Есть такая игра-стратегия об устройстве эффективной транспортной сети — Mini Metro. В ней игрок создаёт на карте всё новые и новые станции метро и связки между ними, чтобы жители могли удобно перемещаться по городу. Не справились с пассажиропотоком, устроили давку и заставили людей ждать? Вам геймовер, милорд.
Эта игра — интересный взгляд на общественный транспорт, но в одном аспекте крайне упрощённый. В Mini Metro никого не волнует оплата за проезд. Настоящая утопия!
В транспортной стратегии, в которую мы все играем каждый день в реальном мире, оплата поездки и контроль — головная боль для всех. Мы в НСПК решили поменять правила этой игры — сделать доступ к новым технологиям оплаты равноправным для каждого участника транспортного процесса.
Эта игра — интересный взгляд на общественный транспорт, но в одном аспекте крайне упрощённый. В Mini Metro никого не волнует оплата за проезд. Настоящая утопия!
В транспортной стратегии, в которую мы все играем каждый день в реальном мире, оплата поездки и контроль — головная боль для всех. Мы в НСПК решили поменять правила этой игры — сделать доступ к новым технологиям оплаты равноправным для каждого участника транспортного процесса.
Брифинг миссии
Цель:
трансформировать транспортное игровое пространство, создав единый цифровой инструмент оплаты по всей РФ и идентификации для льготников.
Задачи:
- Ввести единые стандарты.
- Сократить расходы отрасли на внедрение системы безналичных платежей на базе банковских карт.
- Обеспечить прозрачность сбора доходов для государства.
- Упростить UX для льготных категорий граждан, дать возможность назначить льготу на карту «Мир» через телефон.
- Разработать API и SDK для интеграции с партнёрами в рамках развития подхода «Открытая платформа НСПК».
Юниты, выполняющие миссию:
1x Максим Завгородний
Опытный геройский юнит-директор, один из первых сотрудников компании. За пять с половиной лет вместе с командой выстроил operations-delivery в НСПК (операционно-технологический департамент), верит в будущее финтех-компаний, развивающих экосистемы. Поэтому в 2020 году решил поднять новый платформенный сервис, который станет частью экосистемы НСПК.
1x Владимир Гайдук
Геройский юнит-тимлид команды разработки. Много лет набивал опыт в стратегическом проекте запуска подмосковной транспортной карты «Стрелка».
1x Станислав Попов
Предметный специалист в отрасли. Глубоко погружён в транспортную тему, 20 лет опыта, был председателем Комитета по транспорту Санкт-Петербурга.
Dev/SDET-юнит
25 разработчиков.
Business-delivery-юнит
Продажи, внедрение, бизнес-поддержка и аккаунтинг.
Operations-delivery-юнит
Эксплуатация, внедрение, техподдержка и мониторинг, технологии и стандарты.
Небольшая мобильная группа «R&D»
Наши фракции и тонкий баланс между ними
В любой приличной стратегии есть хотя бы несколько сторон со своими достоинствами и недостатками. Во имя баланса, конечно. Все помнят, что ночные эльфы в «Варкрафте» тащат медведями и дриадами, но Альянс может их затормозить, создав армию магов, стрелков и ведьмаков, а потом контратаковать грифонами и рыцарями.
У нас, как и в «Варкрафте», фракции четыре:
- пассажиры,
- заказчики (администрации регионов и муниципалитетов) и уполномоченные ими организаторы перевозок,
- перевозчики,
- операторы АСОП (автоматизированной системы оплаты проезда).
Когда мы стали вникать в правила нашей сложной игры, то поняли, что сейчас у каждой фракции куча проблем, мешающих нормальному балансу.
Низкое качество транспортного обслуживания и подвижного состава губит удовлетворенность пассажиров (а это самая многочисленная фракция).
Фракция пассажиров
Пассажиры охотно платят наличными и региональными транспортными картами, и только сейчас привыкают платить банковскими картами: такая возможность стала появляться повсеместно в регионах России в последние годы. На конец 2021 года доля оплаты проезда с помощью банковских карт не превышает 15 % в среднем по России, но в регионах, где нет транспортных карт или они используются только льготниками, доля банковских карт может достигать 50 %.
Основные причины не столь впечатляющей популярности банковских карт на общественном транспорте среди пассажиров:
- Банковской картой можно оплатить лишь разовый проезд или провоз багажа.
- Нет гибких пересадочных тарифов на «Т минут» и тарифов категории pay-as-you-go с дисконтированием — чем больше ездишь, тем меньше платишь.
- Нет возможности купить абонемент на N дней или M поездок с дисконтированием по цене.
- Дешевле оплачивать транспортной картой. Это вопрос ценовой политики конкретного региона.
