Привет, Хабр! В предыдущем материале мы рассказали, как в нашей жизни появился бензин. Его появление, в том числе, обратило внимание человечества на нефть как источник топлива. И тем самым определило дальнейший ход развития цивилизации вплоть до нашего времени.

Вот об этом мы и постараемся ёмко рассказать в сегодняшнем материале! Приятного чтения :)

Ревущие сто лет назад

К началу «ревущих двадцатых» нефтяная отрасль в развитых странах переживала свой первый настоящий расцвет – Первая Мировая война окончательно убедила цивилизацию в преимуществах техники с двигателями внутреннего сгорания перед конной пехотой. И преимуществах бензина перед углём, который также не выдержал жестокой (буквально) конкуренции.

Конкуренции не выдержали и потрёпанные сражениями державы Старого Света на мировой арене. Главенство ныне принадлежало Соединённым Штатам, в которых гладко и стремительно развивались нефтедобыча, дорожное строительство и массовое производство автомобилей. Причём все отрасли подгоняли друг друга до масштабов экономического бума.

Hidden text

Дисклеймер: Мы уделяем особое внимание США только потому, что к 1929 году на них приходилось 78% автомобилей мира. А на автомобилях соответственно, держалось потребление топлива.

Так нефтяные электростанции насытили Штаты энергией и позволили повсеместно внедрять на предприятиях электроприводы и конвейеры, а они, в свою очередь, подняли производительность труда на совершенно фантастический для человечества уровень.

Посудите сами: если в 1915 году на сборку одного Ford Model T уходило в среднем 14 часов, то уже к 1925 году полностью собранная машина сходила с конвейера каждые 10 секунд.

Динамика выглядит впечатляюще даже из 2022-го. Но вернёмся, пожалуй, обратно – на век раньше.

Торг, Депрессия и гнев

Вернулись прямиком в 1929 год. Удобно взять период перед великим биржевым крахом, чтобы оценить экономические показатели на их локальном пике.  К тому моменту личный автомобиль имелся уже у каждого пятого американца, а общее потребление нефти выросло на 150% по сравнению с 1919 годом – до 2,58 млн баррелей в день.

Если миллионы баррелей представить сложно, то представьте себе классические автозаправки из голливудских фильмов. Их количество, например, выросло в 1921-1929 гг. с 12 000 до 143 000.

Радостные калифорнийские нефтяники, 1920-е
Радостные калифорнийские нефтяники, 1920-е

Великую депрессию американская нефтяная промышленность также встретила в любопытном состоянии. С одной стороны, на нефтяников давил общий спад в экономике, а с другой – регулярное открытие новых месторождений. К примеру, в 1920 году баррель нефти в США стоил $3,36, а в мае 1933 года – внимание – $0,04. Поскольку себестоимость добычи была примерно в десятки раз больше, нефтяникам пришлось обращаться к помощи государства во избежание своего банкротства и краха отрасли в целом.

Это помогло – сперва цены стабилизировались в результате государственного ограничения торговли нефтью, а затем –  с помощью «Нефтяного соглашения» между штатами, которые теперь были согласны сообща регулировать объёмы добычи. Ситуация наладилась, и компании вновь могли смотреть в будущее – в том числе, в сторону новых месторождений за рубежом.

Так в непростые 1930-е, помимо прочего, произошло ещё одно важное событие, которое сыграло поворотную роль в мировой истории. В 1932 году нефть нашли в Бахрейне, небольшом островном государстве в Персидском заливе. Для амбициозных западных компаний это было знаком, что залежи нефти могут найтись и на Арабском полуострове, где геологические особенности были примерно такими же.

Изыскательные работы требовали много времени и зачастую заканчивались разочарованием, но в 1938 году, с разницей в пару недель, гигантские месторождения нашли в Кувейте и Саудовской Аравии. В апреле 1939 года за нефтью из Саудовской Аравии прибыл первый западный танкер. Вентиль для перекачки поворачивал лично король Ибн Сауд.

Одна из первых аравийских скважин (слева).
Одна из первых аравийских скважин (слева).

