, soft skills и английский! Каждое из этих направлении поможет вам становиться профессиональнее и получать всё более и более интересные задачи. 

Алексей: Важно и то и другое в равной степени. Харды нужны для того чтобы эффективно выполнять технические задачи, а софты — чтобы выяснять суть решаемой задачи, активно общаясь со своими коллегами.

Алексей: Я думаю, нужен разумный баланс. Тестировщик без коммуникации будет так же бесполезен, как и тестировщик совсем без хард скиллов. Дальше идут нюансы – если проект большой, то навыки коммуникации джуниоров и регуляров не так важны, а если речь идёт о единственном тестировщике на маленьком стартапе – ему придётся общаться со всеми.

Дмитрий: Важно развивать и то, и то. Часто при общении с кандидатом мы в первую очередь оцениваем его софт скиллы, мотивацию и соотносим ее с ценностями нашей компании, прогнозируем, насколько быстро он сможет влиться в команду. И если его хард скиллы соответствуют опыту, мы принимаем решение о трудоустройстве. 

Какие личные качества, не считая профессиональных навыков, вы считаете важными для устройства и выполнения будущей работы?

Карина: Проактивность, ответственность, коммуникабельность, непрерывное желание учиться, узнавать что-то новое и при этом желание делиться этими знаниями с коллегами.

Евгений: Мотивированность – чтобы было интересно. Желание учиться. Желание общаться.

Алексей: Нацеленность на результат, ответственность, всегда важно не дожидаясь «пожара» эскалировать о проблеме.

Александр: Работоспособность, желание и умение учиться, восприимчивость к конструктивной критике, инициативность, готовность выполнять как рутинные таски, так и исследовательские задачи, настойчивость и умение доказывать свою точку зрения, внимание к деталям.

Что для вас важнее при выборе кандидата в команду — знания о методах и инструментах тестирования или общая эрудиция, живой ум и жизненный опыт кандидата?

Евгений: Если кандидат может приложить свой ум, опыт, эрудицию к тестированию – то можно и не требовать специальных знаний. Я лично если не знаю ответа на собеседовании, честно говорю что не знаю, но я бы сделал вот так вот потому что…

Андрей: Смотря что подразумевается под общей эрудицией и жизненным опытом. Всё-таки мы говорим о профессии, в которой важны определённые знания и умения. Представьте, готовы ли вы платить деньги, например, врачу который посредственно лечит, но зато способен сообщить вам высоту Ниагарского водопада, процитировать Пушкина или поделиться мыслями о смысле жизни. Стоит различать профессию и хобби. В некоторых случаях они пересекаются, но чаще всего это разные сферы. Среди IT специалистов много музыкантов, спортсменов, художников, есть артисты, играющие в небольших театрах, есть хореографы и т.д. Но всех этих людей объединяет профессия, которую они выбрали как основную.     

Алексей: Для начала умение понимать, что спрашивают, и ясно излагать мысли. Во вторую очередь, все остальное.

Александр: Я найду место в команде любому кандидату, если он силён в одной из половин вопроса.

Дмитрий: Общая эрудиция и живой ум будут плюсом, но все же важно понимать, что и как тестировщик делает. То есть я все же за знания о методах и инструментах тестирования. Без них будет очень сложно коммуницировать с командой — допустим, вы будете описывать баг, но описание будет непонятно вашим коллегам. Нужно все-таки общаться на одном языке с людьми. 

Какие каналы вы посоветуете для прокачки хард скиллов?

Карина: Software-testing, Pluralsight, udemy, youtube-каналы и проф. статьи. Также много полезной информации можно найти на англоязычных ресурсах.

Евгений: Курсы с практикой, затем применить на каком либо проекте.

Андрей: Сейчас стало гораздо проще получать знания. Кроме книг (которые никогда не утратят свою полезность) появилось множество курсов, сообществ, подкастов, форумов и т.п. Но решающую роль всё равно играют целеустремлённость обучаемого! Не будет желания и готовности инвестировать своё время в получение знаний, усердия, настойчивости – никакие каналы не помогут. Если вы нацелены на результат, даже, например, старый добрый Мартин Грабер «SQL» позволит вам без проблем разобраться с базами данных.  

Алексей: Читайте книги! Профессиональная литература и просто книги, это позволит формировать кругозор и усиливать ваши скиллы.

За сколько лет я могу вырасти из junior до lead? Как понять, что вырос с джуна до мидла?

Евгений: Наверное за 2-3 года можно вырасти. Понять что ты не джун – когда задачу тебе не нужно разжевывать до деталей, когда можешь выполнять задачи самостоятельно, когда не требуется постоянно спрашивать коллег.

Андрей: Время в этом вопросе далеко не на первом месте. Плюс стоит разделять тайтл и роли, которые готов выполнять человек на проекте. В общем случае всё определяется знаниями и полученным опытом. Если вы активны, не боитесь брать на себя ответственность и достигаете поставленных целей, вы вкладывается значительные усилия и время в своё развитие – результаты не заставят себя долго ждать. А понять готовы вы к новому типу задач или нет вам помогут и руководители, и, например, специальные комитеты из коллег, которые будут с вами общаться при получении очередного тайтла. Но финальное решение браться за более сложную роль или нет, конечно, остаётся за самим человеком. Кому-то для выхода на новый уровень достаточно нескольких месяцев, кому-то годы. 

