Это не значит, что мне больше нечего изучать. Часть устройств в моей коллекции умеренно сломана и требует ремонта. Сегодня я хочу рассказать про мелкий ремонт Sony MZ-N10. Это портативный минидисковый рекордер с возможностью прямого подключения к ПК. Тонкий и легкий аппарат был выпущен к десятилетнему юбилею минидиска, в 2002 году. В этом году ему, соответственно, исполняется 20 лет, а носителю — тридцать. Заодно давайте посмотрим, какой за последние три года появился современный софт для работы с ретроустройствами. Музыку на минидиск теперь можно записывать прямо из браузера!
Предыдущие статьи про минидиск:
- Минидиск в естественной среде обитания
- Минидиск в эпоху айпода
- Sony MZ-1 или история о прототипе, попавшем в производство
- Домашний минидиск и баллада о гробиках
- Болванки, минидиски, CD-TEXT и ретрорадости
- Sony MZ-RH1 — последний минидисковый рекордер
- Золотой век минидиска
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.
Это уже третий экземпляр данной модели в моей коллекции. Первый я купил в отличном состоянии, в коробке и с полным комплектом. Давно, когда цены на такие лоты еще не улетели в космос. Два других покупал в состоянии «сломан, не работает». Оба раза оказывалось, что это не совсем так. Данный экземпляр приехал без коробки, документов и софта, зато со всеми нужными аксессуарами: док-станция, кабель для синхронизации с компьютером, блок питания, съемный кейс для внешней батарейки АА, проводной пульт управления.
Разгадка неработоспособности у устройства оказалась простая. Встроенный аккумулятор Li-Ion практически не держит заряд. Блок питания именно у этой модели имеет кабель, который легко ломается с потерей контакта. Батарейка села, предыдущий владелец, видимо, пытался зарядить, но не вышло. А подключить другой блок питания или хотя бы запитать устройство от стандартной батарейки не догадался. Так и продал с дисконтом.
Sony MZ-N10 был выпущен в 2002 году. Первый минидисковый рекордер, Sony MZ-1 — в 1992 году. Как можно заметить на сравнении выше, за 10 лет существования формата произошел большой прогресс: MZ-N10 по габаритам почти не отличается от носителя. Давайте сравним с устройством 1998 года:
Sony MZ-R55 — первый рекордер Sony, габариты которого постарались уменьшить почти до размеров самого минидиска. Тем не менее, разница имеется.
Сравним устройство с Sony MZ-RH1 — это последний минидисковый рекордер, выпущенный в 2006 году. Сильно тоньше устройство сделать не получилось — особо некуда.
Мелкий ремонт
Встроенный аккумулятор желательно поменять. Он съемный, но не в том смысле, что можно таскать с собой пачку аккумуляторов.
Сначала нужно снять конструкцию с колесом jog dial и отключить шлейф. Затем надо вытащить саму батарею. Она слегка раздулась и для безопасного удаления я предпочел снять заднюю крышку плеера целиком:
На замену я устанавливаю китайский Li-Ion аккумулятор с размерами 302060 и емкостью 400 мАч. Емкость штатной батареи когда-то была 340 мАч. Вместо гибкого шлейфа подпаиваю провода от аккумулятора к тестовым площадкам на краю платы.
Заряжаю батарею несколько часов и работает… Почти, плеер плохо реагирует на многопозиционный джойстик и кнопки «Стоп» и «Пауза» на передней панели. Снимаю верхнюю крышку плеера и чищу. Заодно можно рассмотреть детали механизма:
Схема чтения минидиска почти не отличается от таковой у обычного CD-проигрывателя. Но принцип записи совсем другой. Лазер нагревает поверхность диска снизу примерно до 200 градусов, а запись производится с помощью магнитной головки сверху.
На фото видна механическая шторка, которая удерживает магнитную голову в режиме воспроизведения. В режиме записи шторка сдвигается, головка «падает» на поверхность диска. Если диск загрязнен проникшей в защитный корпус пылью, или погнут, запись будет сопровождаться звуковыми спецэффектами. Звучит это примерно как болгарка, только очень маленькая.
