Есть такая игра-стратегия об устройстве эффективной транспортной сети — Mini Metro. В ней игрок создаёт на карте всё новые и новые станции метро и связки между ними, чтобы жители могли удобно перемещаться по городу. Не справились с пассажиропотоком, устроили давку и заставили людей ждать? Вам геймовер, милорд.

Эта игра — интересный взгляд на общественный транспорт, но в одном аспекте крайне упрощённый. В Mini Metro никого не волнует оплата за проезд. Настоящая утопия!

В транспортной стратегии, в которую мы все играем каждый день в реальном мире, оплата поездки и контроль — головная боль для всех. Мы в НСПК решили поменять правила этой игры — сделать доступ к новым технологиям оплаты равноправным для каждого участника транспортного процесса.

Брифинг миссии

Цель:
трансформировать транспортное игровое пространство, создав единый цифровой инструмент оплаты по всей РФ и идентификации для льготников.
Задачи:
  1. Ввести единые стандарты.
  2. Сократить расходы отрасли на внедрение системы безналичных платежей на базе банковских карт.
  3. Обеспечить прозрачность сбора доходов для государства.
  4. Упростить UX для льготных категорий граждан, дать возможность назначить льготу на карту «Мир» через телефон.
  5. Разработать API и SDK для интеграции с партнёрами в рамках развития подхода «Открытая платформа НСПК».
Юниты, выполняющие миссию:
1x Максим Завгородний
Опытный геройский юнит-директор, один из первых сотрудников компании. За пять с половиной лет вместе с командой выстроил operations-delivery в НСПК (операционно-технологический департамент), верит в будущее финтех-компаний, развивающих экосистемы. Поэтому в 2020 году решил поднять новый платформенный сервис, который станет частью экосистемы НСПК.
1x Владимир Гайдук
Геройский юнит-тимлид команды разработки. Много лет набивал опыт в стратегическом проекте запуска подмосковной транспортной карты «Стрелка».
1x Станислав Попов
Предметный специалист в отрасли. Глубоко погружён в транспортную тему, 20 лет опыта, был председателем Комитета по транспорту Санкт-Петербурга.
Dev/SDET-юнит
25 разработчиков.
Business-delivery-юнит
Продажи, внедрение, бизнес-поддержка и аккаунтинг.
Operations-delivery-юнит
Эксплуатация, внедрение, техподдержка и мониторинг, технологии и стандарты.
Небольшая мобильная группа «R&D»

Наши фракции и тонкий баланс между ними

В любой приличной стратегии есть хотя бы несколько сторон со своими достоинствами и недостатками. Во имя баланса, конечно. Все помнят, что ночные эльфы в «Варкрафте» тащат медведями и дриадами, но Альянс может их затормозить, создав армию магов, стрелков и ведьмаков, а потом контратаковать грифонами и рыцарями.
У нас, как и в «Варкрафте», фракции четыре:
  • пассажиры,
  • заказчики (администрации регионов и муниципалитетов) и уполномоченные ими организаторы перевозок,
  • перевозчики,
  • операторы АСОП (автоматизированной системы оплаты проезда).
Когда мы стали вникать в правила нашей сложной игры, то поняли, что сейчас у каждой фракции куча проблем, мешающих нормальному балансу.
Низкое качество транспортного обслуживания и подвижного состава губит удовлетворенность пассажиров (а это самая многочисленная фракция).
Фракция пассажиров
Пассажиры охотно платят наличными и региональными транспортными картами, и только сейчас привыкают платить банковскими картами: такая возможность стала появляться повсеместно в регионах России в последние годы. На конец 2021 года доля оплаты проезда с помощью банковских карт не превышает 15 % в среднем по России, но в регионах, где нет транспортных карт или они используются только льготниками, доля банковских карт может достигать 50 %.
Основные причины не столь впечатляющей популярности банковских карт на общественном транспорте среди пассажиров:
  1. Банковской картой можно оплатить лишь разовый проезд или провоз багажа.

  2. Нет гибких пересадочных тарифов на «Т минут» и тарифов категории pay-as-you-go с дисконтированием — чем больше ездишь, тем меньше платишь.

  3. Нет возможности купить абонемент на N дней или M поездок с дисконтированием по цене.

  4. Дешевле оплачивать транспортной картой. Это вопрос ценовой политики конкретного региона.

