Большая QA-команда зачастую занята тестированием пропорционально большого продукта и решением сложных задач.

В большой команде становится сложнее управлять стандартами качества и обменом знаний, а также справляться с проблемой централизации экспертизы. Позвольте мне пояснить суть трудностей на более глубоком уровне и предложить возможные решения. Хотя большая часть моих идей является результатом моего собственного опыта управления, внедрение методов, о которых я расскажу, может помочь как начинающим, так и опытным специалистам, а также командам любого размера.

Проблема №1: Поддержание высокого качества на протяжении длительного времени.

Суть проблемы: Кто из нас сталкивался на своем опыте с тем, что задача обеспечения высокого качества продукта усложняется по мере роста команды?

Решение: Причина в том, что мы все обладаем разным набором навыков, имеем сильные стороны в разных областях и разные таланты, разный накопленный опыт, а также используем разные подходы к тестированию. Эти различия важны, потому что очень непросто научить людей тестировать или убедить их тестировать определенным образом. Это непросто, потому что на процесс тестирования влияет то, насколько широко и креативно человек способен думать.

Остановка чьего-то мыслительного процесса и перенаправление его на что-то другое не всегда будет срабатывать, и не стоит этого делать, пока в этом нет реальной потребности. Ментор/лид должен прикладывать здесь усилия для поддержания хороших отношений с каждым тестировщиком.

Возвращаясь к реальной проблеме — как следствие вышеописанных различий, при тестировании определенных функциональностей не все члены команды могут обнаружить все дефекты. Количество найденных дефектов, их качество и затраченное время также будут отличаться.

В таких случаях возможны следующие исходы:

  • Проблемы в выпущенных модулях;

  • Неспособность продумать все негативные сценарии во время написания тест-кейсов или тест-сценариев;

  • Трата излишне большого количества времени и сил на негативные кейсы, в то время как позитивные остаются без должного внимания;

  • Некоторые члены команды остаются не уверены в проделанной работе;

  • Повторные тестовые циклы с целью обрести утраченную уверенность.

Проблема №2: Централизация знаний и экспертизы

Суть проблемы: знаниями и экспертизой по конкретному модулю или типу тестирования обладают всего несколько членов команды.

Например: Иван, Олег и Сергей работают в одной команде. Иван хорош в тестировании безопасности, Олег обладает глубоким познанием модуля «Рабочий процесс», а Сергей незаменим, когда дело касается тестирования производительности и работы с модулем «Оплата».

Наличие в команде экспертов по модулям или типам тестирования помогает менеджерам в краткосрочной перспективе, поскольку им просто можно назначить новые задачи сотрудникам по тем сегментам, где они профи, а менеджеры могут расслабиться, зная, что получат наилучший результат.

Однако в долгосрочной перспективе это способствует развитию сложной в управлении зависимости. Недоступность ключевого ресурса может привести к проблеме и даже полной остановке релиза. Недоступность сотрудника может быть вызвана многими причинами вроде незапланированного отпуска, болезни, декрета, внутренних перемещений, увольнения и так далее.

Что насчет обмена знаниями?

Продолжим вышеупомянутый пример: разве не поможет Олегу знание о том, над какой частью продукта работает Сергей? Не поможет ли Сергею знание модуля рабочего процесса, которым обладает Олег? Не поможет ли им всем троим понимание новых разработок в продукте и предположения об их влиянии на прошлые и настоящие результаты? Не поможет ли каждому из них общее знание всего продукта при работе над будущими задачами?

Я слышу ваш утвердительный ответ.

Решение: Теперь, когда мы обозначили первые две трудности, давайте я расскажу о том, как работает и преодолевает проблемы моя команда.

Мы придерживаемся в своей работе двух правил, о которых, я уверен, вы уже сто раз слышали:

  • Люди важнее процессов.

  • Сотрудничество важнее документации.

Вот как проходит работа в нашем случае, шаг за шагом:

  1. Сбор требований: история/фича XYZ готова к обсуждению со стороны бизнес-аналитика.

