image

Будущее наступило совсем не так, как представляли себе фантасты прошлого: у нас нет летающих скейтбордов, по улицам не ходят клоны и роботы, и мы до сих пор не покорили Луну, что уж там говорить про более далекие космические объекты. Однако в одном мы неожиданно преуспели – теперь у каждого, едва ли не с рождения, есть собственный компьютер с мощностями, которые казались невероятными ещё полвека назад. И этот компьютер лежит у нас в кармане.

Однако каким бы навороченным не был ваш смартфон, существенная часть его магии моментально пропадает стоит вам только очутиться за пределами покрытия мобильной сети. Что в наше время ощущается откровенно так себе, особенно если без связи и интернета приходится сидеть достаточно продолжительное время или уж тем более при возникновении какой-нибудь жуткой непредвиденной фигни.

image

Большая Четверка



Поэтому к выбору мобильного оператора стоит подойти со всей серьёзностью, а не просто взять первую попавшуюся симку в переходе. Благо, нам есть из чего повыбирать:

1. Открывает список «Большой Четверки» самый свежий её представитель – «Теле2». Изначально филиал шведской одноименной компании, который в 2003 году попробовал с двух ног влететь в этот бизнес в России и довольно быстро приземлился на пятую точку – им тупо не давали нормальных частот. После того, как «Теле2» поняли, чья это корова и кто её доит, а также поделились своими долями своего бизнеса в России, частоты им дали и бизнес пошел в гору, что позволило в итоге влиться в ряды «Большой Тройки» и стать частью «Большой Четверки». С прошлого года «Теле2» в России на все 100% принадлежит «Ростелекому», который, в свою очередь, принадлежит банку ВТБ, а следовательно и России как таковой. Можно сказать, что «Теле2» это такой государственный мобильный оператор, хотя они это, по понятным причинам, на плакаты не вешают. Весьма вероятно, что из-за смены владельца, в следующем году будут называться как-то иначе. По совместительству – мой бывший работодатель.

2. В противоположном углу ринга – «МТС», которым владеет по большей части инвестиционная компания АФК «Система». С недавнего времени активно лезет в разные новые дыры и осваивает спутниковый интернет, умный город, выступает провайдером интернета традиционного и т. д. и т. п. По последним имеющимся у меня данным – крупнейший оператор России по количеству абонентов (однако есть вопросы к тому, как это количество считалось).

3. Следующий крупный оператор – «Билайн», который в свое время сделал гениальных ход и «присвоил» себе «черно-полосатость», из-за чего любой столб и старый шлагбаум в соответствующих цветах стал восприниматься как их реклама, даже если его ещё при Царе красили. Без шуток, гениально. Сам по себе «Билайн» – торговая марка «ВымпелКома», примечательная тем, что владеет ещё и сетями в Европе, а также своей поддержкой поиска пропавших людей «Лиза Алерт».

4. Последний по списку, но не по значению – «Мегафон», который помимо мобильной связи занимается ещё и широкополосным доступом в интернет, кабельным телевидением и, зачем-то, местной телефонной связью. В отличительные особенности можно записать использование более качественных частот и более качественный 4G интернет (кое-где даже 4G+).

image

Конкуренция, в общем то, получается достаточно мощная, но на самом деле…

Особой конкуренции нет



В какой-то момент, в деле великого противостояния за клиентов и их кошельки, в нашей дилемме четырех заключенных наступило неизбежное равновесие Нэша и все со всеми договорились. По сути, если внимательно взглянуть на тарифы разных операторов, то можно увидеть, что не такие уж они и разные, и там где условия немного получше – там и ценник немного повыше. Паритет соблюдают все. В том числе и в вопросах подключения без спроса всяких левых услуг и в других нехороших вещах – это не случайности, это целенаправленная бизнес-стратегия и источник неплохой части дохода.

Именно по этой причине выбирать мобильного оператора из соображений стоимости – занятие бессмысленное. Это на первый взгляд не очевидно, но цена у «Большой Четверки» за последние три-четыре года, после того, как было объявлено перемирие, стала примерно одинаковой.

По схожим причинам, кстати, не стоит даже рассматривать других операторов за пределами этой четверки. Они либо слишком уж мелкие, либо же используют вышки большой четверки, и YOTA, например, это проект «Мегафона», а набирающий обороты «Тинькофф» использует вышки «Теле2».

В чем между операторами действительно есть разница, и разница немаленькая, так это в зонах покрытия.

Мобильный интернет: сегодня он есть, а завтра нет



Зона покрытия зависит от вышек связи: их наличия, высоты расположения, количества абонентов вокруг одной вышки и самого оборудования. Визуально это либо три антенны на столбе, либо же просто антенны на крыше какого-то достаточно высокого здания, плюс аппаратная. Кстати, к вопросу о «конкуренции» между операторами: на одной вышке вполне могут быть навешаны и антенны прямых конкурентов, причем за бесплатно, по схеме «ты мне поможешь тут, а я помогу тебе там».

image

Сама по себе вышка, если не вдаваться в технические нюансы – это просто модем на палке, с тремя направленными в разные стороны антеннами. Никакой особо мощной техники там не стоит и суммарно вся вышка потребляет примерно столько же электроэнергии, сколько два одновременно запущенных кондиционера (половина этой мощности уходит на один реально там стоящий кондиционер). Именно поэтому, в общем-то, опасаться «облучения» от оборудования связи не стоит – даже ваш роутер в этом плане поопаснее будет.

Кстати говоря, если кому интересно, могу рассказать кучу забавных историй про борьбу глубинного народа с вышками связи, в некоторых из которых присутствуют блокады и огнестрел – реквестируйте в комментариях.

Важный момент: антенны, помимо того, что направлены в три разные стороны, еще и немного наклонены, и по этой самой причине мобильный интернет в квартирах и офисах на высоком этаже ловится заметно хуже, если ловится вообще. Второй важный момент: в крупных городах этих антенн реально много, и если вы выглянули в окно и не увидели ни одной, значит, скорее всего, такая антенна стоит на вашей крыше.

Ставят их так плотно не от избытка денег, а потому, что у вышки есть радиус действия, который зависит от используемых частот и оборудования и который составляет плюс-минус 5 километров (чем выше расположена вышка – тем дальше её охват). Этот радиус – величина не постоянная и сужается при насыщении, то есть чем больше людей используют мобильный интернет, раздаваемый конкретной вышкой, тем в меньшем радиусе она его раздает. Несколько раз в год радиопланировщики катаются по городам и весям, замеряют интернет, и там, где он совсем уж сильно проседает, по итогу ставят новые вышки.

При этом вышки не работают на слове господнем и для работы им нужна электроэнергия, причем постоянно и стабильно. В случае исчезновения электропитания, а это происходит на 3-4% всех вышек ЕЖЕДНЕВНО, она еще какое-то время сможет проработать на аккумуляторах (от часа до трех, в зависимости от плотности населения поблизости), после чего связь в округе отвалится целиком. Или не целиком, если рядом есть другие вышки и нагрузка перераспределится на них, но тогда качество мобильного интернета просядет на большей площади. В 90% случаев вышка выходит обратно на связь в течение пары минут или даже пары секунд, в остальных случаях все зависит от причины потери питания, и тут вариантов бесконечное количество. По итогу возврат вышки в работу может случится через час, но может и через месяц, если карта ляжет неудачно.

Все вышесказанное приводит к тому, что мобильный интернет становится жутко непостоянным делом. В каком-нибудь городе понаставили вышек и сделали хороший мобильный интернет – спустя пару месяцев народ стал пользоваться мобильным интернетом активнее, так как скорость его зачастую превосходит подключение по Wi-Fi, далее нагрузка по итогу возрастает, радиус действия вышек сужается, качество интернета падает. Спустя какое-то время вышек понастроили ещё – качество снова увеличилось. Параллельно где-то постоянно случаются аварии, а сами вышки иногда «вандалят», либо чтобы вынести оттуда аккумуляторы или ещё чего ценного (более ничего ценного там нет), либо как часть борьбы с «облучением проклятым 5G».

image

Такие разные регионы



Помимо технических особенностей есть и региональные отличия, и тут всё… сложно.