  5. Пассажиры зрелого возраста нередко испытывают дискомфорт при оплате банковскими картами на транспорте. Один из страхов: карту легче потерять в автобусе, чем на кассе в магазине.
Фракция организаторов
У госзаказчиков и организаторов перевозок в регионах проблемы со сбором ресурсов (монет) для организации транспортной работы. Источники монет — бюджеты регионов. Субсидий со стороны государства часто не хватает. Частные перевозчики, получая доходы от сбора оплаты за проезд и компенсации государства за перевезённых льготников, не всегда могут купить новый современный транспорт: нет денег.
А ещё организаторы не всегда могут контролировать бюджетные расходы на перевозку льготников — информацию о том, сколько льготных пассажиров пользовалось общественным транспортом, предоставляют перевозчики. И если перевозчик коммерческий, а льготный проездной, не дай бог, бумажный, то как отследить, сколько льготников ездили в маршрутках? Правдивые ли сведения сообщает перевозчик? Организаторам приходится, не задавая лишних вопросов, просто передавать часть своих и так ограниченных монет другой фракции. Казна пустеет, милорд!
К тому же государство обязывает отрасль перейти на новую парадигму организации транспортной работы — брутто-контракты. Если по-простому, это значит, что в каждом регионе уполномоченный организатор должен заниматься выстраиванием транспортных маршрутов, логистикой и анализом пассажиропотока, информированием пассажиров, сбором оплаты за проезд и эффективностью всей системы городских перевозок. Все собранные с пассажиров деньги за проезд будут поступать в казну региона. И уже из казны региона деньги поступят перевозчикам с учётом качества выполненной ими работы.
Но конкретики участникам игры не хватает: описание патча из разряда «делаем лучше, чем было». Организаторы перевозок и перевозчики переходить на новую модель очень опасаются — им непонятно, по каким новым стратегиям играть и не уменьшатся ли их и без того скромные доходы.
Фракция перевозчиков
Поговорим и о перевозчиках. У этой фракции есть особый дополнительный ресурс — чёрный нал. И свой стиль игры: перевозчикам зачастую невыгодно делиться доходом с другими фракциями, а чёрный нал как раз позволяет этого не делать. Для них это большое преимущество.
Перевозчиков тоже затронет патч с брутто-контрактами: если сейчас объём выручки перевозчика напрямую зависит от объёма перевезённых пассажиров, то при переходе на новую парадигму оплата будет идти за сделанную транспортную работу: за км/пробег, качество подвижного состава, соблюдение расписания и другие параметры. SLA (Service Level Agreement) устанавливаются администрацией региона. К тому же этот патч должен нанести удар по чёрному налу в принципе.
Оплата безналом перевозчикам не очень нравится. За неё операторы АСОП берут крупную комиссию, принять размер которой удаётся не всем. К тому же ради работы с безналом нужно обновлять парк техники и оборудовать его IT-системами всё тех же операторов. Для малого бизнеса это сплошной урон.
Фракция операторов
Получается, операторам АСОП хорошо живётся? С одной стороны, они берут те самые немаленькие комиссии в 5–8 % с перевозчиков за свои услуги. То есть вроде бы с ресурсами у них всё отлично. Но при этом они несут расходы: платят агентам за пополнение транспортных карт от 1 % до 2,6 %. Им нужно постоянно отстраиваться и поддерживать инфраструктуру, закупать вышеупомянутые IT-системы и АСОПы, платить зарплату своим сотрудникам. Они берут на себя ответственность за то, чтобы системы оплаты в транспорте всегда работали, сломанные терминалы чинились и расходные материалы пополнялись. Их доход часто зависит от оборота. Маленькие игроки в этой категории, у которых комиссионный оборот невелик, очень уязвимы.
Операторы задействованы не только в работе с перевозчиками. Они ещё используют те же ресурсы при взаимодействии с банками, а это совсем другая игра. В её подробности мы вдаваться не будем. Просто скажем, что сейчас несколько крупных банков-игроков не просто выполняют роль эквайера — они предоставляют свои платформы.

Выбираем тип победы: как мы подошли к проблеме

В 2019 году, когда мы только решили изменить эту игру, мы открыли окошко дипломатии и попытались купить готовую транспортную платёжную платформу у какого-нибудь банка, чтобы начать работать с десятком регионов, где такая платформа уже внедрена. Этот ход существенно сберёг бы наше время и силы в создании и внедрении решения.
Да только целый год дипломатия буксовала, а мы постепенно поняли, что чужие платформы нам не подходят. У них был совершенно чуждый нам IT-стек. Да и вообще, не соответствовали они нашему чувству правильного и целевой концепции. Пришлось переключиться с экономической на технологическую победу — добавить в список задач создание собственной платформы.
Тем более что к тому моменту у нас было отлично развитое технологическое древо: колоссальнейший опыт создания систем и использования опенсорса, свой продвинутый стек. С апреля 2020 года мы начали в полностью удалённом режиме работать над созданием собственной платформы, а в декабре запустили её в пилот.