MZ-N10 — устройство с возможностью записи. Чистый плеер можно сделать еще тоньше, убрав магнитную голову и всю связанную с ней механику. В честь десятилетия минидиска был также выпущен сверхтонкий плеер MZ-E10. Толщина его корпуса составляла всего 10 миллиметров при толщине носителя в 5 мм. В нем разработчики убрали зарядку, выход для наушников и пульта в один проприетарный разъем. Если потерять кабель от плеера, он становится бесполезным.
У меня этой модели нет, но есть не менее компактный плеер MZ-E909, всего на 2,5 мм толще:
Наконец в MZ-N10 все работает, можно эксплуатировать. На всякий случай захожу в сервисное меню и сбрасываю счетчик циклов и информацию о параметрах батареи. Заклинание для входа в секретные настройки плеера выглядит так:
Запускаю общую проверку состояния плеера — и не вижу ошибок. И выхожу и сервисного режима: там доступно много настроек, включая сброс памяти NVRAM. Без точного понимания, что там делать, лучше не лезть.
Осталось проверить, насколько хороша моя новая батарейка. Я подключаю к устройству наушники, вставляю диск, включаю в меню воспроизведение по кругу. Чтобы не следить за устройством, я уже давно использую лайфхак: на смартфоне или планшете запускаю диктофон и кладу наушники рядом с микрофоном. Позднее можно легко отследить, когда именно выключился плеер и подсчитать точное время автономной работы. У меня получилось 11 с половиной часов. Смотрим в характеристики:
Диск был записан в режиме SP, должно быть 17 часов на штатной батарее, а у нас емкость выше. Тут мне стало интересно, какие параметры тестирования описаны в упомянутом выше стандарте JEITA. Я нашел краткое описание стандарта (в ревизии 2003 года) на японском, применил автоматизированный перевод. И подтвердил свои опасения: в стандарте при тестировании с наушниками задана выходная мощность в размере 0,1 милливатта на канал. Допускается также установка регулятора громкости устройства на 4% от максимума. Выходная мощность Sony MZ-N10 — пять милливатт на канал. Короче, стандарт для измерения автономной работы аудиоустройств предусматривает воспроизведение на минимальнейшей громкости. Я же тестировал при комфортной громкости в 20 делений из 30 возможных. Вывод: новая батарейка в норме, это паспортные характеристики достигнуты по методике, далекой от жизни.
Теперь у меня три одинаковых плеера! Давайте посмотрим на их возможности. В режиме воспроизведения минидисковое устройство мало чем отличается от CD-проигрывателя: вставляешь диск, слушаешь, переключаешь треки. Но все меняет возможность записи. Без всяких компьютеров Sony MZ-N10 — портативный комбайн для записи звука!
К устройству можно подключить внешний микрофон, кассетный плеер или проигрыватель винила к линейному выходу, или даже цифровое устройство через оптический интерфейс S/PDIF. Вы можете переписывать CD, грампластинки, старые кассеты, записывать музыку с радио, ТВ или с компьютера. Начиная с 2000 года устройства Sony поддерживают три битрейта для записи: стандартные 292 килобита в секунду в режиме SP, 132 килобита в режиме LP2 и 66 килобит в режиме LP4. Режимы LP2 и LP4 позволяют записать на 80-минутный минидиск, соответственно, 2 часа 40 минут или 5 часов 20 минут звука.
LP4 вполне пригоден для записи лекций, а музыку лучше писать в качестве LP2 — лично я не могу отличить этот битрейт от в теории более качественного ATRAC SP. Запись можно произвольно разбивать по трекам, а также объединять треки в группы — аналог папок в обычных цифровых плеерах на флеш-памяти. Есть возможность разделять треки, менять их местами, удалять ненужное, освобождая место для новых записей. Предусмотрены удобные фичи для записи и расшифровки голоса: автоматическое деление на треки с определенным интервалом, отображение даты записи и времени записи, воспроизведение с переменной скоростью. Наконец, можно записывать названия треков и всего диска, прямо на устройстве:
По меркам девяностых Sony MZ-N10 — невероятно крутое устройство. Оно заменяет дедушкин бобинник и радиолу, ваш личный кассетник или музыкальный центр. Позволяет вам записывать музыку из любого источника, организовывать как угодно и хранить вечно. В отличие от битых CD-ROM, зажеванных кассет, поцарапанного винила, которые у меня есть в количествах, нерабочих минидисков мне попалось в лучшем случае два из нескольких сотен. Круто! Но по меркам нулевых вся эта концепция уже сильно устарела. В эпоху интернета музыку принято скачивать. Sony отвечает на этот тренд с небольшим запозданием, выпуская в 2001 году первый портативный рекордер с портом USB, Sony MZ-N1.