- Пассажиры зрелого возраста нередко испытывают дискомфорт при оплате банковскими картами на транспорте. Один из страхов: карту легче потерять в автобусе, чем на кассе в магазине.
Фракция организаторов
У госзаказчиков и организаторов перевозок в регионах проблемы со сбором ресурсов (монет) для организации транспортной работы. Источники монет — бюджеты регионов. Субсидий со стороны государства часто не хватает. Частные перевозчики, получая доходы от сбора оплаты за проезд и компенсации государства за перевезённых льготников, не всегда могут купить новый современный транспорт: нет денег.
А ещё организаторы не всегда могут контролировать бюджетные расходы на перевозку льготников — информацию о том, сколько льготных пассажиров пользовалось общественным транспортом, предоставляют перевозчики. И если перевозчик коммерческий, а льготный проездной, не дай бог, бумажный, то как отследить, сколько льготников ездили в маршрутках? Правдивые ли сведения сообщает перевозчик? Организаторам приходится, не задавая лишних вопросов, просто передавать часть своих и так ограниченных монет другой фракции. Казна пустеет, милорд!
К тому же государство обязывает отрасль перейти на новую парадигму организации транспортной работы — брутто-контракты. Если по-простому, это значит, что в каждом регионе уполномоченный организатор должен заниматься выстраиванием транспортных маршрутов, логистикой и анализом пассажиропотока, информированием пассажиров, сбором оплаты за проезд и эффективностью всей системы городских перевозок. Все собранные с пассажиров деньги за проезд будут поступать в казну региона. И уже из казны региона деньги поступят перевозчикам с учётом качества выполненной ими работы.
Но конкретики участникам игры не хватает: описание патча из разряда «делаем лучше, чем было». Организаторы перевозок и перевозчики переходить на новую модель очень опасаются — им непонятно, по каким новым стратегиям играть и не уменьшатся ли их и без того скромные доходы.
Фракция перевозчиков
Поговорим и о перевозчиках. У этой фракции есть особый дополнительный ресурс — чёрный нал. И свой стиль игры: перевозчикам зачастую невыгодно делиться доходом с другими фракциями, а чёрный нал как раз позволяет этого не делать. Для них это большое преимущество.
Перевозчиков тоже затронет патч с брутто-контрактами: если сейчас объём выручки перевозчика напрямую зависит от объёма перевезённых пассажиров, то при переходе на новую парадигму оплата будет идти за сделанную транспортную работу: за км/пробег, качество подвижного состава, соблюдение расписания и другие параметры. SLA (Service Level Agreement) устанавливаются администрацией региона. К тому же этот патч должен нанести удар по чёрному налу в принципе.
Оплата безналом перевозчикам не очень нравится. За неё операторы АСОП берут крупную комиссию, принять размер которой удаётся не всем. К тому же ради работы с безналом нужно обновлять парк техники и оборудовать его IT-системами всё тех же операторов. Для малого бизнеса это сплошной урон.
Фракция операторов
Получается, операторам АСОП хорошо живётся? С одной стороны, они берут те самые немаленькие комиссии в 5–8 % с перевозчиков за свои услуги. То есть вроде бы с ресурсами у них всё отлично. Но при этом они несут расходы: платят агентам за пополнение транспортных карт от 1 % до 2,6 %. Им нужно постоянно отстраиваться и поддерживать инфраструктуру, закупать вышеупомянутые IT-системы и АСОПы, платить зарплату своим сотрудникам. Они берут на себя ответственность за то, чтобы системы оплаты в транспорте всегда работали, сломанные терминалы чинились и расходные материалы пополнялись. Их доход часто зависит от оборота. Маленькие игроки в этой категории, у которых комиссионный оборот невелик, очень уязвимы.
Операторы задействованы не только в работе с перевозчиками. Они ещё используют те же ресурсы при взаимодействии с банками, а это совсем другая игра. В её подробности мы вдаваться не будем. Просто скажем, что сейчас несколько крупных банков-игроков не просто выполняют роль эквайера — они предоставляют свои платформы.
Выбираем тип победы: как мы подошли к проблеме
В 2019 году, когда мы только решили изменить эту игру, мы открыли окошко дипломатии и попытались купить готовую транспортную платёжную платформу у какого-нибудь банка, чтобы начать работать с десятком регионов, где такая платформа уже внедрена. Этот ход существенно сберёг бы наше время и силы в создании и внедрении решения.
Да только целый год дипломатия буксовала, а мы постепенно поняли, что чужие платформы нам не подходят. У них был совершенно чуждый нам IT-стек. Да и вообще, не соответствовали они нашему чувству правильного и целевой концепции. Пришлось переключиться с экономической на технологическую победу — добавить в список задач создание собственной платформы.