Залог успеха нашей миссии: синергия с уже существующим в игре артефактом

Так в чём суть нашей платформы и её преимущества? Для пассажиров всё просто. Мы хотим иметь платформу, повышающую удобства оплаты на транспорте, в том числе для льготников, и позволяющую достигнуть синергии с картами «Мир» и СБП.
Помните, в третьих «Героях» есть такая штука — сборные артефакты? Подобрал Вечное кольцо серы, Кольцо драгоценных камней, Плащ бесконечных кристаллов и Неиссякаемую склянку ртути? Получи Рог изобилия — мощный источник всевозможных ресурсов.
Сейчас карта «Мир» — как одна часть сборного артефакта. Она есть почти у всех в игре, что важно. А если к ней добавить функцию транспортных платежей в любом регионе России, сделать удобным инструментом для льготников, дать возможность покупки абонементов или реализовать подход pay-as-you-go? Тогда карта «Мир» станет ещё более полезным артефактом. И всё это может наша Платформа ТПП.
Но что насчёт остальных фракций? Платформа поможет госзаказчикам со сбором достоверных данных о проезде льготников: мы умеем собирать и предоставлять данные о перевезённых льготниках, использующих карту «Мир» как льготный проездной билет.
Как мы это сделаем? Создав интеграцию с региональным социальным регистром, который уже получил данные от льготника о его карте «Мир» как льготном проездном.
А можно сделать ещё круче: никуда льготнику ходить не придётся — идентифицируем человека через интернет в ЕСИА, сверяем его данные с региональным социальным регистром, связываем воедино код льготы, банковскую карту или её токен в Pay. В идеале человек сможет назначать льготу на свою карту или телефон с картой, не выходя из дома!
Было бы удобно для человека сделать сервис в ЕПГУ (Единый портал государственных услуг РФ), в котором он сможет через интернет выполнить аутентификацию и указать карту «Мир» как идентификатор для льготного проезда. Человек её назначил, а дальше — магия. Едешь в транспорте, а оно как-то само работает. Устранится лишний микроменеджмент.
Перевозчикам и операторам новая платформа тоже пригодится. Платформа НСПК — мультибанковская, то есть даёт возможность подключиться любому банку-эквайеру.
Мы уже вывели на этот рынок несколько новых банков-участников, дав тем самым нашим фракциям дополнительный выбор.
Мы надеемся, что новые способы оплаты на транспорте помогут улучшить конкурентную среду, что в свою очередь ослабит давление на операторов АСОП и перевозчиков. Тогда перевозчиков будет больше причин снижать количество чёрного нала в обороте и постепенно выходить из серой зоны.
Максим Завгородний
'; var twi = ''; twi += ''; var vk = ''; vk += ''; var ok = ''; ok += ''; var behance = ''; behance += ''; var vimeo = ''; vimeo += ''; var youtube = ''; youtube += ''; var instagram = ''; instagram += ''; var pinterest = ''; pinterest += ''; var linkedin = ''; linkedin += ''; var soundcloud = ''; soundcloud += ''; var telegram = ''; telegram += ''; if (item.indexOf('facebook') != -1) { socialWrapper.append(fb); } if (item.indexOf('twitter') != -1) { socialWrapper.append(twi); } if (item.indexOf('vk.com') != -1) { socialWrapper.append(vk); } if (item.indexOf('ok.ru') != -1) { socialWrapper.append(ok); } if (item.indexOf('behance') != -1) { socialWrapper.append(behance); } if (item.indexOf('vimeo') != -1) { socialWrapper.append(vimeo); } if (item.indexOf('youtube') != -1) { socialWrapper.append(youtube); } if (item.indexOf('instagram') != -1) { socialWrapper.append(instagram); } if (item.indexOf('pinterest') != -1) { socialWrapper.append(pinterest); } if (item.indexOf('linkedin') != -1) { socialWrapper.append(linkedin); } if (item.indexOf('soundcloud') != -1) { socialWrapper.append(soundcloud); } if (item.indexOf('telegram') != -1) { socialWrapper.append(telegram); } }

Изменения в мете игры: почему в основе платформы не транспортные карты, а «Мир»

Ещё пару-тройку лет назад всё в игре было иначе. В некоторых регионах льготникам выдавали бумажные проездные для предъявления водителю или кондуктору. Кое-где в глубинке эта система работает до сих пор. Не принимали транспортные или банковские карты, только наличные.
Сейчас всё иначе. По данным на конец 2021 года примерно в 80 регионах (агломерациях) используют транспортные карты на базе технологии Mifare. В 81 из 83 субъектов Федерации работают банковские карты. Да, сейчас в регионах принимают пластик, хотя ещё недавно устанавливали в транспорте терминалы, как в магазинах.
Важная особенность: пластиковые транспортные карты нужно пополнять и затем записывать информацию об этом на саму карту. Ресурс по технологии хранится в определённых секторах карты под ключами владельца региональной системы. Записывают либо оплаченное количество поездок, либо сумму, в пределах которой можно ездить на городском транспорте. Преимущество — такие карты очень быстро работают в транспортных терминалах и турникетах.
Банковские карты на обычных терминалах, как в магазинах, — не самый лучший UX для пассажира. Операция занимает несколько секунд: это нормально для магазина, но слишком долго для транспорта. Да и связь в магазине сильно лучше, чем в транспорте, где её может не быть в течение десятков минут.
Учитывая особенности транспорта, стали появляться специализированные системы для приёма банковских карт (и Pay) — так называемые предпроцессинги. Они авторизуют поездки, несколько раз, если предыдущие попытки были неуспешными, фискализируют операции, получают результат и возвращают его обратно в АСОП, дают пассажиру возможность посмотреть поездки в личном кабинете, получить фискальный чек и погасить долг — при наличии. Предпроцессинг также формирует стоп-лист по банковским картам и токенам (при оплате Pay) и передаёт его для загрузки в терминалы.
У транспортных карточек были значительные преимущества перед банковскими картами в скорости обработки на терминале, но их нужно пополнять заранее.
Также для банковских карт в момент проезда неизвестно, есть ли деньги на карте, что создаёт риск первой поездки: оплата по карте не пройдёт и пассажир не оплатит проезд. Поэтому приходится периодически пинговать банк и пытаться списать нужную сумму.
Статистика показала, что риск первой поездки по банковским картам, как правило, меньше, чем комиссия за пополнение транспортных карт, а безопасность у EMV-карт сильно выше.
Сейчас банковские карты играют по правилам карт транспортных. Банковские процессинги стали срастаться с транспортными, усиливая преимущества и удобство банковских карт для пассажиров. В том числе поэтому мы верим, что будущее за банковскими картами. Это подтверждает и опыт ряда зарубежных стран.
Мету, конечно, поменяли не мы, это общая тенденция. Сейчас повсюду NFC и EMV. А появление и принятие многочисленных Pay-систем от разных компаний было настоящим прорывом. Диджитализация и виртуализация карточек тоже создаёт много новых возможностей с точки зрения user experience, потому что сейчас банки стали выпускать карты, которые ты вообще не берёшь физически, это чисто цифровой продукт.
Максим Завгородний
'; var twi = ''; twi += ''; var vk = ''; vk += ''; var ok = ''; ok += ''; var behance = ''; behance += ''; var vimeo = ''; vimeo += ''; var youtube = ''; youtube += ''; var instagram = ''; instagram += ''; var pinterest = ''; pinterest += ''; var linkedin = ''; linkedin += ''; var soundcloud = ''; soundcloud += ''; var telegram = ''; telegram += ''; if (item.indexOf('facebook') != -1) { socialWrapper.append(fb); } if (item.indexOf('twitter') != -1) { socialWrapper.append(twi); } if (item.indexOf('vk.com') != -1) { socialWrapper.append(vk); } if (item.indexOf('ok.ru') != -1) { socialWrapper.append(ok); } if (item.indexOf('behance') != -1) { socialWrapper.append(behance); } if (item.indexOf('vimeo') != -1) { socialWrapper.append(vimeo); } if (item.indexOf('youtube') != -1) { socialWrapper.append(youtube); } if (item.indexOf('instagram') != -1) { socialWrapper.append(instagram); } if (item.indexOf('pinterest') != -1) { socialWrapper.append(pinterest); } if (item.indexOf('linkedin') != -1) { socialWrapper.append(linkedin); } if (item.indexOf('soundcloud') != -1) { socialWrapper.append(soundcloud); } if (item.indexOf('telegram') != -1) { socialWrapper.append(telegram); } }
Снова по аналогии с «Героями» (но уже с пятыми): не надо никуда отходить с линии боя, не надо тратить дни на поездки туда-сюда, тебе караван из крепости подвезёт всё необходимое.