В первую очередь очевидное: в крупных городах связь лучше, чем в небольших поселениях, особенно если эти поселения удаленные и там живет три с половиной землекопа. По очевидным, в общем-то, причинам: no money – no honey, и мобильные операторы, по сути своей обычный бизнес, хотят таки зарабатывать деньги, а не спасать людей за спасибо. И если в центре крупного города одна вышка связи приносит выгоду в размере примерно 10 000 рублей в день (это до уплаты расходов на обслуживание и налогов), то в маленьких городах мы будем говорить скорее о 5 000 рублей, а в каких-нибудь деревнях и селах хорошо если выйдем в 0. При этом цена постройки одной вышки плюс-минус миллион рублей, по ценам на конец 2020 года, а в России любой проект со сроком окупаемости больше года издавна считается рискованным.

Дабы бороться с такой тотальной несправедливостью, наше правительство реализует программу устранения цифрового неравенства, суть которой проста: мобильные операторы строят вышки там, где они не приносят никакой выгоды, а государство оплачивает этот банкет. В первую очередь занимается этим как раз таки «Теле2», потому как было сказано выше, он, считай что государственный и его особо никто не спрашивал.

Второй момент касается региональных отличий: в разных регионах у каждого оператора разное положение дел и выбрать ультимативного победителя тут не получится. Так, например, тот же «Теле2» в Челябинской области на голову превосходит всех своих конкурентов и имеет примерно столько же вышек связи, сколько все остальные вместе взятые, размещаясь в том числе в таких местах, где даже самим волкам мимо проходить боязно. А вот в соседней Башкирии «Теле2» нет совсем. Буквально.

image

А «Билайн», который в Челябинской области чувствует себя совсем плохо и год от года только теряет абонентов, в той же Башкирии чувствует себя более чем замечательно.

При этом у всех мобильных операторов сильно страдает по покрытию Дальний Восток, в основном потому, что строить там сложно и дорого, а при этом ещё и не особо рентабельно – чем дальше от Уральских гор, тем меньше городов, которые можно назвать крупными без неловкой улыбки.

image

Интересная особенность заключается в том, что с точки зрения бизнеса куда проще не расширять свои зоны покрытия, а повышать качество там, где ты уже доминируешь. Так как вышки, как уже упоминалось выше, стоят денег, и при этом строятся не мгновенно (само по себе строительство занимает неделю, так как это, опять же, просто модем на палке, но вот согласование всяких бумажек может затянуться на полгода-год), то быстро сделать в новом регионе хорошо не получится, а денег надо вливать много и прямо сейчас. И как мы помним – инвестиции с окупаемостью больше года – рискованные инвестиции. А повышать же качество сети там, где у тебя уже все хорошо, и тем самым привлекать новых абонентов можно практически бесконечно.

Какой итог?



Как вы могли уже догадаться, простого ответа тут нет и сказать уверенно, какой оператор лучше, а какой хуже – нельзя, и любой ТОП по определению будет обманом. Ситуация сильно разнится не только от региона к региону, но и в зависимости от размера и удаленности населенного пункта от федеральных трасс, а также того, сколько абонентов используют мобильный интернет этого оператора прямо сейчас и на каком этаже вы живете (если планируете использовать мобильный интернет дома).

Лучшей рекомендацией будет сравнить зоны покрытия разных операторов в нужном регионе, благо каждый из них предоставляет эту информацию на своем официальном сайте, и плясать уже от этого. При этом важно понимать, что доступность обычных голосовых звонков, интернета 3G и интернета 4G – разная, и не зависит друг от друга. Параметр доступности обычной мобильной связи для общения голосом можете вообще смело игнорировать – там, где есть интернет, там позвонить точно получится, так как никто отдельные вышки для интернета никогда не строил, тупо довешивали оборудование на имеющиеся. А вот с 3G и 4G может быть по разному, и бывает так, что доступны оба, а бывает, что только что-то одно.

Также, если вы живете на высоком этаже, а поблизости нет ничего повыше и украшенного антеннами, то дома мобильный интернет вы получать стабильно не будете по определению, просто в силу технических особенностей. Ну и держите в уме, что 3G, в отличие от своего более продвинутого собрата, крайне плохо дружит с препятствиями и потому внутри помещений обычно ловит примерно никак. По этой же причине, кстати, особо обольщаться по поводу грядущего 5G не стоит – у него такая же проблема и он скорее нужен для всяких технологий умного города, чем для того, чтобы видосики с телефона смотреть.

В случае, если у вас в каком-то месте плохо ловит связь, хотя живете вы не в хижине в лесу на вершине самого высокого дерева, то скорее всего вокруг вас просто слишком много абонентов того же оператора. Дожидаться, пока радиопланировщики доедут до вашего района сами собой можно долго, куда проще оставить заявку на официальном сайте с сообщением о плохом качестве связи и интернета, а в идеале, попросить других жителей района сделать тоже самое. Обилие заявок – высокий приоритет на довес оборудования к существующим вышкам или постройку новой где-нибудь поблизости, так как за это отвечает отдельный человек и у него к этому делу привязаны годовые премии.

На этом, собственно, все. Оставайтесь на связи.

Комментарии (98)


  1. MaryRabinovich
    06.08.2022 10:56
    +9

    (какой у вас великолепный ник... сначала взялась читать статью из-за этого)

    Про Теле2 напишу. Я не могу молчать. Я понимаю, что их обязывают это спрашивать. Но у меня Теле2, связь регулярно рвётся (по нескольку раз на дню) - рвётся просто на одном месте. Но это нормально как раз. Ну то есть, как я вот это вот всё понимаю, временные нарушения связи в часы высокой нагрузки - это нормально. Если я в шесть утра удобно смотрела видево, а в семь - хлоп, это просто проснулись семичасовые и в сеть вышли.

    Но. Иногда это правда аварии. Ну и вот если связь не восстанавливается пять или десять минут, а то и все полчаса, я им звоню. Интересуюсь "доколе".

    В ответ, однако, мне говорят: "випиен у вас есть? Вы его удалите, мобильник выключите, включите, проверьте связь. Если связь не восстановится, дальше поговорим серьёзно".

    Было на днях - я трижды им перезванивала, и только третий менеджер (я уже была подкованная, и уточнила, что "речь только о випиенах с автоподключением, таких у меня точно нет") инфу мою передал дальше. И правда нашли аварию на нашей линии (причём в час ночи нашли - стоило так упираться утричком накануне, весь светлый день упираться - видимо, я не одна звонила - и ночью только искать, при свете фонариков)

    Вчера или позавчера опять перезванивала, и та же песня.

    Ещё раз повторю, их наверняка обязали спрашивать "есть ли у вас випиен" - ибо эта фиговина тут кому-то мешает. Было бы здорово, если бы все вот так стёрли их. "А потом уже поговорим, нет ли у нас аварии".

    Однако а что с клиентскими впечатлениями? Ну только что доступ был, причём уровня "смотрю видео в прямом эфире". Состав приложений внутри мобильника не менялся. А связь пропала.

    Короче, это был крик души.

    Вопрос мой, видимо, в том, есть ли стандартные виды плановой регулярной проверки линий, хотя бы в Москве. Это не эгоизм (хотя да, я в Москве), ровно наоборот: если у нас такое, как же они обходят дозором владения где-нибудь в Кемерово.

    Ну и второй вопрос: а у кого из четвёрки с этим обходом лучше.


    1. Alkash-kolyadun Автор
      06.08.2022 11:21
      +15

      Спасибо за комплимент, приятно слышать.

      Касательно же самого вопроса: скорее всего вы звоните на горячую линию или ещё каким образом так или иначе попадает в call-центр, ребята, которые знают о текущей технической ситуации примерно ничего. У них там лежит листик с инструкцией, а сами они по сути биологические роботы, которые следуют этой инструкции бездумно. Они вам ничем толком не помогут.