Sony MZ-N10 — следующая итерация, в нем удвоена максимальная скорость передачи данных с компьютера на минидиск. Но на тот момент имелось две проблемы. Первая: компьютерную часть Sony реализовала несколько криво, с некритичными, но неприятными ограничениями на количество копирований одного трека на минидиск. Вторая: конкуренция. Производители недорогих CD/MP3-плееров, устройств на флеш-памяти, Apple c ee iPod, на тот момент уже c 20-гигабайтным жестким диском, не оставляли Sony шансов. CD-болванки были дешевле минидисков, даже перезаписываемые, и позволяли унести до 10 часов музыки. Флеш-плееры позволяли просто сбрасывать на портатив треки, не думая о конвертации. iPod и подобные устройства просто позволяли унести с собой огромное количество файлов. У Sony было максимум 160 минут на диск (320 в позорном качестве), странный софт, свой проприетарный формат ATRAC, и устаревающая идеология сменных носителей. Впрочем, прошло 20 лет, минидиск превратился в приятное ретро, в формат будущего, которого не случилось. Давайте посмотрим на его компьютерную часть.
SonicStage и аналоги
До недавнего времени я пользовался фирменным ПО для минидисковых рекордеров, программой SonicStage. Последняя версия с поддержкой минидиска (4.3) была выпущена в 2007 году. Несмотря на это программа почти без проблем работает на современном ПК под управлением Windows 10. Требуется только добавить модифицированный драйвер для 64-битных ОС, устанавливать который надо после отключения обязательной проверки цифровой подписи. У программы есть определенные ограничения, связанные с возрастом. Импортировать треки можно в форматах WAV или MP3, а например AAC или FLAC не поддерживаются. Периодически возникают проблемы с отображением тегов, как показано на скриншоте выше. Это на удивление рабочий вариант, но есть и современный софт, который я в этот раз решил попробовать. Это Web Minidisc, позволяющий записывать диски прямо из браузера:
И отдельная программа Platinum MD:
Platinum MD сделана на фреймворке Electron, поэтому и там в каком-то смысле тоже задействован браузер. Оба проекта по сути служат фронтендом для библиотеки linux-minidisc, опенсорсного проекта с непростой судьбой. Реверс-инжиниринг напрочь закрытого и зашифрованного протокола NetMD для общения компьютера с минидисковыми устройствами начался еще в середине нулевых, но через несколько лет разработка была заброшена. К тому времени, впрочем, удалось реализовать основные фичи для работы с рекордером по USB: запись треков, редактирование тегов и так далее. Три года назад, когда я только начал свое знакоство с минидиском, самым рабочим вариантом был достаточно свежий форк кодовой базы linux-minidisc под авторством некоего vuori. Он представлял собой набор скриптов для работы с протоколом NetMD, и не более того.
Таким образом, «человеческий» интерфейс для записи на минидиск с современного компьютера — это большое достижение. Под Linux оба варианта работают нативно, для Windows потребуется загрузить порт библиотеки libUSB и один раз установить драйвер после подключения устройства. Работает это все достаточно стабильно, но возможны варианты. Все-таки мы имеем дело с опенсорсным проектом, который (а) не был завершен и (б) не был даже толком протестирован. С моим более поздним устройством Sony MZ-NH600 библиотека работает плохо, рекордер зависает посреди записи намертво. С Sony MZ-N10 все хорошо, я записал уже десяток дисков без всяких проблем. Но, например, если попытаться записать на диск, на котором установлена физическая защита от записи, Web Minidisc просто вылетает с ошибкой — рекордер что-то сообщает компьютеру, но этот сценарий просто не обрабатывается библиотекой.