Риски и сложности: а вдруг геймовер?

А действительно — вдруг? Рисков на этом рынке очень много. Основная сложность в том, что транспорт — низкомаржинальная история. Перед нами государственная, инфраструктурная, а не коммерческая задача. Актуален вопрос операционной окупаемости. Мы пока не вышли на этот показатель, так как транзакций относительно мало, 250–300 тысяч в сутки). Это не ноль, но в других сервисах у нас по 70 миллионов операций за сутки, до 2500 в секунду.
В общем, с транспортом мы пока свои объёмы не набрали и впереди много сложных задач, но они преимущественно не в области техники или технологий.

Технологическое древо: наш стек

Поговорили о сложном, теперь давайте о более понятном — о технике! На чём работает наша платформа?
Объясняем.
Весь бэк у нас реактивный и написан на Kotlin (Spring Reactor, R2DBC, Radisson), на фронте используем Angular. В качестве основной in-memory-базы данных применяем Redis. Там у нас хранятся стоп-листы, вся платёжная информация, параметры системы, ключи идемпотентности и всё необходимое, чтобы не только платёж довести до банка, но и информацию о поездках при запросе показать в личных кабинетах организации и пассажира (bilet.nspk.ru).

Система микросервисная, event-driven, транспорт сообщений — уже всем знакомая Kafka. Мастер-данные храним в PostgreSQL, оркестрация контейнеров — K8S, инфраструктура — гибридная: частное облако и выделенные сервера.

Также используем Camunda как BPMN-движок. Работа в личном кабинете организации построена через бизнес-процессы. В каждом из них могут участвовать пользователи с разными ролями: как внутри НСПК, так и извне.

На страже мониторинга используем для различных задач Prometheus, Splunk, ELK, Grafana. Казалось бы, есть конкуренция, но её нет.
Владимир Гайдук
'; var twi = ''; twi += ''; var vk = ''; vk += ''; var ok = ''; ok += ''; var behance = ''; behance += ''; var vimeo = ''; vimeo += ''; var youtube = ''; youtube += ''; var instagram = ''; instagram += ''; var pinterest = ''; pinterest += ''; var linkedin = ''; linkedin += ''; var soundcloud = ''; soundcloud += ''; var telegram = ''; telegram += ''; if (item.indexOf('facebook') != -1) { socialWrapper.append(fb); } if (item.indexOf('twitter') != -1) { socialWrapper.append(twi); } if (item.indexOf('vk.com') != -1) { socialWrapper.append(vk); } if (item.indexOf('ok.ru') != -1) { socialWrapper.append(ok); } if (item.indexOf('behance') != -1) { socialWrapper.append(behance); } if (item.indexOf('vimeo') != -1) { socialWrapper.append(vimeo); } if (item.indexOf('youtube') != -1) { socialWrapper.append(youtube); } if (item.indexOf('instagram') != -1) { socialWrapper.append(instagram); } if (item.indexOf('pinterest') != -1) { socialWrapper.append(pinterest); } if (item.indexOf('linkedin') != -1) { socialWrapper.append(linkedin); } if (item.indexOf('soundcloud') != -1) { socialWrapper.append(soundcloud); } if (item.indexOf('telegram') != -1) { socialWrapper.append(telegram); } }
Проект мы развиваем полтора года, для IT — срок небольшой, мы ещё на стадии активного прогресса. И стек выбирали с заделом на будущее, благо в НСПК с этим нет проблем.

Заключение

Да, миссия в начале своего пути. Пока мы полноценно запустились в трёх регионах: Республике Мордовии, Республике Чувашии, в Рязани и области. Ещё в четырёх проводим масштабирование. В трёх регионах у нас есть пилотные проекты, ещё в двадцати — подготовка к ним. Ведём переговоры со многими другими регионами, в том числе с крупными. Так что этот пост — только начало нашего летсплея. Мы обязательно будем держать вас в курсе о самых интересных ходах и уж точно поделимся радостью, когда увидим столь любимый каждым стратегом заветный экран: «Победа!»
Есть такая игра-стратегия об устройстве эффективной транспортной сети — Mini Metro. В ней игрок создаёт на карте всё новые и новые станции метро и связки между ними, чтобы жители могли удобно перемещаться по городу. Не справились с пассажиропотоком, устроили давку и заставили людей ждать? Вам геймовер, милорд.