Уже скоро нефть с Аравийского полуос­трова подпитывала военную машину союзных сил в Европе и на Ближнем Востоке в течение Второй Мировой. Во многом именно стратегические запасы нефти и налаженные линии поставок определили исход войны, как и дефицит топлива у Германии и Японии. Уроки Второй мировой и последующая конфронтация США и СССР приковали внимание почти всех стран мира к нефти как одному из ключевых элементов национальной безопасности, внешнеэкономических интересов, да и международных отношений в целом.

В первую очередь это внимание сосредоточилось на Ближнем Востоке, где основным центром американской политики стала Саудовская Аравия с её необъятными ресурсами «чёрного золота». В 1950 президент Гарри Трумэн гарантировал королю Ибн Сауду полную экономическую и военную поддержку со стороны Соединённых Штатов, чтобы нефтяные месторождения региона случайно не оказались в руках оппонента. Они были настолько ценны со стратегической точки зрения, что американские чиновники всерьёз рассматривали разрушение всех аравийских нефтяных месторождений на случай конфликта с СССР в регионе. Но к счастью, не пришлось. В итоге на крепком союзе американцев и саудитов начало строиться послевоенное благополучие западных стран.

Колосс на глиняных ногах

Период с 1945 по 1973 год называют по-разному: и «славным тридцатилетием», и «долгим бумом», и «золотым веком капитализма». Растущая глобализация, становление социального государства, демографический подъём и формирование зажиточного среднего класса способствовали экспоненциальному росту потребления.

Потребление росло с такой скоростью, что уже в 1948 году импорт «чёрного золота» в США впервые превысил экспорт, и Америка попала в зависимость от иностранной нефти. В других странах Запада эхом отзывались те же тенденции. Нефтепродукты были фундаментом экономического роста и модернизации промышленности, а потому каждый крупный нефтяник чувствовал себя кем-то вроде Илона Маска.

Реклама бензина из 1950-х
Реклама бензина из 1950-х

Технологии, в которые бешено инвестировала отрасль, помогли увеличить выход качественного топлива из одного барреля сырой нефти примерно с 50% до 90%. В результате дешёвое топливо позволило опоясать весь мир транспортно-логистическими цепочками.

Уже к концу 1960-х уровень жизни в индустриальных странах стал по-настоящему утопичным для всех, кто застал XX век в периоды турбулентности. Средние обыватели впервые могли позволить себе дома, автомобили, бытовые приборы, а порой и предметы роскоши. Фактически, большинство простых благ, к которым мы привыкли, стали достоянием масс именно в этот короткий период мировой истории.

Потребление всех этих благ, конечно, напрямую зависело от уже знакомой нам субстанции. Объёмы потребления нефти с 1949 по 1972 выросли в 5,5 раз, если говорить в мировых масштабах. Причём это сильно усреднённый показатель. В Западной Европе, к примеру, они выросли в 15 раз – с 970 000 до 14,1 млн баррелей в день, а в Японии – в 137 раз, с 32 000 до 4,4 млн баррелей в день. Вы скажете «эффект низкой базы», а мы ответим «всё равно впечатляющая динамика!». И, к тому же, весьма иллюстративная.

Но утопия, которая фактически держалась на одном ресурсе, рано или поздно была обречена на столкновение с новой реальностью. Это показало нефтяное эмбарго 1973 года, когда арабские страны одновременно ограничили добычу и продажу нефти странам Запада, что привело к четырёхкратному росту цены барреля и последующему срыву поставок по всему миру.

Работник автозаправки несёт недобрую весть, 1970-е.
Работник автозаправки несёт недобрую весть, 1970-е.

Несмотря на то, что ограничения фактически продлились 4 месяца, они усугубили уже зреющие кризисные тенденции. В итоге с января 1973 по декабрь 1974 индексы ведущих фондовых бирж потеряли от 45% (Dow Jones) до 83% (Hang Seng) своей стоимости, а экономика индустриальных стран впервые за долгое время столкнулась со стагфляцией, за которой маячил знакомый призрак Великой депрессии.

Так «славное тридцатилетие» завершилось грандиозным падением, а мир ждали всё новые потрясения и чудеса, всё так же неизменно связанные с нефтью.

Среди этих чудес – становление нефтехимии как отрасли, обеспечивающей производство большинства потребительских благ, которые нас окружают.

Но об этом – в следующих сериях :)

Если вам понравилась статья, дайте знать — так мы будем чаще радовать вас материалами об истории нефтепереработки и нефтехимии!