Тем более что к тому моменту у нас было отлично развитое технологическое древо: колоссальнейший опыт создания систем и использования опенсорса, свой продвинутый стек. С апреля 2020 года мы начали в полностью удалённом режиме работать над созданием собственной платформы, а в декабре запустили её в пилот.
Залог успеха нашей миссии: синергия с уже существующим в игре артефактом
Так в чём суть нашей платформы и её преимущества? Для пассажиров всё просто. Мы хотим иметь платформу, повышающую удобства оплаты на транспорте, в том числе для льготников, и позволяющую достигнуть синергии с картами «Мир» и СБП.
Помните, в третьих «Героях» есть такая штука — сборные артефакты? Подобрал Вечное кольцо серы, Кольцо драгоценных камней, Плащ бесконечных кристаллов и Неиссякаемую склянку ртути? Получи Рог изобилия — мощный источник всевозможных ресурсов.
Сейчас карта «Мир» — как одна часть сборного артефакта. Она есть почти у всех в игре, что важно. А если к ней добавить функцию транспортных платежей в любом регионе России, сделать удобным инструментом для льготников, дать возможность покупки абонементов или реализовать подход pay-as-you-go? Тогда карта «Мир» станет ещё более полезным артефактом. И всё это может наша Платформа ТПП.
Но что насчёт остальных фракций? Платформа поможет госзаказчикам со сбором достоверных данных о проезде льготников: мы умеем собирать и предоставлять данные о перевезённых льготниках, использующих карту «Мир» как льготный проездной билет.
Как мы это сделаем? Создав интеграцию с региональным социальным регистром, который уже получил данные от льготника о его карте «Мир» как льготном проездном.
А можно сделать ещё круче: никуда льготнику ходить не придётся — идентифицируем человека через интернет в ЕСИА, сверяем его данные с региональным социальным регистром, связываем воедино код льготы, банковскую карту или её токен в Pay. В идеале человек сможет назначать льготу на свою карту или телефон с картой, не выходя из дома!
Было бы удобно для человека сделать сервис в ЕПГУ (Единый портал государственных услуг РФ), в котором он сможет через интернет выполнить аутентификацию и указать карту «Мир» как идентификатор для льготного проезда. Человек её назначил, а дальше — магия. Едешь в транспорте, а оно как-то само работает. Устранится лишний микроменеджмент.
Перевозчикам и операторам новая платформа тоже пригодится. Платформа НСПК — мультибанковская, то есть даёт возможность подключиться любому банку-эквайеру.
Мы уже вывели на этот рынок несколько новых банков-участников, дав тем самым нашим фракциям дополнительный выбор.
Мы надеемся, что новые способы оплаты на транспорте помогут улучшить конкурентную среду, что в свою очередь ослабит давление на операторов АСОП и перевозчиков. Тогда перевозчиков будет больше причин снижать количество чёрного нала в обороте и постепенно выходить из серой зоны.
Максим Завгородний
Изменения в мете игры: почему в основе платформы не транспортные карты, а «Мир»
Ещё пару-тройку лет назад всё в игре было иначе. В некоторых регионах льготникам выдавали бумажные проездные для предъявления водителю или кондуктору. Кое-где в глубинке эта система работает до сих пор. Не принимали транспортные или банковские карты, только наличные.
Сейчас всё иначе. По данным на конец 2021 года примерно в 80 регионах (агломерациях) используют транспортные карты на базе технологии Mifare. В 81 из 83 субъектов Федерации работают банковские карты. Да, сейчас в регионах принимают пластик, хотя ещё недавно устанавливали в транспорте терминалы, как в магазинах.
Важная особенность: пластиковые транспортные карты нужно пополнять и затем записывать информацию об этом на саму карту. Ресурс по технологии хранится в определённых секторах карты под ключами владельца региональной системы. Записывают либо оплаченное количество поездок, либо сумму, в пределах которой можно ездить на городском транспорте. Преимущество — такие карты очень быстро работают в транспортных терминалах и турникетах.
Банковские карты на обычных терминалах, как в магазинах, — не самый лучший UX для пассажира. Операция занимает несколько секунд: это нормально для магазина, но слишком долго для транспорта. Да и связь в магазине сильно лучше, чем в транспорте, где её может не быть в течение десятков минут.
Учитывая особенности транспорта, стали появляться специализированные системы для приёма банковских карт (и Pay) — так называемые предпроцессинги. Они авторизуют поездки, несколько раз, если предыдущие попытки были неуспешными, фискализируют операции, получают результат и возвращают его обратно в АСОП, дают пассажиру возможность посмотреть поездки в личном кабинете, получить фискальный чек и погасить долг — при наличии. Предпроцессинг также формирует стоп-лист по банковским картам и токенам (при оплате Pay) и передаёт его для загрузки в терминалы.