      Есть отдел эксплуатации, и вот они за вышками бдят круглосуточно, и если там случается какая авария, они узнают об этом моментально (ну или минут через 10 после, если дежурный отошел себе кофе налить). Если случилась авария, то дальше смотрят причины и что именно отвалилось (для этого там внутренности аппаратной напиханы датчиками), и дальше возможны варианты. Если ошибка программная, то ее устраняет сам дежурный. Если ошибка по питанию, то заявка идет в отдел энергетиков (которые работают стандартные пять дней в неделю, по 9 часов) и те уже разбираются на чьей стороне произошла авария: на стороне оператора или на стороне сетевой организации. Если авария у сетевиков, то дальше заявка передается им и тут уже зависит от их расторопности.

      В отдел эксплуатации тоже, в общем-то, можно позвонить, но их телефон найти уже сложнее. Самый простой способ: найти ближайшую вышку вашего оператора и посмотреть на нее поближе - на корпусе климатического шкафа, где стоит все оборудование, должна быть наклейка с телефонами дежурного по эксплуатации. Однако в принципе звонить ему смысла не много - он уже знает все, что вы можете ему сказать и уже работает над вашей проблемой. Или пошел попить кофе. Но скоро обязательно вернется!

      Плановые обходы делаются, как и у всякого оборудования, раз в 3 года. Но эти обходы и осмотры бесполезны абсолютно, так как визуально ты ничего не увидишь - кабеля проложены высоко, микросхемы - маленькие, а аварии в подавляющем большинстве случаев происходят у сетевых организаций. Плановые осмотры - просто формальность, которую все делают для отчетности и толку от которой ровно 0.

      Касательно же лучшего оператора по авариям: тут тоже все зависит от регионов и в целом особой разницы нет, так как порядок действий у всех одинаковый, там сложно придумать что-то новое. Единственная разница - дизельные генераторы, которые оператор может привезти и подключить вместо основного питания вышки на время проведения ремонтов. Тут тоже зависит не столько от оператора, сколько от прибыльности конкретной вышки и от наличия злых жильцов в округе - звук работающего дизель-генератора нравится далеко не всем, особенно по ночам.


      1. brolny
        06.08.2022 12:04
        +2

        кабеля высоко, бедные, как они там, где защитники собак!..


        1. Popadanec
          06.08.2022 12:39
          +1

          Чтобы полноценно проверять, нужно лезть на вышку. Это уже другой уровень подготовки и требуется отключать питание, т.к. излучение там выходит за безопасные пределы, плюс всё под напряжением, что тоже чревато.


      1. Tolik-5
        07.08.2022 09:42

        Но эти обходы и осмотры бесполезны абсолютно, так как визуально ты ничего не увидишь

        Ну а пропылесосить, мусор разный выковырять, проверить, что воды не натекло, кабельные вводы никто не погрыз - разве не надо?

        Я зимой дня 3 ходил мимо уличного шкафа с открытой дверью, сам закрыть не смог. Пытался даже звонить куда-то (а куда - непонятно, на столбе БС всех операторов). Потом смотрю - закрыли...


      1. id_potassium_chloride
        08.08.2022 01:27

        Помню, в 2016-м году была проблема со связью в Москве у Мегафона. Пообщался со службой поддержки некоторое время, в итоге я просто включил свой звонок на диктофон, вышел на улицу, дошёл до вышки, удостоверился, что связь стала пропадать и отправил это всё в чат со службой поддержки. Долго молчали, через несколько дней сообщили, что проблема подтвердилась, и скинули 100 рублей на мой номер телефона, а лаги прекратились. Так что мониторинг мониторингом, но знать они могут не всё.


      1. haga777
        08.08.2022 14:02

        скажите, пожалуйста, может имеете представление. Т2 начал шейпить любой впн. У меня на симке тариф анлим. скорость на нашей бс в районе 50-110 в зависимости времени суток. но стоит вкл любой впн, так сразу 2 мегабита ровно. Да даже soks5 шейпят почему-то.

        но вот v2ray уже не палится. Только на теле2, на симке же тинькоф с трафиком 25 , при впн 80 мегабит на той же бс


    1. strib
      07.08.2022 08:44
      +1

      Обход не нужен. Все базовые станции мониторятся очень тщательно, и при выходе из строя, пропадании канала или какой-то деградации серьёзной оператор все знает. Но, таких инцидентов случается очень много ежедневно, в сети сотни тысяч устройств, и они имеют свойство ломаться. Аварии классифицируются по приоритету (сколько абонентов пострадало) и ставятся в план работ. Ресурсы у оператора и подрядчиков в регионе не бесконечные, поэтому срок исправления может сильно отличаться. Ну и причина аварии может быть такова что быстро не исправить (например базовая станция на закрытой территории, пропало питание, сдохла батарея и полевая бригада не могла попасть на объект в выходные). И есть плохие места где просто не получается улучшить покрытие, потому что разрешения, электропитание и прочие бюрократические нюансы


      1. Popadanec
        07.08.2022 10:32
        +1

        Нужен. Т.к. мониторинг далеко не всё охватывает.
        Оборудование ветшает от времени, животные могут разрыть что то/устроить гнездо, люди любят безобразничать.
        Внимательный осмотр выявит проблемы до того как они начнут влиять на связь. Где то крепления ослабли, изоляция повреждена(крысами к примеру или механически/от времени), сорвало/открыло ветром/вандалами/животными люки/крышки/заглушки(и на оборудование попадает вода/мусор), повреждён забор(и собаки могут устроить там ночёвку), повреждена или протекает крыша.
        Конечно если делать осмотр для галочки, то аварии на вышке будут «приятной» неожиданностью.


        1. strib
          07.08.2022 10:36

          Неправильно выразился, разумеется нужен, но правильный и к описанному случаю отношения почти не имеет.


    1. zv347
      07.08.2022 10:32

      Теле2, связь регулярно рвётся (по нескольку раз на дню) — рвётся просто на одном месте. Но это нормально
      Не знаю, может, это нормально в Москве (без иронии, особенности большого города), но… оператора поменять не думали? Я много лет пользовался мобильным интернетом и в городе, и за городом, и связь не рвалась никогда. Электричество газ телефон водопровод может пропасть, но мобильная связь работает всегда.


      1. Dolios
        07.08.2022 10:49
        +1

        А вы 24*7 мониторите? Обычный человек пресловутые разрывы скорее всего даже не заметит, разве что случайно.


        1. zv347
          07.08.2022 11:23

          Надеюсь, вы видите разницу между «наверное, был какой-то незаметный разрыв, впрочем, закачка фильма не прервалась» и «опять нет связи, звоню оператору, бестолку».


          1. Dolios
            07.08.2022 12:12
            +2

            Я не вижу. Я работаю удаленно и разрыв даже на 15 секунд для меня очень раздражителен. А если такое происходит пару раз в час, работать становится решительно невозможно. А вы этого даже не заметите и будете писать, что все хорошо и связь отличная, хотя с моей точки зрения это будет merde и я пойду менять опсоса (если это возможно).


      1. Serge78rus
        07.08.2022 18:28
        +1

        Электричество газ телефон водопровод может пропасть, но мобильная связь работает всегда.
        Остановка холодного водоснабжения в крупном городе является крайне серьезной чрезвычайной ситуацией и за нее ответственные наказываются весьма серьезно. Разумеется, я имею ввиду зону ответственности Водоканала, а не местного сантехника.


  1. Paranoich
    06.08.2022 12:03
    +7

    Спасибо за материал. С удовольствием прочел.

    Но не могу не сказать, как я мечтаю о том, чтобы здесь, на столь уважаемом сайте, хоть бы кто из операторов присутствовал и хоть бы иногда отвечал на вопросы. Yota кажется еще год назад присутствовала, сейчас не встречаю.

    Последний раз мое общение с билайном закончилось тем, что мне предложили повисеть на телефоне "от одного до трех часов". С мегафоном пообщаться не удалось вобще , а так хочется узнать почему у меня ежедневно списывается по одной копейке. Сто бабушек = рубль?


    1. Alkash-kolyadun Автор
      06.08.2022 12:07
      +1

      Примерно так, да. Ходить разбираться из-за копеек большинству людей откровенно лень, а так получается стабильный доход. Оно в той или иной форме есть у всех мобильных операторов, и приносит немаленькую часть дохода. Однако если спросить у них, они сделают удивленное лицо и скажут, что это, видимо, какая-то ошибка, которую они немедленно исправят.