Комментарии (15)


  1. TimsTims
    13.04.2022 11:59
    +6

    И преимуществах бензина перед углём, который также не выдержал жестокой (буквально) конкуренции.

    Там всё было очень жестко. Английский флот всю жизнь плавал на угле (которого в Англии дофига), и тамошние адмиралы никак не хотели переходить на иранскую нефть (с которой у них тогда были отличные отношения), их устраивало, что на каждом корабле работают по 5-10 мощных кочегаров, таскающих уголь вручную, а аргументы, что жидкое топливо можно подавать по трубам из баков, и регулировать топку, а значит и мощность двигателей - бились как горох об стену. Кое-как убедили...

    А в первой мировой - там вообще все сражения строились от железной дороги и бронепоездов (помните картинки с огромными бронированными поездами с пушками?). И сражения велись только от железнодорожных путей. С появлением автомобилей, мобильность армий возросла многократно.

    Танки, кстати, тоже придумали англичане - тогда первая мировая зашла в тупик - все армии окопались, и никто не мог прорвать фронт - его невозможно было пройти ни одной, ни другой стороне. Только танки помогли закончить войну. Хотя над изобретателем первого танка (бронированная самоходка) тоже все смеялись.


    1. tuxi
      13.04.2022 20:05
      +3

      И свое название "танк" танки получили благодаря надписям на брезенте, которым их покрыли после загрузки на железнодорожные платформы для отправки в порт. Надеялись, что немецкие шпионы пройдут мимо. Сработало.

      Основным эффектом от применения танков, стал эффект неожиданности и страха перед каким то медленно, но неуклонно ползучим чудищем-страшилищем с десятком пушек торчащим в разные стороны и извергающим клубы дыма и скрежета.

      Тем не менее, фицеры немецкой армии достаточно быстро смогли обьяснить пехоте, что это такое и самым главным аргументом, стало эффективное уничтожение этих чудищ полевой артиллерией немцев. Последующие атаки были практически неэффективны.

      Так пришло понимание, что низкая скорость танка - это серьезный недостаток. Надо уменьшать вес и габариты. Но это уже другая история)))


    1. Tiriet
      14.04.2022 12:14
      +2

      и ни слова о том, кто убедил и как убедил. А убедил этих генералов Черчиль. Тогда еще молодой и красивый. И убедил он не столько генералов, сколько английский парламент, куда заслал служебку, дескать, заправка баков нефтью занимает в порту 4 часа, углем на такое же путешествие- двое суток, и корабль с ДВС на нефти плывет через атлантику быстрее угольных пароходов, и если Англия и дальше хочет иметь сильные позиции на море и торговый флот- то у нее нет выбора, кроме как переходить на мазут. А так как парламент был битком забит людьми, хорошо понимавшими в мировой торговле- то там его быстро и правильно услышали, поняли и оценили- и суть идей, и самого молодого человека.


  1. alexs963
    13.04.2022 12:17
    +7

    Посудите сами: если в 1915 году на сборку одного Ford Model T уходило в среднем 14 часов, то уже к 1925 году полностью собранная машина сходила с конвейера каждые 10 секунд.
    А полная сборка одной единицы сколько всё-таки времени занимала?


    1. Radisto
      13.04.2022 12:42
      +5

      кстати, да) если длина конвейера 14 часов, то ничего не поменялось


  1. Dekmabot
    13.04.2022 14:55
    +3

    Есть такая книга: "Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть"

    Она толстенная, но составлена из людских историй, в том числе известных семей Рокфеллеров и Ротшильдов, мне показать очень интересной.


    1. Tiriet
      14.04.2022 12:19
      +1

      Есть еще "Столетие войны". Уильям Энгдаль. Тоже очень интересная книга, в которой политика пропитана нефтью, нефть- политикой, и все это сверху густо обсыпано порохом, продовольствием, технологиями, бомбами и различными непредвиденными факторами. И нефтяной кризис 73го, и автомобильный бум 20х и мировая депрессия 30х и ПМВ и ВМВ, и дело Юкоса после этой книженции становятся не обрывочными картинками, а выстраиваются в какую-то мозаику.