Алексей: Уровни отличаются не столько навыками, сколько самостоятельностью. Чем сложнее задачи сотрудник может сам решить – тем выше его уровень. Объем навыков растет от опыта, получаемой экспертизы, нарабатываемой самостоятельности.

Моя градация. Джун ­– сотрудник совсем без опыта или с небольшим опытом в области тестирования, которому даешь несложную типовую задачу и с ним выполняешь. Мидл – сотрудник уже с опытом тестирования, самостоятельно может закрывать типовые задачи и разбираться в более сложных задачах проекта, но при этом он приходит к тебе с вопросами. Сеньор – сотрудник с большим опытом в тестировании, который может самостоятельно разобраться и решить любую задачу тестирования, предлагая какие-то свои оригинальные решения для повышения эффективности процесса. 

Новые навыки появляется с развитием экспертизы при участии в проектах. В Лиге, например, много разных проектов, поэтому можно получить интенсивный опыт на проектах в разных индустриях, который позволит быстро расти как эксперту.

Александр: Срок зависит от Вас. Я работал с лидом с опытом работы в 2 года, и у него в подчинении был регуляр с 30-летним опытом работы, и обе эти должности, на мой сторонний взгляд, были совершенно заслужены. Всё зависит от человека – от его желания и способности развиваться.

Куда дальше развиваться ручному тестировщику?

Евгений: Можно в автотестеры, можно в аналитики, можно в девелоперы, в менеджмент.

Андрей: На самом деле направлений для развития масса. Можно двигаться по технической ветке и становиться экспертом в каком-то более узком направлении, можно двигаться по ветке автотестирования или нагрузки. А можно расти по так называемому People Management направлению, обеспечивая развитие людей и юнитов. Можно подключаться к задачам менеджмента и координирования проектов (Test Manager) или запускать новые проекты и выстраивать на них правильные процессы (Quality Architect). И даже можно совмещать многие из перечисленных направлений. С выбором краткосрочных и долгосрочных целей у нас в компании как раз помогает определиться непосредственный руководитель – RM.  С привлечением в случае необходимости соответствующих экспертов и используя имеющиеся базы знаний и материалы. Создаётся Personal Development Plan, а в нём конкретные шаги для достижения очередных целей. В каждый момент времени каждый сотрудник должен понимать, к чему он стремится в настоящий момент. Это очень важная задача сама по себе для правильного и эффективного профессионального роста. 

Алексей: Все зависит от ваших целей и желания, вы можете развиваться как горизонтально, так и вертикально, можно двигаться в сторону инженера по обеспечению качества, либо сфокусироваться на другом виде тестирования или направлении в ИТ.

Дарья: Расти можно и в ручном тестировании, например,  грамотный тест-дизайнер на вес золота. Но если вы считаете разработку верхушкой карьеры, то лучше начинать сразу с разработки, а не с тестирования.

 Александр: Всегда есть два пути развития – горизонтальный (автоматическое тестирование, другая область тестирования и т.п.) и вертикальный (сеньор, лид, менеджер).

Помогают ли компании мануальным тестировщикам развиваться в сторону автоматизированного тестирования? Если да, то как?

Карина: Да, у нас в компании есть внутренние тренинги по автоматизации тестирования. Также можно пройти внешнее обучение за счет компании. Для тестировщиков, которые уже освоили азы автоматизации, у нас в ICL есть коммьюнити по автоматизации тестирования – там можно изучать новые технологии, обмениваться опытом с тестировщиками других проектов и получать отзывы и рекомендации по качеству своих автотестов от более опытных коллег.

Евгений: Конечно помогаем. Примерами, ноу хау, описанными лучшими практиками, постановкой автотестирования на проекте (пилота), ответами на вопросы, возможно менторство.

Андрей: Да, останавливался на этом выше. Есть специальные менторинг-программы, курсы, программы работы с новичками. Уже записаны и выложены на специальном видеопортале тысячи часов лекций и вебинаров по абсолютно разным направлениям и темам. После получения минимально необходимых знаний подбираются проекты, где постепенно можно применять полученные знания на практике. Всегда доступны для консультаций эксперты автоматизаторы из разных городов и стран. 

Алексей: Если вы хотите развиваться в каком-то направлении, то в первую очередь должны самостоятельно прикладывать для этого усилия. При этом всегда важно обсуждать это со своим руководителем, например, во время сессий профессионального развития, которые у нас в Лиге проходят два раза в год. На них можно обозначить цели на будущее и инструменты, которые помогут их достигнуть, среди которых как самостоятельная работа на проекте и получение нужного опыта, так и внутреннее и внешнее обучение.

Александр: На моём текущем проекте мануальные тестировщики осуществляют предварительное тестирование и создают спецификации тест-кейсов. При желании они с помощью автоматизаторов автоматизируют свои же тест-кейсы, постигая тем самым тайны автоматизации.

Какие есть пути развития от тестировщика?

Евгений: Можно в автотестеры, можно в аналитики, можно в девелоперы, в менеджеры.

Алексей: Путей развития множество, все зависит от ваших пожеланий. Можно развиваться как в тестировании, так и в иных областях, например, анализ, разработка, менеджмент.