Эта игра — интересный взгляд на общественный транспорт, но в одном аспекте крайне упрощённый. В Mini Metro никого не волнует оплата за проезд. Настоящая утопия!

В транспортной стратегии, в которую мы все играем каждый день в реальном мире, оплата поездки и контроль — головная боль для всех. Мы в НСПК решили поменять правила этой игры — сделать доступ к новым технологиям оплаты равноправным для каждого участника транспортного процесса.

Брифинг миссии

Цель:
трансформировать транспортное игровое пространство, создав единый цифровой инструмент оплаты по всей РФ и идентификации для льготников.
Задачи:
  1. Ввести единые стандарты.
  2. Сократить расходы отрасли на внедрение системы безналичных платежей на базе банковских карт.
  3. Обеспечить прозрачность сбора доходов для государства.
  4. Упростить UX для льготных категорий граждан, дать возможность назначить льготу на карту «Мир» через телефон.
  5. Разработать API и SDK для интеграции с партнёрами в рамках развития подхода «Открытая платформа НСПК».
Юниты, выполняющие миссию:
1x Максим Завгородний
Опытный геройский юнит-директор, один из первых сотрудников компании. За пять с половиной лет вместе с командой выстроил operations-delivery в НСПК (операционно-технологический департамент), верит в будущее финтех-компаний, развивающих экосистемы. Поэтому в 2020 году решил поднять новый платформенный сервис, который станет частью экосистемы НСПК.
1x Владимир Гайдук
Геройский юнит-тимлид команды разработки. Много лет набивал опыт в стратегическом проекте запуска подмосковной транспортной карты «Стрелка».
1x Станислав Попов
Предметный специалист в отрасли. Глубоко погружён в транспортную тему, 20 лет опыта, был председателем Комитета по транспорту Санкт-Петербурга.
Dev/SDET-юнит
25 разработчиков.
Business-delivery-юнит
Продажи, внедрение, бизнес-поддержка и аккаунтинг.
Operations-delivery-юнит
Эксплуатация, внедрение, техподдержка и мониторинг, технологии и стандарты.
Небольшая мобильная группа «R&D»

Наши фракции и тонкий баланс между ними

В любой приличной стратегии есть хотя бы несколько сторон со своими достоинствами и недостатками. Во имя баланса, конечно. Все помнят, что ночные эльфы в «Варкрафте» тащат медведями и дриадами, но Альянс может их затормозить, создав армию магов, стрелков и ведьмаков, а потом контратаковать грифонами и рыцарями.
У нас, как и в «Варкрафте», фракции четыре:
  • пассажиры,
  • заказчики (администрации регионов и муниципалитетов) и уполномоченные ими организаторы перевозок,
  • перевозчики,
  • операторы АСОП (автоматизированной системы оплаты проезда).
Когда мы стали вникать в правила нашей сложной игры, то поняли, что сейчас у каждой фракции куча проблем, мешающих нормальному балансу.
Низкое качество транспортного обслуживания и подвижного состава губит удовлетворенность пассажиров (а это самая многочисленная фракция).
Фракция пассажиров
Пассажиры охотно платят наличными и региональными транспортными картами, и только сейчас привыкают платить банковскими картами: такая возможность стала появляться повсеместно в регионах России в последние годы. На конец 2021 года доля оплаты проезда с помощью банковских карт не превышает 15 % в среднем по России, но в регионах, где нет транспортных карт или они используются только льготниками, доля банковских карт может достигать 50 %.
Основные причины не столь впечатляющей популярности банковских карт на общественном транспорте среди пассажиров:
  1. Банковской картой можно оплатить лишь разовый проезд или провоз багажа.

  2. Нет гибких пересадочных тарифов на «Т минут» и тарифов категории pay-as-you-go с дисконтированием — чем больше ездишь, тем меньше платишь.

  3. Нет возможности купить абонемент на N дней или M поездок с дисконтированием по цене.

  4. Дешевле оплачивать транспортной картой. Это вопрос ценовой политики конкретного региона.