  1. nickolas059
    13.04.2022 18:11

    Любопытно, если инопланетяне научились извлекать нефть, у себя, где-то там, и использовать ее по другому. Например, как теплоноситель для своих машин и получения электроэнергии ( им виднее как :) ) из ядра планеты. А не фракционировать на топливо и масла. А спустя пару сотен лет прилетят в нам и спросят- а что же вы наделали??? Будет обидно


    1. VT100
      13.04.2022 19:06

      Если прилетят — значит у них такая-же физика мира и её ограничения.


      1. Tiriet
        14.04.2022 12:21

        Скорее наоборот, если прилетят- значит у них сильно другая физика. Наша физика говорит, что никуда никогда мы не полетим и ни к кому не прилетим.

        Обидно не будет. Для перелета нужна такая дикая энергия, что если б она у нас была- нам бы плевое дело было производить любую нефть методом ядерного синтеза прямо из водорода (утрирую, но не сильно).


    1. vashu1
      13.04.2022 22:13

      Был такой забавный движок внешнего сгорания naphtha enginе - использовал нафту одновременно как топливо, смазку и рабочее тело в котле.


    1. alamat42
      14.04.2022 03:07
      +1

      Ну вообще, если уж применять нефть и другие углеводороды не для сжигания в качестве топлива, то это очень ценное химическое сырье, необходимое для производства очень многих важнейших продуктов. Прежде всего это удобрения (без которых невозможно прокормить всех в современном мире), огромный спектр материалов (все виды пластика, лакокрасочные изделия, резины, масла, смазки и. т. д.).

      На не-энергетические нужды, согласно гуглу, тратится всего 11-16% нефти, что, с моей точки зрения, довольно печально. Конечно, нефть (и другие углеводороды) позволяют весьма дешево закрывать проблемы получения энергии,однако запасы нефти/газа/угля довольно ограничены, и рано или поздно прийдется переходить как на другие источники энергии, так и на другое сырье для промышленности. Получать органические соединения из углекислого газа (или другого содержащего углерод сырья) - это уже на порядки сложнее и дороже, чем сейчас переходить на атомную энергетику и экономить углеводороды.


      1. Tiriet
        14.04.2022 12:30
        +2

        удобрения из нефти? насколько я знаю, в производстве удобрений нефть используется именно как энергоносители, а сами удобрения- фосфаты, калийные и прочие минеральные- получаются из минерального сырья- бокситов, фосфоритов и т.п., газ нужен для азотистых- они получаются из азота воздуха и водорода, который в свою очередь получают из метана и воды (нагретых сжиганием метана и нефти). Кстати, по азотистым читал как-то мульку, что человечество после изобретения процесса Габера-Боша стало связывать азота примерно в два раза больше, чем до этого его связывали все вместе взятые природные клубеньковые бактерии и другие азотовязальщики, и что весь этот связанный азот смывается с полей в моря, очень основательно двигая всю океаническую биологию. и это гораздо сильнее и важнее парниковых газов, глобального потепления и т.п. так как избыток азота сильно давит синезеленых кислородосинтезатров в океане- а это реально опасно, но не так заметно.


        1. alamat42
          15.04.2022 08:31

          Все так и есть. Я подразумевал, что азотные удобрения (а это наиболее массовый вид удобрений) производятся с испольщованием углеводородов (а именно, природного газа). Производственная цепочка там выглядит, как вы описали: сначала из метана и воды посредством паровой конверсии получают водород. Затем водород используют для связывания азота воздуха, под давлением, температурой и катализатором, получая таким образом аммиак. Аммиак уже можно использовать для производства аммиачных удобрений или окислить до азотной кислоты (и использовать для нитратных удобрений). Самое главное расходное сырье во всех этой схеме - это природный газ.

          Собственно, изобретение процесса, позволяющего в промышленных обьемах связывать азот воздуха, произвело революцию в с/х. Без удобрений просто не получится прокормить всех.


  1. Arxitektor
    14.04.2022 12:51

    Когда читаешь про объёмы добываемой нефти в день примерно 80.000.000 Баррелей в дель.

    А Баррель это 158 с небольшим литров..

    А учитывая сколько её добыли то вопрос а откуда и за какой срок столько нефти то взялось ?

    Учитывая разведанные запасы и сколько еще осталось. И ведь крупнейшие месторождения сосредоточенны на достаточно не большой площади. Какие современные теории происхождения нефти ?