Часть 1. Найм и развитие
Всем привет. Меня зовут Александр Наумов, я Team Lead QA в Утконос Онлайн. В этой статье я поделюсь личным опытом, который будет полезен тимлидам и руководителям: как мы за 5 месяцев набрали 28 начинающих специалистов, обучили и через 3 месяца получили миддлов.
В первой части я расскажу, как можно ускорить HR-процессы, улучшить воронку найма и быстрее превратить джунов в самостоятельных специалистов. Во второй части речь пойдет о документации, которую важно составить, а также о картах компетенций — о том, как они помогают в развитии команды.
Когда задач становится слишком много
В конце 2020, спустя почти год пандемии, планов и задач в Утконос Онлайн стало кратно больше — за 2021 компания хотела запустить много новых функций. Отделом QA мы оценили бэклог и поняли, что на это уйдет никак не меньше пары лет. Тогда у нас было три команды:
а) команда разработки мобильного приложения;
б) каталога и поиска;
в) корзины;
г) мобильного приложения.
В каждой — один проджект менеджер, три фронтенда, трое бекэндеров и два QA спеца.
Но медлить в новых, быстроменяющихся рыночных условиях было нельзя. Я думаю, эта ситуация знакома многим. Выход один — нанимать людей. Но в сжатые сроки найти и ввести в проект много технических специалистов — задача со звездочкой.
Анализ рынка
Когда вы ищете новых сотрудников, особенно в ИТ-сфере, важно понимать, что происходит на рынке в это время. В начале 2021 ситуация была следующей:
Пандемия спровоцировала переход компаний и специалистов в онлайн. Коллеги из смежных областей обучились на курсах, и в ИТ произошел наплыв специалистов без опыта работы.
Миддлы и сеньоры поняли, что нужно поднимать цены, и в конце года произошел скачок в зарплатах.
Что это значит: поиск специалиста с опытом может затянуться, а помимо жирного оффера нужно придумать еще нематериальные плюшки. Мы решили, что в нашем случае будет выгоднее и быстрее набрать джунов — их можно обучить и получить через время готового специалиста.
Составление требований и этапы найма
Прежде чем набирать джунов, я бы рекомендовал составить профиль специалистов — какими навыками они должны обладать, чтобы работать конкретно в вашей компании. Везде есть свои особенности, так что и люди нужны разные.
Наш джун — это специалист, который хорошо изучил теорию, умеет пользоваться DevTools, писать простые SQL запросы. У него отлично развиты логическое мышление и скилл коммуникации.
Еще желательно оценить команду, которая у вас уже есть. В этом случае джунов можно будет сразу поручить конкретным менторам — наставникам, которые будут помогать им прокачивать нужные скиллы и развиваться в профессии. Менторы владеют всеми требуемыми инструментами тестирования, знают проект, процессы в команде и компании, у этих людей развитые коммуникативные навыки.
Миддл прекрасно пишет тестовую документацию, может спокойно дополнять документацию по проекту, знает REST API, SQL, понимает GitFlow.
Сеньор ведет тестовую документацию, передает ее в разработку. Это человек, который влияет на проект, может быть ментором для начинающих специалистов.
Тимлид проводит аудит процессов тестирования в компании, формирует требования к документации, принимает решения по релизу проекта, является ментором для миддлов и сеньоров.
HR- процессы
Следующим вызовом для нас стала оптимизация процессов. Когда интервью много — а у нас их было более 128 за месяц — HR начинает выгорать. Мы поняли, что это нам в первую очередь важно получить классных ребят в команду, поэтому решили принять участие и помочь с наймом.
Во-первых, HR вряд ли сможет увидеть резюме тех. специалиста так, как его видит TeamLead. На что он обычно обращает внимание:
ключевые слова (стек, должность);
время работы;
сколько работает на текущем месте;
как часто меняет работу;
как составлено резюме;
раздел «о себе».
Я же обычно смотрю на:
название используемых инструментов;
обязанности на текущем месте работы;
опыт (сколько работает в данной профессии — если это джун, то в принципе на опыт работы);
как я могу использовать человека на проекте, какие задачи прямо сейчас отдать.
Мы расширили каналы поиска — помимо hh искали в профильных чатах и по знакомым. Провели лекцию о тестировании для HR. Создали опрос — памятку для HR, и тестовое задание, которое отсеивает людей на первом этапе.
Опросник для HR может состоять содержать следующие пункты:
Основные понятия в тестировании.
Инструменты, с которыми знаком соискатель.
Какова мотивация работать конкретно с этим проектом и компанией.
Задание на написание тест-кейса — поиска багов по картинке.
Обычно собеседования у нас проходят в 3 этапа:
HR знакомится с соискателем, дает опросник, выясняет заинтересованность в вакансии.
Техническое собеседование. Могут присутствовать тимлид и сеньор, который будет менторить джуна. На этом этапе нужно выяснить хард скилы. Например, мы спрашивали, что такое теория тестирования, API, Git, для чего это нужно, работал он с этим или нет. Немаловажно, как человек общается, легко ли обучаем. Также можно спросить о дальнейшем развитии — понимает ли человек, куда хочет расти.
Третий этап — знакомство с командой. Иногда из-за различий в темпераменте людям некомфортно общаться и вместе вести проект. Если это выясняется на этапе знакомства, и у вас есть место в другой команде, можно познакомить человека со второй/ третьей и т.д.