  5. Пассажиры зрелого возраста нередко испытывают дискомфорт при оплате банковскими картами на транспорте. Один из страхов: карту легче потерять в автобусе, чем на кассе в магазине.
Фракция организаторов
У госзаказчиков и организаторов перевозок в регионах проблемы со сбором ресурсов (монет) для организации транспортной работы. Источники монет — бюджеты регионов. Субсидий со стороны государства часто не хватает. Частные перевозчики, получая доходы от сбора оплаты за проезд и компенсации государства за перевезённых льготников, не всегда могут купить новый современный транспорт: нет денег.
А ещё организаторы не всегда могут контролировать бюджетные расходы на перевозку льготников — информацию о том, сколько льготных пассажиров пользовалось общественным транспортом, предоставляют перевозчики. И если перевозчик коммерческий, а льготный проездной, не дай бог, бумажный, то как отследить, сколько льготников ездили в маршрутках? Правдивые ли сведения сообщает перевозчик? Организаторам приходится, не задавая лишних вопросов, просто передавать часть своих и так ограниченных монет другой фракции. Казна пустеет, милорд!
К тому же государство обязывает отрасль перейти на новую парадигму организации транспортной работы — брутто-контракты. Если по-простому, это значит, что в каждом регионе уполномоченный организатор должен заниматься выстраиванием транспортных маршрутов, логистикой и анализом пассажиропотока, информированием пассажиров, сбором оплаты за проезд и эффективностью всей системы городских перевозок. Все собранные с пассажиров деньги за проезд будут поступать в казну региона. И уже из казны региона деньги поступят перевозчикам с учётом качества выполненной ими работы.
Но конкретики участникам игры не хватает: описание патча из разряда «делаем лучше, чем было». Организаторы перевозок и перевозчики переходить на новую модель очень опасаются — им непонятно, по каким новым стратегиям играть и не уменьшатся ли их и без того скромные доходы.
Фракция перевозчиков
Поговорим и о перевозчиках. У этой фракции есть особый дополнительный ресурс — чёрный нал. И свой стиль игры: перевозчикам зачастую невыгодно делиться доходом с другими фракциями, а чёрный нал как раз позволяет этого не делать. Для них это большое преимущество.
Перевозчиков тоже затронет патч с брутто-контрактами: если сейчас объём выручки перевозчика напрямую зависит от объёма перевезённых пассажиров, то при переходе на новую парадигму оплата будет идти за сделанную транспортную работу: за км/пробег, качество подвижного состава, соблюдение расписания и другие параметры. SLA (Service Level Agreement) устанавливаются администрацией региона. К тому же этот патч должен нанести удар по чёрному налу в принципе.
Оплата безналом перевозчикам не очень нравится. За неё операторы АСОП берут крупную комиссию, принять размер которой удаётся не всем. К тому же ради работы с безналом нужно обновлять парк техники и оборудовать его IT-системами всё тех же операторов. Для малого бизнеса это сплошной урон.
Фракция операторов
Получается, операторам АСОП хорошо живётся? С одной стороны, они берут те самые немаленькие комиссии в 5–8 % с перевозчиков за свои услуги. То есть вроде бы с ресурсами у них всё отлично. Но при этом они несут расходы: платят агентам за пополнение транспортных карт от 1 % до 2,6 %. Им нужно постоянно отстраиваться и поддерживать инфраструктуру, закупать вышеупомянутые IT-системы и АСОПы, платить зарплату своим сотрудникам. Они берут на себя ответственность за то, чтобы системы оплаты в транспорте всегда работали, сломанные терминалы чинились и расходные материалы пополнялись. Их доход часто зависит от оборота. Маленькие игроки в этой категории, у которых комиссионный оборот невелик, очень уязвимы.
Операторы задействованы не только в работе с перевозчиками. Они ещё используют те же ресурсы при взаимодействии с банками, а это совсем другая игра. В её подробности мы вдаваться не будем. Просто скажем, что сейчас несколько крупных банков-игроков не просто выполняют роль эквайера — они предоставляют свои платформы.

Выбираем тип победы: как мы подошли к проблеме

В 2019 году, когда мы только решили изменить эту игру, мы открыли окошко дипломатии и попытались купить готовую транспортную платёжную платформу у какого-нибудь банка, чтобы начать работать с десятком регионов, где такая платформа уже внедрена. Этот ход существенно сберёг бы наше время и силы в создании и внедрении решения.
Да только целый год дипломатия буксовала, а мы постепенно поняли, что чужие платформы нам не подходят. У них был совершенно чуждый нам IT-стек. Да и вообще, не соответствовали они нашему чувству правильного и целевой концепции. Пришлось переключиться с экономической на технологическую победу — добавить в список задач создание собственной платформы.
Тем более что к тому моменту у нас было отлично развитое технологическое древо: колоссальнейший опыт создания систем и использования опенсорса, свой продвинутый стек. С апреля 2020 года мы начали в полностью удалённом режиме работать над созданием собственной платформы, а в декабре запустили её в пилот.

