Привет, Хабр! Меня зовут Андрей Ткаченко, я руковожу направлением прогнозирования промо в «Магните». Наша команда запускает цикл статей: мы приоткроем дверь в мир процессов, технологий и алгоритмов крупного российского ритейла, а также поделимся собственным опытом прогнозирования промо.
Во вводной статье мы расскажем о разнице между промо и регулярными продажами, о команде и истории развития направления прогнозирования в «Магните», а также объясним, почему качественный прогноз промо важен для бизнеса.
Мы привыкли к большому количеству желтых ценников в магазинах у дома, но так было не всегда. За последние десять лет промо в российском ритейле как инструмент стимулирования спроса пережил революцию. В 2010 году на этапе становления и бурного развития торговых сетей в России цели промоакций были ограничены: сокращение срока вывода новинки на рынок, компенсация шероховатостей планирования объёмов производства либо попытка привлечь дополнительного покупателя невиданной ранее низкой ценой на условный картофель, о которой сообщали в объявлении на ближайшей остановке общественного транспорта… Объёмы промопредложения были незначительны, как и само количество акций.
За прошедшие годы промо преодолело длинный путь и превратилось в отдельный мир со своими законами и проблемами внутри сложившейся системы ритейла. Доля промопродаж выросла с ~10% на старте до ~40%, появилось множество различных промомеханик и способов коммуникаций с покупателями, большинство крупных компаний помимо обычного промо запустили собственные программы лояльности. Последовательно растущая от года к году доля промопродаж заставила компании уделять процессам организации, планирования и прогнозирования всё больше внимания.
А пока вернёмся к магазину у дома: с точки зрения покупателя, товар с жёлтым ценником мало чем отличается от стоящего рядом аналога, кроме привлекательной цены. Но мало кто знает, что для торговой сети процесс попадания этого товара на полку – отдельная, не лишённая драматизма, история.
Регулярные продажи VS промо
В случае с регулярными продажами мы имеем дело с поддержанием товарного запаса на ассортимент, имеющий стабильный спрос. Каждый магазин выступает в роли локального склада, на который ежедневно необходимо привозить такой объём товара, который покроет среднюю дневную потребность + страховой запас*. Горизонт прогнозирования — небольшой, менее семи дней, логистическая возможность пополнения — ежедневно или раз в два дня.
*Страховой запас
запас товара, сформированный на случай непредвиденных обстоятельств (на случай внезапно выросшего спроса, задержки поставок или проблем на производстве). В нашем случае является расчётным параметром на базе индивидуальной статистики продаж для каждого магазина-товара
В случае с промо ситуация сложнее, потому что каждая промоакция — в сущности, аномалия с точки зрения регулярных продаж. Поддерживать страховой запас на уровне промопродаж по каждой товарной позиции нецелесообразно — в магазине не хватит места. Кроме того, после окончания акции спрос на товар может резко упасть и весь избыток рискует быть списанным по истечении сроков годности, либо надолго зависнуть в статусе неликвида. При этом проведение промо требует дополнительной подготовки как со стороны поставщика (планирование объёмов производства, распределение по региональным складам), так и со стороны торговых сетей (публикации в каталогах, внешняя реклама, информирование сотрудников о механике проведения акции), что напрямую влияет на плечо прогноза*.
*Плечо прогноза
временной отрезок между моментом расчёта прогноза и прогнозируемым периодом.
Качество прогнозирования промо влияет на имидж компании и лояльность покупателей. Так, если человек не нашел в магазине батон бренда X, он без раздумий выберет из лежащих на полках аналогов по сопоставимой цене. Совсем другая ситуация, если клиент идёт за покупками, увидев рекламу на ТВ и заинтересовавшись выгодным предложением, и с разочарованием видит в магазине пустую полку с одиноким жёлтым ценником.
Итак, мы определились, что правильное планирование и прогнозирование объёмов промопродаж:
это залог успешных акций и программ лояльности;
положительно влияет на NPS*;
существенно отличается от регулярных продаж с точки зрения механики, целей и требований;
влияет на финансовую составляющую современного ритейла (охватывает около половины всех продаж).
*NPS (Net Promoter Score)
индекс, с помощью которого определяют лояльность клиента товару или бренду (индекс готовности рекомендовать) и оценивают готовность вновь совершать покупки.
