Часть 1. Найм и развитие

Всем привет. Меня зовут Александр Наумов, я Team Lead QA в Утконос Онлайн. В этой статье я поделюсь личным опытом, который будет полезен тимлидам и руководителям: как мы за 5 месяцев набрали 28 начинающих специалистов, обучили и через 3 месяца получили миддлов. 

В первой части я расскажу, как можно ускорить HR-процессы, улучшить воронку найма и быстрее превратить джунов в самостоятельных специалистов. Во второй части речь пойдет о документации, которую важно составить, а также о картах компетенций — о том, как они помогают в развитии команды.

Когда задач становится слишком много 

В конце 2020, спустя почти год пандемии, планов и задач в Утконос Онлайн стало кратно больше — за 2021 компания хотела запустить много новых функций. Отделом QA мы оценили бэклог и поняли, что на это уйдет никак не меньше пары лет. Тогда у нас было три команды:
а) команда разработки мобильного приложения;
б) каталога и поиска;
в) корзины;
г) мобильного приложения.

В каждой — один проджект менеджер, три фронтенда, трое бекэндеров и два QA спеца. 

Но медлить в новых, быстроменяющихся рыночных условиях было нельзя. Я думаю, эта ситуация знакома многим. Выход один — нанимать людей. Но в сжатые сроки найти и ввести в проект много технических специалистов — задача со звездочкой.

Анализ рынка

Когда вы ищете новых сотрудников, особенно в ИТ-сфере, важно понимать, что происходит на рынке в это время. В начале 2021 ситуация была следующей:

  • Пандемия спровоцировала переход компаний и специалистов в онлайн. Коллеги из смежных областей обучились на курсах, и в ИТ произошел наплыв специалистов без опыта работы.

  • Миддлы и сеньоры поняли, что нужно поднимать цены, и в конце года произошел скачок в зарплатах. 

Что это значит: поиск специалиста с опытом может затянуться, а помимо жирного оффера нужно придумать еще нематериальные плюшки. Мы решили, что в нашем случае будет выгоднее и быстрее набрать джунов — их можно обучить и получить через время готового специалиста.

Составление требований и этапы найма

Прежде чем набирать джунов, я бы рекомендовал составить профиль специалистов — какими навыками они должны обладать, чтобы работать конкретно в вашей компании. Везде есть свои особенности, так что и люди нужны разные. 

Наш джун — это специалист, который хорошо изучил теорию, умеет пользоваться DevTools, писать простые SQL запросы. У него отлично развиты логическое мышление и скилл коммуникации.

Еще желательно оценить команду, которая у вас уже есть. В этом случае джунов можно будет сразу поручить конкретным менторам — наставникам, которые будут помогать им прокачивать нужные скиллы и развиваться в профессии. Менторы владеют всеми требуемыми инструментами тестирования, знают проект, процессы в команде и компании, у этих людей развитые коммуникативные навыки.

Миддл прекрасно пишет тестовую документацию, может спокойно дополнять документацию по проекту, знает REST API, SQL, понимает GitFlow. 

Сеньор ведет тестовую документацию, передает ее в разработку. Это человек, который влияет на проект, может быть ментором для начинающих специалистов.

Тимлид проводит аудит процессов тестирования в компании, формирует требования к документации, принимает решения по релизу проекта, является ментором для миддлов и сеньоров.

HR- процессы

Следующим вызовом для нас стала оптимизация процессов. Когда интервью много — а у нас их было более 128 за месяц —  HR начинает выгорать. Мы поняли, что это нам в первую очередь важно получить классных ребят в команду, поэтому решили принять участие и помочь с наймом.

Во-первых, HR вряд ли сможет увидеть резюме тех. специалиста так, как его видит TeamLead. На что он обычно обращает внимание: 

  • ключевые слова (стек, должность);

  • время работы;

  • сколько работает на текущем месте;

  • как часто меняет работу;

  • как составлено резюме;

  • раздел «о себе».

