Привет! Меня зовут Сергей Путятинский, в Московском кредитном банке (МКБ), я отвечаю за блок IT, клиентский сервис и бэк-офис. Не так давно мы с коллегами по цеху собирались обсудить тренды в цифровизации, причем было желание поговорить не о сферических цифровых «конях в вакууме», а о реальных ситуациях. Если вам интересны сегодняшние и завтрашние тренды в отрасли, ситуации «ожидание-реальность», что сейчас происходит на рынке труда с людьми, их навыками и зарплатами — этот пост для вас.

Давайте сразу про главное. Что вообще происходит на рынке, что происходит в банках, в IT? Возникает много всяких технологий, непонятных слов, сейчас это очень модно и популярно, сейчас все начальники читают пресс-релизы, не понимают, задают вопросы технарям, которыми часто ставят их в тупик. 

Ниже на картинке приведено много современных, модных слов. Вообще эту кривую придумал Gartner – компания, которая занимается аналитикой в сфере IT, они собирают информацию по IT-отрасли из разных регионов, стран и разных бизнесов и выдают агрегированную аналитику. В Gartner работают серьезные отраслевые эксперты с опытом 15-20 лет, которые пишут прогнозы и исследования.

Вот кто-то из них заметил: когда создается новая технология, надувается информационная волна вокруг нее. Практического толку от этой технологии еще нет. Вертикальная ось — ожидание, горизонтальная – время.

Ожидание уже ого-го, хотя никто еще до конца не понимает, какие возможности новая технология создаст. Дальше все, услышав про это, попробовали, ничего не получилось, бизнес-применение неочевидно. Ожидания резко падают, все разочарованы, а потом постепенно (кстати, не для каждой технологии) появляются практические кейсы, принесшие пользу, их повторяют, и технология выходит на уровень, который Gartner называет “Плато продуктивности».

В правой части картинки технологии, ценность и применение которых уже понятны: искусственный интеллект, биометрия, речевая аналитика. Слева – новые, набирающие популярность слова, вокруг которых надувается «пузырь ожиданий» и создается информационный шум.

Ожидание / реальность

Я начал именно с этого, потому что ожидания сейчас в целом от технологий не просто велики, они завышены. Это приводит к совершенно странным выводам. Пара примеров: есть ожидание, что машина будет сама ездить на автопилоте и управляться искусственным интеллектом, а реальность такова, что сейчас посадить человека в бэк-офисе, который будет удаленно через интернет управлять машиной, намного дешевле, чем создать и внедрить искусственный интеллект. Конечно, вряд ли так кто-то поступит, но, если у вас нет десятков тысяч водителей в штате, искусственный интеллект не приведет к видимой экономии.

Это связано с тем, что на фоне завышенных ожиданий стоимость технологий резко выросла. Вы это наблюдаете на уровне зарплат IT-специалистов. В принципе, создать технологию сейчас дороже, чем это было 10 лет назад. Поэтому возникают интересные ситуации, когда бэк-офис становится внезапно дешевле, чем программисты и их технологии.

Лет 15 назад, это было совсем не так. Программисты получали столько же, сколько бэк-офис и бухгалтерия. Сейчас разработчики получают в 2-3 раза больше. 

Еще шуточный пример про большие данные. Большие данные, цифровые двойники, скоро все построят полную цифровую копию реальности, и при помощи данных будут делать все – таковы ожидания бизнеса и руководителей. А вот маркетинговое сообщение клиенту от продуктовой сети, в котором говорится: “Спасибо, что вы наш клиент, что вы с нами столько лет и потратили столько денег. Мы проанализировали вашу активность за прошлый год, ваш любимый товар - пакет”.

Данные мы, конечно, собрали, но интерпретировать их и реально работать с ними мы еще не научились. Я думаю, что вы все являетесь жертвами многочисленных смс и спам-звонков от разных других организаций, которые пытаются продать вам какую-нибудь ненужную кредитную карту с лимитом тысяч в 50. 