  2. Обсуждение пользовательских историй: если новое требование является сложным, оно сначала обсуждается на уровне лида; где бизнес-аналитик, тимлид и QA-лид готовят пользовательские истории к грумингу (обсуждение требований с командой). Цель этого процесса — проработать возможные пробелы и снять сомнения в истории заранее и так их детализировать, чтобы сэкономить время команды.

  3. Груминг-сессия: это сессия, на которой бизнес-аналитик проводит команду через все требования с функциональной точки зрения. Тестировщик (давайте с этого момента называть его владельцем истории), получает здесь около 90% ясности о работе над своим участком.

Когда я говорю о ясности в этом контексте, я имею в виду, что почти все тест-сценарии/тест-кейсы в голове тестировщика формируются уже здесь. Ну и плюс 5-10%, которые появятся позже.

  1. Мозговой штурм: после груминга разработчики и тестировщики встречаются для обсуждения требований с более технической, нежели функциональной точки зрения: обсуждается влияние на существующие фичи, необходимость исправления существующих данных, скрытые сценарии и усилия.

Чтобы внести вклад в список сценариев, в этой сессии стараются принять участие максимальное количество участников команды тестирования. Это также помогает приумножить их собственные знания. Таким образом, мы получаем множество тестирующих умов вместо одного.

Как в нашем примере, даже если Иван владеет какой-то конкретной историей, Олег и Сергей помогут ему поразмышлять над ней.

Затем владелец истории добавляет все обсуждаемые сценарии в список, полученный на груминг-сессии. В идеальном случае, на этой сессии покрывается почти все, кроме тех немногочисленных рандомных багов, которые можно обнаружить только с помощью исследовательского тестирования.

  1. Преобразование в тест-кейсы: владелец истории начинает преобразование требований и сценариев, которые он собрал на предыдущих этапах, в тест-кейсы. В это же самое время разработчики начинают писать код для новых фичей. После написания тест-кейсов владелец истории передает их своим коллегам из департамента на ознакомление. 

  1. Тестирование с помощью тест-кейсов и переход к исследованию: как только командой разработки история помечается готовой, владелец истории заканчивает тестирование по написанным тест-кейсам и проводит исследовательское тестирование, во время которого удается протестировать множество других вещей. Как только удается достичь желаемого уровня качества (на основании решений о покрытии тестами, количестве открытых баг-репортов и уверенности владельца истории), история помечается готовой со стороны QC.

  1. Подстраховочные сессии*: после того, как завершена работа со стороны команды QC, владелец истории проводит небольшую обзорную сессию (до поставки релиза) для новой фичи, на которой он объясняет функциональность и проведенное тестирование. Мы называем ее “Подстраховочная сессия”. Присутствие на ней обязательно для всех тестировщиков, в отличие от мозгового штурма. Участники могут поразмышлять, возможно ли влияние этой истории на их историю тестирования и наоборот; также они могут задать владельцу истории интересующие их вопросы.

  1. Подстраховочный этап тестирования*: важный, но необязательный шаг, выполняемый любым тестировщиком, кроме владельца истории, обычно за время не более часа.

«Подстраховочный» тестировщик продумывает только неочевидные негативные кейсы, предполагая, что остальные более-менее очевидные уже протестированы. Это как второе мнение перед выкаткой релиза. 

Возможно, в вашей команде уже налажены процессы, которые охватывают большую часть вышеназванного. В нашем случае каждый шаг важен, но реальным отличием от остального мира являются три шага, обозначенные звездочкой*. 

Я перечислю их еще раз, потому что они генерируют высокий ROI:

  • Мозговой штурм

  • Подстраховочная сессия

  • Подстраховочный этап тестирования

Мне, как менеджеру, это облегчает работу по поддержанию качества на максимально возможном высоком уровне и способствует бесперебойной передаче полезной информации всем членам команды.

Более того, даже больше чем мне, эти методы помогают моей команде. Это не мои слова, а слова моей команды из более 25 человек, которая каждый раз говорит мне об этом в ответ на мой вопрос о том, что на их взгляд мы делаем хорошо, что им помогает в работе и что стоит продолжать делать и дальше.

