Сегодня исполняется 38 лет игре, о которой мы вспоминаем всякий раз, когда пакуем чемоданы, собираясь в отпуск, или пытаемся расставить коробки с вещами на полке шкафа. 6 июня 1984 года советский программист Алексей Пажитнов выпустил головоломку «Тетрис», ставшую одной из самых популярных компьютерных игр в истории человечества.

Идея создания «Тетриса» у Пажитного родилась после знакомства с «Пентамино» — детской игрой, где из нескольких фигур нужно было собрать одну большую. Решив разработать ее компьютерную версию, он внес в неё несколько изменений, а именно — добавил возможность поворачивать фигурки вокруг своей оси и сделал их состоящими из 5 квадратиков. В распоряжении программиста был принадлежавший вычислительному центру Академии Наук СССР компьютер «Электроника-60» с компилятором Паскаля на борту. На этом языке он и начал писать код. Однако вычислительной мощности «Электроники» оказалось недостаточно для обработки таких «сложных» объектов. Тогда Пажитнов решил сократить количество квадратиков в фигурах до четырех. Таким образом «Пентамино» (от греческого «пента» – пять) стал «Тетрамино» (от греческого «тетра» – четыре). В итоге игра была переименована в «Тетрис», от слов «Тетрамино» и «Теннис» — любимого вида спорта Алексея.


Алексей Пажитнов

Завершив основную часть разработки игры вместе с присоединившимися позднее коллегами Дмитрием Павловским и Вадимом Герасимовым, Алексей Пажитный столкнулся с еще одной проблемой – он хотел продавать игру, но в Советском Союзе это было не то что бы просто опасно, а вообще незаконно. Создатели просто раздавали ее копии своим друзьям и знакомым: таким образом она обрела бешеную популярность – буквально у каждого владельца персоналки была и игра «Тетрис».


Первый Тетрис

Постепенно «Тетрис» окольными путями все-таки пересек границы и обрел популярность в Северной Америке и Европе. Различные компании и частные разработчики стали выпускать клоны игрушки — ведь лицензии на ее распространение на тот момент зарегистрировано не было. В итоге в 1988 году права на «Тетрис» сумела запатентовать компания Nintendo, которая стала единственным лицензионным производителем игры, продававшейся вместе с их новой игровой консолью Game Boy. С тех пор игра разошлась тиражом более 500 млн. копий по всему миру.


Тетрис на Game Boy

Интересный факт: Алексей Пажитнов долгое время не зарабатывал на своем детище ни копейки. Сыграло свою роль отсутствие возможности для гражданина СССР получить международный патент на изобретение: западные компании на протяжении целого десятилетия нагло воровали концепцию игры и выпускали её под своим именем, делая на этом огромные деньги. В Союзе очнулись только тогда, когда игра обрела мировую популярность. Патент, который тогда наконец-то оформили, все равно принадлежал не создателю, а государству. Вплоть до 1996 года Алексей трудился в Академии Наук и только после эмиграции в Соединеные Штаты и получения лицензии на игру там, он начал зарабатывать деньги на том, что создал для всего мира много лет назад. В последствии Пажитнов устроился работать в небезызвестную компанию Microsoft, где позже участвовал в разработке серии головоломок под названием Pandora’s Box.


Автомат «Тетрис»

Первоначальные версии игры не имели никакого музыкального сопровождения, но позднее самым популярным фоновым треком стала мелодия «Коробейники» — русская народная песня XIX века, повествовавшая о любви крестьянки и торговца. В других версиях «Тетриса» игроков развлекали «Щелкунчик» Чайковского, «Калинка», «Катюша» и многие другие. А с наступлением 2000-х компания Tetris, ставшая эксклюзивным правообладателем, вообще обязала всех, кто хочет получить лицензию, обязательно включать в игру «Коробейников».


«Тетрис» на «Газели»

«Тетрис» — рекордсмен по числу программ, в которых он был встроен в качестве «пасхалки». Куда его только не запихивали… Среди прочих отличился «Горьковский Автозавод»: в одной из модификаций «Газели» есть «Тетрис», спрятанный в приборной панели. Так что если вы вдруг застряли в пробке, а водитель газели позади вас дважды мигает фарами, не удивляйтесь: человек просто решил провести время с пользой, складывая геометрические фигуры в стакан. Кстати, фигуры в «Тетрисе» обозначают семь букв латинского алфавита: «O», «I», «S», «Z», «L», «J» и «T».