У транспортных карточек были значительные преимущества перед банковскими картами в скорости обработки на терминале, но их нужно пополнять заранее.
Также для банковских карт в момент проезда неизвестно, есть ли деньги на карте, что создаёт риск первой поездки: оплата по карте не пройдёт и пассажир не оплатит проезд. Поэтому приходится периодически пинговать банк и пытаться списать нужную сумму.
Статистика показала, что риск первой поездки по банковским картам, как правило, меньше, чем комиссия за пополнение транспортных карт, а безопасность у EMV-карт сильно выше.
Сейчас банковские карты играют по правилам карт транспортных. Банковские процессинги стали срастаться с транспортными, усиливая преимущества и удобство банковских карт для пассажиров. В том числе поэтому мы верим, что будущее за банковскими картами. Это подтверждает и опыт ряда зарубежных стран.
Мету, конечно, поменяли не мы, это общая тенденция. Сейчас повсюду NFC и EMV. А появление и принятие многочисленных Pay-систем от разных компаний было настоящим прорывом. Диджитализация и виртуализация карточек тоже создаёт много новых возможностей с точки зрения user experience, потому что сейчас банки стали выпускать карты, которые ты вообще не берёшь физически, это чисто цифровой продукт.
Максим Завгородний
Снова по аналогии с «Героями» (но уже с пятыми): не надо никуда отходить с линии боя, не надо тратить дни на поездки туда-сюда, тебе караван из крепости подвезёт всё необходимое.
Риски и сложности: а вдруг геймовер?
А действительно — вдруг? Рисков на этом рынке очень много. Основная сложность в том, что транспорт — низкомаржинальная история. Перед нами государственная, инфраструктурная, а не коммерческая задача. Актуален вопрос операционной окупаемости. Мы пока не вышли на этот показатель, так как транзакций относительно мало, 250–300 тысяч в сутки). Это не ноль, но в других сервисах у нас по 70 миллионов операций за сутки, до 2500 в секунду.
В общем, с транспортом мы пока свои объёмы не набрали и впереди много сложных задач, но они преимущественно не в области техники или технологий.
Технологическое древо: наш стек
Поговорили о сложном, теперь давайте о более понятном — о технике! На чём работает наша платформа?
Объясняем.
Весь бэк у нас реактивный и написан на Kotlin (Spring Reactor, R2DBC, Radisson), на фронте используем Angular. В качестве основной in-memory-базы данных применяем Redis. Там у нас хранятся стоп-листы, вся платёжная информация, параметры системы, ключи идемпотентности и всё необходимое, чтобы не только платёж довести до банка, но и информацию о поездках при запросе показать в личных кабинетах организации и пассажира (bilet.nspk.ru).
Система микросервисная, event-driven, транспорт сообщений — уже всем знакомая Kafka. Мастер-данные храним в PostgreSQL, оркестрация контейнеров — K8S, инфраструктура — гибридная: частное облако и выделенные сервера.
Также используем Camunda как BPMN-движок. Работа в личном кабинете организации построена через бизнес-процессы. В каждом из них могут участвовать пользователи с разными ролями: как внутри НСПК, так и извне.
На страже мониторинга используем для различных задач Prometheus, Splunk, ELK, Grafana. Казалось бы, есть конкуренция, но её нет.
Система микросервисная, event-driven, транспорт сообщений — уже всем знакомая Kafka. Мастер-данные храним в PostgreSQL, оркестрация контейнеров — K8S, инфраструктура — гибридная: частное облако и выделенные сервера.
Также используем Camunda как BPMN-движок. Работа в личном кабинете организации построена через бизнес-процессы. В каждом из них могут участвовать пользователи с разными ролями: как внутри НСПК, так и извне.
На страже мониторинга используем для различных задач Prometheus, Splunk, ELK, Grafana. Казалось бы, есть конкуренция, но её нет.
Владимир Гайдук
Проект мы развиваем полтора года, для IT — срок небольшой, мы ещё на стадии активного прогресса. И стек выбирали с заделом на будущее, благо в НСПК с этим нет проблем.
Заключение
Да, миссия в начале своего пути. Пока мы полноценно запустились в трёх регионах: Республике Мордовии, Республике Чувашии, в Рязани и области. Ещё в четырёх проводим масштабирование. В трёх регионах у нас есть пилотные проекты, ещё в двадцати — подготовка к ним. Ведём переговоры со многими другими регионами, в том числе с крупными. Так что этот пост — только начало нашего летсплея. Мы обязательно будем держать вас в курсе о самых интересных ходах и уж точно поделимся радостью, когда увидим столь любимый каждым стратегом заветный экран: «Победа!»