Проблема №3: Работа должна вызывать интерес 

Суть проблемы: Вы думаете, что я просто заставляю свою команду работать безо всяких интересных захватывающих задач и возможностей для личного развития? Для любого хорошего лидера это было бы преступлением. Если вы просто забрасываете людей работой и на этом все, то в конце концов они совсем устанут, заскучают и разочаруются в работе.

Решение: У нас очень дружелюбная обстановка не только внутри команды, но и во всей организации. Что касается команды, то мы больше похожи на друзей, чем на менеджеров-подчиненных.

Вот что мы делаем дополнительно:

Каждую среду мы все (все тестировщики всех продуктов) встречаемся на пару часов. Мы называем это Q&A сессией.

Вот что мы там делаем:

  • Любой может задать вопрос о чем угодно, не только о тестировании, и другие могут ответить.

  • Любой может поделиться идеей, мыслями по улучшениям процессов, своими достижениями с другими. Поделиться можно чем угодно.

  • Каждый в мире тестирования в процессе работы приходит к каким-то интересным идеям/вещам, о которых другие могут не знать. Это шанс расширить базу знаний.

  • Все еще выглядит, как работа? Ну хорошо, тогда сыграем в какую-нибудь игру. Например, больше всего мы любим мафию. 

Проблема №4: Распределение и назначение задач

Суть проблемы: распределение работы среди членов команды. Если вы просто назначаете таски по своему выбору, это может закончиться следующими сценариями: 

  • Кто-то снова и снова получает задачи одинаковой сложности, что ведет к ограничению профессионального роста.

  • Кому-то из раза в раз для тестирования достаются одни и те же модули, что со временем начинает вызывать чувства скуки и неудовлетворенности.

  • Вы, естественно, назначаете конкретный модуль соответствующему эксперту, чтобы получить наилучший результат. В итоге рождается проблема централизации экспертизы, о которой мы упоминали ранее.

  • У команды появляется чувство, что они, словно роботы, просто подчиняются приказам и не чувствуют, что их мнение и выбор ценны.

Решение: В качестве решения члены нашей команды сами выбирают себе задачи. Да, за планирование релиза мы садимся вместе, и с помощью релиз-дашборда, включающего все пользовательские истории, команда сама распределяет между собой задачи.

Поступая так, все вышеназванные проблемы автоматически решаются, поскольку балом правит команда, а не менеджер. Очень редко случается, когда я перераспределяю ставки, держа в фокусе качество продукта и сроки релизов. Безусловно, после разъяснения команде причин.

Проблема №5: Выражение признания и мотивация

Суть проблемы: вы можете каждого своего члена команды отнести к одной из категорий сотрудников: «звезда», сильный исполнитель, слабый исполнитель.

Парадоксально, но реальные проблемы случаются тогда, когда есть много звезд и сильных исполнителей, но совсем нет слабых исполнителей. А все потому, что внезапно такая ситуация заставляет сильных исполнителей выглядеть слабыми исполнителями по сравнению со звездами.

Решение: что ж, решение начинается с принятия того факта, что не могут в команде все быть звездами. Каждый обладает своими талантами, отличается разной скоростью обучения и разными стилями работы. Как лидеру, вам следует относиться к этому с пониманием. 

Вы можете помочь сильному исполнителю стать звездой, но не в одиночку. Вам нужно будет сначала определить лидеров (это могут быть неформальные лидеры) в своей команде и затем вовлечь их в это дело. Будучи менеджером/лидером, вы не сможете уделять одинаковое количество времени каждому в команде. Вам придется делегировать ответственность правильно выбранному неформальному лидеру, раскрыв ему свое видение.

Я это уже сделал и могу с гордостью сказать, что из года в год каждый лидер в моей команде получается больше 4.5 из 5 баллов в отзывах подчиненных.

Вы можете налаживать связи с максимумом количеством людей, но вам нужно постоянно разговаривать с вашими лидерами, направлять их, ценить их усилия и делиться видением. Они же в свою очередь сделают оставшуюся часть работы, которую мы сможете просто проконтролировать. 

