Управление идеями: как и зачем мы автоматизировали подачу инициатив от сотрудников
Привет, Хабр! Меня зовут Олег Северинов, я занимаюсь управлением ИТ процессами в ПГК. Сегодня расскажу, как мы реализовали внутреннюю систему подачи, сбора и обработки инициатив от сотрудников компании. Теперь вместо многочисленных Excel-файлов, почты, служебных записок и прочих артефактов, ручного согласования предложений, мы получили единый быстрый и структурированный процесс, реализованный в сервисной системе №1 в мире.
Как было или идеи на миллионы в Excel
Четвертый год в компании развивается система непрерывных улучшений: каждый специалист может предложить способ улучшения любого процесса от перевозки груза, ремонта вагонов до устройства офиса или взаимодействия с коллегами. Если такое предложение помогает компании сэкономить, инициатор получает денежный бонус, плюс опыт реализации этого проекта. Поступательный апгрейд стал частью внутренней культуры, мы масштабируем идеи и следим за их эффективным внедрением. Например, за 2020 год сотрудники предложили около 1,5 тысяч идей, из них 500 инициатив утвердили для внедрения, экономический эффект составил более 3 млрд рублей. В 2021 году количество предложений увеличилось до 2,5 тыс., было принято 800 идей, что в 1,6 раз больше. При этом пропорция 3 поданные идеи на 1 принятую сохранилась. Для того, чтобы не зарыться в огромном количестве инициатив, мы автоматизировали внутреннюю систему их подачи и сбора.
Изначально все идеи сотрудников собирали на внутреннем корпоративном портале. В разделе «Банк идей» коллеги писали свое предложение и прикрепляли к нему нужные файлы с расчетами самого разного вида и содержания, единого стандарта не было. Под этим сообщением разворачивалась дискуссия с вопросами и комментариями, тут же свой вердикт писали и ответственные за согласование предложений, и руководители, и пользователи. Выглядело это как страница на форуме. Рассмотрение, принятие решений, маршрутизация ответственным экспертам и обновление статусов производились вручную. Для систематизации работы и оценки возможных эффектов от внедрения инициативы реестр инициатив выгружался в Excel (как известно Excel убил не одну ERP-систему) и дополнялся необходимыми расчетами. Ответственным требовалось много времени и сил, чтобы разобраться во всех этих материалах, постоянно их актуализировать, а инициаторы не знали, на какой стадии согласования или реализации находится их предложение.
С увеличением количества подаваемых инициатив стало понятно, что формат работы с идеями надо автоматизировать. К слову, в компании порядка 3 тыс. сотрудников. Если каждый подаст хотя бы одну инициативу за год, очевидно, что «в ручном» режиме перенаправлять, отслеживать и менять их статус будет крайне сложно и для этого потребуется отдельная команда. Поэтому мы решили реализовать «Банк идей» на платформе ServiceNow, так как процесс жизненного цикла инициативы довольно легко ложится в сервисную модель: у каждой инициативы свой уникальный номер, но при этом одинаковый рабочий процесс обработки, набор статусов, утверждений и эффектов.
Почему выбрали ServiceNow
С этой платформой мы работаем с 2017 года и автоматизировали на ее базе ряд внутренних сервисных услуг: взаимодействие с блоками IT, HR, АХО, бухгалтерией, юристами, а также процессы производственных подразделений компании.
Что еще нас заинтересовало в ServiceNow:
архитектура продукта построена на связанных друг с другом справочниках,
опыт автоматизации предыдущих сервисных процессов позволил реализовать рабочий процесс обработки идей с минимальным временем на программирование (до этого уже были созданы все справочники в рамках других процессов, мы использовали стандартный функционал ServiceNow).
Учитывая предыдущий позитивный опыт, мы решили использовать ее и для реализации «Банка идей».
Как запускали
Что нам важно было реализовать в «Банке идей» на ServiceNow:
Автоматизировать подачу инициативы через единую форму для всех направлений работы компании.
Настроить маршрутизацию рассмотрения инициатив профильными экспертными комитетами.
Выстроить процесс согласования идей и их корректировки.
Сформировать внутри идеи план ее реализации.
Реализовать калькулятор эффектов для мониторинга достижения планируемых результатов.
Разработать дашборды и отчетные формы с оперативной отчетностью, статистикой и аналитикой.
Cервисный подход к инициативам
К любой задаче, имеющей начало и конец, можно применить сервисный подход, то есть разбить на этапы, определить ответственных, назначить сроки, статусы и так далее. Применяя такой подход к инициативам сотрудников, мы разложили работу с идеями на следующие этапы:
Оценка профильного подразделения.
Оценка финансового блока.
Рассмотрение экспертными советами.
Внедрение.
Оценка эффектов (сейчас работаем над этим пунктом).