Тетрисоалфавит

«Тетрис» стал игрой, очень подробно изучавшейся психологами всего мира. Игра развивает пространственное и критическое мышление, стратегические навыки и скорость реакции. Но оказалось, что если вы переиграете в «Тетрис», то можете стать одним из не очень счастливых обладателей так называемого «Синдрома Тетриса». Сейчас этим термином в основном обозначаются различные галлюцинации, вызванные долгим просиживанием за играми – люди начинают видеть мир под призмой той или иной игры, а иногда образы из них проникают даже во сны. А началось все с эффекта, наблюдавшегося у людей после долгой игры в «Тетрис» – жертвы «Синдрома Тетриса» неосознанно представляли себе, как будут выглядеть продукты на полках в магазинах или здания на улице, если их надо будет расположить так, чтобы не осталось пустого пространства. У кого-то болезнь зашла еще дальше: падающие блоки стали проникать в их сознание и появляться перед глазами и в реальной жизни в виде навязчивых галлюцинаций.



По мотивам «Тетриса» в середине 2006-го года даже создали телеигру Brain Wall, ставшей частью развлекательного шоу. Первооткрывателем здесь оказалась Япония, а в последствии идею подхватили в многих странах мира, в том числе, и в России (российский аналог, показывавшийся на «Первом канале», назывался «Стенка на стенку»). Участникам команд нужно было принимать позы, напоминающие фигуры из игры, и укладываться в отверстия движущейся на них стены из пенопласта, за что они получали очки. Проигравшие падали в бассейн с пираньями водой глубиной 1,5 метра. В России игра получила низкие рейтинги – ее сочли глупой и скучной, однако самой интересной ее посчитали в Италии – возможно потому, что там фигурки изображали девушки в бикини.


Та самая телеигра

«Тетрис» издавался в виде компьютерных игр, портативных карманных устройств, консолей и больших игровых автоматов. В конце 90-х он обитал в каждом сотовом телефоне вместе с пресловутой «змейкой», а позже перекочевал на смартфоны, составив достойную конкуренцию более современным головоломкам. Количество клонов, модификаций и версий исчисляется десятками тысяч. Популярность «Тетриса» не теряется с годами, а значит, у него есть все шансы дожить и до столетнего юбилея.

Комментарии (16)


  1. hip495
    06.06.2022 09:45
    +2

    С Днем Рождения, Тетрис!

    Почти ровесник, частичка детства моего, предмет горячих споров и соревнований, просто легенда!

    Приятно, что, пусть и спустя годы, но справедливость и авторские права были восстановлены!


    1. douglasf
      06.06.2022 11:03

      отличная была игра!


      1. CyberPaul Автор
        06.06.2022 11:03
        +1

        Почему "была"? До сих пор играем! ,)


  1. Mikeoldfield
    06.06.2022 10:02
    +1

    Кстати, фигуры в «Тетрисе» обозначают шесть букв латинского алфавита: «O», «I», «S», «Z», «L», «J» и «T».

    Семь... Хотя это не умаляет интересности статьи.


    1. CyberPaul Автор
      06.06.2022 11:03

      Спасибо, поправил!


    1. ssj100
      06.06.2022 14:46

      Кстати, фигуры в «Тетрисе» обозначают шесть букв латинского алфавита: «O», «I», «S», «Z», «L», «J» и «T».

      Разве? Это ведь просто все возможные фигуры созданные из 4 блоков. А уже потом их съасоциировали с латинскими буквами.

      Ну и видео о Боге тетриса


  1. BasilM
    06.06.2022 11:03
    +2

    "Z" - самая противная была


  1. mentin
    06.06.2022 11:06

    На сколько я понимаю, "после получения лицензии" точнее звучит как "после оформления торговой марки".


  1. zlov
    06.06.2022 11:47

    Если хотите улучшить свой результат в тетрисе - порешайте тесты Равена. Сколько лет прошло, до сих пор помню этот эффект, причём массовый: в школе раз в год проводили какое-то там "психологическое" тестирование этими тестами, и после него одноклассниками бились все рекорды на всех электронных китайских тетрисах всех дворов вокруг.


  1. Andrey_139
    06.06.2022 12:19
    +3

    Помню в студенчестве реализовал его на Delphi. А потом на Flash (ActionScript2).

    И где сейчас Flash и Delphi?

    А тетрис остался!


    1. ZardoZAntony
      07.06.2022 06:35

      Дельфи еще жив, хоть и не особо популярен. Беру иногда проекты на нем.


  1. LosMolinos
    06.06.2022 16:09
    -7

    Вас действительно сейчас тетрис интересует? Странные люди.


  1. kt97679
    06.06.2022 17:12
    +7

    Мало ли кому-то будет интересно, вот здесь я реализовал классический тетрис на bash, python, ruby, java, javascript, perl и c.


  1. Kudesnick33
    07.06.2022 00:27

    Так что если вы вдруг застряли в пробке, а водитель газели позади вас дважды мигает фарами, не удивляйтесь: человек просто решил провести время с пользой, складывая геометрические фигуры в стакан.

    А фарами-то зачем мигать? Достаточно слегка газануть.


  1. tormozedison
    08.06.2022 11:40

    Это не единственный аркадный автомат «Тетрис», существует ещё один на платформе «Фотон».


  1. Didimus
    08.06.2022 20:32

    Пажитнов как там?

    Получил ли недополученную/упущенную прибыль, кстати?