Конечно, что-то вы будете делать всегда: писать поощряющие письма, выступать на встречах с мотивирующими речами, публично хвалить свою команду.

В заключение напомню о следующем принципе: «Коллективный ум сильнее индивидуального». Поэтому используйте свою силу, которая заключается в том, чтобы быть командой и покоряйте новые вершины вместе.


Материал подготовлен в преддверии старта курса "QA Lead".

Всех желающих приглашаем на бесплатное demo-занятие «Формирование стратегии тестирования». На занятии разберемся:
- Что является стратегией тестирования?
- Из каких элементов она состоит и зачем она нужна?
- Разберем конкретные примеры стратегий и как они зависят от архитектуры ПО.
А также рассмотрим такие инструменты формирования стратегии, как квадранты тестирования и пирамида тестирования. Если интересно, записаться можно здесь.

Комментарии (3)


  1. System12
    20.01.2022 20:18
    +1

    Попробую перевести с русского на русский по понятиям:

    Суть проблемы: Кто из нас сталкивался на своем опыте с тем, что задача обеспечения высокого качества продукта усложняется по мере роста команды?

    ===========

    Лучшее качество обеспечивают кустари-одиночки. Никакого роста команды и никаких проблем с качеством.

    Мы придерживаемся в своей работе двух правил, о которых, я уверен, вы уже сто раз слышали:

    • Люди важнее процессов.

    • Сотрудничество важнее документации.

      ======

      Вывод: Идеальная организация это толпа: Одни люди и никакой документации.

    Решение: У нас очень дружелюбная обстановка не только внутри команды, но и во всей организации. Что касается команды, то мы больше похожи на друзей, чем на менеджеров-подчиненных.

    ==============

    Когда я слышу слово команда я разделенным продолжением спины чувствую что меня хотят заставить больше работать за меньшие деньги.

    В качестве решения члены нашей команды сами выбирают себе задачи.

    ===============

    "Анархия мать порядка!"

    Суть проблемы: вы можете каждого своего члена команды отнести к одной из категорий сотрудников: «звезда», сильный исполнитель, слабый исполнитель.

    ================

    "Скорость каравана определяется скоростьюсамого слабого верблюда"

    В заключение напомню о следующем принципе: «Коллективный ум сильнее индивидуального».

    ==============

    "Стадо баранов, возглавляемых львом сильнее стаи львов, возглавляемых бараном". Коллективный ум это что-то вроде сказки. Когда-то считалось что если тысячу обезьян посадить за пишущие машинки, то они когда-нибудь напечатают "Войну и мир". Интернет опроверг это утверждение. Я уже не говорю о вопросе личности в истории. :)

    Личное мнение: Перевод это конечно хорошо, но и свои мозги надо иметь потому что применение переводных идей в реале обычно вызывает только разочарование.


    1. kmoseenk Автор
      20.01.2022 20:48
      +2

      Спасибо за ваше развернутое мнение. Безусловно, каждый вправе применять или не применять на своей практике идеи, вытянутые из чужого опыта, точно так же, как и каждый вправе этим опытом поделиться.


      1. System12
        21.01.2022 12:32

        К сожалению этот чужой опыт зачастую пренебрегает тем, что было известно еще во времена Древнего Рима. Это я о том, что все выше изложенное является "изобретением велосипеда" двух давно решенных задач:

        1. Нормы управляемости;

        2. Разделение труда.

        Нормы управляемости гласят о том, что один руководитль (начальник, командир, лидер) не может эффективно непосредственно управлять более 12 (лучше 10) непосредственно ему подчиненными. Если больше, надо вводить подразделения.

        Сутью разделения труда является то, что слона надо есть по кусочкам - сложная задача должна быть разбита на систему взаимосвязанных более простых с выполнением этих задач теми, кто их наиболее эффективно решит, то есть охотник должен думать как добыть зверя, а прачка как постирать белье. Охотник конечно тоже может постирать, но сможет ли прачка удачно сходить на охоту на мамонта? Прошу только не обвинять меня переводами, свидетельствующими о моей не политкорректности и прочем ныне модном.