Результаты оптимизации
Ровно неделя ушла, чтобы создать единую систему оценки соискателя по его знаниям. Также у меня появился план собеседования — когда в день их 5 штук, а устаешь уже после второго, то хорошо при себе иметь такую шапраглку. С планом оказалось, что собеседовать может не только TeamLead, но и Senior, поэтому со временем я передал эту задачу своим коллегам.
В итоге, мы кратно улучшими воронку найма: если раньше отсеивалось 70% соискателей, то теперь 80% резюме подходило под наши требования. Так что HR начали поставлять тестировщиков как по конвейеру) Нужно было что-то делать с ними дальше — мы же взяли джунов и расчитывали быстро их вырастить до миддлов.
Что мы делали на этом этапе, и какими инструментами пользовались — расскажу во второй части статьи.
Комментарии (14)
el_kex
21.06.2022 13:23+10Заголовок, конечно, можно трактовать по-всякому, но все же он не отражает сути статьи. Да, есть «часть 1», но масштабирование команды - это не просто объёмный найм. Тут нужно, чтобы эта конструкция заработала.
Вы предполагаете, что «Сеньор ведет тестовую документацию, передает ее в разработку. Это человек, который влияет на проект, может быть ментором для начинающих специалистов». Через что он влияет? В чем его «сеньорность»? Тут кроме менторства скорее некий аналитик вырисовывается, который в пару раз дешевле сеньора.
как мы за 5 месяцев набрали 28 начинающих специалистов, обучили и через 3 месяца получили миддлов.
Middle определяется опытом, а не объёмом умных фраз, вброшенных в голову джуна. За три месяца можно существенно продвинуться в сторону Middle-а, но на рынке это будет всё тот же джун. Да, он/она может научиться решать типовые задачи в рамках вверенной области кода. Но кто будет проверять качество, потенциал роста и тп? На 28 джунов нужно как минимум ещё 14 менторов, чтобы они могли направлять и растить, а ещё не давали превратить продукт в кодовую помойку. И получается, что масштабирование джунами - это не такой уж и дешёвый путь.
Круто разделять статьи на части, когда каждая часть несёт некую ценность. А тут пока outcome в том, что Вы быстро набрали толпу джунов, что влияет на продукт в основном тратой его бюджета.
Может быть, у Вас есть рабочая модель, которая подтверждена цифрами. Но стоит тогда её доносить более цельно.
sshikov
21.06.2022 20:10+1>На 28 джунов нужно как минимум ещё 14 менторов
Ага. Причем они более дорогие, и их дорогое время мы потратили на то чтобы менторить, а не разрабатывать. И нигде не показано, откуда тут взялся профит, потому что производительность одного синьора, который способен быть ментором, как правило выше чем у джуна, и возможно вовсе не вдвое, а больше.
ivankudryavtsev
21.06.2022 13:52компания хотела запустить много новых функциональностей
Видимо, функций. Не стоит переизобретать русский язык.
К сожалению, не заметил в статье ничего про "эффективно масштабировать команду". Вроде бы как найти хорошего джуна - это, конечно, отдельный подвиг.
Но статья, вероятно, должна называться: "Как после найма толпы джунов не перестать выдавать результат в продуктив".
Отделом QA мы оценили бэклог и поняли, что на это уйдет никак не меньше пары лет.
Может рассказать, как вы оценивали бэклог по функциям, которые еще только планируется сделать и выдать, для которых, наверняка, нет ни аналитики, ни проработанных сценариев использования и т.п?
Кажется, что в вашей топологии проектных команд масштабирование должно происходить среди проектных команд, а не функциональных отделов.
sshikov
21.06.2022 20:12+1>Отделом QA мы оценили бэклог
Да сам тот факт, что оценка делалась Отделом QA — уже вызывает кучу вопросов.dimchik_b
23.06.2022 11:46Возможно, у них накопилось большое число непротестированного кода. А может, QA оценили, сколько нужно будет тестировать те задачи, что еще в бэклоге. Они ведь QA и набирали.
apachik
21.06.2022 14:08+14через 3 месяца получили миддлов
рано вы их из учебки выпустили. Через еще каких-нибудь 3 месяца - были бы уже готовые сеньоры!
Nialpe
21.06.2022 19:41+1Забегая вперед, нескромный вопрос... После волшебного превращения в middle-специалистов (в вашей нотации) изменилась ли заработная плата у избранных? Или хватит с них осознания того факта, что работодатель величает "миддлами"?
nik_pakhomov
21.06.2022 20:34Очень понравилось как у вас оформлены профили специалистов. Подскажите, пожалуйста, есть ли инструмент для оформления таких же красивых матриц компетенций?
el_kex
22.06.2022 11:50+1PowerPoint отлично умеет такие штуки собирать. Диаграмма такого типа рисуется либо через "Солнечные лучи", либо через "Лепестковую" - смотря, что больше понравится.
PZ1
думал, что после такого заголовка под катом будет ответ "НИКАК" и конец статьи.
lebedec
Просто речь не про тех мидлов и джунов, которые работают. А про тех, что числятся в расчете бюджета перед инвестором (материнской компанией).
apachik
+1
В некоторых конторах считается, что "мидл - это разработчик, который может решить любую проблему/задачу".
В целом, соглашусь - крепкий мидл может решить любую проблему.
А сеньор делает так, чтобы проблемы не возникали (или не создавать проблем)
Следующий уровень - уметь делать так, чтобы другие не создавали проблем.
Вот еще классная табличка компетенций и я с ней согласен (правда применительно к iOS-разработке, но не сложно адаптировать под другие сферы) https://github.com/BohdanOrlov/ios-skills-matrix