Благодаря технологии Print-on-demand десятки компаний по всему миру готовы принять загруженный клиентом дизайн, нанести его на ткань, раскроить и сшить ее в готовое изделие за считанные часы и по цене обычной одежды. Доволен покупатель, доволен производитель, а кто-то видит в этом возможность быстро начать новый бизнес, удовлетворив спрос на уникальные (буквально) наряды.

Аналитики Accenture определяют тренд на персонализацию, как один из главных на рынке fashion. Огромному количеству творческих молодых людей стали тесны рамки массового китайского производства – они ищут способ выделиться. Две технологии – облачные платформы и полноцветная цифровая печать на текстильных материалах – породили новый формат бизнеса, способный удовлетворить растущий спрос на индивидуальность. И заработать на этом, не гоняя контейнеры из Поднебесной, а просто анализируя вкусы аудитории и предлагая ей бесконечную карусель креативов.

Еще несколько лет назад сервисы штучного производства предлагали очень скромный набор услуг, а цены на персонализированные товары были заметно выше, чем на масс-маркет. Сейчас же их стоимость практически сравнялась, а технология «печати по требованию» стала еще и основой для нового типа электронной коммерции. Владельцу магазина модных товаров или мерча больше не надо договариваться с поставщиками и пытаться угадать новый оттенок сезона. Ему достаточно подключиться к сервису print-on-demand, разработать коллекцию принтов, и просто скидывать полученные заказы в программную платформу, связанную с производством. 48 часов, и готовое изделие передано в доставку. И никаких складов.

Идея оказалась из разряда win-win – покупатель получает практически уникальное изделие, продавец получает деньги, изучает спрос и обновляет ассортимент. Все остальное при этом крутится где-то в облачной программной платформе. 

Сейчас print-on-demand быстро распространяется по всему миру. По данным Grand View Research, в ближайшие семь лет один только рынок печати на футболках будет расти на 9,7% в год. Если в 2020 году его объем составлял $3,64 млрд, то к 2028-му достигнет $7,57 млрд. Давайте посмотрим, как print-on-demand покоряет континенты, и какие бизнес-модели используют разные компании.

Amazon Merch Collab

Начать стоит со старожила американского рынка, во многом благодаря которому изготовление одежды по требованию превратилось в гигантский глобальный рынок с бешенными темпами роста.

В основе Amazon Merch Collab лежит идея коллаборации между брендами, обладающими лицензионными правами, дизайнерами, которые могут создавать связанные с брендами креативы, и производителями одежды и аксессуаров по модели on demand.

Условно говоря, обладатели авторских прав на сериал «Рик и Морти» могут вступить в программу лицензирования и предоставить независимым дизайнерам возможность создавать свои креативы на эту тему. Одобренные брендом работы попадают на витрину Amazon, где продаются розничным покупателям. Владельцы брендов и дизайнеры получают свою часть прибыли от каждой покупки. Производители, соответственно, изготавливают заказ и получают свою часть дохода.

Значительную часть товаров Amazon производит самостоятельно, на собственных фабриках. Недавно гигант электронной торговли заключил очередное пятилетнее соглашение о покупке оборудования и материалов на $400 млн с Kornit Digital – одним из крупнейших в мире производителем оборудования для цифровой печати по текстильным материалам.

Кроме того, Amazon выполняет роль фулфилмент-партнера всех заинтересованных сторон, беря на себя все задачи по обработке заказа, вплоть до его доставки.

Printful

Американский стартап с латвийскими корнями, который очень быстро вырос до статуса одного из самых известных сервисов печати в мире. К концу 2021 года через платформу было продано более 40 млн изделий на общую сумму свыше миллиарда долларов.

Сервис предлагает разные способы нанесения изображений на ткань и бумагу – от сублимационной печати, – одного из самых распространенных методов, – до вышивки и аппликаций из ткани. Наносить изображения Printful позволяет как на одежду, так и на аксессуары, бумагу, чашки, футболки, плакаты, рюкзаки, одеяла, свитера и т.п.

Принцип работы Printful совсем иной, нежели у Amazon. У этой программной платформы вообще нет витрины, так как она предназначена для помощи предпринимателям, стремящимся организовать интернет-торговлю изготовленными на заказ предметами.

Платформа ориентирована строго на бизнес-пользователей, поэтому она интегрирована на уровне API с целым рядом популярных ecommerce-систем, включая Shopify, Squarespace, WooCommerce, Weebly, Ecwid, Magento, PrestaShop, 3DCart. Это дает возможность быстро создать и открыть собственный интернет-магазин с автоматической отправкой заказа в Printful. Всю техническую и логистическую часть этого бизнеса он берет на себя, и в этом его единственное сходство с Amazon.

