Привет! Я Ваня Соловьёв, дизайн-директор в «СберЗдоровье». Три года назад я рассказывал, как дизайнеру подружиться с продактом, чтобы вместе создавать сильные решения. В продуктовых компаниях эта тема актуальна и сегодня, поэтому решил сделать апдейт статьи с учётом полученного опыта.

Дизайнерам и продактам она поможет понять, всё ли хорошо у них в работе друг с другом. А если это не так — подскажет, как наладить процесс.

Почему это так важно?

Ни в коем случае не стоит недооценивать вклад UX-исследователей, копирайтеров, системных аналитиков и других участников команды. Но слаженная работа дизайнера и продакта, в большей степени, является ключевой в создании сильного решения. Если на их уровне нет слаженной работы и взаимопонимания, то работа с другими участниками будет строиться по такому же принципу.

Когда сотрудничество неплодотворно

Представьте, приходит продакт к дизайнеру не с проблемой, а с готовым решением. Протягивает прототип интерфейса, нарисованный в Miro, и говорит: «Вот идея, отрисовывай». Будет отлично, если он расскажет о задаче, а не кинет ссылку на протокол. И это повторяется из раза в раз. При таком подходе, продакт видит в дизайнере лишь конечного исполнителя его идей.

Как это влияет на дизайнера

  • Слабеет мотивация. Он не влияет напрямую на продукт, а реализует чужие идеи.

  • Проблемы с самореализацией. В работе использует пару базовых навыков и всё, т.к. не задействует все свои силы и умения.

  • Ухудшаются навыки коммуникации. Не готов отстаивать свои решения, даже если они лучше предложенных продактом.

  • Слабая вовлечённость в продукт. Его подключают в середине процесса, и он не видит задачу целиком.

Как это влияет на компанию

  • Решения создаются в отрыве от контекста. Они не всегда получаются оптимальными и редко достигают поставленных метрик и целей.

  • Проблемы с коммуникацией. Когда идёт что-то не так, продакт заваливает дизайнера правками без внятных объяснений.

  • Нет общего понимания решений. Спустя какое-то количество задач интерфейс начинает «разваливаться», так как продакты редко следят за целостностью всего продукта.

  • Поверхностные решения. У продакта зачастую мало времени, чтобы хорошо продумать решение, поэтому интерфейс может быть построен буквально на его догадках.

Зачастую у такого продакта нет цели сделать задачу хорошо. Он стремится закрыть одну задачу и перейти к следующей. Эта «привычка» переходит дизайнеру и процесс замыкается: продакт даёт свое решение задачи → дизайнер отрисовывает не думая → задача уходит в разработку. Далее может всё обойтись, а может и нет: пользователь получит неудобный интерфейс, бизнес — падение ключевых метрик.

Дизайнеры, если вы узнали себя, подумайте, что будет с вами через год работы в таком темпе. Как далеко вы продвинетесь в своём развитии?

Что делать?

Для начала определитесь, приносит ли вам такой стиль работы удовлетворение. Ведь не каждому дизайнеру нужно постоянное развитие, можно довольствоваться и ролью исполнителя. Если вы решили, что это вас не устраивает, а компания вам нравится — пора налаживать процессы. Вот несколько советов, которые помогли нашей

  • Ничего не изменится в моменте. Для перемен нужно время и лучше быть готовым к этому. За три месяца вполне реально увидеть положительные изменения.

  • Старайтесь «показать», а не «доказать». Не доказывайте продакту, что он не прав. Покажите, что есть другие способы решения проблемы. Например, проведите интервью и покажите свой интерфейс бухгалтерии, поделитесь наблюдениями с ним. Помните, что вы оба хотите сделать лучшее решение и стоит направить силы на поиски этого решения, а не на пустые разговоры.

  • Вместе — сила. Захотели поработать над задачей вместе с продактом с самого начала, а он против? Покажите, что вами движет общая цель — повысить удобство использования продукта. Пользователь будет быстрее выполнять свои задачи, интерфейсом сможет пользоваться бабушка и т.п. И, главное, что вместе у вас больше шансов сделать это.

  • Подключайте логику. Аргументируйте свои решения логически и просите делать то же самое и продакта. Это поможет отсеять спорные решения в духе «мне так нравится больше». Хорошая практика опираться на результаты исследований: «я посмотрел конкурентов, и там вот так» или «показал прототип пользователям, и они сказали то и то».

