Привет, Хабр! В предыдущем материале мы рассказали, как в нашей жизни появился бензин. Его появление, в том числе, обратило внимание человечества на нефть как источник топлива. И тем самым определило дальнейший ход развития цивилизации вплоть до нашего времени.
Вот об этом мы и постараемся ёмко рассказать в сегодняшнем материале! Приятного чтения :)
Ревущие сто лет назад
К началу «ревущих двадцатых» нефтяная отрасль в развитых странах переживала свой первый настоящий расцвет – Первая Мировая война окончательно убедила цивилизацию в преимуществах техники с двигателями внутреннего сгорания перед конной пехотой. И преимуществах бензина перед углём, который также не выдержал жестокой (буквально) конкуренции.
Конкуренции не выдержали и потрёпанные сражениями державы Старого Света на мировой арене. Главенство ныне принадлежало Соединённым Штатам, в которых гладко и стремительно развивались нефтедобыча, дорожное строительство и массовое производство автомобилей. Причём все отрасли подгоняли друг друга до масштабов экономического бума.
Hidden text
Дисклеймер: Мы уделяем особое внимание США только потому, что к 1929 году на них приходилось 78% автомобилей мира. А на автомобилях соответственно, держалось потребление топлива.
Так нефтяные электростанции насытили Штаты энергией и позволили повсеместно внедрять на предприятиях электроприводы и конвейеры, а они, в свою очередь, подняли производительность труда на совершенно фантастический для человечества уровень.
Посудите сами: если в 1915 году на сборку одного Ford Model T уходило в среднем 14 часов, то уже к 1925 году полностью собранная машина сходила с конвейера каждые 10 секунд.
Динамика выглядит впечатляюще даже из 2022-го. Но вернёмся, пожалуй, обратно – на век раньше.
Торг, Депрессия и гнев
Вернулись прямиком в 1929 год. Удобно взять период перед великим биржевым крахом, чтобы оценить экономические показатели на их локальном пике. К тому моменту личный автомобиль имелся уже у каждого пятого американца, а общее потребление нефти выросло на 150% по сравнению с 1919 годом – до 2,58 млн баррелей в день.
Если миллионы баррелей представить сложно, то представьте себе классические автозаправки из голливудских фильмов. Их количество, например, выросло в 1921-1929 гг. с 12 000 до 143 000.
Великую депрессию американская нефтяная промышленность также встретила в любопытном состоянии. С одной стороны, на нефтяников давил общий спад в экономике, а с другой – регулярное открытие новых месторождений. К примеру, в 1920 году баррель нефти в США стоил $3,36, а в мае 1933 года – внимание – $0,04. Поскольку себестоимость добычи была примерно в десятки раз больше, нефтяникам пришлось обращаться к помощи государства во избежание своего банкротства и краха отрасли в целом.
Это помогло – сперва цены стабилизировались в результате государственного ограничения торговли нефтью, а затем – с помощью «Нефтяного соглашения» между штатами, которые теперь были согласны сообща регулировать объёмы добычи. Ситуация наладилась, и компании вновь могли смотреть в будущее – в том числе, в сторону новых месторождений за рубежом.
Так в непростые 1930-е, помимо прочего, произошло ещё одно важное событие, которое сыграло поворотную роль в мировой истории. В 1932 году нефть нашли в Бахрейне, небольшом островном государстве в Персидском заливе. Для амбициозных западных компаний это было знаком, что залежи нефти могут найтись и на Арабском полуострове, где геологические особенности были примерно такими же.
Изыскательные работы требовали много времени и зачастую заканчивались разочарованием, но в 1938 году, с разницей в пару недель, гигантские месторождения нашли в Кувейте и Саудовской Аравии. В апреле 1939 года за нефтью из Саудовской Аравии прибыл первый западный танкер. Вентиль для перекачки поворачивал лично король Ибн Сауд.