Redbubble

Redbubble зародилась в Австралии и быстро вышла на глобальный уровень, перенеся адрес регистрации в США. Центром притяжения Redbubble является маркетплейс персонализированных товаров, но здесь все построено вокруг огромного сообщества независимых дизайнеров, которые могут монетизировать свое творчество.

Они создают собственные принты и целые коллекции, публикуют их на персонализированных витринах и получают тем больше дохода от тех своих работ, чем выше их популярность среди покупателей маркетплейса. На сегодняшний день эта платформа является крупнейшей по количеству зарегистрированных дизайнеров.

Как партнер Redbubble оказывает уже привычный спектр услуг – полный фулфилмент-цикл от производства до доставки, включая обработку заказов и проводку платежей.

Spring

Заметным игроком на рынке print-on-demand является платформа социальной коммерции Spring (до 2021 года называлась Teespring).

Центральная бизнес-идея здесь – монетизация контента, создаваемого знаменитостями, блогерами и другими инфлюенсерами. Любая звезда, вокруг которой сформировалась армия подписчиков, может подключить платформу Spring к своему профилю в соцсетях YouTube, Twitch, Instagram, TikTok и т.д. Модуль электронной коммерции отображается в виде витрины прямо в их профиле, давая возможность купить сделанное на заказ персонализированное изделие – одежду или аксессуар.

Инфлюенсер сам создает креативные идеи мерча, а всю техническую часть торговли, как и другие крупные платформы Spring, берет на себя.

Spoonflower

Европейский гость в нашем списке, который интересен тем, что не ставит во главу угла производство одежды. Напротив, фокус Spoonflower – уникальные товары для дома и DIY.

Это платформа для мастеров – тех, кто умеет что-то делать своими руками – для себя или на заказ. В маркетплейсе представлены не только дизайны для конкретных предметов гардероба или интерьера, но и паттерны – циклические орнаменты, которые можно использовать при изготовлении рулонной ткани, обоев и пр.

Дизайнеры зарабатывают здесь на роялти от своих работ, но главной аудиторией ресурса являются мастера – микропредприятия, независимые портные или просто любители самостоятельно шить вещи с уникальным узором.

На сегодняшний день библиотека креативов Spoonflower включает в себя более миллиона дизайнов. Недавно компания была приобретена еще одной print-on-demand-платформой – Shutterfly, на которой зарегистрировано свыше 21 млн пользователей.

PrintBar

Популярность print-on-demand в полной мере проявила себя и в России. Уникальным по широте возможностей как для творческих людей, так и для бизнеса, оказался отечественный сервис Print Bar. За шесть лет своего существования она превратилась в большую компанию с возможностями более широкими, чем у лучших иностранных представителей индустрии.

Первой аудиторией, запросы которой может удовлетворить Print Bar, являются конечные покупатели предметов одежды и аксессуаров. Сейчас в каталоге платформы доступно около 200 тысяч разных креативов и около 40 типов товаров. При желании можно загрузить собственное изображение или выбрать понравившийся принт. Остальное платформа сделает сама.

Вторая большая группа пользователей – дизайнеры. Как и в Redbubble, они могут создавать авторские коллекции и монетизировать свое творчество за счет роялти, получаемого от каждого сделанного заказа.

Третья важнейшая часть клиентов платформы – предприниматели и интернет-маркетологи, занимающиеся электронной коммерцией. Print Bar содержит полный набор инструментов для бизнеса. Имеются конструктор дизайнов и конструктор интернет-магазинов, предоставляются услуги изготовления, хранения и доставки товаров до конечных покупателей. Производство занимает не более 48 часов.

Используя генератор-сайтов и модули интеграции Print Bar предприниматель может с нуля запустить собственный интернет-магазин за пару дней или выйти со своим брендом на отечественные маркетплейсы – Wildberries, «Озон» и «Яндекс.Маркет».

Наконец, работает Print Bar и с инфлюенсерами. Любая звезда или лидер мнений могут создать здесь собственную брендированную витрину и продавать своей аудитории любой креативный мерч, не задумываясь о технической стороне процесса. Каждое заказ будет обработан, изделие произведено и доставлено буквально за два дня. Это возможно благодаря наличию у Print Bar регионально рассредоточенной сети производственных партнеров.

К слову, компания нередко реализует и партнерские проекты. Например, не протяжении нескольких лет сервис сотрудничает с компанией Wargaming. Совместными усилиями партнеры создали коллекции мерча World of Tanks с возможностью персонализации каждого изделия.

Если переходить к выводам, то очевидно, что лихорадка print-on-demand успешно охватила весь мир и не собирается отступать. Все при деле: дизайнеры – рисуют, производители – производят, продавцы – продают, а покупатели пользуются возможностью выглядеть так, как никто другой. Сами же сервисы стали той связующей основой, которая объединяет всех в общую эффективно работающую экосистему.

Вам доводилось пользоваться услугами одного из сервисов on-demand? Расскажите о своем опыте в комментариях, обсудим.

Комментарии (0)