Попробуем записать музыку с помощью Web Minidisc. Для этого достаточно перетащить нужные файлы любого формата в окно браузера. Перед записью программа предложит нам на выбор опции:
Теги из медиафайлов подхватываются автоматически и записываются на минидиск. Название всего диска потом можно ввести вручную. Я записываю на минидиск свежеприобретенный на Bandcamp альбом. Его длительность — 31,5 минуты. В режиме SP (напомню, это запись на минидиск с битрейтом 292 килобита в секунду) альбом из 13 треков записывается 9 минут и 56 секунд, всего в три раза быстрее, чем в режиме реального времени. Подождите, а где тогда обещанная скорость 64Х?
Стираем диск и пишем альбом еще раз, но уже в режиме LP2 (132 килобита в секунду). Время записи — три минуты 34 секунды, почти в три раза быстрее, чем в режиме SP и в шесть раз быстрее, чем в реальном времени. Давайте посчитаем по-другому. 31,5 минуты аудио с битрейтом 292 килобита в секунду — это примерно 69 мегабайт. С битрейтом 132 килобита в секунду — 31,2 мегабайта. Итоговая скорость передачи данных в нашем эксперименте получилась в режиме SP — 115 килобайт в секунду, в режиме LP — 145 килобайт в секунду. Даже медленная флеш-память тех лет способна на большее.
Почему так получается? В режиме LP2 звук на минидиск записывается с компьютера так:
Конвертация исходника в формат LP2 -> Отправка потока данных LP2 на устройство -> Запись на минидиск
В режиме SP все несколько сложнее:
Конвертация исходника в формат RAW PCM -> Отправка данных RAW PCM на устройство -> Конвертация в ATRAC SP на устройстве -> Запись на минидиск
По каким-то причинам Sony не разрешила конвертацию звука в оригинальный формат ATRAC SP на компьютере. Возможно, чтобы избежать утечки проприетарного алгоритма. Этот неуловимый Джо действительно остался тайной Sony, но есть открытая реализация. В результате в режиме SP на устройство передается больше данных, они дополнительно сжимаются устройством, и результат в 3Х — это еще неплохой результат. Более старые минидисковые рекордеры в моей коллекции в лучшем случае пишут 40-минутный альбом за 20 минут.
В режиме LP2 эти 31 с лишним мегабайт передаются на устройство очень быстро. И пишутся быстро — каждый трек за секунды. К сожалению, после записи каждого трека рекордер передвигает головку в начало диска и обновляет TOC — таблицу содержимого. Это серьезный недостаток компьютерного минидискового интерфейса, который инженеры Sony создали на пустом месте. Если бы TOC обновлялась один раз за сессию, скорость записи была бы гораздо быстрее. Насколько? Я создаю WAV-файл длительностью в те же 31,5 минуты и пишу его на минидиск в формате LP2. Результат — 1 минута 15 секунд, или в 25 раз быстрее реального времени или 415 килобайт в секунду. Но это еще не все. Если использовать SonicStage, оригинальный софт для работы с минидиском, там запись в формате ATRAC SP еще более кривая:
Конвертация исходника в формат LP2 -> Конвертация в RAW PCM -> Отправка данных на устройство -> Конвертация в ATRAC SP на устройстве -> Запись на минидиск
Этот гигантский костыль скорее всего был вставлен для защиты авторских прав, а по факту — просто лень было сделать нормально. Из-за этого современные решения Web Minidisc и Platinum MD имеют большое преимущество перед штатным софтом: они не добавляют этот лишний этап сжатия с потерями. Вы не теряете в качестве при записи дисков в ATRAC SP с компьютера. И что же, можно без проблем тиражировать минидиски с помощью старого устройства и современного софта? Да, но есть один нюанс…
Gapless
Да, при записи минидисков с компьютера не получается «бесшовное» переключение между треками. Возможно это связано как раз с обязательным обновлением Table of Contents после записи каждого трека. Обычные минидисковые рекордеры (стационарные и портативные, без связи с ПК) пишут звук без перерывов, и только в самом конце сессии обновляют TOC. Получается, что правильная, без помарок, запись на минидиск возможна только в режиме «лихие девяностые» — при передаче аналоговых или цифровых данных напрямую на устройство, без компьютера, в режиме реального времени. Или самое лучшее с четырехкратным ускорением на специализированной CD/MD-деке, как я описывал здесь.