Что из себя представляет прогноз промо в «Магните»
Глобальная цель нашей команды — создание высокопроизводительного сервиса прогнозирования (в первую очередь, «ядра» или Back-end части) с единым окном входа, который способен в течение нескольких минут возвращать результат расчёта заказчику. Кроме того, сервис должен быть гибким, чтобы быстро подстраиваться под изменения в поведении покупателей, рыночной конъюнктуры, появление новых видов маркетинговой активности и механик промо, а также под краткосрочные и долгосрочные цели компании. В роли заказчика может выступать любое подразделение, которому нужен расчёт прогноза. Например, помимо еженедельных промо, на расчёт в июне может прийти план новогоднего объёма продаж сезонных инаутов* для планирования производства поставщика.
*Инаут
товар вне регулярной ассортиментной матрицы, введённый с экспериментальными целями без точного понимания его дальнейшей вероятности постоянного присутствия в матрице.
Цель нижнего уровня для прогнозирования промо — ответить на вопрос: «Какое количество конкретного товара мы продадим в отдельно взятом магазине в течение промопериода при заданных параметрах?». Звучит как тривиальная задача, но на практике всё не так просто (об этом — в следующих статьях).
Как развивался промопрогноз в «Магните»
-
Прогнозирование промо выделяется в отдельное направление.
Модели: ручной расчёт на базе исторических данных
Примерно в 2015 году мы поняли, что нужно выделить промо из общих систем прогнозирования из-за существенных отличий в процессах. Это помогло повысить качество прогноза за счёт создания надстроек и адаптации существующих систем прогнозирования и пополнения под специфику промо.
-
«Коробочные решения» от контрагентов.
Модели: Линейные модели
В 2018 году внедрили один из существующих на рынке готовых инструментов прогнозирования промоспроса, что позволило сделать быстрый рывок за счёт применения более современных технических решений.
Плюсы: |
Минусы: |
позволило быстро догнать рынок при накопленном отставании в технологиях |
постоянные затраты на поддержку и доработку |
поддержка решения усилиями небольшой команды |
отсутствие возможности внедрения быстрых доработок своими силами |
потеря центра экспертизы внутри компании |
-
Самостоятельная доработка и адаптация готового решения.
Модели: Линейные модели
В конце 2018 года мы начали развивать готовое решение силами своей команды.
Плюсы: |
Минусы: |
нарастили экспертизу |
моральное устаревание решения |
смогли внедрять быстрые доработки |
нет потенциала роста ключевых метрик прогноза |
-
Разработка и внедрение алгоритмов на базе ML.
Модели: Линейные модели, Мультипликативные модели, ML алгоритмы на базе градиентного бустинга и другие
В 2019 году мы усилили команду и начали разрабатывать собственные решения на базе ML, а также провели ревизию и пересобрали с нуля существующие, чтобы повысить их эффективность и устранить накопленные баги. Кроме того, мы реализовали сервисный подход к прогнозированию — то есть объединили все алгоритмы и разработки в общий pipeline с единым окном входа для пользователей, тем самым создав первую версию прогнозной машины.
Плюсы: |
Минусы: |
современное решение |
усложнилась интерпретация результатов (актуально для стека ML) при взаимодействии с бизнесом |
возможность дорабатывать и адаптировать технологии на ходу |
появилась необходимость формировать сильную команду (Data + бизнес) |
возможность быстро реагировать на актуальные потребности бизнеса |
|
возможность масштабировать разработки |
|
принцип «одного окна» |
-
Адаптивный подход к прогнозированию товарных категорий и разработка алгоритмов на основе нейросетей.
Модели: Линейные модели, Мультипликативные модели, ML алгоритмы на базе градиентного бустинга, нейросети и другое
В 2021 году мы повысили эффективность стека боевых алгоритмов и инструментов аналитического блока, сформировали устойчивый цикл жизни и развития алгоритмов. Запустили процесс разработки и тестирования нейросетей с собственной архитектурой.
Плюсы: |
Минусы: |
индивидуальный подход к прогнозу отдельных товарных групп на уровне моделей для достижения бизнес-целей. Например, для товаров с коротким сроком годности и стабильным потреблением нельзя допускать профицитный прогноз. Необходимо, чтобы они всегда были свежими + не рос объём списаний, и при этом полка не должна пустовать. Для товаров с длительными сроками хранения и волатильным спросом приоритетом будет наличие на полке. |
появилась необходимость наращивать вычислительные мощности |
повышение качества прогнозирования благодаря возможности учитывать большее количество признаков и моделировать пространство решений вне статистики наблюдений |
усложнился технологический стек |
Наша команда и организация рабочего процесса
Прежде чем прийти к нынешнему состоянию команда прогнозирования пережила несколько этапов трансформации и роста. Сейчас базовые роли в команде прогнозирования делятся на три направления:
Data scientist – отвечает за разработку и развитие алгоритмов, тестирование гипотез.
Data engineer – отвечает за внедрение алгоритмов в pipeline, поддержку работы сервиса прогнозирования, настройку потоков данных.