Это тоже яркая иллюстрация того, что ваши данные у всех есть, я думаю, что часть из вас можно просто найти в интернете и из этой информации про вас уже будет понятно, что у вас все хорошо и карта с лимитом в 50 тысяч вам, прямо скажем, не очень нужна. Но вам все равно ее попытаются продать, потому что на фоне завышенных ожиданий от данных, реально их использовать мы не умеем даже на таком банальном уровне.

Соответственно, если говорить чуть серьезнее про видение, что в принципе происходит на рынке, и чего мы ожидаем? 

Есть два сценария

Мы видим два вероятных сценария. Возможно, они будут сосуществовать. 

Сценарий 1 – существуют и развиваются финансовые маркетплейсы. Я написал на схеме “три”, это не значит, что их ровно три, это значит, что их мало. Может быть 2, может быть 5, но это точно не 200, не 150. 

Это место, где так или иначе выставлены почти все финансовые продукты конкурирующих между собой организаций, так как сейчас сделано на Яндекс.Маркете с потребительскими продуктами. Это то, что сейчас делает Московская Биржа в рамках проекта «Финансовый маркетплейс».

Там будет полностью оцифрованный клиентский путь, там не получится делать информационный арбитраж, когда клиент просто не знает, что где-то есть более качественный или более выгодный продукт, поэтому берет тот, который находится ближе. В такой ситуации очень мало чем можно конкурировать.

Конкурировать можно, по сути, тремя вещами: 

  • операционной эффективностью, 

  • качеством клиентского сервиса,

  • интерпретацией данных – то, с чего я начал: имея доступ к одним и тем же данным, кто-то делает выводы правильные, а кто-то неправильные. 

Кто будет делать правильные выводы, тот молодец

Соответственно, если первый сценарий станет реальностью, а сейчас вероятность этого высока, конкурировать придется только перечисленными вещами, потому что все наши ставки, тарифы, условия будут однозначно видны, и будет удобный инструмент их сравнения и выбора самого выгодного предложения.

А вот второй сценарий, мы недавно его обсуждали с коллегами. 

Когда-то интернет стал «голубым океаном», новым словом в привлечении клиентов. Это было хорошо, там была маленькая конкуренция, это было дешевле и эффективнее, чем телереклама. Сейчас привлечение через интернет стало очень технологичным, но очень дорогим. Стоимость постоянно растет, потому что растет конкуренция. При этом привлекать клиента становится все дороже, а стоимость перехода из одного банка в другой, от одного провайдера к другому постоянно уменьшается.

Стоимость, выраженная не только в деньгах, а в каком-то, условно, напряжении, которое надо совершить, чтобы переложиться из банка в банк. Если мы вспомним, что было лет 15-20 назад, что надо было, чтобы закрыть депозит в Сбере и куда-то унести? Надо пойти в отделение, очередь, бумажки подписать, взять деньги, пойти в другое отделение другого банка, опять бумажки, опять очередь. 

И нужен какой-то специальный импульс, который заставит решиться это сделать. Ради 0,1% делать это никто не будет. Сейчас это не так. Сейчас три кнопки нажал, СБП, деньги перевели, депозит открыли и все в онлайне и все быстро. Дальше станет еще проще и еще быстрее. Опять же, за счет технологий. 

Соответственно, вот эти два фактора – дорого найти нового клиента, а клиенту дешево и легко сбежать к конкуренту – приводят к тому, что провайдеры финансовых услуг пытаются сконцентрировать максимум сервисов в одном окне, чтобы у клиента даже мысли не возникало смотреть на сторону. Он сидит в своем мобильном приложении или в браузере, и желательно, чтобы он оттуда не выходил. Потому что, если он пойдет куда-то, пусть даже и за комплиментарным продуктом в какую-нибудь страховую или еще куда-нибудь, ему обязательно там что-то продадут, и он к вам уже не вернется.

Поэтому, желательно, чтобы он находился в одном контуре максимальное количество времени, и соблазна этот контур покинуть у него не было. Это то, что сейчас называют словом экосистемы

Но основная идея в этом: не позволить клиенту уйти в другое приложение. 