Когда сотрудничество плодотворно

Что получается, когда продакт прислушивается к мнению дизайнера и видит в нём партнёра? Он осознаёт, что полезный для пользователя и ценный для бизнеса продукт нужно делать совместно, и начинает делегировать часть работы. Потому что доверяет. И приходит он к дизайнеру не с решением, а с сырой проблемой. Они вместе начинают думать над возможными решениями. На этом уровне взаимоотношений начинается настоящая работа.

С таким продактом дизайнер быстро приобретает новые навыки и сразу применяет их на практике. Он начинает смотреть шире и видеть задачу не в отрыве, а в контексте всего продукта.

Как это влияет на дизайнера

  • Возрастает мотивация. Дизайнер напрямую влияет на продукт и пользовательский опыт.

  • Самореализация — не проблема. В работе он использует разносторонние навыки, попутно развивая их.

  • Прокачиваются софт скиллы. Дизайнер учится проводить исследования, тестировать прототипы на пользователях, а также приобретает полезные качества продакта.

  • Высокая вовлечённость в продукт. В каждой задаче он стремится показать все свои знания и навыки.

Как это влияет на компанию

  • Уменьшаются итерации. Дизайнер понимает, что и для чего он делает, может предложить лучшие решения, и поэтому сокращается количество правок.

  • Повышается качество проектов. Делегируя часть задач дизайнеру, продакт уделяет больше времени на проработку самого решения.

  • Расширение ответственности. Дизайнер переживает не только за красоту интерфейса, но и за его результаты «в бою». Рост метрик радует и дизайнера, и компанию больше, чем красивые кнопки.

Вместо итогов

К сожалению, в 2022 году ещё не все продакты понимают преимущества такого принципа работы с дизайнерами. Первые консервативны — им сложно перенять такой подход. Вторые вроде и хотят, но не могут, потому что в компании сложно внедрять новые процессы. А третьи работают в своём комфортном темпе и просто закрывают задачи.

Точкой для изменений может послужить понимание того, что оба — продакт и дизайнер — хотят сделать лучший продукт на рынке. Чтобы этого достичь, им нужно задействовать все свои сильные стороны, которые раскрываются только в командой работе.

Люби меня, люби. Продуктовым огнём, ночью и днём.

Комментарии (4)


  1. First_Light
    01.06.2022 23:34

    К сожалению, в 2022 году ещё не все продакты понимают, что они не дизайнеры в душе, и к мнению специалиста стоит прислушиваться. А не брать на себя +1 роль, пытаясь лишь выглядеть экспертом, по сути им не являясь.


    1. Schokn-Itrch
      02.06.2022 01:04

      А некоторые понимают "в душе", что дизайнеры портят всю картину мира.

      Что нельзя "впихнуть невпихуемое" просто разрекламировав это хеллокитями или другими трендами. Что фактическое наполнение несколько отличается от восприятием мира "альтернативно одаренными".


  1. Schokn-Itrch
    02.06.2022 01:00
    +3

    Почему это так важно?

    А оно на 100% неважно.

    По факту происходит следующее:

    Маркетинг: "Ой! Нам надо что-то новое и офигительное, чтобы мы затмили всех!"

    Руководство: "Серьёзно?! Точно надо?"

    Маркетинг: "Определенно надо! Мы стагнируем на медийном пространстве!"

    Руководство: "Как это отражается на прибылях?"

    Маркетинг: "Никак, но это пока, а потом нам капец. Мы же не в тренде!"

    Руководство: "Нужно дать ТС задание определить наши приоритеты."

    ...

    ТС (увидев очередной мотиватор от маркетинга): "Ёперный театр... Опять выкручивать сардельки на сосиски... Пишем что это не просто невозможно, а офигеть как невероятно."

    ...

    Маркетинг: "ТС противодействует введению новшевств!"

    Руководство: "ТС?"

    ТС: "Это не новшества, а впихивание в невпихуемое!"

    Маркетинг: "За нами будет доля рынка!"

    ТС: "..."

    Руководство: "Это увеличит прибыль?"

    Маркетинг: "Все рубнут сосны от нашего величия!"

    ТС: "..."

    Руководство: "Это увеличит прибыль?!"

    Маркетинг: "Мы будем первыми среди всех!!!"

    ТС: "...!!!"

    Руководство: "ЭТО УВЕЛИЧИТ ПРИБЫЛЬ?!!!"

    Маркетинг: "Нет... Скорее снизит... Но... Мы... Потом... Повысим.... И вообще во всем провале, если что будут виноваты ТС"


  1. svkozlov
    04.06.2022 16:35

    Можно реальные примеры: Что было не так и что вышло в итоге. А так статья про сферического коня в вакууме.