Александр: Всегда есть два пути развития – горизонтальный (автоматизатор/мануал, уход в другую область тестирования, уход в другую активность – для автоматизатора это разработка, для мануала это аналитика) и вертикальный (сеньор, лид, менеджер).

Хочу стать разработчиком и приносить этому миру пользу. Говорят, что позиция тестировщика — это хороший старт. Правда ли это?

Евгений: Ну пользу приносит и тестировщик. Хороший старт – и да и нет. Наверное в среднем войти в ИТ через тестирование проще. 

Андрей: Нет, это ошибочное мнение. Детально описывал это выше. Тестирование – самостоятельное направление, рассматривать его как трамплин ошибочно. Что касается пользы – вы только представьте, какую пользу вы можете принести, как специалист по тестированию, обеспечивая работоспособность с нужным качеством всех тех систем, которые разрабатывают программисты! И осознайте цену пропущенной ошибки в серьёзных системах! Выбирайте направление по интересу и складу вашего характера. Если не хватает информации о новом направлении – почитайте имеющиеся материалы. Проконсультируйтесь с экспертами, присмотритесь. Потом сделайте осознанный выбор. А вызовов и возможностей принести пользу миру будет достаточно в каждой ИТ-профессии. 

Алексей: Профессия тестировщика это отдельная профессия в сфере ИТ. Желающие стать разработчиком должны начинать учиться на разработчика, т.к в случае перехода из одной профессии в другую придется переучиваться.

Александр: Я считаю, что да. Но учтите – тестирование затягивает, и есть вероятность того, что уходить в девелоперы уже не захочется!

Дмитрий: Вот это частое заблуждение! «Хочу стать разработчиком» и «хороший старт с позиции тестировщика» — это вещи, не всегда совместимые. Забудьте об этом! Если вы хотите стать разработчиком, начните проходить обучение именно в разработке, а не тестировании. Тестирование и разработка — это разные вещи.

Почему большинство работодателей, говоря про рост мануального тестировщика, говорят про автоматизацию? Что если автоматизация не интересна, и какой есть рост в QA manual?

Евгений: Аналитика, разработка. Тест менеджмент. Проектный менеджмент. Хороший тестировщик много общается и знает весь цикл производства ПО.

Андрей: Не всем специалистам по тестированию надо становиться автоматизаторами. 

Алексей: За 10 последних лет рынок только увеличился. Все эти годы ходили слухи, что тестировщики себя изжили. Однако, открываем сегодня Хабр.Карьеру и что мы видим? Множество вакансий тестировщиков. Нет сейчас того уровня разработки, чтобы не было багов, и тестирование перестало быть востребованным. А потребность нивелировать ошибки в проектах была, есть и будет.

Суть ручного тестирования – закрыть сферы, где невозможна автоматизация. Интеграционное тестирование, например, слишком тяжело автоматически тестить. Даже можно подойти к этому вопросу с точки зрения выгоды: зачем 50 человек автоматизаторов, если эту же задачу можно решить, привлекая 10 мануальщиков?

Александр: Надо понимать, что мануальный тестировщик веб-интерфейса и мануальный тестировщик промышленного ПО для автомобиля – это две большие разницы. Специалистов с хорошим пониманием и навыками тест-дизайна и умением читать и писать техническую документацию довольно мало, а спрос на них растёт по экспоненте. Я бы советовал переходить в промышленное тестирование, особенно в связанные с безопасностью отрасли, такие как современный автотранспорт, авиация или атомная энергетика.

Дмитрий: «Ручнику» вовсе не обязательно расти в автоматизации. Есть и другие направления, в которых можно прокачиваться, не только в тестировании. Например, в нашем департаменте было как минимум трое QA, которые выросли в product owner и один — в project manager. Дополнительные очевидные направления развития: аналитика, управление тестированием.

Как можно вырасти до автотестировщика? Какая зарплатная вилка для junior-тестировщика?

Евгений: Автоматизируя понемногу, скриптами, регулярными выражениями, автозаписью… У нас есть отдел автоматизации, который может настроить пилот автотестирования в проекте, его можно начать поддерживать. Помощь, консультации возможны.

Андрей: Много останавливались на этом выше. Ещё раз, если есть желание чему-то научиться – учитесь! Набирайтесь терпения, времени, запасайтесь книгами и другими полезными материалами, приходите на профильные курсы, не бойтесь сложностей. И не гонитесь за рублём на первых этапах! Важнее качество тех знаний, которые вы будете получать, и опыт, который вам позволит стать настоящим профессионалом! Уровень вашего дохода будет расти вместе с вашим профессиональным уровнем. Начальные зарплаты джуниоров вы можете увидеть в наших вакансиях в зависимости от направления. Скажу только, что на начальном этапе зарплаты между направлениями не так сильно различаются. Серьёзные различия становятся заметны по ходу работы и роста сотрудника в компании. 

Александр: Заняться основами программирования, подтянуть общий уровень компьютерной грамотности. По зарплатной вилке сказать не могу.

Как стать нагрузочным тестировщиком?

Карина: Нагрузочное тестирование достаточно сильно отличается от других видов тестирования и даже от автоматизированного тестирования веб-приложений. Для того чтобы заниматься этим видом тестирования нужно обладать знаниями из разных областей ИТ и желание решать возникнувшие проблемы. На данный момент имеется множество инструментов для НТ, но каждый имеет плюсы и минусы. Начинать всегда стоит с теории, можно, например пройти базовый курс на software-testing по тестированию нагрузки, а дальше изучать всевозможные инструменты и, конечно, практиковаться.