Это сценарии, которые мы рассматриваем как весьма вероятные на ближайшее время. 

Есть набор технологических факторов, которые тоже влияют: импортозамещение, которое, скорее всего будет обязательным для регулируемых организаций, и при этом дешевле не станет

Интерфейсы 

Будет активно развиваться интерфейс «Человек-человек», мы к этому сейчас вплотную подошли. «Человек-человек» – это когда мы общаемся или действуем нашим привычным человеческим способом, то есть не набиваем текст на клавиатуре, не «тапаем» в телефоне. Мы говорим, а нас понимает машина и отвечает нам тоже голосом. Или банкомат узнает нас по лицу, мы делаем жест, и система нас понимает.

Как технологии в банке должны выглядеть или будут выглядеть в ближайшее время, и к чему это все должно прийти? IT станет внутренним интегратором. Я условно говорю о 2030-м, имея ввиду среднесрочную перспективу. Не так много надо будет делать с нуля. Скорее, надо пересобрать набор уже готовых сервисов – государственных, партнерских – безопасно и надежно их запаковать и быстро выставить клиенту. Кто будет быстро узнавать о новых сервисах и быстро их собирать в бизнес-продукт, тот молодец.

Соответственно, от IT, как от функции, ожидается не много разработчиков, которые с нуля все запрограммируют, а способность из готовых кубиков быстро собирать что-то новое и выставлять клиенту в соответствии с текущей ситуацией на рынке.

Люди

То, что происходит на рынке труда, скорее всего, будет усугубляться. Ситуация имеет явные признаки пузыря, который будет надуваться и дальше. Соответственно, порог входа в IT-специальности будет падать, уровень компетенций будет падать. 

Когда-то, лет 20 назад, айтишники – это были такие гики. Все популярные люди были юристами, экономистами, бухгалтерами, конкурс был, помню, в университете по 10 человек на место. Айтишники – это были странные люди, они что-то делали на 1С, клали сеть и «настраивали Интернет», жили, преимущественно, где-то в районе серверной или технических помещений. В специальность шли те, кто очень сильно интересовался и у кого получалось.

Сейчас не так. Сейчас IT нужно всем, и в индустрию приходит много людей, потому что это модно, потому что высокие зарплаты. То есть если раньше это были люди, которым было интересно принтеры программировать по ночам на ассемблере, сейчас это все подряд, потому что непыльная работа, платят много, сидишь в офисе, все тебя любят, менеджеры за тобой бегают, HR за тобой бегают. 

Эта ситуация привлекает многих, соответственно, средний уровень профессионализма, качества, увлеченности человека падает, потому что он пришел сюда не только потому, что любит технологии. Поэтому мы видим, что будет какое-то относительно небольшое количество крутых профессионалов, которые не будут сидеть у одного работодателя, а будут работать в формате проектной деятельности. И будет большое количество средне-низкопрофессиональных людей, которых надо будет постоянно и много учить.

Есть также понимание, что не айтишный менеджмент будет гораздо лучше понимать, как работают технологии, чего от них можно ждать, чего – нельзя, сложится внутренний диалог на одном языке.

Во второй части поста я расскажу про клиентский путь, работу со стартапами, управление расходами (или инвестициями?) на IT и многое другое.

Комментарии (32)


  1. iiwabor
    04.02.2022 16:32
    +4

    Пузырь "войти в IT", конечно, сдуется, как и любые другие пузыри - важно успеть за это время заработать (а главное сохранить, не растранжирить) деньжат и пожить в свое удовольствие)))

    А строить в наше время долгосрочные планы - это просто смешить Бога)


    1. tommyangelo27
      04.02.2022 23:14

      В любое время ????


    1. Almas016
      05.02.2022 14:46
      +1

      Так не первый год говорят что пузырь лопнет, но он не лопается.


      1. Vilaine
        05.02.2022 23:26

        Пузыри же не будут сразу лопаться от того, что кто-то что-то говорит.