    1. Popadanec
      06.08.2022 12:41
      +5

      Публика токсичная. Менеджер сказанёт что нибудь по бумажке, а его загоняют в конкретные минуса.


    1. Ellinist
      06.08.2022 14:53
      +1

      Билайн - это что-то. Хотя... не могу сильно его пинать. Все-таки интернет он предоставляет неплохо.

      Но, дело вот в чем: сижу на домашнем интернете на Билайне. Иногда, редко, правда, раз в два-три месяца, приходишь с работы... а на роутере горит огонек внешней сети не зеленым, а желтым. Инета, естественно, нет.

      Звоню в службу поддержки. Начинают лечить - у вас наш роутер? Попробуйте воткнуть кабель прямо в комп. Мы проверим соединение.

      Ради прикола вообще вырубил маршрутизатор - весело так говорят - мы все проверили - соединение есть! Маршрутизатор мы видим!

      Я говорю - как же так? Я его лично из розетки выдернул. - Не знаю, не знаю, мы его видим!

      Что они там видят, я тоже не знаю, но...

      1. Как правило, после попытки позвонить с мобильного, зарегистрированного у Билайна, проблемы быстро исчезают.

      2. Если они не исчезают, то два-три часа после душещипательного разговора с девушкой (или юношей) уровня образования, как у Эйнштейна, приводят в итоге к включению соединения!

      3. Все случаи пропадания связи наблюдаются мною с момента введения пакета Озимой! Ранее такого не наблюдалось. Хотя и провайдеров я сменил немало.

      В общем - я принимаю все эти проблемы, как стихийные осадки - то дождь, то снег!

      С мобильными примерно то же самое!


      1. F0iL
        07.08.2022 08:53
        +6

        Я говорю - как же так? Я его лично из розетки выдернул. - Не знаю, не знаю, мы его видим!

        Вроде возможно, они по своей диагностике видят, что ваш конец сетевого кабеля куда-то вставлен. Подача питания на роутер для этого не обязательна , я сейчас серьезно. Погуглите time-domain reflectometry, многие провайдерские свитчи уровня доступа так умеют.


        1. Mapaxa864
          07.08.2022 10:12

          многие провайдерские свитчи уровня доступа так умеют

          Молодцы какие :) Лучше б специалисты линк проверяли в первую очередь. Это уж коммутаторы должны уметь и так.


    1. YotaRussia
      06.08.2022 17:26
      +14

      Привет! Мы тут и пристально следим за хабром :)


      1. Paranoich
        07.08.2022 11:28

        Хорошо, спасибо, молодцы. К сожалению сейчас другой оператор, но сам факт вашего присутствия важен.


      1. Ellinist
        07.08.2022 15:29
        +4

        Привет! Мы тут и пристально следим за хабром :)


  1. immortal555
    06.08.2022 12:09
    +5

    Исходя из моего весьма длительного опыта пользования услугами Tele2, понятие "бесшовное покрытие" для них так и осталось теоретическим. На примере Курска точно могу сказать, что если сесть в общественный транспорт по маршруту "из конца в конец", то по пути следования будет около 10 зон метров по 500, где интернет не то, что замедляется, а не работает вообще. И если для едущего 500 метров - не такая большая величина, то для "жизни" это, извините, 8 многоэтажек в ряд, и неизвестно, сколько вглубь. Большинство этих зон существуют уже лет 5 как минимум.


    1. Alkash-kolyadun Автор
      06.08.2022 12:14
      +3

      Такая же ситуация и у других мобильных операторов, просто скорее всего в других районах. Бесшовное покрытие в каждом крупном городе ни один оператор так и не смог обечпечить, отчасти из-за того, что пока ты строишь в одном месте, область покрытия сужается в другом. Бесконечный процесс.


    1. Didimus
      07.08.2022 08:20
      -2

      Уже несколько лет не видел в Москве абонентов ЕЛЕ2. Народ набрал их бесплатных симок, выговорил, и выкинул.


      1. Dolios
        07.08.2022 09:40
        +1

        Я абонент. Использую симку для инета. Там где я езжу у пчелайна (осньвная симка) связь отвратительная. Ещё у еле2 мне нравится, что трафик можно докупать наограниченно в течение месяца, если есть такая необходимость (честных безлимитов давно ни у кого нет).


        1. Didimus
          07.08.2022 10:29

          Честные безлимиты есть на непубличных тарифах. Но там свои риски. Правда, они гораздо дешевле


          1. Dolios
            07.08.2022 10:45

            И какой мне от этого прок? Но, даже если бы они и были, условный мобильный безлимит (а, на самом деле порядка 100ГБ) мне нужен 1-2 месяца в году, пока я на даче. В остальное время мне 1ГБ в месяц более чем достаточно и платить за большее смысла нет.


            1. Didimus
              07.08.2022 11:06

              Имею привычку бэкапить фото и видео из поездок по мобильной сети. И вот тут-то безлимит очень даже полезен


              1. Dolios
                07.08.2022 12:09
                +1

                Вам полезен, мне нет. Мои поездки, как правило, за границей, там воткнута местная симка, а бэкапы все по вайфаю.


      1. Newbilius
        08.08.2022 10:52

        Не видели... хм... А как вы определяете, абонент Теле2 перед вами или нет? Характерная походка, одежда, выражение лица? Заинтриговали, поделитесь пожалуйста! :)


    1. mrJoco
      08.08.2022 10:47

      Именно из-за этого и отказался от Теле2. В крупном городе местами настоящие мёртвые зоны.


  1. Radisto
    06.08.2022 12:20
    +17

    Про глубинный народ пишите обязательно. Хабр, как мне кажется, любит примеры из реальной жизни. Прямо как есть, так и пишите, по факту


    1. saege5b
      07.08.2022 13:10
      +2

      Звонок:

      На вас поступила совместная жалоба от жителей поселка (), что ваша вышка связи построена с нарушениями.

      ГИ в шоке:

      На вышку есть все разрешительные документы: радионадзор, экологи, ...

      Полиция:

      Жители утверждают что оборудование настроенно неправильно, высокий уровень радиооблучения.

      ГИ:

      На данный момент в поселке () стоит только вышка, пустой шкаф и пустые обтекатели антенн. Оборудование на вышку ещё не ставилось, потому что возникли проблемы с кабелем питания. Мы готовы за свой счёт свозить туда комиссию и продемонстрировать отсутствие оборудования.

      Таки ездили, и не один раз.

      А однажды, человек с доходом выше среднего поставил башню связи за свой счёт для своего загородного домика. Но местные жители, которые было обрадовались, пролетели: человек оказался злопамятным, и антенны в сторону конфликтных поселков разворачивать не стал.


      1. Iwanowsky
        07.08.2022 19:37
        +3

        В нашем микрорайоне еще в начале века поставили вышку сотовой связи. Народ из окружающих домов сразу же стал жаловаться во все инстанции, что типа антенны в окна светят, голова стала болеть, давление скачет, тело ломит, и т.д. Вышку в итоге снесли по предписанию властей. Но после пожара в магазине на частной территории, где стояла вышка, землю выкупил др. владелец, и на этой территории воздвигли вышку еще более грандиозную. После очередного пожара лет 10 назад вышек там больше не строили, но зато появилось множество антенн БС на крышах окружающих домов.
        А неск.лет назад, когда жители нашего свежепостроенного высотного многоквартирного дома (в составе микрорайона новостройки) решили разрешить поставить на свою крышу БС с антеннами от известного ОпСоСа взамен на бесплатные установку и содержание системы видеонаблюдения в подъездах и снаружи дома и шлагбаумы на выездах со двора, то у нас такое началось! Любые собрания жителей на эту тему превращались в сплошной ор, угрозы и чуть ли не мордобой; по почтовым ящикам раскидывали листовки (а также вешали по всем стенам и столбам) с таким мракобесным содержимым, что руки сами непроизвольно комкали лист бумаги, и возникало желание сплюнуть (тошнота подступала к горлу). Да еще и жители соседнего почти такого же дома приняли активное участие: типа антенны соседнего дома будут светить им в окна. А ведь в компании противников установки БС самым активным был бывший преподаватель вуза — физик, у которого, наверно, на пенсии крыша поехала от безделья. В итоге через некот. время БС с антеннами поставили на крыше студенческого общежития рядом; а т.к. здание общежития почти в 2 раза ниже нашего дома, то получилось, что антенны светят прямо в окна нашего дома. Вот с такими невежественными соседями и живем!