Евгений: Посложнее – специфические инструменты, практики. Но тоже можно. Наверное, проще сначала автоматизатором.

Андрей: Учиться точно так же, как и на любое другое направление. У нас имеется достаточно много материалов по нагрузочному тестированию, периодически запускаются курсы. В ближайшее время мы планируем запустить регулярные программы менторинга для специалистов по тестированию, желающих получить знания по нагрузке, как дополнительные к основному направлению работы. 

Алексей: Открыть любой сайт по поиску работы, найти компанию, в которой хочешь работать и посмотреть требования к кандидату. Там вы увидите примерный стек технологий для изучения. А дальше только гуглить и изучать.

Александр: Нагрузочное тестирование – такое же тестирование, как и всякое другое. Да, в нём есть своя специфика, но в целом подход такой же, как и во всём остальном – учиться и применять знания на практике.

О технологиях

Какие инструменты используются для тестирования в вашей компании?

Евгений: Microfocus ALM,  Zephyr Scale,Allure-EE, Jenkins,  Cucumber-based собственный  фреймворк автотестирования Tladianta.

Андрей: В компании тысячи проектов и, наверное, все современные технологии находят своё применение на тех или иных проектах. Но, конечно, какие-то направления более востребованы, какие-то более узкоспециализированы. Ориентироваться стоит на открытые вакансии или просто прислать своё резюме в отдел рекрутмента и пообщаться с техническим специалистом и менеджером, чтобы договориться о следующих шагах. 

Алексей: Ровно те, которые необходимы для обеспечения качества. 

Александр: Думаю, что с учётом размера компании, практически все J Я бы не уделял такое внимание конкретным инструментам, а сосредоточился на общем уровне подготовки. Надо понимать, что такое и как работать с системами контроля версий, хранения документации, языками программирования (для автотестеров).

Какие инструменты используете в автотестах? Какие задачи они решают? Как проходят рабочие дни у таких тестировщиков?

Карина: Инструменты для автотестов используем разные в зависимости от технологического стека проекта. Приведу примеры инструментов, которые используем чаще других:

Автоматизация функциональных UI тестов для веб приложений – Selenium, Selenoid, WebDriver, NUnit, Azure DevOps, Jenkins, GitLab.

Автоматизация функциональных UI тестов для десктоп приложений – WinAppDriver или Winium, MSTTest или NUnit, Azure DevOps).

Автоматизация тестирования API интерфейсов – Postman. 

Автотесты обычно покрывают смоуки и часть регрессии, в зависимости от требований бизнеса.Тестировщики выбирают тест-кейсы для автоматизации в соответствии с выставленным приоритетом, имплементируют автотесты, которые проходят код-ревью и далее тесты прогоняется на тестовых системах либо по расписанию, либо по настроенному событию (автотесты встроены в CI/CD pipeline).

Евгений: У нас есть собственный фреймворк Tladianta, он использует Selenium, LeanFT, Appium, RestAssured, JDBC. Но используем и другие инструменты такие как Cypress., Playwright.

Андрей: Про инструменты писал выше. Задачи решаются разные в зависимости от проекта и этапа работ на нем. Где-то только готовят тесты для автоматизации и настраивают тестовые контуры, где-то разрабатывают фреймворк, а где-то готовят отчёты для заказчика и работают над повышением производительности уже созданных автотестов. В любом случае, мы стараемся, чтобы у наших специалистов был разносторонний опыт. В этом помогают плановые ротации между проектами, которые могут быть инициированы как сотрудником, так и его руководителем (в разумные сроки, конечно). Т.е. если на своём проекте сотрудник уже попробовал все, что мог, мы подберём ему новый проект, где он продолжит своё профессиональное развитие. 

Алексей: Как кофе, 3 в 1. Ответ: Современные. Важные. Нужные. Как правило продуктивно.

Александр: Python и специфические эмуляторы. Кроме того Jira, Confluence, git.

Какие наиболее актуальные\перспективные инструменты для тестирования ПО?

Карина: Для нас сейчас это Selenium WebDriver, Cypress, Playwright для веб-автоматизации, WinAppDriver, Winium для десктоп-автоматизации, также настройка CI/CD для автоматического запуска автотестов.

Евгений: В первую очередь следует обратить внимание на те инструменты, которые помогают опустить тесты ниже по пирамиде тестирования, такие как Storybook или Pact. Но и более классические инструменты, такие как Selenium останутся актуальны.

Андрей: В этом и следующих двух вопросах я решил «схитрить» и спросил мнение у двух опытных экспертов. Вот их некоторые ответы. 

Эксперт 1: Для ФТ: Postman, Notepad++ (работа с xml, json), DBeaver (работа со всеми БД). Для АТ: Selenium, xUnit, RestAssured.  

Эксперт 2: Сейчас наибольшую популярность набирают non-coding инструменты автоматизированного тестирования, думаю, что данные тенденции сохранятся, но и классика останется. Думаю, что наибольшее распространение будут получать те инструменты, которые будут предоставлять возможность автоматического или автоматизированного анализа результатов прогона тестов. 