Добровольные страдания
Из-за таких сложностей 20 лет назад я бы проклял этот формат, если бы только мог его себе позволить. Сейчас же все эти трудности скорее воспринимаются как необходимая часть хобби: если хочешь удобно, слушай Спотифай или Яндекс.Музыку. На примере Sony MZ-N10 я еще раз показал, как технология страдает от тяжелого наследства. Нелегко было переделать на компьютерный лад то, что создавалось как самостоятельное устройство — как кассетный магнитофон, только с цифровыми потрохами. Трудно сейчас сказать, чего больше не хватило в начале нулевых — политической воли руководства Sony или смелости технарей.
Смелое решение представили в 2005 году: тогда компания Sony выпустила носитель Hi-MD емкостью 1 гигабайт, с обычным минидиском совпадающий только по габаритам. Только в нем получилось отбросить полтора десятка лет легаси: из минидиска сделали простую флешку в формате FAT12, куда можно одинаково быстро записывать и музыку, и данные, без всяких конвертаций и прочих реверансов. Увы, было уже поздно.
Для меня, как большого фаната ретротехнологий MZ-N10 — прекрасный образец «позднего минидиска». Компактный, легкий, долго работающий от батареи, с удобной док-станцией для зарядки и связи с компьютером. Это еще и характерный представитель электроники начала нулевых — тогда и в мобильных телефонах, и в КПК была «мода» на проприетарные разъемы, на зарядку отдельно от передачи данных. Если бы формат был хоть как-то актуален еще лет 10 после выпуска MZ-N10, возможно разработчики успели бы исправить все упомянутые выше косяки. Но нет, не вышло, приходится радоваться устройству как есть, в том виде, в котором его создатели решили «а, черт с ним, и так сойдет». 20 лет назад юбилейный минидисковый портатив отправился в продакшн, и с тех пор в моем отдельно взятом хозяйстве продолжается его эксплуатация. Пока что полет нормальный. Посмотрим, что будет еще через 20 лет!
Комментарии (41)
ebragim
02.02.2022 01:29+7Статья напомнила мне детство, когда пределом мечтаний был хоть какой кассетный плеер, но семейного бюджета хватало на что-то максимально дешёвое, из категории "при просадке батарейки лента мотается медленнее, растягивая звуки". И тут друг семьи дарит мне невероятную модель panasonic rq-sw99v, полностью автоматический, реверс, управление с пульта (о боги, у него не было огромной кнопки play, он управлялся полностью цифровым методом и с пульта!), и что самое невероятное — наушники с оголовьем на шею, на котором был набалдашник с сабвуфером — басы передавались вибрацией через позвонок! Ни один девайс я так не берёг, как этот плеер)))) В итоге он пережил несколько ремонтов, и помер уже в старших классах во время автоаварии...
f15 Автор
02.02.2022 01:49+1Приятные у вас воспоминания, и подходящие к устройству из моего поста. Все мои древние артефакты в свое время были бы подарком судьбы, невероятно крутым гаджетом, которого почти ни у кого больше нет. Чаще всего в те времена я мог о них только мечтать, а если и позволял себе что-то, то разумнее и дешевле. Я стараюсь не забывать об этом, даже когда пишу про объективные недостатки все этого ретрохлама.
Black_Spirit
02.02.2022 02:05+12В конце 90-х работал в профессиональном театре, когда сменили ведение спектаклей с плёночных STM на минидисковые деки. Формат казался чудом. Весь 40-летний архив фонограмм был переписан на минидиски. Где-то полгода ушло. За годы использования был всего один сбой. На гастролях не прочитался Toc на диске. Пришлось организаторам бегать и собирать по городу разные экземпляры устройства в надежде что на каком-то прочитает. В итоге, прочиталось и фонограмма была переписана на новый диск аккурат к началу спектакля.
aanovik42
02.02.2022 10:02+2Два других покупал в состоянии «сломан, не работает». Оба раза оказывалось, что это не совсем так.