        1. Popadanec
          08.08.2022 09:46

          Таких мест не мало по городам. Причём те же самые что жалуются на возможное облучение, жалуются и на плохую связь.


      1. Popadanec
        08.08.2022 08:42

        Прямо как в анекдоте.


        1. saege5b
          08.08.2022 09:09

          Мы его тоже вспоминали.
          Вышку поставили весной, а к середине лета и мутанты в деревне начали рождаться, и жители все в больницах оказались...

          Под конец там и полиция с прокуратурой были вкрай заклёваны жалобщиками.


          1. Popadanec
            08.08.2022 09:49

            Надо было как в анекдоте, собрать всех мутантов, пригласить органы власти и сказать что вышка ещё даже не включалась, ибо нечему. Большинство горлопанов бы заткнулось. Остались бы самые шизоиды, которых инопланетяне по пятницам похищают.


      1. s60
        08.08.2022 12:50

        На вас поступила совместная жалоба от жителей поселка (), что ваша вышка связи построена с нарушениями.


        Полиция: «кокиэ уаши токасательства ?»
        не?

        Тогда ГИ: «Наша вышка связи построена без нарушений.»
        Полиция: «Ну ОК. Граждане, нарушений нет, все расходимся...»


        1. saege5b
          08.08.2022 13:50

          Оно работает не так. Жители начали клевать всех, до кого дотянулись. "Все, до кого дотянулись" начали пинать полицию. А вот полиции в какой-то момент надоело оправдываться, и позвонили к нам. Без претензий, скорее уведомительно.

          Мы начинать конфликт на ровном месте не стали, а спокойно свозили пару раз комиссии на объект. Там были и полиция, и прокуратура, и стройнадзор, и экологи. И просто "посмотреть? могу".


  1. CheshireCat6253
    06.08.2022 12:38
    +5

    Как вкусно написана эта статья, я прям даже подписалась


    1. megahertz
      07.08.2022 03:53
      +6

      И прям даже зарегистрировались вчера


  1. steff
    06.08.2022 12:46
    +1

    Сам по себе «Билайн» – дочерняя компания «ВымпелКома», примечательная тем, что владеет ещё и сетями в Европе, а также своей поддержкой поиска пропавших людей «Лиза Алерт».

    А разве «Билайн» (точнее, уже «билайн») это не торговая марка, которая принадлежит компании ВымпелКом, которая, в свою очередь, принадлежит Veon (бывш. VimpelCom Ltd)?


    1. Alkash-kolyadun Автор
      06.08.2022 12:54
      +1

      Там если прям углубляться, то Билайн это не только ВымпелКом, но еще и Национальная Башенная Компания, и часть вышек принадлежит одним, часть другим, но обслуживается все вместе. У них там как-то все очень интересно устроено. Но да, ваша правда, Билайн правильнее было бы сейчас называть торговой маркой, а не компанией.


      1. SerjV
        06.08.2022 14:26

        Но да, ваша правда, Билайн правильнее было бы сейчас называть торговой маркой

        Правильнее называть "товарным знаком", если, конечно, речь не идёт о налогообложении. Ну или "группой компаний Билайн" - неформально, но понятно.

        Ну и если на то пошло - то товарные знаки используются всеми операторами, вопрос лишь в том, насколько сильно расходятся название организации (организаций в случае "группы компаний") с используемым товарным знаком. Например, Теле2 и ООО «Т2 Мобайл» - корректно это называть "компанией Теле2", или не очень и лучше "группой компаний Теле2"?

        Однозначная связь товарного знака и названия компании разве что у МТС осталась, хотя, возможно, там тоже в каких-то случае "группа компаний" обнаружится...


    1. Didimus
      07.08.2022 08:22
      +1

      А на деле это альфагруп.


      1. SerjV
        07.08.2022 23:49

        вот-вот, Альфа-Групп...


  1. geher
    06.08.2022 13:25
    +3

    который помимо мобильной связи занимается ещё и широкополосным доступом в интернет, кабельным телевидением и, зачем-то, местной телефонной связью.

    Этим по крайней мере вся большая тройка занимается в разной степени. А немобильная телефонная связь обычно у них там, где они кого-то проглотили с этой опцией.

    Сама по себе вышка, если не вдаваться в технические нюансы – это просто модем на палке, с тремя направленными в разные стороны антеннами.

    Еще там может быть второй модем для радиоканала вместо более традиционного провода или оптоволокна. А антенн по разным причинам может быть больше трех, причем одного оператора.

    Кстати, к вопросу о «конкуренции» между операторами: на одной вышке вполне могут быть навешаны и антенны прямых конкурентов, причем за бесплатно, по схеме «ты мне поможешь тут, а я помогу тебе там».

    А еще вышка может принадлежать специальному оператору вышек, у которого операторы сотовой связи арендуют место на вышке.

    Параметр доступности обычной мобильной связи для общения голосом можете вообще смело игнорировать – там, где есть интернет, там позвонить точно получится, так как никто отдельные вышки для интернета никогда не строил

    Читал, что где-то в России есть места, где старого доброго GSM второго или даже двухсполовинного (ну и первого заодно) поколения никогда не было. Зато 3G в наличии. В результате какой-никакой интернет есть, а с тупой GSM звонилки никак не позвонить.


    1. Markscheider
      06.08.2022 15:05
      +1

      Читал, что где-то в России есть места, где старого доброго GSM второго или даже двухсполовинного (ну и первого заодно) поколения никогда не было. Зато 3G в наличии.

      Москва и область, Теле2. Покрытия 1/2G нет в принципе (думаю, частот не дали). Соотв., симки Теле2 и виртуалов на его оборудовании (Сбермобайл, ГПБ мобайл, Тиньков) работают только в смартфонах. Думаю, с этим ничего делать не будут, т.к. доля абонентов с "звонилками" в МСК не так и велика.


    1. JustAnotherTelcoEngineer
      06.08.2022 17:04

      В Бурятии у билайна нет частот 2G. Поэтому им приходится заливать всё 3G


  1. JPEGEC
    06.08.2022 15:07
    +1

    Как вы могли уже догадаться, простого ответа тут нет и сказать уверенно,
    какой оператор лучше, а какой хуже – нельзя, и любой ТОП по определению
    будет обманом.

    Просто имеете симки всех основных операторов. Благо их немного.

    Лично мне хватает Б и МГф. Т2 на мой личный взгляд конкретные козлы а с МТс как-то не сложилось. Этих двух хватало везде от москвы до камчатки.


    1. Javian
      06.08.2022 17:35
      +1

      И тут вы, вооружившись всеми симками, приезжаете в удивительное место где ваш метод дает сбой - Крым.


      1. p07a1330
        06.08.2022 18:53
        +4

        Ну, вы же не удивляетесь, что в условной Польше не будет работать симка МТС?

        Тут история менее радикальная, но и сказать, что инфрастрктурно крым - полностью российский будет тоже не совсем корректно. Последние несколько лет он плавно переходил на российскую инфраструктуру, но не более того. А что потом будет - время покажет.

        З.Ы. специально выделю, что речь о инфраструктуре и телекоме. Политику приплетать не хочу.


        1. Javian
          06.08.2022 19:47

          Это просто к слову вспомнилось т.к. несколько недель назад имел небольшой разговор с бывшим работником тамошнего телекома, который упомянул что с оборудованием там аховая ситуация - ставили то, что было еще в запасах, а нового оборудования нет возможности закупить. И в данный момент запасов нет.