  1. AndreySitaev
    04.02.2022 16:51

    Эта ситуация привлекает многих, соответственно, средний уровень профессионализма, качества, увлеченности человека падает, потому что он пришел сюда не только потому, что любит технологии. 

    Смелый вывод.


    1. Ivanzabu
      05.02.2022 06:12
      +11

      А что вас удивляет - наблюдаю это своими глазами. Ещё 10 лет назад, во времена моего универа - большая часть группы и желающих идти в it - уже на входе в универ писали свои игры потому что весело, пытались найти sql иньекции и выход arduino был событием. Сейчас там люди, которые пришли за деньгами и простой скрипт на js для них проблема, ардуино для них непонятное слово а кодить не удовольствие а через силу. А допускаю, что 20 лет назад там же реально были люди которые реверсинжинерили прошивки, писали на асме и сами собирали себе ардуино из микрух.


      1. valergrad
        05.02.2022 17:34
        +3

         Ещё 10 лет назад, во времена моего универа - большая часть группы и желающих идти в it - уже на входе в универ писали свои игры потому что весело, пытались найти sql иньекции и выход arduino был событием.

        Большая часть - это сколько? Процентов 20%? Сильно сомневаюсь что больше.

         Сейчас там люди, которые пришли за деньгами и простой скрипт на js для них проблема, ардуино для них непонятное слово а кодить не удовольствие а через силу. 

        Т.е. сейчас таких 100%? А вы откуда знаете?

        Предположу, что про первых - времена вашего универа, вы знаете потому что вы с ними учились, жили с ними рядом, поэтому вы об их увлечениях знаете. Нынешние студенты вам - уже старперу для них - о своих увлечениях не рассказывают - поэтому вы и думаете что сейчас таких нет.

        Типичное "раньше было лучше" без каких-то доказательств, просто на основе когнитивных искажений.

        Предлагаю сравнивать объективно.

        Например, уровень заданий на различных айтишных олимпиадах и конкурсах - что программирование, что различные инженерные, что CTF и т.п. - объективно вырос, легко взять конкурсы и задания разных лет и сравнить. Вряд ли бы такое произошло бы при падении уровня участников.


        1. Vilaine
          05.02.2022 23:28
          +1

          Вряд ли бы такое произошло бы при падении уровня участников.
          Вполне может произойти при падении среднего уровня студента. Не средний же студент ездит на олимпиады. Плюс уровень подготовки вырос, старые задачи сразу же разбираются.


          1. valergrad
            06.02.2022 01:23
            +2

            Средний студент и 10 лет назад не писал игры и не искал иньекции на 1м курсе.

            В любом случае, я хотел бы увидеть что-то более объективное.

            Я слишком много слышал этого "раньше было хуже", что если послушать каждого - то уровень студентов непрерывно падает последние лет 200. Но мы знаем, что это не так.


    1. SpiderEkb
      05.02.2022 18:03
      +4

      Да нет, все так и есть.

      В мои времена (конец 80-х - начало 90-х) "профессиональных" ITшников были единицы. Туда шли "за интересом", особых денег там не было. И шли люди с неплохой физмат базой.

      Информации было мало (интернета практически не было, гугла и в проекте не было, даже книжку толковую не везде удавалось купить). Было фидо, юзнет группы (кто сейчас вспомнит что такое binkley term или uucp?) Никаких курсов, естетсвенно. Очень много информации добывалось методом тыка под отладчиком. Но это было интересно, это была магия. Копали глубоко и основательно, до самых основ.

      Сейчас во главе угла "а на каком фреймворке сейчас можно бльше заработать?" (естественно, что там внутри этого фреймворка никого уже не интересует). И куча курсов "с гарантией трудоустройства".

      Людей, которые готовы работать на интересном проекте/платформе за деньги не по верхней границе рынка очень немного.

      IT "повзрослело" и сформировалось как отрасль. В нем появлись направления, специализации, уровни квалификации. И появилось расслоение. Ну вот пример - медицина. Есть низший персонал - санитарки, няньки. Без особых квалификационных требований.