Постоянно натыкаюсь на рассказы о том, как кто-то покупает устройство в состоянии "не работает", а потом устраняет плёвую неисправность в духе "почистил контакты спиртом". Мне вот интересно, вы просто покупали нерабочие устройства на авось, или всё-таки уцепились за какие-то подсказки в описании?
f15 Автор
02.02.2022 11:46+3Тут больше везения, чем опыта. На каждую удачную покупку у меня приходится неудачная, просто я о них редко рассказываю. Показательный пример — Sony MZ-RH1, который я купил дорого, понадеялся на «простую проблему», но проблема была сложная и не одна. В данном случае помог и опыт: у меня уже было такое устройство раньше, я знал, что они достаточно надежные, но при быстрой проверке перед продажей могут прикидываться дохлыми. Это вообще полезное занятие: чинить/обслуживать одно и тоже. С каждым новым экземпляром лучше получается. Правда коллекция в итоге начинает напоминать склад.
sim2q
02.02.2022 14:04+2потом устраняет плёвую неисправность в духе "почистил контакты спиртом"
Да.Да.. плёвая) У MD шарпов переносных было такое - сносили головку записи или ещё что то там происходило. Много их было в продаже без записи. Менял как то голову на дэке, но брал с совершенно другого аппарата. В деке на выходе был полумост, а у донора - мост. Заработало, но криво и через раз, т.к. не смог нормально механически закрепить... В общем на счёт "почистить спиртом" - не стоит обольщаться...
неинформативный кусок картинки крепления головы
сигнал идёт по двум гибким стальным лентам выпрямить которые мне не удалось, да и голова была немного другой конструкции и не плотно прижималась к диску
f15 Автор
02.02.2022 17:17+1Могу добавить, что простые распространенные проблемы тоже бывают. Потеря контакта с батареей из-за утечки электролита. Залипшие кнопки. Оторванные провода у пультов. В целом успешных историй покупок минидисковой техники у меня сильно больше, чем, скажем магнитофонов. Вот там лучше заранее расчитывать на то, что устройство было сломано, после чего хранилось в снегу двадцать лет.
drWhy
02.02.2022 21:57В старых магнитофонах пассики обычно менять приходилось.
f15 Автор
03.02.2022 14:59+1Надо бы собраться и написать про качественные магнитофонные страдания. Возможно мне «не повезло», но пассиками у меня почти никогда дело не ограничивалось. А было такое:
1) Свернута набок магнитная голова, так, что ее даже сложно вернуть на место без шаблона (но с тестовой кассетой).
2) Выкручены в разные стороны уровни записи-воспроизведения-подмагничивания.
3) Хрустят все переключатели и регуляторы. Магнитофон самопроизвольно переключает режимы шумопонижения.
4) Жует ленту потому, что неправильно отрегулирован подающий ролик.
Это все, конечно, следствие предыдущего некачественного ремонта. Ну и я, в паре случаев, добавлял свои неисправности, пытаясь научиться чинить. Поэтому когда приехал магнитофон с заводскими пломбами на головках, живыми пассиками и вообще рабочий — я не мог поверить своему счастью.Kotman
03.02.2022 16:00Ооооо!!! Это была очень "ламповая" статья по всем аспектам! Может узнаю как добывались тестовые кассеты для калибровки, а то только читал про них.
Stas911
02.02.2022 23:05Часто у людей железки валяются в ящике и нет ни желания, ни времени разбираться, что там не работает. Продают как есть за любые деньги, лишь бы не на мусорку.
artoym
02.02.2022 10:09Дизайн Sony MZ-N10 очень напоминает их же mp3-плеер Sony NW-E400. Управление с помощью поворота головы плеера гениальное и при этом очень удобное!
f15 Автор
02.02.2022 11:47А я вот это кручение не оценил. На ходу, особенно когда пульт или плеер приделаны к куртке, трудно придать джойстику нужное направление. Проще кнопку нажать.