  1. romancelover
    06.08.2022 15:50
    +4

    Ещё отличительные особенности операторов:
    Поддержка IPv6 на мобильном интернете. Может быть полезна при необходимости как-то достучаться до устройства извне, или если какой-то нужный сайт по IPv4 блокируется, а по IPv6 нет. Есть только у МТС, у Мегафона идут тесты уже давно, у остальных операторов нет.
    Поддержка VoLTE. Позволяет звонить через сеть 4G без переключения на 3G. Насколько я помню, есть у всех операторов (может кроме MVNO)
    Поддержка VoWiFi. Позволяет звонить через сеть WiFi. Может быть полезна в помещениях, или в роуминге (звонки по Wi-Fi идут по домашним тарифам). Есть вроде уже у всех основных операторов.
    Поддержка звонков через приложение. Похоже на Wi-Fi, только использует стороннее приложение от оператора. Позволяет, например, в роуминге брать интернет с местной симки, и звонить через него с российского номера без роуминга. Есть у МТС, у Мегафон, у остальных вроде бы нет.
    Способы борьбы с раздачей. Некоторые тарифы рассчитываются оператором на использование в одном смартфоне (особенно с безлимитом), и за раздачу на другие устройства или использование в модеме может ограничиваться доступ или взиматься дополнительная плата. Тарифы без ограничений более дорогие. Самые продвинутые способы у МТС (но и их можно обойти).

    По дополнительным фичам выходит, что самый продвинутый оператор это МТС, потом Мегафон.


    1. JustAnotherTelcoEngineer
      06.08.2022 17:08

      Поддержка звонков через приложение. Похоже на Wi-Fi, только использует стороннее приложение от оператора. Позволяет, например, в роуминге брать интернет с местной симки, и звонить через него с российского номера без роуминга. Есть у МТС, у Мегафон, у остальных вроде бы нет.

      Такое себе технологическое преимущество, учитывая наличие голосовых звонков через whatsapp, telegram, viber и т.д.

      И VoLTE, насколько знаю, поддерживают уже все операторы. Правда, от региона к региону ситуация тоже может отличаться


      1. pvsur
        06.08.2022 20:21

        Тут ещё и модель телефона играет немаловажную роль... Мой Oppo Reno 3 вроде как умеет волте, но в списках совместимого оборудования у операторов он отсутствует и волте нет у меня. А очень нужно, иначе в момент телефонного вызова мобильный интернет, раздаваемых с телефона, мягко говоря, очень проседает.... :(


        1. izuru_hitachi
          08.08.2022 10:52

          У меня Zenfone 8, он умеет и в VoLTE и по вайфаю звонить, это указано в характеристиках. Другое дело, что ни билайн, ни йота, ни тинькофф, ни даже мегафон, никто из них не дал мне обе эти фичи. Только на МТС у меня это всё заработало (и то, пришлось подключить бесплатную услугу VoLTE). Да и качество голоса РАЗИТЕЛЬНО отличается от того же билайна...


          1. mrJoco
            08.08.2022 21:38

            Качество возможно отличается, потому что у МТС есть HD Voice по всей стране в сетях всех поколений.


      1. Dee3
        06.08.2022 23:34
        +2

        Есть несколько локаций где Мегафон плохо ловит, даже в GSM. Но при наличии Wi-Fi вообще этого не замечаешь, все бесшовно ходит через VoWiFi. На мой взгляд это очень круто и полностью закрывает кейс "У нас офис в подвале, тут сеть не ловит"


      1. F0iL
        07.08.2022 08:57
        +2

        Такое себе технологическое преимущество, учитывая наличие голосовых звонков через whatsapp, telegram, viber и т.д.

        На самом деле офигенно преимущество, потому что всякие там налоговые, ЖЭУ, а нередко даже пожилые родственники и т.д. вам звонить будут не в ватсап и телеграм, а на обычный номер. И вы им, в свою очередь, по вотсапу не дозвонитесь.

        Мы когда переехали жить в другую страну, нас это мегафоновское приложение спасало неоднократно при необходимости коммуницировать с родиной.


      1. Kirill-112
        08.08.2022 10:50

        Такое себе технологическое преимущество, учитывая наличие голосовых звонков через whatsapp, telegram, viber и т.д.

        Мессенджеры позволяют звонить только тем людям, у которых есть такой же мессенджер. А операторская SIP-звонилка звонит по «классической» связи, причём у абонента отобразится ваш номер телефона.


    1. KorDen32
      07.08.2022 11:56

      VoLTE, VoWiFi ... есть у всех операторов

      Стоит выехать за пределы Москвы и выясняется, что:

      • МТС - почти во всех регионах есть VoLTE и VoWiFi, много где аж с ~2019 года. Но есть регионы, где до сих пор не могут согласовать.

      • Мегафон - много регионов с VoLTE, наконец-то в этом году запустили VoWiFi в большинстве регионов с VoLTE

      • Билайн - несколько регионов VoLTE, VoWiFi до недавнего времени только в Москве, сейчас наконец пошли по регионам

      • Теле2 - только VoLTE, информации на сайте по регионам нет, работает далеко не везде


  1. FaustRi
    06.08.2022 16:56
    +5

    Классная статья, спасибо! Простым языком написаны непростые вещи. Я тоже послушала б рассказы про борьбу глубинного народа


  1. JustAnotherTelcoEngineer
    06.08.2022 16:56
    +5

    Можно пару правок?

    Таки ездят по городам и весям не радиопланировщики, а радиоизмерители. Радиопланировщики сидят в офисах и получают от измерителей результаты объездов, которые используют для планирования.

    Да и ездят измерители совсем не по удаленным городкам и деревням, чтобы выяснить "где у нас совсем плохо", а как раз по столицам регионов, чтобы сравнить качество с конкурентами (ездят комплексы с 4-12 трубками+сканеры, которые настроены на определенные частоты), чтобы понимать, в чем и где проигрыш, чтобы эти моменты нивелировать.

    Чтобы спланировать где-то "далеко", где покрытие так себе, можно никуда не ездить - просто посчитать покрытие и увидеть, где проблема.

    И суммы на вышку у вас как-то занижены раз в 6-7... Может это потому, что вы считаете стоимость самой вышки? Если к этому добавить, собственно, радиооборудование, антенны, организацию транспорта (РРЛ, или оптика, или аренда канала у другого оператора+последняя миля до точки присоединения), электропитание, все проекты межевания и землеотводы, проектно-изыскательские работы, строительно-монтажные работы, аккумуляторы, контейнеры или термошкафы, те самые кондиционеры... В общем, срок окупаемости вышки вдали от регионального центра уже совсем не год, а 4-5 лет. То, что окупается дольше, без субсидий не строится.


  1. DiZiri
    06.08.2022 16:57
    +7

    По схожим причинам, кстати, не стоит даже рассматривать других операторов за пределами этой четверки. Они либо слишком уж мелкие, либо же используют вышки большой четверки, и YOTA, например, это проект «Мегафона», а набирающий обороты «Тинькофф» использует вышки «Теле2».

    ИМХО YOTA и Тинькофф - это единственные операторы, которые стоит расматривать. По одной важной причине - отсутвие левых подписок.

    Основные операторы тоже не все равны. Мегафон например не позволяет полностью отказаться от левых платных подписок, можно только запрет на год поставить(как минимум раньше так было. Надеятся, что вы забудете продлить запрет).
    И вам даже не нужно отправлять какие-то смс для подписки, достаточно случайно в гугле зайти на левый сайт(или на сайт со скрытым iframe'ом на левый сайт) и деньги спишет автоматом.

    Билайн не пустит Вас в личный кабинет, если вы не подпишете при входе договор с согласием получать спам на ваш телефон (передают ваш номер третьим лицам - "партнерам").
    Думаю остальные операторы четверки делают ровно тож самое.


    1. DentonJC
      08.08.2022 07:50

      Полностью согласен. Как только @YotaRussia появилась, я сразу же перешёл на неё по двум причинам: отсутствие левых подписок и настоящий, безлимитный интернет. Именно безлимитный, без всяких приписок мелкими буквами, что "через 20 гигабайт ваша скорость будет ограничена до 64 кб/с" (как это было в те времена у Билайна, МТС И Мегафона на их тарифах с названиями "безлимит"). С тех пор никаких других операторов не рассматриваю.