Есть такая игра-стратегия об устройстве эффективной транспортной сети — Mini Metro. В ней игрок создаёт на карте всё новые и новые станции метро и связки между ними, чтобы жители могли удобно перемещаться по городу. Не справились с пассажиропотоком, устроили давку и заставили людей ждать? Вам геймовер, милорд.
Эта игра — интересный взгляд на общественный транспорт, но в одном аспекте крайне упрощённый. В Mini Metro никого не волнует оплата за проезд. Настоящая утопия!
В транспортной стратегии, в которую мы все играем каждый день в реальном мире, оплата поездки и контроль — головная боль для всех. Мы в НСПК решили поменять правила этой игры — сделать доступ к новым технологиям оплаты равноправным для каждого участника транспортного процесса.
Эта игра — интересный взгляд на общественный транспорт, но в одном аспекте крайне упрощённый. В Mini Metro никого не волнует оплата за проезд. Настоящая утопия!
В транспортной стратегии, в которую мы все играем каждый день в реальном мире, оплата поездки и контроль — головная боль для всех. Мы в НСПК решили поменять правила этой игры — сделать доступ к новым технологиям оплаты равноправным для каждого участника транспортного процесса.
Брифинг миссии
Цель:
трансформировать транспортное игровое пространство, создав единый цифровой инструмент оплаты по всей РФ и идентификации для льготников.
Задачи:
- Ввести единые стандарты.
- Сократить расходы отрасли на внедрение системы безналичных платежей на базе банковских карт.
- Обеспечить прозрачность сбора доходов для государства.
- Упростить UX для льготных категорий граждан, дать возможность назначить льготу на карту «Мир» через телефон.
- Разработать API и SDK для интеграции с партнёрами в рамках развития подхода «Открытая платформа НСПК».
Юниты, выполняющие миссию:
1x Максим Завгородний
Опытный геройский юнит-директор, один из первых сотрудников компании. За пять с половиной лет вместе с командой выстроил operations-delivery в НСПК (операционно-технологический департамент), верит в будущее финтех-компаний, развивающих экосистемы. Поэтому в 2020 году решил поднять новый платформенный сервис, который станет частью экосистемы НСПК.
1x Владимир Гайдук
Геройский юнит-тимлид команды разработки. Много лет набивал опыт в стратегическом проекте запуска подмосковной транспортной карты «Стрелка».
1x Станислав Попов
Предметный специалист в отрасли. Глубоко погружён в транспортную тему, 20 лет опыта, был председателем Комитета по транспорту Санкт-Петербурга.
Dev/SDET-юнит
25 разработчиков.
Business-delivery-юнит
Продажи, внедрение, бизнес-поддержка и аккаунтинг.
Operations-delivery-юнит
Эксплуатация, внедрение, техподдержка и мониторинг, технологии и стандарты.
Небольшая мобильная группа «R&D»
Наши фракции и тонкий баланс между ними
В любой приличной стратегии есть хотя бы несколько сторон со своими достоинствами и недостатками. Во имя баланса, конечно. Все помнят, что ночные эльфы в «Варкрафте» тащат медведями и дриадами, но Альянс может их затормозить, создав армию магов, стрелков и ведьмаков, а потом контратаковать грифонами и рыцарями.
У нас, как и в «Варкрафте», фракции четыре:
- пассажиры,
- заказчики (администрации регионов и муниципалитетов) и уполномоченные ими организаторы перевозок,
- перевозчики,
- операторы АСОП (автоматизированной системы оплаты проезда).
Когда мы стали вникать в правила нашей сложной игры, то поняли, что сейчас у каждой фракции куча проблем, мешающих нормальному балансу.
Низкое качество транспортного обслуживания и подвижного состава губит удовлетворенность пассажиров (а это самая многочисленная фракция).
Фракция пассажиров
Пассажиры охотно платят наличными и региональными транспортными картами, и только сейчас привыкают платить банковскими картами: такая возможность стала появляться повсеместно в регионах России в последние годы. На конец 2021 года доля оплаты проезда с помощью банковских карт не превышает 15 % в среднем по России, но в регионах, где нет транспортных карт или они используются только льготниками, доля банковских карт может достигать 50 %.
Основные причины не столь впечатляющей популярности банковских карт на общественном транспорте среди пассажиров:
- Банковской картой можно оплатить лишь разовый проезд или провоз багажа.
- Нет гибких пересадочных тарифов на «Т минут» и тарифов категории pay-as-you-go с дисконтированием — чем больше ездишь, тем меньше платишь.
- Нет возможности купить абонемент на N дней или M поездок с дисконтированием по цене.
- Дешевле оплачивать транспортной картой. Это вопрос ценовой политики конкретного региона.