DmitrySpb79
02.02.2022 10:32Интересно, а Sony не делала плееры с картами Memory Stick?
Еще у Sony были неплохие КПК с Palm OS, которые вроде тоже умели играть MP3.
Paultino
02.02.2022 11:37+2Как это не делала?
https://www.amazon.com/sony-nw-ms7-memory-stick-walkman/dp/b00004ue8s
Свой носитель, свои плеера = экосистема
alex_dow
02.02.2022 13:41+1Спасибо за статью. У меня вопрос по звуку - слышал/читал о каком-то особенном звучании минидиска, это миф или связано с форматом записи и качеством цап/ацп?
f15 Автор
02.02.2022 15:08+2я лично не верю в «волшебное звучание минидиска», но связывают его скорее с качествами кодека ATRAC по сравнению с (тогда) MP3. Впрочем, в объективных исследованиях (много людей вслепую оценивают закодированные по-разному музыкальные фрагменты) ATRAC никаких удивительных свойств не показал. Но и недостатков у него особых нет — цифра и цифра.
Качество ЦАП/АЦП зависит от конкретного устройства. В некоторых деках добивались очень хороших параметров даже по современным меркам, тем более по меркам девяностых. С 1997 года применяется обработка цифровых данных в 24-битном представлении, что тогда вообще редко где встречалось, а в минидиске было. Слышны ли эти особенности на практике — спорная тема.drWhy
02.02.2022 15:18Знаю человека, таки купившего несколько лет назад CD-проигрыватель Marantz определённой модели, чтобы самолично сравнить звучание его специфического ЦАП с уже имевшейся другой моделью. Жаль, не знаю, чем закончилось сравнение, говорят с возрастом разница проходит ;)
f15 Автор
02.02.2022 15:24+2Да почему нет, пусть. Будучи владельцем семи современных портативных аудиоплееров (и трех десятков устаревших) я как-то не могу осуждать таких людей.
alex_dow
02.02.2022 17:14Спасибо за ответ. Действительно, цифра цифре рознь, похоже что дело не в атраке, а в грамотной инженерной работе и качественных комплектующих. Тем более сони активно конкурировала и продвигала минидиск, и просто должна была сделать качественно. С удовольстием бы записал/послушал деку, мое хобби - писать на пленку и обратно, своеобразный "мастеринг", сравнить бы с ньюансами минидиска
interrupt
02.02.2022 23:10+3Как автор atracdenc, могу чуть рассказать про ATRAC. Действительно, ничего прям особенного в ATRAC1 (это тот который SP) нет, там просто достаточно большой битрейт, более удачный чем у mp3 фильтрбанк, в частности он позволяет переключать размер окна в каждом из 3х полос. А в остальном ATRAC1 разрабатывался в то время когда каждый такт был на счету, в нем даже нет никакого энтропийного кодирования после квантования MDCT коэффициентов.
ATRAC3 чуть интереснее, уже есть кодировние Хаффмана, вместо переключения размера окна там используется нормализация уровня перед mdct - коэффициент аттенюации передается так же в потоке для последующего восстановления на декодере. Однако полностью реализовать эту фичу у себя мне не удалось. В остальном кодек очень похож на ATRAC1.
ATRAC3+ (не реализован в atracdenc) вот он имеет уникальную для аудиокодеков технологию - Generalized Harmonic Analysis, с ней было бы интересно поэкспериментировать. С другой стороны HiMD устройства, использующие этот кодек, я использовал, обещания Sony что на битрейте 64Kbit а ATRAC3+ достигнуто кажество SP режима не сбылись.
Kotman
02.02.2022 23:49Была в журнале Stereo&Video статья о минидисках. Писали, что первая версия ATRAC была настолько сырой, что ужасно проигрывала МР3 по качеству. Не могу найти оригинал статьи, но помню такое сравнение "из струнного квинтета ATRAC способен оставить квартет". Отмечали очень резкие высокие частоты.