Data/Business Analyst – отвечает формирование гипотез и валидацию результатов тестов.
У каждого участника команды есть набор уникальных навыков, знаний и опыта, которые могут быть на стыке разных областей, с уклоном в одно из направлений.
Важное преимущество нашей команды — каждое из направлений формировалось на базе сотрудников, имеющих большой опыт работы в «Магните»:
во-первых, это позволяет проще и быстрее обучать новых участников команды
во-вторых, сотрудники знают особенности учёта данных компании и построения корпоративного хранилища
в-третьих, знание внутренних процессов и опыт работы в разных подразделениях компании позволяет сразу отсеивать заведомо ложные гипотезы и находить оригинальные решения сложных проблем.
Рабочий процесс выстроен на базе продуктового подхода, адаптированного к реалиям крупного ритейла и корпоративной культуры «Магнита». Сам продукт обособлен от операционной деятельности компании, что позволяет нам работать в комфортном двухнедельном цикле спринтов-релизов. Ведение Backlog’a, планирование и контроль текущих задач осуществляется в Jira. Команды DS и DE практически не контактируют с пользователями, заказчиками, смежными подразделениями. В зависимости от специфики вопроса внешними коммуникациями занимаются владельцы продукта и бизнес-аналитики блока.
В этой статье мы дали общее представление о работе нашего подразделения, а в следующем материале расскажем об особенностях и проблемах прогнозирования промо, а также подробнее остановимся на стеке технологий и пайплайне.
P.S. О каком аспекте из жизни команды рассказать в следующих постах? Предлагайте свои варианты и задавайте вопросы в комментариях!
Комментарии (6)
samsond78
04.02.2022 21:37+1Пришел около месяца назад специально для того, чтобы теще поп-корн по купону прикупить. А нету поп-корна-то! Продавцов на уши поставил: как это - теща любит поп-корн, умудрился не потерять купон, специально крюк сделал, чтобы порадовать тещу, а НЕЧЕМ! Такое вот планирование, да)
etovolchanka
Так все круто и технологично, а заходишь в магаз - кругом гниль и просрочка
nadya_blau
Привет @etovolchanka! Технологии и операционная работа магазинов — это все таки разные истории. В магазине многое зависит от людей и своевременно выкладке / замене. Дать компетентный ответ и навести порядок могут директора магазинов, обеспечить качество — специалисты по качеству. Это все супер-важная история, но к теме статьи не относится. Спросите о промо прогнозировании - расскажем
n1ger
За неделю до промо повышаем цены на 25%. Поставщики подвозят - малый сбыт. Так мы накапливаем позиции. А потом снижаем на 2% ниже изначальной.
И вот он ажиотаж. Мега-акция. Эксклюзив. Только 5-6-7шт в руки.
А реальная акция с реальной скидкой - это распродажа гнили и просрочки. Что вообще-то нужно утилизировать. Или раздавать нуждающимся бесплатно. Но кто же будет выкидывать, тогда отдел промо-прогноза кому будет нужен? :)
dishkakrauch
То, что Вы описали очень далеко от реальности, если сглаживать углы.
Первый кейс с наценкой в 25%, чтобы быстро привезти товар для создания ажиотажа с целью быстрого сбыта: так работает с одеждой, но не с товарами повседневного спроса, потому что, во-первых, товар быстро не удастся привезти из-за сложной логистики в РФ (большие расстояния), а, во-вторых, ни одна категория товаров не выдержит схемы с наценкой в 25% - Магнит, как Target и прочие компании в сегменте по всему миру, является дискаунтером, т.е. люди в таком кейсе просто уйдут через дорогу в другой магазин купить дешевле. И, к слову, как Вы себе представляете увеличение цен на молоко в 1.25 раз с условием продажи по несколько пачек, чтобы сэкономить 2%? Понимаю, что утрируете, но тогда непонятна суть вопроса.
Насчёт гнили и просрочки: во-первых, гнить может не такой широкий ассортимент, а именно фрукты и овощи, а, во-вторых, в случае окончания срока годности (просрочки) товар уделяется, а не продаётся по акции и, если Вы зайдёте в магазин, то поймёте почему, увидев на товаре не жёлтый или красный ценник, а наклейку для сигнала клиенту, что товар можно купить дешевле, т.к. срок годности истекает. Товар для промо зачастую производится поставщиком с целью продать его по скидке и это редко товар с коротким сроком годности потому, что в таких товарных категориях играть с покупателем в цены опасно: товар может совсем пропасть и не принести компании выгоду, а клиенту принести только страдания.
Если уж критикуете, то надо знать мат. часть))