      Есть средний песонал - медсестры. Тут уже "среднее специальное образование" вынь да положь. Иначе никак.

      И есть врачи. Большиство - спецалисты в конкретной области. Офтальмолог, травмотолог, кардиолог и т.п. И высше медицинское образование обязательно.

      И пирамида - самый многчисленный слой - низший персонал. Потом средний. Меньше чем низшего, но много. Наверху - врачи. Еще меньше.

      IT сейчас приходит к тому же. В качестве низшего персонала - джуны, которые делают рутинную работу - типовые задачи из типовых компонентов. Потом мидлы, там уже и знания более глубокие и задачи посерьезнее, требующие более глубокого понимания не просто какие интерфейсы у какого фреймворка есть, а чем они отличаются и как и в каких случаях что лучше использовать.

      Еще выше - сеньоры и архитекторы. Тут уже требования еще выше. В случае чего могут и свой фреймворк под задачу сделать, если какие-то особые требования есть, под которые ничего готовое не пролазит.

      Естественно, что та же самая пирамида налицо. Больше всего джунов, меньше всего архитекторов.

      Ситуация в целом нормальная и процесс естественный.


  1. ChePeter
    04.02.2022 18:17
    +4

    1. Это иллюзия, никого Вы не привлекаете, а берете то, что даст Гугл или Яндекс.

    Сейчас привлечение через интернет стало очень технологичным, но очень
    дорогим. Стоимость постоянно растет, потому что растет конкуренция. При
    этом привлекать клиента становится все дороже, а стоимость перехода из
    одного банка в другой, от одного провайдера к другому постоянно
    уменьшается.

    1. Это тоже слишком категорично. Как ушли так и другие придут ( за комплиментом, например )

    Потому что, если он пойдет куда-то, пусть даже и за комплиментарным
    продуктом в какую-нибудь страховую или еще куда-нибудь, ему обязательно
    там что-то продадут, и он к вам уже не вернется.

    1. Единственное, что хорошо понимает машина, это "соедините с оператором"

    Мы говорим, а нас понимает машина и отвечает нам тоже голосом.

    1. Полностью согласен, IT были подсобным персоналом

    Айтишники – это были странные люди, они что-то делали на 1С, клали сеть и
    «настраивали Интернет», жили, преимущественно, где-то в районе
    серверной или технических помещений.

    Но многие из них так и не поняли, что теперь именно они управляют. Не Собянин управляет городом, а программисты " Мои документы".

    Есть кнопка в "мои документы" - есть указ мэра, нет кнопки - нет указа )).

    И если раньше управляли завхозы и секретарши - получил канцелярию, стол, стул у завхоза, отдал бумагу секретарю и получил у секретаря с резолюцией. Сейчас только через IT. ( отправил скан по ватсап, получил по email скан с резолюцией )

    Но если серьезно, то теперь любое ручное управление это гибель для бизнеса.

    Теперь управляющий дает указание не прямо исполнителям, а дает указание изменить алгоритм, который и управляет работой с клиентами.

    Осознания такого фундаментального изменения системы управления еще нет.

    Весь госаппарат называет цифровизацией отправку/получение сканов вместо бумаги, а в бизнесе прямо наоборот. Это и есть основное противоречие.


  1. dom3d
    04.02.2022 19:27
    +9

    Это связано с тем, что на фоне завышенных ожиданий стоимость технологий резко выросла. Вы это наблюдаете на уровне зарплат IT-специалистов.

    Мне кажется, что мы читаем плач об слишком высоких ЗП программистов.
    Лучшие программисты повышают эффективность бизнеса.
    Плохие - в худшем случае повышают накладные расходы.