ЕМНИП к версии ATRAC III качество подтянули сопоставимо с МР3 160-192кбит/с. о чём писал всё тот же журнал.
undersky
02.02.2022 22:12Там вроде дело не в кривизне, а в том, что в то время у сони была такая идея - по причине защиты прав можно разрешать пользователям делать только одну цифровую копию контента. То есть, например, скопировать с CD на MD можно, а с этой копии на другой MD уже цифровую копию нельзя.
Kotman
03.02.2022 13:44Ну подобным почти все грешили при переходе на цифру. Оцифровку с аналогового выхода не блокировали.
conrad98
03.02.2022 12:56+1Сохранился и работает MZ-R50 в почти полном комплекте, даже мешок и кабель оптический.
Правду "умерли" наушники (
Куплен за бешеные, по тем временам, деньги, но хотелось качественного звука и самописных альбомов их тоже, записанных через оптику, сохранилось с десяток.
Единственный минус, что плеер принимал на запись только родные диски.
conrad98
03.02.2022 13:04+1Kotman
03.02.2022 13:46Только родные диски? Это как? Я сначала подумал только диски Sony, но на фото BASF проглядываются. Имеется ввиду не читает диски, записанные на других рекордерах?
conrad98
03.02.2022 15:28Basf чистые.
Играть можно, а вот при попытке записать, пишет "no disk".
Глубоко не копал, но где на форумах писали про защиту, но не уверен, что так.
Kotman
03.02.2022 16:04Однако! :-О
Я даже не читал о такой "подлянке". Защита шторкой же обеспечивается, вроде той, что на кассетах, разве, что выламывать не надо.
conrad98
03.02.2022 16:14Шторка - это защита от перезаписи.
Получилось так, что на глаза попались диски Басф, сильно дешевле родных, но попытка записать на них проввлилась. Где-то на форуме вычитал, что плеер определяет производителя дисков и пишет только на родные. С инфой в то время было не очень, потому копать глубже не никак, а потом тему вообще забросил, да и удачно прикупил дисков от Тёти Сони)
Kotman
03.02.2022 16:52Спасибо! Соазу вспомнились битвы диск vs CD/DVD-RW. Что-то записывалось влёт и читалось везде, а что-то умирало на первых секундах записи и летело в мусорку испорченным.
conrad98
03.02.2022 17:14О, да) Помнится писал сборники слушать в машине, диски летели только так. Зато "балалайка" на кухне крутила любые.
Kotman
03.02.2022 20:47У меня в гараже стоит старая микросистема JVC. Мне досталась подубитая, ЛПМ вообще отсутствует с частью плат из-за чего нормально запустить звук в тракт в режиме Tape не вышло. Но диски читет все, кроме CD-RW. Ну оно и понятно - рождена до их появления.
f15 Автор
03.02.2022 15:03Круто. Эта модель считается одним из лучших представителей минидискового портатива «старой школы». Еще в те времена (судя по архивам на minidisc.org) обсуждали более низкую надежность более свежих рекордеров вроде R55. А тут была отработанная технология, прекрасный дизайн. Вот только батарейки у них нестандартные, в отличие от более толстых R30 и R35. Надо бы собраться и наколхозить аккумулятор из нового элемента и старого корпуса, для моего экземпляра.
conrad98
03.02.2022 15:35Согласен, именно эта модель серъёзная и какая-то солидная, что ли.
Да, батарейка своеобразная, но удивительно и заряжается и заряд держит.
На тот случай если гикнется, то в комплекте есть "пауэрбанк" не пальчиковых батарейках)
Кста, сейчас в поиске пробежался, вроде как есть в продаже, правда цена кусачая.
Батарея здесь LIP-8.
Ещё где-то встречал, что колхозили, но думается не так всё просто, ибо контактная группа, весьма специфичная и будет ли заряжаться.
gears
03.02.2022 20:31Будет заряжаться если только банку поменять а все остальное от старой оставить.
gears
Веб версия еще и привередливая оказалась, с лисой не хочет дружить просит хром..
Ретро страдания множатся..
ramzes2
Там скорей всего используеться WebUSB для доступа к устройсву, а он не реализован в Firefox.