Алексей: Ровно те, которые необходимы для обеспечения качества.

Александр: Это зависит от области тестирования. Для промышленного тестирования самыми важными являются инструменты работы с документацией.

Какой язык будет использоваться на ваших проектах для написания бэкенд автотестов через 2-3 года?

Карина: Сложный вопрос. Наверное это будет JS, так как мы начали автоматизацию на Postman, а там используется JS.

Евгений: Мы верим в Java, но думаю через некоторое время мы станем активнее использовать Kotlin, Python, возможно Typescript.

EPAM: 

Эксперт 1: Думаю, что здесь изменения будут минимальны, Java и шарп останутся, разве что их потеснит Python.  

Эксперт 2: Java, JS, Python в таком приоритете. 

Алексей: В Лиге огромное количество проектов, поэтому на каждом из них используются разные языки написания автотестов.Сейчас тренд бэкенда на многих наших проектах это Java, поэтому можно предположить, что у него самые большие перспективы, как языка для автотестов.

Александр: Думаю, что всё тот же Python. Хотя ещё 10-15 лет назад мои коллеги считали его языком для домохозяек и школьников, на котором нельзя вести коммерческие работы.

Какое специальное ПО используется для автоматического тестирования сейчас на рынке?

Карина: Важнее понимать процесс автоматизации в целом, как встроить его в текущий цикл разработки продукта, тулзы выбираются для каждого конкретного случая. Наша компания ориентируется на потребности заказчика и стек технологий проектов. Если смотреть в целом по рынку, то обязательно знание хотя бы одного ООП языка программирования и готовность перейти на любой другой.

Евгений: Инструментов огромное количество, но, наверное, стоит отметить Moon, Allure. Для некоторых задач большой помощью могут стать облачные решения  – такие как Browserstack.

EPAM: 
Эксперт 1: Если мы говорим про UI тестирование, то WebDriver и обёртки над ним, такие как Selenide. Если говорить про тестирование API, то здесь нельзя выделить лидера, так как в последние годы очень активно тестированием API занимаются специалисты по мануальному тестированию, среди них наиболее популярны Postman и SoapUI. Если говорить про тестирование специалистами по автоматизированному тестированию, то это REST-Assured, Retrofit, тестирование с использованием Spring RestTemplate, Katalon Studio, из платных ― Tricentis Tosca.

Эксперт 2: Облака типа SauceLabs, BrowserStack.

Алексей: Вопрос сложный, так как стек технологий автоматизации тестирования может быть очень разным от проекта к проекту, могу привести пример что необходимо для проектов, где стек технологий – Java:

  • Тестовые фреймворки

  • CI 

  • Selenium Web Driver и умение работать с локаторами для автоматизации UI

  • Для автоматизации API нужно уметь работать с Rest Assured, уметь конфигурировать и собирать джобы в CJ, например в Jenkins

  • Знания Git

Александр: Самое разнообразное. Если говорить о промышленном тестировании, то кроме общедоступного ПО очень часто используются специфические программно-аппаратные комплекса.

Вопросы «со звездочкой»

Как вы лично начали свой путь в  IT?

Карина: В школе всегда нравилась математика, поэтому для получения высшего образования выбрала факультет Вычислительной Математики и Кибернетики. Чтобы и математику учить, и получить прикладную профессию. На последнем курсе начала работать программистом, потом пришла в ICL и через некоторое время мне предоставилась возможность возглавить команду тестирования и поставить процесс тестирования с нуля. С тех пор моя команда тестировщиков выросла с трех до 80 человек.

Евгений: Начиная с программируемого калькулятора. Потом универ – факультет Вычислительной математики и кибернетики. Потом разработка, тестирование, менеджмент, проектный менеджмент, и снова тестирование.

Андрей: На 3 курсе университета устроился работать системным администратором в другой вуз. На 4 курсе узнал про курсы по тестированию и вообще про это направление. Заинтересовался, поступил по конкурсу и, пройдя курсы, стал Junior Software Testing Engineer. Было это 17 лет назад. Кстати, работа не помешала мне закончить IT специальность в вузе по очной форме с красным дипломом. Я к тому, что нет ничего невозможного. Но это отдельная история, как совмещать получение образования и работу. 

Александр: Родители купили мне ZX Spectrum, в котором был бейсик. Правда, он был самосборный, и спонтанно перезагружался примерно раз в 30 минут. Поэтому программы я писал на листочке и потом быстро-быстро их набирал.

Дмитрий: Я начинал с техподдержки, потом перешел в ручное тестирование, потом стал тест-лидом. Дальше стал заниматься автоматизацией.

Что вам больше всего нравится в своей профессии?

Карина: В тестировании мне нравится, что нужно много взаимодействовать с разными людьми – разработчиками, аналитиками, продукт оунерами и многими другими. Нравится, что есть много путей развития как в тестировании, так и в другие области IT. Еще помогает осознание того, что тестировщики делают этот мир лучше и удобнее. Ну и находить баги доставляет особое удовольствие.

Евгений: Когда тем, что я делаю, пользуются. Когда это реально кому-то нужно. Скажем, дашборды о статусе тестирования и релиза. Или инструменты тестирования (новые, улучшалки….).

Андрей: Широта знаний и задач. Неограниченные возможности развития. Возможность получать видимый результат, работая в команде. Ценности, разделяемые коллегами. 