    1. funca
      04.02.2022 19:50
      +9

      "Высокие зарплаты" у айтишников на внутреннем рынке это следствие давления конкуренции других стран, где эти самые зарплаты вполне себе средние. Пока всех держали в офисах и работали картельные сговоры, зарплаты удерживались в рамках. Быстрый интернет и удалёнка все подломали. В какой то момент наступит баланс: либо зарплаты сравняются, либо зарегулируют, либо имидж подпортят и все сами разбегутся.


      1. dom3d
        04.02.2022 20:30

        Спасибо, что Вы мне все объяснили.

        Про "Высокие зарплаты" у айтишников  я слушал еще 10 лет назад, от одного директора фирмы (когда искал работу). Он не смог поддерживать свой проект мебельной программы.


      1. Goupil
        05.02.2022 11:39

        Скорее отечественный интернет окуклят и зп тех, кто не уехал, станут как у всех.


      1. pyrk2142
        05.02.2022 16:43

        ИМХО, есть еще интересный момент: сейчас в России я почти не вижу использования аутсорса из других стран. Да, это сложно, непонятно, как общаться не на русском, но если окажется, что можно нанимать не фронтендера из Москвы на 600 тысяч в месяц, а разработчика из Индии или Вьетнама за 100 тысяч, то это может очень сильно прихлопнуть рынок. С другой стороны, я пока не вижу избытка дешевых разработчиков в других странах, поэтому, возможно, такая ситуация произойдет не так скоро, если вообще произойдет.


        1. Goupil
          05.02.2022 17:24
          +2

          Интересно, а сами индусы аутсорсят в другие страны?


          1. NetBUG
            07.02.2022 00:12

            Насколько я понимаю, в Бангалоре это прям конвейер.


        1. vonabarak
          05.02.2022 19:16

          Полно аутсорса. Из Беларуси, Украины, Казахстана, Кыргызстана.

          Необязательно это именно разработка, но тем не менее. В одной из хостинговых контор, где я работал, весь саппорт находился в Бишкеке.


        1. funca
          05.02.2022 23:27
          +1

          что можно нанимать не фронтендера из Москвы на 600 тысяч в месяц, а разработчика из Индии или Вьетнама за 100 тысяч, то это может очень сильно прихлопнуть рынок

          Индусы сейчас не те, что 20 лет назад, когда появились эти байки про демпинг. Восток - дело тонкое. Сейчас там есть огромные корпорации (типа TCS в которой работает более 500 000 сотрудников), стандартные процессы и кусачие рейты. Английский такой же специфичный, но все к этому уже привыкли.

          С российскими аутсорсерами одни боятся связываться из-за возможных санкций, другие из-за общей правовой и политической неопределенности (ага, чтобы они там слили все секреты прямо путину в КГБ). Если сравнивать общие объемы с Индией, то можно лишь поржать.


      1. adictive_max
        05.02.2022 18:08

        Так тут речь не пря рядовых формошлёпов. Среди тех "айтишиков", которые разрабтывают наиболее перспективные технологии, ЗП даже по американским меркам немаленькая. Это потому, что крупные компании стараются как можно быстрее отгрызть себе кусок будущего рынка, а специалистов на всех не хватает, поэтому они просто заливают тех что есть деньгами, лишь бы они не ушли к конкурентам.


      1. Vilaine
        05.02.2022 23:31

        следствие давления конкуренции других стран, где эти самые зарплаты вполне себе средние
        Вовсе нет, причём на всех уровнях. Разрыв зависит от развития IT, но консистентен.


  1. 0x02
    04.02.2022 22:23
    +4

    Когда-то, лет 20 назад, айтишники – это были такие гики. Все популярные люди были юристами, экономистами, бухгалтерами, конкурс был, помню, в университете по 10 человек на место. Айтишники – это были странные люди, они что-то делали на 1С, клали сеть и «настраивали Интернет», жили, преимущественно, где-то в районе серверной или технических помещений. В специальность шли те, кто очень сильно интересовался и у кого получалось.