      1. Popadanec
        08.08.2022 08:45
        +2

        Они долго баловались с ограничением скорости для пользующихся торрентом. Скачал несколько фильмов, получи на месяц снижение скорости.
        Да и не так давно по вечерам резали скорость ютубу.


        1. Kelv13
          08.08.2022 14:43

          Про ограничение скорости торрентов у них написано в договоре нормальным размером шрифта.


          1. Popadanec
            08.08.2022 16:33

            Но многие лаунчеры онлайн игр пользуются торрент загрузкой/раздачей, чтобы разгрузить свои сервера и ускорить раздачу обновлений.


            1. Kelv13
              08.08.2022 16:47

              Разговор о порядочности Yota, которая не обманывает. Не нужно им звонить и спрашивать - какие лимиты трафика на безлимитном тарифе? По сколько килобайт у вас округляется трафик, а то я проверил почту 100 раз и улетело N ГБ трафика? Почему подключено 100500 услуг и я включаю симку и остаюсь без связи после непонятных списаний? И т.д.


              1. Popadanec
                08.08.2022 18:09

                Разговор про настоящий безлимит.


  1. NikaLapka
    06.08.2022 16:57
    +2

    Да их не много, всего полдесятка, но разница есть:

    Если я хочу чтобы собеседник хорошо слышал меня, то выбираю Мегафон.

    Если хочу путешествовать по России, за границей, то выбираю Мегафон, МТС.

    Если хочу VoLTE, VoWiFi, то только Мегафон.

    По цене тоже не честно, Мегафон явно самый дорогой.

    --

    Про глубинный народ пишите обязательно. Хабр, как мне кажется, любит примеры из реальной жизни. Прямо как есть, так и пишите, по факту

    1. Начало года, уходил от Мегафона, т.к. вышка в 150 метрах от окна а скорость Интернета 1 Мбит, Мегафон предложил "Не уходите, хотите мы предоставим Вам бесплатный, безлимитный Интернет до конца года?!"

    2. Весна, Билайн разослал рекламки в компанию, с штатной численностью 2000-3000 человек, с специальными корпоративными тарифами... только вот связаться с кем либо из компании Билайн за 2 недели так и не удалось, на горячей линии, офисе связи - мы не знаем, контактный телефон либо не доступен либо не знают, либо в отпуске, горячая линия тоже ничем не помогла.. ну и не надо.


    1. Mr_Floppy
      06.08.2022 23:07

      У Билайна есть VoLTE (года 2 назад активно рекламировался), VoWifi тоже недавно появился.


  1. vrangel
    06.08.2022 17:32
    +1

    Сама по себе вышка, если не вдаваться в технические нюансы – это просто модем на палке, с тремя направленными в разные стороны антеннами. Никакой особо мощной техники там не стоит и суммарно вся вышка потребляет примерно столько же электроэнергии, сколько два одновременно запущенных кондиционера

    Если я правильно понял и это про базовую станцию 2/3/4g, то это, мягко говоря, не так. В 4g 40-60 ватт на сектор легко.


    1. Dinxor
      06.08.2022 22:09

      В общем, там изначально до 50 ватт на антенну было - сталкивался с этой темой в 2002-м, тогда народ живо интересовался дальностью связи новинки - если дальность большая, наверное, излучает сильно? Приходилось объяснять про соты и зоны покрытия, мощность на самом деле требовалась небольшая по сравнению с киловаттными FM станциями - вот кого стоило больше опасаться.


    1. JustAnotherTelcoEngineer
      07.08.2022 04:03

      В 2g 20вт на передатчик обычно, но передатчиков может быть 4.

      В 3g обычно тоже 20 Вт на несущую, как правило у операторов их по 3.

      В LTE всё сильно зависит от количества несущих, диапазона, порядка MIMO, ширины полосы... Выставляется примерно от 20 до 80 Вт на несущую.

      Но все указанные выше цифры привожу с уточнением, что это максимальная излучаемая мощность, и передатчики крайне редко работают на полную, потому что это зависит от нагрузки и распределения абонентов. Фактически в эфир выдувается примерно в 2 раза меньшая мощность.


  1. Darkhon
    06.08.2022 20:44

    Было открытием узнать, что Теле2 "считай что государственный". Почему-то всегда считал, что самый "государственный" у нас МТС. Он вроде и сливал больше всех.


  1. vda19999
    06.08.2022 23:01
    +1

    А не знаете, от чего может быть следующая ситуация:

    В Великобритании (конкретно в Шотландии) мобильная связь всех стандартов и всех операторов исчезает, как только входишь почти в любое здание. В небольших городках она перестаёт работать, даже если просто подойти к зданию (а поскольку здания везде, то она нигде и не работает). Причём сразу же за городком на дороге быстрый 4G.

    Здесь что, дома строят из чего-то, совсем не пропускающего сигнал? Или частоты плохие?


    1. strib
      07.08.2022 08:33
      +1

      Покрытие в Великобритании отвратительное и с ёмкостью проблемы, в РФ очень неплохие сети по сравнению с Европой.


      1. vda19999
        07.08.2022 09:04

        Не совсем. Покрытие плохое в метро (там его нет), в зданиях и иногда вблизи них. В остальном покрытие неплохое, на дорогах, вблизи городов и так далее.

        В РФ 5G нету практически совсем. Здесь они есть очень много где. Я раз намерил скорость в где-то 900 Мбит/с

        В общем, в России сети отстают по сравнению с Европой, но в Великобритании почему-то какие-то свои непонятные приколы


        1. strib
          07.08.2022 09:44

          Именно это я и имею в виду. На улице сигнал не затухает в стенах. Чтобы проникновение было внутри помещений надо повышать мощность, мощность в общем случае убывает обратно пропорционально кубу расстояния (не будем тут про диаграммы направленности и т д.). Т.е. надо больше базовых станций на единицу площади ставить. В случае городской застройки ещё и планировать правильно. Ну и есть объективные отчёты с измерениями, в РФ сети очень хорошие в основной массе.

          Разовое измерение скорости ничего не значит. Важны нормальные KPI которые учитывают кучу параметров.

          В РФ 5G нет вообще и вряд ли будет в ближайшие пару лет, а то и больше (нет, 5Ghz - дрянь и потемкинские деревни, физику не обмануть, надо 3.5Ghz, но это к регулятору). За исключением одного вырожденного случая.


          1. RTFM13
            07.08.2022 18:07

            в общем случае убывает обратно пропорционально кубу расстояния

            Может, квадрату?

            И с диаграммами направленности это не связано.


          1. Sagittarius67
            08.08.2022 10:11

            По поводу мощности и покрытия в помещении. Дело в том, что потери радиосигнала происходят не только на пути от базовой станции к телефону, но и на пути от телефона к базовой станции. Это значит, что если в помещении не работает телефон, то это не от того что у базовой станции мощность маленькая, а от того, что она не "слышит" сигнал от телефона.


  1. ukmsz
    07.08.2022 07:01

    В начале года с билайном у меня прекрасная история в Канаде приключилась. Там он работает в роуминге через местного оператора Роджерс. Попробовал я воспользоваться этим интернетом в роуминге и он работал также хорошо как и дома. Включая реестр сайтов опасных для властей. Беглая проверка показала что весь трафик гонится в Москву, а уже оттуда обратно в Канаду и для канадских сайтов это выглядит будто я в Москве. Что вызывает непонимание уже у местных.


    1. n2dt4qd2wg9b
      07.08.2022 07:44
      +2

      Так работает во всем мире. Я когда с роджерсовской симкой был в UK, то мой трафф гнался и землился в Канаде.


    1. Mapaxa864
      07.08.2022 07:45

      Теле2 для этого даже роуминг не нужен. Выдать Питере иркутский айпишник — милое дело.