Залог успеха нашей миссии: синергия с уже существующим в игре артефактом

Так в чём суть нашей платформы и её преимущества? Для пассажиров всё просто. Мы хотим иметь платформу, повышающую удобства оплаты на транспорте, в том числе для льготников, и позволяющую достигнуть синергии с картами «Мир» и СБП.
Помните, в третьих «Героях» есть такая штука — сборные артефакты? Подобрал Вечное кольцо серы, Кольцо драгоценных камней, Плащ бесконечных кристаллов и Неиссякаемую склянку ртути? Получи Рог изобилия — мощный источник всевозможных ресурсов.
Сейчас карта «Мир» — как одна часть сборного артефакта. Она есть почти у всех в игре, что важно. А если к ней добавить функцию транспортных платежей в любом регионе России, сделать удобным инструментом для льготников, дать возможность покупки абонементов или реализовать подход pay-as-you-go? Тогда карта «Мир» станет ещё более полезным артефактом. И всё это может наша Платформа ТПП.
Но что насчёт остальных фракций? Платформа поможет госзаказчикам со сбором достоверных данных о проезде льготников: мы умеем собирать и предоставлять данные о перевезённых льготниках, использующих карту «Мир» как льготный проездной билет.
Как мы это сделаем? Создав интеграцию с региональным социальным регистром, который уже получил данные от льготника о его карте «Мир» как льготном проездном.
А можно сделать ещё круче: никуда льготнику ходить не придётся — идентифицируем человека через интернет в ЕСИА, сверяем его данные с региональным социальным регистром, связываем воедино код льготы, банковскую карту или её токен в Pay. В идеале человек сможет назначать льготу на свою карту или телефон с картой, не выходя из дома!
Было бы удобно для человека сделать сервис в ЕПГУ (Единый портал государственных услуг РФ), в котором он сможет через интернет выполнить аутентификацию и указать карту «Мир» как идентификатор для льготного проезда. Человек её назначил, а дальше — магия. Едешь в транспорте, а оно как-то само работает. Устранится лишний микроменеджмент.
Перевозчикам и операторам новая платформа тоже пригодится. Платформа НСПК — мультибанковская, то есть даёт возможность подключиться любому банку-эквайеру.
Мы уже вывели на этот рынок несколько новых банков-участников, дав тем самым нашим фракциям дополнительный выбор.
Мы надеемся, что новые способы оплаты на транспорте помогут улучшить конкурентную среду, что в свою очередь ослабит давление на операторов АСОП и перевозчиков. Тогда перевозчиков будет больше причин снижать количество чёрного нала в обороте и постепенно выходить из серой зоны.
Максим Завгородний
'; var twi = ''; twi += ''; var vk = ''; vk += ''; var ok = ''; ok += ''; var behance = ''; behance += ''; var vimeo = ''; vimeo += ''; var youtube = ''; youtube += ''; var instagram = ''; instagram += ''; var pinterest = ''; pinterest += ''; var linkedin = ''; linkedin += ''; var soundcloud = ''; soundcloud += ''; var telegram = ''; telegram += ''; if (item.indexOf('facebook') != -1) { socialWrapper.append(fb); } if (item.indexOf('twitter') != -1) { socialWrapper.append(twi); } if (item.indexOf('vk.com') != -1) { socialWrapper.append(vk); } if (item.indexOf('ok.ru') != -1) { socialWrapper.append(ok); } if (item.indexOf('behance') != -1) { socialWrapper.append(behance); } if (item.indexOf('vimeo') != -1) { socialWrapper.append(vimeo); } if (item.indexOf('youtube') != -1) { socialWrapper.append(youtube); } if (item.indexOf('instagram') != -1) { socialWrapper.append(instagram); } if (item.indexOf('pinterest') != -1) { socialWrapper.append(pinterest); } if (item.indexOf('linkedin') != -1) { socialWrapper.append(linkedin); } if (item.indexOf('soundcloud') != -1) { socialWrapper.append(soundcloud); } if (item.indexOf('telegram') != -1) { socialWrapper.append(telegram); } }

Изменения в мете игры: почему в основе платформы не транспортные карты, а «Мир»

Ещё пару-тройку лет назад всё в игре было иначе. В некоторых регионах льготникам выдавали бумажные проездные для предъявления водителю или кондуктору. Кое-где в глубинке эта система работает до сих пор. Не принимали транспортные или банковские карты, только наличные.
Сейчас всё иначе. По данным на конец 2021 года примерно в 80 регионах (агломерациях) используют транспортные карты на базе технологии Mifare. В 81 из 83 субъектов Федерации работают банковские карты. Да, сейчас в регионах принимают пластик, хотя ещё недавно устанавливали в транспорте терминалы, как в магазинах.
Важная особенность: пластиковые транспортные карты нужно пополнять и затем записывать информацию об этом на саму карту. Ресурс по технологии хранится в определённых секторах карты под ключами владельца региональной системы. Записывают либо оплаченное количество поездок, либо сумму, в пределах которой можно ездить на городском транспорте. Преимущество — такие карты очень быстро работают в транспортных терминалах и турникетах.
Банковские карты на обычных терминалах, как в магазинах, — не самый лучший UX для пассажира. Операция занимает несколько секунд: это нормально для магазина, но слишком долго для транспорта. Да и связь в магазине сильно лучше, чем в транспорте, где её может не быть в течение десятков минут.
Учитывая особенности транспорта, стали появляться специализированные системы для приёма банковских карт (и Pay) — так называемые предпроцессинги. Они авторизуют поездки, несколько раз, если предыдущие попытки были неуспешными, фискализируют операции, получают результат и возвращают его обратно в АСОП, дают пассажиру возможность посмотреть поездки в личном кабинете, получить фискальный чек и погасить долг — при наличии. Предпроцессинг также формирует стоп-лист по банковским картам и токенам (при оплате Pay) и передаёт его для загрузки в терминалы.
У транспортных карточек были значительные преимущества перед банковскими картами в скорости обработки на терминале, но их нужно пополнять заранее.
Также для банковских карт в момент проезда неизвестно, есть ли деньги на карте, что создаёт риск первой поездки: оплата по карте не пройдёт и пассажир не оплатит проезд. Поэтому приходится периодически пинговать банк и пытаться списать нужную сумму.
Статистика показала, что риск первой поездки по банковским картам, как правило, меньше, чем комиссия за пополнение транспортных карт, а безопасность у EMV-карт сильно выше.
Сейчас банковские карты играют по правилам карт транспортных. Банковские процессинги стали срастаться с транспортными, усиливая преимущества и удобство банковских карт для пассажиров. В том числе поэтому мы верим, что будущее за банковскими картами. Это подтверждает и опыт ряда зарубежных стран.
Мету, конечно, поменяли не мы, это общая тенденция. Сейчас повсюду NFC и EMV. А появление и принятие многочисленных Pay-систем от разных компаний было настоящим прорывом. Диджитализация и виртуализация карточек тоже создаёт много новых возможностей с точки зрения user experience, потому что сейчас банки стали выпускать карты, которые ты вообще не берёшь физически, это чисто цифровой продукт.
Максим Завгородний
'; var twi = ''; twi += ''; var vk = ''; vk += ''; var ok = ''; ok += ''; var behance = ''; behance += ''; var vimeo = ''; vimeo += ''; var youtube = ''; youtube += ''; var instagram = ''; instagram += ''; var pinterest = ''; pinterest += ''; var linkedin = ''; linkedin += ''; var soundcloud = ''; soundcloud += ''; var telegram = ''; telegram += ''; if (item.indexOf('facebook') != -1) { socialWrapper.append(fb); } if (item.indexOf('twitter') != -1) { socialWrapper.append(twi); } if (item.indexOf('vk.com') != -1) { socialWrapper.append(vk); } if (item.indexOf('ok.ru') != -1) { socialWrapper.append(ok); } if (item.indexOf('behance') != -1) { socialWrapper.append(behance); } if (item.indexOf('vimeo') != -1) { socialWrapper.append(vimeo); } if (item.indexOf('youtube') != -1) { socialWrapper.append(youtube); } if (item.indexOf('instagram') != -1) { socialWrapper.append(instagram); } if (item.indexOf('pinterest') != -1) { socialWrapper.append(pinterest); } if (item.indexOf('linkedin') != -1) { socialWrapper.append(linkedin); } if (item.indexOf('soundcloud') != -1) { socialWrapper.append(soundcloud); } if (item.indexOf('telegram') != -1) { socialWrapper.append(telegram); } }
Снова по аналогии с «Героями» (но уже с пятыми): не надо никуда отходить с линии боя, не надо тратить дни на поездки туда-сюда, тебе караван из крепости подвезёт всё необходимое.