Я же обычно смотрю на:

  • название используемых инструментов;

  • обязанности на текущем месте работы;

  • опыт (сколько работает в данной профессии — если это джун, то в принципе на опыт работы);

  • как я могу использовать человека на проекте, какие задачи прямо сейчас отдать.

Мы расширили каналы поиска — помимо hh искали в профильных чатах и по знакомым. Провели лекцию о тестировании для HR. Создали опрос — памятку для HR, и тестовое задание, которое отсеивает людей на первом этапе.

Опросник для HR может состоять содержать следующие пункты:

  1. Основные понятия в тестировании.

  2. Инструменты, с которыми знаком соискатель. 

  3. Какова мотивация работать конкретно с этим проектом и компанией.

  4. Задание на написание тест-кейса — поиска багов по картинке.

Обычно собеседования у нас проходят в 3 этапа:

  • HR знакомится с соискателем, дает опросник, выясняет заинтересованность в вакансии. 

  • Техническое собеседование. Могут присутствовать тимлид и сеньор, который будет менторить джуна. На этом этапе нужно выяснить хард скилы. Например, мы спрашивали, что такое теория тестирования, API, Git, для чего это нужно, работал он с этим или нет. Немаловажно, как человек общается, легко ли обучаем. Также можно спросить о дальнейшем развитии — понимает ли человек, куда хочет расти.

  • Третий этап — знакомство с командой. Иногда из-за различий в темпераменте людям некомфортно общаться и вместе вести проект. Если это выясняется на этапе знакомства, и у вас есть место в другой команде, можно познакомить человека со второй/ третьей и т.д.

Результаты оптимизации 

Ровно неделя ушла, чтобы создать единую систему оценки соискателя по его знаниям. Также у меня появился план собеседования — когда в день их 5 штук, а устаешь уже после второго, то хорошо при себе иметь такую шапраглку. С планом оказалось, что собеседовать может не только TeamLead, но и Senior, поэтому со временем я передал эту задачу своим коллегам. 

В итоге, мы кратно улучшими воронку найма: если раньше отсеивалось 70% соискателей, то теперь 80% резюме подходило под наши требования. Так что HR начали поставлять тестировщиков как по конвейеру) Нужно было что-то делать с ними дальше — мы же взяли джунов и расчитывали быстро их вырастить до миддлов. 

Что мы делали на этом этапе, и какими инструментами пользовались — расскажу во второй части статьи. 

Комментарии (14)


  1. PZ1
    21.06.2022 12:52
    +11

    думал, что после такого заголовка под катом будет ответ "НИКАК" и конец статьи.


    1. lebedec
      21.06.2022 13:45
      +2

      как мы за 5 месяцев набрали 28 начинающих специалистов, обучили и через 3 месяца получили миддлов. 

      Просто речь не про тех мидлов и джунов, которые работают. А про тех, что числятся в расчете бюджета перед инвестором (материнской компанией).


    1. apachik
      21.06.2022 14:14

      +1
      В некоторых конторах считается, что "мидл - это разработчик, который может решить любую проблему/задачу".
      В целом, соглашусь - крепкий мидл может решить любую проблему.
      А сеньор делает так, чтобы проблемы не возникали (или не создавать проблем)
      Следующий уровень - уметь делать так, чтобы другие не создавали проблем.

      Вот еще классная табличка компетенций и я с ней согласен (правда применительно к iOS-разработке, но не сложно адаптировать под другие сферы) https://github.com/BohdanOrlov/ios-skills-matrix


  1. el_kex
    21.06.2022 13:23
    +10

    Заголовок, конечно, можно трактовать по-всякому, но все же он не отражает сути статьи. Да, есть «часть 1», но масштабирование команды - это не просто объёмный найм. Тут нужно, чтобы эта конструкция заработала.

    Вы предполагаете, что «Сеньор ведет тестовую документацию, передает ее в разработку. Это человек, который влияет на проект, может быть ментором для начинающих специалистов». Через что он влияет? В чем его «сеньорность»? Тут кроме менторства скорее некий аналитик вырисовывается, который в пару раз дешевле сеньора.