  1. Tolik-5
    07.08.2022 09:55

    Живу в спальном районе у МКАД. Связь вообще хорошая, и 4G, и проводной интернет в квартире. Вышки с БС понатыканы повсюду. Но когда пропадает свет в районе, сразу же валится всё: ну, с рутерами в доме всё ясно, но почему немедленно пропадает и мобильная связь, МТС и Мегафон? Неужто на БС аккумуляторов совсем нет? Или они подключены по тем же каналам связи, что и проводной интернет (без всякой гарантии надежности)?

    Может быть, просто число хомячков зашкаливает? Столько телефонов переходят с WiFi на 4G одновременно, что всё падает?

    Фигово получается: нет никакой возможности обеспечить бесперебойный интернет. Сколько ни подключи провайдеров, сколько ни купи симок, всё падает одновременно :(


  1. Abyss777
    07.08.2022 10:05
    +2

    Какая-то поверхностная статья...

    Про частоты:

    - сплошные 40 МГц в B7 это неоспоримое приемущество, расскажите у кого они, и как достались.
    7CA умеют даже раритеты типа Redmi 5 и всё где написано LTE Cat.6
    Это значит что у этого оператора априори будет выше скорость LTE (в крупных городах конечно)

    - Расскажите как Ростелеком/Т2 заимели B40 (до 100 Мгц в разных регионах) как раз под устранение неравенства, но они вешают это для для всех и даже в крупных городах. Чем пытаются компенсировать недостаток частот. И собирают всякие интересные штуки типа 1AA-3A-7A-40A

    - В Башкирии у МТС два набора частот B1 (кого-то они там купили в своё время раньше Ростелекома как понятно из статьи) и они там себя очень вольготно чувствуют и легко конкурируют с Мегафоном по скорости

    Нельзя рассматривать оператора в отрыве от региона, слишком разный набор частот и история (кто кого купил, кто какие куски в B3, B8 и B1 отхватил на заре)


    Про цены...

    - Сравните стоимость 1Гб трафика в международном роуминге у Мегафона и Тинькова...
    И там реально пофиг на каком оборудовании всё это работает т.к. роуминг партнеров несколько. Но в России цены конечно похожие...

    Про технологии...

    - Как выше отметили IPv6 есть только у МТС
    - Но при этом у МТС всё еще нет VoLTE и VoWiFi в Свердловской области. Согласовать не могут который год...

    А есть еще локальные операторы (удивительно как выживают). И например у Мотива покрытие голосом почти в каждой деревне Свердловской области, но LTE дно конечно из-за частот, а 3G у них нет, потому что частот нет.


  1. saege5b
    07.08.2022 13:32
    +1

    Кооперация возникла по разным причинам.

    И что народ начинал беситься, глядя на "лес" вышек и башен, а их ставят не только четверка.

    Конфликт приемников и излучателей. Разрулить ситуацию когда 3..5..7 башен весело лупят в друг друга - любимая тема выбешивания проектантов.

    Надзорные органы начинали так злиться, когда по лесу, который формально не заповедник, но и не просто "три берёзы", а что то со статусом ограниченного доступа, и тут начинают ходить желающие его перепахать траншеями. Тут же и и поля и реки.

    Потом ценник начал расти, и у черта на р_огах (т_9) окупаемость вникогда. А государство заставляет.

    Отсутствие места. Банально в центре поселка можно приткнуть одну вышку и все. Ставить по окрестностям по иным причинам не вариант.

    ___

    P.S.

    Вспомнил, как за год построили высотку и антена начала фигачить прямо в заселенные квартиры.


  1. Sagittarius67
    07.08.2022 16:30
    +3

    А где же рассказ про внутреннюю кухню операторов? Заголовок явно не соответствует тексту статьи.

    Лайфхак для читателей - если в статье про сотовую связь вы видите слово «вышка», то можете смело пропускать такую статью как дилетантскую.


  1. andrey53
    07.08.2022 20:36
    +1

    Спасибо за интересную статью. Введение в сотовых операторов получилось прекрасное. Ник тоже замечательный.


  1. rssp
    08.08.2022 10:47

    >«Мегафон», который помимо мобильной связи занимается ещё и широкополосным доступом в интернет, кабельным телевидением и, зачем-то, местной телефонной связью.


    Местной телефонной связью Мегафон занимается с тех пор, как в 2011 году купил ЗАО «ПетерСтар», крупнейшего бизнес-оператоа фиксированной связи Северо-Западного региона. Петерстару принадлежала, в  том числе, вся телефонно-кабельная канализация на Васильевском острове Санкт-Петербурга.


  1. zabanen2
    08.08.2022 10:49

    йота, башкирия. раз в месяц от них приходят 2 смс, что будут списаны деньги для оплаты и что оплата прошла. есть проблемы со скоростью интернета в строго определенных местах, но я на это глаза закрываю ибо был мегафон, который:
    - звонил, впаривал что-то;
    - менял тариф как вздумается;
    - подключал платные услуги мошенническим способом;
    - я не просил, а в телефоне появляется какое-то невнятное приложение (MegaFon PRO), удалить нельзя;
    - приходят сообщения прямо на экран телефона, нажатие на которые подключают платные услуги (самое мерзкое действие от мегафон)
    - в телефонной книге появляются их сраные контакты (антиспам, остатки трафика, мегафон, мой номер, мои подписки, ближайший салон связи, мегафон-бонус, баланс, личный кабиент)
    - ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ, который просто уродский, в котором вообще ничего не понятно;
    Я думаю менеджеры мегафона руководствуются такой логикой: прячут функцию, чтобы клиент дольше копался, смотрят метрики: "ооо, клиент стал дольше сидеть на сайте, больше смотрит нашу рекламу, держите премию". личный кабинет мегафона просто пример как сделать говно клиенту.
    - просто посмотрите этот список бесплатных услуг, которые нужно знать и подключать на срок не более полугода являясь клиентом мегафона, чтобы мегафон не бомбардировал телефон:
    - Отказ от предложений оператора в SMS, MMS, E-mail
    - Отказ от предложений партнеров в SMS, MMS
    - Отказ от предложений партнеров по E-mail
    - Отказ от телемаркетинга оператора
    - Отказ от уведомлений оператора в сервисных SMS
    - Отказ от уведомлений оператора в сервисных USSD
    - Отказ от баннерной рекламы оператора
    - Отказ от баннерной рекламы партнёров
    - Запрет платных контентных коротких номеров
    - Отказ от USSD рассылок
    т.е. мегафон вводит рассылки, потом вводит возможность отключения рассылки. хм... вводит рассылки по ussd и потом вводит запрет рассылок ussd... и по кругу, а куда клиент денется от большой 4-ки?

    мтс: у человека неправильная буква в паспортных данных в базе мтс. он приходит, говорит, исправьте на правильные данные. ему отвечают: показывайте ваш паспорт, он показывает, ему говорят: к сожалению, у нас в базе другие данные, лучше приносите правильный паспорт, тогда и поговорим. а ведь личный номер телефона это как второй паспорт в наше время.

    на этом фоне, йота кажется тихим домом, с удобным приложением, где не нужно тратить много времени, где можно настроить тариф, где ни разу за пару лет не подключили ни 1 платную услугу.

    отдельный привет конским отступам у списков на хабре, приходится пользоваться костылем, чтобы текст был более плотный


  1. Ziu
    08.08.2022 10:49

    Башкортостан должен был быть покрыт сетью черного оператора в диапазоне LTE_800 в 2022 году, если бы не февраль. Проект в котором это реализовывалось называется устранение цифрового неравенства (УНЦ) от Минцифры. Эта реализация подразумевает размещение в глубинках, где нет связи совсем и жители организованно голосовали за её наличие, антенно-мачтовых сооружений и базовых станций на них. Финансовая часть полностью закрывается гос. бюджетом и есть жёсткие сроки реализации вплоть до крупных штрафов. Интересен факт того, что после строительства инфраструктуры есть обязательство пустить на нее других операторов. Так-то. :) Теле2 в Башкирии нет по простой причине - у них нет частот. Но под УЦН могли дешево "распилить" абонентскую базу с трех операторов на четырех.

    По РФ этот проект идёт и сейчас, но РБ из него исключена. Зато в 2022 будет запущен Хабаровск. @Tele2, да ведь?