Уже скоро нефть с Аравийского полуострова подпитывала военную машину союзных сил в Европе и на Ближнем Востоке в течение Второй Мировой. Во многом именно стратегические запасы нефти и налаженные линии поставок определили исход войны, как и дефицит топлива у Германии и Японии. Уроки Второй мировой и последующая конфронтация США и СССР приковали внимание почти всех стран мира к нефти как одному из ключевых элементов национальной безопасности, внешнеэкономических интересов, да и международных отношений в целом.
В первую очередь это внимание сосредоточилось на Ближнем Востоке, где основным центром американской политики стала Саудовская Аравия с её необъятными ресурсами «чёрного золота». В 1950 президент Гарри Трумэн гарантировал королю Ибн Сауду полную экономическую и военную поддержку со стороны Соединённых Штатов, чтобы нефтяные месторождения региона случайно не оказались в руках оппонента. Они были настолько ценны со стратегической точки зрения, что американские чиновники всерьёз рассматривали разрушение всех аравийских нефтяных месторождений на случай конфликта с СССР в регионе. Но к счастью, не пришлось. В итоге на крепком союзе американцев и саудитов начало строиться послевоенное благополучие западных стран.
Колосс на глиняных ногах
Период с 1945 по 1973 год называют по-разному: и «славным тридцатилетием», и «долгим бумом», и «золотым веком капитализма». Растущая глобализация, становление социального государства, демографический подъём и формирование зажиточного среднего класса способствовали экспоненциальному росту потребления.
Потребление росло с такой скоростью, что уже в 1948 году импорт «чёрного золота» в США впервые превысил экспорт, и Америка попала в зависимость от иностранной нефти. В других странах Запада эхом отзывались те же тенденции. Нефтепродукты были фундаментом экономического роста и модернизации промышленности, а потому каждый крупный нефтяник чувствовал себя кем-то вроде Илона Маска.
Технологии, в которые бешено инвестировала отрасль, помогли увеличить выход качественного топлива из одного барреля сырой нефти примерно с 50% до 90%. В результате дешёвое топливо позволило опоясать весь мир транспортно-логистическими цепочками.
Уже к концу 1960-х уровень жизни в индустриальных странах стал по-настоящему утопичным для всех, кто застал XX век в периоды турбулентности. Средние обыватели впервые могли позволить себе дома, автомобили, бытовые приборы, а порой и предметы роскоши. Фактически, большинство простых благ, к которым мы привыкли, стали достоянием масс именно в этот короткий период мировой истории.
Потребление всех этих благ, конечно, напрямую зависело от уже знакомой нам субстанции. Объёмы потребления нефти с 1949 по 1972 выросли в 5,5 раз, если говорить в мировых масштабах. Причём это сильно усреднённый показатель. В Западной Европе, к примеру, они выросли в 15 раз – с 970 000 до 14,1 млн баррелей в день, а в Японии – в 137 раз, с 32 000 до 4,4 млн баррелей в день. Вы скажете «эффект низкой базы», а мы ответим «всё равно впечатляющая динамика!». И, к тому же, весьма иллюстративная.
Но утопия, которая фактически держалась на одном ресурсе, рано или поздно была обречена на столкновение с новой реальностью. Это показало нефтяное эмбарго 1973 года, когда арабские страны одновременно ограничили добычу и продажу нефти странам Запада, что привело к четырёхкратному росту цены барреля и последующему срыву поставок по всему миру.
Несмотря на то, что ограничения фактически продлились 4 месяца, они усугубили уже зреющие кризисные тенденции. В итоге с января 1973 по декабрь 1974 индексы ведущих фондовых бирж потеряли от 45% (Dow Jones) до 83% (Hang Seng) своей стоимости, а экономика индустриальных стран впервые за долгое время столкнулась со стагфляцией, за которой маячил знакомый призрак Великой депрессии.
Так «славное тридцатилетие» завершилось грандиозным падением, а мир ждали всё новые потрясения и чудеса, всё так же неизменно связанные с нефтью.
Среди этих чудес – становление нефтехимии как отрасли, обеспечивающей производство большинства потребительских благ, которые нас окружают.