Александр: Возможность учиться у профессионалов в других областях – девелопменте, аналитике и архитектуре.

Дмитрий: Изучать новое. Каждый раз открывать что-то новое, пробовать, ставить перед собой масштабные цели и достигать их, челленджи меня очень зажигают. 

Что делать, если разработчик и тестировщик неправильно поняли спецификацию?

Евгений: Выяснять с пользователем (ну или аналитиком)  - а что именно хочет пользователь? Полезно также писать тесты до начала разработки. Во время тестирования требований.

Андрей: Позвать аналитика. Ну или, если совсем все плохо, менеджера. А если серьёзно, ошибки совершают все. Может быть это банально, но это правда. Важно работать над ошибками и над собой, становясь профессиональнее с каждым днём. 

Александр: Проще всего это предотвратить, проведя ревью спецификации до начала тестирования и разработки. После этого если ПО работает не так, как оно должно работать по мнению тестировщика, заводится дефект.

Дмитрий: Как и в других ситуациях недопонимания — разговаривать. Уточнить у product owner или у того, кто писал спецификацию, что имелось в виду. Поговорить с человеком, который составлял документацию,  или с project manager, или с тем, кто выполняет функцию заказчика, — и обратиться к нему за разъяснениями. Короче, не сидеть и не ждать, что ситуация как-то сама собой сказочным образом решится. Мы вообще очень ценим проактивных людей.

Как найти свою компанию, чтобы уверенно расти над собой?

Евгений: Вот честно – даже не знаю. Пробовать, наверное. Опыт никто не отменял.. Хотя – если на работу идешь вприпрыжку, а с работы за уши не оттянешь – то наверное нашел. 

Андрей: Внимательно изучить имеющиеся материалы о компании. Понять, какие задачи она решает, какие технологии использует, какие проекты разрабатывает. Будет ли возможность решать задачи, способствующие вашему активному росту? А будут люди, которые смогут вам помогать в вашем росте и по технической части, и по Soft Skills? А что с возможностью говорить о проблемах? А как дела с развитием английского языка? А если захочется поменять проект или технологический стек? А какие ценности поддерживает компания и на сколько они совпадают с вашими взглядами? Ответы на эти и, уверен, многие другие вопросы позволят вам сделать выбор. А ещё советую просто разговаривать с представителями компании на разные темы и внимательно слушать. Ну а дальше пробовать работать. Только не торопитесь делать выводы после 6 месяцев работы в компании. Не забывайте про адаптацию.

Александр: Думаю, работать надо там, где комфортно работать. И где есть у кого поучиться.

Дмитрий: Если вы хотите найти свою компанию, нужно разобраться в себе для начала. Что вам интересно? Чего вы хотите? Какие у вас ценности? Мало кто задает себе такие вопросы и уж точно не все на них себе отвечают. И если уж вы в себе разобрались, то вы скорее всего уже знаете, что вам нужно. В соответствии с этим вам будет несложно выбрать компании, которые удовлетворяют нужным критериям.

Конечно, не нужно сразу ставить себе каких-то нереальных целей. Выбирайте посильную задачу. Сейчас многие компании рассказывают о себе, о своих продуктах и кейсах. Как говорится, если очень захотеть, можно в космос полететь. Пробуйте, отправляйте резюме, оттачивайте самопрезентацию. Но с другой стороны, роста ведь не бывает без ошибок, без проб. Можно выбрать компанию, поработать в ней, а потом понять, что это не твое. Понятно, что без глубокого погружения всех деталей и не узнаешь.

У дизайнеров и разработчиков есть возможность создавать портфолио из своих творений/наработок и использовать их в дополнение к резюме. Что можно придумать в подобном же ключе для QA?

Евгений: Записывайте результаты, которыми вы можете гордиться и ваши фейлы. Я скажем часто задаю вопрос на собеседовании – что вы сделали такого, что прямо ух, чем гордитесь? И что бы сделали по-другому?

Андрей: Собственно, ваше грамотно составленное резюме и является вашим портфолио! Имеет смысл отражать там список всех ваших проектов, описать задачи, над которыми вы работали на каждом проекте, какие использовали инструменты, какие роли занимали, какие достижения были получены. Пишите максимально ёмко, но не упускайте важные детали. Кстати, у нас у каждого сотрудника в специальной системе хранится максимально полная информация о его опыте, знаниях, образовании и т.п. Каждый сотрудник должен держать свой профайл в актуальном состоянии. В случае необходимости автоматически создаётся резюме, которое, например, показывается на новый проект. И даже есть специальный сервис, который помогает сделать максимально правильное резюме. 

Алексей: Это не так. Портфолио необходимо для дизайнеров художников. Для инженера необходима демонстрация своих компетенций на интервью.

Александр: Создать проект, с требованиями, кодом, спецификацией тест-кейсов, тестами и метриками. Ну или протестировать чей-то проект.

Мне очень хочется изучать ЯП Swift. Насколько востребованы специалисты по автоматизированному тестированию, которые пишут автотесты на Swift'е?

Карина: Мы не используем Swift, поэтому могу ошибаться при ответе на этот вопрос. Но судя по статистике, востребованность невысокая.

