NB. Это новая глава моей книги, посвященной разработке API. В тексте встречаются отсылки к предыдущим главам.
В предыдущих разделах мы старались приводить теоретические правила и иллюстрировать их на практических примерах. Однако понимание принципов проектирования API, устойчивого к изменениям, как ничто другое требует прежде всего практики. Знание о том, куда стоит «постелить соломку» — оно во многом «сын ошибок трудных». Нельзя предусмотреть всего — но можно выработать необходимый уровень технической интуиции.
Поэтому в этом разделе мы поступим следующим образом: возьмём наше модельное API из предыдущего раздела, и проверим его на устойчивость в каждой возможной точке — проведём некоторый «вариационный анализ» наших интерфейсов. Ещё более конкретно — к каждой сущности мы подойдём с вопросом «что, если?» — что, если нам потребуется предоставить партнерам возможность написать свою независимую реализацию этого фрагмента логики.
NB: в рассматриваемых нами примерах мы будем выстраивать интерфейсы так, чтобы связывание разных сущностей происходило динамически в реальном времени; на практике такие интеграции будут делаться на стороне сервера путём написания ad hoc кода и формирования конкретных договорённостей с конкретным клиентом, однако мы для целей обучения специально будем идти более сложным и абстрактным путём. Динамическое связывание в реальном времени применимо скорее к сложным программным конструктам типа API операционных систем или встраиваемых библиотек; приводить обучающие примеры на основе систем подобной сложности было бы, однако, чересчур затруднительно.
Начнём с базового интерфейса. Предположим, что мы пока что вообще не раскрывали никакой функциональности помимо поиска предложений и заказа, т.е. мы предоставляем API из двух методов — POST /offers/search
и POST /orders
.
Сделаем следующий логический шаг и предположим, что партнёры захотят динамически подключать к нашей платформе свои собственные кофе машины с каким-то новым API. Для этого нам будет необходимо договориться о формате обратного вызова, каким образом мы будем вызывать API партнёра, и предоставить два новых эндпойта для:
регистрации в системе новых типов API;
загрузки списка кофе-машин партнёра с указанием типа API.
Например, можно предоставить вот такие методы.
// 1. Зарегистрировать новый тип API
PUT /v1/api-types/{api_type}
{
"order_execution_endpoint": {
// Описание функции обратного вызова
}
}
// 2. Предоставить список кофе-машин с разбивкой
// по типу API
PUT /v1/partners/{partnerId}/coffee-machines
{
"coffee_machines": [{
"id",
"api_type",
"location",
"supported_recipes"
}, …]
}
Таким образом механика следующая:
партнер описывает свои виды API, кофе-машины и поддерживаемые рецепты;
при получении заказа, который необходимо выполнить на конкретной кофе машине, наш сервер обратится к функции обратного вызова, передав ей данные о заказе в оговоренном формате.
Теперь партнёры могут динамически подключать свои кофе-машины и обрабатывать заказы. Займёмся теперь, однако, вот каким упражнением:
перечислим все неявные предположения, которые мы допустили;
перечислим все неявные механизмы связывания, которые необходимы для функционирования платформы.
Может показаться, что в нашем API нет ни того, ни другого, ведь оно очень просто и по сути просто сводится к вызову какого-то HTTP-метода — но это неправда.
Предполагается, что каждая кофе-машина поддерживает все возможные опции заказа (например, допустимый объём напитка).
Нет необходимости показывать пользователю какую-то дополнительную информацию о том, что заказ готовится на новых типах кофе-машин.
Цена напитка не зависит ни от партнёра, ни от типа кофе-машины.
Эти пункты мы выписали с одной целью: нам нужно понять, каким конкретно образом мы будем переводить неявные договорённости в явные, если нам это потребуется. Например, если разные кофе-машины предоставляют разный объём функциональности — допустим, в каких-то кофейнях объём кофе фиксирован — что должно измениться в нашем API?