Но об этом – в следующих сериях :)
Если вам понравилась статья, дайте знать — так мы будем чаще радовать вас материалами об истории нефтепереработки и нефтехимии!
Комментарии (15)
alexs963
13.04.2022 12:17+7Посудите сами: если в 1915 году на сборку одного Ford Model T уходило в среднем 14 часов, то уже к 1925 году полностью собранная машина сходила с конвейера каждые 10 секунд.
А полная сборка одной единицы сколько всё-таки времени занимала?
Dekmabot
13.04.2022 14:55+3Есть такая книга: "Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть"
Она толстенная, но составлена из людских историй, в том числе известных семей Рокфеллеров и Ротшильдов, мне показать очень интересной.
Tiriet
14.04.2022 12:19+1Есть еще "Столетие войны". Уильям Энгдаль. Тоже очень интересная книга, в которой политика пропитана нефтью, нефть- политикой, и все это сверху густо обсыпано порохом, продовольствием, технологиями, бомбами и различными непредвиденными факторами. И нефтяной кризис 73го, и автомобильный бум 20х и мировая депрессия 30х и ПМВ и ВМВ, и дело Юкоса после этой книженции становятся не обрывочными картинками, а выстраиваются в какую-то мозаику.
nickolas059
13.04.2022 18:11Любопытно, если инопланетяне научились извлекать нефть, у себя, где-то там, и использовать ее по другому. Например, как теплоноситель для своих машин и получения электроэнергии ( им виднее как :) ) из ядра планеты. А не фракционировать на топливо и масла. А спустя пару сотен лет прилетят в нам и спросят- а что же вы наделали??? Будет обидно
VT100
13.04.2022 19:06Если прилетят — значит у них такая-же физика мира и её ограничения.
Tiriet
14.04.2022 12:21Скорее наоборот, если прилетят- значит у них сильно другая физика. Наша физика говорит, что никуда никогда мы не полетим и ни к кому не прилетим.
Обидно не будет. Для перелета нужна такая дикая энергия, что если б она у нас была- нам бы плевое дело было производить любую нефть методом ядерного синтеза прямо из водорода (утрирую, но не сильно).
vashu1
13.04.2022 22:13Был такой забавный движок внешнего сгорания naphtha enginе - использовал нафту одновременно как топливо, смазку и рабочее тело в котле.
alamat42
14.04.2022 03:07+1Ну вообще, если уж применять нефть и другие углеводороды не для сжигания в качестве топлива, то это очень ценное химическое сырье, необходимое для производства очень многих важнейших продуктов. Прежде всего это удобрения (без которых невозможно прокормить всех в современном мире), огромный спектр материалов (все виды пластика, лакокрасочные изделия, резины, масла, смазки и. т. д.).
На не-энергетические нужды, согласно гуглу, тратится всего 11-16% нефти, что, с моей точки зрения, довольно печально. Конечно, нефть (и другие углеводороды) позволяют весьма дешево закрывать проблемы получения энергии,однако запасы нефти/газа/угля довольно ограничены, и рано или поздно прийдется переходить как на другие источники энергии, так и на другое сырье для промышленности. Получать органические соединения из углекислого газа (или другого содержащего углерод сырья) - это уже на порядки сложнее и дороже, чем сейчас переходить на атомную энергетику и экономить углеводороды.
Tiriet
14.04.2022 12:30+2удобрения из нефти? насколько я знаю, в производстве удобрений нефть используется именно как энергоносители, а сами удобрения- фосфаты, калийные и прочие минеральные- получаются из минерального сырья- бокситов, фосфоритов и т.п., газ нужен для азотистых- они получаются из азота воздуха и водорода, который в свою очередь получают из метана и воды (нагретых сжиганием метана и нефти). Кстати, по азотистым читал как-то мульку, что человечество после изобретения процесса Габера-Боша стало связывать азота примерно в два раза больше, чем до этого его связывали все вместе взятые природные клубеньковые бактерии и другие азотовязальщики, и что весь этот связанный азот смывается с полей в моря, очень основательно двигая всю океаническую биологию. и это гораздо сильнее и важнее парниковых газов, глобального потепления и т.п. так как избыток азота сильно давит синезеленых кислородосинтезатров в океане- а это реально опасно, но не так заметно.