    20 лет назад родители пинками гнали на юристов и в бухов своих детей окончивших 11 класс (сколько ребят стали странными юристами, которые ненавидят свою работу), ибо айти средстатистический родитель боялся как огня. Какие популярные люди, сами на пустом месте раздули пузырь... А вот в айти входили как раз смелые, бросающие вызов новому неизведанному, иногда даже непонятно было на кого-то же ты идешь учиться.

    В Германии 20 лет назад среднестатистический немец знал что такое SAP ERP и чем занимаются программисты SAP. В это же время среднестатистический житель России не хотел понимать, что такое 1С ERP и что делают программисты 1С или сетевые инженеры.

    жили, преимущественно, где-то в районе серверной или технических помещений.

    Жили в офисах как и все остальные сотрудники, в опен спейсках и так далее, боже какие глупости вы пишите. Ок, это ваше субъективное мнение, по вашему опыту.


    1. ppaulus
      05.02.2022 14:46

      Да видимо у автора был другой масштаб компании.

      Если жили в районе серверной, значит это маленькая конторка и для нее содержать программистов дорого, поэтому и зарплаты у них большие, и комнаты нормальной, кроме серверной, для них нет.. Еще технологии усложнились, и выбор программистов занедорого стал сложнее, т.к. недорого - это в основном некачественно.. посоветовать автору можно только больше вникать в ИТ и прокачивать скилл выбора софта с максимальной для него эффективностью


    1. DaneSoul
      05.02.2022 17:18
      +1

      В Германии 20 лет назад среднестатистический немец знал что такое SAP ERP и чем занимаются программисты SAP. В это же время среднестатистический житель России не хотел понимать, что такое 1С ERP и что делают программисты 1С или сетевые инженеры.
      Что совсем не удивительно, так как в 90-х компы были дорогой малодоступной населению штукой. Я в провинции в конце 90-х компьютер видел только на уроках информатики и из ровесников практически ни у кого не было дома компьютера за редкими исключениями, свой появился уже в университете, и не потому что не интересно было, а потому что недоступно по деньгам было. А когда тебе технология не доступна, то и разбираться в ней по книгам в теории уже не так интересно и совсем не так эффективно.


  1. ProSerg
    05.02.2022 12:50
    +5

    Меня слегка удвиляют когда социальные процессы описывают экономическими терминами. Я имею ввиду про IT отросль. На мой взгляд, не уместно описывать социальные изменения общества термином "пузырем". Давайте попробуем сравним переход аграрного общество на индустриальное, когда люди массово переезжали в города и устраивались работать на заводы, фабрики. Да кстати там платили больше и условия труда были лучше чем в деревне у барина. При этом класс рабочих порадили много интересных явлений например профсоюзы , 8 часовой рабочий день, выходные, трудовые отношения, трудовое право. Он стал массовым классом и основой 20 века. Я не уверен мода на IT это следствии "пузыря" т.е. завышенное оценка в ожиданий. Тут все куда фундоментальнее - изменение характера взаимотношения между капиталом и работниками, изменения характер работы, изменения трудовых отношений и много чего. Зарплата растет не из-за "завышенных" ожиданий, а из-за стоимости человеческой жизни. Просто в других отрослял еще это не пришло из-за госмонополий, социалоги ожидают серьезные изменения в социальных сферах: в образовании и медецины там тоже ждет высокий рост зарплаты. Я не претендую на экспертное мнение. Думаю что делать прогнозы в IT отросли в отрыве от анализа изменений в обществе - ошибка.


  1. MaryRabinovich
    05.02.2022 14:21
    +8

    Честно сказать, ожидала под этим названием статью о языках программирования и тому подобном. Типа "а тут новый go".

    На деле статья, мне кажется, про "тренды борьбы за клиентов в банковской сфере".

    Что там айти ещё пробежал - это дело десятое. Просто люди всё ещё новая нефть (уже какое-то время), и надо нагнать больше трафик, чтобы побольше продать в массмаркете.