- Пассажиры зрелого возраста нередко испытывают дискомфорт при оплате банковскими картами на транспорте. Один из страхов: карту легче потерять в автобусе, чем на кассе в магазине.
Фракция организаторов
У госзаказчиков и организаторов перевозок в регионах проблемы со сбором ресурсов (монет) для организации транспортной работы. Источники монет — бюджеты регионов. Субсидий со стороны государства часто не хватает. Частные перевозчики, получая доходы от сбора оплаты за проезд и компенсации государства за перевезённых льготников, не всегда могут купить новый современный транспорт: нет денег.
А ещё организаторы не всегда могут контролировать бюджетные расходы на перевозку льготников — информацию о том, сколько льготных пассажиров пользовалось общественным транспортом, предоставляют перевозчики. И если перевозчик коммерческий, а льготный проездной, не дай бог, бумажный, то как отследить, сколько льготников ездили в маршрутках? Правдивые ли сведения сообщает перевозчик? Организаторам приходится, не задавая лишних вопросов, просто передавать часть своих и так ограниченных монет другой фракции. Казна пустеет, милорд!
К тому же государство обязывает отрасль перейти на новую парадигму организации транспортной работы — брутто-контракты. Если по-простому, это значит, что в каждом регионе уполномоченный организатор должен заниматься выстраиванием транспортных маршрутов, логистикой и анализом пассажиропотока, информированием пассажиров, сбором оплаты за проезд и эффективностью всей системы городских перевозок. Все собранные с пассажиров деньги за проезд будут поступать в казну региона. И уже из казны региона деньги поступят перевозчикам с учётом качества выполненной ими работы.
Но конкретики участникам игры не хватает: описание патча из разряда «делаем лучше, чем было». Организаторы перевозок и перевозчики переходить на новую модель очень опасаются — им непонятно, по каким новым стратегиям играть и не уменьшатся ли их и без того скромные доходы.
Фракция перевозчиков
Поговорим и о перевозчиках. У этой фракции есть особый дополнительный ресурс — чёрный нал. И свой стиль игры: перевозчикам зачастую невыгодно делиться доходом с другими фракциями, а чёрный нал как раз позволяет этого не делать. Для них это большое преимущество.
Перевозчиков тоже затронет патч с брутто-контрактами: если сейчас объём выручки перевозчика напрямую зависит от объёма перевезённых пассажиров, то при переходе на новую парадигму оплата будет идти за сделанную транспортную работу: за км/пробег, качество подвижного состава, соблюдение расписания и другие параметры. SLA (Service Level Agreement) устанавливаются администрацией региона. К тому же этот патч должен нанести удар по чёрному налу в принципе.
Оплата безналом перевозчикам не очень нравится. За неё операторы АСОП берут крупную комиссию, принять размер которой удаётся не всем. К тому же ради работы с безналом нужно обновлять парк техники и оборудовать его IT-системами всё тех же операторов. Для малого бизнеса это сплошной урон.
Фракция операторов
Получается, операторам АСОП хорошо живётся? С одной стороны, они берут те самые немаленькие комиссии в 5–8 % с перевозчиков за свои услуги. То есть вроде бы с ресурсами у них всё отлично. Но при этом они несут расходы: платят агентам за пополнение транспортных карт от 1 % до 2,6 %. Им нужно постоянно отстраиваться и поддерживать инфраструктуру, закупать вышеупомянутые IT-системы и АСОПы, платить зарплату своим сотрудникам. Они берут на себя ответственность за то, чтобы системы оплаты в транспорте всегда работали, сломанные терминалы чинились и расходные материалы пополнялись. Их доход часто зависит от оборота. Маленькие игроки в этой категории, у которых комиссионный оборот невелик, очень уязвимы.
Операторы задействованы не только в работе с перевозчиками. Они ещё используют те же ресурсы при взаимодействии с банками, а это совсем другая игра. В её подробности мы вдаваться не будем. Просто скажем, что сейчас несколько крупных банков-игроков не просто выполняют роль эквайера — они предоставляют свои платформы.
Выбираем тип победы: как мы подошли к проблеме
В 2019 году, когда мы только решили изменить эту игру, мы открыли окошко дипломатии и попытались купить готовую транспортную платёжную платформу у какого-нибудь банка, чтобы начать работать с десятком регионов, где такая платформа уже внедрена. Этот ход существенно сберёг бы наше время и силы в создании и внедрении решения.
Да только целый год дипломатия буксовала, а мы постепенно поняли, что чужие платформы нам не подходят. У них был совершенно чуждый нам IT-стек. Да и вообще, не соответствовали они нашему чувству правильного и целевой концепции. Пришлось переключиться с экономической на технологическую победу — добавить в список задач создание собственной платформы.