alamat42
15.04.2022 08:31Все так и есть. Я подразумевал, что азотные удобрения (а это наиболее массовый вид удобрений) производятся с испольщованием углеводородов (а именно, природного газа). Производственная цепочка там выглядит, как вы описали: сначала из метана и воды посредством паровой конверсии получают водород. Затем водород используют для связывания азота воздуха, под давлением, температурой и катализатором, получая таким образом аммиак. Аммиак уже можно использовать для производства аммиачных удобрений или окислить до азотной кислоты (и использовать для нитратных удобрений). Самое главное расходное сырье во всех этой схеме - это природный газ.
Собственно, изобретение процесса, позволяющего в промышленных обьемах связывать азот воздуха, произвело революцию в с/х. Без удобрений просто не получится прокормить всех.
Arxitektor
14.04.2022 12:51Когда читаешь про объёмы добываемой нефти в день примерно 80.000.000 Баррелей в дель.
А Баррель это 158 с небольшим литров..
А учитывая сколько её добыли то вопрос а откуда и за какой срок столько нефти то взялось ?
Учитывая разведанные запасы и сколько еще осталось. И ведь крупнейшие месторождения сосредоточенны на достаточно не большой площади. Какие современные теории происхождения нефти ?
TimsTims
Там всё было очень жестко. Английский флот всю жизнь плавал на угле (которого в Англии дофига), и тамошние адмиралы никак не хотели переходить на иранскую нефть (с которой у них тогда были отличные отношения), их устраивало, что на каждом корабле работают по 5-10 мощных кочегаров, таскающих уголь вручную, а аргументы, что жидкое топливо можно подавать по трубам из баков, и регулировать топку, а значит и мощность двигателей - бились как горох об стену. Кое-как убедили...
А в первой мировой - там вообще все сражения строились от железной дороги и бронепоездов (помните картинки с огромными бронированными поездами с пушками?). И сражения велись только от железнодорожных путей. С появлением автомобилей, мобильность армий возросла многократно.
Танки, кстати, тоже придумали англичане - тогда первая мировая зашла в тупик - все армии окопались, и никто не мог прорвать фронт - его невозможно было пройти ни одной, ни другой стороне. Только танки помогли закончить войну. Хотя над изобретателем первого танка (бронированная самоходка) тоже все смеялись.
tuxi
И свое название "танк" танки получили благодаря надписям на брезенте, которым их покрыли после загрузки на железнодорожные платформы для отправки в порт. Надеялись, что немецкие шпионы пройдут мимо. Сработало.
Основным эффектом от применения танков, стал эффект неожиданности и страха перед каким то медленно, но неуклонно ползучим чудищем-страшилищем с десятком пушек торчащим в разные стороны и извергающим клубы дыма и скрежета.
Тем не менее, фицеры немецкой армии достаточно быстро смогли обьяснить пехоте, что это такое и самым главным аргументом, стало эффективное уничтожение этих чудищ полевой артиллерией немцев. Последующие атаки были практически неэффективны.
Так пришло понимание, что низкая скорость танка - это серьезный недостаток. Надо уменьшать вес и габариты. Но это уже другая история)))
Tiriet
и ни слова о том, кто убедил и как убедил. А убедил этих генералов Черчиль. Тогда еще молодой и красивый. И убедил он не столько генералов, сколько английский парламент, куда заслал служебку, дескать, заправка баков нефтью занимает в порту 4 часа, углем на такое же путешествие- двое суток, и корабль с ДВС на нефти плывет через атлантику быстрее угольных пароходов, и если Англия и дальше хочет иметь сильные позиции на море и торговый флот- то у нее нет выбора, кроме как переходить на мазут. А так как парламент был битком забит людьми, хорошо понимавшими в мировой торговле- то там его быстро и правильно услышали, поняли и оценили- и суть идей, и самого молодого человека.