Евгений: Мы не используем нативную мобильную автоматизацию, но сейчас на рынке она присутствует, и хорошие специалисты котируются очень высоко. С другой стороны, сейчас активно развиваются гибридные приложения, использующие Dart или JS, и нативная автоматизация там начинает проигрывать.

Андрей: У нас пока такие специалисты требуются нечасто. Но, возможно, в дальнейшем картина будет меняться. Так случилось, например, с Python. В любом случае, я бы рекомендовал не зацикливаться на одном инструменте и стараться диверсифицировать свой опыт. Так вы будете меньше зависеть от внешних факторов. 

Александр: Никогда не сталкивался с ним на тех проектах, на которых работал.

Дмитрий: Я бы сказал так — людей, которые пишут автотесты на под iOS, небольшое подмножество. Однако работу вы точно найдете. Если Swift прямо-таки очень нравится, может, стоит пробовать себя в разработке iOS, а не писать автотесты на софте?

Насколько важно оформлять свой GIT и как его оформить, чтобы заинтересовать работодателя?

Карина: Если есть решения, которые можно шарить, то наличие гита будет большим плюсом, на собеседовании интервьюер может опираться на эти материалы.

Евгений: Возможно это важно для девелоперов. Для тестировщиков не сталкивался с требованиями иметь подтвержденное портфолио проектов.

Андрей: С моей точки зрения важнее правильно оформить резюме. GIT может стать дополнением. Но в любом случае все детали будут выясняться при живом общении на собеседовании. 

Александр: Думаю, что стоит уделить внимание документации, структуре, статическому анализу кода, соответствию стандарту. Покажите, что Вы способны серьёзно подходить к задаче.

Насколько сильно нужны рынку IT мануальные тестировщики?

Евгений: Мое мнение – было есть и будет. Навыки могут меняться, разный опыт, разные направления, но без ручного тестирования, без исследовательского тестирования, без тестирования юзабилити далеко не уедешь.

Андрей: Очень нужны. Особенно действительно профессиональные опытные люди с хорошей техникой, soft skills и английским. Практически на каждом проекте работают мануальные тестировщики и являются неотъемлемой частью команды. И, уверен, так будет ещё очень долго. 

Александр: Это зависит от того, что понимать под этим понятием. Есть большая разница между кликером веб-интерфейсов и специалистом по тестированию встраиваемых систем. Если мануальный тестировщик – это специалист, который филигранно владеет навыками тест-дизайна, анализа документации и может работать с оборудованием, он всегда будет востребован.

Дмитрий: Рынок ощущает голод по всем высококвалифицированным ИТ-кадрам. 

Работа тестировщиком в банке и излишняя бюрократия. Как с этим быть? Как бороться?

Евгений: Есть такая проблема – но мы в Росбанке успешно с этим боремся. Скажем ранее существующей единой политике и порядку тестирования приходит на смену набор рекомендаций, лучших практик, система сервисов тестирования.

Андрей: Постараться уменьшать бюрократию. Доносите свою точку зрения до руководства, предлагайте альтернативные решения. Постарайтесь понять, какие задачи решают те или иные бюрократические процессы, подумайте, как их можно упростить, оставив необходимую информативность для руководства.  Можно попробовать внедрить процесс на маленьком проекте, получить результаты и затем показать их людям, принимающим решение на более высоком уровне. Попробуйте собрать метрики и покажите статистику. Заручитесь поддержкой лидеров соседних команд, вместе донести мнение будет проще. Но единого простого совета тут нет. 

Алексей: Бороться с этим не нужно. Важно понять, что такое финтех, и почему процессы организованы так, чем вне этой отрасли.

Дмитрий: Думаю, вы понимали, куда идете. Определенным компаниям и сферам присущи те или иные особенности, работа в банке часто неотделима от бюрократии. Зачем с этим бороться? Это как с ветряными мельницами сражаться. Выхода, как обычно, минимум два — или смиритесь и примите бюрократию, или уходите из банка. Ну или приходите к нам — у нас бюрократии нет. В МойОфис наоборот культура доверия и ответственности.

Что из перечисленного вредит компании и работникам больше — бесконечные процессы в жертву богу процессов, микроменеджмент или отсутствие документации?

Евгений: Я бы сказал процессы в угоду процессам. Микромерджмент тоже может достать – но с ним бороться легче – поговорить по душам, показать что ты реально можешь все  сделать сам.

Андрей: А зачем выбирать что-то одно? Крайности вообще опасная история. Бесконечные процессы – плохо, но совсем без процессов нельзя. Микроменеджмент – тоже плохо, но контроль со стороны руководителя должен быть. Отсутствие документации, как и её избыток также вредит проекту. Задача участников команды как раз найти необходимый баланс и выстроить механизм, способный выдавать решение с нужным качеством в нужные сроки, не забывая про бюджеты. Специалист по обеспечению качества может существенно помочь в выстраивании такого механизма. 

Алексей: Компании это не вредит. Это вредит продукту. Да и в целом понятие о вреде некорректно. Не умение грамотно пользоваться процессами и прочим может ухудшить качество или замедлить цикл разработки ПО.

Александр: Всё хорошо в меру. Не думаю, что может быть универсальное решение. В разработке промышленного ПО отсутствие документации – наиболее часто встречающееся зло.