Тем более что к тому моменту у нас было отлично развитое технологическое древо: колоссальнейший опыт создания систем и использования опенсорса, свой продвинутый стек. С апреля 2020 года мы начали в полностью удалённом режиме работать над созданием собственной платформы, а в декабре запустили её в пилот.
Залог успеха нашей миссии: синергия с уже существующим в игре артефактом
Так в чём суть нашей платформы и её преимущества? Для пассажиров всё просто. Мы хотим иметь платформу, повышающую удобства оплаты на транспорте, в том числе для льготников, и позволяющую достигнуть синергии с картами «Мир» и СБП.
Помните, в третьих «Героях» есть такая штука — сборные артефакты? Подобрал Вечное кольцо серы, Кольцо драгоценных камней, Плащ бесконечных кристаллов и Неиссякаемую склянку ртути? Получи Рог изобилия — мощный источник всевозможных ресурсов.
Сейчас карта «Мир» — как одна часть сборного артефакта. Она есть почти у всех в игре, что важно. А если к ней добавить функцию транспортных платежей в любом регионе России, сделать удобным инструментом для льготников, дать возможность покупки абонементов или реализовать подход pay-as-you-go? Тогда карта «Мир» станет ещё более полезным артефактом. И всё это может наша Платформа ТПП.
Но что насчёт остальных фракций? Платформа поможет госзаказчикам со сбором достоверных данных о проезде льготников: мы умеем собирать и предоставлять данные о перевезённых льготниках, использующих карту «Мир» как льготный проездной билет.
Как мы это сделаем? Создав интеграцию с региональным социальным регистром, который уже получил данные от льготника о его карте «Мир» как льготном проездном.
А можно сделать ещё круче: никуда льготнику ходить не придётся — идентифицируем человека через интернет в ЕСИА, сверяем его данные с региональным социальным регистром, связываем воедино код льготы, банковскую карту или её токен в Pay. В идеале человек сможет назначать льготу на свою карту или телефон с картой, не выходя из дома!
Было бы удобно для человека сделать сервис в ЕПГУ (Единый портал государственных услуг РФ), в котором он сможет через интернет выполнить аутентификацию и указать карту «Мир» как идентификатор для льготного проезда. Человек её назначил, а дальше — магия. Едешь в транспорте, а оно как-то само работает. Устранится лишний микроменеджмент.
Перевозчикам и операторам новая платформа тоже пригодится. Платформа НСПК — мультибанковская, то есть даёт возможность подключиться любому банку-эквайеру.
Мы уже вывели на этот рынок несколько новых банков-участников, дав тем самым нашим фракциям дополнительный выбор.
Мы надеемся, что новые способы оплаты на транспорте помогут улучшить конкурентную среду, что в свою очередь ослабит давление на операторов АСОП и перевозчиков. Тогда перевозчиков будет больше причин снижать количество чёрного нала в обороте и постепенно выходить из серой зоны.
Максим Завгородний
Изменения в мете игры: почему в основе платформы не транспортные карты, а «Мир»
Ещё пару-тройку лет назад всё в игре было иначе. В некоторых регионах льготникам выдавали бумажные проездные для предъявления водителю или кондуктору. Кое-где в глубинке эта система работает до сих пор. Не принимали транспортные или банковские карты, только наличные.
Сейчас всё иначе. По данным на конец 2021 года примерно в 80 регионах (агломерациях) используют транспортные карты на базе технологии Mifare. В 81 из 83 субъектов Федерации работают банковские карты. Да, сейчас в регионах принимают пластик, хотя ещё недавно устанавливали в транспорте терминалы, как в магазинах.
Важная особенность: пластиковые транспортные карты нужно пополнять и затем записывать информацию об этом на саму карту. Ресурс по технологии хранится в определённых секторах карты под ключами владельца региональной системы. Записывают либо оплаченное количество поездок, либо сумму, в пределах которой можно ездить на городском транспорте. Преимущество — такие карты очень быстро работают в транспортных терминалах и турникетах.
Банковские карты на обычных терминалах, как в магазинах, — не самый лучший UX для пассажира. Операция занимает несколько секунд: это нормально для магазина, но слишком долго для транспорта. Да и связь в магазине сильно лучше, чем в транспорте, где её может не быть в течение десятков минут.
Учитывая особенности транспорта, стали появляться специализированные системы для приёма банковских карт (и Pay) — так называемые предпроцессинги. Они авторизуют поездки, несколько раз, если предыдущие попытки были неуспешными, фискализируют операции, получают результат и возвращают его обратно в АСОП, дают пассажиру возможность посмотреть поездки в личном кабинете, получить фискальный чек и погасить долг — при наличии. Предпроцессинг также формирует стоп-лист по банковским картам и токенам (при оплате Pay) и передаёт его для загрузки в терминалы.