    Модель "обеспечить лояльным клиентам надёжное предоставление выбранных ими услуг в долгосрочной перспективе, и просто никак их более не иметь в мозги" - это какая-то очень простая стратегия же. Ну, человеку же по большому счёту не так много надо в жизни. Я совершенно серьёзно: я женщина, мне под 50, от банков и разных других структур мне надо уже лишь то, что мне надо. Я уже знаю набор. Таких как я в РФ миллионы. Наша самая демографически толстая страта - дамы за 40. Даме за 40 важно, чтобы её не дёргали лишний раз. Потому что у неё много дел, она хочет своими делами спокойно заняться. Потому что она уже тоже имеет мульон обязательств, которые ей надо выдать другим надёжно и не имея в мозги.

    Меня бы очень порадовало, если бы модель мира "казино со звенящими автоматами" в бытовом сознании перестроилась бы в модель "много занятых зрелых людей с понятными им самим потребностями". Чтобы вместо создания новых потребительских жажд (простите мне мой французский) было бы мирное и надёжное удовлетворение спроса на Просто Быт. Этот спрос уже есть. Его не надо формировать, он УЖЕ ЕСТЬ. И он никуда не денется.


  1. Art_MKB
    05.02.2022 14:46
    +3

    Сергей, если начинаешь ТРЕНДеть начинай с себя - урежь плюшки высшему ИТ менеджменту компании, а использовать эти уловки пузыря чтоб урезать ЗП трудягам программистам и ИТ аналитикам не надо, им и так с трудом даётся Ваш отсталый функционал!!!)


  1. sleeper141
    05.02.2022 14:46
    +3

    Как же хочеться выдать желаемое за действительное.. Чего только стоит фраза "разработка по дороже бек офиса" ... технологии постояно развиваются не потомучто это пузырь, рынок требует. Скепсис Автора вызван от ничего неделыния имхо и it специалисты не кляняттся в ноги, а могут себе позволитть высказать, то что они думают. Он просто окружил себя гиками, которые остались в 2006. Очень интересная позиция, меня просят что то изменить для улучшения, но я не понимаю зачем это когда и так все нормально, и что я делаю иду к таким же гикам получаю подтверждения своец жизненной позиции, иду с этим к начальству.. галочка поставлена работа выполнена , зарплата получена...


  1. Jammarra
    05.02.2022 17:40
    -1

    Лет 15 назад, это было совсем не так. Программисты получали столько же, сколько бэк-офис и бухгалтерия. Сейчас разработчики получают в 2-3 раза больше. 

    Почему-то сразу вспомнился друг отца, программист у которого дочь училась в частной школе лет 15-20 назад.


  1. vikds
    06.02.2022 14:56
    +3

    Прочитал статью. Мне кажется, она больше в формате для e-xecutive.ru, нежели для Хабра. Тут все же технические специалисты:

    Это связано с тем, что на фоне завышенных ожиданий стоимость технологий резко выросла. Вы это наблюдаете на уровне зарплат IT-специалистов. В принципе, создать технологию сейчас дороже, чем это было 10 лет назад

    Да, зарплаты выросли, но и количество всяких технологий, которые в срочном порядке IT специалисты должны были в себя впихнуть - оно ведь тоже выросло. Когда-то знал LAMP, и было достаточно, сейчас ведь чёрт его знает что изучать надо, чтобы быть на плаву, и отвечать на вопросы: "Кнопочку нажала - и не работает". И чтобы ответить на этот вопрос - уже привет: BigData, ML, k8s... и прочее. Почему это, что постоянно добавляется в кэш в голову, не должно оцениваться, или рост объемов этого не выражается в финансовом выражении? Просто ведь new grade не ответит на эти вопросы, накопившиеся за десяток лет.

    Там крупные компании в FAANG постоянно борются за кадры, а мы просто скажем, что к 2030 - это все "само пройдёт". Приложите подорожник.


  1. uyrij
    06.02.2022 17:06

    TL;DR ! Это тренд сделать презентацию на основе переводных источников. Наверное имеет право,быть но https://habr.com/ru/company/selectel/blog/516378/ вот, 2020 статья, просто перевод без аналитики и выводов, все же чуть интереснее.и главное коротко