Риски и сложности: а вдруг геймовер?

А действительно — вдруг? Рисков на этом рынке очень много. Основная сложность в том, что транспорт — низкомаржинальная история. Перед нами государственная, инфраструктурная, а не коммерческая задача. Актуален вопрос операционной окупаемости. Мы пока не вышли на этот показатель, так как транзакций относительно мало, 250–300 тысяч в сутки). Это не ноль, но в других сервисах у нас по 70 миллионов операций за сутки, до 2500 в секунду.
В общем, с транспортом мы пока свои объёмы не набрали и впереди много сложных задач, но они преимущественно не в области техники или технологий.

Технологическое древо: наш стек

Поговорили о сложном, теперь давайте о более понятном — о технике! На чём работает наша платформа?
Объясняем.
Весь бэк у нас реактивный и написан на Kotlin (Spring Reactor, R2DBC, Radisson), на фронте используем Angular. В качестве основной in-memory-базы данных применяем Redis. Там у нас хранятся стоп-листы, вся платёжная информация, параметры системы, ключи идемпотентности и всё необходимое, чтобы не только платёж довести до банка, но и информацию о поездках при запросе показать в личных кабинетах организации и пассажира (bilet.nspk.ru).

Система микросервисная, event-driven, транспорт сообщений — уже всем знакомая Kafka. Мастер-данные храним в PostgreSQL, оркестрация контейнеров — K8S, инфраструктура — гибридная: частное облако и выделенные сервера.

Также используем Camunda как BPMN-движок. Работа в личном кабинете организации построена через бизнес-процессы. В каждом из них могут участвовать пользователи с разными ролями: как внутри НСПК, так и извне.

На страже мониторинга используем для различных задач Prometheus, Splunk, ELK, Grafana. Казалось бы, есть конкуренция, но её нет.
Владимир Гайдук
'; var twi = ''; twi += ''; var vk = ''; vk += ''; var ok = ''; ok += ''; var behance = ''; behance += ''; var vimeo = ''; vimeo += ''; var youtube = ''; youtube += ''; var instagram = ''; instagram += ''; var pinterest = ''; pinterest += ''; var linkedin = ''; linkedin += ''; var soundcloud = ''; soundcloud += ''; var telegram = ''; telegram += ''; if (item.indexOf('facebook') != -1) { socialWrapper.append(fb); } if (item.indexOf('twitter') != -1) { socialWrapper.append(twi); } if (item.indexOf('vk.com') != -1) { socialWrapper.append(vk); } if (item.indexOf('ok.ru') != -1) { socialWrapper.append(ok); } if (item.indexOf('behance') != -1) { socialWrapper.append(behance); } if (item.indexOf('vimeo') != -1) { socialWrapper.append(vimeo); } if (item.indexOf('youtube') != -1) { socialWrapper.append(youtube); } if (item.indexOf('instagram') != -1) { socialWrapper.append(instagram); } if (item.indexOf('pinterest') != -1) { socialWrapper.append(pinterest); } if (item.indexOf('linkedin') != -1) { socialWrapper.append(linkedin); } if (item.indexOf('soundcloud') != -1) { socialWrapper.append(soundcloud); } if (item.indexOf('telegram') != -1) { socialWrapper.append(telegram); } }
Проект мы развиваем полтора года, для IT — срок небольшой, мы ещё на стадии активного прогресса. И стек выбирали с заделом на будущее, благо в НСПК с этим нет проблем.

Заключение

Да, миссия в начале своего пути. Пока мы полноценно запустились в трёх регионах: Республике Мордовии, Республике Чувашии, в Рязани и области. Ещё в четырёх проводим масштабирование. В трёх регионах у нас есть пилотные проекты, ещё в двадцати — подготовка к ним. Ведём переговоры со многими другими регионами, в том числе с крупными. Так что этот пост — только начало нашего летсплея. Мы обязательно будем держать вас в курсе о самых интересных ходах и уж точно поделимся радостью, когда увидим столь любимый каждым стратегом заветный экран: «Победа!»

Комментарии (0)