У транспортных карточек были значительные преимущества перед банковскими картами в скорости обработки на терминале, но их нужно пополнять заранее.
Также для банковских карт в момент проезда неизвестно, есть ли деньги на карте, что создаёт риск первой поездки: оплата по карте не пройдёт и пассажир не оплатит проезд. Поэтому приходится периодически пинговать банк и пытаться списать нужную сумму.
Статистика показала, что риск первой поездки по банковским картам, как правило, меньше, чем комиссия за пополнение транспортных карт, а безопасность у EMV-карт сильно выше.
Сейчас банковские карты играют по правилам карт транспортных. Банковские процессинги стали срастаться с транспортными, усиливая преимущества и удобство банковских карт для пассажиров. В том числе поэтому мы верим, что будущее за банковскими картами. Это подтверждает и опыт ряда зарубежных стран.
Мету, конечно, поменяли не мы, это общая тенденция. Сейчас повсюду NFC и EMV. А появление и принятие многочисленных Pay-систем от разных компаний было настоящим прорывом. Диджитализация и виртуализация карточек тоже создаёт много новых возможностей с точки зрения user experience, потому что сейчас банки стали выпускать карты, которые ты вообще не берёшь физически, это чисто цифровой продукт.
Максим Завгородний
Снова по аналогии с «Героями» (но уже с пятыми): не надо никуда отходить с линии боя, не надо тратить дни на поездки туда-сюда, тебе караван из крепости подвезёт всё необходимое.
Риски и сложности: а вдруг геймовер?
А действительно — вдруг? Рисков на этом рынке очень много. Основная сложность в том, что транспорт — низкомаржинальная история. Перед нами государственная, инфраструктурная, а не коммерческая задача. Актуален вопрос операционной окупаемости. Мы пока не вышли на этот показатель, так как транзакций относительно мало, 250–300 тысяч в сутки). Это не ноль, но в других сервисах у нас по 70 миллионов операций за сутки, до 2500 в секунду.
В общем, с транспортом мы пока свои объёмы не набрали и впереди много сложных задач, но они преимущественно не в области техники или технологий.
Технологическое древо: наш стек
Поговорили о сложном, теперь давайте о более понятном — о технике! На чём работает наша платформа?
Объясняем.
Весь бэк у нас реактивный и написан на Kotlin (Spring Reactor, R2DBC, Radisson), на фронте используем Angular. В качестве основной in-memory-базы данных применяем Redis. Там у нас хранятся стоп-листы, вся платёжная информация, параметры системы, ключи идемпотентности и всё необходимое, чтобы не только платёж довести до банка, но и информацию о поездках при запросе показать в личных кабинетах организации и пассажира (bilet.nspk.ru).
Система микросервисная, event-driven, транспорт сообщений — уже всем знакомая Kafka. Мастер-данные храним в PostgreSQL, оркестрация контейнеров — K8S, инфраструктура — гибридная: частное облако и выделенные сервера.
Также используем Camunda как BPMN-движок. Работа в личном кабинете организации построена через бизнес-процессы. В каждом из них могут участвовать пользователи с разными ролями: как внутри НСПК, так и извне.
На страже мониторинга используем для различных задач Prometheus, Splunk, ELK, Grafana. Казалось бы, есть конкуренция, но её нет.
Система микросервисная, event-driven, транспорт сообщений — уже всем знакомая Kafka. Мастер-данные храним в PostgreSQL, оркестрация контейнеров — K8S, инфраструктура — гибридная: частное облако и выделенные сервера.
Также используем Camunda как BPMN-движок. Работа в личном кабинете организации построена через бизнес-процессы. В каждом из них могут участвовать пользователи с разными ролями: как внутри НСПК, так и извне.
На страже мониторинга используем для различных задач Prometheus, Splunk, ELK, Grafana. Казалось бы, есть конкуренция, но её нет.
Владимир Гайдук
Проект мы развиваем полтора года, для IT — срок небольшой, мы ещё на стадии активного прогресса. И стек выбирали с заделом на будущее, благо в НСПК с этим нет проблем.
Заключение
Да, миссия в начале своего пути. Пока мы полноценно запустились в трёх регионах: Республике Мордовии, Республике Чувашии, в Рязани и области. Ещё в четырёх проводим масштабирование. В трёх регионах у нас есть пилотные проекты, ещё в двадцати — подготовка к ним. Ведём переговоры со многими другими регионами, в том числе с крупными. Так что этот пост — только начало нашего летсплея. Мы обязательно будем держать вас в курсе о самых интересных ходах и уж точно поделимся радостью, когда увидим столь любимый каждым стратегом заветный экран: «Победа!»