    как мы за 5 месяцев набрали 28 начинающих специалистов, обучили и через 3 месяца получили миддлов. 

    Middle определяется опытом, а не объёмом умных фраз, вброшенных в голову джуна. За три месяца можно существенно продвинуться в сторону Middle-а, но на рынке это будет всё тот же джун. Да, он/она может научиться решать типовые задачи в рамках вверенной области кода. Но кто будет проверять качество, потенциал роста и тп? На 28 джунов нужно как минимум ещё 14 менторов, чтобы они могли направлять и растить, а ещё не давали превратить продукт в кодовую помойку. И получается, что масштабирование джунами - это не такой уж и дешёвый путь.

    Круто разделять статьи на части, когда каждая часть несёт некую ценность. А тут пока outcome в том, что Вы быстро набрали толпу джунов, что влияет на продукт в основном тратой его бюджета.

    Может быть, у Вас есть рабочая модель, которая подтверждена цифрами. Но стоит тогда её доносить более цельно.


    1. sshikov
      21.06.2022 20:10
      +1

      >На 28 джунов нужно как минимум ещё 14 менторов
      Ага. Причем они более дорогие, и их дорогое время мы потратили на то чтобы менторить, а не разрабатывать. И нигде не показано, откуда тут взялся профит, потому что производительность одного синьора, который способен быть ментором, как правило выше чем у джуна, и возможно вовсе не вдвое, а больше.


  1. ivankudryavtsev
    21.06.2022 13:52

    компания хотела запустить много новых функциональностей

    Видимо, функций. Не стоит переизобретать русский язык.

    К сожалению, не заметил в статье ничего про "эффективно масштабировать команду". Вроде бы как найти хорошего джуна - это, конечно, отдельный подвиг.

    Но статья, вероятно, должна называться: "Как после найма толпы джунов не перестать выдавать результат в продуктив".

    Отделом QA мы оценили бэклог и поняли, что на это уйдет никак не меньше пары лет.

    Может рассказать, как вы оценивали бэклог по функциям, которые еще только планируется сделать и выдать, для которых, наверняка, нет ни аналитики, ни проработанных сценариев использования и т.п?

    Кажется, что в вашей топологии проектных команд масштабирование должно происходить среди проектных команд, а не функциональных отделов.


    1. sshikov
      21.06.2022 20:12
      +1

      >Отделом QA мы оценили бэклог
      Да сам тот факт, что оценка делалась Отделом QA — уже вызывает кучу вопросов.


      1. dimchik_b
        23.06.2022 11:46

        Возможно, у них накопилось большое число непротестированного кода. А может, QA оценили, сколько нужно будет тестировать те задачи, что еще в бэклоге. Они ведь QA и набирали.


  1. apachik
    21.06.2022 14:08
    +14

    через 3 месяца получили миддлов

    рано вы их из учебки выпустили. Через еще каких-нибудь 3 месяца - были бы уже готовые сеньоры!


  1. Nialpe
    21.06.2022 19:41
    +1

    Забегая вперед, нескромный вопрос... После волшебного превращения в middle-специалистов (в вашей нотации) изменилась ли заработная плата у избранных? Или хватит с них осознания того факта, что работодатель величает "миддлами"?


    1. sshikov
      21.06.2022 20:11

      А разве такая цель декларировалась? :)


  1. nik_pakhomov
    21.06.2022 20:34

    Очень понравилось как у вас оформлены профили специалистов. Подскажите, пожалуйста, есть ли инструмент для оформления таких же красивых матриц компетенций?


    1. el_kex
      22.06.2022 11:50
      +1

      PowerPoint отлично умеет такие штуки собирать. Диаграмма такого типа рисуется либо через "Солнечные лучи", либо через "Лепестковую" - смотря, что больше понравится.


      1. nik_pakhomov
        22.06.2022 13:10

        Спасибо!