Универсальный паттерн внесения подобных изменений таков: мы должны рассмотреть существующий интерфейс как частный случай некоторого более общего, в котором значения некоторых параметров приняты известными по умолчанию, а потому опущены. Таким образом, внесение изменений всегда происходит в три шага.
Явная фиксация программного контракта в том объёме, в котором она действует на текущий момент.
Расширение функциональности: добавление нового метода, которые позволяют обойти ограничение, зафиксированное в п. 1.
Объявление существующих вызовов (из п. 1) "хелперами" к новому формату (из п. 2), в которых значение новых опций считается равным значению по умолчанию.
На нашем примере с изменением списка доступных опций заказа мы должны поступить следующим образом.
Документируем текущее состояние. Все кофе-машины, подключаемые по API, обязаны поддерживать три опции: посыпку корицей, изменение объёма и бесконтактную выдачу.
-
Добавляем новый метод
with-options
:PUT /v1/partners/{partnerId}/coffee-machines-with-options { "coffee_machines": [{ "id", "api_type", "location", "supported_recipes", "supported_options": [ {"type": "volume_change"} ] }, …] }
Объявляем, что вызов
PUT /coffee-machines
, как он представлен сейчас в протоколе, эквивалентен вызовуPUT /coffee-machines-with-options
, если в последний передать три опции — посыпку корицей, изменение объёма и бесконтактную выдачу, — и, таким образом, является частным случаем — хелпером к более общему вызову.
Часто вместо добавления нового метода можно добавить просто необязательный параметр к существующему интерфейсу — в нашем случае, можно добавить необязательный параметр options
к вызову PUT /cofee-machines
.
NB. Когда мы говорим о фиксации договоренностей, действующих в настоящий момент — речь идёт о внутренних договорённостях. Мы должны были потребовать от партнеров поддерживать указанный список опций, когда обговаривали формат взаимодействия. Если же мы этого не сделали изначально, а потом решили зафиксировать договорённости в ходе расширения функциональности внешнего API — это очень серьёзная заявка на нарушение обратной совместимости, и так делать ни в коем случае не надо, см. главу 14.
Границы применимости
Хотя это упражнение выглядит весьма простым и универсальным, его использование возможно только при наличии хорошо продуманной архитектуры сущностей и, что ещё более важного, понятного вектора дальнейшего развития API. Представим, что через какое-то время к поддерживаемым опциям добавились новые — ну, скажем, добавление сиропа и второго шота эспрессо. Список опций расширить мы можем — а вот изменить соглашение по умолчанию уже нет. Через некоторое время это приведёт к тому, что «дефолтный» интерфейс PUT /coffee-machines
окажется никому не нужен, поскольку «дефолтный» список из трёх опций окажется не только редко востребованным, но и просто абсурдным — почему эти три, чем они лучше всех остальных? По сути значения по умолчанию и номенклатура старых методов начнут отражать исторические этапы развития нашего API, а это совершенно не то, чего мы хотели бы от номенклатуры хелперов и значений по умолчанию.
Увы, здесь мы сталкиваемся с плохо разрешимым противоречием: мы хотим, с одной стороны, чтобы разработчик писал лаконичный код, следовательно, должны предоставлять хорошие хелперные методы и значения по умолчанию. С другой, знать наперёд какими будут самые частотные наборы опций через несколько лет развития API — очень сложно.
NB. Замаскировать эту проблему можно так: в какой-то момент собрать все эти «странности» в одном месте и переопределить все значения по умолчанию скопом под одним параметром. Условно говоря, вызов одного метода, например, POST /use-defaults {"version": "v2"}
переопределяет все значения по умолчанию на более разумные. Это упростит порог входа и уменьшит количество вопросов, но документация от этого станет выглядеть только хуже.
В реальной жизни как-то нивелировать проблему помогает лишь слабая связность объектов, речь о которой пойдёт в следующей главе.
Это черновик новой главы будущего раздела «Обратная совместимость» моей книги о разработке API. Работа ведётся на Github.