Дмитрий: Ну что тут сказать? И микроменеджмент — плохо, и процессы важны, они помогают поддерживать нормальную работу. Без документации тоже нельзя. Я бы сказал, что это философский вопрос, и каждая компания его решает по-своему, выбирая для себя нужную комбинацию.

Что для вас является показателем хорошей работы сотрудника? Если вам нужно было выбирать между двумя специалистами, один из которых имеет мало опыта, но огромное желание работать и в процессе научится чему-то новому, а второй имеет большой опыт, прокачанные скилы?

Евгений: Я бы выбрал менее опытного сейчас. Особенно если прокачанный требует непомерно.

Андрей: Мы не выбираем между такими сотрудниками, мы каждому из них предлагаем свой путь. Человек с опытом сразу сможет начать работать на проекте, совершенствуя свой уровень и определяя перед собой новые цели. Новичку мы предложим программы обучения и затем подберём соответствующий проект. 

Алексей: Главный показатель — это выполненная задача. Если стоит такой выбор, то скорее выберу человека с опытом, который сразу сможет самостоятельно подключиться к выполнению задач.

Александр: Я так понимаю, второй работать и учиться не хочет? Тогда я, конечно, выберу первого. А вообще это вопрос многих факторов.

Ручное тестирование останется актуальным в ближайшее время?

Карина: Автоматизация тестирования сейчас становится все более востребованной и популярной. Но постоянно появляется новый функционал, в котором может быть много багов. И это тот самый случай, когда ручное тестирование очень пригодится. Поэтому я верю, что в ближайшее время ручное тестирование останется актуальным.

Евгений: Останется актуальным. Это база для автоматизации — не все же нужно автоматизировать. Это исследовательское тестирование, тестирование usability.

Александр: Думаю, в той или иной мере оно останется актуальным всегда. Некоторые ситуации невозможно воспроизвести автоматически.

Дмитрий: Конечно, останется, если делать работу не на «отвяжись». Думающие люди останутся актуальными в любое время.

Что сложнее — тестирование или разработка?

Евгений: Разные вещи, разный подход – созидание и разрушение. Хотя мне кажется, что разработка скажем фреймворка автотестирования – она разработка и есть.

Андрей: В каждом направлении есть свои сложности. Это, как спросить, что сложнее – быть парикмахером или строителем? Повторюсь, выбирать надо исходя из того, что вас заинтересует большим образом. Вызовы и интересные задачи будут в каждом направлении. 

Алексей: Если не разбираешься ни в том ни в этом, то все сложно. И тестирование и разработка — это отдельные науки, со своими особенностями и сложностями, поэтому их нельзя сравнивать.

Александр: Думаю, что тестирование как производное от разработки и аналитики.

Дмитрий: Зависит от многих факторов. На мой взгляд, в большом проекте тестирование сложнее. Но как говорится, сколько людей, столько и мнений.

Прокомментируйте текущую ситуацию на рынке от лица компаний? Насколько высок спрос на специалистов, насколько опыт и знания кандидатов соответствуют их зарплатным ожиданиям?

Карина: Да, мы видим, что з\п растут и конкуренция за специалистов также возрастает . В этом случае мы максимально гибко реагируем на ситуацию, перестраиваем внутренние процессы, чтобы соответствовать ожиданиям рынка.

Евгений: Специалисты нужны, по зарплатным ожиданиям всегда разговор конкретный.

Андрей: Смотря на каких специалистов и с какими знаниями и опытом. У нас были открыты вакансии по всем ключевым направлениям разных уровней и в прошлом году, и два года назад. Число проектов и потенциальных позиций продолжает неуклонно расти, а значит есть и спрос на кандидатов с рынка. Мы рады работать со всеми специалистами, уровень которых будет соответствовать нашим требованиям. Будем готовы учить тех, кто готов учиться. Ну а про условия компенсационного пакета мы поговорим после собеседования с каждым кандидатом и постараемся найти оптимальное решение. Но всё определяется теми же знаниями, опытом, потенциалом, soft skills, английским и другими качествами, о которых мы говорили выше. 

Алексей: Рынок ИТ в России уже много лет испытывает дефицит кадров, хотя спрос на квалифицированных специалистов продолжает расти.  Например, у нас, в Лиге Цифровой Экономики, растет количество вакансий – на сегодняшний день их более 700 в разных регионах страны.

Александр: Рынок перегрет – кандидатов мало, специалистов ещё меньше. Что касается соответствия ожиданий кандидатов реальности – каждый случай индивидуален.

Дмитрий: Классные ИТ-специалисты нужны многим компаниям, и пандемия только увеличила спрос. С каждым годом мир становится все более «цифровым», поэтому спрос на ИТ-специалистов всех направлений только возрастает. Если раньше разработчики и тестировщики были нужны только ИТ-компаниям, то теперь они требуются всем. Говорят, через 10 лет российской экономике может не хватить около двух миллионов специалистов, чтобы конкурировать с Западом. 

Знаю, что для того чтобы хоть как-то смягчить дефицит кадров, российские компании стали чаще нанимать сотрудников из других регионов. В пандемию многие специалисты вернулись в родные города, чтобы работать удаленно, но сохранить столичный уровень заработка. Есть и такая тенденция, что, к сожалению, опыт и знания большинства кандидатов не всегда соответствуют их зарплатным ожиданиям.

Комментарии (0)