Условно, у меня есть идея, как снизить время простоя вагонов под грузовыми операциями. Я завожу это предложение в «Банк идей», оно попадает в департамент организации перевозок ПГК, где эксперты проверяют - действительно ли нужно внедрять эту идею. Представим, что они выносят вердикт – производственный смысл есть. После этого инициативу рассматривают финансисты и приходят к выводу, что планируемые на внедрение проекта затраты с лихвой окупятся по итогу. Дальше производственные и финансовые эффекты рассматривают на экспертных советах. Если инициатива успешно прошла первые 3 пункта и признана действительно важной для компании, ей дается зеленый свет на внедрение. Формируются планы внедрения, проектные команды и прочее.
Пятый пункт мы сейчас прорабатываем. Суть в том, что по ходу реализации идеи мы ведем постоянный мониторинг эффектов. Например, согласно плану, идея принесет нам за год 1,2 млн рублей. Это значит, что каждый месяц компания должна получать в среднем по 100 тыс. от ее реализации. Построить такой мониторинг крайне важно. Мы не сразу пришли к тому, что нужно замерять эффект не только по итогу проекта, но и в процессе. Для этого мы детально описываем производственные и финансовые эффекты, разбиваем их на периоды контроля, после чего передаем данные коллегам для оценки плановых и фактических результатов.
Подача инициатив и калькулятор эффектов
Расскажу по порядку, как выглядит полный жизненный цикл от подачи инициативы до ее рассмотрения.
Первое – подача инициатив. Сотрудник заполняет специальную форму, в которую включены основные критерии:
название,
направление (какой сферы касается идея: ремонт, организация движения вагонов, внутренние процессы компании и так далее),
масштабируемость проекта,
регион реализации,
инициаторы,
решаемая проблема,
расчет экономической эффективности,
прогнозный экономический эффект и другие.
Основная масса информации при подаче инициативы – это объекты справочников. Для того, чтобы сократить время на подачу и унифицировать в дальнейшем подходы к анализу подаваемых инициатив, мы старались как можно дальше уйти от принципов ручного ввода. Поэтому основная масса атрибутов – это заранее известные справочники деятельности компании, подразделений, направлений деятельности компании.
Для корректной оценки эффектов мы придумали специальный инструмент под названием «калькулятор эффектов». К слову, формула расчета зависит от направления работы компании, в рамках которого предлагается идея. Мы выделили 25 основных производственных направлений и разработали методики расчета эффектов для каждого из них. Это была огромная работа, за которую хочется выразить признательность всем участникам процесса. В рамках одного инструмента мы объединили сложную рутинную работу, которую до этого подразделения компании вели разрозненно.
Перечислю несколько основных направлений, для которых мы создали методики:
улучшение бизнес-процессов (скорость, трудоемкость, качество клиентского сервиса и прочее),
оптимизация ремонтов,
оптимизация простоев вагонов,
управление маршрутизацией,
сокращение порожних пробегов и другие.
Универсальность и простота использования были основными требованиями при разработке калькулятора эффектов. По сути, мы сделали математический конструктор, в котором можно реализовать самые разные расчетные методики в зависимости от одних и тех же исходных данных, которыми оперирует идея (доходность, грузооборот, объем парка, простои, объемы ремонтов, стоимость ремонтов, количество вагонов, время выполнения операций с вагонами и другие).
Каждое из направлений предполагает отдельную маршрутизацию карточки с идеей к профильным экспертам. Например, подавая предложение по оптимизации ремонтов, важно выбрать направление «оптимизация ремонтов», в этом случае инициатива никогда не уйдет в коммерческий центр, а попадет для оценки в департамент эксплуатации подвижного состава.
При создании жесткой логики маршрутизации идей по направлениям мы оставили возможность создания инициативы с направлением «прочее», например, когда она касается нескольких профильных департаментов, направлений работы или ее автор не уверен в точном выборе экспертной группы. В этом случае маршрутизация выполняется вручную секретарем экспертного совета, отслеживающим поступающие предложения.
В итоге мы реализовали классическую воронку, где процесс рассмотрения инициатив получился структурированным и при этом не допускающим вероятности пропуска инициативы или затягивания ее рассмотрения для внедрения. На выходе появляется список инициатив критически важных для развития компании, оптимизации ее процессов и достижения высоких результатов.
После того, как идея принимается к внедрению, открывается один или несколько проектов, формируются команды, бюджеты, сроки, запускаются остальные процессы проектного управления. Основная идея автоматизации подачи идей от сотрудников была в систематизации и рассмотрении, а уж как реализовывать инициативы и проекты в компании прекрасно знают.
В следующих материалах расскажу, с какими проблемами мы столкнулись и как их решали, как строилась работа над интерфейсом.
Комментарии (4)
Pasquil
26.05.2022 15:24Интересно. Особенно, про калькулятор эффектов. Звучит интересно, но непонятно. Можно поподробнее? Или пример?
JuliaSibireva8
26.05.2022 15:27Олег, спасибо, что делитесь опытом! Пока понятно, ждём продолжения кейса
amarao
вы только что для привлечения внимания загрузили картинку в разрешении 8000x4500? Чтобы пользователи 5k мониторов почувствовали себя униженными, а пользователи платного интернета платили и плакали?
DrPilot Автор
Спасибо, что заметили. Изменили размер изображения. Надеюсь, теперь будет комфортно